Научная статья на тему 'Профессиональное образование в Архангельской области'

Профессиональное образование в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
628
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование в Архангельской области»

данных с итогами ЕГЭ, станет проще выявлять всплески высоких показателей в отдельных местностях и даже школах.

5. Поскольку переход на финансирование посредством ГИФО предполагает отстранение вузов от процесса приема студентов, предлагается дать вузам право регулировать размеры стипендий, исходя из результатов экзаменационных сессий. На наш взгляд, неразумно было бы и стипендию привязывать к ГИФО. Размер оплаты - это одно, а размер стипендии должен остаться одним из рычагов воздействия на нерадивых студентов.

Выгодно ли переходить на финансирование с использованием ГИФО?

1. Университет не потерял свой внебюджетный фонд, напротив, несколько увеличил его за счет роста общего контингента студентов 1-го курса. Здесь, правда, не стоит забывать о качестве, главное - найти золотую середину.

2. Разумеется, потребуется кропотливая работа планово-финансовых

служб вуза для того, чтобы правильно и оптимально просчитать стоимость обучения студентов по каждой специальности, исходя из спроса и платежеспособных возможностей населения.

3. Необходимо вести активную, широкомасштабную профориентационную работу, поддерживать связь со школами путем создания экспериментальных площадок, профильных классов, расширять сеть довузовских подразделений своего учебного заведения не только в местах нахождения вуза, но и на периферии, создавать привлекательный имидж своего вуза.

4. В новых условиях финансирования спрос будет рождать предложения; как следствие, у ректоров уменьшится ряд проблем, связанных с тем, какие специальности сокращать, а перед какими включить зеленый свет.

Университет в очередной раз усложнил себе жизнь, включившись одним из первых в столь сложное мероприятие. Хотелось бы надеяться, что, набив себе шишки, мы все же сможем сказать, что в целом эксперимент состоялся.

Е. КУДРЯШОВА, доктор философских наук

Отдел науки и высшей школы администрации Архангельской области

В минувшем году два ведущих вуза Архангельской области - Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Северный государственный медицинский университет отметили свои 70-летние юбилеи. Архангельскому государственному техническому университету «стукнуло» 73 года.

Профессиональное образование в Архангельской области

Созданные в годы первых пятилеток высшие учебные заведения области успешно справились с задачей подготовки квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Европейского Севера страны.

Архангельские вузы добились высокого качества образовательной и научной деятельности. Результатом этого

стало преобразование по итогам аттестации и аккредитации Архангельского государственного педагогического института в университет классического типа, Архангельского лесотехнического института в технический университет, а медицинского института в медицинский университет.

Таким образом, в середине 90-х годов ХХ века Архангельск стал по-настоящему университетским городом. Об этом мечтал наш великий земляк Михаил Васильевич Ломоносов, к этому стремилась интеллигенция и деловые круги нашего Северного края в начале прошлого столетия.

Процесс преобразования вузов в университеты нередко встречал настороженность. Далеко не все верили в возможность превратить региональные (провинциальные) институты в современные университеты. Но мы сумели пройти через сложные испытания, и ценой громадных усилий, самоотверженного труда и энтузиазма многих людей (преподавателей, ученых, управленцев) Поморский край стал центром университетского образования. За короткий период создан мощный научный и педагогический потенциал, позволяющий университетам на высоком качественном уровне решать широкий комплекс образовательных, научных и социальных задач.

То, что среди выпускников наших вузов нет безработных, свидетельствует об их востребованности в современном обществе, служит подтверждением правильно выбранной стратегии развития.

Главной особенностью архангельских вузов является стремление никогда не останавливаться на достигнутом, непрестанно двигаться вперед. Коллективы университетов молоды не только по возрасту преподавателей, но и по рабочему настрою, полны энергии, умеют взращивать

дерзкие замыслы и воплощать их в реальность.

Во все времена образование являлось и является катализатором либо стагнации общества, либо его экономического роста и благосостояния, фактором конкурентоспособности, стабильности страны и устойчивого развития. Поэтому образовательную политику администрация области рассматривает как составную часть общей социально-экономической политики.

В последние годы на региональном уровне (как и на федеральном) создается правовая основа модернизации системы образования. Два года назад была принята «Программа развития образования в Архангельской области на 20012005 годы». План мероприятий по выполнению этой программы предусматривал разработку основных направлений развития среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области на тот же период. Почему же возникла необходимость в такой программе?

Разрушение в конце 1980-х - начале 1990-х годов централизованной модели функционирования системы высшего и среднего профессионального образования, перенос центра тяжести в управлении экономикой в регионы потребовали выработки новой политики в области профессионального образования, которая наиболее полно учитывала бы специфические региональные условия и способствовала более динамичному и сбалансированному взаимодействию вузов с формирующейся новой социально-экономической реальностью - рынком образовательных услуг для населения, рынком труда специалистов. В нашем случае речь идет о разработке региональной стратегии и механизмов адаптации учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования к новой экономической, социальной и де-

мографической ситуации, сложившейся в Архангельской области.

В настоящее время система высшего профессионального образования в нашей области характеризуется следующими показателями.

На территории области функционируют 28 высших учебных заведений, филиалов и представительств, причем половина из них находится в областном центре. Общая численность студентов высших учебных заведений в области составляет сегодня почти 35 тыс. чел. Из них на долю негосударственных вузов приходится лишь 11%, большая же часть - более 31 тыс. чел. - обучается в государственных вузах, в т.ч. около 18 тысяч — на бюджетной основе (табл.).

Крупнейшими государственными вузами, действующими на территории области, являются: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (с филиалами в Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре), Архангельский государственный технический университет (с филиалами в Котласе, Вельске, Новодвинске и Нарьян-Маре), Северный государственный медицинский университет.

К старейшим филиалам государственных вузов относятся: Севмаш ВТУЗ - филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (г. Северодвинск), Архангельский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, Архангельский заочный филиал Государственной морской академии имени С.О. Макарова.

Несколько новых филиалов государственных вузов появились за последние два года. В Архангельске - филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и филиал Московской государственной технологической академии. В других городах области: Архангельский филиал Северо-Западной ака-

демии госслужбы в г. Северодвинске, Котласский филиал Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, Котласский филиал Российского государственного открытого технического университета путей сообщений и Котласский филиал Московской государственной технологической академии.

К негосударственным учреждениям ВПО, действующим в г. Архангельске и области, относятся Северный институт предпринимательства и Институт управления, имеющие лицензии и государственную аккредитацию, а также филиалы негосударственных вузов -Современного гуманитарного института (в Архангельске, Северодвинске и Вельске) и Московского гуманитарноэкономического института (в Коряж-ме). Все эти филиалы появились на протяжении последних трех лет.

В 2002 году в государственные и негосударственные высшие учебные заведения всех форм обучения принято более 6 тыс. чел., в средние специальные учебные заведения - около 7 тыс. чел.

Количество студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения в Архангельской области составляет 238 чел. (по Российской Федерации

- 246). Численность учащихся средних профессиональных учебных заведений на 10 тыс. чел. населения области составила 153 чел. (по Российской Федерации - 139). Это свидетельствует, с одной стороны, о востребованности высшего и среднего профессионального образования, с другой - о существующем потенциале развития данной сферы. Однако в связи с отказом от обязательного трудоустройства и неразвитостью системы контрактной подготовки приток молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения, особенно в сельской местности, резко сократился. При этом с начала девяностых годов охват моло-

Таблица

Динамика развития высшего профессионального образования в Архангельской области (1997-2002 гг.)

1997 2002

Высшие учебные заведения, 7 29

среди них:

- государственные вузы 3 3

- филиалы государственных вузов 2 19

- негосударственные вузы 2 2

- филиалы негосударственных вузов 0 4

- представительства негосударственных вузов 0 1

Количество специальностей 55 97

Профессорско-преподавательский состав, 1480 1545

в том числе:

- кандидаты наук 584 (39%) 920 (59%)

- доктора наук 76 (5%) 160 (10%)

Количество студентов, 17 000 (100%) 35 000 (100%)

в том числе:

в государственных вузах: 15 130 (89%) 31 150 (89%)

- на бюджетной основе 14 410 (75%) 17 444 (56%)

- на внебюджетной основе 2 550 (15%) 13 706 (44%)

в негосударственных вузах: 1 530 (9%) 3 850 (11%)

дежи высшим профессиональным образованием расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных вузах.

В области действует система целевого приема и подготовки специалистов в государственных вузах. «Положение о порядке целевого приема в государственные высшие учебные заведения в Архангельской области» было разработано в 2000 г. Его основной за-

дачей является содействие государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем региона, удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов. Предпочтение при этом отдается выпускникам сельских школ. О выделении целевых мест ежегодно заключается договор между администра-

цией области и соответствующим вузом. Но потребности экономики региона диктуют необходимость развития практики целевого приема и распространения ее на учреждения среднего профессионального образования.

Количество специальностей высшего и среднего профессионального образования за последние пять лет постоянно растет, однако потребности социально-экономического комплекса области в высококвалифицированных кадрах удовлетворяются не в полной мере. Так, в существующих высших учебных заведениях не осуществляется полномасштабная подготовка кадров для таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая и рыбная промышленность, связь, железнодорожный, морской и речной транспорт, туризм и др.

В начале 1990-х годов в результате изменений в порядке приема студентов их численность в технических вузах уменьшилась, а по экономическим и юридическим специальностям резко возросла. В последние годы ситуация изменилась. Это связано, с одной стороны, с оживлением экономики в регионе (особенно в химико-лесном и нефтедобывающем комплексах), что обусловило повышение интереса абитуриентов к специальностям, связанным с промышленностью. С другой стороны, сегодняшний рост числа студентов является эхом повышенной рождаемости в начале 1980-х годов.

В период с 1997 по 2001 годы получила свое развитие и система послевузовского образования. Количество диссертационных советов увеличилось с 4-х (по 5 специальностям) до 8 (по 16 специальностям), а численность аспирантов — с 228 чел. (по 40 специальностям) до 380 чел. (по 57 специальностям). Аспирантуры и докторантуры действуют в ПГУ, АГТУ, СГМУ и Институте экологических проблем Севера УрО РАН. Таким образом, у выпу-

скников вузов есть возможность углублять свои знания по какой-либо выбранной специальности, заниматься научно-исследовательской работой и в перспективе защитить кандидатскую и докторскую диссертацию.

Краеугольным камнем системы высшего профессионального образования становится интеграция науки и педагогического процесса. По абсолютному большинству направлений в основном сохранен, а в целом значительно увеличен интеллектуальный потенциал -число докторов наук в вузах области по сравнению с 1997 годом возросло в 1,5 раза и составляет сегодня более 150 чел., а количество кандидатов наук составляет около тысячи чел. (в 1997 г.

- 715 чел.); авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу по широкому спектру научно-технических и инновационных программ. 80% научных кадров региона сосредоточены в пяти ведущих вузах.

Во всех государственных вузах есть подразделения, ведущие переподготовку и повышение квалификации кадров для социально-экономической сферы области. Также эту деятельность осуществляют Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (АО ИППК РО) и курсы повышения квалификации работников культуры. Кроме того, указом Президента Российской Федерации с 1999 года в Архангельске создан и осуществляет образовательную деятельность межрегиональный центр переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, на гражданские специальности «Гуманитарная конверсия» (как областной центр он действовал на базе ПГУ с 1995 г.).

Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность системы высшего и среднего профессиональ-

ного образования, особенно с североевропейскими странами Баренцева региона (Норвегией, Швецией, Финляндией), Германией, Великобританией и др. В настоящее время осуществляются более 60 совместных научно-образовательных и научно-исследовательских проектов.

На сегодняшний день основными проблемами в региональной системе образования являются:

И ухудшение условий для получения высшего и среднего профессионального образования учащихся и выпускников сельских школ;

И отсутствие системы совместной деятельности учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования и работодателей по профессиональному отбору и трудоустройству выпускников;

И отсутствие комплексной программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, учитывающей перспективы развития социально-экономического комплекса области;

И дефицит учебной и научной литературы нового поколения;

И недостаточное оснащение учреждений высшего и среднего профессионального образования лабораторным оборудованием, компьютерной техникой;

И снижение социального статуса работников высшего и среднего профессионального образования.

Одним из главных кризисных факторов в сфере профессионального образования является недостаточное финансирование. Потребности образовательных учреждений обеспечиваются из бюджетных источников менее чем на четверть.

Государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования из-за отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных

услуг время от времени отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства о недопустимости таких мер.

Остается проблемой и кадровое обеспечение. Стойко сохраняется тенденция старения преподавательского корпуса на всех уровнях образования, слаб приток молодых кадров по причине низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников.

С каждым годом углубляется разрыв связей между средней и высшей школой. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.

В финансировании высшего образования проявляется противоречащая принятым законам Российской Федерации тенденция переноса центра тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, что в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к превращению российской демократической системы образования в сословную, элитарную.

Существенной проблемой является неодинаковая социальная и территориальная мобильность обучаемых и работников сферы высшего и среднего профессионального образования и неравные возможности доступа представителей различных социально-профессиональных и территориальных групп населения к качественному образованию.

Существенная часть трудоспособной молодежи не охвачена системой профессионального образования, что угрожает воспроизводству трудовых ресурсов в регионе.

Складывающаяся ситуация ведет к росту преступности среди молодежи,

которая в Архангельской области за последние годы увеличилась в 8 раз по сравнению с преступностью среди взрослых (по России в целом в 15 раз).

Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности системы высшей школы, за последние пять лет сократилась в несколько раз. Ухудшается взаимодействие вузов с производством, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего к свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров затрудняет организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.

Характер предлагаемых сегодня вузами и средними специальными учебными заведениями профессиональных образовательных программ подготовки определяются следующими факторами:

V интеграцией научного потенциала вузов, ссузов и научных учреждений в рамках Архангельского федерального научно-образовательного центра;

V усиливающейся диверсификацией образовательных потребностей населения;

V потребностью в кадрах для формирования рыночной инфраструктуры области и развития предпринимательства;

V развитием внешнеэкономических торгово-промышленных и коммерческих связей области, созданием специальных экономических зон, совместных предприятий, банков, инвестиционных фондов и т.п.;

V необходимостью кадрового обеспечения федеральных и областных постановлений и программ.

Масштабы и динамика объема образовательных услуг в области также оп-

ределяется экономической ситуацией, складывающейся на рынке труда специалистов.

Удовлетворению услуг, связанных с переподготовкой кадров, должны способствовать, с одной стороны, начавшийся процесс интеграции высшей школы с учреждениями начального и среднего профессионального и общего образования - создание в вузах в качестве структурных подразделений колледжей, лицеев, гимназий, специализированных классов; с другой - интеграция вузов с наукой и производством, формирование федерального и региональных научно-образовательных, инновационных центров, технопарков и т.п.

Учреждения среднего и высшего профессионального образования начинают выступать сегодня в качестве региональных центров разработки социальных, медицинских, экологических, инновационных программ и проектов, центров оказания информационноаналитических и экспертно-консультационных услуг.

На этой основе возникает необходимость создания региональных механизмов поддержки вузов и ссузов со стороны местного бюджета (финансирования региональной составляющей образовательных профессиональных программ, научно-исследовательских проектов, программ социальной защиты ППС и студенчества вузов/ ссузов и др.)

Эффективной формой достижения согласованности действий областных органов исполнительной и законодательной власти, с одной стороны, вузов и ссузов - с другой стали «Основные направления развития высшего и среднего профессионального образования в Архангельской области на 2002-2005 годы», которые являются организационной основой региональной государственной политики в области среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Цель «Основных направлений» -формирование единого научно-образовательного пространства в сфере профессионального образования на территории Архангельской области, обеспечение социально-экономической сферы региона высококвалифицированными кадрами, обеспечение экономических и правовых условий для устойчивого функционирования и развития системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Задачи «Основных направлений»:

^ обеспечение условий для реализации конституционного права граждан на получение профессионального образования, в особенности обеспечение равного доступа к высшему профессиональному образованию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

^ сохранение единого научно-образовательного пространства с учетом исторических и социокультурных особенностей Архангельской области;

^ развитие системы государственно-общественного управления системой высшего и среднего профессионального образования;

^ обеспечение социальной защищенности всех участников образовательного процесса;

^ разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в Архангельской области;

^ насыщение рынка труда области квалифицированными специалистами;

^ развитие международного сотрудничества в сфере профессионального образования, особенно в рамках Баренцева Евро-Арктического региона;

^ обеспечение конкурентоспособности региональной системы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Интеллектуальный потенциал высшей школы в регионе и его возможности трудно переоценить. В Архангельской области, например, 80% высококвалифицированных научных кадров (докторов и кандидатов наук) работают в вузах. 30% студентов (12 тыс. чел.) регулярно занимаются научной работой под руководством опытных преподавателей. Два из трех академических центров работают на базе университетов: Поморский научный центр СевероЗападного отделения Российской академии образования - в Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Северный научный центр Российской академии медицинских наук - в Северном государственном медицинском университете. 60% научных разработок, сделанных учеными вузов, ежегодно внедряются на предприятиях области или в социальной сфере. Идет процесс интеграции вузовской, академической и отраслевой науки на базе создания научно-образовательных центров и осуществления совместных научно-исследовательских и научно-технических проектов.

В областном бюджете прописаны строки: «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» и «Высшая школа». Четвертый год на конкурсной основе формируется, с одной стороны, областной заказ на проведение научных исследований, необходимых для нашего региона, с другой - заказ на подготовку квалифицированных специалистов (через систему целевого приема). Два года на основе двусторонних договоров с Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом посредством со-финансирования организуются региональные конкурсы «Север» и «Русский Север: история, теория, перспективы». Специалисты высшей школы регулярно привлекаются к разработке и экс-

пертизе программ социально-экономического развития области.

Следует также отметить программу поддержки науки - «Молодые ученые Поморья», которая направлена на сохранение наиболее плодотворной части научного персонала, сокращение оттока из науки молодых специалистов, обеспечение минимально необходимого воспроизводства кадровых потребностей фундаментальной, прикладной и вузовской науки, научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе устойчивой стабилизации научной сферы региона, усиления мотивации труда в науке.

Архангельская область оказалась одной из первых среди 35 субъектов РФ, подписавших меморандум «О совместной разработке и реализации еди-

ной региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия Минобразования России и администраций субъектов Российской Федерации». Меморандум определил обязательства двух сторон в проведении планомерной региональной научно-технической политики и закрепил «де юре» сложившиеся ранее взаимоотношения, создав прочную базу для их дальнейшего развития.

Сформированная вертикаль взаимодействий Минобразования и субъектов РФ способствует эффективному и планомерному проведению единой государственной политики в отношении высшей школы вообще, ее научной составляющей в частности, во благо каждого региона и России в целом.

М. ЛУКАШЕНКО, профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг. Государственным учебным заведениям было предоставлено право на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности с передачей государственной собственности в оперативное управление для реализации уставных задач. В условиях хронического дефицита бюджетных средств, характерного для начального периода становления рыночных отношений в образовании, это позволило государственным учебным заведениям обеспечить внебюджетные

Рынок образовательных услуг: десять лет спустя

источники дохода за счет предоставления платных образовательных услуг.

Одновременно с хозяйственной автономией и активизацией внебюджетной деятельности начинается становление негосударственного образовательного сектора. Импульсом послужили, на наш взгляд, новые возможности в определении содержания образования, организации учебного процесса, обеспечении адекватной оплаты труда преподавателям и сотрудникам, реализации предпринимательских подходов в образовании. В условиях демонополизации отрасли появление негосудар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.