Научная статья на тему 'Стратегии развития Северной медицинской школы'

Стратегии развития Северной медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития Северной медицинской школы»

людей могут быть поняты как исходы из некоторых конфликтов, рассогласований субъективных и объективных систем. Переход человека от одной специальности к другой, из одной профессиональной общности в другую нетрудно интерпретировать как исходы их конфликтов. Но и творческое преобразование заданной деятельности, фактическое порождение нового варианта организации рабочего места или профессиональной деятельности - тоже результат разрешения некоторых противоречий развития, конфликтов в принятом выше смысле слова. Придумал более удобный держатель для осветителя, ящик-кассу для упорядоченного хранения инструментов; разгрузил зрение, придумав звуковые сигналы вместо некоторых зрительных и т.д. - все это, в конечном счете, позитивные ис-

П. СИДОРОВ, академик РАМН, ректор Северный государственный медицинский университет

В декабре 2002 года Северный государственный медицинский университет (СГМУ) отметил свое 70-летие. Это серьезный повод для анализа пройденного пути, оценки достигнутого и определения приоритетов дальнейшего развития.

Региональная стратегия и активная региональная политика предопределены географическим расположением вуза, готовящего кадры и курирующего медицинскую науку на Европейском Севере России. Не случайно с 1993 года уже четыре редакции выдержала региональная научно-техническая програм-

ходы из ситуаций рассогласований (конфликтов) некоторых систем» [1]. Таким образом, исходя из факта признания объективного существования конфликтов в профессиональных взаимодействиях в качестве реальных условий этой сферы жизнедеятельности, перед современным специалистом стоит задача развития своих возможностей в конфликтогенных и конфликтных ситуациях внутриличностного и межличностного уровней проявления, а конфликтологическую культуру необходимо рассматривать в качестве цели профессионального образования.

Литература

1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995.- С. 11-12.

Стратегии развития Северной медицинской школы

ма «Здоровье населения Европейского Севера», утвержденная главами администраций четырех субъектов Федерации. С 1994 г. работает координационный совет по развитию медицинского образования на Европейском Севере, объединяющий все факультеты, колледжи и училища региона, и возглавляет его СГМУ. Целевая подготовка студентов и повышение квалификации врачей активно проводятся для всех областей и республик региона, в 16 городах работают представительства университетского колледжа СГМУ.

Одним из наиболее насущных воп-

росов в региональной политике вуза является целевая подготовка. Не секрет, что большинство «целевиков» не доезжают до направивших их на обучение районов и организаций. Практически единственным правовым механизмом влияния на эту ситуацию является усиление экономической составляющей договорной подготовки: оплата заказчиком стипендий и проживания в общежитиях.

В региональных условиях уже показали высокую продуктивность технологии дистанционного обучения, использующие Интернет. По этой технологии несколько лет работает Балтийский университет. В 2000 году открылся виртуальный Баренц-университет, соучредителями которого выступили вузы Европейского Севера России и Скандинавского Севера.

Политика воссоздания управленческой вертикали в сфере образования нашла свое воплощение в выдвинутой Российским союзом ректоров идее университетских округов, суть которой заключается в объединении учебных заведений всех типов вокруг ведущего в регионе университета.

Учитывая традиции и особенности российской медицинской школы, ее определенную обособленность в системе образования и неразрывную связь со здравоохранением, уместно предложить территориальную интеграцию медицинских учебных заведений в форме медицинских университетских округов.

Помимо консолидации медицинских учебных заведений, организация таких округов позволит значительно усовершенствовать систему непрерывного медицинского образования, усилить взаимодействие образовательных учреждений с органами практического здравоохранения, даст возможность объединить и оптимально развивать научный и материальный потенциал медицинского образования, эффектив-

но внедрять научные разработки в практику здравоохранения.

Активная региональная политика в области медицинского образования позволит эффективнее проводить кадровый мониторинг, более четко определять потребность здравоохранения в специалистах. Формирование округов будет способствовать более рациональному распределению выпускников учебных заведений, развитию контрактно-целевой и договорной видов подготовки кадров. И наконец, что немаловажно, организация медицинских университетских округов будет регламентировать расширение сети медицинских учебных заведений, имея в виду окончательное прекращение практики открытия медицинских факультетов в классических университетах.

С учетом общероссийских тенденций в образовании, реальной ситуации, сложившейся в медицинском образовании России в целом и на Европейском Севере в частности, в настоящее время идет организация Северного медицинского университетского округа с ведущим учебным заведением - Северным государственным медицинским университетом.

Интегральная стратегия проявляется в укрупнении и усилении структурных подразделений, диверсификации и университизации образования.

Расширение спектра подготовки специалистов в высшей медицинской школе прямо связано с рыночной востребованностью ее потенциала и новой концепцией развития отрасли. Общественное здоровье предстает в качестве важнейшего приоритета национальной безопасности, и развитие здравоохранения в рамках идеологии безопасного сообщества требует пересмотра ресурсного и кадрового обеспечения отрасли.

На смену медицине нозоцентричес-кой все активнее приходит медицина здравоцентрическая, вооруженная

прогностическими подходами, позволяющими своевременно и активно формировать самосохраняющее поведение человека со всеми социальными, психологическими и соматическими привходящими.

Расширение превентивного поля общественного здоровья неизбежно требует дальнейшей университизации медицинского образования как оптимальной парадигмы развития высшей медицинской школы. Уже сегодня в качестве субъектов процесса формирования общественного здоровья наряду с врачом выступают социальный работник, клинический психолог, медицинский менеджер. Таких специалистов можно готовить только в многопрофильном медицинском университете.

Актуальной задачей является пересмотр штатных расписаний лечебнопрофилактических учреждений с включением в них клинических психологов и социальных работников, медсестер с высшим образованием и менеджеров. Показательно, что в этом году около десяти главных врачей ведущих больниц Архангельска заканчивают институт менеджмента СГМУ. Это завтрашние директора клиник, приходящие на смену традиционным главным врачам, рекрутируемым из врачебного цеха.

Остается нерешенным вопрос о введении ВАКом новых специальностей (в частности, «Социальная работа ») в диссертационных советах, что сдерживает научное сопровождение и обобщение инновационных преобразований в социальной политике.

Также остается открытым вопрос о создании новых воинских специальностей «Офицер-психолог», «Офицер-со-циальный работник». Медицинские вузы обладают всеми необходимыми для этого ресурсами: есть военные кафедры и достаточная материально-техническая база. Вопрос может быть поставлен и более широко - о востребованности воз-

можностей медицинских вузов в подготовке военных специалистов.

Развитие подготовки специалистов гуманитарного профиля в медицинском вузе требует некоторого пересмотра его структуры. Так, в СГМУ уже пять лет функционируют психологическая и социологическая службы, являющиеся «клиническими базами» новых факультетов.

Преподавание профильных дисциплин по новым специальностям требует создания дополнительных учебных подразделений. При этом небольшие по численности контингенты студентов, обучающихся на новых факультетах, не позволяют создавать кафедры по каждому предмету. Всестороннее изучение проблемы привело нас к необходимости создания институтов на правах кафедр, но объединяющих полные блоки новых специальностей. Так, уже три года у нас работают институт общественного здоровья и социальной работы (базовый факультет социальных работников), институт психологии и психиатр)ии_(ба-зовый факультет клинической психологии), институт медицинской экологии и гигиены (базовые факультеты экологии и медико-профилактический), институт семейной медицины (базовый факультет врача общей практики).

Создание институтов позволило объединить кадровый потенциал пре-подавателей-гуманитариев и врачей, приблизить преподавание к клинике, объединить и усилить научный потенциал, организовать НИР в междисциплинарном проблемном поле, усилить материально-техническую базу, исключить дублирование учебных планов, укрупнить профильные инвестиционные программы. Институты позволят ускорить формирование научных школ, создать условия для эффективных инвестиций, включить механизмы саморазвития в региональной рыночной среде.

Отработанный в течение нескольких лет подход сегодня транслируется на укрупнение и преобразование в институты традиционных кафедр. Так, создан институт клинической физиологии, объединивший кафедры нормальной и патологической физиологии, ЛФК и реабилитологии; формируется институт клинической цитологии и интегративной биологии, который может объединить кафедры гистологии и эмбриологии, биологии и генетики. Важно отметить, что все институты создаются добровольно и в режиме консенсуса после обсуждения на ученом совете доклада директора-организатора, как правило, лидера состоявшейся научной школы.

Основная проблема, связанная с образованием институтов как учебно-научно-практических комплексов, находится в правовом терминологическом поле. Понятие «кафедра» прописано в Законе об образовании, «институт» -не вполне. Профессора избираются и получают аттестаты по кафедре, а не по специальности. Именно поэтому наши институты существуют пока еще на правах укрупненных кафедр.

Можно уверенно сказать, что наиболее эффективно интегральная стратегия реализуется в формировании университетского комплекса, наполняющего конкретным структурно-функциональным содержанием Северный медицинский университетский округ.

В ближайшие годы мы обречены приближаться к европейским стандартам и образования, и здравоохранения. Так, у наших скандинавских соседей существуют единые министерства здравоохранения и социальной защиты, курирующие все поле общественного здоровья. В России уже есть примеры такой интеграции на муниципальном и областном уровнях. Системная защита всего поля общественного здоровья потребует большей ресурсной

сосредоточенности и преодоления ведомственных барьеров. Вызовы времени заставят создать единое Министерство здравоохранения и социальной защиты, руководитель которого в ранге вице-премьера правительства будет курировать всю социальную политику страны в этой сфере.

Программно-целевая стратегия реализуется планированием и деятельностью, направленными на достижение конкретных результатов и обеспеченными необходимыми ресурсами и профессиональными кадрами.

Научная работа организуется по программному принципу. Сегодня в СГМУ выполняются 22 международные научные программы, 6 федеральных, 4 региональных, 8 областных, 3 муниципальных и 18 университетских программ.

Ежегодно в сентябре ученый совет вуза рассматривает и утверждает программу работы на очередной учебный год и отчет за год прошедший. Контракты с директорами институтов и заведующими кафедр, руководителями структурных подразделений подписываются только после принятия программы деятельности соответствующих подразделений на конкретный срок. Решение вопроса о продлении контракта прямо увязано с результатами их деятельности.

Программно-целевая стратегия развития СГМУ основывается на детальной разработке целей и задач на определенный период, ориентируется на достижения в образовательной и научной областях, в сфере медицинского рынка и страхового поля.

Экономическая стратегия требует полномасштабного включения государственных и рыночных механизмов стимулирования научно-образовательной деятельности.

В последнее десятилетие многоканальное финансирование науки из

международных и федеральных, региональных и областных, муниципальных и вузовских фондов стало повседневной реальностью.

Планирование диссертаций осуществляется после оформления заявок в разнообразные фонды на получение целевых грантов. Серьезная научная работа требует глубокого маркетингового сопровождения и получения достойного финансирования. В вузе создан отдел инновационных программ, выстраивающий методологию работы с разнообразными фондами, и служба маркетинга, призванная обеспечить выход научного продукта на рынок.

В обозримой перспективе университету предстоит создать медипарк с сетью венчурных предприятий и бизнес-инкубатором, сопровождающими научно-практическую деятельность от рождения идеи до рыночной реализации. На сегодня примером успешного продвижения на рынок медицинских услуг является акционерное общество «Экстракорпоральное оплодотворение», начинавшееся как норвежско-российский проект.

В трудные 90-е годы вуз, реализуя антикризисные стратегии, существенно расширил собственную производственную базу, создав торгово-технологический комплекс (столовая, кафе, магазин, пекарня, кондитерский цех), консультативно-диагностическую поликлинику, издательский и ветеринарный центры, центр информационных технологий, столярное производство.

Зарплата преподавателей в государственном вузе имеет жестко прописанную бюджетную составляющую, но те, кто хочет, могут за счет платной образовательной и научной деятельности, клинической практики и международных грантов зарабатывать в 4-5 раз больше. В вузе создана инфраструктура для разнообразной и легальной рыночной самореализации.

Основополагающим тезисом концепции развития образования Российской Федерации является переход от периода выживания к периоду инвестиционного развития. Эта новая социально-экономическая ситуация требует существенных преобразований инфраструктуры вуза для привлечения инвестиций и стимулирования механизмов саморазвития всех подразделений вузовского холдинга. Поле реализации поставленной задачи может быть разбито на четыре основных блока: макросоциум - федеральное образовательное пространство; мезосоциум - региональное пространство университетского округа; миллисоциум - инфраструктура университетского комплекса; микросоциум - социально-психологическая готовность преподавательского корпуса работать в рыночных условиях.

Социальная стратегия требует приоритетной защиты интересов профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.

В университете активно работает совет ветеранов, являющийся своего рода клинической базой факультета социальной работы. Совет старейшин объединяет ведущих профессоров вуза в возрасте от 65 лет и старше. Учитывая размеры пенсии, ученый совет университета разрешил профессорам старше 70 лет работать на 0,5 ставки и старше 75 лет -на 0,25 ставки. Сегодня рекордсменом среди работающих ветеранов является доцент М.Я. Спивак, который ровно на десять лет старше университета.

Ежегодно ученый совет утверждает программы социальной защиты сотрудников и студентов. В 2002 году при отделе кадров создан сектор социальной и воспитательной работы, включающий институт кураторов на I курсе (преподаватели-кураторы получают 10-процентную доплату), социологическую и психологическую службы,

студенческую биржу труда, студенческий клуб, спортивный клуб, студенческий ремонтно-строительный отряд, совет ветеранов. В будущем году мы планируем организовать студенческую поликлинику.

Прогностическая стратегия предполагает реалистичный прогноз параметров развития вуза как научно-учебнопрактического медицинского комплекса.

Планируемое Министерством образования Российской Федерации в течение пяти лет двухкратное сокращение бюджетного приема в вузы в силу демографического спада требует поиска альтернативных источников сохранения студенческого контингента. Именно поэтому в последние годы вуз активизировал открытие зарубежных представительств и практику привлечения иностранных студентов. Сегодня у нас обучается более 50 студентов из Анголы, Индии, Иордании, Нигерии, Камеруна, Пакистана, Палестины, Перу, Турции, стран СНГ.

В будущем году планируем открыть новые специальности: «Медицинская биохимия », «Социально-культурный сервис и туризм (санатории и курорты)», «Антикризисное управление», «Финансы и кредит (страховое дело)».

В международной деятельности наиболее перспективными и эффективными показали себя такие совместные предприятия, как Русско-Шведский институт клинической цитологии и Арктический институт семейной медицины, аккумулирующие пакеты проектов и программ.

Рубежом, обозначающим включение рыночных механизмов саморазвития университетского комплекса, будет создание упомянутого уже медипарка.

Инновационная стратегия реализуется созданием новых научных направлений и технологий, становлением и развитием научных, клинических и педагогических школ.

Рост и масштабность чрезвычайных ситуаций в конце ХХ столетия потребовали проведения фундаментальных и прикладных междисциплинарных научно-технических разработок по общим проблемам безопасности и защиты населения от аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этого направления в 1991 году была открыта новая специальность научных работников - «05.26.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях», а первый в России диссертационный докторский совет по этой специальности был создан в том же году в Архангельском медицинском институте. В 2000 году ВАК утвердил паспорт специальности: из 40 направлений 20 так или иначе относятся к медицине.

В теории и практической деятельности все больше осознается истина, что безопасность России - не монообъект, где допустимы усредненные показатели. Знание проблем безопасности на региональном уровне, с одной стороны, детализирует возможные подходы к совершенствованию концепции национальной безопасности, а с другой - наполняет ее конкретным содержанием. Сегодня очень важно разработать и принять областную программу «Безопасность в чрезвычайных ситуациях на территории Архангельской области». В СГМУ аккумулирован большой научный материал по вопросам экологической (Плесецк, ЦБК) и радиационной (Северодвинск), психосоциальной (жертвы террористов и преступников, адепты тоталитарных сект, комбатанты) и этнической (коренные этносы Севера) безопасности.

С 1994 года в СГМУ издается журнал «Экология человека» (учредители РАН и РАМН). Наш вуз оказался первым в России, где в 1994 году начали преподавать медицинскую экологию студентам. Экологический подход, транслированный на все нозологичес-

кие поля, позволил более системно подходить к этиопатогенезу субарктической патологии и обоснованию лечебно-реабилитационных маршрутов.

За счет открытия своих диссертационных советов (докторского и кандидатского), активизации научно-исследовательской деятельности, открытия издательского центра, расширения международного сотрудничества, создания докторантуры и увеличения приема в аспирантуру мы значительно повысили за последние годы научный потенциал вуза. Если в 1990 году в АГМИ было 17 докторов наук и профессоров, то в 2002 - 73.

Все это составляет характеристику качественно нового этапа развития вуза, заключающегося в активном формировании и развитии научных клинических и педагогических школ. Сегодня для этого созданы необходимые условия и предпосылки, запущены механизмы саморазвития и самосовершенствования, сохраняющие преемственность знаний и поколений, делающие

вуз, ставший для нас родным профессиональным домом, динамично самообновляющимся организмом.

Помимо школ, носящих имена своих создателей, есть профессиональные школы, носящие имена научных центров или вузов. Так, достоянием мировой медицинской науки, образования и практики являются Гарвардская и Парижская, Болонская и Лейденская, Йоркская и другие медицинские школы, отличающиеся высоким качеством подготовки врачей, мировым уровнем научных достижений и результатами клинической практики.

Думаю, сегодня есть основания говорить о формировании Северной медицинской школы, которую отличают 70-летние традиции строгого академизма, высокие гуманитарные, медико-биологические и клинические стандарты обучения медицине, создание ряда новых научных направлений, внедрение в практику здравоохранения широкого спектра высоких медицинских технологий.

К сведению авторов

Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Авторы несут ответственность за подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, имен, географических названий и прочих сведений.

Материалы статей принимаются в машинописном виде, а также на дискете. (Тексты, графики, таблицы и рисунки должны быть подготовлены в формате Microsoft Office: Word).

В авторской справке указываются: Ф.И.О. (полностью), официальное наименование места работы, должность и ученая степень.

Для оформления гонорара авторы должны сообщить: Ф.И.О., полную дату рождения, паспортные данные (№, серию, кем и когда выдан), полный домашний адрес, телефон, а также номер Страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.