Научная статья на тему 'От антикризисных мер -к инновационным стратегиям'

От антикризисных мер -к инновационным стратегиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От антикризисных мер -к инновационным стратегиям»

Данный перечень характеристик сформирован, исходя из наличия четырех основных этапов определения (жизненного цикла образовательной услуги):

• маркетинга, изучения рынка образовательных услуг (ОУ);

• проектирования ОУ;

• предоставления ОУ;

• анализа исполнения и повышения качества ОУ.

Представленный перечень не претендует на полноту. Однако его анализ может позволить вузам в условиях конкуренции сконцентрировать внимание на элементах Системы качества, выходящих за рамки Государственных образовательных стандартов.

Система качества обязывает образовательное учреждение высшего профессионального образования ввести в практику постоянную оценку и определение степени удовлетворенности обучающихся, которая должна согласовываться с профессиональными стандартами, принципами и духом образовательного учреждения.

Кроме того, своевременное выявление несоответствий должно обеспечиваться системой внутренних проверок (аудитов) соблюдения спецификации услуги, спецификации предоставления

П. СИДОРОВ, академик РАМН, ректор Северного медицинского университета

Социально-экономическая ситуация 90-х годов вынудила государственные вузы разрабатывать и реализовывать разнообразные антикризисные стратегии, мобилизующие ресурсную базу и организационные возможности, формирующие многоканальное

услуги и спецификации управления качеством.

Программы качества должны обеспечивать направленность на постоянное повышение уровня образовательной услуги, на достижение конкретных результатов по качеству и эффективности образовательной услуги.

Являясь фундаментальным, системным определителем развития социальной и экономической инфраструктуры образования, категория качества должна быть направлена на конкретного потребителя с его интересами и потребностями [3].

Литература

1. Новое качество высшего образования в современной России (концептуальнопрограммный подход)//Труды Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1995.

2. Доклад «Качество образования в России: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы» //Труды Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М., 1999.

3. Б. Бойцов, Ю. Шленов, Ю. Крянев, Ю. Азаров, В. Капырин. С чего начинается качество?// Высшее образование в России. - 2000 . - № 1.

финансирование и многоуровневые образовательные комплексы, запустившие механизмы саморазвития и рыночной регуляции образовательной деятельности. В программе модернизации системы образования предполагается переход от режима выживания к режи-

От антикризисных мер -к инновационным стратегиям

му развития, т.е. от антикризисных стратегий к инновационным.

Опираясь на модель Северного государственного медицинского университета, можно выделить несколько инвестиционных уровней - в зависимости от источников финансирования: международный, федеральный, региональный, областной, муниципальный.

Международный уровень. В минувшем году исполнилось 7 лет содружеству стран Баренцева моря, (северные области России, Швеция, Норвегия и Финляндия). Ежегодно утверждается программа сотрудничества Баренц-ре-гиона, имеющая кооперативные фонды по всем направлениям, включая здравоохранение, высшую школу и науку.

Так, уже 5 лет на базе СГМУ и университета Умео (Швеция) работает Международный социальный колледж, в котором интегрируются учебные планы подготовки социальных работников, лекции читают шведские профессора, студенческая практика проходит не только в России, но и в Швеции. На базе СГМУ работает Центр медико-социальной реабилитации и паллиативной медицины.

Активно реализуется российко-нор-вежский проект развития телемедицины в Архангельской области. На сегодня студии функционируют в 7 городах, имеется постоянная связь с больницами Москвы и университетской клиникой г. Тромсе (Норвегия), где строится крупнейший в мире центр ВОЗ по телемедицинским технологиям (США экономят на телемедицине 34 млрд. долларов в год).

В нашем проекте головная студия оборудована в областной клинической больнице и входит в состав Центра медицины катастроф (проводит в год в среднем 36 консультаций). За пять лет функционирования телемедицинская система позволила существенно сэко-

номить средства: например, 1 телеконсультация с Котласом (телефонная линия и фиксированные изображения) стоит 50 рублей, а вылет туда же самолета санавиации - 25 тыс. рублей (цены

1997 г.).

Комплекс используется для дистанционного обучения врачей и медсестер Архангельской области и Норвегии (в среднем 20-25 лекций в год). Наиболее востребованными темами лекций наших профессоров являются проблемы дифтерита, гепатита, инфекционных заболеваний. В настоящее время в СГМУ создан центр информационных технологий, в интернет-классах которого динамично развивается дистанционное обучение студентов. Мы надеемся, что новые технологии позволят в ближайшее время создать виртуальный Баренц-университет, максимально аккумулирующий образовательный и научный потенциал содружества.

Клиническая медицина немыслима без фундаментального научного подхода к решению конкретных практических задач. Поэтому совместно с норвежскими и шведскими партнерами в Архангельске создан клинико-лабораторный комплекс репродуктивной биологии. Скандинавская сторона обеспечила поставку оборудования и провела обучение российских специалистов. Сегодня на базе СГМУ и роддома им. К.Н. Самойловой работает центр экстракорпорального оплодотворения. В 2000 г. в Архангельске появился на свет первый «ребенок из пробирки».

Динамично развивается русско-норвежская программа кардиофизиологии и кардиохирургии. Ежегодно проводятся семинары и конференции, обмены специалистами и научные стажировки. В

1997 г. состоялась защита докторской диссертации по экспериментальной кардиофизиологии архангельским соискателем в Норвегии. Во многом благодаря этому проекту операции аорто-

коронарного шунтирования стали повседневной практикой первой городской клинической больницы г. Архангельска. По словам руководителя этого проекта, ведущего норвежского кардиохирурга из Осло и почетного доктора СГМУ профессора Монса Ли, путь, который норвежская кардиохирургия прошла за 30 лет, архангельские кардиохирурги прошли за 5!

В 2000 г. состоялся 6-й выпуск объемного (80 п. л.) освежающего курса лекций по анестезиологии и реаниматологии. Эти тома издаются на русском языке в Тромсе.

По нашей рекомендации в Швеции переведен и издан на русском языке учебник психиатрии профессора Каролинского института Ленарда Веттер-берга.

Актуальной проблемой является галопирующий рост так называемых социальных болезней: туберкулеза, венерических и наркологических заболеваний, СПИДа и др. По всем этим нозологиям реализуются проекты в рамках Баренц-содружества. В качестве примера можно привести Русско-норвежскую программу уменьшения распространения туберкулеза в Архангельской области. Наши специалисты прошли обучение в Норвегии и Дании. В областном противотуберкулезном диспансере внедрены международные схемы химиотерапии. Совместно с экспертами Европейского бюро ВОЗ изданы методические рекомендации, обобщающие совместный опыт работы на драматическом российском полигоне. Важно отметить, что проект финансирует не только Министерство иностранных дел Норвегии, но и ассоциация больных легочными заболеваниями Норвегии. Создание ассоциаций больных - самостоятельная сегодняшняя задача социальных работников системы здравоохранения.

Все международные программы ре-

ализуются СГМУ совместно с департаментом здравоохранения области в рамках интегральной стратегии научно-учебно-производственных комплексов.

Федеральный уровень. В 1997 г. СГМУ получил статус базовой организации в рамках выполнения федеральной целевой программы «Дети Севера». Вуз ежегодно организует комплексные экспедиции в Ненецкий автономный округ, на базе областной детской клинической больницы открыт детский кардиоревматологический центр. Рыночная ситуация заставляет ученых производить реально востребуемую продукцию. Так, сотрудниками кафедры гигиены была разработана и запатентована «экологически чистая и физиологически совершенная школьная парта ». Класс таких парт успешно прошел апробацию в экспериментальной средней школе № 10; предполагается организовать их выпуск на одной из местных мебельных фабрик.

Участвует СГМУ и в выполнении научных проектов федеральной целевой программы «Безопасное материнство ». Сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии проведена оценка репродуктивного статуса девочек и девушек в условиях Европейского Севера. Внедрена система этапного дифференцированного медицинского наблюдения, прогнозирования и профилактики риска развития гинекологической патологии у девушек.

Заключены и успешно реализуются договоры о сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом дружбы народов: организуются обмен специалистами и научные стажировки, подготовка аспирантов и докторантов, реализуются программы дистанционного обучения на довузовском уровне.

Региональный уровень. В 1991 г. в СГМУ была сформирована региональная научно-техническая программа

«Здоровье населения Европейского Севера», утвержденная главами администраций Архангельской, Мурманской, Вологодской областей и Ненецкого автономного округа. Она явилась основой создания в 1995 г. Северного научного центра РАМН, координирующего сегодня развитие медицинской науки на Европейском Севере. На базе С.-Петербургского бюро РАМН и Северного научного центра РАМН в

1998 г. организовано Северо-западное отделение РАМН.

В октябре 1998 г. между министром здравоохранения РФ и главами администраций подписано соглашение «О развитии Архангельской государственной медицинской академии на 1998-2002 гг.» как базового федерального центра медицинского образования и медицинской науки на Европейском Севере. Соглашение предусматривает объемы целевой бюджетной и компенсационной подготовки и переподготовки специалистов для региона, выделение от каждой территории именных стипендий студентам, аспирантам и докторантам, профессорам-основателям научных школ, передачу в состав вуза медколледжей и училищ, развитие новых медицинских технологий и сопровождение региональных научных программ, открытие сети представительств и филиалов вуза в регионе для реализации программ дистанционного обучения. Соглашение имеет принципиальное значение для выработки стратегии развития высшего медицинского образования на Европейском Севере, где СГМУ является многопрофильным медико-социальным комплексом (13 факультетов), покрывающим потребности всего региона.

Одной из острых региональных проблем является передача вузу медицинских колледжей и училищ. К субъективным трудностям интеграции следу-

ет отнести качество преподавательского корпуса училищ - 80% пенсионеров без опыта лечебной практики. К объективным можно отнести отсутствие прецедентов межобластного соучредительства, облегчающего передачу областной собственности. Ситуация много-вариантна. Например, в Новгороде областные власти уже передали недавно созданному медфакультету госунивер-ситета медучилища, получив прекрасный интегральный эффект от подготовки взаимодополняющих классов специалистов.

Важным инструментом развития образования является создание «виртуальных» университетов, использующих технологии дистанционного обучения. Сегодня уже работает виртуальный Балтийский университет, активно создается Баренц-университет, объединяющий вузы европейского Севера и Севера Европы. Весной этого года на заседании комитета по науке и высшей школе Северо-западной парламентской ассоциации принято решение о создании Северо-западного виртуального университета. Базовыми вузами являются Санкт-Петербургский технический университет (институт точной механики и оптики) и СГМУ.

Министерством здравоохранения РФ в этом году запланировано завершить формирование Государственной программы развития телемедицины. Во всем мире телемедицинская сеть на 40% загружена образовательными программами.

Областной уровень. С 1993 г. в Архангельске функционирует Объединенный научный центр, призванный мобилизовать научный потенциал области. Центр объединяет все вузы, КБ и НИИ Архангельской области, имеет медикобиологическую секцию, представленную профильными организациями. Создание Центра позволило добиться появления в областном бюджете статьи

«Фундаментальная наука», по которой финансируются приоритетные областные программы. Имеется в архангельском областном бюджете и статья «Высшая школа». По большому счету -это признание региональной администрацией стратегической роли высшего образования и науки. На родине Михаила Васильевича Ломоносова иначе и быть не может. В свое время наш великий земляк предрекал «прирастание могущества российского Сибирью». Думаю, сегодня у него появились бы серьезные основания оценить научнотехнический и природный потенциал своей малой родины.

В качестве примера можно привести областную целевую программу «Медико-экологический мониторинг на территориях ракетно-космической деятельности», принятую Архангельским областным собранием депутатов в

1998 г. (на территории области находится ведущий российский космодром Плесецк).

Муниципальный уровень. Здесь активно работают подготовительный факультет и университетский лицей СГМУ, задачей которых является усиление и совершенствование базового компонента общеобразовательной школы при подготовке выпускников к поступлению в вуз. Всего на факультете обучаются 1200 слушателей, его филиалы развернуты в 16 городах Европейского Севера (от Мурманска до Вологды); в районных центрах Архангельской области открыты медикобиологические классы, обеспечивающие углубленное изучение профилирующих для медицинского вуза дисциплин.

На муниципальном уровне работает факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов СГМУ. На курсах усовершенствования (в том числе выездных) проходят обучение более 1000

врачей в год из Архангельской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областей и Ненецкого автономного округа.

В 2000 г. открыт Северодвинский институт медицинского образования, развернутый на базе Северодвинского медучилища, где начата подготовка медсестер с высшим образованием и менеджеров.

Вузовский уровень. Самым весомым блоком во внебюджетном фонде вуза является компенсационное обучение. В этом году каждый третий студент поступил в СГМУ на платной основе. В вузе создана сеть хозрасчетных структур: торгово-технологический комплекс (столовая, кафе, магазин, пекарня, кондитерский цех), научно-консультативная поликлиника, издательский, ветеринарный, медико-правовой центры, подготовительный факультет, институт менеджмента.

Расширяя возможности студентов в зарабатывании средств на свое обучение, открываются вечерние и заочные отделения (факультет социальных работников, факультет медицинской психологии, факультет медсестер с высшим образованием, институт менеджмента), работающие на компенсационной основе.

Новым явлением стала организация кафедры медицины высоких технологий на базе частной клиники экстракорпоральной детоксикации. Владелец клиники и заведующий кафедрой - одно лицо. В этом можно усмотреть некоторое приближение к западному стандарту, когда профессора преимущественно по морально-рейтинговым мотивам работают в вузах, а материальные интересы реализуют в частной практике. Впрочем, правовое поле современной российской медицины настолько размыто, что чаще приходится сталкиваться с фольклорноэкзотическими и малолегальными формами самоутверждения.

Недостаточное бюджетное финансирование и возрастание учебной нагрузки на преподавателей потребовали создания более мощных по сравнению с кафедрами научно-учебно-производственных комплексов. Так, в ноябре 1998 г. ученый совет СГМУ принял решение организовать 3 института в структуре вуза: институт гигиены и медицинской экологии (база - медико-профилактический факультет), институт социальной медицины, управления здравоохранением и социальной работы (3 базовых факультета: менеджмента, социальной работы, медсестер с высшим образованием), институт психологии и психиатрии (на базе факультета медицинской психологии). В структуре каждого выделены учебные курсы, научные и хозрасчетные структуры. Преемственные учебные блоки

B. ШАДРИКОВ, Е. ГЕВОРКЯН,

C. КАЛАБИН, А. КИРИНЮК, В. НАВОДНОВ, Г. МОТОВА,

М. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ

Механизм государственного регулирования деятельностью учебных заведений на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной и общественной аккредитации прописан российским законодательством с 1992 года.

Введение новой системы оценки деятельности учебных заведений обеспечило демократический характер образовательной политики на принципах добровольности, объективности, гласности процедур лицензирования, аттестации и аккредитации, предоставило широкие возможности для самоопределения государственных учреждений

обеспечивают легкую взаимозаменяемость преподавателей. Институты имеют шанс обрести права юридических лиц в рамках вузовского холдинга.

Приведенное многообразие уровней и форм инновационных стратегий позволяет надеяться, что при улучшении экономической ситуации этот уникальный и очень напряженный социально-экономический эксперимент будет иметь шанс окупиться созданием традиционных для цивилизованного мира медипарков, когда вуз становится полнокровным научно-учебно-производственным комплексом, реализующим все этапы творческого процесса - от рождения идеи до получения полноценного удовлетворения от ее рыночной реализации.

О процедуре комплексной оценки вуза

образования (изменения содержания и форм подготовки специалистов, организационной структуры и статуса учреждения, институализации филиалов) и появления негосударственных учебных заведений.

По закону обязательная для всех учреждений образовательная процедура лицензирования проводится с целью обеспечения социальных гарантий на соответствующие условия осуществления образовательного процесса и выдачи лицензии на право образовательной деятельности. Процедура аттестации проводится по заявлению образовательного учреждения по мере готов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.