Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

УНИВЕРСИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ФУНКЦИИ / РАЗВИТИЕ / СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Цзяньвэй

В статье приведен анализ современных тенденций развития современных университетов, дается характеристика основных функций университетов, приведены мнения ученых о роли университетов в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY IN THE CONTEMPORARY WORLD

The article analyzes modern trends in the development of modern universities, describes the main functions of universities, gives the views of scientists about the role of universities in the modern world.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

2008. - 86с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 102 с.

4. Богданов В. Управление проектами в Microsoft Project 2007. — СПб.: Питер, 2007. — 592 с.

5. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М.: Аланс, 2005. - 225с.

6. Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - 72 с. 7

УДК 2964.330

Чжан Цзяньвэй студент магистратуры факультет ИСГО Институт социально-гуманитарного образования Московский Педагогический Государственный Университет

Россия, г. Москва УНИВЕРСИТЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Аннотация: в статье приведен анализ современных тенденций развития современных университетов, дается характеристика основных функций университетов, приведены мнения ученых о роли университетов в современном мире.

Ключевые слова: университет, функции, развитие, сетевая структура.

Zhang Jianwei, student of Master's program, Faculty of ISSO Institute of Social and Humanitarian Education Moscow State Pedagogical University

Russia, Moscow UNIVERSITY IN THE CONTEMPORARY WORLD Abstract: The article analyzes modern trends in the development of modern universities, describes the main functions of universities, gives the views of scientists about the role of universities in the modern world.

Keywords: university, functions, development, network structure.

Современный университет по определению многофункционален, а основной вектор его исторического развития - приобретение новых функций. Существует множество различных взглядов на то, какие именно направления его деятельности являются ключевыми и каким из них принадлежит наибольшая роль в обеспечении общественного положения университета.

К примеру, В.И. Астахова выделяет социально-экономическую, социально-политическую функции и функцию развития духовной жизни общества. Авторы коллективного исследования под руководством Ф.Г. Филиппова рассматривают три функции образования: социальную, профессионально-экономическую и гуманистическую. С.Г. Симонов и И.Л.

Кирина выделяют экономическую, социальную, культурную и социально-политические функции образования. В свою очередь, А.Л. Гавриков, Н.П. Литвинова характеризуют круг функций университетского образования следующим образом:

- трансляция и распространение культуры в обществе;

- социализация и формирование установок, ориентаций, жизненных идеалов, морали, религии, господствующих в обществе;

- социальные и культурные изменения;

- социальная селекция, влияние на размещение людей по различным социальным позициям в структуре общества;

- социальная опека.

A.M. Осипов указывает следующие области, на которые распространяется влияние университета:

- в сфере культуры («воспроизводство определенных социальных типов культуры, инновации в сфере культуры, формирование и воспроизводство общественного интеллекта...»);

- в социальной сфере («гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов, формирование и воспроизводство общностей, активизация социальных перемещений, социальная селекция, воспроизводство социальных групп и слоев»);

- в социально-политической сфере («привитие образовательным общностям приемлемых правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни; поощрение законопослушного правового и политического поведения, воспроизводство государственной идеологии»).

B.Н. Турченко выделяет социальную функцию образования в широком смысле (как его воздействие на все стороны общественной жизни) и в узком смысле (как воздействие на производственные отношения, социальную структуру общества и формирование личности), а также народнохозяйственную функцию (влияние образования на процесс производства и эффективность общественного труда).

X. Ортега-и-Гассет, исходя из концепции культурного образования, располагает основные социальные функции университета по степени значимости: передача культуры; обучение профессиям; научные исследования и подготовка ученых.

Обобщая точки зрения, приведенные выше, можно сказать, что миссия университетов на современном этапе затрагивает все сферы жизни и включает следующие элементы:

• интеллектуальная миссия включает в себя обучающую (сохранение и передача знаний, науки, культуры, учености) и исследовательскую (развитие знаний, свободный поиск истины) функции;

• социальная миссия включает профессиональную (подготовка специалистов, высококвалифицированной рабочей силы) и сервисную (обеспечение услуг, экспертных оценок, связанных с экономическим,

политическим, социальным, и культурным развитием общества) функции;

• образовательная миссия предполагает культурную (культивирование и формирование интеллектуальных и прочих способностей, развитие потенциала каждого индивидуума) и гуманистическую (овладение фундаментальными концепциями, идеями -общее образование, осознание, понимание фундаментальных ценностей человечества, цивилизаций и культур мира) функции.

По мнению академика А.В. Торкунова, «Если обратиться к сути университетского образования, отвлечься от всех многочисленных его элементов, то внутренним смысловым стержнем этого образования будет не что иное, как процесс постепенного и неуклонного возведения обыденного мышления студентов и аспирантов на уровень научного стиля мышления. Такого рода сдвиг в развитии интеллекта учащихся университета оборачивается в конечном итоге своеобразной перестройкой всего их духовного мира, ибо они в результате приобретают новый уровень интеллектуальности, в чем сами нередко не отдают себе полного и сознательного отчета. Но такой эффект достигается лишь в том случае, если формирование научного стиля мышления в университете оказывается своеобразной точкой, в которую стягиваются все нити реализующихся в нем научно-исследовательского и учебно-воспитательного процессов».

Университет в настоящее время не только учит, а создает общность людей с различными взглядами и идеями, но едиными ценностями и установками в жизни. Эти люди связаны между собой историей обучения или университетскими связями. Культура научного мышления передается опосредованно через живое общение между учеными и студентами, через обмен опытом, знаниями, идеями. Именно этим обусловлена необходимость организации и существования разных научных школ во главе с тем или иным авторитетным ученым. Любая такого рода школа есть не что иное, как группа исследователей, мыслящих, что называется, в унисон, то есть разделяющих в своем интеллектуальном творчестве исходные принципы соответствующего стиля научного мышления своего лидера.

При этом у университетов могут быть разные цели, которые прямо влияют на его внутреннюю структуру. Существует, по крайней мере, четыре распространенных типа подобных изменений.

(1) Организационная структура университета, ориентированного на реализацию проектов - образовательных, научно-исследовательских или коммерческих - сочетает в себе иерархическую структуру, и динамично меняющиеся проектные подразделения. Подобная организация университетов способствует более эффективной реализации различных проектов внутри университета;

(2) Разнородность осуществляемых университетом функций может приводить к тому, что университет складывается как ассоциация организационных единиц с гибкими связями. При этом, делегирование полномочий и распределение ролей происходит в зависимости от вклада

подразделений в выполнение общей задачи. Такая форма организации университета называется сетевой. Близкими к понятию «сетевой университет» являются понятия «университет-корпорация» и «распределенный университет».

(3) Учебное заведение, ориентированное главным образом на дистанционное обучение и не привязанное к конкретному месту, работа и менеджмент которого построены на современных информационных технологиях, может приобретать форму виртуального университета.

(4) Главной целью университета может стать создание различных инноваций, которые могут быть коммерциализированы в различных отраслях промышленности. В случае если на первый план выходит трансфер технологий, возникает потребность в специальной организационной структуре, например, в инновационно-технологическом центре.

В принципе, один университет может сочетать в себе черты всех четырех типов. Университет по определению является сложной структурой, включающей факультеты, исследовательские институты, научно-образовательные центры, аспирантуру, систему диссертационных советов, центры коллективного пользования, центры довузовской подготовки, факультеты повышения квалификации и т.д. При этом, все подразделения современного университета имеют как горизонтальные связи внутри, так и сеть связей с внешним миром. Последние включают органы государственной власти и их структуры, муниципальные органы, академические и отраслевые институты, промышленные предприятия и наукоемкие фирмы, вузы, школы и техникумы, организации культуры.

Использованные источники:

1. Астахова В.И.. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации // Вестник высшей школы. — 2000. -№11. - 13 с.

2. Гавриков А.Л., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии/ А.Л.Гавриков, Н.П.Литвинова.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. -160 с.

3. Зыкова А. Б. Ортега и Гассет. //Современная западная философия/А.Б.Зыкова.- М. , 1998. -С.54.

4. Осипов А.М. Общество и образование: Лекции по социологии образования /А.М. Осипов.- НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 1998. - С.111

5. Симонов С.Г. Экономические ритмы жизнедеятельности занятого населения крупного промышленного региона/С.Г.Смирнов.- Тюмень: ТМИЭиП, 1996. - 130 с., - 77 ^

6. Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в сфере образования/В.Н.Турченко.-. М.- 1973. - С.177

7. Торкунов А.В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 7-11.

8. Филиппов Ф.Г. Социология образования.// Социологические исследования. № 8-9, 1994. -41 с.

УДК 2964.330

Чжан Цзяньвэй студент магистратуры факультет ИСГО Институт социально-гуманитарного образования Московский Педагогический Государственный Университет

Россия, г. Москва

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ

Аннотация: в статье приведен анализ сущности бюджетирования, его задач и функций. Также исследованы основные этапы бюджетирования и его возможности применения для снижения затрат.

Ключевые слова: бюджет, бюджетирование, затраты.

Zhang Jianwei, student of Master's program, Faculty of ISSO Institute of Social and Humanitarian Education Moscow State Pedagogical University

Russia, Moscow BUDGETING AS A WAY TO REDUCE COSTS

Abstract: The article analyzes the essence of budgeting, its tasks and functions. Also, the main stages of budgeting and its possible application to reduce costs have been explored.

Keywords: budget, budgeting, costs.

Одним из способов снижения затрат является внедрение системы планирования и бюджетирования. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

Составление бюджета считается действием тактического (незамедлительного) планирования в организации, из чего вытекает и название данной управленческой функции - экономное проектирование.

Компании традиционно разрабатывают систему бюджетирования, отталкиваясь от принципов своей финансово-хозяйственной деятельности, которая обязана содержать в себе следующее:

- модель бюджетов фирмы,

- бюджетный регламент - это установленный в организации порядок разработки, передачи, визирования, консолидации, проведения анализа и оценки исполнения бюджета

- нормативная база бюджетных действий,

- стандартные действия принятия управленческих решений.

При планировании бюджета организация принимает за основу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.