проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников овд
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ ПРИ БЕЛГОРОДСКОМ
ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
UNIVERSITY OF CULTURE THE BELGOROD LAW ENFORCEMENT INSTITUTE OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUssIA: TRADITIONs AND wAYs OF THE
FURTHER DEVELOPMENT
УДК 18:37.036:378.6:351.74(470.325)
в.А. долиН,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)
Аннотация: статья посвящена обобщению опыта работы университета культуры при Белгородском юридическом институте МВД России как нетрадиционной формы работы по эстетическому воспитанию и культурному просвещению. На основе анализа тенденций общественного развития и концептуального понимания воспитания делаются выводы, которые необходимо учитывать при организации работы университета культуры в будущем.
Ключевые слова: университет культуры, воспитание, эстетическое воспитание, культурно-просветительная работа.
V.A. Dolin, PhD, Humanitarian, Social and Economic Sciences, Lecturer, Belgorod Law Enforcement Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Abstract: the article is devoted to generalization of the experience of the University of culture in Belgorod Law Enforcement Institute of the Ministry of the Interior of Russia as a non-traditional form of work of aesthetic education and cultural education. On the basis of the analysis of tendencies of social development and conceptual understanding of education, conclusions, which should be taken into account when organizing the work of the University of culture in the future.
Keywords: University of culture, education, aesthetic education, cultural-educational work.
Является аксиомой тезис о том, что сотрудник органов внутренних дел должен быть не только специалистом в области юриспруденции, но и высококультурным человеком, поскольку его профессия предполагает постоянное общение с людьми. Однако уровень общей культуры сотрудника определяется не только его коммуникативными качествами, но и освоением иных достижений культуры. Особое значение в этой связи приобретает эстетическое воспитание и культурно-просветительская работа с сотрудниками полиции.
Для обеспечения последней задачи в марте 2004 года на базе Белгородского юри-
дического института МВД России образован университет культуры. Его соучредителями стали Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгородское государственное музыкальное училище им. С.А. Дегтярева. Правовой основой взаимодействия института с соучредителями стали договоры о взаимном сотрудничестве с каждым из них.
Согласно Положению об университете культуры при Белгородском юридическом институте МВД России (утверждено приказом начальника института от 17.02.2004 № 31), университет культуры - это учебное
формирование на общественных началах для культурно-эстетического воспитания курсантов. Его работа организована как обязательный факультатив с проведением занятий во внеучебное время.
В организационную структуру университета культуры входят два факультета: культурно-эстетического воспитания, а также факультет хореографии и современного этикета. Руководителем университета является ректор, работа которого строится на общественных началах. По согласованию с соучредителями ректором является художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Почетный гражданин города Белгорода В.И. Слободчук.
Непосредственная организация работы университета культуры и ее методическое обеспечение возложены на кафедру гуманитарных и социально-экономических дисциплин и отделение воспитательной работы отдела морально-психологического обеспечения института. Кафедрой ГиСЭД подготовлена и утверждена в установленном порядке рабочая учебная программа, рассчитанная на 2 года подготовки.
В университете культуры обучаются курсанты 1-2 курсов. После окончания цикла обучения курсанты 2 курса сдают зачет, включающий в себя вопросы по истории и теории культуры и искусства, а также практические умения в области хореографии и современного столового этикета.
Успешно сдавшие зачет получают дипломы установленного образца, которые - по уже сложившейся традиции - вручаются в торжественной обстановке в Белгородском государственном академическом драматическом театре им. М.С. Щепкина. Всего за период с 2004 по 2012 годы успешно завершили обучение 1507 курсантов.
В настоящее время университет культуры при Белгородском юридическом институте МВД России является важной формой реализации эстетического воспитания и культурного просвещения. Из нетрадиционной формы, которой он объективно является, в Бел ЮИ МВД России университет культуры перешел в разряд традиционных форм. За прошедшее время стали очевидны преимущества, которые делают его уникальным и незаменимым элементом в системе воспитательной работы Бел ЮИ МВД России.
Первое преимущество - относительная
автономия от образовательного процесса в институте (функционирует как обязательный факультатив вне рамок учебного процесса в вузе). Это дает больший простор в выборе вариантов проведения занятий.
Второе преимущество университета культуры связано с тем, что занятия в нем проводят лучшие в области специалисты в области культурно-эстетического знания (имеются ввиду педагоги Белгородского государственного института искусств и культуры), что способствует наиболее полной реализации просветительской функции университета культуры.
И, наконец, третье преимущество - сочетание нетривиальности тематики (история и теория отдельных видов искусства) и места проведения (культурный центр института), которое делает каждое занятие запоминающимся, почти праздничным событием.
Университет культуры при Бел ЮИ МВД России прошел не только испытание временем, но и органично вписался в систему подготовки кадров для полиции, которая появилась в 2011 году в результате реформы МВД России. Новые требования к ее деятельности (открытость для общества и граждан, общественное доверие как главный критерий оценки) совпали с культурно-просветительской установкой университета. Подтверждением актуальности работы университета в новых организационно-правовых условиях стал удачный перенос опыта на практических сотрудников. Университет культуры для сотрудников ГИБДД г. Белгорода и Белгородской области заслужил не только популярность среди самих сотрудников, но и признание на уровне МВД России.
С учетом новых требований к полиции и полицейским эволюционирует и университет культуры при Бел ЮИ МВД России. Так, с 2012-2013 учебного года, в порядке эксперимента, в тематический план занятий университета культуры включены темы, связанные с формированием знаний и практических навыков по взаимодействию с прессой.
Тематический план журналистской подготовки будущих офицеров полиции включает пять тем, которые рассчитаны также на 2 года обучения:
1. Связи с общественностью: понятие, цели и функции (лекция).
2. Формы и средства подачи новостных материалов (лекция).
3. Разработка информационных материалов (информационные письма, пресс-релизы) (практическое занятие).
4. Публичные выступления (интервью) (практическое занятие).
5. Публичные выступления (комментарии) (практическое занятие).
Помимо адаптации к новому статусу органов внутренних дел, необходимо смотреть в будущее, т.е. определить границы трансформирующего вмешательства в содержание и виды занятий, а также потенциальные возможности университета культуры как формы воспитательной работы. Для этого мы выделим и проанализируем наиболее значимые историко-культурные и социальные факторы, которые следует учитывать в совершенствовании его работы.
Первый фактор касается тесной взаимосвязи воспитания и профессионального образования. В России эта связь усиливается традиционно высокой оценкой места и роли воспитания в подготовке специалиста. Как справедливо отмечают Л.В. Попов и Н.Х. Розов, «За годы своего почти 300-летнего развития отечественная система образования выработала определенную концепцию, отражающую специфику национального менталитета: подготовка профессионалов-специалистов в конкретных областях знания и деятельности неотделима от воспитания их нравственного, духовного и культурного облика» [1, с. 3]. В этой связи, на наш взгляд, неправомерно отождествлять воспитательную работу исключительно с возрождением советского опыта. Историко-культурные корни взаимосвязи воспитания и профессионального образования лежат гораздо глубже и выражают особенности национального менталитета.
Второй фактор связан с ценностями современной молодежи. На наш взгляд, при организации воспитательного воздействия на обучаемых в вузах наиболее значимы три особенности ценностной сферы современной молодежи. Во-первых, сдвиг от трудовых ценностей к материально-статусным, когда «труд» как общественная и личная ценность становится лишь «работой», необходимой для экономического обеспечения своих потребностей [2, с. 59]. Во-вторых, следует помнить о преобладающей мотивации получения высшего профессионального образования. Среди современных российских студентов сокращается число тех, кто стремится в первую очередь стать высококлассным специалистом. Зато стремительно растет мотивирующая роль социального статуса, которого можно достичь вследствие получения заветной «корочки» [подробнее об этом см.: 3, с. 148]. Да и само образование
все чаще становится товаром на рынке [4]. И, в-третьих, в молодежной среде широко распространяются потребительско-гедонистические ценности, что определяет и формы проведения досуга, и эстетико-культурные предпочтения.
В наши задачи не входит анализ причин появления этих факторов, а также неутешительные сопоставления «века нынешнего» и «века минувшего». Попытаемся сформулировать собственное видение перспектив университета культуры в данных условиях.
На наш взгляд, было бы наивным полагать, что деятельность университета культуры сможет радикальным образом преодолеть негативные особенности ценностного сознания современной российской молодежи. Но если трактовать воспитание как формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, то было бы непростительной ошибкой упускать воспитательные возможности университета культуры.
В этой связи следует заметить, что преподавание основ столового этикета и современной хореографии в рамках университета культуры выглядит вполне закономерным как формирование манер поведения, оцениваемых, прежде всего, эстетически.
Кроме того, размышляя о перспективах университета культуры, не следует чрезмерно расширять его задачи по формуле: «культура - все созданное человеком». Мы полагаем, что его главной задачей для курсантов Бел ЮИ МВД России было и должно остаться формирование эстетической культуры сотрудника полиции. Последняя понимается нами как мера освоения человеком материальных и духовных ценностей, конструируемых по эстетическим законам. Хотя для практических работников, проходящих переподготовку по программе университета культуры, напротив, в качестве содержательного принципа их подготовки наиболее удачна как раз формула «культура - все созданное человеком». Эта руководящая идея позволяет интегрировать разноплановые элементы общекультурных знаний и умений в единый комплекс.
А для курсантов, как будущих сотрудников полиции, необходимости в подобной интеграции нет, поскольку общекультурные знания и умения формируются другими средствами (изучение профессиональной этики, философии, риторики и иных дисциплин).
На наш взгляд, серьезную эстетическую нагрузку несут и включенные в порядке экс-
перимента в тематический план университета Подводя итог нашим размышлениям, культуры для курсантов Бел ЮИ МВД России следует признать университет культуры
элементы журналистской подготовки. Они фор- при Белгородском юридическом институ-
мируют облик полицейского, который умеет те МВД России устоявшейся и достаточно
и не боится выступать публично. И хотя фор- перспективной организационной формой
мально журналистская подготовка не относится эстетического воспитания и культурного
к эстетическому воспитанию или просвеще- просвещения. Данный опыт заслуживает
нию, она вносит свой вклад в формирование поддержки и продолжения как в подготовке
положительного образа сотрудника полиции, курсантов, так и в переподготовке практи-
который оценивается эстетически. ческих работников.
Литература
Попов, Л. В. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения / Л. В. Попов, Н. Х. Розов // Педагогика. 2011. № 7. С. 3-11.
Стегний, В. Н. Социальный портрет современного студенчества / В. Н. Стегний, Л. Н. Курбатова // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 57-63.
Васенина, И. В. Российское студенчество: вчера и сегодня / И. В. Васенина, Т. Н. Кух-тевич // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 147-152.
Карпов, А. О. Коммодификация образования / А. О. Карпов // Педагогика. 2012. № 2. С. 3-12.
---- References
Popov L.V., Rozov N.H. Educational activities in higher education: problems of revival // Pedagogics. 2011. № 7. PP. 3-11.
Stegniy V.N., Kurbatova L.N. Social portrait of modern students // Higher education in Russia. 2011. № 1. PP. 147-149.
Vasenina I.V, Kuhtevich T.N. Russian students: yesterday and today // Higher education in Russia. 2010. № 2. PP. 57-63.
Karpov A.O. Commodification of education // Pedagogics. 2012. № 2. PP. 3-12.