Научная статья на тему 'Активизация нравственно-эстетического воспитания курсантов и слушателей бел ЮИ МВД России в условиях угрозы духовной безопасности общества'

Активизация нравственно-эстетического воспитания курсантов и слушателей бел ЮИ МВД России в условиях угрозы духовной безопасности общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / РЕЛИГИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ДЕГРАДАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / SPIRITUALITY / SAFETY / MORALS / EDUCATION / RELIGION / FUNDAMENTALISM / DEGRADATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитраков А. М., Хрисанов В. А., Михайликов В. Л.

В статье рассматриваются вопросы угрозы духовной безопасности российского общества. Главными из них авторы выделяют деполитизацию общества, угрозу со стороны нетрадиционных религиозных культов, рост негативного влияния со стороны религиозного фундаментализма, угрозу со стороны отрицательной информационной политики средств массовой информации, угрозу постепенной деградации российской молодежи. Авторы ставят задачу активизировать нравственно-духовное воспитание молодежи, в том числе и в ведомственных образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дмитраков А. М., Хрисанов В. А., Михайликов В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actuation of moral-aesthetic education of cadets and students of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conditions of threat of spiritual safety of a society

The article deals with the questions of threat of spiritual safety in the Russian society. The authors of the article allocate main of them – society’s depoliticization, threat on the part of nonconventional religious cults, growth of negative influence on the part of religious fundamentalism, threat on the part of a negative information politics of mass media, threat of gradual degradation of the Russian youth. The authors put a task to make active moral–spiritual education among the youth including in departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Текст научной работы на тему «Активизация нравственно-эстетического воспитания курсантов и слушателей бел ЮИ МВД России в условиях угрозы духовной безопасности общества»

ПРОБЛЕМ Ы НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

АКТИВИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ БЕЛ ЮИ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЩЕСТВА

ACTUATION OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF CADETS AND STUDENTS OF THE BELGOROD LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN CONDITIONS OF THREAT OF SPIRITUAL SAFETY OF A SOCIETY

УДК 378

А.М. ДМИТРАКОВ,

заместитель начальника института по работе с личным составом;

В.А. ХРИСАНОВ,

доктор географических наук, профессор;

В.Л. МИХАЙЛИКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы угрозы духовной безопасности российского общества. Главными из них авторы выделяют деполитизацию общества, угрозу со стороны нетрадиционных религиозных культов, рост негативного влияния со стороны религиозного фундаментализма, угрозу со стороны отрицательной информационной политики средств массовой информации, угрозу постепенной деградации российской молодежи. Авторы ставят задачу активизировать нравственно-духовное воспитание молодежи, в том числе и в ведомственных образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: духовность, безопасность, нравственность, воспитание, религия, фундаментализм, деградация, молодежь.

A.M. Dmitrakov, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

V.A. Khrisanov, the doctor of geographical sciences, the professor, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

V.L. Mikhajlikov, the candidate of jurisprudence, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Abstract: The article deals with the questions of threat of spiritual safety in the Russian society. The authors of the article allocate main of them - society’s depoliticization, threat on the part of nonconventional religious cults, growth of negative influence on the part of religious fundamentalism, threat on the part of a negative information politics of mass media, threat of gradual degradation of the Russian youth. The authors put a task to make active moral-spiritual education among the youth including in departmental educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: spirituality, safety, morals, education, religion, fundamentalism, degradation, youth.

201012

уховно-нравственная безопасность

- это система условий, позволяющая обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы ведет к распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовнонравственных оснований [1].

Вышеназванная безопасность - составная часть национальной безопасности. Она представляет собой состояние личности, общества и власти, обеспечивающее их нормальное взаимоувязанное существование и функционирование, а также созидательное культурно-цивилизованное развитие сложившегося или складывающегося национального образа жизни. С другой стороны - это процесс сохранения и позитивного видоизменения идеалов, ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, разделяемых массами людей и властными структурами в целях социального воспроизводства, гарантирующего устойчивость, преемственность и динамику общественного развития [2].

Несмотря на принимаемые меры нашим государством в плане укрепления духовнонравственной безопасности России, все же на сегодня остается определенная угроза в этом направлении.

В настоящее время можно выделить пять групп основных угроз духовной безопасности нашего общества:

1. Угроза с точки зрения создавшегося идеологического вакуума в общественном сознании молодежи и в целом российского народа

Сегодня наше общество, которое в течение семидесяти лет воспитывалось в рамках одной официальной идеологии и определенной картины мира, растерялось перед широким спектром новых идей. Освобождающееся от прочих ценностей и моральных стереотипов общественное сознание стало во многом ориентироваться на уклад жизни, который потоком хлынул из-за рубежа. Идеологические основы образовавшихся многочисленных политических, общественных, религиозных движений, СМИ оказались далекими от высоких духовно-нравственных принципов. Ценности человеческой жизни, законопослушания, традиционные моральные нормы стали утрачивать свое значение. Общество поразил духовный вакуум, в условиях деидеологизации общественного сознания народа.

Сформировавшаяся определенная элита России, представляющая собой группу сверхкрупных бизнесменов (олигархов), сконцентрировавших в своих руках контроль над ключевыми экономическими, политическими, административными, информационными, медийными ресурсами, стала утверждать о пользе деидеологизации: «Америка живет без идеологии и ничего страшного». Бывшую идеологию обвинили в демагогичности, догматичности, утопичности, субъективности, взамен ничего не предложили, кроме как деидеологизацию общественной жизни.

Г. Осадчая также отмечает наличие в современном российском обществе проблем, связанных с избранной элитой и созданными на ее основе доминирующими социальными доктринами.

Однако ресурсные возможности периода деидеологизации практически исчерпаны, надежды на дальнейшие позитивные перемены в России следует связывать с формированием государственной идеологии гуманизма и согласия, консолидирующей все слои населения в направлении развития российской цивилизации по пути общественного прогресса.

2. Угроза со стороны нетрадиционных религиозных культов

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает новые принципы взамоотношений государства и объединений верующих. В этот период довольно явственно начинает ощущаться негативное отношение властей к беспрепятственному распространению нетрадиционных культов. В СМИ все чаще появляются публикации об асоциальной, деструктивной направленности ряда религиозных организаций.

Религиозное законодательство лишь отчасти отражает комплекс политических, социальных и мировоззренческих причин появления религиозных новообразований в России. Л.А. Баширов, Ю.П. Зуев, Г.М. Керимов и другие отмечают так называемые глобальные проблемы, относя к таковым прежде всего «экологию и опасность войн,

- локальных и региональных» [3].

Нетрадиционные религиозные организации образуются, как правило, на основе фактора харизмы их лидера, требующего беспрекословного повиновения и обладающего тотальной властью в данной группе. Поэтому в таких культах часто преступается грань дозволенного, и они становятся деструктивными как в социальном аспекте,

так и в психологическом (т.е. в негативном влиянии на психику своих адептов).

Деструктивный культ (тоталитарная секта)

- это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Цель всех тоталитарных сект - не только завербовать ничего не подозревающих граждан, но и получить доступ к влиянию на власть. Они не стремятся к немедленной прибыли: они вкладывают средства в экономику стран, дают значительное «благотворительное пособие» в валюте государственным чиновникам, наращивают свое влияние в СМИ. Немаловажная роль в этой духовной войне против России, Украины и остальных стран бывшего СССР на Западе отводится религиозному фактору - подрыву духовных, нравственных устоев. Еще Бисмарк предупреждал всех о том, чтобы с Россией не вздумали воевать в открытом бою, что ее можно одолеть только одним способом - развалив изнутри.

Для успешного внедрения в России наиболее опасных тоталитарных сект в ее интересах были приняты соответствующие «обработка» и «операции по привлечению на свою сторону» преподавательского состава школы и иных учебных заведений. Например, руководство церкви Муна пыталось через «проникшихся» учением секты преподавателей пронести и насадить это учение среди учащейся молодежи всей страны, охватить ее возможно шире, приобрести в ее среде максимально возможное количество сторонников и адептов. По данным российской общественной организации «Комитета по спасению молодежи», в сотни различных культовых новообразований уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, из них в возрасте до 18 лет - 500 тысяч, 18-25 лет - миллион. Разрушено от 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту.

Для всех культов характерна вера в то, что их верование представляет абсолютную истину. Поддерживается клевета на критическое мышление, рациональную и умственную деятельность как на нечто чуждое или пагубное. Для многих культов характерным является разрыв с семьей («Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ-Синрикё», сек-

та Виссариона и др.), друзьями, прошлыми интересами, работой, учебой. Все мысли и влечения концентрируются на жизни и общих интересах культа.

Нетрадиционные религиозные движения используют различные методики контроля за сознанием и поведением культистов, создают прямую и скрытую зависимость - психологическую, физическую, финансовую - от лидеров и организации, ограничивают свободу выхода, нередко внушая страх перед выходом из секты, предупреждая о суровых или сверхъестественных карах за отступничество от секты. При этом люди держатся часто на страхе и чувстве вины, находятся в постоянном напряжении, что нередко приводит к невротическим и психическим срывам, депрессии, самоубийству.

Особо важное значение в культах придается строго организованной и хорошо продуманной вербовке в свои ряды новых членов. Она включает в себя разнообразные виды обмана, сбор средств для своих целей, причем цели эти, как правило, скрываются. Создается атмосфера секретности, проводятся ритуалы посвящения (инициации) с включением мер предосторожности и нередко взятием расписок о неразглашении тайны, что часто практикуется в восточных и сатанинских культах.

Справиться с этой угрозой возможно прислушиваясь к словам произнесенным в свое время Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который сказал: «Возрождение духовности, нравственности должно стать общенациональной заботой, так как «Россия - православная страна... у нее есть особая духовная миссия - всемирная, всечеловеческая. Нравственная катастрофа такова, что ни мирянин, ни священник не могут молчать, потому что иначе нас просто уничтожат.» [4].

3. Рост угрозы со стороны религиозного фундаментализма

Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении.

Поэтому центральным пунктом критики фундаменталистов является отделение личной сферы от общественной, чем и отличается общество современных западных индустриальных стран. Религиозные фундаменталисты выступают против такого рода

западного и пагубного влияния и требуют ликвидации такого отделения, которое для них является искусственным и произвольным. В правовых государствах отделение личной сферы от общественной основывается на концепции свободы. В конституционных демократиях данная концепция закреплена в основном законе государства. Предоставляя гражданские свободы, к которым относятся прежде всего свобода совести и сосуществование различных представлений о ценностях, то есть плюралистическое общество, основной закон государства гарантирует невмешательство правительства в личные дела граждан. Тем самым обеспечивается четкое разделение между религией, являющейся личным делом, и общественной сферой, являющейся светской. Это и обеспечивает духовную безопасность, задавая границы допустимости проявления свободы совести.

Фундаменталисты требуют, чтобы их группа

- если она этого хочет - смогла отделиться от общества в целом, и больше не подчинялась общественным нормам. Такое «размежевание» является привлекательным вариантом по нескольким причинам. Если фундаменталисты выступают против социальной системы, искусственно разделяющей жизнь на личную и общественную сферы, то для них лучше покинуть эту социальную систему вообще. Поэтому они ей предпочитают жизнь в небольшой, но более гомогенной системе. Отделение от общества может осуществляться в различных формах. При этом используются крайние и менее крайние формы - либо создание нового государства, либо создание анклава в рамках светского общества.

Примеры такой серьезной угрозы национальной (и в т.ч. духовной) безопасности представляют собой события на Северном Кавказе, где в границах собственного цивилизованного пространства Россия, находящаяся после распада СССР в состоянии поиска са-мотождественности, столкнулась с проблемой исламского фундаментализма, грозящего распадом страны. Религиозный фундаментализм, пришедший из исламского мира, способен стать катализатором дезинтеграции страны, которая геополитически является важной «буферной зоной» взаимодействия Западной цивилизации и цивилизации Востока. После террористических актов на территории России и Дагестана стало ясно, что исламский фундаментализм, использующий риторику борьбы за права национальных меньшинств, по сути дела ставит под угрозу основные человеческие права большинства граждан страны.

4. Угроза со стороны негативной информационной политики, печатных и электронных СМИ, средств массовой культуры и коммуникаций

Сегодня духовное воспитание людей в нашей стране и во всем мире претерпевает величайшее испытание. Поток информации захлестнул человечество, произошел полный разрыв между духовными и культурными нуждами человека и теми идеями и идеологиями, которые внедряются в сознание людей независимо от их желания и потребностей. Если раньше человек воспринимал информацию, исходя их своих запросов, то сегодня информация пытается формировать запросы и саму духовную сущность человека. Не секрет, что большинство современных СМИ стоит на полностью бездуховных позициях, имея единственной целью получение прибыли от своей деятельности [5].

Все это порождает деструктивную общественную роль СМИ, являющихся лишь инструментом в руках бездуховных политиков. В России стал расхожим термин «формирование общественного мнения», смысл которого в том, что буквально любая идея может быть внедрена в сознание масс при соответствующем подходе.

В целом российские средства массовой информации не ставят перед собой задачи содействия духовно-нравственному просвещению, образованию и культуре, в связи с чем их социальная ответственность вызывает озабоченность. И это представляет одну из серьезных проблем для российского общества, когда у самих СМИ отсутствует социальная этика, в стране нет единых общенациональных критериев по методам и формам информирования населения о происходящих событиях, и, кроме того, не отработаны эффективные механизмы взаимодействия СМИ и властных структур даже в обычных ситуациях.

Так, например, некоторые СМИ занимаются пропагандой самых разнузданных нравов и противоестественного образа жизни - нудизма, гомосексуализма, феминизма, транссексуализма. Стоит упомянуть и о пропаганде насилия, и о пропаганде наркомании. Например, некоторые молодежные газеты рекламировали «веселящие таблетки», которые якобы не являются наркотиком. Пагубное воздействие от таких СМИ состоит в том, что они формируют неправильное представление о смысле человеческой жизни. Поэтому для собственной же безопасности нам необходима выработка

критического отношения к информации, распространяемой СМИ. Исчезновение устойчивой национально-культурной идентичности, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа - путь к исчезновению нации как таковой.

Сегодня, когда с экранов телевизоров и из периодической печати практически вытеснены прежние - герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защищать нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуализма (по существу - морального уродства).

Например, за рубежом во многих СМИ существуют наблюдательные советы, которые могут применять к ним административные меры в связи с нарушением каких-либо этических норм. Поэтому и в России должны быть советы по корпоративной этике, чтобы СМИ не попирали общепринятые нравственные и этические нормы. Кстати, показательно, что 41 % россиян (по данным ROMIR Monitoring) считают, что введение цензуры необходимо.

5. Угроза постепенной деградации российской молодежи

Ситуация с духовным, интеллектуальным и физическим воспитанием детей и молодежи такова, что уже пора бить в набат. Общее состояние молодежи фактически лишает Россию и русский народ будущего, произошла настоящая социальная катастрофа. Провал произошел в 1990-е годы, но и в 2000-е ситуация не улучшилась. А за последние 10 лет рост числа заболеваний детей достиг 70%. Только каждый десятый выпускник школы относительно здоров, особенно большие проблемы отмечаются в области роста числа ожирений, онкологических заболеваний, нервных расстройств, сахарного диабета, болезней крови, нарушений зрения и т.д.

Вопреки массовому убеждению в том, что в области продовольствия ситуация в РФ лучше, чем была в СССР, так как полки магазинов забиты десятками сортов колбасы, сыра, сока и другими продуктами питания, это миф. Факты говорят о качественном ухудшении питания населения, в том числе детей, и даже количественном - большинство граждан РФ стали меньше потреблять мяса, молока, рыбы и других продуктов. За последние восемь лет вдвое снизилось

потребление детьми фруктов. Об этом говорят данные о физическом развитии детей: средний рост детей за два десятилетия упал на 2 см, средний вес мальчиков на 1,3 кг, девочек на 1,6 кг. Отмечается и недостаток физического развития, дети и подростки стали слабее своих сверстников 90-х годов: динамометрия (это метод измерения силы) правой кисти у девочек уменьшилась на 6 кг, а у мальчиков на10 кг.

Смертность среди российских подростков в 3-5 раз выше, чем в европейских странах, значительно вырос процент (и помолодел возраст) курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Молодежь поразил пивной алкоголизм, который многие специалисты считают страшнее, чем от более крепких напитков, так как пиво обладает свойством менять гормональный фон человека, превращая мужчин (юношей) в одутловатых существ неопределенного пола, неспособных к выполнению нормальной половой функции. А девушек, наоборот, в мужеподобных существ. По разным данным от трети до половины юношей и девушек страдают отклонениями в здоровье, которые могут привести к бесплодию. Примерно две трети юношей призывного возраста больны и не могут стать полноценными защитниками Родины, причем часть необратимо, а другой части необходима реабилитация, отрезвление, оздоровление, набор массы тела. То есть перед армией их надо еще несколько месяцев содержать в специальных оздоровительных лагерях, со строгим режимом и богатым рационом питания.

Подобные факты можно почерпнуть и из других источников, по заказу Общественной палаты РФ (далее палата) был подготовлен доклад «Социальный портрет молодежи РФ». Его готовила комиссия палаты по социальным вопросам. Были использованы данные Росстата, Института социологии РАН, Социологического центра РАГС, МГУ им. Ломоносова, ФОМ, ВЦИОМ и другие. В итоге картина не менее катастрофична. Из выступлений на пленарном заседании палаты мы узнаём страшные вещи, которые созерцаем из окон своих домов, школ, предприятий, машин и т.д. На 1 января 2010 года в России было 29,8 млн. детей и молодежи до 19 лет, это всего 21% населения страны. Мы узнаем, что такая типично западная социальная болезнь, как нежелание иметь детей, уже вторглась и успешно закрепилась в жизни граждан России - о желании иметь детей высказались 88% молодежи. У девушек 15-19 лет только

половина беременностей заканчивается родами, остальных детей убивают.

Большую угрозу представляет распространение социальных болезней в среде молодежи: более 80% молодых людей употребляет алкоголь, две трети подростков имеют опыт курения (надо учитывать, что не все сознаются при подобных опросах), в 18 раз выросло число наркоманов-подростков, 62% молодых людей имели опыт половой жизни до 17 лет. Характер тотальной эпидемии приобрело использование нецензурного лексикона среди подрастающего поколения российского общества. Это способствует маргинализации, криминализации населения. В России до 1 миллиона беспризорных детей, которые не посещают школы! Они пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков, рабов. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. Только на учете в наркодиспансерах состоят 580 тысяч детей. За последние 5 лет число 15-17 летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза. Причем если алкоголизм и токсикомания удел беспризорников и детей из бедных семей (не говоря уже о курении), то «золотая молодежь» употребляет наркотики. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков, 6 млн. наркоманов, причем большинство из них молодые люди. Ежегодно только от этого зелья Россия теряет до 70 тыс. человек (5 полнокровных дивизий!).

Таким образом, все эти угрозы крайне отрицательно влияют на процесс формирования личности. Всячески запутывают молодого человека, а порою сбивают с правильного пути.

Экономическая нестабильность и в целом социально-экономический кризис ставит человека на грань выживания, и при этом человек стремится лишь к удовлетворению своих биологических потребностей, подчиняя свою систему ценностных ориентаций проблеме выживания. Исторический опыт большинства развитых стран подтверждает гипотезу ценностной значимости недостающего. Приоритеты индивида отражают состояние социально-экономической среды: наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает. Неудовлетворенные физиологические потребности первенствуют по отношению к социальным, интеллектуальным, эстетическим. Условия экономической необеспеченности, непредсказуемости будущего приводят к определенным сдвигам

в шкале ценностных ориентаций субъектов культуры. На первый план выходят «материальные» ценности, обеспечивающие поддержание собственного существования и собственной невредимости, отодвигая ценности, связанные с удовлетворением потребностей в признании, в самовыражении, в эстетическом удовлетворении.

В условиях, когда социум находится в переходном состоянии, именно культурнодуховный фактор (система духовных ценностей, традиций, нравственных принципов, норм и пр.) приобретает особую важность, становится приоритетным во всей совокупности факторов развития (экономического, политического и т.д.). Здесь могут помочь только такие ценности, как личная ответственность, солидарность, справедливость, совесть, то есть категории не совсем параллельные прагматическим и эгоистическим установкам. Важная роль в этом отводится личному положительному примеру индивида, это может быть пример тех лиц, авторитет которых является незыблемым, одними из которых являются люди старшего поколения (ветераны), имеющие большой жизненный и профессиональный опыт [6].

Сегодня в России идут два противоположных процесса: с одной стороны, нравственное разложение народа, с другой - процесс образования из определенной человеческой массы нравственного народного ядра. Для формирования такого ядра необходимо включение через систему образования, средства массовой информации просветительских программ, способных привить традиционные основы и ценности.

Попытки разрушить систему и отсутствие понятных и близких для большинства людей целей реформирования приводят к усилению социальных антагонизмов, конфликтов, идейно-нравственной дезориентации, понижают уровень общественного согласия и сотрудничества в обществе, затрудняют поиск новых форм общественного устройства, адекватных историческим условиям.

А в целом все это вместе взятое ведет к тому, что в современном российском обществе наблюдается духовная деградация и она характеризуется, прежде всего, заменой духовных ценностей на определенные первичные инстинкты - «инстинкты наживы», «инстинкты власти», «инстинкт большого хапка», «инстинкт мошенничества и обмана», «инстинкт коррупции» и пр. Но вся беда состоит в том, что энергетика инстинктов, как бы сильна ни была, работает только на уров-

не сиюминутного «выживания», но добиться с их помощью серьезного прогресса в построении рыночного хозяйства, в целом нового прогрессивного общества невозможно. И самое главное, весь этот глобальный прессинг и негатив забивает головы подрастающего поколения, будущего нашего государства. Следует отметить, что отдельные из них, впитавшие в юные годы весь этот негатив, идут учиться в образовательные организации МВД России. И, естественно, с первых дней занятий опытные педагоги, воспитатели должны активно включаться в большую повседневную, сложную работу по вопросам духовно-нравственного перевоспитания и воспитания курсантов, так как профиль этих вузов занимает особое положение. Профессорско-преподавательскому составу вышеназванной категории специализированных учебных заведений необходимо не забывать то, что проблемы современной модели воспитания подрастающего поколения совпадают с проблемами нравственного воспитания курсантов, поступающих к нам на учебу. По своему профессиональному назначению выпускники вузов системы МВД России призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. При этом курсанты - это будущие офицеры органов внутренних дел, которые в своей дальнейшей профессиональной деятельности будут наделены специальными правами и обязанностями, что возлагает на них еще большую ответственность перед народом и государством [8]. Чтобы юридически грамотно использовать вышеназванные права и качественно исполнять свои обязанности, курсанты, а затем и слушатели, должны пройти школу нравственного воспитания. Недостаток такого рода воспитания может сказаться не только на профессиональных качествах будущих офицеров полиции, но и привести к духовно-нравственной деформации личности [7].

Практические задачи, стоящие перед сотрудниками органов внутренних дел РФ, связаны с социальным заказом общества, адресованным в том числе и педагогике как общей концепции, которая позволила бы в единой системе понятий охватить и проанализировать множество факторов, накопленных в процессе обучения и воспитания курсантов образовательных организаций системы МВД России [9]. Для того чтобы человек был способен к самостоятельному,

ответственному выбору поступка, свободному высказыванию собственных взглядов, нужна новая практика воспитания. Воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально-обусловленным процессом, который выполняет в обществе определенные функции: сохранения, воспроизводства и развития культуры; обслуживания исторического процесса смены поколений; создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры.

Нужно подчеркнуть, что профессорско-преподавательский состав Белгородского юридического института МВД России совместно со службами и подразделениями по профилю работы с курсантами (слушателями) понимают важность этого момента и то, что педагогический аспект проблемы становления личности современного полицейского как субъекта культуры и нравственности состоит, в первую очередь, в гуманизации его воспитания. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успеха процесса воспитания, а саморазвитие личности, формирование субъективных свойств - высший показатель эффективности этого процесса. Современная система воспитания в образовательных учреждениях системы МВД России ставит и новые цели самого воспитательного процесса, в частности: понимание человека (в лице курсанта, слушателя) в качестве главного предмета воспитания; ориентация на универсальные общечеловеческие ценности, которые он должен сохранять и воспроизводить; актуальность воспитания целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции; необходимость воспитания таких качеств, которые понадобятся молодому специалисту в будущей своей практической деятельности.

Ядром воспитания духовной и культурной личности выступают субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, жизнетворчества. Формирование личности как свободной требует исключения из процесса воспитания любых методов и форм давления на эту личность. Известно, что образование является основой духовности, поэтому оно должно ориентироваться на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру. Человек культуры является и практической личностью, которая владеет знаниями в области юриспруденции (как профиль направления деятельности сотрудника ОВД), основ экономики, иностранных языков, компьютерных

технологий, не забывая при этом истории своего государства и многонационального народа, в нем проживающего.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время как в Белгородском юридическом институте МВД России, так и в целом в системе органов внутренних дел Российской Федерации на место командно-административных методов управления приходит большая ориентация личности сотрудника на социальную потребность общества в его открытом, эффективном и качественном труде. Нравственная составляющая является одним из основных рычагов воздействия на подчиненных со стороны управленческого состава, побуждающая непосредственных исполнителей на личном примере руководителя относиться к исполнению своих служебных обязанностей со всей полнотой ответственности и чувством долга перед обществом и государством. В этих условиях нравственное воспитание курсантов (слушателей) образовательных организаций системы МВД России занимает приоритетное направление в формировании их нравственной культуры, которая представляет собой не только культуру повседневного труда, поведения, отношения, но и культуру самосознания, то есть опосредованный результат самосуществования, объективно-субъективной деятельности.

Реализация перечисленных функций зависит от состояния общества в целом, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое это общество проявляет к подрастающему поколению (молодежи), уровня профессионального мастерства педагогов образовательных организаций системы МВД России и ряда других факторов. Преодолению кризисного характера воспитательного процесса, на наш взгляд, будет способствовать: возрождение в воспитании ценностей общечеловеческой и национальной культуры; социально-педагогическая поддержка и удовлетворение интересов и потребностей молодежи; повышение стабильности роли семьи, школы, других институтов как гарантов гражданского мира, национального согласия и полноценного развития индивида как гражданина, человека культуры и нравственности.

По нашему мнению, можно согласиться с новой концептуальной основой современного воспитания, которая включает в себя анализ современной социально-педагогической ситуации, выделение ее основных проблем и противоречий, критическое переосмысление идеологии воспитания, определение базового компонента содержания воспитания, обос-

нование концептуального подхода к методам и технологиям воспитательного процесса, выявление критериев, реализация которых обеспечивает личностный смысл и эффект воспитания в современных условиях.

В настоящий момент беспокоит тот факт, что количество совершенных сотрудниками правоохранительных органов правонарушений не уменьшается. По-прежнему тысячи сотрудников ежегодно привлекаются к различным видам ответственности, включая уголовную ответственность. Самыми распространенными являются преступления коррупционной направленности. Считаем, что это результат не только влияния со стороны негативной духовной составляющей нашего общества, но и недоработка со стороны профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, включая учреждения системы МВД России. Недоработка воспитателей, психологов этих учреждений, недостаточно активная их работа в сфере духовно-нравственного воспитания курсантов с первых дней их пребывания в стенах образовательной организации. Понимая всю важность и необходимость этой работы, Белгородский юридический институт МВД России реализует воспитательную программу курсантов и слушателей с учетом следующих основных принципов:

Принцип ориентации на идеал. Идеал -это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смысл воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности сотрудника. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся института должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны и его многонационального народа.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности курсанта (слушателя). Любое обучение может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности. Педагогическая составляющая организации нравственного уклада жизни обучающихся в стенах нашего института должна начинаться с определения той системы ценностей, которая

лежит в основе воспитательного процесса.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений курсанта с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внеинститутской деятельности должно быть наполнено примерами высокого нравственного поведения. Личный положительный пример со стороны старших товарищей, командиров, педагогов как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт курсанта, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных ориентиров (включая профессиональную сферу), продемонстрировать курсанту реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего воспитанника со сверстниками, родителями (законными представителями), преподавателем и другими значимыми для него взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди. Но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, курсанта со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет субъектный, многомерно-деятельный характер. Курсант включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации

должна быть по возможности согласована на основе единой цели, задачи и ценностей программы духовно-нравственного развития, обучения и воспитания курсантов.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом институтской жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности курсантов (слушателей). Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание - это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Наряду с этим для реализации вышеуказанных принципов в марте 2004 года на базе Белгородского юридического института МВД России был открыт университет культуры. Соучредителями университета культуры стали Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина, Белгородский государственный институт культуры и искусств, Белгородский государственный музыкальный колледж им. С.А. Дегтярева, с которыми у нашего института установлены тесные творческие контакты. В рамках университета культуры подписаны договоры о взаимном сотрудничестве.

Основной целью университета культуры является духовно-нравственное просвещение, культурно-эстетическое воспитание и повышение культурного уровня курсантов (слушателей) института, активизация факторов их культурного развития, которые влияют на формирование личности будущего офицера - защитника правопорядка.

В данном случае решается задача повышения уровня коммуникативной культуры и психологической устойчивости курсантов (слушателей), овладение ими теоретических основ в области изобразительного и театрального искусства, музыки, скульптуры, архитектуры, литературы, хореографии, практическими навыками в области этикета.

Занятия в основном проводятся педагогами соучредителей университета культуры на безвозмездной основе. Это высококлассные

специалисты, заслуженные деятели культуры полнителей и художественные коллективы по

России, заслуженные и народные артисты различным направлениям искусства.

России. Также для проведения учебных за- Все вышесказанное, в совокупности поз-нятий, семинаров приглашаются деятели воляет выпускать из стен Белгородского

культуры и искусства, представители твор- юридического института МВД России сов-

ческих союзов, учебных заведений, учреж- ременного полицейского с высоким уров-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дений культуры и искусства г. Белгорода в нем образования, духовно-нравственного

порядке шефской помощи. Лекции проходят воспитания, способного профессионально

в культурном центре института, актовый зал выполнять свои служебные обязанности,

которого оборудован всеми необходимыми соблюдая при этом закон, нормы морали и

техническим средствами, позволяющими в нравственности, сложившиеся в обществе

полной мере использовать в ходе лекций во благо процветания нашего великого госу-

фото- и видео материалы, приглашать ис- дарства и народа, в нем проживающего.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря

1993 г.// Российская газета. 1993. № 237.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

3. Баширов ЛА и др. Новые религиозные движения России. - М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 479.

4. Макаров Д. Веру силой не навязать. Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алек-

сия II // Аргументы и факты. 2002. № 1-2. С. 3.

5. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность. Политический анализ. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ,

2006. С.93.

6. Степанова Л.М., Хрисанов ВА, Михайликов В.Л. Работа с ветеранами органов внутренних дел как одно из приоритетных направлений деятельности вуза МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2013. № 1. С. 2-7.

7. Озеров И.Н. Роль постоянного состава образовательных учреждений МВД России в формировании антикоррупционной устойчивости у курсантов и слушателей // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2009. № 2. С. 95-97.

8. Чирков Е.Н. Пути и средства формирования нормативно-правового сознания курсантов вузов МВД в процессе преподавания автотехнических дисциплин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. - СПб., 2007. № 17.

9. Невмовенко АА. Формирование профессиональной направленности специалиста (на опыте

курсантов вуза МВД России) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради.

- СПб., 2007. №17. С. 182-185.

References

1. The Constitution of the Russian Federation: Accepted by national voting on December, 12th,

1993 // The Russian newspaper, № 237, 12.25.1993.

2. The national safety concept of the Russian Federation (adopted by the Decree of the RF

President from December, 17th, 1997 № 1300 in edition of the Decree of the RF President from January, 10th, 2000 № 24).

3. New religious movements of Russia (The group of authors: Bashirov L.A. and etc. - M.: Publishing house RAGS, 2002 - P. 479.

4. Makarov D. Belief by force not to impose. Interview of the Patriarch Moscow and all Russia Alex n: // The Arguments and facts. № 1-2. 2002. P. 3.

5. Spiritual safety / The political analysis/: Bespalenko P.N. Rostov-on-Don, Publishing house

RGU, 2006, - P. 93.

6. Stepanova L, Khrisanov V.A., Mikhajlikov V.L. Working with veterans of the Interior as one of the

priorities of the Russian Ministry of Internal Affairs of the university // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. Of 2013. № 1. P. 2-7.

7. Ozerov I.N. The role of the permanent staff of educational institutions of the Russian Interior

Ministry in the formation of anti-corruption and sustainability of the cadets listeners // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2009. № 2. P.95-97.

8. Сhirkov E.N. Ways and means of forming the regulatory consciousness of students of high schools

in the teaching of the Interior Ministry autotechnical disciplines // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17.

9. Nevmovenko AA. Formation of a professional orientation specialist (on the experience of students of

the university Russian Ministry of Internal Affairs) // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17. P.182-185.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTER-NAL AFFAIRS OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

УДК 159.944:378.6:351.74-057.85(470)

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России);

О.В. МУРАВЬЕВА,

студентка 5 курса __________________________(НИУ «БелГУ»)

Аннотация: в статье отражены проблемы психологической адаптации выпускников образовательных организаций МВД России и возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: психологическая служба, адаптация, копинг-механизмы, психологические трудности.

A.B. Svistilnikov, the candidate of jurisprudence, assistant professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

O.V. Muravyova, student NRU «BelSU».

Abstract: the article reflects the problem of psychological difficulties arising at graduates of HEI the Ministry of the Interior, and also possible solution.

Keywords: psychological Service, adaptation, coping mechanisms, psychological difficulties.

Современное российское общество остро нуждается в квалифицированных сотрудниках для органов внутренних дел (далее - ОВД), способных на высоком уровне исполнять свои должностные обязанности. Это обусловлено экономической и социальной нестабильностью, сложной криминогенной обстановкой и иными факторами. В

этой связи особое значение представляет решение вопроса подготовки квалифицированных специалистов для ОВД, повышения их профессионального уровня, психологической устойчивости и адаптации.

В период вхождения в должность перед выпускниками образовательных организаций МВД России возникает множество факторов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.