Научная статья на тему 'Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий'

Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5982
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / COLLABORATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / PREVENTION OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Ардавов Михаил Мухамединович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

Эффективное и хорошо спланированное взаимодействие органов внутренних дел и представителей религиозных конфессий способно воспрепятствовать распространению асоциальных проявлений в обществе, так широко распространенных сегодня (подтверждение тому данные об увеличении количества преступлений экстремистского характера в период с 2008 по 2013 гг.). Существуют две модели построения взаимоотношений ОВД и религиозных организаций. Первая, ведущая к прямой конфронтации, исключительно негативно влияет на оперативную обстановку в регионе (примером тому служит нападение на силовые структуры в октябре 2005 г. в Нальчике). Другая модель, основанная на сотрудничестве и готовности к конструктивному диалогу упомянутых структур, признана авторами статьи наиболее действенной. Реализация данной модели производится путем подписания соглашений о принятии мер по предупреждению и пресечению противоправных деяний со стороны тоталитарных сект и экстремистских организаций; духовно-нравственном просвещении сотрудников ОВД; проведении совместных научно-исследовательских работ. Сегодня распространена практика привлечения представителей религиозных организаций различных конфессий к осуществлению ритуальных служб во время траурных мероприятий, участию в торжественных воинских ритуалах (например, присяге). Ярким примером тесного взаимодействия представителей ОВД и религиозных структур служит реализация проекта «Христианские святыни Кабардино-Балкарии», осуществленного совместно коллективами Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России и Нальчикского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии. Результатами проекта, осуществленного с целью пресечения хищнического разграбления историко-религиозных памятников региона, стали издание одноименного справочникапутеводителя и создание сайта, содержащего подробную информацию о местных святынях, христианских достопримечательностях и т. д. Авторы статьи обозначили перспективные направления для осуществления дальнейшего взаимодействия анализируемых структур, в числе которых, например, активное использование возможностей социальной рекламы для информирования граждан об основных направлениях и результатах совместной деятельности анализируемых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Ардавов Михаил Мухамединович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLABORATION OF LAW ENFORCEMENT BODIES WITH RELIGIOUS DENOMINATIONS

Effective and well-planned cooperation of law enforcement bodies with religious denominations is able to prevent the propagation of anti-social manifestations in the society, which are widespread today (the data showing the increase of the number of extremist crimes during the period from 2008 to 2013 confirms this fact). There are two models for building relationships between the law enforcement bodies and the religious organizations. The first one, leading to a direct confrontation, has only a negative impact on the operational situation in the region (for example, the attack on the security forces in October 2005 in Nalchik). The other model, based on cooperation and constructive dialogue, is recognized as the most effective by the authors of the article. Implementation of this model is carried out by signing the agreements on adoption of measures for the prevention and suppression of unlawful acts on the part of totalitarian sects and extremist organizations; spiritual and moral education of law enforcement officers; execution of joint research work. Today it is a common practice to involve representatives of various religious organizations in the implementation of ritual services during mourning events, participation in military ceremonial rituals (for instance, oath of allegiance). A striking example of the close cooperation between the law enforcement bodies and the religious organizations is the realization of the project “Christian shrines of Kabardino-Balkaria", organized jointly by teams of the North Caucasus Institute for Advanced Training (branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia) and the Nalchik deanery of the Pyatigorsk and Circassia diocese. The results of the project, carried out in order to prevent predatory looting of historical and religious monuments of the region, were the publication of the same name guidebook and website containing detailed information about the local shrines, Christian sights and more. The authors define the promising areas for further cooperation of the analyzed structures, including, for example, the dynamic use of social advertising opportunities to inform people about the main areas and results of collaboration between the law enforcement bodies and the religious organizations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий»

УДК 351.74 Голяндин Николай Петрович

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

Ардавов Михаил Мухамединович

кандидат юридических наук, начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры общеправовых

дисциплин

Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ

Резюме:

Эффективное и хорошо спланированное взаимодействие органов внутренних дел и представителей религиозных конфессий способно воспрепятствовать распространению асоциальных проявлений в обществе, так широко распространенных сегодня (подтверждение тому - данные об увеличении количества преступлений экстремистского характера в период с 2008 по 2013 гг.). Существуют две модели построения взаимоотношений ОВД и религиозных организаций. Первая, ведущая к прямой конфронтации, исключительно негативно влияет на оперативную обстановку в регионе (примером тому служит нападение на силовые структуры в октябре 2005 г. в Нальчике). Другая модель, основанная на сотрудничестве и готовности к конструктивному диалогу упомянутых структур, признана авторами статьи наиболее действенной. Реализация данной модели производится путем подписания соглашений о принятии мер по предупреждению и пресечению противоправных деяний со стороны тоталитарных сект и экстремистских организаций; духовно-нравственном просвещении сотрудников ОВД; проведении совместных научно-исследовательских работ. Сегодня распространена практика привлечения представителей религиозных организаций различных конфессий к осуществлению ритуальных служб во время траурных мероприятий, участию в торжественных воинских ритуалах (например, присяге). Ярким примером тесного взаимодействия представителей ОВД и религиозных структур служит реализация проекта «Христианские святыни Кабардино-Балкарии», осуществленного совместно коллективами Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России и Нальчикского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии. Результатами проекта, осуществленного с целью пресечения хищнического разграбления историко-религиозных памятников региона, стали издание одноименного справочника-

Golyandin Nikolay Petrovich

PhD in Law, Professor, Special Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Ardavov Mikhail Mukhamedinovich

PhD in Law,

Head of the Special Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Mashekuasheva Margarita Hasanbievna

PhD in Psychology, Senior Lecturer, General Vocational Disciplines Subdepartment, North-Caucasian Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

COLLABORATION OF LAW ENFORCEMENT BODIES WITH RELIGIOUS DENOMINATIONS

Summary:

Effective and well-planned cooperation of law enforcement bodies with religious denominations is able to prevent the propagation of anti-social manifestations in the society, which are widespread today (the data showing the increase of the number of extremist crimes during the period from 2008 to 2013 confirms this fact). There are two models for building relationships between the law enforcement bodies and the religious organizations. The first one, leading to a direct confrontation, has only a negative impact on the operational situation in the region (for example, the attack on the security forces in October 2005 in Nalchik). The other model, based on cooperation and constructive dialogue, is recognized as the most effective by the authors of the article. Implementation of this model is carried out by signing the agreements on adoption of measures for the prevention and suppression of unlawful acts on the part of totalitarian sects and extremist organizations; spiritual and moral education of law enforcement officers; execution of joint research work. Today it is a common practice to involve representatives of various religious organizations in the implementation of ritual services during mourning events, participation in military ceremonial rituals (for instance, oath of allegiance).

A striking example of the close cooperation between the law enforcement bodies and the religious organizations is the realization of the project "Christian shrines of Kabardino-Balkaria", organized jointly by teams of the North Caucasus Institute for Advanced Training (branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia) and the Nalchik deanery of the Pyatigorsk and Circassia diocese. The results of the project, carried out in order to prevent predatory looting of historical and religious monuments of the region, were the publication of the same name guidebook and website containing detailed information about the local shrines, Christian sights and more. The authors define the promising areas for further cooperation of the analyzed structures, including, for example, the dynamic use of social advertising opportunities to inform people about the main areas and results

путеводителя и создание сайта, содержащего подробную информацию о местных святынях, христианских достопримечательностях и т. д. Авторы статьи обозначили перспективные направления для осуществления дальнейшего взаимодействия анализируемых структур, в числе которых, например, активное использование возможностей социальной рекламы для информирования граждан об основных направлениях и результатах совместной деятельности анализируемых структур.

Ключевые слова:

органы внутренних дел, религиозные организации, взаимодействие, духовно-нравственное воспитание, научно-исследовательская деятельность, профилактика правонарушений.

of collaboration between the law enforcement bodies and the religious organizations.

Keywords:

law-enforcement bodies, religious organizations, collaboration, spiritual and moral education, research activity, prevention of offenses.

Благоустроение общества определяется поведением людей, а их поведение, в свою очередь, напрямую зависит от воспринятых ценностей, убеждений, взглядов на мир. Там, где глубоко подорваны представления о правильном и неправильном, о должном и недолжном, любые попытки власти поддерживать порядок разобьются о нежелание граждан честно исполнять свой долг. «Там, где нет морали, законы бессильны», - гласит античная мудрость.

Изменившийся характер религиозной деятельности, который сегодня представляет собой не только исповедание веры [1], но и активную социальную, миссионерскую, предпринимательскую и иные формы деятельности, определяет возрастающую роль религиозных организаций во взаимоотношениях с государственными институтами, в том числе с правоохранительными органами.

Результаты проведенных нами опросов свидетельствуют, что подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел (свыше 90 %), побывавших в «горячих точках», относят себя к убежденным последователям традиционных религий. А священнослужители Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московской патриархии, совершавшие пастырские поездки в места военных конфликтов, единодушно заявляют: «На войне атеистов нет» [2].

Кроме того, активизация взаимодействия государственных структур с религиозными организациями приобретает все более актуальный характер в связи с распространением в настоящее время асоциальных проявлений в обществе. Так, за последние пять лет при общем снижении преступных проявлений в Российской Федерации более чем на 74 % (2009 г. - 2 994 820, 2013 г. - 2 206 249) число противоправных действий с экстремистско-террористической окраской, прежде всего по этнорелигиозным мотивам, увеличилось в 1,4 раза (2008 г. - 1 127, 2013 г. -1 557), а количество выявленных лиц, совершивших преступления данной категории, возросло более чем на 86 % (за 2007 г. - 908, 2013 г. - 1 043) [3; 4].

Исходя из этого, органы внутренних дел при организации взаимодействия [5] с религиозными объединениями различных конфессий сталкиваются с необходимостью решения достаточно сложных и нетрадиционных мировоззренческих, правовых, организационно-управленческих задач, с которыми полиция ранее не встречалась. И если общие направления такого взаимодействия более или менее определены [6], то правовые основы и формы его реализации находятся еще в стадии формирования и до настоящего времени относятся к числу дискуссионных вопросов, так как затрагивают весьма специфические для нашей страны государственно-религиозные отношения, которые определяются двойственным положением его субъектов, с одной стороны, обеспечивающих правоохранительную и правоприменительную деятельность по реализации свободы совести граждан, а с другой - предусматривающих совместное сотрудничество при необходимости соблюдения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ принципа отделения религиозных организаций от государства [7].

Результаты наших исследований по рассматриваемой проблематике и сравнение их с ранее опубликованными научными работами позволяют выделить две основные модели развития взаимоотношений органов внутренних дел с религиозными организациями. В рамках первой модели стороны допускают нарушения законодательства и ведут себя по отношению друг к другу нелояльно, вступают в конфронтацию. При реализации второй модели обе стороны стремятся к нормальным взаимоотношениям и взаимовыгодному сотрудничеству.

Первая модель, имевшая место в истории развития взаимоотношений органов внутренних дел и религиозных организаций Северо-Кавказского федерального округа, как показала практика, напрямую оказала негативное влияние на оперативную обстановку в регионе. Примером этому могут служить трагические события, произошедшие в Нальчике в октябре 2005 г. Следует признать, что не совсем верная позиция взаимоотношений руководства республики и правоохранительных органов с представителя мусульманских организаций была названа руководителями

экстремистских группировок в качестве одной из причин вооруженного нападения на силовые структуры Нальчика 13 октября 2005 г.

Анализ произошедшего позволил в последующем сделать правильные выводы и организовать работу в сфере религиозного взаимодействия так, что возникший конфликт был локализован и взаимоотношения перешли в русло взаимного сотрудничества. Для этого Правительством КБР были разработаны и реализованы республиканские целевые программы «О взаимодействии с религиозными организациями Кабардино-Балкарской Республики и их государственной поддержке», которые обеспечили внедрение результативных методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования этноконфессиональной ситуации, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе [8; 9].

На сегодняшний день во всех субъектах СКФО взаимодействие между органами внутренних дел и религиозными организациями развивается по второй модели. Для придания рассматриваемому виду взаимодействия правового статуса в течение последних лет структурами Министерства внутренних дел Российской Федерации, дислоцированными в СКФО, был подписан ряд соглашений с представителями центральных и местных религиозных организаций. Анализ содержательной части подписанных соглашений позволяет выделить следующие основные направления организации и осуществления взаимодействия указанных субъектов:

1) комплексное проведение просветительско-информационных мероприятий, совместная воспитательная и просветительская работа по предупреждению правонарушений среди населения и обеспечению сохранности культовых сооружений и сакральных ценностей;

2) пресечение противоправной деятельности со стороны псевдорелигиозных центров, тоталитарных сект и этнорелигиозных организаций экстремистской направленности;

3) духовно-нравственное просвещение сотрудников органов внутренних дел;

4) проведение совместных научно-исследовательских работ, в том числе по обобщению положительного отечественного и зарубежного опыта сотрудничества этнорелигиозных организаций с правоохранительными органами.

При этом реализация указанных направлений с каждой из традиционно исповедуемых в регионе конфессий имеет свою специфику. Например, в рамках соглашений органов внутренних дел с Русской православной церковью проводятся совместные мероприятия по профилактике преступности среди несовершеннолетних, реабилитации ранее судимых, а также реализация других социально значимых акций. Совместно с представителями духовных управлений мусульман активизирована работа по преодолению радикализма и экстремизма (особенно среди молодежи), предотвращению этнонациональных конфликтов. Во взаимодействии с представителями еврейских региональных общин России реализуются меры по недопущению проявлений ксенофобии и национально-религиозной неприязни [10].

В ходе осуществления совместной деятельности при наличии достаточно большого ряда решаемых задач органы внутренних дел и представители религиозных организаций выработали разнообразные формы взаимодействия.

В рамках профилактики правонарушений к ним следует отнести подготовку и проведение совместно с членами общественных советов при органах внутренних дел [11] социально значимых акций и мероприятий, способствующих:

1) разработке и распространению пропагандистских материалов, направленных на повышение правовой культуры граждан, воспитание у населения активной позиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений;

2) стимулированию практических действий граждан по оказанию содействия ОВД;

3) выявлению и пресечению противоправной деятельности отдельных лиц, осуществляющих пропаганду идей экстремизма, терроризма, социальной, национальной, расовой ненависти и вражды.

К числу подобных социально значимых акций следует отнести организацию совместных пресс-конференций, брифингов, семинаров, «круглых столов» по актуальным вопросам профилактики и борьбы с преступностью; проведение индивидуальных и целенаправленных мероприятий по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди несовершеннолетних, участия в экстремистских формированиях и т. п.

Действенным способом противодействия религиозному радикализму и экстремизму является духовно-нравственное и религиозное просвещение личного состава. При этом деятельность взаимодействующих субъектов прежде всего направлена на развитие у сотрудников правоохранительных органов гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности; формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел.

Подобные структурно-организационные образования создаются под патронажем правительств субъектов Российской Федерации (ДПЦ «Северная Фиваида» в Вологодской области; Исламский центр в г. Грозном), образовательных заведений системы МВД России (ДПЦ «Преображение» при Академии управления МВД России, ДПЦ Тюменского юридического института МВД России, центр духовно-нравственного воспитания Волгоградской академии МВД России и т. д.), религиозных организаций РПЦ (в Пятигорской и Черкесской епархии их более десяти) и духовных управлений мусульман (Исламские культурно-образовательные центры в Нальчике и Магасе).

Помимо повышения культурно-нравственного уровня сотрудников правоохранительных органов, задачами данных центров являются налаживание и укрепление взаимодействия с религиозными организациями традиционных российских вероисповеданий, представителями государственных и общественных структур, научной интеллигенции и средств массовой информации в противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма, а также духовной экспансии псевдорелигиозных культов и тоталитарных сект.

В значительной части подразделений МВД России установилась повсеместная практика привлечения представителей религиозных организаций различных конфессий к осуществлению ритуальных служб при проведении траурных мероприятий (погребении погибших и умерших сотрудников), участию в торжественных воинских ритуалах (церемониях открытия памятников и обелисков, приведения к присяге сотрудника органов внутренних дел, присвоения специальных званий, выпуску слушателей), в мероприятиях, проходящих в честь юбилейных и праздничных дат.

Следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, наиболее значимым компонентом в религиозно-нравственном воспитании сотрудников правоохранительных органов является все же осуществление собственно религиозной деятельности представителями традиционных конфессий в подразделениях и службах органов внутренних дел. При этом в специальной литературе высказываются противоположные подходы к реализации этого направления взаимодействия: одни авторы предлагают ввести в штатный состав подразделений священнослужителей по примеру военных капелланов [12], другие предостерегают, что «из силы, интегрирующей многонациональный коллектив, однобокое религиозное воспитание может привести к дезинтеграции» [13, с. 85] либо к религиозному противостоянию представителей различных конфессий при отсутствии законодательно урегулированного подхода к организации деятельности священнослужителей в силовых структурах государства [14].

По мнению авторов статьи, основанному на анализе исторического отечественного и зарубежного опыта взаимодействия религиозных и правоохранительных структур, с учетом многокон-фессиональности нашего общества наиболее приемлемой следует признать координационную, нежели субординационную [15, с. 25-26] форму повседневного участия священнослужителей в деятельности органов внутренних дел. Данная форма предусматривает, что обязанности духовного окормления сотрудников силовых структур возлежат на священнослужителях приходов, мечетей, общин тех православных епархий, духовных управлений мусульман или буддистов и еврейских общин, на территории которых расположены силовые подразделения.

В процессе совместной научно-исследовательской работы к достаточно продуктивным результатам взаимодействия правоохранительных органов и религиозных организаций следует отнести проведение целенаправленных научных исследований и создание комплексных научных работ. При этом особое значение в рамках этой совместной деятельности приобретает привлечение постоянного и переменного составов к научным исследованиям по вопросам мировой и отечественной истории, философско-теологическим аспектам вероучений различных религиозных организаций, духовной ситуации современности и ее влияния на криминогенную обстановку в регионах и в целом в Российской Федерации.

Например, в 2013 г. в рамках международного грантового конкурса «Православная инициатива» сотрудниками Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиала) Краснодарского университета МВД России при взаимодействии с Нальчикским благочинием Пятигорской и Черкесской епархии был реализован проект «Христианские святыни Кабардино-Балкарии». Необходимость такого проекта была вызвана предупреждением и пресечением хищнического разграбления историко-религиозных памятников на территории республики, на что неоднократно указывали ученые и представители общественности [16; 17; 18]. Итогом кропотливой научно-исследовательской работы стали формирование и последующее издание справочника-путеводителя «Христианские святыни Кабардино-Балкарии» [19] и создание сайта электронной открытой пополняемой базы данных о местных святынях, христианских достопримечательностях, исторических персонажах и событиях, оказавших влияние на распространение и сохранение христианства среди народов Кабардино-Балкарии [20].

Уже традиционным стало совместное проведение научных конференций, семинаров и круглых столов в образовательных учреждениях МВД России по религиоведческой, духовно-нравственной и патриотической тематикам. Ярким примером является практика проведения еже-

годных межведомственных научно-практических конференций, посвященных проблемам взаимодействия органов внутренних дел и Русской православной церкви в рамках международных Рождественских чтений в Москве на базе Академии управления МВД России и Московского университета МВД России.

Учитывая ограниченные рамки статьи, не представляется возможным рассмотреть все аспекты заявленной проблемы. Однако хотелось бы подчеркнуть, что сложившаяся религиозная ситуация в российском обществе требует внесения изменений в организационно-управленческую и оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел при взаимодействии с представителями различных религиозных организаций, обусловленную решением ряда комплексных проблем, среди которых, помимо рассмотренных выше, следует также выделить:

- создание единой систематизации, обобщение и внедрение в деятельность правоохранительных органов положительной практики в области взаимодействия с религиозными организациями;

- расширение информационного поля взаимодействия с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, мультимедийных и электронных средств связи;

- активное использование возможностей социальной рекламы для информирования граждан об основных направлениях и результатах совместной деятельности подразделений системы МВД России;

- привлечение священнослужителей разных конфессий в состав оперативно-управленческих групп для проведения мероприятий психологического сопровождения личного состава с выездами в подразделения органов внутренних дел, где допущены чрезвычайные происшествия.

Ссылки и примечания:

1. Какую религию Вы исповедуете? [Электронный ресурс] // Левада-Центр. URL: http://www.levada.ru/ar-chive/religiya/kakuyu-religiyu-vy-ispoveduete (дата обращения: 05.08.2014).

2. На войне атеистов нет. Интервью со священником Михаилом Васильевым [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/omikhailvasiliev.htm (дата обращения: 05.08.2014).

3. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2009 г. М., 2010. 54 с.

4. Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2013 г. М., 2014. 55 с.

5. Под взаимодействием ОВД с религиозными организациями нами понимается совместная деятельность независимых друг от друга субъектов по интеграции усилий, направленных на достижение общих задач с использованием взаимоприемлемых форм, средств, методов, способов и приемов на основе Конституции РФ, действующего законодательства и других нормативно-правовых актов.

6. Взаимодействие и сотрудничество : ст. 10 федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_165959/?frame=1 (дата обращения: 05.08.2014).

7. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. М., 2010. 39 с.

8. О республиканской целевой программе «О взаимодействии с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственной поддержке» на 2007-2010 годы : закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.12.2007 № 94-РЗ (ред. от 08.06.2009) // Кабардино-Балкарская правда. 2007. № 390-396. 28 дек.

9. О республиканской целевой программе «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2013-2015 годы : постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.01.2013 № 13-ПП // Официальная Кабардино-Балкария. 2013. № 3. 25 янв.

10. Нургалиев Р.Г. МВД активно поддерживает все формы гражданского контроля за деятельностью своих сотрудников [Электронный ресурс] // Российская газета. 2009. 6 окт. URL: http://rg.ru/2009/10/06/nurgaliev.html (дата обращения: 05.08.2014).

11. В соответствии с п. 7 «Положения об общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации», объявленного указом Президента РФ от 28.07.2011 № 1027, в их состав входят представители общественных объединений и организаций, в том числе и религиозных.

12. Числов А.И. Духовно-нравственное воспитание курсантов и слушателей: проблемы, опыт и перспективы // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. № 2. С. 42-50.

13. Иванов В.П. Становление и развитие системы религиозного воспитания военнослужащих русской армии в XVIII -начале XX вв. : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014.

14. Коляда Е. Религиозное противостояние захватывает украинскую армию [Электронный ресурс] // Одна Родина : ин-форм.-аналит. изд. 2009. 13 марта. URL: http://odnarodyna.com.ua/content/religioznoe-protivostoyanie-zahvatyvaet-ukrainskuyu-armiyu (дата обращения: 05.08.2014).

15. Субординационная форма взаимодействия характерна для административных структур силовых министерств США, в нее жестко вплетен аппарат военных капелланов. См.: Жирнов О.Н. Ценности православной культуры в воспитании сотрудников ОВД : метод. рек. Саратов, 2009.

16. Ученые обеспокоены разграблением уникального некрополя в Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] // Кавказский Узел : интернет-СМИ. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/196292/ (дата обращения: 05.08.2014).

17. «Черные копатели» грабят древнее христианское городище в Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] // Ингушский портал. 2011. 15 сент. URL: http://www.magas.su/tera/chernye-kopateli-grabyat-drevnee-khristianskoe-gorodishche-kabardino-balkarii (дата обращения: 05.08.2014).

18. Движение в защиту археологического наследия «АМАТОР» [Электронный ресурс] : материалы. URL: http://www.am-atororg.ru/Regions/07.htm (дата обращения: 05.08.2014).

19. Христианские святыни Кабардино-Балкарии : справ.-путеводитель / под ред. В.Н. Бобылева, Н.П. Голяндина. Нальчик, 2013. 176 с.

20. Православные святыни Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] : интернет-портал. URL: http://xskb.ru (дата обращения: 05.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.