Научная статья на тему 'Универсальный тележурналист как субъект социального взаимодействия'

Универсальный тележурналист как субъект социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИЗМ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АВТОНОМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочко Д. М.

В данной статье рассматривается проблема универсализма в тележурналистской деятельности, ее особенности в современной России в условиях процесса рыночной трансформации общества. Проблема универсализма обусловлена влиянием социально-экономических факторов, а также социально-профессиональной адаптацией тележурналиста к меняющимся условиям жизнедеятельности общества. Проблема универсализма рассматривается в качестве взаимодействия социальных субъектов. Также исследуется вопрос автономности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальный тележурналист как субъект социального взаимодействия»

д. м. Бочко

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ

как субъект социального взаимодействия

В данной статье рассматривается проблема универсализма в тележурналистской деятельности, ее особенности в современной России в условиях процесса рыночной трансформации общества. Проблема универсализма обусловлена влиянием социально-экономических факторов, а также социально-профессиональной адаптацией тележурналиста к меняющимся условиям жизнедеятельности общества. Проблема универсализма рассматривается в качестве взаимодействия социальных субъектов. Также исследуется вопрос автономности человека.

Ключевые слова: универсализм, универсальная тележурналистика, телевидение, социальное взаимодействие, автономность личности.

Вторая половина XX века ознаменовалась появлением новых тенденций в практике социальных взаимодействий. Стало возможным говорить об «относительном росте индивидуального статуса массы участников социального взаимодействия, о некотором выравнивании социальных позиций этих участников и даже о становлении социального партнерства в различных сферах социальной жизни» [1. С. 5]. Возрастающая автономия человека в процессе его взаимодействия, как с другими социальными субъектами, так и со средой дает основание говорить о возникновение нового типа социального субъекта, называемого Ю. Гиллер «массой самостоятельных личностей». «История перестала быть естественно-историческим процессом, а стала процессом социально-историческим» [3. С. 290-292].

Таким образом, мы видим новый этап в эволюции субъекта социального процесса. Человек сегодня все в большей степени получает возможности влиять на различные аспекты собственной жизнедеятельности во всех сферах жизни: и в экономике, и в социальной сфере, и в политике, и в духовной жизни.

Что же в себе несет понятие «самостоятельная личность»? Социология рассматривает личность человека в качестве носителя определенных социальных типов. Следовательно, и понятие «самостоятельной личности» рассматривается не как психологическая характеристика конкретного человека, а как определенный «тип жизнедеятельности, тип поведения».

П. Штомпка делает вывод, что в обществе существует неразрывная и взаимообусловлива-ющая связь между действующим субъектом (он употребляет термин «агент») и характеристиками социальных условий его жизнедеятельно-

сти. «Не существует ни реальности объектов, ни реальности структур самих по себе. И не существует никакой приемлемой модели действительного взаимодействия этих двух реальностей - агентов и структур, рассматриваемых раздельно. Потому что в действительности они слиты вместе в единый мир - социальный мир человека, в его единую агентно-структурную фабрику. <...> Действие <...> представляет собой то место, где сходятся структуры (способности к операциям) и агенты (способности к действию); это синтетический продукт, слияние структурных обстоятельств и способностей деятелей. В таком виде действие обусловлено двояко: "сверху" - балансом напря-женностей и ограничений, а также ресурсами и возможностями, обеспечиваемыми существующими структурами; и "снизу" - умениями, талантами, мастерством, знаниями, субъективными отношениями членов общества и организационными формами, в которых они соединяются в коллективы, группы, социальные движения и пр. но действие не сводимо ни к тому, ни к другому; по отношению к обоим уровням (тотальностей и индивидуальностей) оно составляет новое, возникающее качество» [3. С. 273-274].

Таким образом, автономизация человека -взаимосвязанный процесс увеличения внешних возможностей для проявления его активности, возрастания внутреннего субъектного потенциала человека и развития механизмов их взаимодействия.

Основными структурными компонентами взаимодействия человека и ситуации являются: сам человек, а также природная, социальная и культурная среда, в которых осуществляется его деятельность. Человек, воздействуя на си-

туацию, преобразуя ее, становится действующим объектом.

Наиболее развернутая философско-психологическая концепция человека как субъекта была сформулирована психологом и философом С. Л. Рубинштейном в его трудах «Проблемы общей психологии» (1973) и «Человек и мир» (1997). По Рубинштейну субъект проявляет активность, способность к развитию, самодвижению и самодетерминации. Его последователи А. В. Брушлинский, К. А. Абульхано-ва и другие отмечают, что подход С. л. Рубинштейна позволяет сформулировать концепцию деятельности, проявляющую взаимовлияние действующего индивида и ситуации, в которой происходит это действие. «Сложившаяся в психологии структура деятельности (соотношение мотива, цели и т. д.) была скорее ее внутренней, субъективной структурой, несмотря на указание на ее предметный характер. категория субъекта позволила раскрыть, что деятельность представляет собой способ связи субъективного и объективного. <...> Никогда субъективные мотивы, цели, возможности личности не совпадают с теми требованиями, которые деятельность предъявляет к человеку (деятельность в качестве труда, профессии, занятия и т. д.). Функция субъекта и состоит в разрешении этого противоречия, т. е. в реализации целей, возможностей, притязаний личности в соответствии с объективными условиями профессиональной деятельности (социальными, техническими и т. д.)» [2. С. 39].

Исследователи выделяют три основных группы характеристик человека как действующего субъекта, предопределяющие возможности его персонального влияния на ситуацию: внутреннее индивидуальное активное начало, психологический механизм саморегуляции поведения и внутренние ресурсы.

Внутренне индивидуальное активное начало побуждает человека к деятельности, обусловливает ее направление. Это начало - внутренняя основа самостоятельности индивида. В основе мотивации поведения лежат потребности человека, образующие импульс активности. Как правило, универсальным журналистом становятся вследствие именно этого активного начала. Основными мотивами в этом случае становятся желание стать уникальным, незаменимым работником, успешным профессионалом, возможность увеличения заработка, а также работы в условиях фриланса и других нестандартных практик трудовой занятости.

Даже если предложение или предписание о совмещении профессий направлено от начальства, журналист формулирует индивидуальное начало, опираясь на собственные мотивации. В противном случае универсализации профессии приводит лишь к понижению качества материалов и обострению отношений между работниками и работодателем.

Психологический механизм саморегуляции поведения определяет и направляет жизнедеятельность человека вообще и в данной ситуации в частности. «напряжение потребностей возникает не как автоматическая (однозначная) реакция человека на воздействие извне, а преломляется через внутренние механизмы его психики. и поведенческий ответ на импульс активности <...> опосредуется психологическими качествами, сформированными у данного человека в процессе его жизнедеятельности» [1. С. 20]. К таким качествам, как правило, относят интересы индивида, его социальные установки, ценности, ментальность. Таким образом, психологический портрет универсального журналиста также имеет свои особенности и складывается из психологических особенностей разнообразных профессий (чаще доминирующей все-таки остается специализация журналиста). не обладая особым психологическим механизмом саморегуляции, универсальный журналист будет не в состоянии создать качественный продукт, а также будет испытывать психологические дискомфорт от выбранной профессии.

Внутренние ресурсы человека - физические, интеллектуальные и иные способности, знания и т. д. Подобные ресурсы делают возможным преобразование мотивации деятельности в реальное поведение, конкретные действия. Согласно этому условию универсальный журналист должен обладать целым комплексом умений и навыков различных специальностей. К слову, современное журналистское образование включает в себя учебные дисциплины, посвященные основам операторского мастерства, монтажа и т. д. В таком случае выпускники факультетов журналистики могут сформировать представление об автономной тележурналистской деятельности.

Рассмотрим основные ситуационные компоненты деятельности человека, оказывающие влияние на его самостоятельность. один из важнейших таких компонентов - материальная среда обитания человека. Индивид существует в материальной среде, черпает из нее

ресурсы, воздействует на ее и испытывает ее воздействие. С одной стороны, материальная составляющая жизнедеятельности ограничивает возможности человека, создает для него препятствия. С другой - обеспечивает средствами существования, и человек преобразует материальную среду в ресурсы, в средства воздействия на людей, природу. Таким образом, самостоятельность человека в данном аспекте образуется отсутствием ограничений со стороны внешней среды, а также преобразованием этой среды в доступные для него ресурсы. Так и универсальная журналистика невозможна без наличия определенных ресурсов. Само возникновение данной специальности было обеспечено совершенствованием технических средств: появление нового формата телекамер, меньших по размеру и с более простым управлением, разработка современного программного обеспечения, позволившего воссоздать монтажное оборудование на отдельном персональном компьютере и т. д.

Следующим ситуационным компонентом деятельности индивида является социальная среда в качестве совокупности отношений в обществе в различных сферах (экономической, политической, социальной и т. д.) Такие отношения могут создавать ограничивающую человека зависимость от общества. Эти ограничения могут выражаться в жестких нормах поведения, принятых в обществе в целом или в отдельной социальной группе в частности. С другой стороны, такие социальные отношения (власть, собственность, управление и т. п.) удовлетворяют потребности человека. для того чтобы отдельный человек мог использовать социальную среду для удовлетворения потребностей, он должен эффективно взаимодействовать с другими членами общества. Следовательно, автономность индивида по отношению к социальной среде предполагает отсутствие ограничивающей зависимостей данного человека от других людей, а также эффективное участие индивида в жизни социальных структур, обеспечивающее потребности субъекта деятельности. В данном случае для современного общества универсальный журналист становится незаменимым. В экономическом плане автономный корреспондент будет всегда более привлекательным, чем телевизионная команда. Также универсал оказывается незаменимым при работе в качестве специального корре-

спондента, стрингера и т. д. Таким образом, удовлетворяя свои потребности в полной мере, универсальный журналист становится конкурентоспособным участником рынка СМИ.

не менее важным ситуационным компонентом деятельности является «культура как совокупность социальных норм, ценностей, смыслов, знаний и технологий деятельности, согласующих и регулирующих поведение членов общества» [1. С. 24]. Соответственно культура может ограничивать деятельность человека сформулированными смыслами, целями и средствами их достижения. Также эти же смыслы и цели могут направлять активность человека, регулировать процесс и достижение результатов деятельности. Самостоятельность человека по отношению к культуре обеспечивается «отсутствием культурных ограничений деятельности этого человека (то есть степенью свободы культурного выбора - ментально-смыслового, ценностного, нормативного, научно-технологического, информационно-коммуникативного), а также освоением им характеристик культуры, обеспечивающих выбор направлений, осуществление процессов и достижение результатов его деятельности в мире» [1. С. 28]. Постижение характеристик культуры (социальных норм, ценностей, технологий деятельности) является обязательной составляющей возникновения универсального журналиста, ведь только в этом случае он сможет анализировать развитие культуры и общества в целом, а значит, и создавать достойный журналистский материал.

на наш взгляд, профессия универсального журналиста - это профессия будущего; при минимуме каких-либо затрат производится качественный материал. Все стремится к оптимизации.

Список литературы

1. Гиллер, Ю. И. Социология самостоятельной личности: монография. М. : Академический проект; Гаудеамус, 2006.

2. Психология индивидуального и группового объекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М. : ПЕР СЭ, 2002.

3. Штомпка, П. Социология социальных изменений. М. : Аспект Пресс, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.