разования. В новых условиях особое внимание уделяется возможностям индивидуализации, дифференциации обучения. Это создает основу для работы над проблемами информационной безопасности современного школьника, активным формированием медиакультуры учащихся.
На данном этапе развития системы образования динамика изменений образовательной среды предполагает следующие выводы.
1. В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.
2. Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели обеспечивается использованием образовательных медиатехнологий, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные и психолого-педагогические особенности.
3. Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент), а с другой - на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности, способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (ме-тапредметный компонент).
4. Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников,
учителей и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются; соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.
Список литературы
1. Библер, В. С. Мышление как творчество. М., 2005. 242 с.
2. Журин, А. А. Интегрированное медиа-образование в средней школе. М., 2012. 405 с.
3. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://cpi-it.ru
4. Лига безопасного Интернета [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.ligainternet.ru/ filtruyushchii-12
5. Савенкова, Л. Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания : сб. науч. тр. М., 2003. 180 с.
6. Собкин, В. С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований
1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты : тр. по социологии образования. Т. 5, вып. 7. М., 2000. 284 с.
7. Солсо, Р. Когнитивная психология. СПб.. 2006. 390 с.
8. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://finans.net.ua
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 87-92.
Д. М. Бочко
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ И ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ДИСКУРСЕ СМИ
Рассматривается проблема медиабезопасности и транспрофессионализма в профессиональных сообществах в целом и в журналистской деятельности в частности, особенности этих тенденций в современной России в условиях процесса рыночной трансформации общества. Распространение транспрофессионализма обусловлено влиянием социально-экономических факторов, а также социально-профессиональной адаптацией журналиста к меняющимся условиям жизнедеятельности общества.
Ключевые слова: адаптация, медиабезопасность, транспрофессионализм, конвергенция, универсализм, постиндустриальное общество, цивилизация.
ХХ столетие можно назвать веком информационной революции, проявившейся увеличением тиражей печатных изданий, появлением радио, распространением телевидения, всеобъемлющим охватом Интернета. Потенциальная аудитория увеличивалась с появлением каждого нового вида СМИ. Сегодня Интернет, с одной стороны, является «хранилищем» всех традиционных СМИ, с другой - представляет собой нового полноценного участника системы массовых коммуникаций. В 2011 г. было уже зафиксировано 2,1 млрд пользователей Интернета, о чем свидетельствуют данные глобального исследования аналитической компании The Royal Pingdom [1].
Изучению возможности влияния СМИ на аудиторию посвящено множество научных трудов. Пропаганда государственной политики, позиционирование социальных и гражданских движений, реклама и распространение торговых предложений - эффективность осуществления практически любых манипуляций над человеком имеет массу примеров в истории ХХ в.
Учитывая вышеперечисленные предпосылки, государство, журналистское сообщество, гражданские организации поднимают вопрос о медиабезопасности в современном обществе. Согласно научным исследованиям, комплексное определение данного феномена можно представить следующим образом: «Медиабезопасность - это состояние защищенности каждого индивида от недостоверной или опасной информации, причиняющей вред здоровью человека, его нравственности и личностному развитию» [4].
Исследователи выделяют следующие пути решения проблемы медиабезопасности населения в России.
1. Государственный контроль, создание реестра запрещенных сайтов и каналов коммуникации.
2. Самостоятельный контроль медиаресурсов со стороны интернет-провайдеров и редакторов СМИ.
3. Самообразование каждого индивида в отношении проблемы медиабезопасности, самоконтроль.
4. Медиаобразование населения, особенно молодежи, в отношении проблемы медиабезопасности.
5. Введение этического кодекса коммуникации [4].
На наш взгляд, наиболее эффективными способами решения данной проблемы являются самостоятельный контроль журналистов, самообразование индивида и медиаобразование населения. Если обратить внимание на практику работы редакции, учредители которой дорожат своей репутацией, большинство ситуаций, в результате которых появляется угроза медиабезопасности, возникает вследствие недостаточного набора навыков и умений, невнимательности или пренебрежения этическими и нравственными ценностями. Об этом можно судить, например, по наличию грамматических и стилистических нарушений в СМИ, непроверенным, но сенсационным фактам и материалам. Возможным путем решения данных проблем может являться практика развития транспрофессионализма в журналистском сообществе.
Британский социальный историк Г. Перкин создал теорию «профессиональной революции». Согласно его исследованиям, такая революция становится основанием формирования профессионального общества в глобальном масштабе. В истории Нового времени Г. Перкин выделяет три профессиональных революции. Во время первой появляются свободные профессии, основывающиеся на частной собственности, открытом рынке услуг и товаров, профессиональных сообществах, развитии собственного потенциала как социального капитала. Результатами такой социальной модернизации становятся первые буржуазные революции.
Истоками второй профессиональной революции Г. Перкин называет промышленный переворот и появление массового серийного производства товаров. В результате происходит формирование массовых профессий, возвращение к традиционным бюрократизированным иерархическим организациям. Основополагающим социокультурным процессом становится процесс стандартизации. В рамках первой волны социальных изменений свободные профессионалы объединялись по принципу свободной самоорганизации - так называемое сообщество профессионалов горизонтального типа. Для второй волны характерным примером социальной самоорганизации становятся
профессиональные союзы вертикального типа, которые организовываются по принципу производственной корпорации, с иерархической структурой. Свободные профессионалы первой волны в этом случае становятся специалистами, менеджерами больших предприятий. Главной тенденцией в системе образования в это время (60-70-е гг. XIX в.) является подготовка специалистов стандартизированных массовых профессий.
Г. Перкин отмечает, что третья профессиональная революция начинается в 70-е гг. ХХ в. Прежнюю структуру социального устройства общества исследователь изображал в качестве пирамиды: «внизу» располагаются представители массовых профессий, а «наверху» - свободные профессионалы; пирамида обращена основанием вниз. Третья волна социальных изменений - это переворачивание пирамиды. Наверх ее могут попадать так называемые транспрофессионалы. Они готовы свободно, за счет своих знаний и навыков, работать в различных профессиональных средах. Само по себе положение в какой-либо иерархической организационной структуре для них неважно. Уникальный комплекс методов, средств, способов деятельности, создающий возможность решения проблем в нестандартных ситуациях, - специфика работы транспрофессионалов. Основной процесс третьей профессиональной революции -процесс «кастомизации» (от англ. customization - «настройка»). Под этим исследователь понимает, что ожидаемый результат работы обязательно согласуется с заказчиком. В этом случае транспрофессионал берет на себя обязанности менеджера и предпринимателя, а не является только многосторонним техническим специалистом, осуществляющим трансдисциплинарный синтез знаний. Характерной формой социальной организации становится сеть профессионалов, техническая поддержка которой осуществляется с помощью Интернета.
П. Малиновский выделяет следующие базовые транспрофессиональные компетенции: «Узкую специализацию в какой-то профессии, способности к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний, ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, навыки командной работы, постоянное саморазвитие и самосовершенствование, реальное и виртуальное вхождение в то, что получило название community of practice (профессиональные и транспрофессиональные сети)» [3].
Распространение транспрофессионализма отразилось и в сфере журналистики. Сегодня один из главных процессов в СМИ - «дигитализация», или «цифровизация». С одной стороны, термин означает, что самой популярной средой распространения информации становится широкополосный Интернет, большое количество информации представлено в цифровом виде. С другой, что журналист сегодня все чаще оказывается работником конвергентной редакции. Процесс конвергенции современные исследователи массмедиа соотносят с феноменом транспрофессионализма.
Термин «конвергентная журналистика» (от лат. convergo — «сближаю») подразумевает под собой процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Конечно, это явление имеет массу интерпретаций. На наш взгляд, особенно интересной оказывается точка зрения А. А. Калмыкова в этом вопросе. В своей теории он выделяет несколько слоев конвергенции.
1. Слой конвергенции технических устройств (появление новых гаджетов, совершенствование технологий).
2. Слой конвергенции профессионализма (взаимопроникновение компетенций, присущих различным видам профессиональной журналисткой деятельности).
3. Слой конвергенции компонентов СМИ (система СМИ представляет собой связность уже четырех компонентов: печать, радио, телевидение, Интернет).
4. Слой конвергенции медиа (конвергенция разнородных коммуникативных практик как объективный процесс) [2].
Теоретики журналистики при анализе процесса конвергенции в современных СМИ, как правило, останавливаются на уровне «конвергенции компонентов СМИ», отмечая, каким образом изменяется структура редакции, появляются новые принципы в управлении изданием. Тем самым они продолжают тенденцию некоторых игроков медиабизнеса, для которых конвергенция становится возможностью оптимизации СМИ, снижения материальных издержек, сокращения штата.
Таким образом, процесс конвергенции можно рассматривать с позиции определения инициатора данного явления - руководство СМИ («конвергенция сверху») или сам журналист («конвергенция снизу»). Так, если актором становятся менеджеры или владелец издания, то,
как правило, главной целью изменений становится повышение доходов медиапредприятия. Расформирование бывших отделов и создание единого ньюсрума, организация команды, работающей для нескольких медиаплатформ, увольнение узких специалистов и передача их должностных обязанностей в компетенции других работников - первые шаги возможной модернизации. Журналист попадает в ситуацию, когда внешние условия работы изменяются, что влечет за собой появление новых обязанностей и принципов. Так, например, корреспондент готовит материал для разных медиаплатформ, становится универсальным тележурналистом, выполняя обязанности нескольких работников телевидения: оператора, режиссера монтажа. Во время подобной модернизации редакции у журналиста, как правило, отсутствует возможность выбора - ему необходимо либо стать универсальным специалистом, либо искать новое место работы.
Согласно некоторым научным исследованиям, многие журналисты сопротивляются попытке подобных трансформаций, не желают становиться сотрудниками конвергентной редакции. Также некоторые редакторы и руководители СМИ отмечают, что подобная модернизация приводит к понижению качества журналистских материалов и способствует только уменьшению материальных издержек. Например, Т. Лысова, главный редактор газеты «Ведомости», говорит: «Лично я не верю в универсального журналиста, который одновременно берет интервью, снимает это на камеру, на фотоаппарат, потом быстро пишет это в Twitter, а потом приезжает и пишет в блог. То есть в каком смысле не верю - я их видела, как такие журналисты работают, это возможно, но я не верю в качество такой работы. И пока что те примеры, которые я вижу, укрепляют меня в мысли, что это вполне себе рабочий метод для журналистики general interest, для локальных СМИ. <.. .> Еще математика меня научила, что чем больше функций выполняет система, тем хуже она выполняет каждую из них. Поэтому я в данном случае являюсь консерватором, может быть, я не права, время рассудит, но я всячески отстаиваю право журналиста “Ведомостей” в первую очередь заниматься своей прямой обязанностью - газетной журналистикой, а не бегать с фотокамерой. Чтобы результат был качественным, каждым делом должен заниматься специалист. Надо выбирать что-то главное. На мой взгляд, человек-оркестр - это утопия» [5].
При исследовании проблемы медиабезопасности в подобном распространении конвергенции можно увидеть, что при все большем увеличении должностных обязанностей в некоторых случаях главными принципами журналиста становятся оперативность и работоспособность. Как правило, в этом случае качество работы корреспондента понижается, возникает риск появления множества грамматических и стилистических ошибок, неточностей, нарушений этических и нравственных принципов. На наш взгляд, руководителям СМИ необходимо учитывать, что универсальный журналист должен не только иметь навыки работы узких специалистов смежных профессий (режиссер, телевизионный оператор, графический дизайнер), но и быть образованным, высокоинтеллектуальным человеком с цельным комплексом этических и нравственных принципов.
Пример «конвергенции сверху» можно увидеть в организации издательского дома «Ньюс-Медиа», входящего в медиахолдинг «Национальная медиа группа». В состав издательского дома входят интернет-СМИ LifeNews.ru и Marker.ru, печатные издания «Жизнь», «Твой день», «Жара», «Известия», «В^Ь». Все «слои конвергенции» (по определению А. А. Калмыкова) можно проследить в «Ньюс-Медиа». Своеобразным информационным ядром и одним из главных поставщиков новостных материалов издательского дома является интернет-портал LifeNews.ru.
Если рассматривать «слой конвергенции профессионализма», то стоит обратить особое внимание на региональные редакции портала. Головной офис компании находится в Москве. Региональные редакции работают в 20 городах России. Челябинская редакция, например, занимается как созданием мультимедийных материалов, так и полноценных телевизионных репортажей. Региональный корреспондент ищет тему и героев, пишет сценарий и закадровый текст, выступает в качестве видеооператора. Процесс монтажа происходит в едином московском центре, что объясняется снижением финансовых издержек.
Создание подобных телесюжетов зачастую являются условием работы региональных редакций. Например, 2-3 раза в месяц необходимо подготовить видеоматериал. Как правило, такие репортажи не отличаются высоким качеством. Главными причинами этого, на наш взгляд, являются:
- отсутствие высокопрофессиональных навыков операторского мастерства, искусства монтажа, фундаментальных знаний в смежных профессиях (режиссура телевидения, звукоре-жиссура);
- недостаточное техническое оснащение редакции. Чаще всего головной офис экономит, а региональные журналисты работают только с портативными камерами. Профессиональные микрофоны, дополнительное световое оборудование, штативы - редкость в региональных редакциях.
В данной ситуации руководство медиапредприятия считает, что региональные корреспонденты должны быть транспрофессионалами, то есть у работника должна быть ключевая специализация журналиста и необходимые знания, навыки и умения других телевизионных профессий (оператор, режиссер), такой специалист может подготовить качественный видеосюжет в одиночку. Но, как правило, необходимого комплекса знаний у таких универсальных журналистов нет, поэтому их материалы отличаются невысоким качеством, а также все чаще возникает угроза медиабезопасности населения.
Обратимся к модели «конвергенции снизу». В этом случае актором на уровне «слоя конвергенции профессионализма» становится сам журналист. Он понимает, что в современном мире конкуренция между профессионалами достаточно велика, и для того чтобы быть востребованным специалистом, он повышает уровень своего мастерства. Такой корреспондент самостоятельно получает навыки работы в смежных профессиях - изучает операторское мастерство, режиссуру телевидения, искусство монтажа. Таким образом, он становится полноценным транспрофессионалом: главной специализацией является журналистика, а в смежных профессиях он достигает необходимого уровня профессионализма. В этом случае корреспондент учитывает проблему медиабезопасности аудитории.
Как правило, такие специалисты работают с редакциями на условиях фриланса или аутсорсинга, поэтому от качества материалов напрямую зависит и уровень заработка журналиста. Это становится еще одной причиной в постоянном самообразовании. Достаточно часто такие универсальные корреспонденты работают в качестве стрингера, поскольку редакции выгодно отправить в командировку одного корреспондента, который выполнит работу целой
команды специалистов. Некоторые теледокументалисты также являются транспрофессионалами.
Одним из примеров «конвергенции снизу» можно назвать проект «Срок». Режиссеры Александр Расторгуев и Павел Костомаров, а также журналист Алексей Пивоваров весной 2012 г. приступили к работе над документальным фильмом «Срок». С 21 мая 2012 г. фрагменты фильма появляются в Интернете. С 21 января 2013 г. онлайн-проект выходит на сайте интернет-издания Lenta.ru под названием Lenta.doc. Сюжеты представляют собой 3-7-минутные ролики, авторы называют их новым журналистским жанром - «документальными новостями». Вместе с авторами над проектом работает команда, состоящая примерно из 20 человек: режиссеров, операторов, корреспондентов, режиссеров монтажа. Некоторые из них (например, Михаил Колчин, Елена Хорева, Дмитрий Кубасов) являются универсальными тележурналистами. Организаторы проекта не создавали полноценную конвергентную редакцию: часть работников являются узкими специалистами - видеооператорами или режиссерами монтажа, некоторые - транспрофессионалами. Качество материалов, созданных командой или одним человеком, практически не отличается.
Таким образом, мы видим, что в некоторых случаях преобразование СМИ в конвергентную редакцию («конвергенция сверху») создает неоднозначную ситуацию: при ощутимой экономической выгоде понижается качество отдельных материалов, а некоторые журналисты лишь формально выполняют должностные обязательства, пренебрегая задачей сохранения медиабезопасности аудитории. С другой стороны, когда журналист осознает необходимость постоянного самообразования («конвергенция снизу»), с течением времени он становится транспрофессионалом высокого уровня. На наш взгляд, идеальный вариант модернизации редакции должен учитывать оба вышеназванных подхода к конвергенции. В этом случае руководители СМИ должны создать такие условия работы, при которых корреспондент будет самостоятельно осознавать преимущества работы универсального журналиста и будет стремиться к самосовершенствованию. В этом случае проблема медиабезопасности будет возникать все реже и реже. Таким образом, становится очевидным, что феномен транспрофессионализма распространяется как
в журналистике, так и в профессиональных сообществах в целом. Он становится ведущим трендом развития современной цивилизации.
Список литературы
1. Все новости [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://allnews.org.ua
2. Калмыков, А. А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://jarki.ru
3. Малиновский, П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже ты-
сячелетий // Векторы развития российской науки: российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 43-50.
4. Морозова, А. А. Медиа-безопасность в эпоху информации // Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Казань, 18-20 октября 2012 г.) : в 2 т. Т. 1. Казань, 2012. С. 280-287.
5. Поливанов, А. Кризиса деловой журналистики нет [Электронный ресурс]. URL: http:// lenta.ru/articles/2011/04/14/vedomosti/_Printed. htm
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 92-96.
Э. В. Булатова
К ВОПРОСУ О КЛЮЧЕВЫХ ЗНАКАХ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА
Рассматриваются некоторые подходы к определению близких понятий «ключевой знак», «ключевое слово», «ключевой смысл». Приводятся классификационные парадигмы, описываются традиционные и перспективные способы выделения ключевых знаков текста. Отмечается роль элементов смысловой структуры в практике определения ключевых знаков. Предлагается классификация ключевых знаков журналистского текста.
Ключевые слова: ключевые знаки, ключевые слова, ключевые смыслы, смысловая структура текста, медиатекст.
Ключевые знаки (далее - КЗ) имеют многолетнюю историю изучения в русле стилистики текста [6], лингвокультурологии [9; 10; 11], психологии и психолингвистики [4; 5; 7; 8; 12], литературоведения [1; 2]. Междисциплинарный характер исследований рождает множественные подходы к определению понятия «ключевой знак» (а также близких понятий «ключевое слово», «ключевой смысл», «смысловой опорный пункт» и подобных) и к характеристике его функций. Существенное расхождение точек зрения объясняется разными объектами (от элементов отдельного текста до фрагментов языковой картины мира) и предметами анализа (отдельный языковой знак, их сочетание). Приведем некоторые характерные мнения.
Так, А. Д. Шмелев отмечает, что ключевые лексические единицы служат «своего рода ключом к пониманию каких-то важных особенностей культуры народа, пользующегося данным языком», это «слова, заключающие в себе лингвоспецифичные концепты»
[10. С. 295-296]. Предметом рассмотрения авторов коллективной монографии «Слово и ключевые смыслы в современных медиа-текстах» являются «смысловые единицы, ставшие сегодня актуальными для общественного сознания и репрезентируемые разными языковыми средствами в современных медиа-текстах. Используется термин “ключевой смысл”, а не “ключевое слово” потому, что, как показывает материал, актуализируются и становятся в данный период общепринятыми не только понятия, но и суждения. <...> Ключевые смыслы <...> сознательно или стихийно распространяясь, активно функционируют в разных коммуникативных сферах - от научной и массмедиа до бытовой» [6. С. 7-9].
Применительно к отдельному тексту исследователи характеризуют ключевые знаки как средство передачи его основного содержания [5. С. 34-35], своеобразный «экстракт» текста [7. С. 176]. В качестве функций таких ключевых знаков указывается поддержка разных