А.А. Бастрон, Е.В. Желудева
Медиаконвергенция в журналистике: от классики к универсальности
В статье исследуется тема использования информационных технологий в работе журналиста. Проанализированы задачи и возможности журналистики в условиях медиаконвергенции. Рассматривается проблема вузовской подготовки «универсального» журналиста в процессе интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс.
Ключевые слова: медиаконвергенция, средства массовой информации, информационные технологии, краудсорсинг, облачные технологии, процессы трансформации, контент.
Научно-техническая революция, интенсивное развитие электронно-вычислительной техники, стремительное распространение новых средств связи нашли свое отражение во всех средствах массовой информации. Возможность использовать новые информационные и коммуникационные технологии способствовала созданию разветвленной информационной индустрии и новой медиакультуры, а Интернет сыграл свою основополагающую роль в формировании облика современных СМИ.
Именно Всемирная компьютерная сеть стала новым средством передачи текстовой, звуковой и визуальной информации в режиме реального времени, обусловила интерактивный и мультимедийный характер коммуникаций, несвойственный «традиционным» массмедиа. Она объединила в себе все основные формы деятельности, свойственной средствам массовой информации (сбор, обработку, перемещение, хранение информации)1.
Многочисленные сетевые издания предоставили пользователям широкие интерактивные возможности. Интерактивность как главное их отличие от печатных СМИ сделала осуществимым главное желание пользователя: принимать и отправлять сообщения, быть одновременно и потребителем информации, и активным участником коммуникационного процесса.
© Бастрон А.А., Желудева Е.В., 2016
Профессия журналиста обогатилась многочисленными аспектами, связанными с технологиями информационных систем: оперативностью получения информации, многоканальнос-тью коммуникаций, универсальностью информации, обязанной быть принятой на всех существующих цифровых платформах и языках2.
Таким образом, возникла необходимость рассмотреть задачи и возможности журналистики в условиях медиаконвергенции: от классики к универсальности.
Следует отметить, что в настоящее время изменившиеся условия массового коммуницирования все больше и больше нуждаются в «универсальных» журналистах. И хотя журналистика по-прежнему остается востребованной, меняются формы, способы сбора и передачи информации, что актуализирует потребность в теоретическом, научном осмыслении творческой деятельности журналистов в условиях медиаконвергенции.
В отечественной научной литературе процессам конвергенции в СМИ, а также проблемам по общим вопросам организации творческой деятельности журналиста «доцифровой эпохи» большое внимание уделяли такие известные исследователи, как С. Корко-носенко, Е. Прохоров, Я. Засурский, И. Дзялошинский, Л. Свитич, Г. Лазутина, В. Олешко, М. Ким, В. Мансурова и многие другие ученые.
К вопросам теоретического обоснования процессов трансформации, происходящих в СМИ, обращались в своих трудах М. Кас-тельс, Э. Тоффлер, М. Маклюэн, З. Бауман, П. Вирильо, А. Бард и Я. Зодерквист и др.
Вопросы влияния конвергенции на деятельность СМИ и журналистов нашли свое отражение в работах зарубежных исследователей М. Дейзе, П. Брэдшоу и других.
Следует отметить также научные изыскания Е. Вартановой, М. Лукиной, С. Балмаевой, А. Калмыкова, И. Кирии, А. Качкаевой, Ю. Пургина, В. Овчинникова, исследовавших процессы конвергенции в СМИ, проанализировавших формы и методы творческой деятельности профессионального журналиста в условиях медиа-конвергенции.
Влияние информации на прогресс человечества резко изменилось по сравнению с предшествующим периодом. Нелинейность и скачкообразный характер стали главными особенностями данного процесса трансформации3.
Очевидно, что современная журналистика в качестве самоорганизующейся и многоаспектной системы функционирует по законам нелинейной динамики и синергетики, и профессия жур-
налиста, представляющая собой яркую динамическую структуру, в данном случае подвержена значительным изменениям.
Цифровая эпоха поставила перед ней новые задачи: журналист выходит в своей работе на смешанный формат. Он тесно взаимодействует с читателем, техническим специалистом, использует в работе инновационные технологии: краудсорсинг, облачные технологии, базы данных. Кратко обратимся к основным понятиям, связанным с этим явлением.
Так, конвергентная журналистика (англ. ranvergence journalism) - это процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Слово «конвергенция» происходит от латинского «convergo» -«сближаю» и в английском языке означает «схождение в одной точке». Теоретик журналистики М.М. Павликова, ссылаясь на канадского исследователя СМИ и коммуникаций Д. Макуэй-ла, утверждает, что это распространение одного и того же содержательного продукта по разным каналам и при помощи разных средств.
В широком смысле конвергенция понимается не только как взаимное влияние явлений, но и как взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние4.
Российская журналистка и радиоведущая А.Г. Качкаева классифицирует конвергенцию следующим образом. По ее мнению, это бизнес-стратегия медиахолдинга; тактика; «переупаковка»; объединение сбора и производства информации; новый вид подачи данных. То есть буквально «передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет)»5.
Впервые данный подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовой информации» были введены профессором В.С. Хелемендиком в 1977 г. Он обозначил основные принципы координации средств массовой коммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональную взаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и их взаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что «со временем организационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельные газета, радио, телевидение сольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерением эффективности их воздействия на массы»6.
Идея нового переосмысления конвергенции принадлежит также американскому социологу и публицисту Дэниелу Беллу.
Так, с 1970-х годов понятие «конвергенция» все чаще употреблялось для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров. Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. И лишь в 1990-е годы быстрое внедрение Интернета в привычную жизнь миллионов людей нашло широкое практическое применение7.
Понятие «конвергенция» (медиаконвергенция) можно отнести еще и к процессу «сотрудничества» и взаимопроникновения новейших технологий и традиционных массмедиа, результатом чего становится появление новых разновидностей СМИ.
Невозможно говорить о медиаконвергенции, не касаясь новейших технологий - в первую очередь дигитализации (оцифровки) массовых коммуникаций. Как известно, совсем недавно все средства связи действовали разрозненно, широко использовались различные «технологические платформы» и коммуникационные сети. Существовало четкое распределение коммуникационных ролей: печатная периодика, вещание, телефонная связь, компьютерные услуги в системном on-line. Благодаря цифровому сжатию информации дигитализация позволила «уплотнить» информационные потоки, что, в свою очередь, дало возможность осуществлять многоканальную массовую коммуникацию с обратной связью8.
С помощью дигитализации начал осуществляться процесс стирания границ между различными типами массовых коммуникаций: теперь, используя цифровую технологию, можно применять интегрированные устройства, работающие одновременно как телефон, телевизор и персональный компьютер. Так, например, в настоящее время мы можем наблюдать проникновение мобильной телефонии, развивающейся на цифровой платформе, в медийную сферу: читать газеты, смотреть телевидение, слушать радио можно с помощью сотового телефона. Гибкость цифровых технологий позволяет телекоммуникационным, вещательным и информационным компаниям выходить за пределы своих традиционных областей9.
Неоднозначность определений понятия «медиаконверген-ция» уже само по себе яркое свидетельство сложности, «много-слойности» этого феномена. Явление медиаконвергенции обладает технологическим измерением, так как характеризуется слиянием разнотипных технологий производства и распространения информации, позволяющих различным СМИ предоставлять аудитории медиатексты, сочетающие текстовые и аудиовизуальные элементы содержания.
Под влиянием конвергенции медиатексты, продуцированные разными СМИ, приобретают свойства мультимедийности и интерактивности. Но существует и системное измерение медиа-конвергенции (под ее влиянием радикально трансформируется сложившаяся система массмедиа и распределение коммуникационных ролей внутри нее), а также и профессиональное измерение, поскольку под влиянием этого процесса происходят изменения в организации и содержании труда журналистов и других коммуникаторов, в характере предъявляемых к ним профессиональных требований10.
Медиаконвергенция соединяет, переплетает «традиционные» СМИ; она внедряет их в Сеть, перемежая письменную речь с устной, комбинируя текст, звук и изображение; она рождает новые качества журналистики, которая становится мультимедийной, интерактивной и гипертекстовой.
За последние 20 лет мультимедиа стали темой многочисленных исследований. И это объяснимо, ведь прогресс в развитии компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции позволил объединить внутри одного носителя - компакт-диска - разные и ранее необъединимые средства коммуникации - визуальную, текстовую и звуковую11.
На сегодняшний день работа с видеомонтажом, с цветом, компьютерная обработка фотографий, анимация, инфографика, работа со звуком достигли необычайных высот: они свободно интегрируются в медиа. А уровень технологий создания продукта СМИ позволяет реализовать практически любую творческую идею.
Таким образом, в настоящее время одной из наиболее успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стали мультимедиа. По определению специалистов, это интеграция двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером12.
Теперь мультимедиа - это единая информационная система, в основе которой оперируют несколько типов СМИ. Их информационные продукты частично или полностью проникают друг в друга и могут объединять текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении13.
Говоря о медиаплатформе, надо отметить, что это целостная система взаимозависимых компонентов, позволяющая реализовать целевые модели жизни общественно значимой информации, производимой для регулярного потребления профессиональными конвергентными редакциями, а также участниками социальных сетей. Для потребителя медиаплатформа предстает в качестве сервиса, предоставляющего услуги по просмотру,
прочтению, прослушиванию, комментированию и дополнению печатного, а также аудиовизуального контента. Важнейшие компоненты медиаплатформы на сегодняшний день - интернет-ресурс, печатный носитель, радио- и телеканал.
Процесс конвергенции в медиабизнесе позволяет одновременно распространять контент в виде мультимедийных форм через разные медиаплатформы, что дает возможность создавать кросс-медийные и межотраслевые холдинги14.
В то же время не следует забывать, что конвергенция выступает лишь как определенный этап в процессе изменения формы средств массовой информации в целом. В результате анализа развития СМИ можно заметить, что с самого начала различные типы СМИ сосуществовали в условиях совместного развития и интеграции. Конвергенция компьютерных и телевизионных технологий - это общая тенденция технологического развития15.
Институционально медиаконвергенция не является «новым» процессом, она лишь тождественна кооперированию на предыдущих этапах вхождения в систему СМИ новых компонентов. Современные процессы медиаконвергенции представляют собой результат взаимодействия различных факторов, наиболее важными из которых стали научно-технический прогресс, изменение информационного потребления аудитории и усиливающаяся рыночная конкуренция16.
Контент (англ. content - содержание) - любое информационно значимое (содержательное) наполнение информационного ресурса (например, веб-сайта) - тексты, графика, мультимедиа - вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера с соблюдением законности, как правило, только для личного пользования.
В IT-сфере чаще всего этот термин употребляют, когда речь идет о текстовом наполнении веб-сайта. Весь web-контент (англ. web content) охраняется законом об авторском праве, поскольку представляет собой продукт интеллектуального труда, является собственностью конкретных авторов и владельцев. Один из важных критериев контента - его доступность, актуальность, значимость, достоверность в отношении предоставления данных, а также соответствие контента поставленным целям по его поиску. Количество и качество контента характеризуются степенью пользовательского интереса к web-сайту, на котором он размещен.
Важной характеристикой контента является его уникальность: он не должен иметь аналогов на ресурсах схожей тематики. Чаще всего этот термин применим к текстовому наполнению сайтов
(текстовый контент). Уникальные статьи, написанные для конкретного ресурса, размещаются на нем и являются первоисточником, а любая перепечатка допустима только с разрешения законного владельца и на его условиях.
Краудсорсинг (англ. crowdsourcing: crowd - «толпа» и sourcing -«использование ресурсов») - привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.
Этот термин был впервые введен писателем Джеффом Хау и редактором журнала «Wired» Марком Робинсоном в июне 2006 г. Всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые специалисты-любители, тратящие свое свободное время на создание контента, решение проблем или даже на проведение исследований и разработку. Для объяснения концепции привлечения трудовых ресурсов, координируемых через Интернет, приводится сравнение с добровольными вычислениями, в которых через Интернет привлекаются на добровольной основе вычислительные ресурсы широкого круга пользователей17 (при этом иногда и сами проекты добровольных вычислений относят к одной из форм кра-удсорсинга18). Отличительный признак краудсорсинга - разбивка работы на мелкие части (модули)19.
Таким образом, понятие «краудсорсинг» можно представить как безвозмездную деятельность круга лиц для достижения цели, поставленной владельцем коммуникационного процесса.
Понятие «дигитализация прессы» означает не просто «газету в цифровой форме». Ее главные задачи: создание платформ для сбора, упаковки и распространения информации в цифровой среде (IT-платформа), перестройка организационной структуры редакции и укрепление жизнеспособности производства цифровых медиапродуктов, повышающих конкурентоспособность и стирающих границы между газетой и другими средствами массовой информации20.
Конвергентная редакция - это предприятие, созданное для производства общественно значимых журналистских текстов в режиме многоканальности, интерактивности, непрерывности коммуникационных потоков.
Развитие медиаотрасли ведет к необходимости перехода журналистов в транспрофессионалы. Их базовые транспрофессиональные компетенции включают в себя и специализацию в определенной области, и способность к межпрофессиональной коммуникации и трансдисциплинарному синтезу знаний,
и ориентацию на сочетание фундаментальных исследований с практическим решением проблем, и непрерывное саморазвитие и самосовершенствование21.
Социальная ориентированность, широкий кругозор, предрасположенность к журналистской деятельности, опора на навыки и умения - вот основные константы базового ядра профессии журналиста. Но при этом в функциональной модели журналистской деятельности появились и динамические переменные: владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно и в условиях многозадачности, обладание отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, продвижение контента и т. д.
Кроме того, журналист обязан быть мобильным, оперативным, активным, открытым к новым каналам распространения информации; способным адаптироваться к языку электронных СМИ. Для журналиста расширился диапазон реализации его творческих возможностей, включающих более креативный подход к подаче информации на разных платформах, а также избавление от части рутинных операций.
В настоящее время журналисты должны обладать большей гибкостью мышления, сохранять баланс между работой на результат и творческой составляющей. В деятельности по созданию журналистских текстов на первый план выступают эвристические зоны для активизации творческого процесса и создания эксклюзивного контента.
Новый диапазон функций журналиста значительно расширился: требуются новые формы подачи текста, творческий подход к его созданию, целенаправленное повышение его качества. Решается сложная задача по переходу от платформенного подхода подачи информации к помещению ее в подходящий формат и ее связи с другими форматами22.
И конвергенция в данном случае выступает в качестве основной технологии для адаптации СМИ к новым технологическим условиям. Существование конвергентных редакций, в основе которых лежит интеграция всех возможных на сегодняшний день форматов медиапродукта, не является чем-то фантастическим, это реальность, которую обязаны учитывать все СМИ. Именно в конвергенции есть перспективы для развития современной журналистики23.
Конечно, одновременно существуют и традиционные редакции, где журналисты работают в прежнем формате. И хотя перспектива внедрения мультимедийности и конвергенции в указанную отрасль очевидна, переходные процессы в ней происходят недостаточно
динамично. Журналисты же, лишенные возможности использовать современные информационные технологии, по существу находятся в информационной изоляции, не позволяющей им полноценно ориентироваться в окружающей действительности.
Можно уверенно сказать, что журналистика как профессия, субъекты которой выносят приговор общественным процессам, сегодня не имеет альтернативы. Социум по-прежнему будет нуждаться в общественно значимой информации, которая будет перепроверена, проанализирована и доставлена по всему спектру доступных каналов дистрибуции потребителю. И на данном этапе развития информационных технологий все эти функции в едином комплексе способны реализовать профессиональные журналисты, поскольку именно эта профессия остается главной точкой притяжения в медиасистеме24.
Развитие информационных и мультимедийных технологий, изменение структуры потребления информации, когда аудитория оперативно получает информацию в удобное ей время и по удобному ей каналу, потребовало от журналистов дополнительных навыков, переосмысления подходов и принципов работы. Сами журналисты признают трансформацию своей профессии, расширение ее границ. Это вызвано объективными факторами: кардинальным ускорением передачи информации, беспрецедентным в истории увеличением ее объемов, появлением новых носителей, ее доступностью для максимально широкой аудитории. Ключевыми здесь выступают фактор времени и скорость информационных взаимодействий, а критерием успеха - оперативность индивидуального решения. Для подобной системы характерно постоянное формирование в ней новых элементов, систем и взаимосвязей между ними.
Новые каналы получения и передачи информации трансформируют текст СМИ, позволяя обойти традиционные форматные ограничения, поскольку гипертекст, свойственный конвергентным СМИ, состоит из неограниченного количества элементов и вариантов их сочетания. Основным в этих условиях становится язык визуальной коммуникации. Ведь журналистское произведение состоит уже не только из текста, а сопровождается графикой, аудио, видео, а на мобильных устройствах может даже реагировать на тактильные прикосновения пользователя25.
Смешанный формат становится уделом журналистской деятельности, традиционная журналистика перестраивается, тесно взаимодействуя с читателем и с техническими специалистами. И это предопределяет необходимость использования инновационных технологий работы журналиста с окружающей медиасредой: краудсорсинга, облачных технологий, баз данных.
Средства массовой информации, в той или иной степени испытавшие на себе многообразное влияние конвергенции, могут обозначаться как конвергированные (т. е. затронутые процессом конвергенции, приобретшие некие общие либо сходные характеристики под воздействием этого процесса).
И это не обязательно полностью интернет-базирующиеся СМИ, поскольку наряду с сетевым подразделением многие конвергированные средства массовой информации сохраняют «традиционные» структуры и информационные продукты («бумажный» тираж, эфирные теле- и радиотрансляции).
Все более востребованными в журналистике становятся универсальные журналисты, поскольку процесс конвергенции базируется на единовременном производстве контента и последующем его тиражировании на разных информационных платформах. В этих условиях журналисту обязательно надо владеть базовыми технологиями, применяемыми в мультимедийной редакции: обладать навыками верстки, цифровой фотографии, видео- и звукового монтажа, работы с компьютерными базами данных, уметь посредством современных сетей добывать и проверять необходимую информацию.
Технологическая революция предъявляет высокие требования к профессии журналиста: требуются профессионалы, способные выполнять одновременно функции и дизайнера, и редактора, и менеджера, и копирайтера, и психолога, и экономиста, и проектировщика, и верстальщика. Кроме того, транспрофессиональный подход к данной проблеме определяет также и беспрецедентное развитие профессии журналиста в будущем, обеспечиваемое динамикой развития отрасли.
И такие дисциплины, как «Современные информационные технологии» и «Интернет-ресурсы», представленные в общеобразовательной программе подготовки будущих журналистов, призваны дать студентам необходимые знания по данной тематике26 .
Знания и умения, приобретенные студентами в результате изучения этих курсов, будут использованы ими для поиска, обработки, структурирования, хранения и применения информации в процессе изучения практически всех дисциплин данного направления.
В процессе обучения у студентов должны сформироваться следующие компетенции:
1) способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
2) способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и обработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
3) знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании;
4) знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий.
Таким образом, в результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знать: фундаментальные разделы информатики; основные новые информационные технологии; основные опасности и угрозы, возникающие в процессе информационного развития общества;
- уметь: работать с традиционными носителями информации; создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета; применять навыки и умения из области информатики для решения профессиональных задач; соблюдать основные требования информационной безопасности;
- владеть: навыками использования программных средств; навыками работы в компьютерных сетях; основными методами получения, обработки, хранения и передачи информации.
И все же, несмотря на возросшую доступность цифровых технологий, и у профессионалов, и у будущих журналистов ни в коем случае не должна создаваться иллюзия того, что наличие интернета и облачных технологий дает повод «расслабиться» и позволить себе не повышать свой интеллектуальный уровень. Ведь лишь используя собственные интеллектуальные ресурсы, в условиях дефицита времени и диктата технологий журналист может быстро связывать факты, оперировать большими массивами информации и находить кратчайший путь для оптимизации своей деятельности. Только благодаря глубокому и обширному интеллектуальному запасу могут рождаться по-настоящему креативные формы творческой деятельности журналиста.
Журналистика - это профессия энергичных, ищущих, остро и глубоко мыслящих людей. А журналист - это человек энциклопедических знаний, обладающий широчайшим кругозором, постоянно стремящийся узнать что-то новое, интересное и донести эти сведения до социума.
Изменяются не только медиасистемы, но и философия, профессиональные принципы, подход к пониманию природы и задач профессии, которой можно научить, только сохраняя ее этические и нравственные принципы.
Несмотря на технологизацию журналистики, творчество не перестало быть сутью этой профессиональной деятельности. Кроме того, исследования актуальных проблем существования современной журналистики в системе массовых коммуникаций указывают на то, что журналистика как система трансформируется за счет динамических изменений «ядра» своей деятельностной основы: принципов функций и методов деятельности, которые по-прежнему социально обусловлены и идейно-нравственно детерминированы27.
И поэтому следует вновь подчеркнуть, что профессия журналиста по-прежнему остается в зоне творчества, и проблеме теоретического обоснования ее трансформаций, в том числе и в условиях медиаконвергенции, еще предстоит найти свое решение, пройдя путь от классики к универсальности.
Примечания
1 Баранова Е.А. Конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 4. С. 91-100.
2 Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование // Медиаскоп. 2010. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/ node/528 (дата обращения: 4.03.2016).
3 Шестеркина Л.П. Подготовка журналиста универсального типа в условиях конвергенции СМИ // Вестник электронных и печатных СМИ. № 13. [Электронный ресурс] URL: http://vestnik.ipk.ru/index.php7id-2099 (дата обращения: 3.03.2016).
4 ПавликоваМ.М. Сетевые технологии и журналистика: Эволюция финских СМИ. М.: РИП- холдинг, 2001. С. 12.
5 Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М., 2010.
6 Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры. М.: Мысль, 1977. С. 96.
7 Вартанова ЕЛ. К чему ведет конвергенция в СМИ. М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 86.
8 Журналистика и медиаобразование в XXI веке: Сб. науч. тр. Междунар. научно-практ. конф. / Под ред. А.П. Короченского. [Электронный ресурс] URL: http:// window.edu.ru/catalog/pdf2txt/008/62008/31914?p_page=15 (дата обращения: 3.03.2016).
9 Там же.
10 Интернет и интерактивные электронные медиа: Исследования: Сб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий / Под ред. И.И. Засурского. М.: МГУ, 2007.
11 Качкаева А.Г. Указ. соч. С. 15.
12 СМИ в меняющейся России: Коллективная монография / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010.
13 Вартанова Е.Л. От человека социального к человеку медийному // От книги до Интернета: Десять лет спустя. М.: МедиаМир, 2009.
14 Уразова СЛ. Конвергентно-интеграционные аспекты эволюции СМИ // Вестник ВГИК. 2010. № 5.
15 Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А. Г. Качкаевой. М.: Фокус-медиа, 2010.
16 Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011.
17 Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.
18 Егерев С.В., Захарова С.А. Краудсорсинг в науке // Наука. Инновации. Образование: Альманах / Российск. науч.-исслед. ин-т экономики, политики и права в науч.-техн. сфере (РИЭПП). М.: Языки славянской культуры, 2013. № 14. С. 175-186.
19 Хау Дж. Указ. соч.
20 Егерев С.В., Захарова С.А. Указ. соч.
21 Шестеркина Л.П. Указ. соч.
22 Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб.: Национальный ин-т прессы, 2000.
23 Дворко Н.И. Мультимедиа: Творчество, техника, технология. СПб.: СПбГУП, 2005.
24 Шестеркина Л.П. Указ. соч.
25 Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.
26 Желудева Е.В. Культура учебного труда в журналистском образовании: учебное пособие. М.: МГГЭУ, 2015. С. 13-14.
27 Копылов О.В. Указ. соч.