Научная статья на тему 'Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском'

Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2689
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ / ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНТЕНТ / MEDIA CONVERGENCE / UNIVERSAL JOURNALIST / JOURNALISTIC EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES / TRANSFORMATION PROCESSES / CONVERGENCE / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бастрон Алевтина Алексеевна, Желудева Елена Вадимовна

В статье проанализированы проблемы использования информационных технологий в работе журналиста, дана оценка современному процессу медиаконвергенции, происходящему в средствах массовой информации. Рассмотрены задачи подготовки «универсальных журналистов» и перспективы их решения в журналистском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media convergence in the media. Issues and prospects of their solution in journalistic education

The article analyzes the problems of using information technologies in the work of a journalist, assesses the current process of media convergence occurring in the media. The article considers objectives of preparing the “universal journalists” and prospects of their reaching in journalistic education.

Текст научной работы на тему «Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском»

А.А. Бастрон, Е.В. Желудева

Медиаконвергенция в СМИ: проблемы и перспективы их решения в журналистском образовании

В статье проанализированы проблемы использования информационных технологий в работе журналиста, дана оценка современному процессу медиаконвергенции, происходящему в средствах массовой информации. Рассмотрены задачи подготовки «универсальных журналистов» и перспективы их решения в журналистском образовании.

Ключевые слова: медиаконвергенция, универсальный журналист, журналистское образование, информационные технологии, процессы трансформации, конвергенция, контент.

Журналистика эпохи глобального информационного поля постепенно начинает приобретать все более универсальный (всепроникающий, полифункциональный, супероперативный, технологичный, интерактивный, саморегулируемый, совмещающий разные тенденции, ценностно разностильный), или синтезный, характер1.

В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям был дан прогноз развития печатных СМИ до 2020 г. Отмечалось, в частности, что «платформ будет все больше и больше, и читатели станут получать новости едва ли не из каждой: телефонов, плееров, терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости»2. Подчеркивался и тот факт, что под влиянием новых технологий, в недалеком будущем ожидаемых на мировом рынке, будет формироваться процесс превращения печатных органов в мультимедийные конгломераты, будет активно развиваться мобильная журналистика.

© Бастрон А.А., Желудева Е.В., 2016

На сегодняшний день технологические процессы в средствах массовой информации кардинально меняются. Информационная и коммуникативная среда стала более разнообразной и индивидуализированной, она включает в себя самые разные средства: печать, аудио, статичное и движущееся изображение, вещание, телекоммуникации, компьютерно-опосредованные видео и другие режимы и каналы коммуникации и информационного обмена. Цифровые технологии открывают альтернативы для совместного развития разных каналов, расширяя тем самым возможности для аудитории выбирать то, что ей нравится, удобнее или привычнее. С одной стороны коммуникативной ситуации, у профессиональных коммуникаторов появился выбор площадок для представления широкой аудитории своего контента, а с другой - невиданное ранее расширение возможностей не только для выбора каналов и их контента, но для участия в его создании. И теперь потребитель может выбирать самые разные источники информации в рамках единой медийной среды.

Новые медиа являются многосторонними. Меняются формы массовой коммуникации, основанные на новых технологиях, ее каналы. Коммуникация становится массово-самодеятельной, поскольку достигает потенциально глобальной аудитории. Она муль-тимодальна, так как цифровизация контента и развивающийся софт, который обслуживает общество, базируются на открытом, свободно загруженном ресурсе, позволяющем переформатировать почти любой контент и практически в любой форме.

Благодаря новым информационным технологиям модифицируются и ранее существовавшие медиа. Так, канадский обществовед и теоретик медиакультуры и массовых коммуникаций Д. Мак-квейл выделяет общие признаки новых медиа, указывая на их особенности.

•В них сочетаются не только создание и распространение, но и обработка, обращение, накопление и хранение информации.

•Это институты как приватной, так и публичной информации.

•Новые медиа не являются профессиональной или бюрократической организацией в той мере, как традиционные массмедиа.

•Власть коммуникатора убеждать или информировать значительно уменьшается за счет того, что аудитория фрагментируется, так как ей доступны альтернативные источники идей и знания.

•Индивиды теперь не ограничиваются своей социальной группой и средой или несколькими каналами, контролируемыми властями или другими социальными агентами, они могут включаться в новые группы и сообщества в любом пространстве.

•Нет унитарной системы сообщений, передаваемых всем и повседневно, что приводило в прошлом к общим стереотипам и единым ценностным представлениям.

•Индивиды могут вступать в контакт с властными фигурами, активно участвовать в обмене информацией и мнениями по поводу важных социальных и политических вопросов3.

Технологическая конвергенция СМИ нашла свое выражение в процессе слияния технологий распространения и производства информации, получив импульс для развития в результате перевода содержания в цифровую форму. В настоящее время цифровой формат содержания позволяет осуществлять распространение контента в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ.

Под влиянием конвергенции медиатексты, продуцированные разными СМИ, приобретают свойства мультимедийности и интерактивности. Но существует и системное измерение медиакон-вергенции, а также и профессиональное измерение, поскольку под влиянием этого процесса происходят изменения в организации и содержании труда журналистов и других коммуникаторов, в характере предъявляемых к ним профессиональных требований4.

Медиаконвергенция соединяет и переплетает «традиционные» СМИ между собой, внедряет их в Сеть, перемежает письменную речь с устной, комбинирует текст, звук и изображение; она рождает новые качества журналистики, которая становится мультимедийной, интерактивной и гипертекстовой.

В исследованиях, посвященных теории и практике СМИ, проблема конвергентности СМИ является одной из самых актуальных. Среди исследований, затрагивающих ее, можно выделить работы А.С. Багаутдинова, С.Д. Балмаевой, Д. Белла, Л.П. Шестеркиной, П. Бредшоу, Е.Л. Вартановой, Я.Н. Засурского, Л.В. Земляновой, А.А. Калмыкова, М. Кастельса, А.Г. Качкаевой, Р. Керли, Ю.В. Кос-тыгова, Б. Лонга, Л. Майкла, Д. Макквейла, В. Портера, Д. Рэндал-ла, С.Л. Уразовой, В.С. Хелемендика и многих других.

Так, в исследованиях А.Г. Качкаевой по проблемам журналистики и конвергенции отмечается, что конвергентная журналистика имеет такие основные отличия от традиционной журналистики, как новые подходы к содержанию, формированию редакций и распределению ролей, а также использование инструментария на основе интернет-технологий5.

По мнению В.С. Хелемендика, важным признаком системы средств массовой информации выступает динамический характер взаимоотношений между ее составными частями, поскольку они

находятся в тесной взаимосвязи, обуславливая не только развитие, но и эффективность друг друга6.

Е.Л. Вартанова в своих работах, посвященных состоянию медиаэкономики на современном этапе, отмечает, что конвергенция как понятие доминирует в медиаменеджменте, включая и производство контента.

Существенным фактором, определяющим развитие конвергентной редакции, помимо всеобщности функций, обеспечивающих координацию и взаимодействие средств массовой информации на современном этапе, являются технологии, дающие возможность один раз создать информацию и распространить ее различными способами - через газеты, сетевые порталы, мобильные телефоны, телевидение и радио. Такие технологии заложены в широкодиапазонных соединениях и описываются в статье Пола Бредшоу «СМИ 21 века»7. Автор указывает, что онлайновое СМИ оперирует в своей работе двумя взаимодополняющими и взаимопротиворечащими факторами: скоростью и качеством. Новые технологии позволяют распространять новости быстрее, чем прежние средства коммуникации - радио и телевидение. Одновременно неограниченное пространство и время Всемирной паутины, природа гипертекста, возможность увязывать все СМИ воедино увеличивают их потенциал для более качественного, широкого и глубокого описания реальности. При таком взаимодействии скорости и качества онлайновых СМИ основная суть работы конвергентной редакции заключается в том, чтобы создавать контент для всех видов СМИ и управлять этим информационным потоком из единого центра. Имеется в виду объединение различных информационных каналов в единой творческой конвергентной редакции, в которой достигается максимальная синергия всех СМИ8.

Сегодня для наук о СМИ как никогда актуален вопрос о влиянии невиданно быстрого расширения круга медиа на общество и личность, на структуру общения, свободного времени, информационного потребления, социального участия.

В сознании аудитории был определенный образ разных средств информации с точки зрения качества доставляемой ими информации, способности влиять на действительность. И если в последнее десятилетие газета, бывшая лидером системы СМИ, уступила место телевидению, то это говорит лишь о том, что «визуализация» заняла ведущие позиции в рейтинге информационного потребления.

Кроме того, всякий раз с появлением нового СМИ возникает вопрос: будут ли при этом жизнеспособны «старые» медиа? Сходные опасения получили широкое распространение с середины

прошлого века, когда мир узнал о телевидении. Ему отводилась роль «могильщика» печатной прессы. Позже те же свойства и возможности стали приписывать Интернету, забывая о том, что компьютер сам выступает средством письменности, возвращая аудиторию в Гуттенбергову эпоху. И интернетовский текст по традиции разделен на страницы, которые можно перелистнуть. Не говоря уже об электронной почте - современном источнике эпистолярного общения или мобильном телефоне. Коммуникации изменчивы: они переходят из одного вида в другой. Так, например, одна из самых «юных» на сегодняшний день часть Всемирной паутины -блогосфера - представляет собой яркий пример сочетания и взаимоперехода блогов, частично отнесенных и к СМИ, и к групповым коммуникациям, и к межличностным.

Перестройка редакции из традиционной в конвергентную ведет за собой изменение принципов планирования и продвижения материалов; изменение цикла производства материалов и их публикации; производство как отдельных фото, видео, аудио, инфографи-ки, текстовых и других сообщений, так и собранных мультимедиа-материалов; кросс-продвижение; использование новых источников мультимедийной информации; внедрение новых бизнес-моделей, сервисов, услуг, форматов прямой рекламы и другие изменения.

В работах Я.Н. Засурского, Л.П. Шестеркиной, Л.Г. Свитич и других исследователей, занимающихся проблемами журналистского образования в современном информационном обществе, отмечаются тенденции к универсализации журналистской профессии, базирующейся на конвергенции информационного процесса, что ведет к новым подходам в обучении студентов.

В подобной ситуации возникает необходимость в дополнительном обучении журналистов, оснащении новой техникой, овладении новыми журналистскими ролями. Конвергенция обязывает будущих «акул пера» овладеть современными профессиональными знаниями, связанными с освоением определенных мультимедийных навыков, а именно: умением создавать материалы для любого СМИ.

Следует отметить, что данная ситуация открывает новые возможности для освоения различных областей образовательной деятельности, что, в свою очередь, по мнению ведущих специалистов в области журналистского образования, позволяет решать следующие важные задачи9:

- обеспечивать благоприятные условия для развития личности прежде всего в рамках получения образования и специальности;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы всех видов и типов;

- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих проблем.

Кроме того, базовым умением для студентов должен быть навык съемок, записи и редактирования фото-, видео-, радиоматериалов. И еще к этим конкретным умениям и качествам, которыми должны обладать конвергентные журналисты, должен предъявляться ряд общих требований, которые необходимы и журналисту-газетчику, и журналисту-телевизионщику, и журна-листу-радийщику, и интернет-журналисту. Конвергентный журналист должен:

- уметь находить и излагать факты;

- владеть большим объемом информации, что отражено в материале;

- отображать в журналистских материалах разные точки зрения;

- учитывать, что содержание журналистских материалов должно напрямую затрагивать интересы общества и читателей в целом и каждого человека в отдельности;

- делать так, чтобы каждая деталь, каждое слово в материалах всех СМИ были абсолютно понятными;

- от начала и до конца создавать интересные журналистские материалы.

Таким образом, совокупность образовательных, педагогических и информационных технологий, базирующаяся на личностно-де-ятельностном и компетентностном подходах и функционирующая как основной механизм образования и воспитания профессионала медийной сферы, может стать искомой технологией современного журналистского образования.

Поскольку новые технологические возможности редакций и медиаконвергентные процессы кардинально влияют на труд журналистов, темп и характер работы в редакции, исследователи в области массмедиа, особенно в последние годы, стали уделять особое внимание данной проблеме10.

Так, серьезно исследуются общие проблемы медиамодерни-зации, информационные стратегии, конвергентные процессы в контексте экономики и менеджмента, динамика развития общей современной ситуации в сфере подготовки универсальных журналистских кадров и других отраслей.

Путем социологических опросов отмечены как позитивные, так и негативные стороны изменений в списке профессиональных требований к журналистской работе. Например, журналисты чаще, чем руководители редакций, отмечают такие позитивные изменения в своей работе, как облегчение поиска информации в Интернете и ее проверки, оперативность и интерактивность. Однако журналисты острее, чем редакторы, ощущают негативы новых условий работы: потогонность, вторичность информации и нетворческий характер труда. И потому так важен совместный выход из создавшейся ситуации - поиск журналистами и редакторами путей оптимизации работы и минимизации негативных последствий перехода на новые технологии. Лозунг «Кадры решают все» по-прежнему не теряет своей актуальности. Так, по статистике, всего 25% опрошенных журналистов обучались новым технологиям11. И, следовательно, тезис о том, что настоящему специалисту и профессионалу необходимо постоянно повышать свой уровень знаний, никогда не устареет.

Кардинально изменяется работа журналиста: повышается оперативность, увеличивается интенсивность труда, интерактивность связей с аудиторией, возможности взаимодействия с населением и общественным мнением при помощи социальных сетей и другими способами; меняется характер работы журналистов с источниками информации при использовании возможностей Интернета. Но, как подчеркивает Л.Г. Свитич, возникает чрезвычайно высокий ритм работы, увеличивается масса «клонированной», вторичной информации, сокращаются возможности творческой реализации журналистов. В условиях технологизации, интенсификации и универсализации труда журналиста при сокращении штатов и хроническом недостатке времени возникают негативные психологические явления: повышенная напряженность, стресс, что требует внимания со стороны менеджмента редакций и учредителей, а также изучения этой проблемы медиапсихологами.

Поэтому уже в вузе следует воспитывать и тренировать остро востребованные сегодня динамические адаптационные качества журналиста и журналистской профессии: способность работать в условиях конвергентной редакции для разных медиаплатформ одновременно, в условиях жесткой организации труда и дефицита времени; трудиться в команде, взаимодействовать с коллегами и техническими службами, иметь корпоративное чувство сопричастности к результатам коллективной работы; эффективно работать в условиях конкурентной медиасреды, в условиях гиперпроизводительности, беспрерывного временного цикла, в условиях точного хронометража редакционной работы, дефицита времени

и сложности работы в новых условиях цифровой медиасреды; адаптироваться к языку электронных СМИ, быстро осваивать новые цифровые технологии, мультимедийные способы получения информации для продуктивной и оперативной работы над ме-диаконтентом; использовать инновационные технологии работы (в том числе в общении с окружающей медиасредой - краудсорсин-га, облачных технологий, баз данных и т. п.); общаться с аудиторией в социальных сетях; привлекать внимание аудитории креативным, выразительным, ориентированным на потребности и интересы аудитории контентом; оценивать и использовать при необходимости форматные особенности СМИ для продвижения медиапродукта; справляться с постоянными изменениями, быть готовым к неопределенности и нелинейности в условиях профессиональной деятельности; соблюдать баланс между работой на результат и сохранением творческой индивидуальности; обладать стрессоустойчивостью, уметь работать в нестандартных условиях без ущерба для психики и здоровья, обладать помехоустойчивостью; уметь оперативно и точно оценивать изменения в профессиональных условиях, иметь способность к транспрофессиональной коммуникации.

Одним словом, журналистская профессия сегодня - это универсализм, транспрофессионализм и полифункциональность. Современное журналистское образование обеспечивает воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала журналистики не только в границах практики прессы, но и в рамках теоретико-исследовательской деятельности, способствуя развитию теории и практики журнализма, а также личностному становлению специалиста СМИ12.

В настоящее время уже сформировалось представление о деятельности «универсального журналиста», предъявившее новые задачи и требования в организации и содержательном наполнении образовательного процесса журналистов.

Этот специалист должен владеть требующимися в медийной среде профессиональными знаниями и инструментальными навыками, умениями, компетенциями, которые позволяют ему одновременно готовить материалы для передачи по различным каналам информации: через периодическую печать, телевидение, радио, Интернет и мобильные СМИ. Это рождает необходимость перехода от подготовки «узких специалистов» к подготовке высокообразованных личностей.

Интегративное построение учебного процесса обусловливает большие технологические возможности для развития универсальности знаний и умений студентов, интеллектуального и

творческого развития в процессе профессиональной подготовки. В Западной Европе потребность в создании универсальных специалистов, подготовленных в равной степени к работе как в газетно-журнальных, так и в аудиовизуальных СМИ, возникла значительно раньше, чем России. В 1990 г. участники первого Конгресса европейской ассоциации преподавателей журналистики признали такое направление в подготовке специалистов наиболее перспективным.

В послании президента «О стратегии развития России до 2020 года» уделено особое внимание роли национальных систем образования как элементу глобальной конкуренции и одной из важнейших жизненных ценностей; ставится вопрос о необходимости обеспечения скорейшего перехода к образованию, совмещающему в себе современные знания и технологии. «Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, - отметил В.В. Путин. - Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики»13.

Уйдя от «универсального» журнализма XVIII в., журналистика проделала тернистый путь становления. Парадоксально «расширяясь» и «разделяясь» одновременно в течение ХХ в., она вновь вернулась к универсальному журнализму, только уже на цифровой платформе. Процессы интеграции СМИ в единую медийную систему требуют от журналиста умения эффективно использовать новые информационные технологии. Усиливающиеся процессы глобализации обязывают его быть образованным, владеть иностранными языками и уметь ориентироваться в глобальном информационном пространстве.

Подготовка журналистов в условиях конвергенции - процесс многокомпонентный и требующий немалых усилий. Изменения и корректировки должны касаться теоретических подходов к пониманию журналистики и ее роли в современном обществе. Успешная реализация планов по подготовке специалистов СМИ должна основываться на современной, отвечающей требованиям времени материально-технической базе, включая в себя баланс между теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, соответствующими требованиям времени.

Таким образом, исследование этих направлений теории и практики журналистского образования в условиях медиаконвергенции СМИ станет одной из главных задач последующих научных изысканий в ближайшей исследовательской перспективе.

Примечания

1 Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвер-генции // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 406.

2 Российский рынок периодической печати: Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex. ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.gipp.ru%2Fzip%2F27801_Rospechat_Press_2009. pdf&name=27801_Rospechat_Press_2009.pdf&lang=ru&c=56e5d3646a35 (дата обращения: 04.03.2016).

3 McQuail's Mass Communication Theory. L.: Sage, 2010. P. 138, 545.

4 Засурский Я.Н. Журналистское образование // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2006. № 4. С. 3-8.

5 Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. М.: Аспект Пресс, 2010.

6 Хелемендик В.С. Система средств массовой информации и пропаганды и особенности ее функционирования в условиях развитого социалистического общества: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1982.

7 Бредшоу П. СМИ 21 века. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer. yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.sibirp.ru%2Fattachments%2Fmod_ catalogue%2F64%2Ffile_1896.doc&name = file_1896.doc&lang = ru&c = 56e5e18969eb (дата обращения: 04.03.2016).

8 Вырковский А. Менеджмент СМИ в условиях конвергенции // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2013. № 3.

9 Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ: Монография / Шестеркина Л.П. и др.; Под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. С. 16-17.

10 Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013.

11 Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвер-генции // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 411.

12 Лукина М.М. Современная концепция и структура журналистского образования в России // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2008.

13 Выступление Владимира Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года. [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/954426.html (дата обращения: 04.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.