Научная статья на тему 'Понятие «Журналистика» в современной цифровой среде'

Понятие «Журналистика» в современной цифровой среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2647
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / SOCIAL COMMUNICATION / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / DIGITAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корнев Максим Сергеевич

В данной статье рассмотрены некоторые особенности, тенденции и фактические изменения, происходящие в современной журналистике, медиа и сфере массовых коммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) серьезно трансформируют не только медиасферу, но и социальные практики. Функции медиа, компетенции работников сфер медиа и коммуникаций, технические новшества все это трансформирует понятие «журналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of “journalism” in modern digital environment

This article discusses some features, trends, and actual changes in modern journalism, media and mass communications. Information and communication technologies (ICT) are transforming not only the media, but also social practices. The functions of the media, the competence of employees in the fields of media and communications, technological innovations all that transforms the concept of “journalism”.

Текст научной работы на тему «Понятие «Журналистика» в современной цифровой среде»

Проблемы теории журналистики

М.С. Корнев

ПОНЯТИЕ «ЖУРНАЛИСТИКА» В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

В данной статье рассмотрены некоторые особенности, тенденции и фактические изменения, происходящие в современной журналистике, медиа и сфере массовых коммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) серьезно трансформируют не только медиасфе-ру, но и социальные практики. Функции медиа, компетенции работников сфер медиа и коммуникаций, технические новшества - все это трансформирует понятие «журналистика».

Ключевые слова: журналистика, новые медиа, социальные коммуникации, цифровая среда.

Ключевыми факторами происходящих в сфере массовых коммуникаций и журналистике трансформаций можно назвать развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что, в свою очередь, приводит к процессам цифровизации коммуникаций и конвергенции в медиасфере. Журналистика как сфера социальных коммуникаций также неизбежно видоизменяется. Вопросам влияния Интернета, цифровой среды и ИКТ на журналистику, медиасистемы и социальные коммуникации посвящены работы многих российских и зарубежных исследователей. В частности, об этом пишут Е.Л. Вартанова, А.Г. Качкаева, И.В. Ки-рия, А.А. Калмыков, А. Мирошниченко, К. Доктор, Д. МакКуэйл и многие другие1.

Процессы медиаконвергенции, а также цифровизация медиа ускоряют распад прежних структур, систем отношений, профессий. Одновременно с процессами конвергенции на уровне медиасистем, форматов, жанров, профессий, каналов дистрибуции происходят процессы дивергенции - распада прежних нерушимых связей и

© Корнев М.С., 2015

технологических цепочек. Но эта «атомизация» создает еще более сложные и мобильные системы, где каждый из элементов может соединяться с другими элементами, образуя новые медиасистемы, в соответствии со своей «валентностью» (способностью присоединяться к другим элементам).

Вопросам конвергенции в медиа посвящены многие работы, как частично, так и полностью. Так, много внимания уделено проблеме в учебном пособии «Интернет-СМИ: теория и практика» под редакцией М.М. Лукиной. Поясняет процессы конвергенции и трансформации журналистики работа Е.А. Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика». Под редакцией А.Г. Качкаевой выпущен сборник статей «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные». Процессам медиаконвергенции посвящен сборник статей «Медиа-конвергенция, которая изменила мир?»2.

Цель данной статьи - рассмотреть различные определения журналистики и характеристики понятия, чтобы выделить актуальные на данный момент дефиниции и авторов исходя из особенностей развития современной медиасреды. Для этого необходимо выявить ряд свойств и критериев, соответствующих реальным изменениям, и на базе этих ключевых параметров сформулировать наиболее подходящие современным реалиям определения понятия «журналистика» (и производного «журналист»).

Сложность дефиниций и понимание процессов

Выявление и определение изменений в медиасфере помогает сформулировать суть происходящих процессов, определить термины и дать толкование новым понятиям. То есть формировать язык, понятный всем профессиональным участникам процесса и адекватно описывающий явления. В этом заключена базовая проблема: скорость изменений, их транснациональный, междисциплинарный характер не позволяют сформулировать консенсусный и адекватно отражающий реалии терминологический и понятийный аппарат. Понимание природы этих трансформаций влияет на определения и представления о журналистской этике, технологиях работы, наборе профессиональных знаний и компетенций современного журналиста.

Отсюда проистекает одна из неразрешенных проблем понимания задач и роли современной журналистики, которая проявляется

в отождествлении понятий «журналистика» и «СМИ» (как вариант - «медиа»), «журналистика» и «контент». На практике это может проявляться в неоправданном доверии к любому медийному каналу («по телевизору сказали», «в газете написали») и к распространяемому контенту вне зависимости от его формата (когда ведущих ток-шоу отождествляют с новостными журналистами или постановочные сцены воспринимаются как реальные события и новости).

Этой проблеме уделяет много внимания авторитетный британский исследователь массовых коммуникаций Дэнис МакКуэйл. Он особенно подчеркивает влияние Интернета на традиционные форматы медиа и представления о журналистике: «Часто журналистику отождествляют с "медиа", "массмедиа" с "новостными медиа", имея в виду всю медиасистему или значительную ее часть. В качестве альтернативы можно встретить слово "пресса" <...> это более отвлеченное и формальное описание того же набора деятельностей. К тому же термин "журналистика" часто используется как синоним слова "новости", даже "газета"»3 - так формулирует проблему исследователь. «Таким образом, в практике использования терминов, как мы видим, отсутствует последовательность». И далее: «..."журналистика" всегда остается центральной концепцией, при этом данное слово не эквивалентно "новостям" и не ограничивается содержанием "газеты"»4.

Журналистика и СМИ: от традиционных представлений к современным трактовкам

Е.П. Прохоров, говоря о журналистике как о «важнейшем социальном явлении», выделяет закономерности и выстраивает собственную объяснительную систему. Он видит огромное и многостороннее поле деятельности, где соединяются творческая составляющая и ремесло, техническая инфраструктура и системы дистрибуции, государственные институты и общественные организации, правовые основы и неформальные договоренности, научные учреждения и учебные центры5. Однако в этой же системе он связывает понятие «журналист» с формальной структурой СМИ или редакцией: «Журналист (Ж) - штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер из-

даний или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, выпуски агентской информации и т. д.»6.

Однако при нынешних цифровых реалиях для развития журналистики формальная принадлежность к формальному журналистскому цеху совсем не обязательна. Сегодня в результате конвергентных процессов в медиасфере стремительно трансформируются понятие и сущность журналистики, которая испытывает влияние новых технологий, открывающих возможность авторства для все большего числа людей.

Аналитик и теоретик медиа А. Мирошниченко выдвинул и последовательно развивает концепцию коллективного «вирусного редактора»7, которая базируется на рассуждениях более ранних теоретиков медиа об освобождении авторства (в частности, на идеях Г.М. Маклюэна)8. Из этих рассуждений также вытекает эмансипация различных взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов медиаиндустрии и ее технологических цепочек. Происходит дивергенция, т. е. разделение прежде единых элементов на самостоятельные кластеры и элементы: авторы превращаются в производителей контент-продуктов, редакции становятся упаковщиками контента в информационный продукт или целостный самостоятельный ме-диапроект, а каналы распространения информации и медианоси-тели становятся дистрибьюторами инфопродуктов и проектов9. И если раньше этот процесс шел медленно и незаметно, то цифровая среда и ИКТ стремительно его ускорили.

Важно понимать, что цифровая среда и инфраструктура сети Интернет дают широкие возможности для самопубликации и выхода на потенциально неограниченную аудиторию. В таких условиях важнее становятся самоидентификация в роли «журналиста» и суть деятельности, чем институциональная принадлежность к зарегистрированному СМИ. Вопрос, где официально занят человек, при этом отходит на второй план. Гораздо важнее, соответствует ли он критериям профессионализма и одновременно выполняет ли общественно полезную функцию.

Однако важнейшим отличием современного состояния журналистики от предыдущих этапов видится фактор цифровой среды и Интернета, которые эмансипировали ранее взаимосвязанные и взаимозависимые процессы авторской и редакционной работы издательства, каналов дистрибуции. «Журналистика» как социальная миссия, функция гражданского общества и система этических правил также эмансипируется и может реализовываться в различных

формах и проявлениях, не привязанных к формализованным «масс-медиа» и редакционно-издательским структурам.

Неслучайно Дэнис МакКуэйл, который также большое внимание уделяет воздействию Интернета на традиционные медиасисте-мы10, выводит определение журналистики, не привязанное к формальным структурам и статусам: «Журналистика есть создание и публикация сообщений о современных событиях, лицах или обстоятельствах общественной значимости или интереса, основанных на информации, полученной из надежных источников»11.

Примечания

1 Вартанова ЕЛ. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013; Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. М.: Аспект Пресс, 2010; Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С. 6-18; Калмыков А.А. Медиалогия Интернета. М.: Либроком, 2013; Мирошниченко А. Когда умрут газеты. М.: Книж. мир, 2011; Доктор К. Ньюсономика: Двенадцать трендов, которые изменят новости / Пер. с англ. А. Багаева. М.: Время, 2013; МакКуэйл Д. Журналистика и общество [Учеб. для журналистов]: Пер. с англ. М.: МедиаМир; Фак-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2013; и др.

2 Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011; Баранова Е.А. Конвергентная журналистика: Теория и практика: Учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014; Журналистика и конвергенция...; Медиаконвергенция, которая изменила мир?: Сб. ст. к открытой сессии по медиаконвергенции / Под ред. М.С. Корнева. М., 2014 [Электронный ресурс] // SlideShare. URL: http://www. slideshare.net/mkornev/ss-33893336 (дата обращения: 23.03.2015).

3 МакКуэйл Д. Указ. соч. С. 9.

4 Там же. С. 10.

5 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 10-17.

6 Там же. С. 13.

7 Miroshnichenko A. Man as media: The emancipation of authorship. M., 2014.

8 Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2014.

9 Интернет-СМИ: Теория и практика. С. 20.

10 МакКуэйл Д. Указ. соч. С. 25-27, 261-294.

11 Там же. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.