Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 229-235. УДК070, ББК76.0
М. С. Корнев
ПОНИМАНИЕ ЖУрНАлИСтИКИ: чтО тАКОЕ ЖУрНАлИСтИКА
в современной цифровой среде?
В связи с цифровизацией сферы медиапонятие 'журналистика' и многие смежные термины трансформируются. Автор в ходе исследований массовых социальных коммуникаций, на опыте преподавания и участия в профильных мероприятиях сформулировал некоторые объяснительные модели. Текст базируется на личном опыте восприятия, интерпретаций и донесения до аудитории ключевых для медийных коммуникаций понятий.
Ключевые слова: журналистика; новые медиа; социальные коммуникации; цифровая среда.
«Средство коммуникации есть сообщение». В самом названии данной статьи присутствует отсылка к работе М. Маклюэна «Понимание медиа» [9]. Именно в этой работе он сформулировал крылатую фразу: «Средство коммуникации есть сообщение» («Themediumisthemessage»). Данная фраза отсылает к рассуждениям о масштабе изменений в отношениях между людьми и общественном устройстве, которые несут с собой новые технологии и возникающие форматы медиа. Понимание новых реалий часто отстаёт от стремительных изменений, и эти отставания выражаются также и в языке, который не успевает перестраиваться и вырабатывать адекватные термины и определения новшествам.
В связи с разрастанием сферы влияния на общество цифровых технологий происходящие в современных медиа процессы позволяют говорить о серьезных парадигмальных и структурных изменениях в восприятии и именовании медийных явлений. Журналистика как обширная сфера социальных коммуникаций также трансформируется как на уровне понимания своей миссии и функций, так и на уровне техники практик.
Определение терминов и толкование понятий - одна из ключевых задач для теоретического осмысления происходящих процессов. Кроме того, ясное понимание ролей и взаимосвязей явлений дает также адекватный инструментарий для практиков, развивающих сферу массмедиа.
Одна из ключевых проблем понимания ролей и задач актуальной журналистики автору видится в частом отождествлении понятий 'СМИ' (или 'медиа') и 'журналистика'. Из этого вытекает, что работников медиа, вне зависимости от функционала, именуют «журналистами». Происходит смешение представлений о каналах коммуникации, профессиональных
коммуникационных навыках, социальных ролях и личных качествах авторов текстов или другого медийного контента.
«Цифровая революция» обнажает и заостряет эти противоречия, всё более требуя адекватного ответа на современные вызовы в вопросах определения профессий, профессиональных навыков, призваний и увлечений людей, занятых в индустриях, где центральным навыком является умение выстраивать общение и взаимопонимание.
Прежние специализации и формы отношений распадаются на элементы, которые образуют новые комбинации, гибридизируются и мутируют, создавая новые классы профессиональных навыков и социальных ролей. Формируется понятие динамических профессий, в которых понимание базиса специальности сочетается с набором постоянно развивающихся практических навыков [11. С. 89].
Понятие 'журналистика' также испытывает на себе серьезные трансформации. От понимания сути этих изменений зависит в том числе представление об общественной миссии журналистики, профессиональных навыках, рабочих инструментах и даже форм обучения и передачи навыков начинающим журналистам.
Цель данной статьи - предложить объяснительные модели для понимания социальной роли журналистики и профессиональных навыков современного журналиста. Для этого необходимо последовательно рассмотреть специфику цифровой среды, предложить модель социальных коммуникаций, которая помогает выявить общие и специфические черты профессиональных коммуникаторов, предложить понимание терминов 'журналистика' и 'журналист', а также сформулировать набор личных качеств и профессиональных навыков актуального журналиста.
Медиа, журналистика и цифровые реалии в работах исследователей. Существует огромное количество исследований, помогающих трактовать феномены коммуникации, медиа, журналистики и прочих реалий, где присутствует общение людей и передача информации сквозь пространство и время. Остановимся на тех, которые, по видению автора, помогают выстроить искомые объяснительные модели для понимания актуальной журналистики. В этой связи важны как учебные пособия и общетеоретические исследования, так и ориентированные на практику работы.
Учебное пособие «Интернет-СМИ: теория и практика» под редакцией М. М. Лукиной рассматривает основные аспекты теоретических подходов к изучению интернет-СМИ и практики развития сетевых медиа и кибер-журнали-стики [7]. Определению места интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций, взаимоотношениям традиционных СМИ и Интернета посвящена книга А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой [13].
В качестве учебника, поясняющего процессы конвергенции и трансформации журналистики полезна работа Е. А. Барановой «Конвергентная журналистика. Теория и практика» [2]. Информативна книга коллектива авторов под редакцией А. Г. Качкаевой «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» [6]. Пониманию процессов конвергенции в медиа призван помочь сборник статей «Медиакон-вергенция, которая изменила мир?» под редакцией М. С. Корнева [11].
Есть смысл выделить работы, ориентированные на получение практических навыков в цифровой среде, новых медиа и интернет-редакциях. Одна из удачных - книга «Новостная интернет-журналистика» А. Амзина [1]. Другая, также основанная на личном опыте автора, - «Журналист "ВКОНТАКТЕ" с Интернетом» И. В. Стечкина [15]. Полезным может стать практическое руководство «Интернет-журналистика» М. А. Улановой [16].
Отдельным корпусом также стоит выделить тексты, которые исследуют различные аспекты медиа и массовых коммуникаций, но общим является стремление описать, классифицировать и структурировать происходящие изменения под воздействием цифровой среды, сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целом. При этом не углубляясь в историю изучения проблем
информационного общества и его трансформаций, которые отражены в трудах предыдущих поколений авторитетных исследователей У. Липпманна, Г. Ласуэлла, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, М. Кастеллса и других.
Проблеме медиадискурса и анализа медиа-текстов, в том числе в интерактивных медиа, посвящена работа Д. Матисона [10]. Тренды, меняющие современную журналистику и медиасистему, описывает К. Доктор [5]. Об интернет-журналистике как новой сфере профессиональной деятельности коммуникаторов и Интернете как расширяющейся медиасреде основательно рассуждает А. А. Калмыков [14]. Переход медиа-отрасли в цифровое измерение и грядущие перемены исследует А. Мирошниченко [12; 17]. Е. Л. Вартанова анализирует процессы трансформации журналистики и СМИ в России [3]. Д. МакКуэйл в профессиональном, ценностном и нормативном ключе описывает взаимодействие журналистики и общества [8]. Представленных авторов объединяет также то, что они отводят большие блоки своих исследований вопросам влияния цифровой среды и Интернета на процессы коммуникации, медиа и журналистику, видя в этих трансформациях будущее.
Журналистика и журналисты в цифровой среде. Отправной точкой в понимании журналистики и ключевой сущностью этого понятия стоит выделить общественную составляющую, гражданскую функцию. Журналистика - и социальный институт, и активная деятельность на благо общества и граждан, которая поднимает значимые для людей темы, формирует на них запрос и дискуссию, помогает здоровому развитию социума. Это своего рода механизм иммунитета, который помогает общественному организму справляться с болезнями и защищаться от заражения.
Поэтому представляется ошибкой, когда любого автора, работающего на массовую аудиторию через медиа, вне зависимости от содержания и посыла его текста, называют «журналистом». При том, что спектр специалистов, работающих в сфере медийных коммуникаций, достаточно широк: аналитики рынков, нише-вые блогеры, копирайтеры, бренд-менеджеры, маркетологи и прочие.
Важно отметить, что понятие о журналистике искажается не только набытовом уровне, но и в профессиональном сообществе. В частности, исследователь Д. МакКуэйл описывает эту проблему так: «Часто журналистику ото-
ждествляют с "медиа", "массмедиа" с "новостными медиа", имея в виду всю медиасистему или значительную её часть. В качестве альтернативы можно встретить слово "пресса" <...> это более отвлеченное и формальное описание того же набора деятельностей. К тому же термин "журналистика" часто используется как синоним слова "новости", даже "газета"» [8. С. 9].
Изменение парадигмы «печатного станка» на «цифровую свободу» разрывает прежнюю связку типографии, издателя, редакции, журналиста и его текста. Каждый элемент становится самостоятельным «атомом», со своей способностью присоединять другие компоненты (назовем эту способность «валентностью»). Также в связи с цифровой средой принято говорить о «конвергенции» - слиянии, объединении различных элементов прежде независимых систем [7; 11]. Однако мало кто уделяет внимание и встречному процессу дивергенции - обособления и разделения прежде единых цепочек процессов на самостоятельные модули.
Модули и компоненты прежде единых медиасистем, в связи с технологическими и общественными изменениями, меняют собственные свойства: Интернет заменяет типографию (а также радио- и телеканалы), читатели ограниченного тиража трансформируются в потенциально неограниченную аудиторию, издатель становится продюсером (свободным от прежних форматов и ограничений), редакция трансформируется в круглосуточное муль-тиформатное медиа, тексты превращаются в мультимедийный контент, а журналист может называться свободным автором.
Теоретик медиа А. Мирошниченко пишет об освобождении авторства и появлении коллективного «вирусного редактора» [17]. Но можно также говорить об «освобождении» всех компонентов прежде последовательного, взаимосвязанного и взаимозависимого процесса медиапроизводства. Процессы разбиваются на самостоятельные кластеры: производители контент-продуктов (авторы), упаковщики контента в информационный продукт (редакции), предприятия-распространители (дистрибуторы) [7. С. 20].
Развивая идею освобождения компонентов медиапроизводства, можно дальше разделить на составляющие медиапродукт. Произошла эмансипация каналов коммуникации (медиа), форматов коммуникаций (журналистика, реклама, пиар, пропаганда и пр.), форматов кон-
тента (текст, фото, видео, звук) и авторов (профессиональных коммуникаторов). В этой ситуации позиция автора представляется наиболее слабой и незащищенной: поскольку человек не алгоритм и ему требуется некоторое обоснование своих действий, цель или даже миссия. При этом автор без такого рода понимания выступает лишь рабочей единицей, производящей контент.
Следуя такого рода рассуждениям, можно прийти к потребности определить те специфические черты и особенности, которые делают производителя контента журналистом. Это можно сделать через сопоставление с целями других сфер человеческой деятельности, профессионально применяющих медиа в массовых коммуникациях.
Модели медиакоммуникаций и журналистика. Существует огромное количество различных схем, предлагающих свое видение взаимоотношений медиасистем с другими активностями людей.
Среди наглядных моделей, объясняющих взаимоотношения медиа и ключевых сфер проявления публичной активности, стоит выделить «треугольник Галтунга» (см. схему 1). Исследователь предлагает считать, что в идеальной модели СМИ должны находиться в центре треугольника, на равном удалении от трех вершин: государства, бизнеса и гражданского общества. Только тогда СМИ, по его мнению, находятся в независимом положении, могут быть объективны и выполняют функцию «четвертой власти». В его представлениях, вХХ и XXI веках происходит переход СМИ от близости к государству к близости к бизнесу и капиталу [3. С. 38]. Однако последнее утверждение в текущих реалиях, когда государства всё более наращивают мощь систем государственной пропаганды, представляется довольно спорным.
Другая схема, сфокусированная на роли журналистики и прессы, представлена в работе «Журналистика и общество» Д. МакКуэйла. Автор не считает журналистику «самостоятельным и полностью созревшим институтом», подчеркивает её притязания на независимость и «общественный интерес» [8. С. 299]. Он оперирует понятиями «полей»: журналистика находится внутри медиасистемы и национального общества, накладывается на институт прессы (но не тождественна ему), а также испытывает влияния полей экономики и политики. (см. схему 2) Такая схема дает более детальное понима-
ние функций и ролей журналистики, но может многозначно трактоваться. При этом МакКуэйл подчеркивает, что модель не учитывает изменений, связанных с развитием Интернета.
С точки зрения автора данной статьи, роли и цели участников медиакоммуникаций можно также описать моделью поведения в меди-аполе трех ключевых участников публичной активности - общества, бизнеса и власти. Для каждого из трех определить их базовые цели, форматы их массовых коммуникаций и соответствующие тексты как носителей содержания этих коммуникаций (см. схему 3). Данная объяснительная модель также не делает акцента на влияние интернета и цифровой среды, поскольку на этом этапе анализа существенны вышеозначенные базовые параметры.
Цель власти - контроль (над границами, ин-статутами, финансами, населением и пр.). Для этого существует пропаганда - формат коммуникации, который призван моделировать и формировать общественное мнение. Объективность и реалии не так важны, как должное понимание властных установок и директив. Обратной стороной пропаганды и одновременно её инструментов выступает цензура, которая устраняет лишнюю с точки зрения пропаганды информацию.
Цель бизнеса - извлечение прибыли, которая возникает при продаже товара или услуги с добавленной стоимостью. Маркетинговые коммуникации обеспечивают контакт с целевыми аудиториями и призваны увеличивать продажи. Таким образом, создаются инструментальные, продающие тексты, которые воздействуют на человеческие потребности.
Цель общества, состоящего из граждан, - саморазвитие. Оно базируется на объективной информации, открытом и многостороннем обсуждении различных точек зрения. Проводником подобных практик выступает журналистика.
Как показывает история, власть и бизнес довольно быстро находят общность интересов, часто в ущерб и за счет общества. Поэтому для создания равновесия общество вырабатывает иммунитет в виде журналистики. Она, в свою очередь, тоже испытывает давление и влияние со стороны первых двух субъектов. Поэтому одна из ключевых задач гражданского общества и залог его самосохранения - защита и развитие института и практики журналистики.
В этой связи ценны наблюдения исследователя И. М. Дзялошинского, который описывает три парадигмы профессиональной журналистской деятельности и соответствующего отношения к аудитории: это журналистика «воздействия» (стремится контролировать, стоит над аудиторий), «информирования» (предоставляет услугу, находится рядом с аудиторий) и «гражданская журналистика» (соучаствует, находится внутри аудитории и её проблем) [4. С. 9-10].
Если сопоставить терминологию и классификацию автора данной статьи и модель И. М. Дзялошинского, то можно сделать вывод, что «жур-налистикавоздействия» демонстрирует признаки такого формата коммуникации, как пропаганда, а «журналистика информирования» в первую очередь обеспечивает прибыль владельцу медиа (продающий формат). Ни один, ни другой вид деятельности не является по сути журналистикой. В действительности журналистикой является только деятельность в интересах общества и граждан. Это вовлеченная в интересы общества работа с информацией. Остальное - различные формы работы с информацией в сфере массовых коммуникаций. Естественно, в чистой форме журналистские медиа встречаются редко, но с помощью подобных экспликаций можно более точно понимать пропорции компонентов и степени влияния бизнеса и власти на редакционную политику в том или ином медиа.
Важная ремарка: соучастие и включенность журналиста в проблемы аудитории не должны вступать в конфликт с его профессионально-этическими нормами. Гражданская журналистика в данном случае не эквивалент гражданского активизма или правозащитной деятельности. Более того, наличие развитого гражданского самосознания в большей степе-
ни гарантирует соблюдение журналистом профессиональных требований (объективности, непредвзятости, точности и прочих) в силу осознания своей роли и места в экосистеме субъектов отношений.
Понимание журналистики и понятие 'журналист'. Последним звеном в цепочке рассуждений становится задача понимания, кто такой журналист в современных условиях. Цифровая среда дает широкие возможности для самопубликации и выхода на потенциально неограниченную аудиторию. Здесь важнее становится самоидентификация журналиста и суть его деятельности, чем институциональная принадлежность к зарегистрированному СМИ. Вопрос, где официально занят человек, при этом отходит на второй план.
В предлагаемой авторской модели журналист сочетает в себе гражданское самосознание и развитые личные качества (включая категорию человеческого неравнодушия) с профессиональными навыками редакционной работы, технической и медиаграмотностью (см. схему 4). Базовой способностью, которая объединяет и определяет успешность работы с аудиторией, составляет коммуникабельность, проявляющая себя в желании и умении общаться с людьми, навыках устанавливать и развивать связи между людьми.
Выпадение одного из двух блоков лишает возможности выполнять функции журналиста: без гражданского самосознания человек не проявляет сопричастность общественному интересу, при этом профессионально выполняя задачи медиакоммуникаций. Напротив, неравнодушный гражданский активист без специальных навыков вряд ли способен выстроить эффективную коммуникацию на массовую аудиторию.
Человек, выполняющий журналистские функции, не обязательно должен работать по контракту в институциональных медиа. Справедливо и обратное: человек, официально устроенный в зарегистрированное СМИ, по факту может выполнять задачи, далекие от общественного интереса и журналистики (например, быть проводником государственной идеологии или общаться с аудиторией в интересах коммерческого бренда).
Таким образом, журналист - это социально ответственный автор-гражданин. А журналистика - это ответственное выражение гражданской позиции в виде медиатекста (при условии соблюдения профессионально-этических норм работы с информацией).
Список литературы
1. Амзин, А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Амзин. М.: Аспект Пресс, 2011. 142 с.
2. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. М.: Юрайт, 2014. 269 с.
3. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. М.: Медиа Мир, 2013. 280 с.
4. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. М.: Престиж, 2006. 104 с.
5. Доктор, К. Ньюсономика: Двенадцать трендов, которые изменят новости / К. Доктор; пер. с англ. А. Багаева. М.: Время, 2013. 352 с.
6. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010. 200 с.
7. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011. 348 с.
8. МакКуэйл, Д. Журналистика и общество: учеб. для журналистов : пер. с англ. / Д. МакКуэйл. М.: МедиаМир; Фак. журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. 368 с.
9. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2014. 464 с.
10. Матисон, Д. Медиадискурс. Анализ ме-диатекстов : пер. с англ. / Д. Матисон. Х.: Гуманитар. центр, 2013.264 с.
11. Медиаконвергенция, которая изменила мир? [Электронный ресурс] // Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции / под ред. М. С. Корнева. М., 2014. 137 c. URL: http:// www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336.
12. Мирошниченко, А. Когда умрут газеты / А. Мирошниченко . М.: Книж. мир, 2011. 224 с.
13. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. 383 с.
14. Калмыков, А. А. Медиалогия Интернета / А. А. Калмыков. М.: Книж. дом «ЛИБРО-КОМ», 2013. 272 с.
15. Стечкин, И. В. Журналист «ВКОНТАК-ТЕ» с Интернетом: учеб. пособие / И. В. Стеч-кин. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2014. 144 с.
16. Уланова, М. А. Интернет-журналистика: 17. Miroshnichenko, A. Man as media: The практическое руководство / М. А. Уланова. М.: emancipation of authorship / A. Miroshnichenko. Аспект Пресс, 2014. 240 с. M., 2014. 100 p.
Корнев Максим Сергеевич - кандидат филологических наук, доцент кафедры теле-, радио-и интернет-журналистики (ТРИТ) факультета журналистики Института массмедиа Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
mxm.kornev@gmail.com
Kornev M. Ph.D. in Philology, Associate Professor, Chair of TV, Radio and Internet Technologies (TRIT). Journalism Faculty (Mass media Institute). Russian State University for the Humanities. mxm. kornev@gmail.com
understanding journalism: what is journalism in the modern digital environment?
In connection with the digitization of media realm, the notion of 'journalism' and many related terms are transformed. The author during studies social mass communications, teaching experience and participation in specialized events have formulated some explanatory models. This work is also based on personal experience perceptions, interpretations and convections of the key media concepts.
The text offers an explanatory model for understanding the social role of journalism and the professional skills of the modern journalist. In the work discussed the specifics of the digital environment. Also proposed the model of social communication, which helps to identify General and specific features of professional communicators. Considered understanding of the terms 'journalism' and 'journalist', as well as to formulate a set of personal qualities and professional skills relevant journalist.
Keywords: journalism; new media; social communication; digital environment.
References
1. Amzin, A. (2011) Novostnaya internet-zhurnalistika: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [=Online News journalism: a manual for students], Moscow, 142 p. (in Russ.)
2. Baranova, E. A. (2014) Konvergentnaya zhurnalistika. Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistrature [=Convergent journalism. Theory and practice: Handbook for undergraduate and graduate], Moscow, 269 p. (in Russ.)
3. Vartanova, E. L. (2013) Postsovetskie transformatsii rossiyskikh SMI i zhurnalistiki [=Post-Soviet transformation of Russian media and journalism], Moscow, 280 p. (in Russ.)
4. Dzyaloshinskii, I. M. (2006) Zhurnalistika souchastiya. Kak sdelat' SMI poleznymi lyudyam [=Journalism complicity. How to make media useful for people], Moscow, 104 p. (in Russ.)
5. Doctor, K. (2013) N'yusonomika: Dvenadtsat' trendov, kotorye izmenyat novosti [=Newsonom-ics: Twelve new trends that will shape the news you get], Moscow 352 p. (in Russ.)
6. (2010) Zhurnalistika i konvergentsiya: pochemu i kak traditsionnye SMI prevrashchayutsya v mul'timediynye [=Journalism and convergence: why and how traditional media converts into the multimedia], Moscow, 200 p. (in Russ.)
7. (2011) Internet-SMI: Teoriya i praktika: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov [=Internet media: Theory and practice: Textbook. a manual for students], Moscow, 348 p. (in Russ.)
8. Mackwell, D. (2013) Zhurnalistika i obshchestvo [=Journalism and society], Moscow, 368 p. (in Russ.)
9. McLuhan, H. M. (2014) Ponimanie media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [=Understanding media: The extension of man ], Moscow, 464 p. (in Russ.)
10. Mathison, D. (2013) Media-diskurs. Analiz media-tekstov [=Media discourse. Analysis of media texts] Kharkov, 264 p. (in Russ.)
11. (2014) Mediakonvergentsiya, kotoraya izmenila mir? [=Media convergence, which changed the world?] Moscow, 137 p. (in Russ.) URL: http://www.slideshare.net/mkornev/ss-33893336
12. Miroshnichenko, A. (2011) Kogda umrut gazety [=When the newspapers will die], Moscow, 224 p. (in Russ.)
13. Kalmykov, A. A., Kokhanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], Moscow, 383 p. (in Russ.)
14. Kalmykov, A. A. (2013) Medialogiya Interneta [=Medialogy of The Internet], Moscow, 272 p. (in Russ.)
15. Stechkin, I. C. (2014) Zhurnalist«VKONTAKTE»sInternetom: uchebnoeposobie [=The journalist in "VKONTAKTE" with the Internet: a tutorial], Khanty-Mansiysk, 144 p. (in Russ.)
16. Ulanova, M. A. (2014) Internet-zhurnalistika: Prakticheskoe rukovodstvo [=Internet journalism: a Practical guide], Moscow, 240 p. (in Russ.)
17. Miroshnichenko, A. (2014) Man as media: The emancipation of authorship, Moscow, 100 p.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 235-240.
УДК 070, ББК 076
Л. А. Месеняшина
категория формата и «методологический порядок изучения языка»
В статье осуществлена попытка соотнести актуальную для теории современных СМИ дискуссию о жанре и формате с разработанной М. М. Бахтиным методологией изучения языка. Автор доказывает, что практика современных СМИ в связи с изменившимися техническими и социальными условиями коммуникации вносит коррективы в эту, признанную классической, методологию.
Ключевые слова: формат; жанр; творческая деятельность; бизнес-коммуникация; типы и формы речевого взаимодействия.
Вопрос о формате не перестает волновать как специалистов по теории СМИ, так и практикующих журналистов. Причем если для практической журналистики категория формата интересна прежде всего, если так можно выразиться, в апофатическом аспекте, т. е. для понимания того, что такое «неформат», то для теоретиков массовой коммуникации важно прийти к пониманию того, что есть сущность формата и более того - стоит ли за этим словом некая сущность вообще. По-прежнему остро стоит вопрос о соотношении понятий 'формат' и 'жанр'.
В настоящих заметках осуществляется попытка подойти к дискуссии о жанре и формате с позиций М. М. Бахтина. Предполагается, что методологический подход М. М. Бахтина к решению лингвистических задач может позволить более отчетливо разграничить понятия жанра и формата. Как известно, в работе «Марксизм и философия языка» М. М. Бахтин (выступающий в этой работе под именем В. Н. Волошинова) предлагает следующий
методологический порядок изучения языка: «1) формы и типы речевого взаимодействия в связи с конкретными условиями его; 2) формы отдельных высказываний, отдельных речевых выступлений в тесной связи со взаимодействием, элементами которого они являются, т. е. определяемые речевым взаимодействием, жанры речевых выступлений в жизни и в идеологическом творчестве; 3) исходя отсюда пересмотр форм языка в их обычной лингвистической трактовке» [3. С. 105].
Как известно, категория формата используется не только в СМИ. Т. И. Сурикова отмечает: «По-латыни формат — это «вид, внешнее оформление». В полиграфию термин вошел в XVIII веке в значении 'размер печатного издания, размер листа <.. .> Сема стандарт оказывается в этом термине для профессионального сознания актуализированной <...> Понятие формат получило широкое распространение и в дипломатии, бизнесе, психологии, педагогике, рекламе и даже спорте. Причем только в первой из названных областей оно приобрело