УДК 070
Е. С.Дорощук
Казанский федералъныйуниеерситет, Казань
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
На основе типологического и структурно-функционального анализа определены особенности использования коммуникационных инструментов в социокультурном пространстве национального (регионального) сегмента Интернета, включающие: усиление технологичности восприятия и потребления информации; корректировку функций социальных медиа в контексте диалога культур, повышение их инструментального значения и роли в культурном диалоге; конгруэнтный характер социальных медиа в связи сраспространением новых форматов коммуникации.
Ключевые слова: социальные медиа, диалог культур, коммуникационные инструменты, ме-диадиалогакультур, одновременность культур.
Распространение социальных медиа - признак последнего десятилетия XX века, когда на фоне развития интернет-технологий стали появляться такие формы использования интернет-ресурсов как блоги, онлайновые социальные сети, видеохостинги и пр. Форумы и первые блоги позволили, по мнению И. Бенклера, изменять статичные веб-страницы, сделав Сеть «пригодной дляпись-ма» [13. С. 216]. С. Паранько указывает на важное функциональное отличие социальных медиа - они дают «пользователям возможность вещать на широкую аудиторию и получать быструю и понятную обратную связь в виде лайков, ретвитов и комментариев» [10. С. 8]. Как утверждает М. Г. Сидоренко, создаваемый в рамках социальной активности в онлайн-сетях информационный продукт, «обладает рядом общих свойств, относительно тех смыслов, того послания, что он формирует и доносит до реципиента» [11. С. 85]. Механизм его влияния таков: медиаконтент моделирует мир, воспринимаемый потребителем/пользователем, при этом пользователь формирует в контексте своей картины мира новые смыслы для того, чтобы применить в жизни демонстрируемые модели. Учитывая, что информационное пространство характеризуется свойством открытости, любой контент, созданный пользователями социальных медиа, становится доступным всем пользователям. Изучение самого явления социальных медиа и использования их как инструмента социальной активности в силу вовлеченности в зону их влияния широких масс представляется актуальным и перспективным.
По мнению Г. Н. Неяскина, в настоящее время существует два основных подхода к определению социальных медиа: технологический (определяющий социальные медиа как технологию) и структурно-типологический (определяющий социальные медиа как разновидность интернет-сайтов [8].
Технологический подход позволяет рассматривать тесную связь социальных медиа с виртуальными пространствами, характеризовать их уникальность как средства коммуникации в силу использования определенного набора технологий и отличающего их интерфейса. Таковы, например, Facebook, Twitter, LiveJournal, Liveinternet, YouTube и пр.
С позиций структурно-типологического подхода социальные медиа могут определяться как особая категория web-сайтов, обладающих адресностью в Интернете (URL), авторским началом (как правило, автор является владельцем сайта), постраничной/фрагментарной структурой (состоят из web-страниц, объединенных автором по разным признакам и поэтому воспринимающихся как единое целое), предназначенных для публикации и обсуждения разнообразного контента, созданного автором. Доступ к такому сайту имеет самый широкий круг пользователей, обладающих минимальными навыками работы в Интернете в большинстве своем на бесплатной основе.
Необходимо отметить и существенное отличие социальных медиа от так называемых несоциальных: это отличие лежит в плоскости создания медиаконтента: в несоциальных - традиционных - медиа он производится специалистами, для которых подобная деятельность - профессия, она оплачивается, подвергается редакторской проверке и планированию.Социальные медиа создаются в большей степени любителями, в свободное от основной работы время, здесь
наблюдается эффект, описанный Й. Бенклером и Э. Тофлером, который последний назвал «про-сьюмеризмом» - когда медиапродукт создается потребителем медиапродукции [12. С. 105-110]. В отечественной литературе широко распространен термин «пользовательский контент», характеризующий медиапродукт, созданный самими пользователями. На сегодняшний день «пользовательский контент, опубликованный в соцсетях, соревнуется в оперативности с материалами профессиональных медиа. Пользователь не всегда еще выигрывает, но создает плотную завесу информационного шума. Пробиться сквозь нее и завладеть вниманием аудитории становится все труднее» [10. С. 8].
Социальные медиа обладают свойством к постоянному расширению на основе стремительно развивающихся интернет-технологий. Можно выделить такие типы существующих на сегодняшний момент web-caйтoв:
1. Общественные онлайновые сети широкой тематики (БасеЬоок, Вконтакте и др.);
2. Видео и фотохостинги (УоиТиЬе, Instagram, Flickr.com и др.);
3. Деловые онлайновые социальные сети (LinkeDin.com);
4. Блоги и микроблоги (Livejournal.com, Twitter.com);
5. Личныебиблиотеки^аз1.:1т);
6. Социальные закладки (delicious.com);
7. Игры и виртуальная реальность (secondlife.com и пр.);
8. Ревю и пользовательские обзоры (afisha.ru).
Многие исследователи современного интернет-пространства склонны разделять понятия «социальные медиа» и «новые медиа». Так, например, Г. Н. Неяскин включает социальные медиа в структуру новых медиа, определяя их как средства массовой коммуникации, возникшие под влиянием распространения цифровых компьютерных технологий (Интернет, компьютерные игры, спутниковое телевидение и т. д.) [8]. Однако при анализе современных проблем коммуникаций, понятие «новые медиа» близко к понятию «социальные медиа» и часто синонимично с понятием «социальные сети». В исследовании К.А. Карякиной новые медиа характеризуются как коммуникационные средства/каналы, обладающие в совокупности такими фундаментальными характеристиками как: интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность, конвергенция, наличие цифрового носителя - дигитальность [6]. В. Гатов дает более широкое определение новых медиа, основанное на анализе их форм/моделей организации. В нем исследователь относит к новым медиа не только «веб-сайты, мобильные приложения, компьютерные игры, но и некоторые традиционные СМИ, построенные по неоклассическим моделям (бесплатные газеты, например)» [5. С. 230].
Что касается социальных сетей, то они определяются Н. Лосевой как изменчивая и формирующаяся среда, к которой журналисты и редакторы должны проявлять повышенное внимание. Социальные медиа, по мнению Лосевой, должны восприниматься не как пространство для одностороннего вещания и сбора переходов на сайт, а как совершенно новая форма журналистики -журналистикидиалогаивзаимодействия. [7. С. 63-64].
Одним из важных признаков социальных медиа или социальных сетей как самонастраивающихся систем А. Амзин считает действия пользователя в качестве корректирующих сигналов, связанные с тем, что если пользователь поставил «лайк», поделился записью, прокомментировал ее или перешел на сайт по ссылке, в будущем велика вероятность того, что он увидит сообщения из этого источника [1].
Исходя из анализа теоретических работ исследователей современной журналистики, социальные медиа, на наш взгляд, представляют собой систему интернет-ресурсов, создаваемых и потребляемых как продукты социального взаимодействия гражданами, имеющими или не имеющими специальной профессиональной подготовки, но обладающими навыками их создания, с целью репрезентации знаний, образов и смыслов на основе интерактивного диалога с целью осуществления коммуникативных действий. Наиболее яркими представителями социальных медиа являются блоги, ведущиеся как профессиональными журналистами, так и людьми, имеющими навыки коммуникационного взаимодействия. Для этого необходимо совершенствование и применение разнообразных медиа-навыков на основе конвергенции при использовании смешанных медиа-платформ. Учитывая, что ведется непрерывное соревнование блогеров, журналистов и онлайн-платформ, такую ситуацию можно считать способствующей формированию и апробиро-
ванию новых коммуникационных взаимодействий, одним из которых является диалог культур.
Следует обратить внимание на еще одно свойство социальных медиа, используемое при обеспечении и поддержании диалога культур, связанное с незавершенностью цифрового текста. Как подчеркивал Т. Смит: «Социальные медиа - это не кампания, а постоянный подход» [16]. Если необходимы ощутимые результаты поддержания культурного диалога, то сайт или сообщество, как социальные медиа, должны постоянно обновляться, оправдывая кредит доверия аудитории, организовывая площадки для удовлетворения ее потребностей. Живое неформальное общение больше соответствует формату социальных медиа как места, куда пользователи приходят удовлетворить свою потребность в подобного рода коммуникации. Ведь как справедливо замечает П. Кашмор, «в эпоху контента, создаваемого пользователем, быть информированным и скептически настроенным потребителем так же важно, как и быть хорошим автором» [14].
Проникновение социальных медиа во все сферы общественной жизни актуализирует обращение исследователей к изучению этого феномена, прежде всего, в контексте влияния данных технологий на создание актуальных моделей реализации потребностей общества и человека, генерирования позитивистских установок в социальной среде. Особенно ярко это проявляется в свете решения проблем диалога культур, находящегося сейчас под прицелом различных смыслов, порождаемых современным аудиовизуальным искусством и информационным пространством, ставшим пространством самопросвещения и самоформирования для общества и личности.
Диалог культур можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах.
Во-первых, он представляет собой актуализацию существовавших прежде культур в сознании современного человека. Античность в таком диалоге перекликается с современными образами и понятиями. Герои средневековья могут быть помещены в условия действующих сейчас коммуникаций. Следует согласиться с мнением B.C. Библера, что существуют особые причины возникновения каждой культуры - это исторически неповторимые социальные условия, которые многое в культуре объясняют. Например, как складывается образ действительности в контексте отношения античных граждан к миру и Вселенной. Но вместе с тем, считает В. С. Библер, каждый человек, принадлежа к определенной культуре и вступая в диалог с другой культурой, способен самоопределять, самодетерминировать свою жизнь, свою судьбу [3. С. 40]. Таким образом, каждая культура, сохраняясь вечно в своих произведениях и образах, необходима в сознании человека иных культур.
В условиях открытых культурных границ современного мира ведется активный непрекращающийся диалог культур посредством проецирования диалогизма на траектории существующих отношений между странами, гражданами, индивидами. Как следствие - возникновение сложных отношений внутри культурного пространства, доминантой развития которых становится освоение диалогически одновременных культур - то есть тех культур, которые существуют параллельно и презентуются, в том числе, в информационном виртуальном пространстве. Диалогичность или диалогизм, как одновременность культур, может быть объяснена, как одновременность разных форм понимания человеческого бытия [3. С. 11]. Что возникает в результате постижения диалогизма культур? Современное знание, включенное в цельную современную культуру. Знание о культуре и знание культуры. Это лишь грань общего единого мира культуры. Оно представлено в несколько хаотичном виде, нагромождении разных культурных образов в современном информационном пространстве. Мозаика культур и одновременность их диалога становятся важнейшими признаками современного мира культур.
Широко известна концепция перехода от человека образованного к человеку культуры, в контексте которой актуализируются особые требования к новому человеку XXI столетия, выражающиеся в необходимости формирования навыков изменения и переформирования навыков. То есть диалогизм культур и их одновременность позволяют сформировать знания о путях изменения знаний. Диалогизм культур репрезентативен - он широко представлен во всех сферах человеческих взаимоотношений в форме одновременного общения и бытия людей различных культур. К таким формам, распространенным в XXI веке, относят интернет-коммуникации. В силу репрезентативности и ярко выраженных коммуникативных характеристик диалога культур именно в среде интернет-коммуникаций возникают инструменты, используемые при реализации всех форм диалога.
Второй аспект диалога культур связан с широким распространением такого явления как толерантность, ставшего центральным понятием в межкультурных коммуникациях, репрезентация которых проходит в виртуальной среде Интернета. Понимание и терпимость к другой культуре
- основа взаимодействия с представителями другой культуры, отличной от культуры взаимодействующего субъекта. Принципами организованного таким образом диалога культур становятся свободное волеизъявление и свободное общение для формирования идей личности и идей разума. Под влиянием толерантности человек способен к самоопределению и переустановке своих жизненных целей. На основе терпимости и понимания особенностей культуры другого, ответов на вопросы иных культур, через общение культур происходит общение индивидов.
Оба аспекта важны для рассмотрения механизма диалога культур в контексте развития новых коммуникационных площадок, к которым можно отнести и социальные медиа.
В силу того, что диалог культур протекает в синкретичном по своей природе информационном пространстве, необходимо обратиться и к институциональной характеристике этого процесса. В основе функциональных особенностей диалога культур в системе массовой информационной деятельности лежат, по мнению исследователей, ценности и ценностные ориентации, идеологические установки [4. С. 237]. Как считает И. Н. Блохин, такая яркая и активная фигура коммуникационного взаимодействия как журналист, играет роль субъекта диалога культур, а В. Ф. Олеш-ко подчеркивает при этом интерактивный характер деятельности журналиста, определяющийся им как смысловой диалог культур [9. С. 15].
Интегративные качества журналистики проявляются в таком функциональном разнообразии как: согласование культурных стандартов, норм и образцов поведения, координация культурных стандартов и поведения людей путем регулирования общественного мнения (на институциональном уровне), обмен культурными смыслами, символами и значениями в интегрируемом обществе, солидаризация в рамках социальной дифференциации [4. С. 240].
Учитывая, что коммуникационные процессы, протекающие в системе интернет-коммуникаций, подчиняются единым законам коммуникационного обмена, можно экстраполировать признаки диалога культур, характерные для институциональных форм коммуникаций, на систему социальных медиа, тем более что участниками социальных медиа являются и журналисты, несущие профессиональные черты субъекта коммуникаций.
Социальные медиа могут использоваться как инструмент диалога культур через организацию коммуникации с целью трансляции и ретрансляции культурных ценностей целевым аудиториям. Интерактивная природа Интернета позволяет характеризовать социальные медиа в этом контексте как своеобразную коммуникационную среду, где культура становится предметом обсуждения, воспитания толерантности и создания конструктивных социальных моделей взаимодействия.
Проведенный анализ социальных медиа и политики диалога культур в полиэтническом информационном пространстве Республики Татарстан выявил конгруэнтный характер социальных медиа в процессе диалога культур. Были изучены, в частности, электронные ресурсы «Ассамблеи представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан» (Ассамблеи народов Татарстана) (АДДН), являющейся активным субъектом диалога культур на информационном пространстве республики, включающей более 85 национальных общественных объединений.
Социальные медиа, сформированные в интернет-пространстве АДДН РТ, работают как интернет-представительства организации по типу корпоративных сайтов (http://addnt.ru/), однако, вокруг них сформированы блоги и дополнительные сайты, количественная равнозначность которых строится на качественной равноценности представленных медиа, что находит выражение в следующих характеристиках:
1. Каждый сайт является одновременно частью интернет-представительства и связан с ним через гиперссылки и комментарии на основе кросс-платформенности. Например, одним из подобных проектов является телепроект Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана «Национальный вопрос и - ответ». Автор и ведущий - директор «Дома Дружбы народов Татарстана» ИрекШарипов представляет серию интервью с представителями различных диаспор, проживающих в Татарстане. Интервью носят нестандартный характер и посвящены личностной репрезентации культур через понимание и трансляцию образов своей культуры (http://addnt.ru/nacionalnyjj-уорго8-1-о1уе^). ИрекШарипов, по образованию журналист, имеющий большой опыт журналистской работы, продолжает в интервью тему диалога культур с позиций субъекта культурного диалога, организуя его и продвигаясь вместе с собеседником к познанию другой культуры.
2. Каждый созданный, включая и пользователей, блог или мини-сайт направлен на осуществление диалога культур. При этом структура созданного институционального и неинституцио-
нального медиапространства сформирована таким образом, что любая ее составляющая может быть переведена в структуру портала как отображающий основную структуру элемент. Например, сайты национальных диаспор, направленных на презентацию культур, функционально усиливают цель портала АДДН в целом - диалог культур.
3. Сообщества в Сети используются для усиления диалогизма культуры, так как построены они по принципу общности культурных образов. Как полагает М. Кольер, сообщества в Сети возникают на основе общности ассоциаций или чувств, которые связаны для объединяющих сообщества людей с тем или иным продуктом, можно продолжить - свойством, качеством, смыслом... [15].
Анализ содержания социальных медиа АДДН РТ позволил выявить особенности понимания процесса взаимодействия с иной культурой в контексте диалогизма собственной культуры, лежащие в основе организации социальных медиа, которые можно обозначить как принципы диалога культур:
1. Культура всегда воспроизводится в нашем сознании. Этот процесс воспроизводства отличен от простого последовательного получения знания о культуре - он связан с одновременностью существования культурных образов разных эпох, стран, наций и народностей, что неизбежно приводит к определению современного мышления человека - поликультурного мышления.
2. Невозможность однозначных ответов на поставленные мышлением человека вопросы в контексте одной культуры, приводит к возникновению необходимости сопряжения различных спектров ценностей, диалога между ними.
3. Диалогизм культуры эффективен в контексте культурной игры - когда человек одной культуры становится человеком другого культурного круга, но при этом не теряет своего лица, конгруэнтен как личность. Для этого требуется высокая культура игры, сформированная на дошкольном и школьном уровне, как считает И. Е. Берлянд, являющаяся хорошей подготовкой к формированию личности [2].
4. В контексте диалога культур, их сопряжения развертываются их безграничные возможности общения, обеспечивающие взаимопонимание. Это качество присуще культуре в развитии, что возможно при понимании ее как единой целостной культуры. Развитие одной культуры способствует развитию и пониманию другой. Их сопряженность - форма диалога, возникающая в социальном пространстве Интернета на уровне личностного общения и перерастающая в непрерывный социальный контакт.
5. Представитель культуры - личность может быть понята как уникальное и неповторимое явление, вступающее в общение с другими культурами через общение с людьми этих культур. Таким образом, каждая культура понимается как особая личность, обладающая особыми способами формирования своих развернутых целостных образов, через которые передается мироощущение и понимание действительности. Именно создаваемые образы и способы их создания формируют представление о культуре.
6. Диалог - та форма, в которой культуры могут постоянно развивать друг друга, используя свой потенциал, обосновывая себя и способствуя взаимопорождению культур.
Таким образом, на основе проведенного анализа социальных медиа, участвующих в диалоге культур в полиэтническом пространстве национального региона Республики Татарстан, были выявлены особенности организации и осуществления диалога культур при использовании в качестве основного инструмента социальных медиа. К этим особенностям относятся: а) актуализация рефлексивного диалога в контексте использования потенциала культур с акцентом на обосновании каждой культурой себя и нацеленностью на взаимопорождение; б) усиление технологичности восприятия и потребления информации о культурах на основе создаваемых образов и их трансляции разными формами социальных медиа; в) развитие культур на основе их сопряженности, выражающейся в различных формах диалога, возникающего в социальном пространстве Интернета на уровне личностного общения и перерастающего в непрерывный социальный контакт; г) конгруэнтный характер социальных медиа в связи с распространением новых форматов коммуникации.
Список литературы
1. Амзии, А. Новостная интернет-журналистика : учебник [Текст] / А. Амзин. - М.: Аспект-пресс, 2011.- 144 с.
2. Берлянд, И. Е. Развитие самосознания и теории игры [Текст] / И. Е. Берлянд // Философия и социология науки и техники. - М.: Мысль, 1987. - С. 45-67.
3. Библер, B.C. Диалог культур и школа XXI века [Текст] / В. С. Библер // Школа диалога культур. Идеи, опыт, перспективы. - Кемерово: Алеф, 1993. - С. 9-190.
4. Блохин, И. Н. Институциональные и функциональные особенности журналистики в системе национальной политики [Текст] / И. Н. Блохин// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. - 2007. - Вып. 4.-Ч. II. С. 236-241.
5. Гатов, В. Будущее журналистики [Текст] / В. Гатов II Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 / Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016.-С. 207-267.
6. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] / К. А. Карякина II Медиаскоп. - 2010. - URL: http:// mediascope.ru/node/524 (дата обращения: 24.02.2017).
7. Лосева, Н. Аудитория новых медиа [Текст] / Н. Лосева II Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 /Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 31-85.
8. Неяскин, Г. Н. Влияние социальных медиа на бизнес-коммуникации [Электронный ресурс] / Г. Н. Неяскин. - URL:http://ecsocman.hse.ru/text/33378753/ (дата обращения: 15.02.2017).
9. Олешко, В. Ф. Профессиональная культура журналиста (к методологии преподавания цикла интерактивных дисциплин) [Текст] / В. Ф. Олешко II Журналистское образование в XXI веке. Кого, кому и как учить журналистике?: Сборник материалов международной учебно-методической конференции. Екатеринбург, 25-27 февраля 2000 г. - Екатеринбург, 2000. - С. 15.
10. Паранько, С. Инструментарий и навыки журналиста [Текст] / С. Паранько II Как новые медиа изменили журналистику. 2012 - 2016 / Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 6-30.
11. Сидоренко, М. Г. Тенденции смыслообразования в совреаенноммедиаконтенте: Обратный эффект Люцифера [Текст] / М. Г. Сидоренко II Педагогика и психология образования. - 2012. -№ 4.- С. 84-94.
12. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э.Тоффлер. - М.: ACT, 2004. -261 с.
13. Benkler, Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom [Text] IY. Benkler. - New Haven, Conn: Yale University Press, 2006. - 324 p.
14. Cashmore, P. Can Social Media Make Us Buy More Cars? [Electronic resource] / P. Cashmore. - URL: http://mashable.com/2009/04/19/can-social-media-make-us-buy-more-cars/ (accessed: 14.02.2017).
15. Collier, M. Why Your Community-Building and Social Media Efforts Aren't Working. The Viral Garden [Electronic resource] / M. Collier. - URL: http://moblogsmoproblems.blogspot.com/2009/02/ why-your-community-building-and-social.html (accessed: 12.01.2017).
16. Smith, T. Why Big Brands Struggle With Social Media [Electronic resource] / T. Smith. - URL: http://mashable.com/2009/02/20/big-brands-social-media/ (accessed: 20.02.2017).
SOCIAL MEDIAAS A TOOL OF INTERCULTURAL DIALOGUE
DoroschukE. S., KazanFederal University, Kazan, [email protected]
The author considers social media as a tool ofdialogue of cultures in the spread of Internet technology. On the basis of typological and structural-functional analysis of thefeatures of using communication tools in socio-cultural space ofnational (regional) segment of the Internet. The principles of reflection of intercultural dialogue in social media at different levels: at the level of social organization, society and the individual. Based on the analysis of the social media portal of the Assembly and House of Friendship of Nations of the Republic ofTatarstan shows the characteristics of the dialogue of cultures, 'which includes: updating of reflective dialogue as an effective communication tool of the Internet-based clip thinking and immediacy ofperception; enhancement of adaptability ofperception and consumption information; the adjustment functions of social media in the context of the dialogue of cultures, enhancing their instrumental 'value and role in cultural dialogue; the congruent nature of social media in connection with the distribution ofnewformats ofcommunication.
Keywords: social media, dialogue of cultures, communication tools, media in dialogue of cultures, the simultaneity of cultures.
References
1. Amzin, A. (2011) Novostnaja internet-zhurnalistika :ucheb. [=Online news journalism], Aspect press, Moscow, 144p. (In Russ.).
2. Berljand, I. E. (1987) Razvitie samosoznanija i teorii igry [=The development of self-awareness and theory of games], in: Filosoflja i sociologija nauki i tehniki [=Philosophy and sociology of science andtechnology], Mysl', Moscow, pp. 45-67. (In Russ.).
3. Bibler, V. S. (1993) Dialog kul'turishkola XXI veka [=Dialogue of cultures and the school of the XXI century], m.Shkola dialoga kul'tur. Idei, opyt, perspektivy [=The school of the dialogue of cultures: Ideas, experiences, perspectives]. Alef, Kemerovo, pp. 9-190. (In Russ.).
4. Blohin, I. N. (2007) Institucional'nye i funkcional'nye osobennosti zhurnalistiki v sistemena-cional'nojpolitiki ^Institutional and functional characteristics of journalism in the system of national policy], in: VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta [=Vestnik of Saint Petersburg University], Ser.9. No. 4, Part II, pp.236-241. (In Russ.).
5. Gatov, V. (2016) Budushhee zhurnalistiki [=The future ofjournalism], in: Kaknovye media izme-nili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How new media has changed journalism. 2012-2016], Gumanitarny-juniversitet,Ekaterinburg, pp. 207-267. (In Russ.).
6. Karjakina, K. A. (2010) Aktual'nyeformyimodelinovyh media: otponimanijaauditorii k sozdan-ijukontenta [=Current forms and models of new media: from understanding audience to create content], in: Mediaskop [=Mediascop], available at:http://mediascope.ru/node/524, accessed 24.02.2017. (In Russ.).
7. Loseva, N. (2016) Auditorija novyh media [=The audience of new media], in: Kak novye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How new media has changed journalism. 2012-2016], Gumani-tarnyj universitet, Ekaterinburg, pp. 31-85. (In Russ.).
8. Nejaskin, G. N. Vlijanie social'nyh media na biznes-kommunikacii [=The impact of social media on business communication], available at: http://ecsocman.hse.ru/text/33378753/, accessed 15.02.2017. (In Russ.).
9. Oleshko, V. F. (2000) Professional'naja kul'tura zhurnalista (k metodologii prepodavanija cikla interaktivnyh disciplin) [=Professional culture of ajournalist (to the methodology of the teaching cycle interactive disciplines)], in: Zhurnalistskoe obrazovanie v XXI veke. Kogo, komu i kak uchit' zhurnal-istike?: Sbornik materialov mezhdunarodnoj uchebno-metodicheskoj konferencii. Ekaterinburg, 25-27 fevralja 2000 g. [=Journalistic education in the XXI century. Whom, to whom and how to teach journalism?: Proceedings of the international educational-methodical conference. Yekaterinburg, February 25-27, 2000], Ekaterinburg, p. 15. (In Russ.).
10. Paran'ko, S. (2016) Instrumentarij i navyki zhurnalista [=The tools and skills ofthejournalist], in: Kaknovye media izmenili zhurnalistiku. 2012-2016 [=How new media has changedjournalism. 20122016], pod nauch. red. S. Balmaevoji M. Lukinoj, Gumanitarnyj universitet, Ekaterinburg, pp. 6-30. (In Russ.).
11. Sidorenko, M. G. (2012) Tendenci i smysloobrazovanija v sovreaennom mediakontente: Obratnyj effekt Lucifera [=Trends of meaning in contemporary media content: Reverse the Lucifer effect], in: Pedagogika i psihologija obrazovanija [=Pedagogy and psychology of education], No. 4, pp. 84-94. (In Russ.).
12. Toffler, Je. (2004) Tret'ja volna [=The third wave], AST, Moscow, 261 p. (In Russ.).
13. Benkler, Y. (2006) The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom, New Haven, Conn: Yale University Press, 324 p.
14. Cashmore, P. Can Social Media Make Us Buy More Cars?, available at: http://mashable. com/2009/04/19/can-social-media-make-us-buy-more-cars/, accessed 14.02.2017.
15. Collier, M. Why Your Community-Building and Social Media Efforts Aren't Working. In: The Viral Garden, available at: http://moblogsmoproblems.blogspot.com/2009/02/why-your-communi-ty-building-and-social.html, accessed 12.01.2017.
16. Smith, T. Why Big Brands Struggle With Social Media, available at: http://mashable. com/2009/02/20/big-brands-social-media/, accessed 20.02.2017.
Дорощук Елена Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.
Leona31@ yandex.ru