раются советы по употреблению каких-либо продуктов питания в зависимости от болезней; в-третьих, презентируются «надежные», проверенные временем предприятия и фирмы; в-четвертых, публикуются способы определения качества товаров и услуг, в-пятых, обнаро-дуются результаты краш-тестов гастрономических заведений; в-шестых, знакомят потенциальных клиентов с концепцией того или иного сервисного центра.
Медиабезопасность - объемное понятие и обладает еще одним аспектом, касающимся сохранения языковых норм всех уровней. Язык -это орудие мышления, средство формирования сознания, следовательно, метаязык журналистики и рекламы должен быть подчинен правилам литературного русского, а не воспроизводить «маргинальные» явления речи [2].
Третий аспект медиабезопасности - это сохранение и «поддержка» универсальных и национальных ценностей. Отнюдь не всегда он реализуется в рекламно-информационных изданиях. Так, например, «Банзай» концептуализирует, в основном, ценность «Деньги», которая сверхактуализирована в российском обществе. На вербальном уровне креолизованных текстов этого издания ключевыми становятся лексемы - элитный, уникальный, исключительный, эксклюзивный, божественный, бла-городнай (вкус), винтажный, роскошь, редчайший, индивидуальный (подход к клиенту), за-
рабатывать, деньги, капитал, богатые, успешный, многомиллионный, бизнес, кампания, бренд, класс люкс, карьера, дорого, цена, высокоценный. Такое семантическое поле «Материальное благосостояние», вербализованное названными единицами, демонстрирует разделение нации на «имущих» и остальных, закрепленное и закрепляемое в сознании членов социума. Данное семантическое поле релевантно для современного медиадискурса и не может «работать» на категорию медиабезопасности сознания нации. Любые издания, в том числе и рекламно-информационные, должны опираться при создании своей продукции на такие коннекторы (связующие средства - фоновые знания, прецедентные тексты, родные культу-ремы), которые бы объединяли представителей социума, «поддерживали» целостность его сознания и самосознания.
Ценностные ориентации медиадискурса обусловливают системность, разнообразие, культуру, эстетику и этику отбора вербальных и иконических средств выразительности.
Список литературы
1. Валгина, Н. С. Теория текста : учеб. пособие. М., 2003. 280 с.
2. Прохоров, Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс : учеб. пособие. М., 2004. 224 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 137-144.
Л. Г. Свитич
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - БАКАЛАВРА ЖУРНАЛИСТИКИ
Анализируется модель бакалавра журналистики. Описываются базовые компетенции (знания, умения и качества), которые выпускник должен продемонстрировать при окончании бакалавриата. Модель соотносится с современными процессами в журналистике, с конвергенцией СМИ, бурным развитием цифровых технологий, повышенным темпом работы, универсализмом и повышенной социальной ответственностью журналиста.
Ключевые слова: модель бакалавра журналистики, личностные и профессиональные компетенции журналиста.
Журналистика в мире и в нашей стране быстрым распространением интернет-СМИ и быстро меняется, а профессия стремительно мобильных медиа, расширением мульмедий-модифицируется. Это связано, главным обра- ной, конвергентной журналистики. В резуль-зом, с бурным развитием новых технологий, тате журналист становится универсалом, когда
он должен уметь создать текст для размещения на разных информационных носителях, платформах - для печатных изданий, для Интернета, телевидения, радиовещания и мобильных медиа.
В связи с новыми тенденциями в области СМИ расширяется номенклатура специализаций в журналистике, особенно в сетевой, неуклонно растет аудитория Интернета, расширяется блоггерство, как самодеятельный журнализм. В интернет-СМИ очень велик процент чужой информации, перепечаток, так называемых «информационных клонов», и мало эксклюзивной информации, а роль журналиста часто сводится к роли диспетчера по отбору такой информации и в информационных агентствах, и традиционных СМИ, ее «переодеванию». Таким образом, журналист все чаще работает с вторичной информацией, все реже сам ее добывает путем непосредственного наблюдения или общения с людьми на месте события. Эта вторичность информации делает ее все более виртуальной, все более отличной от оригинала. К сожалению, это ведущая тенденция нашего времени, но она объективна, и ее тоже нужно учитывать при освоении профессии и подготовке к будущей работе. Журналистика все более становится надомной работой, а основным источником информации для журналиста - Интернет.
В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, где дается прогноз развития печатных СМИ до 2020 г., говорится о том, что продолжится превращение печатных кампаний в мультимедийные конгломераты, будет бурно развиваться мобильная журналистика, поведение потребителей в значительной степени станет формироваться под влиянием новых технологий, которых пока еще нет на рынке. Возможно, это будет легкая и гибкая электронная бумага различных размеров с беспроводным доступом, которая даст возможность читать в движении в любом месте. В прогнозе агентства мы читаем: «Платформ будет все больше и больше, и читатели станут получать новости едва ли не из каждой: телефонов, плееров, терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости... Читатели 2020 года будут ждать от издателей персонализации контента и доступности доставки новостей, а также интерактивности»1.
В связи с усложнением, хаотизацией социально-политических и духовных процессов
растет социальная ответственность журналиста, повышаются требования к его профессионализму и компетентности. От современного журналиста требуется способность осмысливать социальные процессы более широко, глобально, поскольку мы живем во взаимозависимом мире в условиях симультанности информации, то есть ее мгновенного распространения по планете практически одновременно с совершением какого-то события, в связи с чем роль информации на все процессы в стране и мире увеличивается. Повышаются требования к образованности и кругозору журналиста, к его коммуникативным способностям, потому что в условиях мультимедийности расширяются функции по общению с аудиторией в интерактивном режиме.
Увеличивается стрессогонность профессии в связи с большой ответственностью и большим объемом работы при жестких временных рамках в условиях сокращения кадрового состава редакций.
В последние годы превалирует коммерческое направление журналистики, поскольку она вынуждена жить в условиях рынка. Это приводит к пожелтению СМИ, к утрате ценностных констант и требует повышения уровня социальной ответственности журналистов, с одной стороны. А с другой - повышенного внимания к подготовке в области маркетинга и менеджмента, умения продвигать медиаконтент.
Но все-таки основой профессии остаются ее исконные и сущностные характеристики, связанные с необходимостью оперативно давать аудитории важную, объективную, новую, интересную и полезную информацию. Это социально важная и ответственная профессия, призванная удовлетворять широкий круг информационных потребностей и интересов аудитории, способствовать тому, чтобы общество развивалось гармонично и содействовать его информированию, просвещению, коммуникации, нормальному социальному, психологическому, нравственному самочувствию.
Полагаю, что роль журналиста как профессионала, отвечающего за объективность информации, лоцмана в море информации будет даже возрастать в связи с засоренностью интернет-пространства квази-информацией. Безусловно, умение работать в сети, общаться с социальными сообществами, продвигать качественный контент - эти качества журналиста будут супервостребованными в будущем. Но и роль традиционных СМИ, в том числе
печатной прессы, пока остается очень важной. Об этом говорится в последнем отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: «Главным вызовом времени для печатной периодики сегодня считается нарастающее проникновение в жизнь людей интернета и цифровых технологий в целом. В общественное сознание настойчиво внедряется тезис о том, что интернет, в конце концов, «разгромит» печатную прессу... Однако традиционная печать не утратила своих позиций. Аудитория прессы, как показывает практика, обычно более лояльна к «своим» изданиям, чем в других СМИ. Поэтому, несмотря на громогласно декларируемые победы, интернет как средство массовой информации не опередил ни телевидение, ни прессу»2. В доказательство приводятся данные Фонда «Общественное мнение» (см. табл. 1).
Таблица 1
Источник информации Сентябрь 2011 Январь 2012
Телевидение 92 90
Печатная пресса (газеты, журналы) 28 24
Разговоры с родными и друзьями 14 19
Интернет 21 22
Радио 18 19
Форумы, блоги, сайты социальных сетей 7 8
Итак, какой же должна быть модель выпускника факультета журналистики, работающего в этой новой информационной мультимедийной среде?
Учитывая названные тенденции развития СМИ, новый Федеральный образовательный стандарт, принятый в 2010 г., большое внимание уделяет обучению универсального журналиста. Стандарт отражает принципиально новую образовательную ситуацию перехода на двухуровневую подготовку бакалавр - магистр в свете компетентностного подхода, когда выпускник должен усвоить ряд необходимых сегодня компетенций (качеств, знаний, умений, навыков), которые проверяются при выпуске с факультета журналистики, и быть готовым к работе в современных СМИ.
Компетенции, которые бакалавр журналистики должен получить и продемонстрировать по окончании вуза, в Федеральном образова-
тельном стандарте по журналистике разделены на общекультурные (социально-личностные, общенаучные, инструментальные) и профессиональные (общепрофессиональные и методи-ко-технологические компетенции по видам деятельности). Перечислим их в кратком, обобщенном виде.
В социально-личностные компетенции включены готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, философские проблемы; культура мышления, способность к обобщению, анализу, и что очень важно сейчас: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.
Общенаучные компетенции связаны со знаниями в области общегуманитарных, естественно-научных, социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) и умение использовать их в социальной и профессиональной деятельности.
Инструментальные компетенции предполагают свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью; умение пользоваться; способность ориентироваться в современной системе источников информации, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете.
Перечень общепрофессиональных компетенций формируется в результате освоения профессиональных дисциплин, теоретических, исторических и практико-ориентированных, и предполагает понимание общественной миссии журналистики, функций и принципов СМИ, смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, ориентацию в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли; осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа; понимание сущности журналистской профессии, социальных ролей журналиста.
Естественно, что в этот блок входит знание процессов развития отечественной и зарубежной литературы и журналистики.
Очень важно выпускнику продемонстрировать владение базовыми знаниями в различных сферах жизни общества, которые являются
объектом освещения в СМИ, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества, правовых норм, основных документов по профессиональной этике, умение руководствоваться этими знаниями в профессиональной деятельности.
Нельзя сегодня обойтись без понимания роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, знания ее основных характеристик, методов её изучения; понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, природы и роли общественного мнения, знания основных методов его изучения и взаимодействия с ним, ориентации в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста.
В условиях коммерциализации журналистики актуализируются компетенции, связанные с экономикой СМИ, знание основ менеджмента, паблик рилейшнз и рекламной деятельности в СМИ, технологии продвижения публикаций СМИ.
И, безусловно, центральную, как и прежде роль играют компетенции, связанные с авторской, творческой деятельностью журналистов: осведомленность о стандартах работы редакции и журналиста, знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора, селекции, проверки и анализа возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании; знание технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, осведомленность
о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ и др., ориентация в современной жанровой и стилевой специфике.
Крайне важно сегодня для журналиста знание особенностей работы в условиях мульме-дийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика, анимация), знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа; ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ, знание методов редактирования текстов СМИ, в том числе основанных на использовании новых технологий.
Кроме того, в Федеральном образовательном стандарте названы компетенции, которые вы-
пускник должен освоить в процессе обучения по разным видам деятельности. Прошло два года обучения по новым Образовательным стандартам в бакалавриате. Мы провели электронный опрос руководителей факультетов, отделений и кафедр журналистики 64 вузов страны. В опросе выяснялась актуальность в сегодняшних условиях практических компетенций журналиста по пятибалльной шкале (см. табл. 2).
Наиболее востребованы сегодня все виды компетенций, связанные с авторской, редакторской и производственно-технологической деятельностью. Меньшие баллы получила проектно-аналитическая, организационноуправленческая и социально-организаторская, что совершенно естественно, потому что эти виды деятельности занимают меньшее место в структуре времени рядового журналиста. Хотя, как видно по ответам, эти виды компетенций тоже оцениваются достаточно высоко, в среднем в 4 балла. В социально-организаторской работе акцент делается на умении организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в различных формах, в том числе в социальных сетях, что сейчас особенно востребовано в журналистике.
На вопрос, какие новые компетенции добавили бы еще в этот список в связи с сегодняшними реалиями практики, в сущности, названы компетенции, которые уже есть в перечне профессиональных компетенций ФГОС, только в несколько других формулировках. Но все-таки мы перечислим их, чтобы еще раз подчеркнуть акцентирование руководителями журналистской подготовки важных сегодня блоков компетенций:
- способность понимать и ценить конвергенцию как явление современных СМИ, конвергентные, коммуникативные навыки, умение готовить новостной материал для разных типов СМИ, понимание текста как высшей коммуникативной единицы и способность работать с разными типами текста;
- умение работать в мультипрофессиональ-ной медийной команде, в коллективе, быть способным выбрать свою роль в коллективе и уметь анализировать коммуникацию с коллегами, способность к модерации, управлению группой коллег с использованием психологических креативных ресурсов, психологическая готовность к работе в редакциях (стрессоу-стойчивость, низкий уровень конфликтности);
- способность понимать социально-политическое и культурологическое значение жур-
Таблица 2
Ответы на вопрос: «Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале важность перечисленных во ФГОС компетенций с точки зрения сегодняшних потребностей практики, запросов работодателей и вашего опыта подготовки бакалавров»
Компетенции по видам деятельности Средний балл
ЖУРНАЛИСТСКАЯ АВТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
выбирать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определить дальнейший ход работы. 4,78
собирать необходимую информацию (работать с источниками информации,
применять разные методы), осуществлять ее селекцию и анализ. 4,71
подготовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т. п.) в зависимости от типа СМИ и в различных жанрах. 4,65
РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
оценивать степень готовности материала к публикации. 4,26
редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал и др., приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. 4,78
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, размещенной в Интернете или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, ПР и рекламных агентств, читателей. 4,44
ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
осуществлять сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (в том числе, участие в информационном мониторинге и маркетинге). 4,14
участвовать в разработке и коррекции концепции медиапроекта (издания, канала, передачи и пр.), его модели, формата. 4,22
разработать локальный авторский проект. 4,15
принимать участие в перспективном и текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную журналистскую работу. 4,25
участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ (профессиональная рефлексия). 4,44
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов, исполнять (в соответствии с должностным статусом) продюсерские, менеджерские функции. 4,09
обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку. 4,07
СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, представителей государственных институтов и общественных, неправительственных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ. 4,30
работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов 3,94
работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации и т. п.). 3,93
принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т. п.). 4,30
Окончание таблицы 2
участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных и т. д.) в разных формах. 3,86
организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в различных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи. 4,52
участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач. 3,96
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами. 4,70
участвовать в производственном процессе выхода издания в свет, теле-, радиопрограммы в эфир (верстка номера или программы, монтаж аудио-, видеоматериала и т. п.) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий. 4,22
налистики, умение осуществлять профессиональную деятельность по созданию информационных текстов в соответствии с правовыми и этическими нормами, деонтологическими ценностями, учитывая социальный, культурно-просветительский, этический эффект своей работы;
- ориентация в типологических модификациях изданий и программ;
- умение работать с социальными медиа, социальными сетями, блогосферой, навыки создания блога и продвижения контента в социальных сетях, в Интернете, коммуникативные компетенции, умение грамотно проводить социологические опросы и использовать их данные;
- компетенции, связанные с экономикой СМИ, функционированием медиабизнеса, навыки рекламно-имиджевой деятельности;
- современные технологические компетенции.
Большое количество предложений по формированию профессиональных компетенций, связанных с цифровыми технологиями, увеличением сегмента дисциплин по электронным СМИ и мультимедийным технологиям в журналистике, с изменением организации учебного процесса при максимальном использовании модульного обучения. Это связано с тем, что наряду с традиционными журналистскими профессиями весьма востребованными являются все специальности, связанные с новыми технологиями, интернет-версиями традиционных СМИ и другими конвергентными форматами: копирайтеры, дизайнеры, фоторепортеры, режиссеры, операторы, менеджеры.
О. В. Копылов, исследуя особенности творческой деятельности в условиях конвергенции и подчеркивая возрастание скорости работы журналиста, гиперпроизводительности, транс-
профессионализма, тем не менее, приходит к выводу, что базовое ядро профессии журналиста по-прежнему составляют константные функции: социальная ориентированность, развитое мировоззрение, талант, природная предрасположенность к журналистской деятельности, опора на навыки, знания. Но выделяет и динамические переменные: владение минимумом технических навыков для сбора и фиксации информации, способность выполнять разные роли и разные виды работ одновременно, обладание более отточенными навыками написания коротких заметок и броских заголовков, управление сообществами, продвижение контента: «Масштабная трансформация предметной области, функций и методов деятельности в условиях медиаконвергеции демонстрирует незыблемость ее основополагающих принципов: идейности, гуманизма, правдивости - основ профессионального самоопределения журналистики в обществе»3.
Безусловно, по-прежнему константными, основными остаются интегральные качества личности журналиста, составляющие основу профессии и профессиограммы4.
Творческие способности: литературные,
журналистские творческие способности, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский «нюх» на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию,
учитывая психологические особенности ее восприятия.
Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, ее функций и целей, знание аудитории, ее особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности.
Гражданские качества и социальная ответственность: позитивные ценностные ориентации, высокое чувство профессиональной ответственности перед обществом, способность понимать миссию журналистики и содействовать ее реализации, объективность, способность сопоставлять и анализировать разные точки зрения.
Нравственные, моральные качества: высокие морально-этические принципы, способность руководствоваться ими в профессиональной деятельности, доброжелательность, эмпатия, способность к сочувствию, честность и порядочность.
Интеллектуальные когнитивные качества: широкий кругозор, эрудиция, универсализм при компетентности в избранной области, любознательность, начитанность, способность к самосовершенствованию и постоянному пополнению интеллектуального багажа, открытость к новым источникам информации, способность овладевать новыми электронными носителями информации, аналитические способности, умение быстро оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка, способность к саморефлексии, умение динамично корректировать свое поведение в новых условиях, чувство юмора.
Быстродействие: способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения профессиональных обязанностей, быстрота принятия решений, находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, оперативность, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность, способность полноценно выполнять разные виды работ в ограниченном временном режиме.
Помехоустойчивость: эмоциональная и
психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при воз-
никновении неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обостренном чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях, гибкость и приспособительные механизмы в быстро меняющихся условиях работы.
Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных условиях, в цейтноте, преодоление возникающих трудностей, терпеливость, усидчивость, способность преодолевать чувство усталости.
Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка, самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями и постоянным напряжением в работе.
Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, организованность, динамизм, профессиональная инновационность.
Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе, решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, энергия (харизматизм).
Трудолюбие: интерес к работе, увлеченность, любовь к профессии, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, добросовестность, умение рационально организовать свое рабочее время.
Коммуникативные способности: способность к установлению контактов с людьми, умение работать в социальных сетях, обмен информацией при коллективной работе, умение использовать коммуникативные способности для передачи информации своей аудитории через каналы СМИ, динамизм, убедительность, доказательность, новизна, простота, выразительность, полезность и нужность информации для аудитории, при необходимости способность применять коммуникативные способы (убеждение, побуждение к действию).
Владение устной и письменной речью: обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность речи при развернутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися
в профессиональной работе (беседа, устное выступление, модераторская работа, дикторский стиль и т. п.), и письменной речи (публикации разных видов жанров и стилей), ясность, четкость при сжатом изложении мыслей (в формулировании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации), чистота и четкость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов), оптимальная скорость речи.
И все-таки сегодня в новых условиях работы крайне важно вычленить и назвать остро востребованные личностные психологические динамические адаптационные качества журналиста и соответственно выпускника журналистского вуза. При формировании данного списка соотносилась с вышеназванным исследованием О. В. Копылова.
1. Способность работать в условиях конвергентной редакции для разных медиаплатформ одновременно в условиях жесткой организации труда и дефицита времени.
2. Транспрофессионализм, полифункциональность, отраслевой, тематический, жанровостилевой, знаковый, инструментальный, технологический, деятельностный универсализм
3. Способность работать в условиях гиперпроизводительности, в скоростном режиме тайминга в условиях технологического детерминизма.
4. Способность производить медиаконтент в условиях беспрерывного временного цикла в глобальном коммуникационном пространстве.
5. Способность адаптироваться к языку электронных СМИ, быстро осваивать новые цифровые технологии, мультимедийные способы получения информации для продуктивной и оперативной работы над медиаконтентом.
6. Способность использовать инновационные технологии работы, в том числе в общени-пи с окружающей медиасредой (краудсорсинга, облачных технологий, баз данных).
7. Способность коммуницировать с аудиторией в социальных сетях.
8. Способность привлекать внимание аудитории качественным, креативным, выразительным, ориентированным на потребности и интересы аудитории контентом. Способность при необходимости оценивать и использовать форматные особенности СМИ для продвижения медиапродукта.
9. Способность работать в команде, взаимодействовать с коллегами и техническими службами, иметь корпоративное чувство сопричастности к результатам коллективной работы.
10. Способность к транспрофессиональной коммуникации, в том числе глобальной при непременном знании иностранных языков.
11. Способность эффективно работать в условиях конкурентной медиасреды.
12. Стремление к постоянному развитию, самосовершенствованию, саморефлексии, способность оперативно и точно оценивать изменения в профессиональных условиях.
13. Гибкость мышления, способность справляться с постоянными изменениями, быть готовым к неопределенности и нелинейности в условиях профессиональной деятельности.
14. Способность соблюсти баланс между работой на результат и сохранением творческой индивидуальности.
15. Способность к четкой личной самоорганизации в условиях точного хронометража редакционной работы, дефицита времени и сложности работы в новых условиях цифровой медиасреды.
16. Стрессоустойчивость, умение работать в нестандартных условиях без ущерба для психики и здоровья, помехоустойчивость.
Но при всей важности этих динамичных суперактуальных сегодня характеристик журналиста, вызванных современными условиями производства медиаконтента, все же константными для будущего журналиста, как и прежде, являются базовые качества, не подверженные сиюминутностям: способность следовать
принципам служения общественному благу, социальной миссии журналистики, этическим и ценностным ориентирам, иметь развитое чувство социальной ответственности, быть компетентным профессионалом, способным удовлетворять информационные потребности общества и интересы своей аудитории.
Примечания
1 Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития : доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.fapmc.ru
2 Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.fapmc.ru
3 Копылов, О. В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 2013. 48 с.
4 Свитич, Л. Г. Профессия: журналист. Введение в специальность. М., 2010. 256 с.