Научная статья на тему 'Особенности феномена универсального тележурналиста'

Особенности феномена универсального тележурналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1224
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛИЗМ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бочко Дмитрий Михайлович

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению истории возникновения феномена универсального тележурналиста. Это позволяет проследить не только этапы становления универсализма в тележурналистской деятельности, но и выявить основные тенденции его дальнейшего развития в условиях бурного развития информационных и телекоммуникационных средств и высокой скорости технологических изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности феномена универсального тележурналиста»

УДК 070

Дмитрий Михайлович Бочко

Челябинский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению истории возникновения феномена универсального тележурналиста. Это позволяет проследить не только этапы становления универсализма в тележурналистской деятельности, но и выявить основные тенденции его дальнейшего развития в условиях бурного развития информационных и телекоммуникационных средств и высокой скорости технологических изменений.

Ключевые слова: универсализм, универсальная тележурналистика, телевидение, конвергенция, постиндустриальное общество.

Универсальный телевизионный журналист рассматривается как журналист, совмещающий в себе все профессии, необходимые для создания качественного полноценного телевизионного материала. В таком случае универсальный тележурналист - это журналист, телевизионный оператор, режиссер, режиссер видеомонтажа, сценарист, звукорежиссер. Данный список можно продолжать, так как в создании телевизионного материала могут также участвовать осветитель, дизайнер, мастер 3-D графики и другие работники. В случае если журналист не является штатным сотрудником какой-либо телекомпании, он совмещает в себе еще и профессию менеджера, т. е. сам договаривается о производстве материала, получает заказ, составляет какую-либо документацию, продает уже готовый видеосюжет. Таких универсальных журналистов часто называют «челове-ком-оркестром».

Изучение истории возникновения феномена универсального тележурналиста осуществляется, на наш взгляд, в рамках двух основных подходов: творческого и технологического. В первом случае журналист при подготовке материала руководствуется следующими основными принципами:

1. Сохранение изначальной идеи. Автор, желая пронести замысел от сценария до готового сюжета, берет на себя все технические функции. Это происходит из-за того, что зачастую каждый творческий работник команды хочет внести собственную мысль при подготовке материала, что может нарушать позицию автора.

2. Увеличение времени работы. Универсальный журналист всегда имеет более гибкий график занятости в отличие от целого набора специалистов. Также он может потратить больше времени на определенном этапе съемок или монтажа. Это объясняется еще и тем, что финансово содержать одного работника выгоднее, тем более в долгосрочном проекте.

3. Удобство работы с героями. При съемке интервью, длительном наблюдении важен психологический контакт. «Человеку-оркестру» наладить его гораздо проще, чем целой команде работников.

Если обратиться к опыту кинодокументалистов середины XX века, то можно отметить, что при существовании четкого разделения кино- и телепрофессий уже здесь можно найти примеры универсализации.

Ричард Ликок, легендарный документалист, один из основателей течения «прямого кино». Творческую судьбу Ликок начинает с профессии кинооператора. Далее он учится и работает режиссером монтажа. Такой набор специализаций ему был необходим для понимания режиссуры. «Я совершенно уверен, что научиться снимать по-настоящему

© Д. М. Бочко, 2012.

можно, но только научившись монтировать. Свой материал я всегда монтирую сам. Можно каждую из кинопрофессий отделить от другой, но я предпочитаю совмещать их в одном лице. Это и проще, и целесообразнее. И к тому же - это “фан”!»1

В 1960 году Ликок снимает документальный фильм «Primary» («Первичные выборы»), в котором рассказывает об избирательной кампании Джона Кеннеди. В этой ленте режиссер выступал еще и в роли продюсера, лично договаривался о съемках с Кеннеди, обсуждал их необходимость, в результате чего многие события фильма были запечатлены только Ликоком и стали своего рода эксклюзивом. Среди кинооператоров тех лет легендарной была сцена выхода кандидата в президенты из машины, проход его по узкому коридору, через ликующую толпу, подход к трибуне и начало речи. Все это Ликок снял одним кадром на 16-миллиметровую кинокамеру. Мы видим, что для Ликока объединение профессий является не технической необходимостью, а творческой установкой.

Также стоит обратиться к опыту работы советского писателя, литературоведа Ираклия Андроникова. В 1959 году впервые был показан его документальный телефильм «Загадка Н. Ф. И.», в котором был использован достаточно новый для того времени прием. Монолог автора на экране сопровождается воспроизведением документальных кадров, снятых самим Андрониковым во время его экспедиции по Кавказу. Тем самым, автор делает процесс съемки продолжением сбора информации, что является подтверждением принципа сохранения изначальной идеи.

Второй подход к изучению истории возникновения феномена универсального тележурналиста, а именно технологический, заключается в рассмотрении данного феномена как результата развития технических средств, используемых тележурналистом, и процесса цифровизации (дигитализации) в целом.

80-е гг. XX века ознаменовали переход работы телевизионных работников с кино-на телекамеры. С этого момента происходит упрощение съемочной техники, снижение затрат на производство, повышение мобильности съемочной группы. Монтажное оборудование также становится более простым и доступным для небольших телекомпаний, студий, индивидуальных работников.

В такой ситуации широкое распространение получает специализация стрингера. Stringer («вольный стрелок») - журналист, как правило, не являющийся работником какого-либо средства массовой информации, заключающий договор на создание одного или нескольких материалов о военных действиях, природных катаклизмах, социальных волнениях и так далее.

В России особую популярность стрингеры получили в 80-90-е годы XX века. Время военных конфликтов, политических изменений. Они часто работали с информационными агентствами, в том числе и зарубежными, реже становились специальными корреспондентами определенных СМИ. Для агентств главным преимуществом такой работы оказалось финансовая сторона. Разница между оплатой командировки одного специалиста и команды колоссальная. Также существовала практика покупки готового материала, без издержек на содержание журналиста.

Для стрингера финансовый вопрос также был очень важен. За эксклюзивную съемку можно было получить много больше стандартного оклада журналиста. Но принцип универсализации деятельности стрингеров объясняется еще и характером работы. Горячие точки, военные конфликты предполагают особое поведение корреспондента. Налаживание контактов с военными, местными жителями, зачастую незаметность. Передвижение вместе с армейскими отрядами, поиск эксклюзивного материала. Все это подразумевает работу «в одиночку».

Стрингеры, как правило, не монтируют свои сюжеты, а передают материал в исходном виде заказчику. Это можно объяснить и спецификой «полевой работы», и желани-

ем повышения оперативности опубликования материала. Тем самым они отличаются от полноценных универсальных тележурналистов. Но все-таки некоторые стрингеры выполняют и этот этап работы.

Интересен опыт работы универсальных тележурналистов на канале Би-Би-Си. При появлении упрощенных цифровых видеокамер (БУ) руководство канала начало проводить обучающие семинары для своих журналистов. После чего большинство ведущих корреспондентов получили такие камеры в свое пользование. Но профессиональные телевизионные операторы также остались работать на канале. В первое время журналисты использовали собственные камеры только в экстренных случаях, когда необходимо запечатлеть событие здесь и сейчас, либо если нет свободного оператора. Но спустя некоторое время корреспонденты полностью подготавливали видео для своего материала. Обратимся к некоторым примерам.

Ник Копус работает журналистом и продюсером на Би-Би-Си. Он часто сам снимает свои телефильмы. Объясняется это тем, что он работает в молодежной редакции, а программы такой тематики практически не финансируются. Также Ник отмечает, что самому очень удобно снимать, когда делаешь большие репортажи или телефильмы. Ник Копус рассказывает: «В начале этого года я снял фильм, он называется “Последний вышибала”. Он про английских швейцаров. Мы практически два месяца ездили по Англии и снимали ночные клубы, швейцаров, и кроме интервью со швейцарами искали такие моменты, которые бы показали, о чем они нам рассказывали: драки, пьяных клиентов и так далее. Я снимал, как Дэвид Атенбер, который сидел в джунглях и ждал, чтобы его гориллы что-то сделали - нельзя же заставить гориллу что-то сделать. Но рано или поздно что-то происходит, и в этот момент камера должна уже у вас снимать»2. Так, по мнению Ника, главное преимущество универсального журналиста - большое количество времени для съемки, что позволяет «сидеть в джунглях» столь долго, сколько этого требуется.

Клер Бэрджекс, журналист и продюсер компании «Смарт Продакшнс»: «Это серия репортажей под названием “Тюремный еженедельник”, полностью снятая на БУ. Съемки шли в 30 тюрьмах здесь и заграницей, такое можно было сделать только на БУ. Например, вот в эту тюрьму (это тюрьма строгого режима) меня пустили только потому, что у меня была совсем маленькая камера. Съемки в таком отделении британской тюрьмы разрешили впервые. Когда снимаешь на БУ, нужно смириться, что ты работаешь один»3. Клер показывает еще одно преимущество работы «человека-оркестра» - возможность попасть в такие места, куда обычную съемочную бригаду не пустят. В этом мы видим некую схожесть профессии универсального журналиста со стрингером - получение эксклюзивной информации.

Рассмотрение феномена универсального тележурналиста как результата процесса цифровизации (дигитализации) требует следующего уточнения. Понятие «цифровиза-ции» («дигитализации») означает «полный перевод творческой деятельности журналистов, медиапредприятий, медиаотрасли на “цифру” как в сфере создания, так и в сфере распространения и хранения содержания СМИ, самого их существования»4. В этом случае, как правило, происходит объединение различных СМИ в одну корпорацию. Так, например, в Дании существует медиа-холдинг, включающий в себя 2 телевизионного канала, 4 канала радио и самый популярный сайт в этой стране. Одна из главных модернизаций состояла в создании единой сети между всеми СМИ. Это позволило коренным образом изменить систему монтажа на телевизионных каналах. Отснятое видео помещается в сеть, после чего каждый журналист самостоятельно монтирует свой материал. Перед выходом в эфир эти сюжеты просматривают несколько профессиональных режиссеров монтажа, при необходимости что-либо корректируют. Таким образом, было сокращено количество монтажеров в несколько раз. Тем самым создана площадка для работы универсального тележурналиста - личные цифровые видеокамеры, станции не-

линейного монтажа. Стоит отметить, что такая политика компаний сегодня достаточно распространена. В Челябинске на многих телекомпаниях журналисты также монтируют самостоятельно.

Конвергентная редакция возникает при объединении разнопрофильных СМИ (печатных, аудиовизуальных), в том числе на базе Интернет-портала. В этой ситуации можно выделить два варианта работы. Так, корреспонденты различных профилей готовят собственные материалы для одного Интернет-издания. В другом случае, универсальный журналист создает мультимедийный текст, в котором могут содержаться аудиовизуальные материалы. Тогда такой специалист должен обладать навыками подготовки материала и для сайта, и для печатного издания, и для телеканала. В подобных конвергентных редакциях универсальный тележурналист может стать незаменимым работником. Ведь навыки съемки и монтажа он уже имеет, а журналистская специализация является его основной.

Изучение истории возникновения феномена универсального тележурналиста позволяет, на наш взгляд, не только проследить этапы становления универсализма в тележурналистской деятельности, но и выявить основные тенденции его дальнейшего развития. Бурное развитие информационных и телекоммуникационных средств и высокая скорость технологических изменений, с одной стороны, и динамизм и высокая степень неопределенности, присущие современному миру, - с другой, требуют дальнейших исследований процесса развития тележурналистской деятельности.

Примечания

1 Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика : учеб. для вузов. - М. : Высш. шк., 2002. С. 275.

2 Электрификация всей страны или новые технологии. Как делать телевидение : учеб. проект. Би-Би-Си, 2000.

3Там же.

4 Вартанова Е. Л. Междисциплинарные исследования СМИ в России: новый этап // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2011. № 4. С. 6.

УДК 398 (82)

Игорь Анатольевич Голованов

Челябинский государственный педагогический университет

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ В САТИРИЧЕСКОЙДРАМЕ А. ПЛАТОНОВА «ДУРАКИНА ПЕРИФЕРИИ.»

В статье проясняется фольклорный контекст одного из ранних драматургических произведений А. Платонова. Выявляются мотивы и образы пьесы, восходящие к песенным, драматическим и прозаическим жанрамрусского народного творчества.

Ключевые слова: А. Платонов, фольклорный мотив, образ, сатирическая драма, русский фольклор.

В центре внимания настоящей статьи находится феномен использования поэтики фольклора в драматургическом творчестве Андрея Платонова на примере одной из первых его пьес - «Дураки на периферии» (1928). Эта сатирическая драма не была опубликована при

© И. А. Голованов, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.