Д. М. Бочко
ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКЕ
В данной статье рассматривается проблема универсализма в тележурналистской деятельности, ее особенности в современной России в условиях процесса рыночной трансформации общества. Проблема универсализма обусловлена влиянием социально-экономических факторов, а также социально-профессиональной адаптацией тележурналиста к меняющимся условиям жизнедеятельности общества.
Ключевые слова: адаптация, практики адаптации, универсализм, универсальная тележурналистика, телевидение, постиндустриальное общество.
Общественные преобразования в современной России привели к возрастанию роли телекоммуникаций, телевидения на процессы формирования общества, поведения отдельных индивидов, социальных групп. В этих условиях тележурналист, участвуя в формировании общественного мнения и сознания, активно преобразуя социальную среду, сам испытывает на себе ее воздействие, адаптируясь к ней.
Особенностями процесса рыночной трансформации общества в России является его высокая активность, различная скорость протекания и глубина изменений во всех сферах общества. В этих условиях многие социальные процессы характеризуются высокой степенью неопределенности в ожидаемых результатах, действия субъектов рынка связаны с рисками. Изучение разнообразных практик адаптации тележурналистов к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности общества, выявление тенденций их дальнейшего развития является чрезвычайно актуальным.
Особую остроту сегодня приобретает проблема социально-профессиональной адаптации тележурналиста к этим быстротечным по времени процессам, находящая отражение, в частности, в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний, обучении современным умениям и навыкам, расширяющим его возможности, а также в использовании тележурналистом различных практик в сфере занятости (телеработа, фриланс и тому подобное). Именно так С. И. Ожегов определяет понятие «универсализм» - «разносторонность в знаниях, сведениях» [1. С. 681]. Становится очевидной необходимость комплексного анализа, в том числе социологического, вышеуказанных проблем.
Тележурналистика изначально предполагает универсализм. И в этом, на наш взгляд, есть определенная закономерность: раньше был фотограф, который соединял все в себе, выполняя в одном лице роль автора идеи (сценария), исполнителя, постановщика света и т. п.
Затем наступила эра братьев Люмьер, появилось кино. И поначалу в процессе производства фильмов разделение труда, специализация выражены слабо, все сосредоточено в одном творце. Позднее, в киноиндустрии по мере ее развития и увеличения масштабов производства, происходит дальнейшая специализация и кооперация труда работников.
Отчасти это стало следствием тех процессов, которые происходили в это же время (конец XIX - начало XX в.) в обществе и в его экономической подсистеме, а именно: переход от простого рыночного хозяйства к более сложному капиталистическому рыночному хозяйству, промышленная революции, приведшая к появлению массовых рабочих профессий, к индустриализации и урбанизации жизни общества.
На современном этапе, этапе следующей технической революции, приведшей к бурному развитию и дальнейшему совершенствованию информационных и телекомму-
никационных технологий, появляется возможность свести управление различными этапами кино- и телепроизводства, да и сам процесс производства в одни руки или, по крайней мере, существенно сократить число операционных исполнителей.
И, опять же, такая возможность совмещения функций появилась вследствие изменений, происходящих в этот период времени в обществе, перехода от индустриального к постиндустриальному этапу его развития. Для постиндустриального общества, информационного общества с экономикой знаний характерны такие параметры трудового процесса индивида, как обладание многими профессиями при постоянном обучении новым профессиям в различных областях знания; свобода перемещения (мобильность) и не только в пределах рынка труда (от одного работодателя к другому), но и в плане выбора различных сфер и форм занятости (наемный труд, самозанятость, творчество, предпринимательство).
В результате появляется уникальная возможность вновь соединить эти разделенные и разбросанные функции в теле- и кинопроизводстве, в том числе в тележурналистике, в одном творце - где нет, или, по крайней мере, минимальны, потери замысла на различных этапах производства; где нет, или, по крайней мере, минимально, субъективное влияние операционных исполнителей на конечный результат производства.
Существует также мнение [2], что журналист с камерой располагает своим временем куда свободней, нежели в том случае, если с ним оператор или целая съемочная группа. Главное же - присутствие одного человека куда меньше нарушает ход жизни, чем работа бригады. Журналист с видеокамерой может сколько угодно ждать подходящего момента для съемки самого существенного, кульминации события, разобраться в его деталях, а поэтому в репортаже донесёт до зрителя главную его сущность.
Телезрители будут смотреть репортаж о событии его глазами, слышать его слова, которыми он комментирует происходившее, и, если репортаж построен грамотно, то зрители будут ощущать те же эмоции, что и журналист, который непосредственно присутствовал на событии. И в этом ярко проявляется культуроформирующая роль корреспондента.
Таким образом, полифункциональность или универсальность, по мнению А. В. Рыжова, в определённой степени является требованием к работе журналиста. Его широкая эрудиция, необходимый уровень дополнительных знаний и умений, чисто человеческие качества не только помогают ему в выполнении его профессиональной, общественно значимой социальной функции, но этот синтез позволяет ему стать нестандартной, яркой личностью, являющейся "душой общества", центром притяжения, которую уважают, узнают, которой верят, с которой берут пример и советуются. И в такой ауре, в данной социокультурной среде журналист черпает вдохновение для своей деятельности и развивается как продукт этой среды, реально отражает и обогащает её.
Однако данная проблема не так уж проста, как кажется на первый взгляд. Существует и проблема сочетания специализации и универсализма в тележурналистике, а также их влияния на качество телевизионного продукта. Таким образом, изучение состояния универсальной тележурналистики в условиях общественных преобразований в современной России представляется теоретически и практически значимой.
Список литературы
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : Рус. яз., 1988. 750 с.
2. Рыжов А. В. Универсальность как основное качество регионального журналиста
иКЬ : http://www.analiculturolog.ru/index.php? module=subjects&func
=viewpage&pageid=75.