Научная статья на тему '"универсальный конструктор" для проектирования организации предмета "Индивидуальный проект" в старшей школе'

"универсальный конструктор" для проектирования организации предмета "Индивидуальный проект" в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / "УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР" / INDIVIDUAL PROJECT / RESEARCH AND PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / ORGANIZATION MODEL / "UNIVERSAL DESIGN KIT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Борисова Людмила Александровна

В рамках управленческого форума «Стань выше с Вышкой!» была проведена работа секции «Предмет “Индивидуальный проект” Зачем? Какой? А получится?». Основным результатом работы секции стал «универсальный конструктор» для моделирования организации включения предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе тех образовательных организаций, которые участвуют в сообществе Распределенный лицей НИУ ВШЭ. В данной статье представлен данный «универсальный конструктор» и его ключевые составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Universal Design Kit" for the organization of the course "Individual project" in high school

In the management forum “Be Higher with the Higher School of Economics” there was a section “Individual project”. The main result of its work was a “universal design kit” for introducing the “Individual project” course in the high school of the “Distributed Lyceum” of the National Research University Higher School of Economics. In this article this “universal design kit” and its key components are presented

Текст научной работы на тему «"универсальный конструктор" для проектирования организации предмета "Индивидуальный проект" в старшей школе»

®и л>

Модели

исследовательского обучения

Индивидуальный проект в старшей школе

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности Дирекции общего образования НИУ ВШЭ e-mail: aobuhov@hse.ru

«

»

Борисова

Людмила Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, руководитель проекта «Распределенный лицей» Дирекции общего образования НИУ ВШЭ e-mail: laborisova@hse.ru

Универсальный конструктор» для проектирования организации предмета «Индивидуальный проект в старшей школе

The «Universal Design Kit» for the organization of the course «Individual project» in high school

Аннотация. В рамках управленческого форума «Стань выше с Вышкой!» была проведена работа секции «Предмет "Индивидуальный проект" - Зачем? Какой? А получится?». Основным результатом работы секции стал «универсальный конструктор» для моделирования организации включения предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе тех образовательных организаций, которые участвуют в сообществе Распределенный лицей НИУ ВШЭ. В данной статье представлен данный «универсальный конструктор» и его ключевые составляющие. Ключевые слова: индивидуальный проект, исследовательская и проектная деятельность учащихся, модель организации, «универсальный конструктор»

Abstract. In the management forum "Be Higher with the Higher School of Economics" there was a section "Individual project". The main result of its work was a "universal design kit" for introducing the "Individual project" course in the high school of the "Distributed Lyceum" of the National Research University Higher School of Economics. In this article this "universal design kit" and its key components are presented.

Обухов Алексей Сергеевич, Борисова Людмила Александровна

Key words: individual project, research and project activity of schoolchildren, organization model, "universal design kit".

Управленческий форум «Стань выше с Вышкой!»: секция «Предмет "Индивидуальный проект" - Зачем? Какой? А получится?»

В рамках Управленческого форума Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ «Стань выше с Вышкой!» 10-11 декабря 2018 года была организована секция «Предмет "Индивидуальный проект" - Зачем? Какой? А получится?» Модели организации проектной и исследовательской деятельности учащихся». Цели секции: на основе обмена опытом и успешными практиками провести экспертизу вариативных моделей, разработать методические рекомендации управления проектной и исследовательской деятельностью старшеклассников в школах Университетского образовательного округа.

Работу секции 10 декабря открыли модераторы к. пед. н., доцент, руководитель проекта «Распределенный Лицей ВШЭ» Дирекции общего образования НИУ ВШЭ Л.А. Борисова и к. психол. н., доцент, ведущий эксперт Института образования, научный руководитель лаборатории исследовательской и проектной деятельности Дирекции общего образования НИУ ВШЭ А.С. Обухов. Были актуализированы цель и задачи секции, необходимость подготовки итогового продукта работы секции - описание общих подходов и вариативных моделей реализации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, методические рекомендации по осуществлению практики организации данного предмета в условиях различных школ. В этой статье мы и представим общий конструкт, который был предложен участникам секции для проектирования в своих школах формата реализации предмета «Индивидуальный проект» на старшей ступени.

На секции были представлены также следующие выступления:

1. В докладе директора Гимназии № 4 г. Красноярска М.С. Рябцева была представлена управленческая модель организации деятельности педагогов, учащихся школы по преподаванию и изучению предмета «Индивидуальный проект», организации взаимодействия ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ, с общеобразовательными организациями.

2. Преподаватель Лицея ВШЭ А.В. Шалаева представила модель организации исследовательской и проектной деятельности с лицеистами 10-11 классов, отметив динамику развития данной модели на основе анализа результативности деятельности учащихся, развития их исследовательских и проектных компетенций.

3. Учителя школ №№ 1811 и 1576, участников проекта «Распределенный Лицей ВШЭ», В.С. Кондаков и Д.А. Новиков представили итоговый продукт своей работы в УЦ «Вороново» в рамках Осенней школы администраторов и кураторов школ

Aleksey S.

Obukhov,

Ph.D. in Psychology, professor, leading expert of the Center of Contemporary Childhood Investigation of the National Research University Higher School of Economics, Scientific Director of the Laboratory of Project and Research activity of the Directorate of General Education of the National Research University Higher School of Economics

Lyudmila A.

Borisova,

Ph.D. in Pedagogy, professor, supervisor of the "Distributed Lyceum" project of the Directorate of General Education of the National Research University Higher School of Economics

Индивидуальный проект в старшей школе

Распределенного лицея ВШЭ и предложили его участникам в качестве тиражируемой модели.

4. Руководитель структурного подразделения АНО ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ» Н.П. Забродина и учитель физики, руководитель проектной деятельности А.В. Бобуров осветили итоги деятельности школы по созданию системы проектной работы в школе. Авторы выделили следующие элементы системы: определение стратегических направлений развития школы в контексте проектной деятельности; формирование программы; определение основных этапов дорожной карты. Далее автор приведет примеры реализации положений программы проектной деятельности, обозначит возникшие проблемы, пути их решения. В заключении были представлены дальнейшие пути развития школы по направлению проектной деятельности как способа решения проблем в данной области. Предложенные материалы могут быть использованы администраторами и учителями для создания механизмов управления качеством образования в своих школах через организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Во второй части работы секции участники в составе малых групп прорабатывали предложенный им конструкт организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, который мы опишем ниже, с учетом выступлений спикеров и дискуссий.

Второй день работы секции 11 декабря прошел в Школе № 1535, коллектив которой представил участникам секции свой опыт реализации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе. Этот опыт описан в данном номере журнала «Исследователь/Researcher».

Всего в работе секции 10 и 11 декабря приняло участие более 70 человек из различных школ Москвы, Московской области, Краснодара, Пензы, Вологды, Самары, Тольятти, Кирова, Екатеринбурга, Красноярска, Тулы, Элисты, Саратова, Чебоксар, Грозного.

Участники обменялись успешными практиками, составили конструктор организации проектной и исследовательской деятельности в школе, внесли предложения в проект методических рекомендаций для партнерских школ ВШЭ.

Предмет «Индивидуальный проект» в старшей школе

Во ФГОС Среднего (полного) общего образования дается следующая вводная по поводу «Индивидуального проекта»: «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности

Обухов Алексей Сергеевич, Борисова Людмила Александровна

(познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» [4].

Это единственные четко сформулированные требования касательно того, что такое «индивидуальный проект», и зачем он нужен в старшей школе. В данном определении задается довольно широкая рамка по тому, как это может быть реализовано. Есть множество развилок - это может быть исследование или проект; по конкретному учебному предмету или по нескольким; множество вариантов, в каких видах деятельности; один или два года реализуется. Требования более конкретные - что это должен быть завершенный продукт, и чему по ходу его создания должен научиться школьник, какие способности в себе развить, какие навыки сформировать.

Если задаться вопросом, почему вообще такой отдельный раздел появился во ФГОС СОО, то можно долго и подробно отвечать, что без этого в современном мире трудно быть активным и продуктивным человеком. Кратко можно выделить следующие тезисы:

• мир быстро изменяется, а следовательно, новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. И важно научиться жить и активно действовать в ситуации изменчивости и неопределенности;

• исходя из первого тезиса, естественно, возникает специальная задача взращивать субъективность и способность к преадаптации в образовании. И в этом контексте проблемы внутренней мотивации, инициативности,

Индивидуальный проект в старшей школе

саморегуляции становятся жизненно важными качествами, развитию которых важно отвести место и время в процессе обучения. Развитие самостоятельности познания и метапознания стали важными векторами обучения; • все это, естественно, влечет за собой изменения в образовании. В контексте образования становится необходимым создание ситуации выбора и самоопределения. Становится необходимым выделение места и времени для проявления обучающимися инициативы и реализации продуктивного действия, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Важно отметить, что ценность развития исследовательских способностей и навыков проектирования заложена во ФГОС и предшествующих уровней образования. Но во ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего образования еще не выделяется индивидуальный проект как то, чему в учебном плане важно отвести отдельное место. Школы, в которых эта практика развивается системно, находят место в учебном плане для исследовательской и/или проектной деятельности учащихся и на более ранних ступенях образования. Или ищут пути трансформации самой практики образования в рамках имеющегося учебного плана в логике обучения как открытия и реализации проектных замыслов.

В требованиях ФГОС есть некоторое противоречие - называется «индивидуальный проект». А в первой строчке - чему это должно учить - отмечается, что коммуникативной деятельности. А это, естественно, лучше развивается в командных формах работы, групповых проектах. По сути, важно понимать, что «индивидуальный» подразумевает оценку индивидуальных достижений. А форма реализации этой деятельности может быть как индивидуальной, так и групповой. И это задает еще одну развилку в форматах организации данной практики - индивидуально или в группе.

Ситуация многообразия вариантов, естественно, создает проблему выбора и самоопределения. Изначально, при подготовке к форуму, был запрос на унификацию модели реализации предмета «Индивидуальный проект» в школах Распределенного лицея НИУ ВШЭ. Мы при этом понимаем, что ситуация вариативности дает: расширение многообразия жизненных траекторий развития, разнообразия социокультурных условий жизни и деятельности; повышение ценности индивидуализации и персонализации образовательных траекторий; усиление запроса на развитие осознанной и активной жизненной позиции человека в ситуации высокой неопределенности и изменчивости. Исходя из этого понимания, мы пришли к идее создания «универсального» конструктора, в рамках которого каждая школа сможет осознанно разработать и реализовать свою модель реализации предмета «Индивидуальный проект».

Обухов Алексей Сергеевич, Борисова Людмила Александровна

При этом смысловым ориентиром мы задаем поиск тех оптимальных условий организации предмета «Индивидуальный проект», которые в большей мере обеспечивают развитие преадаптивных способностей (готовности к изменениям) и эффективных стратегий жизнедеятельности человека в ситуации множественных выборов и неопределенности.

Согласно исследованиям Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райна [5, 6], такие условия должны давать возможность для реализации трем базовым психологическим потребностям:

• потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать свое поведение;

• потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определенных внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чем-либо;

• потребность во взаимосвязи с другими людьми, которая обозначает стремление субъекта к установлению надежных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности.

Исходя из этого конструкта, в мире активно развивается практика обучения через открытия и метод проектов. Такая практика подразумевает построение ситуации новизны, интеллектуального вызова, актуализации проблемного вопроса -инициирующей интерес и любознательность (желание разобраться, узнать, понять). Она требует системной поддержки самостоятельной познавательной активности, возможности проявления и реализации познавательной инициативы. Также необходима инструментализация - преобразование исследовательской активности в исследовательскую деятельность: от спонтанного интереса к целенаправленной деятельности, в ходе которой осваиваются средства (алгоритмы и методы). Одним из ключевых показателей эффективности такой практики обучения является вовлеченность, основной признак которой -непосредственное соучастие в деятельности и доведение начатого до результата.

Реализация исследовательской и проектной деятельности учащихся эффективна при условии реализации на практике идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР). «С точки зрения Л.С. Выготского, собственно развитию способствует только та деятельность, которая осуществляется в ЗБР при помощи взрослого. Развитие происходит только тогда, когда ребенку трудно, когда он не может справиться с некоей работой самостоятельно. Возникает потребность в новых способах действия, носителем которых является взрослый. Однако учитель должен понимать специфические причины каждого типа ошибок и трудностей, чтобы помочь ребенку организовать

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Индивидуальный проект в старшей школе

Никита Глебович Алексеев (1932 - 2003)

ту деятельность, которая будет полезна именно ему. При этом важно, чтобы все, что ребенок может сделать сам, он сделал самостоятельно...» [3, с. 24].

Таким образом, образование следует рассматривать именно как деятельность, а не как присвоение и воспроизведение информации. Общая логика реализации исследования или проекта может рассматриваться в алгоритме, предложенным Н.Г. Алексеевым [1, 2]:

«Универсальный конструктор» проектирования предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе

Элементами «универсального конструктора» являются модели, которые могут быть различными при конструировании практики реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе в каждой из школ. Был выделен ряд базовых (универсальных) элементов для конструирования модели организации предмета «Индивидуальный проект» с перечнем основных вариантов их реализации. При этом школам предлагалось по каждой позиции рассмотреть возможности и ограничения того или иного варианта организации исследовательской и/или проектной деятельности учащихся в старшей школе с учетом специфики своей школы:

• квалификации педагогического коллектива;

• возможности использования внешних ресурсов;

• особенности контингента учащихся в данной школе;

• целевых показателей результативности данной деятельности (на уровне ученика, на уровне школы);

• опыта реализации данной деятельности учащимися на предшествующей ступени обучения.

В таблице 1 представлены элементы «универсального конструктора» для разработки собственной модели организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе.

Обухов Алексей Сергеевич, Борисова Людмила Александровна

Таблица 1. «Универсальный конструктор» для создания модели организации предмета «Индивидуальный предмет» в старшей школе

Элемент «универсального конструктора» модели Варианты реализации и значимые аспекты данного элемента при разработке модели (школа может выбрать из имеющихся вариантов или предложить свой, определиться в значимых свойствах и выделенных параметрах элемента модели) Возможности и ограничения в контексте конкретной школы

Время реализации курса «Индивидуальный проект» и его объем в часах (кредитах) • 1 или 2 года реализации на выбор учащегося; • 2 года как два самостоятельных цикла по году каждый; • 1 год как два самостоятельных цикла по полгода; • 1 год только в 10 классе; • 1 год только в 11 классе; • 1,5 года - 10 и первая половина 11 класса

Обязательность курса • курс по желанию; • курс обязательный для всех с выбором направления и содержания исследования/проекта; • система очных встреч по ключевым этапам реализации деятельности и заочных (дистанционных, индивидуальных) консультаций с обязательным форматом предъявления итоговой работы; • полностью самостоятельная практика, имеющая только методическое и консультативное сопровождение по запросу учащихся

Жанр работ • исследование и проект; • исследование или проект; • только исследование; • только проект; • проект с элементом исследования; • исследование с выходом на проект; • без четких жанров; • расширенный список жанров

Формат определения тем и содержания исследований или проектов • задан список областей; • задан список тем; • темы вырабатываются в диалоге учащегося с руководителем; • темы предлагаются самими учащимися

Формат сопровождения • обязательность или необязательность научного руководителя; • руководитель и/или консультант; • задан четкий регламент встреч или в свободном графике; • границы ответственности руководителя/консультанта и учащегося

Формат организации • общий курс в сочетании с индивидуальной работой; • индивидуальная работа без общего курса; • индивидуальная работа в сочетании с работой в микрогруппах; • командная работа как совместно-распределенная; • командная работа в группе

Формат итогового результата какой-то один из перечня, несколько или все: • текст работы, • тезисы, • статья, • постер, • презентация, • устное выступление

Индивидуальный проект в старшей школе

Продолжение таблицы 1

Элемент «универсального конструктора» модели Варианты реализации и значимые аспекты данного элемента при разработке модели (школа может выбрать из имеющихся вариантов или предложить свой, определиться в значимых свойствах и выделенных параметрах элемента модели) Возможности и ограничения в контексте конкретной школы

Формат представления результатов • стендовая сессия, • устные доклады с презентацией, • беседы по тексту; • открытая дискуссия или формат экзамена; • заочная оценка работы; • рецензирование; • участие во внешней конференции/конкурсе

Формат экспертизы • с заданными критериями экспертизы - вопрос о перечне самих критериев; • оценка по критериям и шкалам или интегральная шкала оценки; • вариативность критериев в связке с жанрами или общие критерии для всех работ; • регламент экспертизы; • число экспертов; • кто и как может стать экспертом

Планировалось, что по итогам форума каждая школа сконструирует свою модель реализации предмета «Индивидуальный предмет» в старшей школе. Описание некоторых моделей (еще до введения данного конструкта) мы представляем в данном номере журнала. В перспективе мы планируем в рамках деятельности Распределенного лицея НИУ ВШЭ вернуться к анализу опыта введения и реализации предмета «Индивидуальный проект», проанализировать, к какому конструкту школы оказались более склонны, и понять их эффективность в связке с показателями результативности, которые могут быть оценены независимо (в частности, число и результативность участия школьников во внешних конкурсах и конференциях исследовательских и проектных работ, в которых выявляется уровень развития компетенций и способностей, требования к которым заложены во ФГОС СОО в отношении реализации индивидуального проекта). CT

Литература

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-102.

2. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф. ... докт. психол. наук. М.: МПГУ, 2002. 51 с.

3. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «Зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13-25.

4. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: https:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-413.html

5. Deci E.L, Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. NY: Plenum Press, 1984. 238 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Т. 49. С. 182-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.