К читателю
Алексей
Обухов,
главный редактор журнала
«Исследователь/ Researcher», кандидат психологических наук
Aleksey
Obukhov,
Editor-in-Chief of the journal «Исследователь/ Researcher», Ph.D. in Psychology
Индивидуальный проект и групповая работа: как совместить?
Individual project and a group work: how to combine?
Аннотация. Введение в проблематику номера журнала -«Индивидуальный проект в старшей школе», которая обсуждается в аспекте значимости реализации групповых и командных форматов организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Ключевые слова: индивидуальный проект, групповая работа, универсальные компетенции.
Abstract. This article is an Introduction to the main subject of this issue - "Individual project in high school", which is discussed in terms of the importance of the implementation of group and team formats for organizing students' research and project activity. Key words: individual project, group work, universal competencies.
В Федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования в той или иной мере представлены требования к развитию исследовательской и/или проектной деятельности обучающихся. Но только во ФГОС среднего общего образования (для старшей школы) введено обязательное требование наличия отдельной линии обучения - индивидуальный проект. В этом контексте руководители школ оказались в ситуации, когда от них потребовалось найти место и время реализации этой линии образования в учебном плане, в расписании и др.
При этом в нашей стране, как и во всем мире, обсуждают универсальные компетенции, развитие которых имеет принципиальное значение для современного человека. На основе анализа подходов к этой проблеме в разных странах в Институте образования НИУ ВШЭ сформулирована концепция «4К» -четырех универсальных компетенций, становление которых имеет определяющее значение для развития человека в современном мире: критическое мышление (Critical Thinking); креативность (Creativity); коммуникация (Communication); кооперации (cooperation).
По идее, наличие исследовательской и проектной деятельности в образовании и должно развивать эти 4К. «Индивидуальный проект» точно поможет развитию критического мышления и креативности, но явно не направлен на развитие коммуникации и кооперации, так как все-таки коммуникация и командная работа, навыки сотрудничества и взаимодействия развиваются именно в командных, групповых формах работы, совместно-распределенной деятельности.
В этом контексте, как обычно, все остается на откуп здравого смысла. Думающие управленцы и педагоги рассматривают термин «индивидуальный проект» не с точки зрения жесткого требования, что сами проекты (или исследования) должны быть обязательно индивидуальными. Они видят важный потенциал развития учащихся в групповых и командных форматах работы, а понятие «индивидуальный» относят к индивидуальной оценке за участие ученика в общей работе с выделением его конкретной роли и деятельности, «фронта работ».
Данный номер журнала во многом посвящен проблеме моделирования и организации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе как раз с акцентом на дискурс индивидуального и группового форматов его организации. Основные материалы в номере представляют результат работы форума «Стань выше с Вышкой!», на котором обсуждались вопросы введения и уже имеющаяся практика реализации различных моделей предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, а также вопросы соотношения индивидуальной и групповой работы. Последний аспект также значим при обсуждении модели смешанного обучения.
Предлагаем читателю познакомиться с этими материалами. Основной посыл здесь задан не как создание единственно правильного формата организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, а как разработка «универсального конструктора» для возможности осознанного моделирования данного предмета в каждой школе с учетом ее специфики. Мы планируем еще неоднократно возвращаться к этим вопросам, в том числе отслеживая практику внедрения предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе в различных форматах с установлением различных критериев эффективности данной практики.
Важными для нас материалами в этом номере стало описание выполнения школьных проектных работ с использованием изображений Земли из космоса, участвовавших в конкурсе «Бельки-2019» в рамках программы «Дежурный по планете». Это хороший пример реализации проекта с исследовательской составляющей в формате командной работы с использованием современных технологий. Я