Научная статья на тему 'Индивидуальный проект и групповая работа: как совместить?'

Индивидуальный проект и групповая работа: как совместить? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INDIVIDUAL PROJECT / GROUP WORK / UNIVERSAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Введение в проблематику номера журнала -«Индивидуальный проект в старшей школе», которая обсуждается в аспекте значимости реализации групповых и командных форматов организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual project and a group work: how to combine?

This article is an Introduction to the main subject of this issue “Individual project in high school”, which is discussed in terms of the importance of the implementation of group and team formats for organizing students' research and project activity.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный проект и групповая работа: как совместить?»

К читателю

Алексей

Обухов,

главный редактор журнала

«Исследователь/ Researcher», кандидат психологических наук

Aleksey

Obukhov,

Editor-in-Chief of the journal «Исследователь/ Researcher», Ph.D. in Psychology

Индивидуальный проект и групповая работа: как совместить?

Individual project and a group work: how to combine?

Аннотация. Введение в проблематику номера журнала -«Индивидуальный проект в старшей школе», которая обсуждается в аспекте значимости реализации групповых и командных форматов организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Ключевые слова: индивидуальный проект, групповая работа, универсальные компетенции.

Abstract. This article is an Introduction to the main subject of this issue - "Individual project in high school", which is discussed in terms of the importance of the implementation of group and team formats for organizing students' research and project activity. Key words: individual project, group work, universal competencies.

В Федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования в той или иной мере представлены требования к развитию исследовательской и/или проектной деятельности обучающихся. Но только во ФГОС среднего общего образования (для старшей школы) введено обязательное требование наличия отдельной линии обучения - индивидуальный проект. В этом контексте руководители школ оказались в ситуации, когда от них потребовалось найти место и время реализации этой линии образования в учебном плане, в расписании и др.

При этом в нашей стране, как и во всем мире, обсуждают универсальные компетенции, развитие которых имеет принципиальное значение для современного человека. На основе анализа подходов к этой проблеме в разных странах в Институте образования НИУ ВШЭ сформулирована концепция «4К» -четырех универсальных компетенций, становление которых имеет определяющее значение для развития человека в современном мире: критическое мышление (Critical Thinking); креативность (Creativity); коммуникация (Communication); кооперации (cooperation).

По идее, наличие исследовательской и проектной деятельности в образовании и должно развивать эти 4К. «Индивидуальный проект» точно поможет развитию критического мышления и креативности, но явно не направлен на развитие коммуникации и кооперации, так как все-таки коммуникация и командная работа, навыки сотрудничества и взаимодействия развиваются именно в командных, групповых формах работы, совместно-распределенной деятельности.

В этом контексте, как обычно, все остается на откуп здравого смысла. Думающие управленцы и педагоги рассматривают термин «индивидуальный проект» не с точки зрения жесткого требования, что сами проекты (или исследования) должны быть обязательно индивидуальными. Они видят важный потенциал развития учащихся в групповых и командных форматах работы, а понятие «индивидуальный» относят к индивидуальной оценке за участие ученика в общей работе с выделением его конкретной роли и деятельности, «фронта работ».

Данный номер журнала во многом посвящен проблеме моделирования и организации курса «Индивидуальный проект» в старшей школе как раз с акцентом на дискурс индивидуального и группового форматов его организации. Основные материалы в номере представляют результат работы форума «Стань выше с Вышкой!», на котором обсуждались вопросы введения и уже имеющаяся практика реализации различных моделей предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, а также вопросы соотношения индивидуальной и групповой работы. Последний аспект также значим при обсуждении модели смешанного обучения.

Предлагаем читателю познакомиться с этими материалами. Основной посыл здесь задан не как создание единственно правильного формата организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе, а как разработка «универсального конструктора» для возможности осознанного моделирования данного предмета в каждой школе с учетом ее специфики. Мы планируем еще неоднократно возвращаться к этим вопросам, в том числе отслеживая практику внедрения предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе в различных форматах с установлением различных критериев эффективности данной практики.

Важными для нас материалами в этом номере стало описание выполнения школьных проектных работ с использованием изображений Земли из космоса, участвовавших в конкурсе «Бельки-2019» в рамках программы «Дежурный по планете». Это хороший пример реализации проекта с исследовательской составляющей в формате командной работы с использованием современных технологий. Я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.