Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ Школа №1535 (из опыта работы)'

Организация проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ Школа №1535 (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МИНИ-ПРОЕКТ / МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ / PROJECT AND RESEARCH WORK / MODULAR TEACHING / INDIVIDUAL PROJECT / MINI PROJECT / MINI RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Червен-Водали Наталья Юрьевна

Статья посвящена описанию структуры организации проектной и исследовательской деятельности, разработанной педагогами ГБОУ «Школа № 1535» г. Москвы. Она состоит из следующих модулей: для учеников 8 класса читается курс «Метапредметные знания и умения», учащиеся 7-11 классов практикуют мини-проекты и мини-исследования в рамках урочной деятельности и дополнительного образования, ученики 10 класса проходят курс «Индивидуальный проект». Также в ходе экспедиционной деятельности учащиеся разных возрастов работают над исследовательскими проектами естественнонаучной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of project and research work in school 1535 (work experience)

The article is focused on the description of the organization of project and research activity, which has been developedby the teachersof Moscow School 1535. It consists of several modules such as: the “Metasubject knowledge and skills” course (for 8‘h grade students), mini projects and mini research at classes and within additional education (for 7-11th grade students), the “Individual project” course (for 10th grade students). In addition, students of different ages work on scientific research projects during expeditions.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ Школа №1535 (из опыта работы)»

Индивидуальный проект в старшей школе

Червен-Водали

Наталья Юрьевна,

Почетный работник общего образования РФ, победитель ПНПО 2016 г., заместитель директора по содержанию и управлению качеством образования ГБОУ «Школа № 1535» e-mail: cherven-vodali@ liceum1535.ru

Natalya Yu. ,

Cherven-Vodali

Honored Educatorof the Russian Federation, winner of the Priority National Project "Education"-2016, assistant principal for content and education quality management, School 1535, Moscow

Организация проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1535» (из опыта работы)

Organization of project and research work in school 1535 (work experience)

Аннотация. Статья посвящена описанию структуры организации проектной и исследовательской деятельности, разработанной педагогами ГБОУ «Школа № 1535» г. Москвы. Она состоит из следующих модулей: для учеников 8 класса читается курс «Метапред-метные знания и умения», учащиеся 7-11 классов практикуют мини-проекты и мини-исследования в рамках урочной деятельности и дополнительного образования, ученики 10 класса проходят курс «Индивидуальный проект». Также в ходе экспедиционной деятельности учащиеся разных возрастов работают над исследовательскими проектами естественнонаучной направленности. Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, модульное обучение, индивидуальный проект, мини-проект, мини-исследование.

Abstract. The article is focused on the description of the organization of project and research activity, which has been developedby the teachersof Moscow School 1535. It consists of several modules such as: the "Metasubject knowledge and skills" course (for 8'h grade students), mini projects and mini research at classes and within additional education (for 7-11th grade students), the "Individual project" course (for 10th grade students). In addition, students of different ages work on scientific research projects during expeditions. Key words: project and research work, modular teaching, individual project, mini project, mini research.

Школа была создана в 1991 г. на базе школы-интерната № 14 с изучением китайского языка. Задумывалась и создавалась школа как лицей, где достойное образование смогут получить одаренные дети с хорошими академическими способностями, мотивированные к обучению. Выработанные изначально подходы и сегодня определяют ядро образования ГБОУ «Школа № 1535».

Червен-Водали Наталья Юрьевна

ГБОУ «Школа № 1535» (до 2018 г. ГБОУ Лицей № 1535) ежегодно входит в число 500 лучших школ России (по итогам 2013 и 2014 учебного года занимала 1 место в рейтинге школ России), в Т0П-10 рейтинга школ Москвы 6 лет подряд занимала 1 место (с 2012 по 2016 гг.), по итогам 2016/2017 учебного года лицей занял 2-е место. По итогам 2017/2018 учебного года ГБОУ «Школа № 1535» заняла 1 место среди школ, обеспечивающих стабильно высокое качество образовательных результатов, получила грант мэра Москвы первой степени на развитие образовательного учреждения.

На высокую результативность работы школы влияет много факторов: многопрофильность (ранняя предпрофильная и профильная специализация - 7 профилей с внутрипрофильной дифференциацией), лицейская среда, сотрудничество с вузами (МГУ, НИУ ВШЭ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МГПУ и др.), ситуация выбора, система работы с одаренными детьми и т.п., в том числе особое место занимает проектно-исследовательская работа.

Организация проектной и исследовательской работы в ГБОУ «Школа № 1535» имеет системный характер:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ГБОУ ШКОЛА №1535

1. Внеурочная деятельность : МПЗУ {модуль «Основы проектной деятельности» 8 кл.)

I. Мини-проекты и исследования в рамках урочной деятельности [7-11 кл.)

3. Минн-проекты и исследования в рамках дополнительного образования

(7-11 кл.}

4. Работа над естественнонаучными исследовательскими проектами в ходе

экспедиций

5. Предмет «Индивидуальный проект»(10 кп.)

I

НПК ГБОУ Школа №1535 : ■«Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему » -«Психология глазами современного человека» -Естественнонаучная нпк

-Конкурс «иысид+я

Внеурочная деятельность: метапредметные знания и умения (модуль «Основы проектной деятельности», 8 класс)

С 2016 г. в школе организуется в течение года (1 раз в неделю) курс МПЗУ (Метапредметные знания и умения) в рамках внеурочной деятельности для учащихся 8 классов, содержащий модули по читательской, математической, естественнонаучной грамотности и по основам проектной деятельности. Программа

Индивидуальный проект в старшей школе

модуля «Основы проектной деятельности» предусматривает обучение основам ведения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Для этого необходимо развитие умения определять цель работы, ставить задачи и планировать их выполнение, анализировать информацию, мобилизовать ресурсы, представлять свое исследование аудитории.

Модуль «Основы проектной деятельности» включает в себя теоретические и практические занятия, основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность.

Теоретические занятия посвящены ознакомлению с особенностями проектно-исследовательской деятельности, обучению планированию своей работы и ознакомлению с психологическими основами проектной деятельности.

Практические занятия направлены на активизацию познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися, служат закреплению теоретических сведений, дают возможность на практике отработать умения и навыки создания проекта. В процессе работы ученики выполняют ряд мини-проектов с целью освоить содержание и методы проектной деятельности, а также приобрести навыки проектирования. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность в рамках данного курса:

• работа под руководством учителя в аудитории (усвоение и

закрепление теоретического материала);

• индивидуальная работа в аудитории;

• работа в группах, парах (дискуссии, технология «мозговой

штурм» и т.д.).

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

К концу изучения модульного курса учащиеся должны:

- познакомиться с теоретическими и практическими основами научно-исследовательской и проектной деятельности,

- применять технологии сбора и анализа данных,

- овладеть способами группового принятия решений,

- научиться решению нестандартных задач,

- самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени,

- использовать ресурсные возможности для достижения целей,

- осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях,

- ясно представлять результаты выполненной работы, аргументированно отвечать на вопросы.

Червен-Водали Наталья Юрьевна

Мини-проекты и мини-исследования в рамках урочной деятельности (7-11 классы)

С целью знакомства учащихся с теорией и практикой организации проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе, выработки самостоятельности к получаемой информации, чтобы не было потребительского отношения на уроках, мы в обязательном порядке практикуем мини-проекты.

Мини-проект удобно использовать при изучении темы с большим объемом материала, но с небольшим количеством часов и рассчитанным на реализацию в течение урока.

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора, интерактива.

Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-3 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид - урок, на котором могут быть представлены презентации проектов, выполненных отдельными учащимися или группами учащихся. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Другие учащиеся не являются при этом пассивными наблюдателями, они должны задать автору проекта вопросы, поучаствовать в обсуждении полученных выводов.

Мини-проекты и исследования в рамках дополнительного образования (7-11 классы)

Современное дополнительное образование, будучи менее формальным по своей природе и имеющее добровольный характер, имеет потенциал освоить и включить в ежедневную деятельность инновационные технологии и отразить новейшие социальные и культурные явления (например, стартапы, ме-диапродукты и др.) гораздо проще, чем в рамках урочной деятельности. Таким образом, правильная организация

Индивидуальный проект в старшей школе

проектной деятельности в рамках дополнительного образования помогает учащимся максимально совместить опыт, получаемый вне образовательных учреждений (школы и не только -я включаю сюда секции, кружки и всевозможные виды досуго-вого обучения) и получаемый в школе. В таком случае процесс обучения теряет свой «внешний», «навязанный» характер, а фигура учителя превращается из «надзирателя» и «карателя» в сотрудника и помощника без потери для авторитета учителя. Так как в таком окружении они могут обучаться без оглядки на правила, кроме выбранных добровольно и самостоятельно, и без страха провала. От проекта к проекту уверенность в себе учащихся возрастает, последующее усложнение поставленных задач позволяет закрепить успех, и учитель имеет удовольствие наблюдать, как его питомцы покоряют все более сложные вершины. Проектирование в дополнительном образовании предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу. Также дети с малолетства учатся участвовать в групповой деятельности, направленной на достижение общей цели, желанной для всех участников группы, выбранной в результате коллективного обсуждения - все эти навыки могут пригодиться в их последующей жизни.

Ярким примером проектной работы в рамках дополнительного образования является работа школьной студии Медиацентра 1535. Медиацентр Лицея начал работу в 2017 году. Основное направление работы - создание документальных короткометражных фильмов на актуальные темы не только для лицеистов, но и всех зрителей. Так, очень интересным результатом проектной работы являются ежемесячные тематические и новостные видеоролики «Между прочим». В Новосибирске на Всероссийском фестивале детско-юношеского и семейного творчества «МультСемья» программа «Между прочим. Уйти, чтобы вернуться» получила диплом I степени в номинации «документальное кино».

Работа над естественнонаучными исследовательскими проектами в ходе экспедиций (разновозрастные группы)

Подробнее с опытом проектно-исследовательской работы по данному направлению можно ознакомиться в статье заместителя директора ГБОУ «Школа № 1535» В.В. Таран.

Предмет «Индивидуальный проект» (10 класс)

ГБОУ «Школа № 1535» наряду с другими московскими школами, показавшими высокие образовательные результаты, с января 2014 г. перешла на эффективный учебный план -ЭУП (Приказ Департамента образования города Москвы

Червен-Водали Наталья Юрьевна

от 6 ноября 2013 года № 669 «О реализации пилотного проекта по внедрению эффективного учебного плана»). Введение эффективного учебного плана позволило нам перейти раньше многих других школ на новый ФГОС СОО, в рамках которого обязательным предметом является предмет «Индивидуальный проект». В ГБОУ «Школа № 1535» данный предмет преподается пятый год.

Социально-экономические изменения, характерные для современной России, привели к тому, что в нашем обществе поменялись ориентиры, в первую очередь в образовании. Основной целью современного образования является формирование индивидуальной траектории развития учащихся и их способность к успешной адаптации в обществе. На уровне среднего общего образования особенно важной становится возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Индивидуальный проект - это та форма работы, которая позволит ученику максимально свободно чувствовать себя в пространстве познания, позволит продемонстрировать все навыки, умения, компетенции, которые он приобрел за годы обучения в школе, позволит получить обратную связь не только от педагога, но и от ровесников, соучеников. Важно отметить, что сфера изучения в индивидуальном проекте часто выбирается в связке с направлением, по которому ученик собирается поступать в ВУЗ. Таким образом, индивидуальный проект - это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора, успеть изменить свой выбор в случае необходимости. Данная форма работы представляется актуальной также в силу вступления в действие новых федеральных стандартов образования и доминирующего в них компетентностного подхода.

Такая форма работы, конечно же, не является новой, но в ситуации выделения на нее учебных часов в сетке расписания у учителя появляется масса возможностей системно и качественно провести сопровождение проектной деятельности. Программа предмета «Индивидуальный проект» позволяет учителю минимизировать свое участие в проекте ученика, не давать готовых ответов, не предлагать алгоритмов действий. Основная задача учителя быть наставником, сопровождать и направлять деятельность, организовывать процесс взаимодействия учащихся между собой. Программа направлена на формирование личности учащегося, готовой самостоятельно находить решения в любых ситуациях, используя жизненный опыт и учебные знания.

Первые годы работы по данному учебному предмету выявили несколько проблемных мест в системе обучения школьников. Детальный анализ этих проблем позволил создать

Индивидуальный проект в старшей школе

данную программу, основываясь в первую очередь на принципах системно-деятельностного подхода к образованию и предоставления ученику права быть не только исполнителем, но и ревизором работы.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей и/или видов деятельности и способность проектировать, осуществлять целесообразную и результативную деятельность с дальнейшим анализом успешности своей работы. Вид деятельности и форма проекта выбираются учащимся самостоятельно или с помощью педагога -руководителя проекта.

Предмет «Индивидуальный проект» в ГБОУ «Школа № 1535»:

• есть только в 10-м классе;

• программа одногодичного учебного курса составлена из расчета 70 академических часов (2 часа аудиторной работы в неделю);

• содержание программы учебного курса включает теоретические, практические занятия, большой блок самостоятельной домашней работы;

• широко используются дистанционные технологии в работе.

Организация обучения по предмету «Индивидуальный проект» в ГБОУ _Школа №1535:

Выбор предметной области 10-ми классами, формирование групп : -предварительный (апрель-май} -формирование групп (сентябрь) -смена предмета и темы (до конца ноября)

г

Работа в группе над своим проектом : -выбортемы и типа проекта, -написание (сентябрь-февраль)

Подготовка к защите, конференциям (февраль- март)

Защита проектов в группах, выступления на конференциях (март- апрель)

Звездный час: презентация лучших проектов учащимся 9-х кл. Рефлексия (апрель-май!

Червен-Водали Наталья Юрьевна

Курс включает в себя несколько основных педагогических этапов:

1. Теоретический - ознакомление с особенностями проектно-исследовательской деятельности, обучение планированию своей работы и ознакомление с психологическими основами проектной деятельности, объяснение необходимости целеполагания и совпадения целей и результатов, обучение навыкам работы с источниками, проведения опросов, экспериментов, обучение основам ораторского искусства, правилам выступления перед публикой, окончание теоретического блока - создание мини-проекта и его защита.

2. Теоретическо-практический - выбор темы проекта самостоятельно либо из перечня предлагаемых тем; формулировка основополагающих вопросов по теме; обсуждение основополагающих вопросов и вопросов учебной темы, на которые учащиеся должны ответить в результате работы над проектом, выбор формы проекта и определение ожидаемого результата проекта.

3. Поисково-практический - создание плана работы и расписания работы учащегося, поиск информации, подбор и анализ источников, определение способа представления результатов исследования (продукта), проведение опросов, экспериментов, необходимых для исследования, анализ полученных данных, уточнение темы и цели проекта, создание макета продукта.

4. Практический - выбор композиции и языковых средств для написания работы, оформление письменной части исследования (вступление, основная часть - теоретическая глава и экспериментальная глава, заключение, список источников и литературы).

5. Презентационно-практический - подготовка презентации проекта, повторное ознакомление с правилами оформления проекта и рекомендациями по созданию мультимедиа презентации, подготовка доклада, работа с основами риторики и навыками устного выступления.

6. Презентационный - проведение внутренних самопрезентаций, получение обратной связи, исправление недочетов, генеральная репетиция выступления с докладом, представление своих работ на комиссию педагогов, участие в «Звездном часе».

7. Рефлексивный - проведение анкетирования по результатам работы секций (комиссий педагогов), обсуждение результатов работы над проектом с руководителем проекта индивидуально и группой, подведение итогов работы группы. Необходимо помнить, что ни на одном этапе работы

педагог не принимает никаких решений, не высказывает свое явное мнение и не настаивает на своих предложениях по содержанию проекта, а только напоминает о правилах и задачах

Индивидуальный проект в старшей школе

курса, организует деятельность группы, соблюдая тематическое планирование курса. Педагог выступает одним из участников группы, имеющим собственное, авторитетное, но не решающее мнение. Задача учеников - прислушиваться друг к другу и педагогу, самостоятельно пройти все этапы исследовательской работы, получить опыт реальной деятельности.

Также важно отметить, что проекты учеников могут быть принципиально разными по форме и виду:

1. Исследовательский проект - напоминает по форме научное исследование, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствие практической.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Практико-ориентированный проект - предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта, направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д.

3. Творческий проект - предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс (спектакли, шоу, экскурсии и т.д.)

4. Информационный и социально-ориентированный проекты -предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике, направлены на повышение гражданской активности обучающихся и населения.

Шагза шагом:

Червен-Водали Наталья Юрьевна

Дидактические материалы для учащегося и руководителя проекта:

• портфолио проекта,

• портфолио руководителя проекта,

• схемы оценивания (высылаются в конце каждого полугодия),

• примерный перечень тем для мини-проектов (предмет для обсуждения),

• примерный перечень тем для основного проекта (предмет для обсуждения),

• буклет-памятка «Что такое проект» и «Навыки устного выступления»,

• мультимедийная презентации по основным этапам подготовки проекта (ссылка на презентацию, подготовленную кафедрой информатики ГБОУ «Школа № 1535»),

• видеоролики и ссылки на вебинары.

Для достижения ожидаемых результатов и повышения эффективности обучения необходим постоянный контроль в виде обратной связи, поэтому в качестве способов проверки избраны:

• текущий (выполнение ДЗ и заданий на каждом занятии, получение обратной связи от соучеников и педагога, ведение «Портфолио проекта»);

• итоговый (в конце курса) проводится в форме защиты проекта, исследовательской работы комиссии.

Что оцениваем?

Первое полугодие

Пунктуальность и аккуратность заполнения папки исследования

Mind map - содержание (защита темы)

Пунктуальность сдачи таблицы источников

Содержание таблицы источников

Пунктуальность сдачи теоретической части проекта

Содержание теоретической части проекта

Представление метода практического исследования на фокус-группу

Оценка за полугодие

Второе полугодие

Содержание введения

Пунктуальность сдачи практического исследования

Содержание практического исследования

Представление продукта

Содержание заключения

Соответствие текстового проекта требованиям ГОСТ

Итоговая защита проекта (ее вес может исправить ситуацию с итоговой оценкой)

Оценка за полугодие

Годовая оценка

Индивидуальный проект в старшей школе

Лист еженедельного оценивания

ФИО № занятия Форма контроля Оценка (1-5 баллов)

1 Активность участия в работе группы

2 Защита темы

3 Защита мини-проекта

4 Активность участия в упражнении

5 Активность участия в упражнении

6 Защита темы и формы

7 Защита темы и формы

8 Защита плана и расписания

9 Защита формы результата (продукта)

10 Развернутый план 1

11 Развернутый план 2

12 Активность работы в группе

13 Защита экспериментальной части

14 Активность работы в группе

ПГ Оценка за полугодие

15 Макет продукта

16 Активность работы в паре. Готовность вступления

17 Активность работы в паре. Готовность главы 1

18 Активность работы в паре. Готовность главы 2

19 Активность работы в паре. Готовность глав 1, 2

20 Активность работы в паре. Готовность экспериментальной части

21 Активность работы в паре. Готовность продукта

22 Активность работы в паре. Готовность заключения

23 Макет презентации на бумаге

24 Текст выступления

25 Защита продукта

26 Предзащита проекта. Активность.

27 Предзащита проекта. Активность.

28 Итоговая защита проекта

ПГ Оценка за полугодие

ЗП Оценка за защиту

ИТОГ Итоговая оценка в аттестат

Организация проектно-исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1535» (из опыта работы)__

Червен-Водали Наталья Юрьевна Требования к «Портфолио проекта»

«Портфолио проекта» ученика в электронном или бумажном виде хранится у учащегося и дублируется у его руководителя и включает в себя:

1. паспорт проектной работы, в котором указывается:

• название проекта,

• руководитель проекта (и консультанты, если были),

• учебные дисциплины, близкие к тематике проекта,

• автор проекта (или состав проектной группы) - ФИО, класс,

• тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой),

• цели и задачи проекта,

• вопросы проекта (2-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить в ходе выполнения проекта),

• необходимое для реализации проекта оборудование,

• предполагаемый результат проекта,

• график работы над проектом,

• этапы работы над проектом - «Дневник самостоятельной работы».

Дневник самостоятельной работы

Название этапа Сроки этапа Что делалось Самооценка(как сделано, плюсы и минусы) Оценка учителя

В паспорт проектной работы также вкладываются все материалы, которые накапливаются/создаются в процессе работы над проектом.

2. рукопись проекта;

3. презентация к проекту;

4. макет практического результата проекта (продукта);

5. отзыв научного руководителя;

6. оценка научного руководителя.

Итоговый контроль

Требования к итоговой защите проекта перед комиссией педагогов по курсу «Индивидуальный проект»:

1. К каждому проекту должна быть представлена рукопись проекта. Рукопись включает в себя следующие разделы:

Индивидуальный проект в старшей школе

• титульный лист (указываются: тема работы, фамилия, имя, отчество автора, название образовательного учреждения, класс, фамилия, имя, отчество научного руководителя);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оглавление;

• введение: цели, задачи, проблематика проекта, гипотеза (если есть);

• содержание проекта: основные главы, обзор литературы, описание методов работы, описание эксперимента и пр.;

• выводы, заключение;

• список литературы;

• приложения (в случае необходимости).

2. Рукопись работы не должна быть менее 10 страниц формата А4 с полями 2,5 см. Отступ первой строки абзаца основного текста 1,25 см. Межстрочный интервал - полуторный. Стиль документа - «Обычный» по всему тексту. Используется шрифт Times New Roman, кегль 12-14. Текстовый файл должен сохраняться в формате .docx. Название файла - фамилия автора работы латинскими буквами.

3. Рукопись проекта может быть выполнена на русском или иностранных языках (в зависимости от предметной области, в которой выполняется проект).

4. Каждый проект должен сопровождаться презентацией/стендом для представления и защиты проекта (на «Неделе проектов»).

Критерии оценивания защиты проекта перед комиссией педагогов по курсу «Индивидуальный проект»

1. Актуальность, соответствие тематике;

2. Степень раскрытия темы, информативность;

3. Наличие практической части, ее качество;

4. Использование аналитических методов, творческая работа автора;

5. Оформление работы (рукопись проекта);

6. Качество презентации работы (в Power Point);

7. Устная защита проекта:

• качество доклада;

• качество ответов на вопросы.

По каждому критерию можно получить максимально 5 баллов (с точностью до 0,5 балла).

ИТОГО: максимум 40 баллов за работу.

Перевод в оценку:

«5» - 35,5-40 баллов

«4» - 30,5-35 баллов

«3» - 20,5-30 баллов

«2» - 0-20 баллов

Модель организации проектной и исследовательской деятельности в ГБОУ «Школа № 1505 "Преображенская"»: по пути традиций и новые «точки отсчета»

Савкина Ирина Юрьевна

Наши «изюминки» в рамках предмета

«Индивидуальный проект»

(лучший опыт учителей ГБОУ «Школа № 1535»):

1. При формулировании темы:

использование технологии «mind тар»; персональные консультации с каждым учащимся для поиска темы, которая РЕАЛЬНО его волнует; борьба с заготовленными темами;

принятие сложных, неоднозначных, опасных 1 тем и работа с протестными подростковыми настроениями. При сборе теоретического материала:

• особая табличка источников. При проведении собственного исследования:

• тестируем на фокус-группе. При изготовлении продукта:

• Настаиваем на его существовании;

• Отрабатываем на фокус-группе его полезность. Примеры продуктов за 5 лет существования предмета «Индивидуальный проект»:

• книги (есть даже книга-миниатюра),

• брошюры,

• экскурсии,

• обучающие СД-диски,

• игра «Политикон»,

• виртуальный тур по лицею,

• анимационные фильмы, кинофильмы,

• домашняя метеостанция,

• тренажер по страноведению,

• исследовательские проекты,

• социальные проекты,

• межпредметные проекты (ин.яз+др. предмет, химия+биология и т.п.).

При защите проекта:

• проведение нескольких тренингов по публичному выступлению;

• проведение внутренней предзащиты;

• проведение итоговой защиты с внешними экспертами.

Эффективность системы организации работы по предмету «Индивидуальный проект» проявляется в том, что проектные работы учащихся успешно представляются на конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня, учащиеся становятся призерами и победителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.