Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / универсальные учебные действия / педагогическое образование / иноязычное обучение / английский язык / мотивация / метапредметность / critical thinking / universal learning actions / teacher education / foreign language learning / English language / motivation / metacognition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балабанова Елизавета Андреевна

Последние десятилетия характеризуются процессами обновления иноязычного образования во многих странах мира, в том числе и в России. Развитие критического мышления является трендом как среднего общего так и высшего образования. В век информационной перегрузки учащиеся нуждаются в способности оценивать различные источники информации, судить об их релевантности, полезности и надежности содержания, а также должны быть способны принимать решения о том, во что верить, а во что нет. По своей сути критическое мышление − это наличие веских оснований для наших убеждений. Оно помогает нам преодолевать предубеждения (свои и чужие), чтобы избежать манипуляций или попадания в рабство своих чувств. В век переизбытка информации эти навыки крайне важны. Помощь нашим ученикам в развитии навыков критического мышления не только предохраняет их от восприятия ошибочных идей, но и делает эти навыки одними из самых востребованных работодателями, и, судя по всему, это будет продолжаться и в будущем. Это связано с постоянно растущим темпом технологических изменений. Невозможно точно предсказать конкретные требования ко многим будущим профессиям. Однако одно можно сказать наверняка: так называемые «мягкие» навыки, такие как критическое мышление, обеспечат ученикам возможность адаптироваться к любым формам рабочих мест будущего. В связи с этим, использование заданий на развитие критического мышления на уроках английского языка представляется важным, хотя и вызывает разногласия. В статье рассматривается понятие критического мышления и приводятся аргументы в пользу необходимости формирования критического мышления на уроке английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балабанова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSAL LEARNING ACTIONS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF CRITICAL THINKING IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The last decades are characterised by the processes of foreign language education renewal in many countries of the world, including Russia. The development of critical thinking is a trend in both secondary and higher education. In the age of information overload, students need the ability to evaluate various sources of information, judge their relevance, usefulness and reliability of content, and should be able to make decisions about what to believe and what not to believe. At its core, critical thinking is about having good reasons for our beliefs. It helps us overcome biases (our own and others') to avoid being manipulated or enslaved by our feelings. In an age of information overload, these skills are essential. Helping our students develop critical thinking skills not only protects them from accepting erroneous ideas, but also makes these skills some of the most sought after by employers, and it appears that this will continue to be the case in the future. This is due to the ever-increasing pace of technological change. It is impossible to accurately predict the specific requirements for many future occupations. However, one thing is certain: so-called 'soft' skills, such as critical thinking, will ensure that pupils are able to adapt to all forms of the jobs of the future. In this regard, the use of critical thinking tasks in English language classes seems to be important, although controversial. The article discusses the concept of critical thinking and argues in favour of the need to foster critical thinking in the English language classroom.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 22-30. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 22-30.

Научная статья

УДК 37.016:811(07)

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-22-30

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елизавета Андреевна Балабанова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, elizab eth- sol odova@yandex. ru

Аннотация. Последние десятилетия характеризуются процессами обновления иноязычного образования во многих странах мира, в том числе и в России. Развитие критического мышления является трендом как среднего общего так и высшего образования. В век информационной перегрузки учащиеся нуждаются в способности оценивать различные источники информации, судить об их релевантности, полезности и надежности содержания, а также должны быть способны принимать решения о том, во что верить, а во что нет. По своей сути критическое мышление — это наличие веских оснований для наших убеждений. Оно помогает нам преодолевать предубеждения (свои и чужие), чтобы избежать манипуляций или попадания в рабство своих чувств. В век переизбытка информации эти навыки крайне важны. Помощь нашим ученикам в развитии навыков критического мышления не только предохраняет их от восприятия ошибочных идей, но и делает эти навыки одними из самых востребованных работодателями, и, судя по всему, это будет продолжаться и в будущем. Это связано с постоянно растущим темпом технологических изменений. Невозможно точно предсказать конкретные требования ко многим будущим профессиям. Однако одно можно сказать наверняка: так называемые «мягкие» навыки, такие как критическое мышление, обеспечат ученикам возможность адаптироваться к любым формам рабочих мест будущего. В связи с этим, использование заданий на развитие критического мышления на уроках английского языка представляется важным, хотя и вызывает разногласия. В статье рассматривается понятие критического мышления и приводятся аргументы в пользу необходимости формирования критического мышления на уроке английского языка.

Ключевые слова: критическое мышление, универсальные учебные действия, педагогическое образование, иноязычное обучение, английский язык, мотивация, метапредметность.

Для цитирования: Балабанова Е. А. Универсальные учебные действия как основа формирования критического мышления на уроках иностранного языка // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 22-30. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-22-30

Original article

UNIVERSAL LEARNING ACTIONS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF CRITICAL THINKING IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Elizaveta A. Balabanova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, elizab eth- sol odova@yandex. ru

Abstract. The last decades are characterised by the processes of foreign language education renewal in many countries of the world, including Russia. The development of critical thinking is a trend in both secondary and higher education. In the age of information overload, students need the ability to evaluate various sources of information, judge their relevance, usefulness and reliability of content, and should be able to make decisions about what to believe and what not to believe. At its core, critical thinking is about having good reasons for our beliefs. It helps us overcome biases (our own and others') to avoid being manipulated or enslaved by our feelings. In an age of information overload, these skills are essential. Helping our students develop critical thinking skills not only protects them from accepting erroneous ideas, but also makes these skills some of the most sought after by employers, and it appears that this will continue to be the case in the future. This is due to the ever-increasing pace of technological change. It is impossible to accurately predict the specific requirements for many future occupations. However, one thing is certain: so-called 'soft' skills, such as critical thinking, will ensure that pupils

© Балабанова Е. А., 2024

are able to adapt to all forms of the jobs of the future. In this regard, the use of critical thinking tasks in English language classes seems to be important, although controversial. The article discusses the concept of critical thinking and argues in favour of the need to foster critical thinking in the English language classroom.

Keywords: critical thinking, universal learning actions, teacher education, foreign language learning, English language, motivation, metacognition.

For citation: Balabanova E. A. Universal learning actions as a basis for the formation of critical thinking in foreign language lessons. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:22-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-22-30

Введение

Новые технологии, цифровизация, демографические проблемы вносят изменения в общество. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, например, знаний о некоторых фактах, мало, чтобы стать успешным в настоящее время. Школа берёт на себя ответственность и за когнитивное [Астахова 2012: 136; Williams 2005; Wilson 2016], и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга и должны происходить в одном пространстве. Система образования изменила свои цели и включает в образовательные программы более широкий перечень навыков. Работодатели и ученые в области образования признали наиболее важными для XXI века такие навыки как социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы [Федеральный государственный стнадарт ... 2023].

Основная часть

Критическое мышление стало одним из центральных понятий в современном образовательном пространстве, независимо от преподаваемого предмета. Критическое мышление не является новой идеей. Оно появилось еще во времена таких греческих философов, как Сократ, Платон и Аристотель. Знаменитая цитата Сократа «Образование -это разжигание пламени, а не наполнение сосуда» подчеркивает природу обучения (студенты - это не чистые листы, которые учитель должен заполнить содержанием) и значение любознательности в процессе обучения как в классе, так и в мире образования в целом. Обучение навыкам критического мышления в классе принесет пользу обучающимся на протяжении всего их пути изучения языка.

Сегодня педагоги часто называют критическое мышление важнейшим инструментом, позволяющим разобраться в шквале информации, с которым сталкиваются студенты в нашем мире, где доминируют средства массовой информации, проанализировать ситуацию и выработать решение. В информационный век, который характеризуется ускорением технологического прогресса и культурных обменов, критическое мышление рассматривается как неотъемлемая часть образования, включая языковое образование [Соловова 2003]. Однако учителя иностранных языков часто сталкиваются с проблемами, связанными с преподаванием, ориентированным на развитие критического мышления, особенно в контексте английского языка как иностранного. На индивидуальном уровне представления преподавателей иностранных языков о критическом мышлении, как правило, широки и расплывчаты. Их компетентности в области развития критического мышления обучающихся недостаточно. На контекстуальном уровне практика учителей иностранного языка, ориентированная на развитие критического мышления, может быть затруднена рядом препятствий в институциональной и социокультурной среде. Например, ограниченный уровень владения английским языком учащихся может повлиять на их способность выполнять задания, требующие больших познавательных усилий. В некоторых образовательных контекстах, где доминирует суммарная оценка, учителя могут быть вынуждены отказаться от ориентирования на развитие критического мышления и сосредоточиться на улучшении результатов экзаменов. Все эти проблемы требуют своего решения. Не вызывает никакого сомнения, что на уроках иностранного языка учителям следует уделять больше внимания развитию критического мышления обучающихся [Vdovina, Gaibisso 2013].

Существует множество определений критического мышления. Я-Тин К. Янг и Джеффри Гэмбл считают, что критическое мышление включает в себя несколько умений: метапознание, логическую оценку источников информации, решение проблем, выбор подходящих стратегий или решений [Yang, Gamble 2013]. Д. Халперн определяет критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые

увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Автор полагает, что критическое мышление развивается, когда у человека есть необходимость решить какую-либо задачу, принять решение, оценить ситуацию и сформировать вывод, то есть данный тип мышления построен на таких принципах, как обоснованность, контролируемость и целенаправленность [Халперн 2000: 512]. По В. С. Библеру критическое мышление -«аналитическое, творческое, рефлексивное и понимающее, способное интерпретировать и оценивать скрытое в сообщении, а также принять позицию по отношению к нему» [Библер 1975: 399]. Согласно Е. О. Божовичу, «критическое мышление - это способность среди множества решений выбирать самое оптимальное, при этом аргументировано опровергать неверное, подвергать сомнению эффективные решения» [Зимняя 2012: 2-12].

Наиболее полное определения критического мышления дала Е. К. Вдовина, чью точку зрения мы разделяем. «Критическое мышление - это самодисциплинированное мышление, которое осуществляется на самом высоком качественном уровне. Люди, которые мыслят критически и последовательно пытаются жить рационально и разумно. Они остро осознают врожденную ущербность человеческого мышления без его контроля» [Козлова 2009: 48].

Наши ученики должны уметь критически мыслить, чтобы принимать рациональные решения о том, во что верить или что делать. Неспособность к критическому мышлению может привести к тому, что студенты будут заблуждаться и верить в необоснованные идеи. Критическое мышление помогает студентам отсеивать «пшеницу» от «мякины» в интеллектуальном плане. Развитие навыков критического мышления помогает студентам отсеивать сомнительные данные, оставляя только самую сильную и достоверную информацию. По своей сути критическое мышление - это наличие веских оснований для наших убеждений. Оно помогает нам преодолевать предубеждения (свои и чужие), чтобы избежать манипуляций или попадания в рабство своих чувств. В век переизбытка информации эти навыки крайне важны. Помощь нашим ученикам в развитии навыков критического мышления не только предохраняет их от восприятия ошибочных идей, но и делает эти навыки одними из самых востребованных работодателями, и, судя по всему, это будет продолжаться и в будущем. Это связано с постоянно растущим темпом технологических изменений. Невозможно точно предсказать конкретные требования ко многим будущим профессиям. Однако одно можно сказать наверняка: так называемые «мягкие» навыки, такие как критическое мышление, обеспечат студентам возможность адаптироваться к любым формам рабочих мест будущего.

Планируя упражнения, уроки, блоки или программы по развитию критического мышления, учителям следует помнить, что у каждого человека присутствуют способности к критическому мышлению, которые надо развивать. Исследователи выделяют тридцать отдельных способностей, умений и высших психических процессов, которые связаны с критическим мышлением и которые необходимо развивать у обучающихся. Наиболее важными из них являются: распознавание умозаключений; оценка надежности доказательств; проведение различия между релевантными и нерелевантными доказательствами; признание недостаточности доказательств; различение слабых и сильных аргументов; отличие факта от мнения; различение аффективных и информативных коннотаций языка; признание подразумеваемых предположений [Муштавинская 2009: 30-35].

Критическое мышление может быть названо комплексным процессом, который начинается с изучения информации, а заканчивается принятием решения и состоит из нескольких последовательных этапов: восприятие информации из различных источников; анализ различных точек зрения, выбор собственной; сопоставление с другими точками зрения; решение на базе доказательств [Астахова, Харлампьева 2012: 136]. Таким образом, критическое мышление - это система суждений, которую применяют для анализа информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также последующего составления объективных выводов. Развитие критического мышления является актуальным в современном мире и потому особенно значимым в образовательном процессе.

В современном мире возникла острая необходимость изменения или преобразования старых подходов к планированию современного урока иностранного языка, что связано с переходом всех государственных образовательных учреждений на ФГОС второго поколения, а с 2022г. на обновленные ФГОС. При планировании современного урока учитель понимает, что ученик должен стать в центре образовательного процесса и быть активным его

участником. Обучающиеся самостоятельно планируют свою учебную деятельность, способны адекватно оценивать свои достижения и мыслить критически. Учитель же выступает в роли координатора, консультанта или советника. Учебная деятельность зависит от способов, которыми пользуются люди при её осуществлении, а не только от человеческих способностей. Поэтому ФГОС, УУД (универсальные учебные действия) представлены как важнейшие компоненты обучения. Именно они помогают школьникам учиться и учат их этому сложному процессу, необходимому на протяжении всей жизни [Асмолов 2008: 168].

УУД - универсальные учебные действия. Данный термин в Глоссарии, сайт ФГОС, standart.edu.ru обозначается как «умение учиться, а значит способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». Для чего нужны УУД? Какие у них цели? В первую очередь, данные действия: помогают ученикам выявить собственные цели, самостоятельно организовать процесс обучения и поиска информации, находить средства и способы обучения, релевантные для того или иного предмета. Во-вторых, помогают учащимся развивать мотивацию к непрерывному обучению, правильному усвоению материала и накопления знаний в различных областях. В-третьих, обеспечивает формирование психики учащегося и правильного поведения в той или иной области.

Очень важно обратить внимание на то, что УУД носят метапредметный характер и помогают развитию целостной и гармоничной личности во всех сферах жизни. Именно поэтому данные универсальные действия не только могут быть использованы на любом школьном уроке, в любой обстановке, а именно должны быть включены в обязательную школьную программу. А так как урок иностранного языка является одним из тех, на котором можно легко осуществить главную характеристику УУД - это метапредметность, то поэтому это является одним из самых важных пунктов для рассмотрения. УУД состоит из 4-х блоков: личностный, познавательный, регулятивный и коммуникативный [Соловова 2003]. Личностный блок заключается в формировании собственной внутренней позиции учащихся, регулятивный - отвечает за организацию учебной деятельности, коммуникативный за взаимодействие, межличностные отношения и социализацию.

Все основы формирования когнитивных способностей заложены в познавательном блоке формирования универсальных учебных действий, а особенно с их помощью можно показать важность развития такой когнитивной способности, как критическое мышление, ведь в статье ему выделяется особая роль. Познавательный блок представляет собой обширный документ со множеством пунктов и включает в себя одни из самых главных функций организма в нашей жизни, ведь человечество не могло бы не только развиваться, но и существовать без памяти, внимания, мышления и восприятия. Таким образом, в познавательные универсальные учебные действия можно включить следующие пункты [Соловова 2003]: «общеучебные действия; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания на иностранном языке; выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения; рефлексия деятельности по овладению иностранным языком, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности; смысловое чтение и слушание; логические действия; действия по постановке и решению проблемы».

Способствовать развитию познавательного блока могут множество заданий, которые применимы на различных уроках в общеобразовательных школах, но английский язык, являясь метапредметным, способствует этому лучше всего [там же]. Например, учащиеся сами могут сформулировать себе задачу, организовать различную практическую деятельность для учащихся младшей школы, которая может быть связана с Интернетом, готовить монологи и диалоги совместно в парах, а также группах по несколько человек, осуществлять поиск главной мысли текста, выполнения заданий на аудирование аутентичного текста и поиск главной информации из прослушанного текста, постановка вопросительных предложений и преобразование их в другие виды, выполнение заданий по типу перехода из одной языковой системы в другую, например, составление различных таблиц и схем из написанного текста или, наоборот, составление описания таблиц и диаграмм, фонетические упражнения на выделения различных гласных или согласных букв, додумывание или достраивание текстов, пересказов, монологов, придумывание конца предложениям и рассказам, упражнения на развития умение классифицировать различные слова, самостоятельно построение правил в разных областях, не только грамматики, но и лексики.

Рассмотрев познавательные учебные действия и способы их формирования на примере развития критического мышления, можно сделать вывод, что они являются одними из самых важных пунктов при обучении в школе. Они помогают не только расширить знания, но и подготовить школьников к дальнейшей жизни, самообразованию и развитию важных умений, без которых жизнь человека очень сложна. Поэтому каждый компетентный преподаватель должен выстраивать свою программу так, чтобы формирование УУД стояло на первом месте, а из-за специфики уроков иностранных языков, это является не только возможным, но и лёгким в исполнении.

Обучение навыкам критического мышления играет ключевую роль в обучении иностранному языку. Рассмотрим следующее: язык является основным средством выражения мысли, и то, как мы организуем свои мысли, тесно связано со структурой нашего родного языка. Таким образом, критическое мышление начинается с осмысления языка. Чтобы помочь ученикам понять, как эффективно структурировать и выражать свои мыслительные процессы на английском языке, преподавателям необходимо включать критическое мышление в процесс преподавания английского языка в инклюзивной и интересной форме. Для того чтобы ученики могли достичь своих личных, академических или карьерных целей, им необходимо владеть английским языком и уметь критически мыслить по важным для них вопросам. Овладение английской грамотностью идет рука об руку с развитием мыслительных навыков, необходимых ученикам для успешной личной и профессиональной жизни. Поэтому преподавателям необходимо уделять первостепенное внимание обучению навыкам критического мышления.

Итак, исходя из изученного материала можно сделать вывод, что развитие критического мышления в современном мире является возможным, когда этот тип образования получит свое собственное место в соответствующих документах (учебные планы, стандарты достижения, профессиональные стандарты для учителей) и когда учителя будут иметь специальную адекватную подготовку в данной сфере. Таким образом, развитие критического мышления связано исключительно со специальными стратегиями обучения мышлению, и оно рассматривается как возможное в рамках существующих учебных программ и путей, ведущих к ним.

Р. Юань и П. Стэплтон в своей статье дают некоторые рекомендации по подготовке учителей иностранного языка с развитым критическим мышлением и педагогической компетентностью в данном вопросе. Во-первых, учителя будущих преподавателей иностранного языка должны предоставлять им содержательные материалы, темы и задачи, чтобы помочь учащимся улучшить их собственное критическое мышление. Во-вторых, преподаватели-лингвисты могут задавать студентам-преподавателям небольшие исследовательские проекты по темам, связанным с развитием критического мышления на уроках иностранного языка, которые могут помочь студентам одновременно усовершенствовать свои навыки критического мышления и углубить их педагогическую компетентность в данном вопросе. В-третьих, учителя иностранных языков должны открыто сообщаться студентам реалии школьного обучения в своих курсах подготовки учителей. Например, путем предоставления реальных сценариев обучения, проигрывании уроков и практики в реальных школах. И, наконец, все способы развития критического мышления должны быть непосредственно смоделированы и объяснены в процессе педагогического образования, чтобы учителя-студенты могли постепенно воспринять их и включить в свой репертуар педагогических навыков. Развитые навыки могут быть как самыми простыми, например, вопрос-ответ, так и сложными, такими как поиск различных предположений, поощрение исследования альтернативных точек зрения или поиск творческих решений проблем [Yuan, Stapleton 2019].

Опыт внедрения технологий развития критического мышления дает возможность обосновать требования по организации обучения: преподаватель должен спрогнозировать целесообразность применения технологии при изучении определенной темы; следует учесть, какими именно знаниями, умениями, навыками овладеют ученики, какие способности и личностные качества при этом развиваются; эффективность развития критического мышления зависит от мастерства преподавателя, так как он своими действиями способствует самостоятельной деятельности учеников и становлению в них творческого стиля деятельности, побуждая проявление их творческих черт, организованности, оригинальности, проницательности, объективности. Практический

опыт показывает, что ученики, к которым применялась технология развития критического мышления, имеют более глубокие и устойчивые знания, они овладели приемами работы с информацией и активно используют их в самостоятельной работе, то есть реально самообучающихся [Астахова, Харлампьева 2012].

Когда ученики мыслят критически, они активно участвуют в этих процессах: коммуникация, анализ, синтез, решение проблем, оценка, рефлексия. Чтобы создать условия для вовлечения учащихся в эти процессы, преподавателям необходимо задавать вопросы, поощрять высказывание различных мнений и вовлекать студентов в разнообразную практическую деятельность, которая заставляет их участвовать в процессе обучения. Что касается выбора заданий, то преподавателям следует ориентироваться на уровень мышления, который они хотят продемонстрировать студентам, и целей обучения по курсу или заданию. В приведенной ниже таблице описаны вопросы, которые необходимо задать, чтобы показать, что ученики могут продемонстрировать различные уровни критического мышления (Таб. 1).

Таблица 1. Вопросы для определения уровня критического мышления

Уровень критического мышления Навыки, которые демонстрируют ученики Вопросы, которые следует задать

Низкий уровень

Запоминание Распознавание, описание, перечисление, идентификация, извлечение Что мы уже знаем о...? Каковы принципы ...? Как ... связано с тем, что мы узнали раньше?

Понимание Объяснение, обобщение, оценка, предсказание, описание Обобщить... или объяснить... Что произойдет, если? Что означает.... ?

Высокий уровень

Применение Осуществлять, использовать, реализовывать, показывать, решать Что произойдет, если... ? Как... можно использовать для...? Каков контраргумент в пользу... ?

Анализ Сравнивать, систематизировать, деконструировать Почему... важно? Каковы последствия...? Объясните, почему/объясните, как...

Оценка Проверка, суждение, критика, вывод, объяснение Почему... происходит? Что является лучшим... и почему? Как... влияет?

Создание Конструировать, планировать, проектировать, производить Каково решение проблемы? Как вы думаете, что является причиной...? Почему? Как можно взглянуть на проблему с другой стороны?

Существует множество способов внедрения критического мышления в учебный процесс, как в виде отдельных видов деятельности, так и в виде вкраплений в уроки с другими заявленными целями. Однако для студентов полезно уделить время обучению различным стратегиям, которые помогут им критически осмыслить идеи, с которыми они сталкиваются, и сформировать собственное мнение. Мнение, основанное на критическом мышлении, опирается не на интуицию, а на рациональные рассуждения, которые зачастую требуют проведения определенного исследования.

Приведем некоторые приемы обучения, которые можно использовать на уроках английского языка для формирования критического мышления школьников. Одной из стратегий развития критического мышления является пошаговый подход: форматирование вопроса; сбор информации; применение информации; оценивание последствий; изучение

другой точки зрения. Этот процесс является полезным шаблоном - алгоритмом для обучения учеников старшей школы. Приступая к собственным исследованиям, они могут использовать его для структурирования своей работы. Эффективными приемами для развития критического мышления являются игровые технологии. Для примера приведем несколько игр.

Барометр: Выяснить свою позицию

Задумываясь о том, какую позицию мы занимаем в тех или иных вопросах, важно понимать, что не всегда все должно быть с нулевой суммой. Не обязательно «все или ничего». Студенты должны понять, что мнения могут быть разнообразными и что часто существует спектр мнений по тому или иному вопросу. В этом задании дайте студентам спорный вопрос для рассмотрения. Разместите крайние точки в противоположных концах аудитории и попросите студентов расположиться вдоль континуума в зависимости от того, насколько сильное мнение они испытывают по данному вопросу. Чтобы разобраться в этом вопросе, им, скорее всего, придется вступить в свободную беседу, а ограничение времени поможет избежать бесконечного обсуждения.

Проведите аналогию: Создание латеральных связей

Эта игра побуждает студентов творчески и непрямолинейно подходить к идее или предмету и может быть использована практически в любом контексте. Она побуждает студентов проводить сравнения между, казалось бы, не связанными друг с другом вещами, анализируя их на предмет наличия основополагающих концепций, которые могут их как-то связать - пусть даже очень непрочно! Начните с того, что задайте учащимся творческий вопрос, основанный на теме или идее, которую вы изучаете вместе в классе. Формат этих вопросов должен быть примерно таким же, как в следующих примерах: Чем воспитание ребенка похоже на строительство дома?; Почему яйцо похоже на кусок мрамора?; Чем книжная полка похожа на коробку для обедов?

Чем изобретательнее элементы в каждом вопросе, тем сложнее студентам будет установить связь между ними. Эта игра может вызвать интересные ответы и легко дифференцируется для учащихся любого возраста. Младшим школьникам может понравиться более простой формат вопросов, например «Запах - это нос, как зрение - это...», где связь между элементами гораздо более очевидна. Для более старших учащихся следует помнить, что при составлении вопросов связь между различными элементами не обязательно должна быть очевидной. Более того, с вашей точки зрения, они даже не должны существовать. Это должны исследовать и создавать сами учащиеся.

Развитие навыков критического мышления с помощью мозговых тизеров

Загадки для мозгового штурма - это отличная забава и приятный способ занять несколько минут учебного времени, но они также являются отличным упражнением для развития критического мышления учащихся. Хотя в их основе часто лежат неправдоподобные предпосылки, навыки, приобретаемые при их решении, могут иметь реальное применение.

Давайте посмотрим на примере, как это работает. Задайте учащимся следующую загадку - возможно, вы захотите ограничить время и попросите их записать свои ответы, чтобы создать дополнительное давление:

Петух сидит на сарае и смотрит на запад. Ветер дует с востока со скоростью 15 км/ч. Петух откладывает яйцо. В каком кардинальном направлении покатится яйцо?

Ответ, конечно же, заключается в том, что яйца нет. Петухи - самцы и поэтому не могут нести яйца. Одна из причин, по которой многие ошибаются в этой простой дразнилке, заключается в том, что, зная, что петух - это курица мужского пола, они не обращают на это внимания из-за случайности, с которой это было сказано в дразнилке. Другая причина -введение в заблуждение из-за довольно тщательной детализации. Студенты, скорее всего, уделяют слишком много внимания таким деталям, как скорость ветра, его направление и направление, в котором сидит петух. Все эти несущественные детали отвлекают учащихся от того, что единственная информация, необходимая для решения этой загадки, содержится во втором слове загадки. В Интернете можно найти множество «мозговых дразнилок». Включение их в уроки дает учащимся возможность отточить навыки критического мышления, отделяя релевантные детали от нерелевантных и побуждая их тщательно анализировать предоставленные детали.

Mbi рассмотрели некоторые конкретные способы отработки навыков критического мышления в классе. Однако стать критически мыслящим человеком - это гораздо больше, чем выработать у себя привычку последовательно подходить к идеям и мнениям. Чтобы помочь своим студентам развить эти привычки, обязательно поощряйте интеллектуальное любопытство в классе. Попросите студентов проанализировать свои собственные предположения и оценить их в свете противоположных мнений и имеющихся доказательств. Создавайте на уроках возможности для совместного изучения рекламы и даже политических заявлений. Боритесь с желанием навязать свои собственные убеждения и предубеждения, предоставляя учащимся возможность самим определять достоверность источников. Поощряйте их делать собственные выводы. Постоянно требуйте от студентов приводить доказательства, подтверждающие их выводы, когда они высказывают свое мнение в ходе дискуссий в классе. Со временем привычка критически мыслить будет определять отношение студентов к любой новой информации, с которой они сталкиваются. В результате у них появится способность мыслить четко и систематически, а также умение связно излагать свои мысли.

Заключение

Критическое мышление можно определить как отдельный тип мышления, который характеризуется активностью, целеустремленностью, самостоятельностью,

дисциплинированностью и рефлективностью и предусматривает развитие в процессе обучения способности человека: определять проблемы, анализировать, синтезировать, оценивать информацию с любых источников, выдвигать альтернативы и оценивать их, выбирать способ решения проблемы или свою позицию по ней и обосновывать свои взгляды, делать осознанный выбор и действовать. Такое определение позволяет построить обучение как поэтапное формирование каждого из названных мыслительных умений с одновременным вниманием к процессу развития характеристик самого процесса мышления ученика.

Использование на уроках стратегии критического мышления позволит сформировать гармонично развитую, конкурентоспособную личность, приобретать умения и навыки нужные в дальнейшей жизни путем развития познавательной активности учеников, побуждения их к сравнению полученной информации с личным опытом и на ее почве формирования аналитических суждений. Только показав ученикам неэффективные способы и представив эффективную модель мышления, которую они отрабатывают на уроке, можно сформировать у них отдельные умения/навыки мышления, которые они будут использовать дальше в соответствующих ситуациях.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли : Пособие для учителя. M. : Просвещение, 200S. 168 с.

2. Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности : Mонография / Под научн. ред. Л. В. Астаховой. M. : РАН, 2012. 136 с.

3. Библер В. С. Mышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. M. : Издательство политической литературы, 1975. 399 с.

4. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-12.

5. Козлова В. В., Кондакова А. M. Фундаментальное ядро содержания общего образования. M. : Просвещение, 2009. 4S с.

6. Mуштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Mетодист. 2009. № 2. C. 30-35.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Федеральные государственные образовательные стандарты. M. : Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: ii.03.2023).

S. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Изд-во «Питер», 2000. 512 с.

9. Devine T. Critical Thinking in the English Class // Peabody Journal of Education. 2020. 39(6). P. 359-365. URL: www.jstor.org/stable/i490093 (access date: i6.03.2023).

10. Vdovina E., Gaibisso C. Developing Critical Thinking in the English Language classroom: A Lesson Plan. 2013 // ELTA Journal. URL: www.eltajournal.org.rs (access date: i0.03.2023).

11. Williams R. L. Targeting critical thinking within teacher education: The potential impact on society. The Teacher Educator. 2005. 40/3: P. 163-187.

12. Wilson K. Critical reading, critical thinking: Delicate scaffolding in English for Academic Purposes (EAP). Thinking Skills and Creativity. 2016. 22. P. 256-265.

13. Yang Y.-T., Gamble J. Effective and practical critical thinking-enhanced EFL instruction. ELT Journal. 2013. 67 p.

14. Yuan R., Stapleton P., Student teachers' perceptions of critical thinking and its teaching // ELT Journal. 2019. URL: https://doi.org/10.1093/elt/ccz044 (access date: 10.03.2023).

References

1. Asmolov A. G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviy k mysli [How to design universal learning activities in primary school. From actions to thoughts]. Moscow, Prosveshchenie, 2008, 168 p. (In Russ.).

2. Astakhova L. V., Kharlamp'eva T. V. Kriticheskoe myshlenie kak sredstvo obespecheniya informatsionno-psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti [Critical thinking as a means of ensuring information and psychological security of the individual]. Ed. L. V. Astakhova. Moscow, RAN, 2012, 136 p. (In Russ.).

3. Bibler V. S. Myshlenie kak tvorchestvo: vvedenie v logiku myslennogo dialoga [Thinking as creativity: an introduction to the logic of mental dialogue]. Moscow, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1975, 399 p. (In Russ.).

4. Zimnyaya I. A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii [Competence and competency in the context of the competency-based approach in education]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2012, no 6, pp. 2-12. (In Russ.).

5. Kozlova V. V., Kondakova A. M. Fundamental'noe yadro soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Fundamental core of general education content]. Moscow, Prosveshchenie, 2009, 48 p. (In Russ.).

6. Mushtavinskaya I. V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya: nauchno-metodicheskoe osmyslenie [Technology for the development of critical thinking: scientific and methodological understanding]. Metodist [Methodist]. 2009, no 2, pp. 30-35. (In Russ.).

7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Federal state educational standards]. Moscow, Institut strategicheskikh issledovaniy v obrazovanii RAO. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (accessed: 11.03.2023).

8. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of Critical Thinking]. Saint Petersburg, Izd-vo «Piter», 2000, 512 p. (In Russ.).

9. Devine T. Critical Thinking in the English Class // Peabody Journal of Education. 2020. 39(6). P. 359-365. URL: www.jstor.org/stable/1490093 (access date: 16.03.2023).

10. Vdovina E., Gaibisso C. Developing Critical Thinking in the English Language classroom: A Lesson Plan. 2013 // ELTA Journal. URL: www.eltajournal.org.rs (access date: 10.03.2023).

11. Williams R. L. Targeting critical thinking within teacher education: The potential impact on society. The Teacher Educator. 2005. 40/3: P. 163-187.

12. Wilson K. Critical reading, critical thinking: Delicate scaffolding in English for Academic Purposes (EAP). Thinking Skills and Creativity. 2016. 22. P. 256-265.

13. Yang Y.-T., Gamble J. Effective and practical critical thinking-enhanced EFL instruction. ELT Journal. 2013. 67 p.

14. Yuan R., Stapleton P., Student teachers' perceptions of critical thinking and its teaching // ELT Journal. 2019. URL: https://doi.org/10.1093/elt/ccz044 (access date: 10.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе Е. А. Балабанова - аспирант, кафедра методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author E. A. Balabanova - Postgraduate Student, Department of Foreign Language Teaching Methodology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.12.2023; одобрена после рецензирования 20.01.2024; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 20.12.2023; approved after reviewing 20.01.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.