Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / аутентичные материалы / мотивация / critical thinking / authentic materials / motivation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Балабанова Елизавета Андреевна

последние десятилетия характеризуются процессами обновления языкового образования во многих странах мира, в том числе и в России. В связи с этим, использование аутентичных материалов представляется методистам крайне важным, хоть и вызывает много разногласий. В статье рассматривается методика формирования критического мышления путем использования аутентичных материалов и приводятся педагогические аргументы в пользу использования данных материалов на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Канцур Анна Германовна, Балабанова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AUTHENTIC MATERIALS AS A MEANS OF FOSTERING CRITICAL THINKING IN ENGLISH LESSONS

the last decades have been characterised by a process of renewal of language education in many countries, including Russia. Therefore, the use of authentic materials seems to be extremely important for methodologists, although it is controversial. The article deals with the methods of critical thinking formation by using authentic materials and presents pedagogical arguments in favour of using these materials in the classroom.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Канцур Анна Германовна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: kantcur_ag@pspu.ru

Балабанова Елизавета Андреевна

студентка Zm722 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: elizabeth-solodova@yandex.ru

THE USE OF AUTHENTIC MATERIALS AS A MEANS OF FOSTERING CRITICAL THINKING IN ENGLISH LESSONS

Anna Kantsur, Ph.D.

Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: kantcur_ag@pspu.ru

Elizaveta Balabanova

Student of the Faculty of Foreign Languages, group Zm722 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: elizabeth-solodova@yandex.ru

Аннотация: последние десятилетия характеризуются процессами обновления языкового образования во многих странах мира, в том числе и в России. В связи с этим, использование аутентичных материалов представляется методистам крайне важным, хоть и вызывает много разногласий. В статье рассматривается методика формирования критического мышления путем использования аутентичных материалов и приводятся педагогические аргументы в пользу использования данных материалов на уроке.

Ключевые слова: критическое мышление, аутентичные материалы, мотивация

Abstract: the last decades have been characterised by a process of renewal of language education in many countries, including Russia. Therefore, the use of authentic materials seems to be extremely important for methodologists, although it is controversial. The article deals with the methods of critical thinking formation by using authentic materials and presents pedagogical arguments in favour of using these materials in the classroom.

Key words: critical thinking, authentic materials, motivation

В век информационной перегрузки учащиеся нуждаются в способности оценивать различные источники информации, судить об их релевантности, полезности и надежности содержания, а также должны быть способны

104

принимать решения о том, во что верить, а во что нет. Данные навыки относятся к такой способности, как критическое мышление.

«Критическое мышление - это самодисциплинированное мышление, которое осуществляется на самом высоком качественном уровне. Люди, которые мыслят критически и последовательно пытаются жить рационально и разумно. Они остро осознают врожденную ущербность человеческого мышления без его контроля» [4].

Раймонд С. Никерсон (1987) в своей работе предоставляет нам целый список способностей и установок, которые характеризуют человека, мыслящего критически. Этот человек - это тот, кто:

1) организует мысли и формулирует их кратко и связно;

2) приостанавливает суждение в отсутствие достаточных доказательств для его поддержки;

3) пытается предвидеть вероятные последствия альтернативных действий;

4) может учиться самостоятельно и имеет постоянный интерес к этому;

5) применяет методы решения проблем в областях, отличных от тех, в которых учился [3].

Планируя упражнения, уроки, блоки или программы по критическому мышлению, учителям следует помнить, что у каждого человека присутствуют способности к критическому мышлению, которые надо только развить. Развитие критического мышления связано исключительно со специальными стратегиями обучения мышлению, и оно рассматривается как возможное в рамках существующих учебных программ и путей, ведущих к ним.

Ежедневная работа учителя иностранного языка сводится к поиску путей и способов, а также приемов и методов для построения работы на каждом уроке так, чтобы формировать критическое мышление школьника.

Все мы знаем и постоянно пополняем свой багаж различными приемами и методами, которые направлены на развитие обучающихся в целом и развитие критического мышления в частности.

Рассмотрим некоторые из таких приемов и методов. Одним из технологических компонентов формирования критического мышления является представление школьникам в процессе изучения любых курсов младшей ступени своеобразного «эталона» критического мышления. В связи с этим авторами Paul R., Binker А. вводятся специальные критерии критической насыщенности и критической корректности учебной информации, на основе которых разрабатываются специальные типы задач:

Первый тип задач. В процессе занятия создается такая ситуация, когда «из неверной изначально посылки путем корректных логических суждений получается новый вывод, явно противоречащий имеющимся у школьников знаниям». Предлагается найти причину этого несоответствия.

Второй тип задач. Создается ситуация, в которой из «первоначально справедливого суждения путем некорректных логических операций получается абсурдный вывод». Причину предлагается выяснить.

Третий тип задач. Правильный результат специально «критически» осмысливается таким образом, что его правильность оказывается сомнительной (критическое осмысление проводится некорректно). Дальнейшее рассуждение предлагается школьникам провести самостоятельно.

Выбор методов обучения при использовании технологии формирования критического мышления зависит от того, к какой системе обучения близка данная технология. В статье мы рассматриваем использование аутентичных материалов, как средство формирования критического мышления.

Аутентичные материалы - это материалы, созданные носителями языка для носителей языка для неучебных целей. Кричевская К.С. относит к аутентичным материалам подлинные литературные, фольклорные, изобразительные, музыкальные произведения, предметы реальной действительности, такие, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративные изображения.

Материалы повседневной и бытовой жизни Кричевская К.С. выделяет в самостоятельную группу: прагматических материалов (объявления, анкеты-опросники, вывески, этикетки, меню и счета, карты, рекламные проспекты по туризму, отдыху, товарам, рабочим вакансиям и пр.), которые по доступности и бытовому характеру применения представляются довольно значимыми для создания иллюзии приобщения к среде обитания носителей языка и считает, что их роль на порядок выше аутентичных текстов из учебника, хотя они могут уступать им по объему.

К понятию «прагматические материалы» стоит отнести также аудио-и аудиовизуальные материалы, такие, как информационные радио-и телепрограммы, сводки новостей, прогноз погоды, информационные объявления по радио в аэропортах и на ж/д вокзалах.

Например, задание на аудирование. Listen to the announcement and choose the right answer/ Прослушайте объявление и выберите правильный ответ

• The flight number is... 46 A/87C/86 A.

• The current altitude is 32000 feet/33000 feet.

• The airspeed is 200 miles per hour/400 miles per hour.

• The time is 13:25/10:25.

• They're expecting to land 15 minutes ahead of schedule/ with 15 minutes

delay.

• The cabin crew will be coming around to do the safety check/to serve meals.

Использование подобных материалов представляется нам крайне

важным, так как они являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны изучаемого языка, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся.

Прагматические материалы могут относиться к различным областям в зависимости от их употребления:

1) Учебно-профессиональная сфера общения.

2) Социально-культурная среда общения.

3) Бытовая сфера общения.

4) Торгово-коммерческая сфера общения.

5) Семейно-бытовая сфера общения.

6) Спортивно-оздоровительная сфера общения.

Эффективному формированию культурологической и коммуникативной компетенции, а также критического мышления способствует использование на уроках аутентичной зрительной наглядности, т. е. предметов повседневной жизни, изначально не имеющих учебно-методической направленности, а созданных исключительно для использования носителями языка.

В своей работе «Критерии содержательной аутентичности учебного текста» Е.В. Носонович и О.П. Мильруд также высказывают мнение, что предпочтительнее учить языку на аутентичных материалах, т. е. материалах, взятых из оригинальных источников и не предназначенных для учебных целей. С другой стороны, они указывают, что такие материалы порой слишком сложны в языковом аспекте и не всегда отвечают конкретным задачам и условиям обучения, одновременно выделяя отдельно методически- или учебно-аутентичные тексты. Под последними понимаются составленные авторами УМК тексты с учетом всех параметров аутентичного учебного производства.

Примером учебно-аутентичного текста может послужить диалог, взятый из учебника иностранного языка «Английский в фокусе» для учащихся 10 классов:

- What's the matter, Kim?

- I've had enough!

- What do you mean?

- It is Julie - my so-called friend - she's cancelled our plans again. She's always doing it and it hurts my feelings.

- But she looks so sweet and caring...

- That's what most people think... But she only cares about herself and she only goes out with me when she has nothing better to do.

- Oh, come on! Aren't you being a bit mean?

- No... She might be nice to you... But she keeps letting me down.

- Oh well... Forget about it... Why don't we rent a DVD?

- Alright... Any ideas?

- There's that comedy... You know... What's it called? ... Forever friends.

- Oh, perfect!

Мы можем заметить, что вышеприведенный диалог друзей принадлежит к разговорному стилю речи. Автор учебника сохраняет аутентичную направленность текста, используя сокращения и слова-связки характерные для общения в повседневной жизни носителей языка: Ive had enough!, Oh, come on!, Oh well..., Alright..., What's it called?, Oh, perfect!. Естественное лексико-грамматическое содержание диалога, способствует формированию аутентичного поведения учащихся.

Основным из критериев аутентичности считается критерий функциональности, т. е. ориентация аутентичных материалов на жизненное

использование, на создание иллюзии приобщения к естественной языковой среде, что является главным фактором в успешном овладении иностранным языком [2].

Важным условием эффективности внедрения аутентичных материалов в процессе обучения является соблюдение соответствующих данной учебной ситуации принципов введения культурологического материала. Среди общих принципов введения материала Р.П. Мильруд считает необходимым соблюдать принцип минимизации (тематический минимум должен отражать основные области изучения страноведения), а также отбирать материал, соответствующий целям изучения иностранного языка в конкретной учебной ситуации и вовлекать учащихся в парную и групповую работу (работу над проектами и т. п.). Также нужно учитывать индивидуальные психологические особенности обучающихся, их социокультурное окружение и интересы.

В настоящее время учитель имеет широкие возможности использовать в своей работе аутентичные материалы из английских пособий, журналов и газет, также очень актуально использование видео- и аудиоматериалов. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность [5].

Таким образом, обучение естественному, современному иностранному языку возможно при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами. Использование подобных аутентичных и учебно-аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка, поможет повысить мотивацию к изучению иностранного языка как учебного предмета.

Опыт внедрения технологий развития критического мышления дает возможность обосновать требования по организации обучения: преподаватель должен спрогнозировать целесообразность применения технологии при изучении определенной темы; следует учесть, какими именно знаниями, умениями, навыками овладеют ученики, какие способности и личностные качества при этом развиваются; эффективность развития критического мышления зависит от мастерства преподавателя, так как он своими действиями способствует самостоятельной деятельности учеников и становлению в них творческого стиля деятельности, побуждая проявление их творческих черт, организованности, оригинальности, проницательности, объективности. Практический опыт показывает, что ученики, к которым применялась технология развития критического мышления, имеют более глубокие и устойчивые знания, они овладели приемами работы с информацией и активно используют их в самостоятельной работе, т. е. реально самообучающихся [1].

Работа над функционально-аутентичным материалом приближает учащегося к реальным условиям употребления языка, знакомит его с разнообразными лингвистическими средствами и готовит к самостоятельному употреблению этих средств в речи.

Так, использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка позволяет с большей эффективностью осуществлять обучение, имитировать погружение в естественную речевую среду и формировать умение учащихся осуществлять процесс общения в соответствии с национально-культурной спецификой страны изучаемого языка.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Так, применяя технологию развития критического мышления через использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка, учитель развивает личность обучающегося в первую очередь при непосредственном обучении языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель мотивирует обучающегося, развивает у него желание применить на практике, полученные на уроке знания, а также проявлять интерес не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения.

Список литературы

1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: моногр. / под науч. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2012. - 136 с..

2. Носонович Е.В. Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 2. -С. 10-14.

3. Devine T. Critical Thinking in the English Class [Электронный ресурс] // Peabody Journal of Education. - 1962. - 39 (6). - Р. 359-365. Retrieved January 11. - 2020. - URL: www.jstor.org/stable/1490093 (дата обращения: 05.05.2022).

4. Vdovina E., Gaibisso C. Developing Critical Thinking in the English Language classroom [Электронный ресурс]: A Lesson Plan // ELTA Journal. -2013. - URL: www.eltajournal.org.rs (дата обращения: 05.05.2022).

5. Yuan R., Stapleton P. Student teachers' perceptions of critical thinking and its teaching [Электронный ресурс] // ELT Journal. - 2019. - URL: https://doi.org/10.1093/elt/ccz044 (дата обращения: 10.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.