Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РЕФЛЕКСИЯ И ДР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джалилова Н.Д.

Данная статья посвящена использованию технологии критического мышления на уроке английского языка. Критическое мышление - интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Джалилова Н.Д. преподаватель кафедра иностранных языков Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт

Ташкент, г. Узбекистан Djalilova Nilufar Dilshodovn teacher of Foreign Languages Department

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА CRITICAL THINKING TECHNOLOGY IN ENGLISH LESSON Tashkent Pediatric Medical Institute Tashkent, Uzbekistan Аннотация. Данная статья посвящена использованию технологии критического мышления на уроке английского языка. Критическое мышление - интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия.

Ключевые слова: критическое мышление, технология критического мышления,коммуникация, мозговой штурм, рефлексия и др.

Annotation. Given article is dedicated to the using of critical thinking technology in ELT. Critical thinking - self -controlled process of actively and skillfully conceptualizing, applying, analyzing, synthesizing and evaluating information generated by, observation, experience, reflection and communication.

Key words: critical thinking, technology of critical thinking, reflection, communication, brainstorming etc.

Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Это — интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования информации, полученной или порождённой наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентир для убеждения и действия.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении

иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Преподаватель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбраны информативный материал, способствующий развитию критического мышления и метод занятия.

Критическое мышление - это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Известно, что технология критического мышления разработана в середине 90-х годов ХХв. американскими учеными и педагогами Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл. Технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность делать урок разнообразным, ярким. Технология критического мышления включает три стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия". Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности; в) побудить студента к активной работе на уроке и дома. Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет учащимся: а) получить новую информацию б) осмыслить ее; в) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. Она включает в себя целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На своих уроках я часто использую различные приемы технологии критического мышления, такие как маркировочная таблица "ЗХУ"; написание эссе, кластер ; мозговой штурм(Ьга1ш1:огтт§), рыбий скелет (fishbone), диаграмму Венна и т.д.

Например, во 2 курсе по теме "Skeleton " студенты составили

кластер.

К тому же, на уроках используется прием"Мозговой штурм" . К примеру, на 1 курсе по теме On-line etiquette студенты обсуждают термин "on-line etiquette", задавая вопросы:

What is on-line etiquette or netiquette?

What is the difference between etiquette and netiquette?

What do the terms "hacking", "bullying", "computer-literate" mean?

Очень эффективной технологией критического мышления является написание эссе на пройденную тему. В конце каждого раздела учащиеся пишут эссе на определенные темы, например, на 1 курсе студенты написали сочинение на тему "Studying with multiple sources . Advantages and disadvantages " . На эту же тему можно составить диаграмму Венна. В ней мы сравниваем преимущества и недостатки каждого источника знаний.

В заключении следует отметить, что цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования.

Использованные источники:

1. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.

2. Богатенкова .Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей - СПб.: СПбГУПМ, 2001.

3.Суворова Н.Г. Методическое пособие по праву для 7-го класса. - М., издание РФПР, 2002.

Джафарова З.К., к. э.н.

доцент Ахматилова П. аспирант ДГУ

Россия, г. Махачкала

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

В РФ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ключевые слова: федеральное земельное законодательство, кадастровая стоимость, налоговая декларация, кадастровая оценка, реестр недвижимости, парцеллы.

В Российской Федерации сосредоточены самые огромные и богатейшие земельные ресурсы в мире (1709 миллионов гектаров земли). От того, как они используются и охраняются, во многом зависит благосостояние общества и отдельных людей и само состояние страны в целом. К сожалению, как раньше, так и теперь в земельной сфере дела обстоят не самым лучшим образом, и земельный вопрос продолжает оставаться в России одним из самых острых и болезненных. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти до сих пор никак не могут расстаться с давно изжившими и устаревшими себя представлениями о земле. Несмотря на огромные изменения в социально-экономической сфере, требующие серьезного реформирования земельных отношений, они нередко пытаются в максимально возможной степени сохранить старый и не удобный порядок землепользования.

В земельном налогообложении имеются своего образа серьезные юридические изъяны. Такое развитие законодательства о земле вызывает недоумение, поскольку создана конституционная основа для нормального правового регулирования земельных вопросов. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, выделяет в российской правовой системе земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли, а с другой - подчеркивает необходимость определения порядка и условий пользования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.