Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ © 2019 ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ © 2019 ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА / ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ / ГЕНЕРИРОВАТЬ ИДЕИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЦЕСС МЫШЛЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / СRITICAL THINKING / LANGUAGE DEVELOPMENT / TO MAKE DECISIONS / TO GENERATE IDEAS / FOREIGN LANGUAGE / PROCESS OF THINKING / TEACHING PROGRAM / LOGICAL EVIDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

В статье анализируются способы обучения и применения навыков критического мышления при обучении студентов иностранному языку. Критическое мышление - это способность человека думать и принимать правильные решения самостоятельно. Такие навыки мышления, как способность обрабатывать информацию, оценивать ее достоверность, аргументировано отстаивать свое мнение, принимать верные решения, необходимы всем. В настоящее время обучение критическому мышлению студентов является одной из задач преподавателей иностранного языка. Различные исследования подтвердили роль критического мышления в улучшении навыка письма, владения языком и устной коммуникации. Студенты могут использовать язык на более продвинутом уровне, если у них есть мотивация, и они могут демонстрировать критическое мышление при использовании иностранного языка. Это означает, что обучающиеся должны уметь генерировать свои идеи и критически подкреплять эти идеи логическим смыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литовченко Василина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOMENT AND APPLICATION OF CRITICAL THINKING SKILLS © 2019 WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the analysis of the methods of teaching and using the skills of critical thinking at foreign language classes. Critical thinking refers to the individuals’ ability to think and make correct decisions independently. Such thinking skills as ability to deal with information, evaluate this information, support your opinion, and make correct decisions are important for everybody. Nowadays enhancing critical thinking in students is considered one of the foreign language teachers’ tasks due to its high position in foreign language classrooms. Different studies have confirmed the role of critical thinking in improving writing ability; language proficiency; and oral communication ability. The learners may become proficient language users if they have motivation and are taught the ways of displaying critical thinking in foreign language usage, which signifies that the learners must have reflection on their production of ideas, and they may critically support those ideas with logical details.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ © 2019 ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

педагогические науки

Литовченко Василина Ивановна РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ...

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0025

РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2019

Литовченко Василина Ивановна, доцент кафедры делового иностранного языка института социального инжиниринга, доцент Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (660037, Россия, Красноярск, проспект «Красноярскийрабочий», 31, e-mail: litovchenkovi@yandex.ru)

Аннотация. В статье анализируются способы обучения и применения навыков критического мышления при обучении студентов иностранному языку. Критическое мышление - это способность человека думать и принимать правильные решения самостоятельно. Такие навыки мышления, как способность обрабатывать информацию, оценивать ее достоверность, аргументировано отстаивать свое мнение, принимать верные решения, необходимы всем. В настоящее время обучение критическому мышлению студентов является одной из задач преподавателей иностранного языка. Различные исследования подтвердили роль критического мышления в улучшении навыка письма, владения языком и устной коммуникации. Студенты могут использовать язык на более продвинутом уровне, если у них есть мотивация, и они могут демонстрировать критическое мышление при использовании иностранного языка. Это означает, что обучающиеся должны уметь генерировать свои идеи и критически подкреплять эти идеи логическим смыслом.

Ключевые слова. Критическое мышление, развитие языка, принимать решения, генерировать идеи, иностранный язык, процесс мышления, учебная программа, логические доказательства.

DEVELOMENT AND APPLICATION OF CRITICAL THINKING SKILLS WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE

© 2019

Litovchenko Vasilina Ivanovna, Associate Professor at the Department of Business Foreign Language, Institute of Social Engineering, Associate Professor Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (660037, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsky Rabochy Av. 31, e-mail: litovchenkovi@yandex.ru)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the methods of teaching and using the skills of critical thinking at foreign language classes. Critical thinking refers to the individuals' ability to think and make correct decisions independently. Such thinking skills as ability to deal with information, evaluate this information, support your opinion, and make correct decisions are important for everybody. Nowadays enhancing critical thinking in students is considered one of the foreign language teachers' tasks due to its high position in foreign language classrooms. Different studies have confirmed the role of critical thinking in improving writing ability; language proficiency; and oral communication ability. The learners may become proficient language users if they have motivation and are taught the ways of displaying critical thinking in foreign language usage, which signifies that the learners must have reflection on their production of ideas, and they may critically support those ideas with logical details.

Keywords. Critical thinking, language development, to make decisions, to generate ideas, foreign language, process of thinking, teaching program, logical evidence.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Критическое мышление с одной стороны является состоявшейся, а с другой стороны дискуссионной областью исследований в разных дисциплинах в течение очень долгого времени. Предмет «критическое мышление» впервые был введен греческими философами и используется с эпохи Греческой империи до сих пор, получив значительный, влиятельный статус во время своего путешествия по истории. Многие историки считают, что корни критического мышления можно проследить со времен Сократа 2500 лет назад.

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи широко известен как «отец» современной традиции критического мышления. Дьюи назвал критическое мышление как «рефлексивное мышление» и определил его как активное, настойчивое, тщательное рассмотрение мнений или знаний и дальнейших выводов, к которым человек стремится. Кроме того, Дьюи также предполагает, что критическое мышление обнаруживает тенденции, которые нуждаются в постоянном регулировании. Определение Дьюи предполагает, что критическое мышление имеет как интеллектуальный, так и эмоциональный компонент [1].

Хотя среди специалистов высшего образования существует общее мнение о важности навыков критического мышления, нет ясности в отношении того, что такое критическое мышление. Существует целый ряд определений критического мышления:

- Критическое мышление - это способ мышления о любом предмете или проблеме, в котором человек улучшает качество своего мышления путем умелого анализа, оценки и перестройки его.

- Критическое мышление - это целенаправленное, саморегулирующееся суждение, результатом которого является интерпретация, анализ, оценка и вывод, а также объяснение доказательственных, концептуальных, методологических, критериологических или контекстуальных соображений, на которых основано это суждение.

- Критическое мышление - это способность применять рассуждения и логику к новым или незнакомым идеям, мнениям и ситуациям [2, с. 30].

Быть «просто умным» сегодня недостаточно. Важно уметь мыслить продуктивно: без этого невозможен успех в разных сферах жизни. Такие навыки мышления, как способность обрабатывать информацию, оценивать ее достоверность, аргументировано отстаивать свое мнение, принимать верные решения, необходимы всем. При грамотном, системном подходе эти и другие навыки можно развить быстро и эффективно. Навыки критического мышления дают возможность анализировать все, что видите и слышите; выбирать нужную информацию для определенной цели; отстаивать свое мнение посредством четких аргументов; писать отличные работы, делать правильный выбор в любой ситуации [3].

Широко признано, что критическое мышление является важной проблемой в современном образовании, и многие преподаватели заинтересованы в обучении критическому мышлению своих студентов. Целью обучения критическому мышлению в рамках любых учебных дисциплин является улучшение навыков мышления студентов, а также подготовка их к существованию в сложном мире. Мы ожидаем, что студенты должны учиться, но мы не всегда учим их как это делать. Мы должны учить студентов думать. Вместо этого мы учим их, что думать [4].

Litovchenko Vasilina Ivanovna DEVELOMENT AND APPLICATION ..

pedagogical sciences

Использование критического мышления на занятиях по иностранным языкам имеет большое значение по нескольким причинам. Во-первых, если студенты могут взять на себя ответственность за собственное мышление, они могут более эффективно отслеживать и оценивать свои собственные способы обучения. Во-вторых, критическое мышление расширяет учебный опыт учащихся и делает язык более значимым для них. В-третьих, критическое мышление имеет высокую степень корреляции с достижениями студентов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на

которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Уотсон и Глейзер (1980) определяют концепцию критического мышления как единство отношения, знаний и способностей, которые включают в себя: а) любопытство и способность выявлять наличие проблем и принимать доказательства, подтверждающие то, что считается истинным, б) знание условий для построения правильного вывода, с) генерирование идей и обобщений, которые подкрепляются логическими доказательствами, и d) способность применять эти отношение и знания [5].

Способность критически мыслить - это то, что обычно ожидается от выпускников высших учебных заведений. По словам Пола и Элде (2005), критическое мышление приобрело большое значение благодаря четырем тенденциям: быстрым изменениям, увеличению сложности, усилению взаимозависимости и увеличению опасности. Критическое мышление является важной проблемой в высшем образовании, а развитие навыков критического мышления является одной из основных целей бакалавриата [6].

На уровне университета навыки критического мышления являются необходимыми при использовании интеллектуальных инструментов, с помощью которых можно правильно оценить мышление в целом. В этом случае, используя навыки критического мышления, студенты могут использовать интеллектуальные инструменты, которые предлагает критическое мышление - концепции и принципы, которые позволяют им анализировать, оценивать и улучшать процесс мышления. Студенты смогут работать над развитием интеллектуальных целостности, интеллектуальной сдержанности, интеллектуальной воспитанности, интеллектуальной эмпатии, интеллектуального чувства справедливости и уверенности в своих размышлениях [7].

В контексте высшего образования в России предполагается, что ограниченное использование навыков критического мышления и отсутствие осмысленной деятельности являются причинами, по которым студенты в университетах часто не преуспевают в обмене идеями и критическом письме на английском языке. Они склонны принимать мнения, не оценивая их должным образом. Это, несомненно, связано с тем, что большинство из них ранее учились в начальных и средних школах, которые, как правило, применяли подход ориентированный на учителя. Поэтому высказываться на английском языке, как в целях коммуникации, так и критически не всегда легко для студентов.

Формирование целей статьи

Целью статьи является демонстрация возможностей развития и использования навыков критического мышления на занятиях по иностранному зыку. Для того, чтобы активизировать навыки критического мышления студентов, преподаватели английского языка должны представить альтернативы, различные способы интерпретации текстов и различные концепции мира. Процесс мышления в современном образовании требует использование основной концепции критического мышления, которая всегда подразумевает более одного способа видения вещей и всегда человек сам решает, где истина при ответе на любой вопрос.

Изложение основного материала исследования_

Что касается преподавания, то одним из возможных способов повышения осведомленности студентов о критическом мышлении является их непосредственное вовлечение в критическое мышление и в диалог с другими, чтобы они могли задуматься над своим собственным процессом мышления и осознали свои мыслительные процессы посредством задавания вопросов и обсуждения.

Во время преподавания английского языка кто-то можете утверждать, что студентам не нужно выходить за рамки простого понимания слов и предложений. Однако те студенты, которые используют критическое мышление, лучше учатся, потому что они гораздо глубже понимают смысл. Поскольку учебные программы по английскому языку продолжают использовать больше контента для обучения английскому языку, стратегии критического мышления дают студентам возможность анализировать и обрабатывать информацию более подходящими способами.

Ниже приведенный пример демонстрирует конкретный способ, которым можно начать использовать критическое мышление на занятиях по иностранному языку. Он начинается со словаря, одного из строительных блоков языка.

При развитии словарного запаса студенты должны запомнить слово с трех сторон: по форме, значению и употреблению. Критическое мышление идет еще дальше. Студенты должны узнать как слово соотносится с другими словами. Например, предположим, что студенты должны выучить следующий список лексических единиц, который содержит названия видов транспорта: bicycle skateboard

sailboat subway train

airplane cruise ship

hot air balloon bus rocket taxi

Удостоверившись, что студенты правильно понимают вышеуказанные слова, можно предложить следующие задания:

1. Разделите класс на группы из четырех человек.

2. Попросите студенческие группы перечислить вышеуказанные виды транспорта в порядке от самого медленного до самого быстрого.

3. Попросите каждую группу студентов обсудить свой список с другой группой [8].

Эта деятельность, как бы просто это ни звучало, включает в себя использование логики и критического мышления. Например, студенты могут решить, что скейтборд, вероятно, самый медленный вид транспорта в списке. Однако после этого становится немного сложнее. Велосипед быстрее парусника? Это зависит от скорости ветра. Следовательно, парусник движется с той же скоростью, что и воздушный шар, поскольку они оба движутся с ветром? Такси движется быстрее, чем поезд метро?

На самом деле цель состоит не в том, чтобы получить правильный ответ, а в том, чтобы заставить студентов глубже задуматься о словах, о том, что они представляют, что они являются частью больших систем и как они связаны друг с другом в этих системах.

Таким образом, студенты должны использовать все свои языковые навыки в этом процессе. Занятие, таким образом, направлено не на простое запоминание слов, а оно становится ценным опытом, который приобретают студенты. В итоге, они гораздо лучше запоминают и используют эти словарные слова после таких заданий.

Как упоминалось выше, студенты делятся на группы для совместной работы и достижения целей каждого вида деятельности. Затем группы представляют свои идеи и обсуждают свой выбор. Эти виды заданий особенно полезны, потому что затем студенты строят предложения, используя эти слова. Кроме того, у них есть возможность изучить словарные слова более глубоко с другими студентами группы.

124

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Литовченко Василина Ивановна РАЗВИТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ...

Развитие критического мышления подразумевает умения решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант.

Понятно, что решить проблему легче, если она реальна, т.е. соотносится с собственным жизненным опытом ученика. Среди подходящих для обучения проблем будут те, что связаны с изучением различных текстов, анализом ситуаций, проведением деловых игр.

Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. Эта стратегия называется «ИДЕАЛ».

I Identify a problem

D Debate a problem

E Essential solutions

A Activity

L Logical conclusions

И - Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д - Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е - Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).

А - А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л - Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу.

Список вопросов для листа решения проблем может быть следующим:

1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои?

2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор?

3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?

4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы?

5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? [9].

Дебаты / форум / дискуссия могут также использоваться для развития навыков критического мышления. Дебаты могут побудить студентов критически рассматривать темы с разных точек зрения. Дебаты могут принести оптимальные результаты при условии, что:

a) темы являются в основном спорными;

b) темы имеют отношение к занятию и предмету;

c) темы являются интересными и мотивирующими;

d) студенты узнаю темы заранее;

e) студентам дается достаточно времени, чтобы обдумать тему с разных сторон;

f) студенты имеют достаточно возможностей для свободного и критического самовыражения [10, 11].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Таким образом, следует поддерживать и совершенствовать использование критического мышления среди изучающих язык, так как оно оказывает влияние на эффективность при изучении языка. Развитие языка и процесс мышления тесно взаимосвязаны, и обучение навыкам мышления более высокого порядка должно быть неотъемлемой частью учебной программы. Студенты,

которые обладают навыками критического мышления, способны мыслить критически и творчески для достижения целей учебной программы; способны принимать решения и решать проблемы; способны использовать свои навыки мышления и понимать язык или его содержание; способны рассматривать навыки мышления как обучение на протяжении всей жизни; и, наконец, интеллектуально, физически, эмоционально и духовно развиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Dewey J. How We Think. Dover Publications, Inc.: Mineola, New York, 1997, 240p.

2. Murawski L. Critical Thinking in the Classroom...and Beyond Journal of Learning in Higher Education, 2014, №10, pp.25-30

3. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга. Пер. с англ. — М.: ЭКСМО, 2016

4. Mohd Nazir Bin Md Zabit A brief history and review of critical thinking skills Journal of Teaching and Education, 2018, pp.153-164

5. Watson G., Glaser E. M. Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal (WGCTA). San Antonio, TX: Psychological Corp, 1980.

6. Paul R., Elder L. A guide for educators to critical thinking competency standards: standards, principles, performance, indicators, and outcomes with critical thinking master rubric, Foundation for Critical Thinking. Retrieved October 12, 2008. Available at: http://www.criticalth-inking.org

7. Masduqi H. Critical thinking skills and meaning in English language teaching. Available at: https://www.academia.edu/2278100/ CRITICAL_THINKING_SKILLS_AND_MEANING_IN_ENGLISH_ LANGUAGE_TEACHING

8. Critical Thinking in your lessons — It's easier than you think! Available at: https://oupeltglobalblog.com/2013/10/09/critical-thinking-in-your-lessons-its-easier-than-you-think/

9. Рубан И.М. Технология критического мышления на уроках английского языка // Электронный журнал. Экстернат. 07.11.2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/1786-2012-11-07-14-08-27.html

10. Rezaei S. Critical Thinking in Language Education. Available at: https://www.researchgate.net/publication/262187640_Critical_Thinking_ in_Language_Education/download

11. Мирошниченко Н.И. Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного зыка (немецкого) // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2013.

Статья поступила в редакцию 07.08.2019

Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.