DOI: 10.187217JHSS.9410 УДК 37.026
критическое мышление как фактор повышения конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда
А.Ф. Мамлеева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация
В статье рассмотрена проблема повышения уровня конкурентоспособности современных выпускников посредством развития критического мышления. Дан анализ качества личности современного выпускника в свете гуманизации и гуманитаризации высшего образования. На основе анализа мнений зарубежных и российских исследователей показано, что современные выпускники должны обладать не только профессиональными навыками, но и разными личностными характеристиками, которые востребованы работодателями. К ним можно отнести способность работать в команде, лидерские навыки, гибкость, умение общаться и принимать эффективные решения. Статья нацелена на выявление сущности понятия «критическое мышление», включающего в себя акмеологи-ческую и рефлексивную составляющие, важные для развития указанных личностных качеств выпускников. Приведено описание условий успешного формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза. Показано, что гуманитарные науки, в том числе иностранный язык, содержат информацию философского плана, которую необходимо подробно проанализировать и обсудить, а значит, такие дисциплины направлены на развитие умений общаться, дискутировать, слушать партнера и совместно принимать решения. Используемые в обучении иностранному языку отрывки из художественной литературы дают примеры проблемных жизненных ситуаций, в которых демонстрируются определенные социальные навыки, человеческие качества, решения и поступки. Студенты учатся мыслить критически, чтобы правильно интерпретировать дискуссионные ситуации. в рамках развития критического мышления на занятиях по иностранному языку предпринимается попытка развития личностных качеств обучающихся для повышения их конкурентоспособности на рынке труда, что является весьма актуальным.
Ключевые слова: критическое мышление; личностные качества; конкурентоспособность; вуз; гуманитаризация; художественная литература; иностранный язык
Ссылка при цитировании: Мамлеева А.Ф. Критическое мышление как фактор повышения конкурентоспособности специалиста на современном рынке труда // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 4. С. 96-107. Б01: 10.18721/JHSS.9410
critical thinking as a factor of improving competitiveness in the labor market
A.F. Mamleeva
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation
The article considers the problem of improving the competitiveness of modern graduates through developing critical thinking. The personal characteristics of modern graduates are analyzed in the light of humanization and humanitarization of higher education. Based on analysis of opinions formulated by foreign and Russian experts, it is suggested that modern graduates should possess professional skills as well as various personal characteristics demanded by employers, such as the ability to work in a team, leadership skills, flexibility, communication skills, and effective decision-making. The article is aimed at explaining the concept of "critical thinking", which includes acmeological and reflexive components important for developing the graduates' personal characteristics. We have described the conditions for successful development of critical thinking skills in the educational process of the university. It is shown that humanities courses, including foreign language studies, contain a lot of philosophical issues that need to be analyzed and discussed in detail. This means that such disciplines are aimed at developing communication, debating, decision-making skills, as well as active listening. Various excerpts from fiction used in foreign language courses give examples of controversial life situations in which certain social skills, personal qualities, decisions and actions are demonstrated. Students learn to think critically in order to be able to interpret these situations correctly. Developing critical thinking in foreign language courses is used as an attempt to develop students' personal characteristics serving to improve their competitiveness.
Keywords: critical thinking; personal characteristics; competitiveness; university; humanitarization; fiction; foreign language
Citation: A.F. Mamleeva, Critical thinking as a factor of improving competitiveness in the labor market, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 9 (4) (2018) 96-107. DOI: 10.18721/JHSS.9410
Введение
Социально-экономическое развитие страны, рынок труда и система высшего образования непосредственно взаимосвязаны. Эффективное функционирование этой системы взаимодействий способствует успешной интеграции государства в мировое экономическое пространство. Кроме того, от качества подготовки специалистов напрямую зависит ситуация на внутреннем и внешнем рынке труда.
В настоящее время активно решается проблема применения полученного образования, делаются попытки создания благоприятных условий для всестороннего развития личности. Проблема развития интеллектуального потенциала страны обсуждается на разных уровнях, происходят переоценка традиционных стан-
дартов социальной адаптации человека, переосмысление системы развития общества.
Постановка проблемы и цели исследования
Стартовавший 1 декабря 2017 г. проект «Интеллектуальный потенциал России» [1] направлен на расширение спектра достижений науки и техники. выдвигаются новые требования к формированию компетенций в процессе вузовской подготовки специалистов разнообразных направлений. Образование должно соответствовать социальным запросам населения, задаче консолидации общества, учитывать требования глобальной конкуренции.
в свете этих требований перед российскими вузами ставится задача подготовки высококвалифицированных кадров. образование
должно удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Чтобы решить данную задачу, необходимо развивать у студентов универсальные надпредметные качества. для подготовки конкурентоспособного специалиста в новых условиях нужно систему усвоения заменить на культуру поиска и обновления, отдавать предпочтение коллективным формам работы. Широко обсуждается необходимость развития командных компетенций для решения междисциплинарных задач.
Другим отличием новой модели образования является ориентация на формирование взаимодействия с различными институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития. Возможность непосредственного влияния работодателей на положение дел в образовании подразумевает их разностороннее сотрудничество с вузами. В современной парадигме взаимодействия рынка труда и высшего образования работодатель формирует представление о том, какими качествами должен обладать выпускник, насколько широк должен быть спектр его знаний и умений, чтобы он мог эффективно реализовывать себя в рамках профессии [1].
Специалисты считают, что для решения современных проблем в курсе университетской подготовки у учащихся должны формироваться навыки решения проблем, знания глобальной ответственности как основной нормы гуманизма, навыки самообучения и образования в течение всей жизни. В связи с тем, что одним из важнейших личностных качеств современного выпускника является наличие критического мышления, данная статья нацелена на рассмотрение существующих возможностей его формирования в вузовском учебном процессе, в частности на базе дисциплины «Иностранный язык».
Результаты исследования
Личность современного выпускника в свете гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманитаризация образования, гуманитарные дисциплины, в том числе и иностранный язык, признаются ведущими факторами нравственного развития молодого человека как основы развития его онтологических способностей быть гуманистом и отстаивать гуманность, быть
подлинным субъектом культуры. Гуманизация образования рассматривается в качестве основного пути преодоления молодыми людьми неустойчивости ценностных ориентиров, развития стойких убеждений.
По мнению A.C. Кравеца [2], термин «гуманизм» первоначально понимался его представителями как определенный вид интеллектуальных занятий филологического плана. В гуманитарных исследованиях на первое место выходят ценности человеческой жизни (значимые исторические события, жизнь великих деятелей, гениальные литературные произведения и т. п.). Если обратиться к исходной традиции трактовки гуманитарных наук, восходящей к гуманистам эпохи Возрождения, то известно, что под гуманитарными занятиями они подразумевали познание мудрости через слово, возвышающее человека. Другими словами, гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда открывают в человеке личность, ее неповторимость и уникальность, ее высшую самоценность.
Гуманизация педагогического образования, как считает А.Ф. Щепотин, — это оптимизация взаимодействия личности и социума, обеспечение их наиболее эффективного развития. Она направлена на совершенствование форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих раскрытие индивидуальности обучающегося, его личностных качеств [См.: 3].
Одной из тенденций инновационной политики в современном российском образовании является усиление его нравственной и духовной составляющей посредством гуманизации и гуманитаризации учебного процесса, расширение мировоззрения обучающихся посредством изучения объектов культуры. Это способствует развитию личностных качеств, обеспечивающих индивида возможностью и способностью адаптироваться к окружающей социальной среде, что может привести к росту его конкурентоспособности на рынке труда.
Хотя исследователи признают, что гуманитарная среда способствует формированию необходимых сегодня качеств личности выпускника вуза, задача теоретической разработанности проблемы повышения конкурентоспособности за счет усиления гуманитарной составляющей в высшем образовании окончательно не решена. Рассмотрим современную трактовку повыше-
ния конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Конкурентоспособность и востребованность личности в современных условиях. Конкурентоспособность личности исследуется в работах Ф.Р. Туктарова, Д.С. Котиковой, Л.Ф. Рахубы, Д.А. Коноплянского, Л.М. Митиной, И.В. Те-релянской и др. Например, Л.Ф. Рахуба рассматривает данное понятие как системное качество профессионала, личностное образование, которое интегрирует характеристики личности, соотношение желательных профессионально важных качеств и совокупность вне-профессиональных характеристик личности.
Д.А. Коноплянский интерпретирует термин «конкурентоспособность» как совокупность профессиональных и личностных характеристик индивида, получившего образование в каком-либо высшем учебном заведении, и считает, что именно они обеспечивают выпускнику устойчивую позицию на современном рынке труда [4]. Проанализировав эти определения, можно сделать вывод, что конкурентоспособность личности — это такое качество профессионала, которое объединяет профессиональные и внепрофессиональные личностные характеристики, позволяющие специалисту занять устойчивую позицию на рынке труда [Там же].
Е.К. Русланов понимает востребованность как соответствие требованиям работодателей и рынка труда. По мнению Ф.Ш. Мухаметзяно-вой, доминирующим индикатором востребованности на рынке труда является период трудоустройства после окончания вуза [5]. Таким образом, основной фактор успешности современного специалиста — это наличие развитых профессиональных и внепрофессиональных личностных характеристик, соответствующих требованиям работодателей и рынка труда.
в ряде исследований, посвященных анализу проблемы конкурентоспособности российских выпускников, сделан вывод, что показатели их востребованности невысоки. Исследователи отмечают, что период трудоустройства современных выпускников вузов затягивается на несколько месяцев, а во многих случаях заканчивается полной сменой профиля деятельности, так как молодой специалист не считает себя способным реализоваться в рамках избранной профессии. Спустя полгода
после окончания вуза более 50 % выпускников находятся в состоянии поиска работы, треть имеют временную работу, и лишь 8—10 % специалистов удается найти постоянную. Молодые люди склонны соглашаться на должности, которые не являются для них приоритетными и желаемыми. две трети выпускников работает без каких-либо перспектив в карьерном росте [6].
Компетенции, демонстрируемые выпускниками вузов в первые годы трудовой деятельности, не соответствуют ожиданиям работодателей. Причиной неудач является недостаточный уровень развития ряда личностных качеств, закрепленных форм поведения, за которыми стоит личностный мотив, что препятствует быстрой адаптации и интеграции индивида.
необходимо также признать следующий факт: у выпускников неправильно сформирована система ценностно-смысловых ориента-ций, и это препятствует их самореализации. например, учащиеся не считают необходимым условием достижения успеха в командной работе наличие у индивида такого качества личности, как коммуникабельность, и не осознают возможностей ее развития. У молодых людей отсутствуют или недостаточно развиты навыки командной работы, им проще выполнить работу самостоятельно, они стесняются обращаться за помощью к коллегам, что приводит к значительным задержкам в процессе адаптации на работе. Г.В. Иванченко [7] подчеркивает, что у студентов не сформировано умение самостоятельно планировать, корректировать и реали-зовывать перспективы своего развития, постоянно расширять свои возможности.
В условиях современного рынка труда необходимо уметь быстро изменять узкоспециальную направленность образованности в зависимости от ценностно-потребностных интересов общества и производства. Кроме того, особую важность приобретает потребность выпускника овладевать профессиональными компетенциями, расширять профессиональный кругозор, иметь возможность быстро осваивать новые научные разработки, технологии, сферы деятельности. для формирования конкурентоспособного специалиста необходимо подробно проанализировать ряд личностных качеств, включаемых исследователями в разряд наиболее востребованных сегодня на рынке труда.
Мнения работодателей о личностных качествах молодого специалиста. В США был составлен список десяти навыков, которые пользуются повышенным спросом у работодателей [8]. Отечественные специалисты — авторы «Атласа новых профессий», документа агентства стратегических инициатив и школы управления «Сколково» (в работе над ним приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов) — также описывают наиболее востребованные профессии будущего и требования к молодым специалистам. Особое внимание исследователи уделяют универсальным навыкам, важным для специалистов самых разных областей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность работать в смежных отраслях [9, с. 13—14]. На Всемирном экономическом форуме в Давосе также уделялось внимание проблеме развития наиболее востребованных качеств личности [10].
Анализ данных источников позволяет говорить о том, что в качестве одного из основополагающих факторов повышения конкурентоспособности исследователи называют умение идентифицировать сложные системы и работать с ними. Так, российские ученые говорят о важности системного мышления, которое определяется как способность сочетать анализ и синтез. Это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений. Можно отметить, что системное мышление непосредственно связано с критическим мышлением, так как критическое мышление — это система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, давать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Анализ и синтез, в свою очередь, являются элементами системы критического мышления.
Следующее качество, выделяемое американскими и европейскими специалистами, — способность к решению проблем. Успешность решения проблем непосредственно связана с умением глубоко и тщательно анализировать ситуацию. Для эффективного решения задач необходимо использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого
конечного результата. Они используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений [5] и непосредственно связаны с умением критически оценить ситуацию.
Специалисты подчеркивают необходимость развития педагогических навыков [8, 10], которые формируются в процессе межличностного взаимодействия и напрямую связаны с умением достигать целей общения. Умение общаться считается одним из основополагающих в сфере эмоционального интеллекта. Говоря об эмоциональном интеллекте, многие исследователи описывают значимость таких его составляющих, как глубокое понимание эмоций других людей, социальная ответственность, способность к идентификации эмоций. Одним из важнейших компонентов эмоционального интеллекта является способность к сопереживанию, признаваемая в качестве главного связующего звена между эмоциональной сферой и нравственностью человека. Эмпатическая установка входит в соприкосновение с моральными оценками и непосредственно связана с умением рефлектировать. Между тем рефлексия является основным звеном в системе работы над проблемой в контексте критического мышления. В рамках технологии развития критического мышления урок строится поэтапно и делится на стадии вызова, осмысления и рефлексии. Таким образом, необходимо констатировать взаимосвязь эмоционального интеллекта и критического мышления.
Сущность критического мышления как важного личностного качества конкурентоспособного специалиста. Следует подчеркнуть, что для критического мышления характерны построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся отклонения какого-либо суждения, соглашения с ним или временного отложения его рассмотрения. Все эти задачи подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи [5].
Формирование навыков критического мышления должно быть организовано в ситуациях группового общения. Для формирования навыков эффективного общения нужно предоставить учащимся возможность постоянно
находиться в состоянии межличностного взаимодействия, что позволит им глубже понимать значение эмоций своих партнеров по общению и эффективно развивать способности к их идентификации.
Российские специалисты утверждают, что умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми непосредственно связано с умением управлять людьми, выделяемым европейскими специалистами, и относится к широкому полю навыков решения проблем. данные навыки формируются путем развития умений формулировать идеи, быть понятным и убедительным, умения договариваться. В ходе работы над проблемой осуществляется ряд логических операций, оцениваются результаты мыслительных процессов и принимается обдуманное решение в отношении какого-либо суждения.
Такое мышление, подразумевающее разумное рассмотрение разнообразия подходов и методов для того, чтобы выносить обоснованные суждения и решения, соотносится с аналитическим мышлением. Индивид развивает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, чтобы применять полученные результаты как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, при решении вопросов и проблем. данное качество личности проявляется в умении задавать вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы и принимать продуманные решения.
основными актуальными качествами специалиста считаются умение мыслить системно, наличие навыков осуществления межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, а также работать в коллективе в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач. Состав указанных качеств позволяет говорить о том, что они по своей сути относятся к комплексу интеллектуальных характеристик и непосредственно связаны с критическим мышлением. Ведь умение идентифицировать сложные системы и работать с ними, управлять сложными автоматизированными комплексами, проектами и процессами предусматривает наличие навыков оценки, логики принятия решений, быстрой и своевременной реакции на изменение условий работы, а также умение правильно и глубоко интерпретировать
чувства и эмоции окружающих. В связи с наличием явной взаимосвязи указанных качеств с понятием критического мышления последнее необходимо рассмотреть подробнее.
основой развития конкурентоспособности современного специалиста Д.А. Коноплянский [4] считает развитие способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, что достигается посредством анализа и синтеза, концептуализации, применения и оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией в русле развития критического мышления. Можно отметить, что в процессе развития критического мышления происходят формирование самостоятельности, умения быстро реагировать на происходящие изменения, повышение рациональности. Таким образом, критическое мышление является связующим звеном и основой развития личностных характеристик специалиста и основополагающим элементом развития конкурентоспособности.
Л.Ф. Рахуба [11] подчеркивает значимость акмеологических составляющих личности конкурентоспособного специалиста. В центре изучения акмеологии находится субъект в зрелом возрасте, который реализует деятельность по достижению высшей ступени зрелости человека. ученый выделяет две группы качеств конкурентоспособной личности, соответствующие структурным компонентам деятельности.
К первой группе исследователем отнесены качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде. Это достигается за счет социальной направленности в деятельности, способности эффективно действовать «относительно других».
Ко второй группе Л.Ф. Рахуба относит качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие личности в конкурентной среде, которое достигается в процессе реализации разноуровневых целей профессионально-личностного саморазвития в данной среде. При этом наиболее значимые характеристики личности связаны с ее рефлексивностью, целеустремленностью, готовностью и способностью к саморазвитию и самоорганизации. Таким образом, Л.Ф. Рахуба и Д.А. Коноплянский говорят об умении рефлектировать и саморазвиваться как об основополагающих качествах конкурентоспособного специалиста, являющихся залогом
его успешности в будущем. Развитие способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, которое достигается посредством анализа и синтеза информации, ее концептуализации, применения и оценки, а также умение рефлектировать и стремление постоянно развивать свои способности непосредственно связаны с умением мыслить критически.
В отечественной и зарубежной психологии, лингвистике и философии подробно рассматривается значение понятия «критическое мышление». Д. Майерс [12] считает, что критическое мышление — это мышление, которое исследует предположения, распознает скрытые ценности, оценивает имеющиеся данные и выводы. Р. Эннис [13] определяет его как рефлексивное мышление, направленное на принятие решения о том, чему можно доверять. По мнению М. Скривен и Р. Поля [14], это интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтеза и оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией. Таким образом, критическое мышление является инструментом объективного рассуждения и подразумевает целый ряд навыков работы с информацией. Критичность мышления выступает стимулирующим фактором самостоятельного научного поиска, побуждает к выявлению противоречий в усваиваемой информации и является стимулом для нового знания.
Анализ информации побуждает индивида размышлять над ее значимостью. Посредством критического мышления достигается высокий уровень рефлексии — формы умственной деятельности, направленной на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и ее основ, компонента, необходимого для формирования самооценки и системы ценностей, которая, в свою очередь, нужна для оценки и правильного истолкования поступков и суждений, самопознания и формирования гармоничной личности. Кроме того, рефлексия важна в процессе оценки собственных действий и суждений других людей, а значит, служит предпосылкой гармонизации межличностного взаимодействия.
Формирование критического мышления студентов вуза. Условия успешного формирования критического мышления у студентов
в образовательном процессе вуза изучаются многими исследователями. И.А. Мороченкова [15] рассматривает набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включая наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности (ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость). Воображение, ценностные установки и эмоциональность тоже являются составными частями критического мышления.
Следует отметить, что материалы для обучения критическому мышлению должны отвечать требованиям универсальности и междис-циплинарности, подразумевать возможность развития не только логики, анализа и синтеза информации, но и кругозора, наблюдательности и любознательности. Такие материалы должны затрагивать эмоциональную сторону общения, чтобы студент имел возможность правильно оценить реакцию собеседника по его эмоциональному отклику, научился правильно идентифицировать положительно и отрицательно окрашенные эмоции партнера по общению.
Критическое мышление, по мнению М.И. Махмутова, интегрировано во все звенья процесса проблемного обучения. Оно непосредственно присутствует на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения, возникает на этапе подведения итогов, оценки процесса и результата учебной деятельности, т. е. на этапе диагностики процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиска наиболее рационального способа решения проблемы, задачи [См.: 16].
Формирование критического мышления возможно при анализе проблемной ситуации. В частности, оно развивается в процессе выдвижения гипотезы, поскольку связано с доказательством и опровержением, с утверждением и отрицанием. Это происходит при решении групповых задач в условиях взаимодействия педагога и студента. Результатом работы является формирование компетенций, которые понимаются как совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, спо-
собов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способствующих формированию конкурентоспособной личности [6].
Таким образом, критическое мышление рассматривается как основа развития конкурентоспособности благодаря тому, что включает в себя умение идентифицировать сложные системы, управлять проектами и процессами, навыки оценки, логики принятия решений, умение быстро определить главное и второстепенное, быструю и своевременную реакцию на изменение условий работы, которые могут быть сформированы в процессе коллективной работы в проблемных ситуациях, в том числе и в дисциплинах гуманитарного профиля, таких как «Иностранный язык».
Формирование критического мышления на базе дисциплины «Иностранный язык». На занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе ведущим компонентом содержания обучения являются не основы наук, а способы деятельности. Обучение иноязычной деятельности не может происходить вне межличностного общения. Чтобы стать субъектом в процессе общения, человек должен проявлять активность в самостоятельной коммуникативной деятельности. Кроме того, дисциплина «Иностранный язык» имеет явно выраженный междисциплинарный потенциал, поскольку она интегрирует знания из различных предметных областей: литературы, истории, искусства, естественных наук, а также из социальных сфер жизни разных стран.
Как считает Е.С. Полат [17], цели обучения иностранным языкам обусловлены теми функциями, которые данный предмет выполняет в общей системе образования и развития учащегося. К ним относятся: коммуникативная функция; воспитательная функция, связанная с формированием уважения к участникам межличностного общения, и развивающая функция, связанная с интеллектуальным и нравственным развитием обучающегося.
Иностранный язык предоставляет обучающимся возможности развития комплекса навыков мыслительного характера. На занятиях по иностранному языку они могут развивать навыки критического мышления, аргументации,
работать над развитием своего эмоционального интеллекта, так как постоянно находятся в ситуациях межличностностго общения.
Рассмотрим подробнее, каким образом можно осуществлять развитие навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку в многопрофильном вузе. Согласно A.A. Ивину, обоснованность знания, исследуемая в рамках теории аргументации, — это одно из наиболее важных требований к мышлению. Требование обоснованности предъявляется и к практическому мышлению. Выдвигаемые идеи должны поддерживаться достаточно отчетливыми и убедительными аргументами. таким образом, одной из сторон обучения критическому мышлению является обучение элементам теории аргументации. По мнению В.Н. Брюшин-кина [18], наиболее ярко выраженной характеристикой критического мышления является умение выстраивать исчерпывающую аргументацию рассматриваемого тезиса.
теория аргументации определяет аргумент как некое суждение, подтверждающее истинность исходного тезиса. Основное правило, которому должен соответствовать тезис, — ясность изложения. Четко сформулированный тезис позволяет избежать двусмысленности и последующей избыточности аргументов. Тезис должен соответствовать также требованию автономности, т. е. на протяжении процесса аргументации не должна произойти подмена или расширение исходного тезиса. Это требует внутреннего самоконтроля, так как говорящий, желая доказать истинность утверждения, способен переключиться на смежную тему и развить ошибочные логические цепочки [19].
Существуют установленные законы логики, которым должны соответствовать тезис и аргумент. нарушение данных законов ведет к ошибкам восприятия информации. Следовательно, имеет место искаженная оценка аргумент — сбой в процессе критического осмысления информации. Причиной возникновения искажений выступает нарушение логических законов теории аргументации.
Обучение теории аргументации может быть организовано на базе чтения в рамках межличностного общения. в процессе обучения иностранному языку чтение играет одну из важнейших ролей. Это такой вид речевой деятельности человека, который обеспечивает погружение в
текстовую информацию, ее восприятие, анализ, оценку, интерпретацию, развитие устной и письменной речи. В процессе критического мышления чтение становится направленным, осмысленным, нелинейным. Учащиеся не просто читают новый материал, они сами формулируют вопросы и ищут на них ответы, определяют проблемы, заявленные автором в тексте.
Чтение всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, на получение информации, поэтому оно относится к рецептивным видам речевой деятельности. Особенностью чтения является то, что оценка успешности его осуществления носит субъективный характер и находит выражение в удовлетворенности читающего полученным результатом — достигнутой степенью полноты и точности понимания. Чтение — это и цель и средство обучения иностранному языку.
Примеры развития критического мышления на материале чтения художественных текстов приводит Д. Клустер. Принято считать, что в художественном тексте аргументация может быть представлена в рассуждениях автора и имеет субъективный характер, поэтому она подается в свободной форме, индивидуальна и достаточно эмоциональна. Клустер рассматривает понятие «критическое мышление» применительно к преподаванию литературы. Критическое мышление возникает, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.
В рамках обучения критическому мышлению посредством чтения художественной литературы, по мнению Клустера, можно выделить пять его признаков: 1) критическое мышление — мышление самостоятельное; 2) информация является отправным, но ни в коем случае не конечным пунктом критического мышления; 3) такое мышление начинается с формулирования вопросов, выяснения проблем, подлежащих решению; 4) критическое мышление стремится к убедительной аргументации; 5) оно является мышлением социальным (любая мысль проверяется и оттачивается, когда ее обсуждают с другими участниками общения) [20].
Внимание сосредоточивается на характеристиках процесса, его самостоятельности, функции оценивания и социальном характере, а также на этапах (анализ информации, фор-
мулирование вопросов, обсуждение результата исследования). Основное назначение критического мышления в процессе чтения художественной литературы — это развитие и применение идей, поэтому обучение критическому мышлению через чтение должно осуществляться в рамках проблемного подхода.
М. Липман отмечает, что основное отличие обучения в рефлексивной форме от традиционного заключается в том, что оно проходит в форме диалога, во время которого аудитория превращается в содружество исследователей, рассуждающее вместе с преподавателем о мире, осознающее знание о нем как двусмысленное, неопределенное и загадочное. Основной задачей является не получение информации, а постижение внутренних отношений исследуемых объектов [21]. По мнению Липмана, учащиеся должны делать то же, что и ученые, чтобы научиться мыслить самостоятельно. Он убежден, что, когда проблема не исследуется самостоятельно и не относится к сфере интересов учащихся, образование не достигает своей цели.
В рамках обучения критическому мышлению посредством чтения вначале актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог правильно заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном. Далее обучающийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее систематизация. Студент получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции обучающихся. На этом этапе с помощью ряда приемов преподаватель помогает им самостоятельно отслеживать процесс понимания материала [22].
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходят «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций является основным этапом данного процесса.
Заключение
Проблема взаимосвязи сферы высшего образования с рынком труда достаточно актуальна, поскольку работодатели хотят видеть в современных выпускниках не только профессионалов, но и гармонично развитых людей с большим интеллектуальным потенциалом. Формирование личностных качеств выпускников посредством развития их критического мышления в гуманитарных вузовских дисциплинах является действенным фактором повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Обучение критическому мышлению на базе дисциплины «Иностранный язык» в формате чтения состоит прежде всего в формировании навыков обоснованного суждения, раскрытия альтернатив и возможностей, производительности в формировании и восприятии идей. Кроме этого, важно формирование определенных диспозиций, а именно: убеждения в необходимости самокоррекции, внимания к процедуре исследования; готовности учитывать другие точки зрения, быть критичным и самокритичным. Формирование критического мышления в процессе работы над отрывками из художественных произведений способствует непосредственному развитию ряда личностных качеств специалиста.
Именно в процессе работы над проблемой, поднятой в тексте, учащиеся начинают размышлять над ее значимостью, и таким образом достигается высокий уровень рефлексии. Студенты анализируют не только действия героев произведения, их деятельность направлена на осмысление и своих действий, всей человеческой культуры и ее основ — компонента, необходимого для формирования самооценки и
системы ценностей, которая, в свою очередь, необходима для оценки и правильного истолкования поступков и суждений.
Преподаватель задает такие вопросы, которые заставляют студентов вступать в диалог с другими учащимися, поскольку входят в круг значимых для них идей. Студенты склонны полемизировать, развивая при этом навыки аргументации, а преподаватель направляет их, указывая на правила аргументации.
Таким образом, обучающиеся лучше познают себя, стремятся выработать стиль поведения и самостоятельность, развивают рациональное мышление и находятся в процессе поиска эффективных решений. У студентов формируются умения адаптироваться в системе социальных и трудовых отношений, а также быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, что закладывает основы их конкурентоспособности. Занятия, направленные на развитие критического мышления, содействуют развитию целостного восприятия предметов и явлений, учету их связи между собой, стимулируют формирование системы суждений, помогающих анализировать и формулировать выводы.
Формирование у студентов навыков критического мышления и личностных качеств на основе использования на занятиях по иностранному языку отрывков из художественных произведений является экспериментом, осуществляемым в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Исследование возможностей в этой области продолжается. Предстоит проверить возможность формирования у обучающихся необходимых навыков и личностных качеств посредством чтения и обсуждения отрывков из произведений художественной литературы.
список литературы
1. Комментарии к докладу А.Е. Волкова, И.М. Реморенко, Я.И. Кузьминова, Б.Л. Рудника, И.Д. Фрумина, Л.И. Якобсона «Российское образование — 2020: модель для инновационной экономики» // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 181-198.
2. Кравец А.С. Субъективный смысл и его понимание // Вестн. ВГУ. Философия. 2014. № 4. С. 37-82.
3. Сомов Д.С. Актуальные проблемы гуманистической педагогики // Вестн. Ун-та Рос. акад. обр. 2007. № 2. С. 8-14.
4. Коноплянский Д.А. Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности вы-
пускника вуза: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Коноплянский Дмитрий Алексеевич. Кемерово, 2017. 371 с.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Ф.Г., Гильманов А.З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда // Казанский пед. журн. 2013. № 6. С. 5-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ indikatory-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknika-vuza-na-sovremennom-rynke-truda (дата обращения: 16.03.2018).
6. Капустина Л.В., Попова Е.В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. 2014. № 6. С. 31-35.
7. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. Социология. Этнология. 2005. № 2. С. 30-31. URL: http://cyberleninka.ru/ artic le/n/na-poroge-professionalnoy-kariery-sotsialnye-probl emy-i-lichnostnye-strategii-vybora (дата обращения: 19.04.2017).
8. Сборник докладов VI Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития». М., 2017. 227 с.
9. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, 1—3 апреля 2008 г.) / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. С. 13—14.
10. The future of jobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report / Ed. by K. Schwab, R. Samans; World economic forum. Geneva, 2016. 159 p.
11. Рахуба Л.Ф. Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности студента технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Омск, 2017. 24 с.
12. Майерс Д. Психология. 2-е изд. Мн.: Попурри, 2006. 848 с.
13. Ennis R. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability // Informal Logic. Canada, Windsor. 1996. Vol. 18, No. 2. Pp. 165—182.
14. Paul R.W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World, Rohnert
Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique. Sonoma State Univ. Publ., 1990. 301 p.
15. Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 127 с.
16. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 20 с.
17. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. яз. в шк. 2000. № 1. C. 4-11.
18. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // критическое мышление, логика, аргументация: сб. ст. / под общ. ред. В.Н. Брюшин-кина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 175 с.
19. Пискунова С.В. Семантика аргументации в информационном поле художественного текста // Вестн. РУДН. Сер. Рус. и иностр. яз. и методика их преподавания. 2012. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/semantika-argumentatsii-v-informatsionnom-pole-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 01.08.2018).
20. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: Изд-во ЦГЛ, 2005. C. 5-13.
21. The reflective model of educational practice // Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. Pp. 7-25.
22. Молодыченко Е.Н. Идентичность и дискурс: от социальной теории к практике лингвистического анализа // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. T. 8, № 3. С. 122-133. DOI: 10.18721/JHSS.8312.
Мамлеева Альфия Фяридовна
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2018 г.
references
[1] [Comments on the report byA.E. Volkov, I.M. Re-morenko, Ya.I. Kuzminova, B.L. Rudnik, I.D. Frumin, L.I. Yakobson "Russian Education — 2020: A Model for an Innovative Economy"], [Education issues], 3 (2008) 181-198.
[2] A.S. Kravets, [Subjective sense and its understanding], Vestnik VGU. Filosofiya, 4 (2014) 37-82.
[3] D.S. Somov, [Actual problems of humanistic pedagogy], Vestnik Univ. Rossiyskoy akademii obrazo-vaniya, 2 (2007) 8-14.
[4] D.A. Konoplyanskiy, Pedagogicheskaya strate-giya formirovaniya konkurentosposobnosti vypusknika vuza, dokt. dis. [Pedagogical strategy of formation of competitiveness of the graduate of high school], Doct. diss., Kemerovo, 2017.
[5] F.Sh. Mukhametzyanova, F.G. Mukhametzyano-va, A.Z. Gilmanov, [Indicators of the quality of vocational training of a university graduate in the modern labor market], Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 6 (2013) 5—8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ indikatory-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknika-vuza-na-sovremennom-rynke-truda (accessed 16.03.2018).
[6] L.V. Kapustina, Ye.V. Popova, [Higher education and the labor market: the need for change], Kontsept, 6 (2014) 31-35.
[7] G.V. Ivanchenko, [On the threshold of a professional career: social problems and personal selection strategies], Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya, 2 (2005) 30-31. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/na-poroge-professionalnoy-kariery-sotsialnye-problemy-i-lichnostnye-strategii-vybora (accessed 19.04.2017).
[8] Sbornik dokladov VI Sotsial'nogo Foruma «Ry-nok truda i politika zanyatosti: sostoyaniye i perspektivy razvitiya» [Collection of reports of the VI Social Forum "Labor market and employment policy: state and development prospects"], Moscow, 2017.
[9] Rossiyskoye obrazovaniye — 2020: model obra-zovaniya dlya ekonomiki, osnovannoy na znaniyakh [Russian education — 2020: model of education for the economy based on knowledge: to the IX Intern. scientific conf. "Modernization of the economy and globalization"], Moscow, 2008, Apr. 1—3, Moscow, 2008.
[10] The future ofjobs: Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: Global challenge insight report, Ed. by K. Schwab, R. Samans; World economic forum, Geneva, 2016.
[11] L.F. Rakhuba, Pedagogicheskiye usloviya raz-vitiya kachestv konkurentosposobnoy lichnosti studenta tekhnicheskogo vuza v protsesse izucheniya gumanitar-nykh distsiplin, avtoref. kand. dis. [Pedagogical conditions for the development of the qualities of a competitive personality of a technical university student in the process of studying humanities], Abstr. cand. diss., Omsk, 2017.
[12] D. Mayers, [Psychology], Popurri, Minsk, 2006.
[13] R. Ennis, Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability, Informal Logic. Canada, Windsor, 18 (2) (1996) 165—182.
[14] R.W. Paul, Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World, Roh-nert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.
[15] I.A. Morochenkova, Formirovaniye kritichesko-go myshleniya studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza, kand. dis. [Formation of critical thinking of students in the educational process of the university], Cand. diss., Orenburg, 2004.
[16] N.F. Plotnikova, Formirovaniye kriticheskogo myshleniya studentov vuza v usloviyakh komandnoy formy organizatsii obucheniya, avtoref. kand. dis. [Formation of critical thinking of university students in the conditions of the command form of organization of education], Abstr. cand. diss., Kazan, 2008.
[17] Ye.S. Polat, [Training in collaboration], [Foreign languages at school], 1 (2000) 4—11.
[18] V.N. Bryushinkin, Kriticheskoye myshleniye i argumentatsiya [Critical thinking and argumentation], in: Kriticheskoye myshleniye, logika, argumentatsiya [Critical thinking, logic, argumentation], KGU Publ., Kaliningrad, 2003.
[19] S.V. Piskunova, [The semantics of the argument in the information field of the artistic text], Vestnik RUDN. Ser. Russkiy i inostrannyye yazyki i metodika ikh prepodavaniya [Bulletin of RUDN. Ser. Russian and foreign languages and their teaching methods], 4 (2012). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/semanti-ka-argumentatsii-v-informatsionnom-pole-hudozhest-vennogo-teksta (accessed 01.08.2018).
[20] D. Kluster, Chto takoye kriticheskoye mysh-leniye [What is critical thinking], in: Kriticheskoye my-shleniye i novyye vidy gramotnosti [Critical thinking and new types of literacy], Moscow, 2005, pp. 5—13.
[21] The reflective model of educational practice, in: M. Lipman, Thinking in Education, Cambridge, 1991, pp. 7—25.
[22] E.N. Molodychenko, Identity and Discourse: From Social Theory to Practice of Discourse Analysis, St. Petersburg State Polytechnic University Journal. Humanities and Social sciences, 8 (3) (2017) 122—133. DOI: 10.18721/JHSS.8312.
Mamleeva Alfiya F.
E-mail: [email protected]
Received 24.10.2018.
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018