УДК 811:161/162
Н. В. Теплова
Белорусский государственный технологический университет
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья затрагивает проблемы развития критического мышления у студентов технических вузов на занятиях по иностранному языку. Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации. А также он включает способность применять базовые интеллектуальные умения для синтеза и анализа сложных ситуаций и проблем. При этом уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но и его личностными качествами, психическими установками и в большой мере его убеждениями, моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека. Формирование умений критического стиля мышления при обучении иностранному языку неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности, а также предполагает способность собирать информацию, обрабатывать, оценивать и применять ее в своей деятельности. Преподаватель иностранного языка, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран информативный материал, способствующий развитию критического мышления и метод (отдельный прием, стратегия) занятия. Критический стиль мышления сегодня - это важнейшая стратегия и необходимое условие успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза.
Ключевые слова: объективность, анализировать, аргументировать, информационный, лич-ностно-ориентированный, адаптация, самосовершенствование.
N. V. Teplova
Belarusian State Technological University
FORMATION OF THE STUDENTS' CRITICAL THINKING ON THE FOREIGN LANGUAGE CLASSES
The article bellow touches upon the issues of development of critical thinking of students of the technical higher schools on the foreign language classes. The mechanism of critical thinking includes the cogitative operations defining the process of reasoning and the arguing. And it also includes the ability to apply basic intellectual abilities for synthesis and analysis of difficult situations and problems. Level of criticality is defined not only by a stock of knowledge and abilities which the person possesses, but also by his personal qualities, mental installations and to a great extent by his belief, moral and social responsibility, respect for the individual features of each person. Formation of abilities of critical style of thinking when training the foreign language is inseparably connected with formation of speech abilities in the course of teaching all types of speech activities, and it also assumes the ability to collect information, to process, estimate and apply it. The teacher of a foreign language working within the technology of critical thinking has to realize that his work will be productive only in the case if the informative material promoting development of critical thinking and a method (strategy) of teaching is correctly chosen. Critical style of thinking is a major strategy and a necessary condition of successful social and professional functioning of the university graduate today.
Key words: objectivity, analyze, reason, informative, person-oriented, adaptation, self-improvement.
Введение. При подготовке специалиста со знанием иностранного языка в сфере профессиональной деятельности необходимо учитывать специфику его будущей деятельности, чтобы он смог работать с информационными материалами, полученными из разных источников как на русском, так и на иностранном языках. Он должен быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, самостоятельно приобретать знания, уметь грамотно работать с источниками.
Иными словами, будущий специалист должен самостоятельно критически мыслить, уметь видеть проблему и искать пути ее решения, используя современные технологии, а также генерировать новые идеи, мыслить творчески. Важным качеством является и стремление к самосовершенствованию не только в профессиональном, но и в нравственном плане.
Одной из инновационных технологий, представляющих огромные возможности для решения поставленных задач, является технология
развития критического мышления. Все исследователи подчеркивают, что критическое мышление предполагает способность и умение собирать информацию, обрабатывать, оценивать и применять ее в своей деятельности.
Основная часть. Мышление всегда начинается с формулирования вопроса или проблемы, которую необходимо решить, осознать неизвестное, понять его. При этом необходимо применить имеющуюся систему знаний, использовать понятия из разных областей. Это учебно-познавательная способность, и развивать ее у студентов в современных условиях крайне важно, так как сегодня многие науки носят междисциплинарный характер.
Критическое мышление возникает тогда, когда индивид начинает заниматься конкретной проблемой. Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса решения задачи, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность человека и побуждает их к критическому мышлению. Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, человек действительно думает.
Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации. Сюда можно отнести умения выявлять проблему, прояснять ситуацию, анализировать, всесторонне изучать вопрос, разрабатывать критерии для оценки решений и надежности источников информации, избегать обобщений.
В технологии критического мышления можно выделить следующие фазы.
1. Фаза вызова: если предоставить обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
2. Фаза осмысления содержания: обучающиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.
3. Фаза рефлексии: в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Систематический «выход» студентов в рефлексивную позицию позволяет выявить личностные изменения, проследить динамику
личностного развития, существенно влияющего на развитие умений самообразовательной деятельности [1].
Критическое мышление не сводится к негативным суждениям и критике, а предполагает разумное рассмотрение разнообразия подходов. «Критическое» в данном контексте синонимично «аналитическому». Критическое мышление - это своего рода направленное мышление, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
Преподаватель иностранного языка, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран информативный материал, способствующий развитию критического мышления, и метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Поскольку основной целью обучения иностранному языку является речемыслительная деятельность учащихся, а основным источником мотивации является проблемная ситуация, то учебный материал должен иметь проблемный характер, а учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы у студентов было постоянное желание высказаться, выразить свою точку зрения, свое мнение. Это дает возможность особое внимание уделять содержанию и позволяет не просто усваивать знание, а самостоятельно исследовать проблему и в ходе поиска решений самостоятельно приобретать знания.
Умение формулировать проблему, находить ответы на поставленные вопросы, привлекая дополнительную информацию, формировать собственную позицию по тому или иному вопросу, подкрепляя ее аргументами и самостоятельно найденными фактами, делать выводы является целью проблемного обучения, а это и есть не что иное, как умения критического мышления, без владения которыми невозможно решить ни одну проблему.
Работа над проблемой предполагает также общение в коллективе, поскольку в условиях проблемного обучения основной акцент делается на самостоятельную работу учащихся в группах сотрудничества, так как в процессе работы участники обмениваются знаниями, опытом, идеями, полученной информацией и в результате приходят к обоюдному решению. Таким образом, предлагаемая методика основана на принципах личностно-ориентирован-ного подхода (дискуссии, «круглые столы», проекты), что соответствует парадигме современного образования.
Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы пре-
вращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой студенты проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
Необходимо подчеркнуть, что формирование умений критического мышления при обучении иностранному языку неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе обучения всем видам речевой деятельности, поскольку предметом речевой деятельности является мысль. Различают «критическое чтение», «критическое письмо», «критическое аудирование» и «критическое говорение» [2]. Таким образом, при обучении иностранному языку развитие критического мышления можно рассматривать как один из факторов формирования коммуникативной компетенции.
Критическое мышление способствует полноценному овладению иностранным языком, так как обучающийся вовлечен в процесс обучения и является активным участником, который стремится показать свое видение той или иной проблемы.
Наряду с мыслительным процессом развиваются навыки обучения иностранным языкам, так как обучающийся должен не только креативно выражать свою мысль, показывать свое понимание, делиться своими мыслями, аргументировать, спорить, но и уметь продуцировать речь на иностранном языке.
В отличие от традиционных форм обучения критическое мышление способствует усвоению материала на иностранном языке более эффективно, так как данный вид включает все механизмы мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, предположение, оспаривание. Обучающийся не только слушает, говорит, читает или пишет, он «впитывает» необходимый материал. Информация становится не пассивным знанием, а ее активной частью. Изучение иностранного языка всегда предполагает процесс критического мышления как один из основных критериев.
Для студентов высший уровень сформи-рованности критического мышления означает наличие интегративных мыслительных компетенций на основе синтеза логического, проблемного, критического мышления и умения использовать эти компетенции в практической, профессиональной и социальной деятельности. При этом важно: уметь выявить
предубеждения; передать знания друг другу; определить влияние этих знаний на решение проблемы, что сопровождается следующими вопросами: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Однако уровень критичности определяется не только запасом знаний и умений, которыми обладает человек, но и его личностными качествами, психическими установками и в большой мере его убеждениями, в том числе навыками рефлексивного отношения к своему «Я», моральной и социальной ответственностью, уважением к индивидуальным особенностям каждого человека.
Среди перечисленных качеств одним из основных является объективность суждений, которая выражается в неустанном стремлении личности к поиску истины, критике ради истины [3]. Критическое мышление - это особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Заключение. Критический стиль мышления при изучении иностранного языка, как важнейшая стратегия и необходимое условие успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза, является неотъемлемой составляющей подготовки студента технического вуза. Для успешного обучения в техническом вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, а также владения определенным кругом логических операций.
В отличие от специалистов гуманитарного профиля, которые живут, образно выражаясь, «в мире слов», специалисты технического профиля чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей. Непременным условием критичного мышления является знание правил логики, и для студента технического вуза мыслить критически означает следовать этим правилам.
Критическое мышление является точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией. На занятиях по иностранному языку в техническом вузе необходимо привлекать информацию, при которой студент должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными преподавателем приемами и средствами обучения.
Литература
1. Грудзинская Е. Ю. Использование возможностей технологии критического мышления в подготовке управленческих кадров // Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы: сб. ст. 2007. С. 17.
2. Федотовская Е. И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. C. 38.
3. Шакирова Д. М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. 2006. № 9. С. 21.
References
1. Grudzinskaya E. Yu. Use of opportunities of critical thinking technology in preparation of administrative staff. Sbornik statey: Razvitiye kriticheskogo mishleniya v vishey shkole: tehnologiya I podhodi [Development of critical thinking at the higher school: technology and approaches: collection of articles], 2007, p. 17 (In Russian).
2. Fedotovskaya E. I. Metodika rasvitiya kriticheskogo mishleniya kak vazchnogo faktora formirovani-ya inoyazichnoy kommunikativnoy kompetentsii v spetsializirovanih vuzah: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Technique of development of critical thinking as an important factor of formation of foreign-language communicative competence in specialized higher education institutions: thesis of PhD (Pedagogics)]. Moskow, 2005, p. 38 (In Russian).
3. Shakirova D. M. Theoretical bases of the concept of formation of critical thinking. Pedagogika [Pedagogics]. 2006, no. 9, p. 21 (In Russian).
Информация об авторе
Теплова Наталья Владимировна - преподаватель кафедры иностранных языков. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Teplova Natalya Vladimirovna - lecturer of the Department of Foreign Languages. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 23.03.2015