Научная статья на тему 'Деятельностная направленность языкового образования в вузе'

Деятельностная направленность языкового образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INNOVATIVE METHODS / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЬ / SPEAKING LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азимбаева Рано

В статье рассматриваются вопросы о сочетании традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку. В настоящее время на рынке труда востребованной и конкурентоспособной является личность, обладающая критическим мышлением, обладающая способностью подвергать сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и находить альтернативные пути ее решения. Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способностями решения жизненно важных проблем. Формирование иноязычных речевых механизмов является основой для развития познавательных процессов и функций психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азимбаева Рано

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностная направленность языкового образования в вузе»

PHLOLOGICAL SCIENCES

ACTIVE DIRECTION OF LANGUAGE EDUCATION IN THE UNIVERSITY Azimbaeva R. (Republic of Uzbekistan) Email: Azimbaeva427@scientifictext.ru

Azimbaeva Rano - Senior Lecturer, FOREIGN LANGUAGES CHAIR, TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with questions about the combination of traditional and innovative methods of teaching a foreign language. At the present time, a person with critical thinking who is able to question established opinions and judgments that can conduct a dialogue, determine the essence of the problem and find alternative ways to solve it, is in demand and competitive on the labor market. The system of higher education is designed to develop critical thinking, directing the student to master creative abilities to solve vital problems. The formation of foreign speech mechanisms is the basis for the development of cognitive processes and functions of the psyche.

Keywords: innovative methods, critical thinking, creative abilities, speaking language.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Азимбаева Р. (Республика Узбекистан)

Азимбаева Рано - старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о сочетании традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку. В настоящее время на рынке труда востребованной и конкурентоспособной является личность, обладающая критическим мышлением, обладающая способностью подвергать сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и находить альтернативные пути ее решения. Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способностями решения жизненно важных проблем. Формирование иноязычных речевых механизмов является основой для развития познавательных процессов и функций психики.

Ключевые слова: инновационные методы, критическое мышление, творческие способности, иноязычная речь.

В настоящее время на рынке труда востребованной и конкурентоспособной является личность, обладающая критическим мышлением, обладающая способностью подвергать сомнению устоявшиеся мнения и суждения, способная вести диалог, определять суть проблемы и находить альтернативные пути ее решения. Эта личность должна уметь отличить факт от предположения и личного мнения и поэтому, формирование такой личности является одной из ведущих проблем образования.

Усвоение терминологии осуществляется эффективно только при условии одновременного совершенствования имеющегося у студентов уровня и подуровня коммуникативной компетенции. При этом рациональный отбор и организация учебного материала, упражнений, средств обучения и эффективная аудиторная и внеаудиторная

работа способствуют не только желаемому формированию терминологических умений и навыков, но и формированию необходимых умений и навыков речевой деятельности.

То есть, отпадает необходимость в чтении лекций и формулировании правил учителем: они сами постигаются учеником даже без их вербального формулирования. Ранее обучение иностранным языкам в основном было направлено на развитие грамматической компетенции. Считалось, что грамматические упражнения, не учитывающие контекст, помогают выработать привычку правильного использования языка. Посредством заучивания диалогов и фраз наизусть, исправления ошибок в устной или письменной форме, постоянного контроля со стороны учителя в старых методиках безуспешно пытались избежать неправильной речи.

Основной принцип коммуникативной методики заключается в том, что изучение систем языка не является самоцелью занятий. Весь процесс обучения направлен на использование языковых навыков в общении. Иными словами, основная задача -преодоление «языкового барьера». Однако это вовсе не означает полного отказа от изучения грамматики, лексикологии и фонологии. Этим языковым компонентам в коммуникативной методике отведена важная роль. Но они выступают как инструмент, а не предмет изучения.

Залогом успешной речевой активности студентов являются нетрадиционные формы проведения занятий иностранного языка, что способствует приобщению будущих экономистов к культуре стран изучаемого языка, общему расширению кругозора [1]. Успешное сочетание традиционных и инновационных методов обучения иностранному языку позволяет расставить приоритеты таким образом, чтобы студенты осознали и приняли поставленные задачи и активно участвовали в их осуществлении.

Система высшего образования призвана развивать критическое мышление, направлять студента на овладение творческими способностями решения жизненно важных проблем.

Особенно актуальна эта задача в отношении студентов экономических вузов, т. к. профессиональная подготовка работников экономического профиля отстает от гуманитарной, остается более консервативной с педагогической точки зрения в том, что касается форм, методов и средств обучения.

Попытаться развить критическое мышление у студентов экономического вуза можно посредством преподавания иностранного языка, в ходе которого можно успешно формировать высокий интеллект, творческий подход, ответственность. Пересмотр целей, содержания и технологии обучения иностранным языкам в системе экономического образования позволит также решить вопросы повышения мотивации их изучения. Внимания заслуживает вариативность содержания данной дисциплины. На занятиях по иностранному языку как базовому предмету, так и специальному курсу представляется вполне возможным обсуждать вопросы о необходимости и значимости выработки критического мышления личности. Преподаватель предлагает студентам обсуждать острые злободневные проблемы, затрагивающие непосредственные интересы студентов. Студенты понимают, что им нужно усваивать лексический материал, необходимый в быту (поездки за границу с различными целями), ив их будущей профессиональной деятельности, а также формировать внутреннюю уверенность студентов в собственных способностях к иноязычному общению и самосовершенствованию [2].

Структурирование учебного материала, отбор текстов профессиональной направленности, дискуссионных по содержанию, последующий их анализ, высказывание и отстаивание своей точки зрения — все это дает возможность включать студентов в деятельность, связанную с необходимостью критически осмыслить и анализировать представленные материалы. В результате анализа специальных исследований доказано, что развитие личности на занятиях иностранного языка носит системный характер. Так, доказано, что формирование иноязычных речевых механизмов является основой для развития познавательных процессов и функций психики, а абстрактно-логическое и филологическое мышление взаимосвязаны между собой. В процессе языковой подготовки происходит активизация интегративной деятельности мозга, в мышлении

59 ■ Еигореап Баепсе № 5(27)

человека образуется большое количество новых связей [3]. Речь является инструментом мышления и, развивая ее, мы развиваем мышление, представляющее собой уникальную операцию. А где еще как не на занятиях по иностранному языку можно развивать речь. Именно мышление обеспечивает конструирование мысли человека, т. е. производит кодировку и перекодировку информации, позволяет взаимодействовать с внешним миром, осваивать культуру.

Список литературы /References

1. Еферова А.Р. Формирование критического мышления студентов технического вуза на занятиях по иностранному языку / А.Р. Еферова Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2010. С. 92-93.

2. Полозова В.П., Правдина М.В. Иноязычная подготовка студентов технического вуза: вопросы интеграции / В.П. Полозова, М.В. Правдина, Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. C. 48.

3. Пчелинцева И.Г. Теоретические и практические аспекты обучения иностранным языкам в техническом вузе / И.Г. Пчелинцева. отв. ред. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. 112 с.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Yeferova A.R. Formirovaniye kriticheskogo myshleniya studentov tekhnicheskogo vuza na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku [Formation of critical thinking of technical college students in foreign language classes] // A.R. Yeferova Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - 2010. P. 92-93. [in Russian].

2. Polozova V.P., Pravdina M.V. Inoyazychnaya podgotovka studentov tekhnicheskogo VUZa: voprosy integratsii// [Foreign language preparation of technical university students: integration issues] // V.P. Polozova, M.V. Pravdina, Bulletin of the Nizhny Novgorod State Agricultural Academy V.P. Polozova, M.V. Pravdina, Vestnik Nizhegorodskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. P. 48 [in Russian].

3. Pchelintseva I.G. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty obucheniya inostrannym yazykam v tekhnicheskom vuze [Theoretical and practical aspects of teaching foreign languages in a technical college] / I.G. Pchelintseva. Otv. Red. Tyumen': TyumGNGU, 2013. 112 s. [in Russian].

THE USE OF THE DIFFERENTIAL APPROACH IN TRAINING FOREIGN LANGUAGE IN THE UNLIFFERENT HIGH SCHOOL Hamraeva Sh. (Republic of Uzbekistan) Email: Hamraeva427@scientifictext.ru

Hamraeva Shahlo - Senior Lecturer, FOREIGN LANGUAGES CHAIR, TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the use of the differential approach in teaching a foreign language. Differentiation in teaching is closely connected with the individualization of trainees. Accounting for the personality of the student, which play an important role in the student's progress in the subject, as well as in the development of the psychic aspects of the student's personality in foreign language classes. As internal, we identify the factors that are responsible for the tactical implementation of the social order of society for the training of future specialists in the field offoreign languages. On the basis of a different combination of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.