Научная статья на тему 'Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку'

Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ВУЗЕ / THINKING SKILLS / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / CRITICAL THINKING / FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION AT THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Позднякова Галина Алексеевна

В настоящее время востребованность специалистов со сформированными гибкими навыками (soft skills) продиктована современной экономической ситуацией, увеличивающимися информационными потоками и динамическими процессами в профессиональной среде, требованиями работодателей. Таким образом, существует запрос на высокое качество профессиональной подготовки будущих выпускников, обладающих универсальными компетенциями, которые могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. Целью статьи является обоснование необходимости формирования гибких навыков на занятиях по иностранному языку как одного из условий обеспечения качества профессиональной подготовки. Гибкие навыки - это комплексное явление, включающее в себя 4 категории. Одна категория, представляющая интерес для нашего исследования, ориентирована на мыслительные навыки, которые, в свою очередь, соотносятся с разными видами эффективного мышления: аналитическим, логическим, критическим, системным, креативным, структурным, проектным, тактическим и стратегическим мышлением, а также поиском и анализом информации, выработкой и принятием решений. Авторы статьи рассматривают технологию развития критического мышления через чтение как эффективное средство формирования гибких навыков студентов бакалавриата различных направлений подготовки. В ходе диагностического тестирования установили, что большинство студентов демонстрируют низкий уровень развития критического мышления. Работа со студентами на основе чтения аутентичных текстов с выполнением различного вида заданий (задание-инструкция, задание-реконструкция, задание-поиск) повысила качество исследуемых навыков. Опытно-экспериментальная работа в рамках формирующего эксперимента подтвердила гипотезу о том, что для обеспечения эффективности процесса формирования гибких навыков следует проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата при обучении иностранному языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна, Позднякова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bachelor students’ soft skills development in course of foreign language instruction

Currently there is a demand for specialists with developed soft skills which is due to relevant economic situation, increasing information flows and dynamic processes in the professional environment, as well as employers’ requirements. Thus, high quality education for future university graduates with universal competencies that can be useful in many life situations is required. The purpose of the article is to explain the need for soft skills development in course of foreign language instruction as one of the conditions for professional training enhancement. Soft skills are a complex phenomenon that includes four categories. The category under study is focused on thinking skills, which, in turn, are related to different types of effective thinking: analytical, logical, critical, systemic, creative, structural, project, tactical and strategic thinking, as well as information search and analysis, decision making. The authors of the article consider the technology of critical thinking development through reading as an effective means of soft skills development at bachelor students’ of various areas of training. Testing assessment demonstrated that most students’ critical thinking performance is at low level. Thinking skills under discussion were improved by means of reading authentic texts and doing exercises of various types: instruction, reconstruction, search. Teaching experiment confirmed the hypothesis that process of soft skills development should be effective if purposeful and consistent work is carried out to form bachelor students’ critical thinking skills in course of foreign language instruction at the university.

Текст научной работы на тему «Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку»

УДК 378

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.3.9

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

С.Г. Меньшенина1, Г.А. Позднякова2 1 Самарский государственный технический университет Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: menshenina.mail@mail.ru

2Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королёва Россия, 443086, г. Самара, ул. Московское шоссе, 34 E-mail: pozdnyakova_gala@mail.ru

Аннотация

В настоящее время востребованность специалистов со сформированными гибкими навыками (soft skills) продиктована современной экономической ситуацией, увеличивающимися информационными потоками и динамическими процессами в профессиональной среде, требованиями работодателей. Таким образом, существует запрос на высокое качество профессиональной подготовки будущих выпускников, обладающих универсальными компетенциями, которые могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. Целью статьи является обоснование необходимости формирования гибких навыков на занятиях по иностранному языку как одного из условий обеспечения качества профессиональной подготовки. Гибкие навыки - это комплексное явление, включающее в себя 4 категории. Одна категория, представляющая интерес для нашего исследования, ориентирована на мыслительные навыки, которые, в свою очередь, соотносятся с разными видами эффективного мышления: аналитическим, логическим, критическим, системным, креативным, структурным, проектным, тактическим и стратегическим мышлением, атакже поиском и анализом информации, выработкой и принятием решений. Авторы статьи рассматривают технологию развития критического мышления через чтение как эффективное средство формирования гибких навыков студентов бакалавриата различных направлений подготовки. В ходе диагностического тестирования установили, что большинство студентов демонстрируют низкий уровень развития критического мышления. Работа со студентами на основе чтения аутентичных текстов с выполнением различного вида заданий (задание-инструкция, задание-реконструкция, задание-поиск) повысила качество исследуемых навыков. Опытно-экспериментальная работа в рамках формирующего эксперимента подтвердила гипотезу о том, что для обеспечения эффективности процесса формирования гибких навыков следует проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата при обучении иностранному языку в вузе.

Ключевые слова: мыслительные навыки, мягкие навыки, жесткие навыки, критическое мышление, иностранный язык в вузе.

Благодарности: Благодарим редакторов и издателей журнала за публикацию статьи, а также благодарим рецензентов за представление положительной рецензии и рекомендацию к публикации.

Введение

1 Меньшенина Светлана Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».

2 Позднякова Галина Алексеевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация».

В современных условиях развития образования и рынка труда высшей школе необходимо выпускать специалистов, готовых успешно работать в постоянно меняющихся условиях жизни, возрастающих потоках информации. Задача высшего образования - подготовить выпускника, способного эффективно осуществлять функции профессиональной деятельности в современных условиях [1]. Такие специалисты должны не только генерировать новые идеи, но и быть способными критически их анализировать, прогнозировать цели и уметь выразить их ясно и понятно для других. Очевидно, что мыслительные навыки и компетенции являются основополагающими для будущей трудовой деятельности выпускников высшей школы.

Однако принципы, методы и технологии обучения и образования развиваются медленно и внедряются иногда с большим трудом, в то время как тенденции развития общества и требования работодателей претерпевают стремительные изменения. В свою очередь, это свидетельствует о необходимости поиска общих особенностей компетенций, позволяющих выпускникам высшей школы быть достойными конкурентами на рынке труда, достигать поставленных целей и успешно работать независимо от состояния развития экономики, специфики и направленности профессиональной деятельности.

Анализ исследования «Будущие рабочие навыки 2020» Института будущего позволяет выделить наиболее универсальные навыки, умения и компетенции, необходимые для обучения студентов: умение мыслить нетрадиционно и критически, адаптироваться к новым ситуациям, эмоциональный интеллект, межкультурные компетенции, способность к работе с большими данными, умение принимать решение и делать выводы, развитый интеллект для эффективной коммуникации [2]. Данные положения совпадают с ключевыми идеями понятия soft skills («гибкие навыки»), в основе которого заложена способность приобретать постоянно развивающиеся профессиональные навыки hard skills («жесткие навыки»). К жестким относят технические и профессиональные навыки (конкретные действия, квалификационные характеристики, должностные инструкции) [3]. Таким образом, гибкие навыки как универсальные компетенции могут быть полезны во многих жизненных ситуациях.

1. Обзор литературы

В зарубежной и отечественной педагогике гибкие навыки определяются как универсальные, применяемые в любых сферах жизнедеятельности (способность к лидерству и сотрудничеству, умение выстраивать коммуникацию, строить отношения, выдвигать идеи, принимать решения). Исследованием понятий «гибкие навыки» и «жесткие навыки» занимались как отечественные ученые - О. Абашкина, О.В. Баринова, H.A. Вагапова, Ю.М. Давлетшина, В. Давидова, А.И. Ивонина, Д. Иванов, Н.В. Жадько, И.В. Канардов, А.Н. Мирошниченко, A.M. Новиков, Д. Татаурщикова, H.A. Чечева, О.Л. Чуланова, Е. Павлова, Л.К. Сальная, О. Сосницкая, В. Стародубцева, В. Шипилов, Т.А. Яркова, так и зарубежные - Бенкезер и Ньюслеттер (2004), Ч. Манн, Сакстон (1996), Хангман и Алмекиндерз (2003), Чад-ха и Николас (2005).

Без должных гибких навыков сложно добиться успеха. Д. Гоулман отмечает, что эффективность человека в профессиональной деятельности напрямую зависит от уровня развития гибких навыков, которые отличают «успешных специалистов от неуспешных, эффективные организации от неэффективных» [4]. К ведущим уме-

ниям личности XXI века Т.Я. Яркова относит «критичный характер мышления и активность, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение находить и обрабатывать информацию». Современные тенденции и запросы работодателей позволили определить наиболее востребованные навыки специалистов: навыки решения сложных задач, критическое мышление, креативность, навыки работы в команде и эмоциональный интеллект. П. Гриффин определил набор навыков, необходимых всем специалистам в любой стране, который состоит их «4 К: Креативное мышление (Creative thinking), Коллаборация (Collaborating), Коммуникация (Communicating), Критическое мышление (Critical thinking)» [5].

Анализ определений гибких навыков позволяет выделить в них общие характеристики: универсальность - получение и применение навыков как в профессиональной, так и в повседневной жизнедеятельности; направленность на эффективность работы и коммуникации с другими; эмоциональный интеллект; самоуправление (Е. Гайдученко, В. Давидова, А. Марушев, О. Сосницкая, Д. Татаурщикова, В. Шипилов).

Известно, что гибкие навыки можно разделить на четыре группы: базовые коммуникативные навыки (умение ясно выражать свои мысли, вести переговоры, выступать перед публикой, навык самопрезентации), навыки self-менеджмента (самомотивация, самоуправление, тайм-менеджмент, рефлексия), управленческие навыки (мотивирование, планирование, организация, контроль) и навыки эффективного мышления. Под навыками эффективного мышления понимаем управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными [6]. Эффективное мышление включает в себя следующие виды: аналитическое, логическое, критическое, системное, креативное, структурное, проектное, тактическое и стратегическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «гибкие навыки» - это комплексное явление, которое включает в себя целый ряд мыслительных, коммуникативных, управленческих умений, навыков и личных качеств студентов, способствующих достижению успеха в профессиональной и личной сферах жизни.

2. Материалы и методы

Методология представленного исследования опирается на идеи компетентност-ного, системного и личностно-деятельностного подходов.

Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы педагогического исследования: контент-анализ научной психолого-педагогической, социологической и методической литературы по проблеме исследования; изучение образовательных документов; анализ учебников и учебных пособий, используемых в ходе преподавания иностранного языка; метод сравнительного анализа; метод педагогического моделирования; педагогическое наблюдение за учебном процессом; тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа.

3. Результаты исследования

Дисциплина «Иностранный язык» обладает значительными возможностями для формирования у студентов бакалавриата большинства универсальных компетенций, связанных с гибкими навыками. Освоение иностранного языка предоставляет возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется наце-

ленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Формирование универсальных языковых компетенций может способствовать развитию мыслительных, аналитических и исследовательских навыков, умению критически осмысливать явления, организовывать и осуществлять различные виды коммуникации, проектировать собственную деятельность, работать в команде, принимать решения [7]. Ученые утверждают, что в процессе обучения иностранному языку развитие гибких навыков дополнит профессиональную подготовку студента «универсализмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира» [8].

Так, потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть использован для работы над формированием гибких навыков студентов, являясь средством развития мышления в профессионально ориентированном дискурсе.

Одним из основных методов развития гибких навыков считается самообучение, которое подразумевает чтение и изучение различных материалов, литературы о моделях успешного поведения [9]. Следовательно, в процессе формирования гибких навыков целесообразно уделять внимание именно самостоятельной работе студентов над текстами.

Считаем, что работа над заданиями по чтению не является одним из компонентов обучения иностранному языку в высшей школе, так как подразумевает работу с другими видами речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо), наличие знаний по иностранному языку (грамматика, лексика, фонетика) и взаимосвязь с другими предметами. Таким образом, логично рассматривать работу над заданиями по чтению как самостоятельный аспект формирования гибких навыков у студентов бакалавриата на занятиях по иностранному языку, который носит интегрированный и комплексный характер, способен повысить эффективность обучения в высшей школе, вероятность успешного трудоустройства и профессиональной карьеры будущих выпускников.

Технология формирования критического мышления содержит большое количество заданий, направленных на развитие умений выполнять логические мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение, типологизация, обобщение). Ученые утверждают, что целенаправленное и последовательное формирование приемов умственной деятельности, ведущих к самостоятельности и повышению активности мышления студентов, позволяет развивать глубину, быстроту, широту, гибкость, систематичность, обстоятельность, последовательность и критичность мышления. По мнению специалистов, такие качества мышления позволяют студентам, а в дальнейшем специалистам «анализировать и адекватно оценивать различные жизненные ситуации, мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения проблем» [1].

В «Программе курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей» отмечено, что для достижения практической цели при обучении иностранному языку особое значение придается «умению работать с литературой, т. е. овладению всеми видами чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового)». Отмечается, что данный вид речевой деятельности чрезвычайно востребован при решении многих профессиональных задач [11].

Таким образом, значимость развития навыков чтения основывается на необходимости работать со специальной литературой, иноязычными источниками, ресур-

сами сети Интернет, информацией на родном и иностранном языке в ходе профессиональной деятельности любых специалистов. Чтение текстов по специальности на иностранном языке повышает профессиональную компетентность и предполагает знание принципов поиска и обработки информации. Так, приоритетной деятельностью в процессе подготовки студентов бакалавриата в неязыковом вузе становится чтение профессионально ориентированных текстов на иностранном языке с целью понимания, извлечения и использования значимой информации [12]. Например, чтение с критическим анализом прочитанного представляет собой оценку прочитанного при помощи соотнесения содержания текста с личной точкой зрения, собственными знаниями и жизненным опытом. Для обучения критическому чтению подходят научные, художественные, публицистические тексты разного объема. Данный вид чтения способствует формированию умений отделять главное от второстепенного; догадываться о значении слов по словообразовательным элементам, по контексту; анализировать текст выборочно; точно понимать смысл текста; работать со словарем. Ученые отмечают, что критическое чтение формирует способности анализировать содержание и языковую форму текста; отличать факты от мнений; подвергать прочитанное сомнению [13], что способствует развитию мыслительных навыков. В ходе работы, нацеленной на обучение чтению с критическим анализом прочитанного, учащиеся выполняют упражнения на анализ содержания текста; дают ответы на вопросы по основному содержанию; занимаются составлением плана, резюме и аннотации прочитанного текста; участвуют в дискуссии.

Работа над развитием критического мышления в процессе чтения как составляющей гибких навыков студентов бакалавриата требует тщательного отбора заданий. Три вида развивающих заданий, описанных Н.Е. Буланкиной, имеют в основе технологии развития навыков критического мышления: задания-инструкции, задания-реконструкции, задания-поиски [14].

Рассмотрим эти виды заданий. Первый вид - «задания-инструкции» - нацелен на проверку понимания прочитанного (на основе изучающего чтения) и ориентирован на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала. Такие задания, как ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ, верные и неверные утверждения, способствуют накоплению и закреплению в памяти данных, необходимых для последующей продуктивной деятельности.

Второй вид - «задания-реконструкции» (с применением ознакомительного чтения) - направлен на активное овладение приемами рациональной умственной деятельности. Такие задания предполагают составление плана прочитанного, выделение ключевых слов, понимание значений слов из контекста, распознавание заголовка текста, построение предположения о содержании текста, о развитии темы, выделение основных положений текста с последующей детализацией и аргументацией, рассказ на определенную тему. Задания такого вида требуют от учащихся использовать свои способности к анализу, классификации, сравнению, обобщению и впоследствии синтезу информации. Полагаем, что выполнение заданий данного вида способствует развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата и увеличивает возможность их самостоятельной работы, так как предполагает не просто воспроизведение учебного материала, а его оценку, переосмысление и преобразование.

Третий вид - «задания-поиски» (на основе поискового чтения) - предполагает вовлеченность в работу всех ранее сформированных компетенций студентов и спо-

собствует развитию навыков планирования, а именно конкретизации плана действий для выполнения задания, его реализации, достижения поставленных целей и анализа выполненной работы.

Вышеперечисленные задания нацелены на активизацию мыслительной деятельности студентов бакалавриата для получения новой информации, ее дальнейшей интерпретации, анализа и обсуждения. Так, задания, побуждающие учащихся находить взаимосвязи между предметами, обращаться к личному опыту, интегрировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, позволяют стимулировать заинтересованность учащихся на занятии, что помогает студентам выступать в качестве активных участников процесса обучения [15]. Таким образом, в ходе работы над любым из видов чтения происходит формирование мыслительных навыков.

В данной статье мы описали некоторые виды заданий по чтению, способствующих формированию гибких навыков студентов бакалавриата. Такая работа характеризуется повышением уровня мотивации к обучению, увеличивает объем профессиональных знаний, способствует развитию мыслительных навыков и эффективности выполнения заданий. Студенты с более высоким уровнем критического мышления способны решать трудновыполнимые задачи, думать критически и творчески для достижения поставленных целей, принимать решения и анализировать свои действия, демонстрируя положительное отношение к выполняемой деятельности [16]. В конце занятия студентам бакалавриата предлагается заполнить анкету, в которой они самостоятельно оценивают качество изучаемого материала, отмечают, какие мыслительные операции были задействованы при решении конкретных задач. Так, по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что работа над заданиями по чтению повышает заинтересованность студентов в обучении, способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, находит отражение в творчестве, увеличивает знания профессиональной направленности и расширяет кругозор.

Таким образом, в предположении о том, что формирование гибких навыков, необходимых студентам для успешной будущей профессиональной деятельности, может проходить на занятиях по иностранному языку, было решено провести экспериментальную работу по развитию навыков критического мышления. Опытно-экспериментальная работа предполагает следующие этапы: изучение и анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение и обобщение педагогического опыта, диагностическое тестирование навыков студентов бакалавриата 1-го и 2-го курсов, выбор технологии развития навыков критического мышления, отбор материала для работы со студентами, проведение контрольного этапа эксперимента, анализ показателей.

Диагностическое исследование по выявлению исходного уровня мыслительных навыков учащихся как составляющей гибких навыков (выборку составили 67 студентов бакалавриата различных направлений подготовки) показало, что большинство студентов имеют невысокий уровень развития критического мышления (как мыслительного компонента гибких навыков). Диагностическое тестирование было проведено на основе психолого-педагогических тестов [17, 18].

Анализ полученных результатов констатирует доминирование студентов с пороговым уровнем развития критического мышления (59,7 %). В этой группе студентов преобладает отсутствие интереса к саморазвитию и самообразованию.

Группа студентов с базовым уровнем критического мышления составляет 29,8 %. Студенты обладают положительным отношением к учебной деятельности, но невысоким уровнем развития исследуемых навыков мышления.

10,4 % студентов продемонстрировали продвинутый уровень развития критического мышления, а также интерес к учебе, самообразованию и саморазвитию, желание применять различные мыслительные навыки для решения задач и анализа собственной деятельности.

Проведенная экспериментальная работа со студентами бакалавриата 1-го и 2-го курсов подтвердила теоретическое предположение о развитии мыслительных навыков средствами иностранного языка. В результате эксперимента выявлен рост измеряемых показателей, что свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию критического мышления студентов (см. таблицу).

Таблица 1

Уровни сформированное™ критического мышления студентов бакалавриата на констатирующем и формирующем этапах экспериментального исследования

Уровень сформированное™ Показатели, %

Констатирующий этап Формирующий этап

Продвинутый 10,4 25,4

Базовый 29,9 49,2

Пороговый 59,7 25,4

4.Обсуждение и заключение

Результаты экспериментальной проверки на основе анализа показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента подтвердили гипотезу о том, что для обеспечения эффективности процесса формирования гибких навыков следует проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию навыков критического мышления студентов бакалавриата при обучении иностранному языку в вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 6. - Ч. 2. - С. 199-202 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/60.html (дата обращения: 24.01.2019).

2. Davies A. Future Work Skills 2020 / A. Davies, D. Fidler, M. Gorbis // Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iftf.org/uploads/media/SR-13 82A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 24.01.2019).

3. Яркоеа Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 222-234.

4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.

5. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015. OECD Publishing. 140 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 20.03.2019).

6. McMillan J. Enhancing college student's critical thinking: A review of studies. Research in Higher Education, 1987. 29 p.

7. Kelly Y.L. Assessing students' critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elsevier.com/locate/tsc (датаобращения: 15.03.2019).

8. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (дата обращения: 26.02.2019).

9. Девять академических «мягких» навыков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4brain.ru (датаобращения: 05.03.2019).

10. Позднякова Г.А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - № 1(4). - С. 850-853.

11. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей (240 часов аудиторных занятий) / Под ред. К.Г. Павловой, С. А. Кузнецова, Е.В. Мусницкой [и др.].

- М.: Московский государственный лингвистический университет, 2004. - 78 с.

12. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования / Борозенец Галина Кузьминична. - Тольятти, 2005.- 434 с.

13. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., 1987.

- 207 c.

14. Буланкина Н. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку // Просвещение. Иностранные языки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij/ (дата обращения: 08.04.2019).

15. Interdisciplinary student engagement as a potential condition of developing professional creativity / P.G. Labzina, V.V. Dobrova, S.G. Menshenina, N.V. Ageenko // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.105 (дата обращения: 04.09.2019).

16. Enhancing critical thinking in foreign language learners / Servat Shirkhania, Mansour Fahim // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2011. P. 111 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sciencedirect.com (дата обращения: 24.04.2019).

17. Тест по критическому мышлению CTT-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://critical-thinking.ru/test/^aTa обращения: 04.09.2019).

18. Международное исследование критического мышления (Кембриджский университет и компания Macat) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/Macat_Cambridge/^aTa обращения: 04.09.2019).

Поступила в редакцию 12.08.2019 В окончательном варианте 14.09.2019

UDC 378

BACHELOR STUDENTS' SOFT SKILLS DEVELOPMENT IN COURSE OF FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION

S.G. Men'shenina1, G.A. Pozdnyakova2 1Samara State Technical University

1 Svetlana G. Men'shenina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.

2 Galina A. Pozdnyakova, Senior Lecturer of Foreign Languages and Professional Communication.

244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russia E-mail: menshenina.mail@mail.ru 2Samara University

34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russia E-mail: pozdnyakova_gala@mail.ru

Abstract

Currently there is a demand for specialists with developed soft skills which is due to relevant economic situation, increasing information flows and dynamic processes in the professional environment, as well as employers' requirements. Thus, high quality education for future university graduates with universal competencies that can be useful in many life situations is required. The purpose of the article is to explain the need for soft skills development in course offoreign language instruction as one of the conditions for professional training enhancement. Soft skills are a complex phenomenon that includes four categories. The category under study is focused on thinking skills, which, in turn, are related to different types of effective thinking: analytical, logical, critical, systemic, creative, structural, project, tactical and strategic thinking, as well as information search and analysis, decision making. The authors of the article consider the technology of critical thinking development through reading as an effective means of soft skills development at bachelor students' of various areas of training. Testing assessment demonstrated that most students' critical thinking performance is at low level. Thinking skills under discussion were improved by means of reading authentic texts and doing exercises of various types: instruction, reconstruction, search. Teaching experiment confirmed the hypothesis that process of soft skills development should be effective if purposeful and consistent work is carried out to form bachelor students' critical thinking skills in course of foreign language instruction at the university.

Key words: thinking skills, soft skills, hard skills, critical thinking, foreign language instruction at the university.

REFERENCES

1. Sal'naya L.K., Ovcharenko V.P. O formirovanii universal'nykh kompetentsiy studentov inzhe-nernogo vuza sredstvami distsipliny «Inostrannyy yazyk» [On the formation of universal competencies of students of an engineering university by means of the discipline "Foreign Language"]. Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice]. Tambov: Gramota, 2017. No. 6. Part 2. Pp. 199-202. http://www.gramota.net/materials/272017/6-2/60.html (accessed January 24, 2019).

2. Davies A., Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills 2020. Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute. 2011. http://www.iftf.org/uploads/media/ SR1382A_UPRI_future_work_skills_sm.pdf (accessed January 24, 2018).

3. YArkova T.A., CHerkasova I.I. Formirovaniye gibkikh navykov u studentov v usloviyakh real-izatsii professional'nogo standarta pedagoga [Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of a teacher]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universi-teta. Gumanitarnyye issledovaniya. [Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates]. Vol. 2. No. 4. Pp. 222-234.

4. Goleman D., Boyatzis R., McKee A. Emotsional'noye liderstvo: iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta [Emotional leadership: the art of managing people based on emotional intelligence]. Moscow: Alpina Business Books, 2008. 301 p.

5. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies. 2015. OECD Publishing. 140 p. http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (accessed March 20, 2019).

6. McMillan, J. Enhancing college student's critical thinking: A review of studies. Research in Higher Education, 1987. Pp. 3-29.

7. Kelly Y.L. Assessing students' critical thinking performance: Urging for measurements using multi-response format. http://www.elsevier.com/locate/tsc (accessed March 15, 2019).

8. Razvitiye soft skills u kursantov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [The development of soft skills among students in the process of teaching a foreign language] Internet-zhurnal «Mir nauki» [Internet magazine "World of Science"]. 2018. No. 5. https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf (accessed February 26, 2019).

9. Devyat' akademicheskikh «myagkikh» navykov [Nine academic soft skills]. https://4brain.ru (accessed March 5, 2019).

10. Pozdnyakova G.A. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku u studentov vuza [The technology for the development of critical thinking in foreign language classes at university students]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2015. Vol. 17. No. 1(4). Pp. 850-853.

11. Programma kursa inostrannogo yazyka dlya vuzov neyazykovykh spetsial'nostey (240 chasov auditornykh zanyatiy) [The program of the foreign language course for universities of non-linguistic specialties (240 hours of classroom lessons)]. Pod red. K.G. Pavlovoy, S.A. Kuz-netsova, E.V. Musnitskoy [i dr.]. Moscow: Moskovskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy uni-versitet, 2004. 78 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Borozenets G.K. Integrativnyy podkhod k formirovaniyu kommunikativnoy kompetentnosti studentov neyazykovykh vuzov sredstvami inostrannogo yazyka: Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Integrative approach to the formation of communicative competence of students of non-linguistic universities by means of a foreign language: Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Togliatti, 2005. 434 p.

13. Folomkina S.K. Obucheniye chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze [Learning to read in a foreign language at a non-linguistic university]. Moscow, 1987. 207 p.

14. Bulankina N. Sistema razvivayushchikh zadaniy v obuchenii inostrannomu yazyku [The system of developing tasks in teaching a foreign language]. Prosveshcheniye. Inostrannyye yazyki [Education. Foreign languages]: http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij/ (accessed April 08, 2019).

15. Labzina P.G., Dobrova V.V., Men'shenina S.G., Ageenko N.V. Interdisciplinary student engagement as a potential condition of developing professional creativity. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.04.105 (accessed September 4, 2019).

16. Servat Shirkhania, Mansour Fahim. Enhancing critical thinking in foreign language learners. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Pp. 111-115. www.sciencedirect.com (accessed April 24, 2019).

17. Test po kriticheskomu myshleniyu STT-1 [Critical thinking test]. http://critical-thinking.ru/test/ (accessed September 4, 2019).

18. Mezhdunarodnoye issledovaniye kriticheskogo myshleniya (Kembridzhskiy universitet i kom-paniya Macat) [International research of critical thinking. Cambridge university and Macat company]. http://evolkov.net/critic.think/Macat_Cambridge/ (accessed September 4, 2019).

Original article submitted 12.08.2019 Revision submitted 14.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.