Научная статья на тему 'Технологии развития навыков критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе'

Технологии развития навыков критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС 3++ / CRITICAL THINKING / FOREIGN LANGUAGE / HIGHER EDUCATION / FEDERAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л.

Иностранный язык как учебная дисциплина является оптимальным инструментом для формирования и развития универсальных компетенций, указанных в Федеральном образовательном стандарте. В статье представлен опыт использования различных подходов для развития навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку в процессе подготовки бакалавров. Авторы приходят к выводу, что активное применение заданий позволяет развить познавательную активность обучающихся и сформировать навыки критического мышления, необходимые для будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical Thinking Skills Development in English Classes at University

The Foreign Language as a discipline is an optimal tool for forming and developing of universal skills. The article presents theoretical approaches and practical tasks to the critical thinking skills development in English classes within the university students. The authors conclude that a series of tasks presented in the article can help in developing critical thinking skills through the discipline “Foreign Language” in bachelors’ training.

Текст научной работы на тему «Технологии развития навыков критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе»

Есмурзаева Ж. Б., Марус М. Л.Технологии развития навыков критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 3 (18) июль - сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/3/00773.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147: 81' 243: 004.9

Есмурзаева Жанбота Бауржановна

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск zhb. [email protected]

Марус Максим Леонидович

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Технологии развития навыков критического мышления обучающихся на занятиях по иностранному языку в вузе

Аннотация: Иностранный язык как учебная дисциплина является оптимальным инструментом для формирования и развития универсальных компетенций, указанных в Федеральном образовательном стандарте. В статье представлен опыт использования различных подходов для развития навыков критического мышления на занятиях по иностранному языку в процессе подготовки бакалавров. Авторы приходят к выводу, что активное применение заданий позволяет развить познавательную активность обучающихся и сформировать навыки критического мышления, необходимые для будущих специалистов.

Ключевые слова: критическое мышление, иностранный язык, высшее образование, ФГОС 3++

В современной образовательной парадигме формированию, развитию и совершенствованию компетенций отводится ключевая роль. В соответствии с ФГОС 3++ универсальные компетенции включают в себя следующие группы: системное и критическое мышление (УК-1), разработка и реализация проектов (УК-2), командная работа и лидерство (УК-3), коммуникация (УК-4), межкультурное взаимодействие (УК-5), самоорганизация и саморазвитие, в том числе здоровьесбережение (УК-6), безопасность жизнедеятельности (УК-7) [1]. Задача образовательного учреждения обеспечить сформированность всех компетенций, указанных в федеральном образовательном стандарте высшего образования. Таким образом, исследование форм и методов работы по развитию универсальных компетенций видится актуальным.

В данной статье речь идет о развитии навыков критического мышления обучающихся по программам подготовки бакалавров на занятиях по иностранному языку. Дисциплина «Иностранный язык» — это оптимальный инструмент для формирования и развития универсальных компетенций. Полифункциональность дисциплины позволяет ей выступать «не только в качестве цели обучения, но и в качестве средства приобретения сведений в других областях знаний, развития творческих, мыслительных и других способностей

личности» [2, с. 170]. Во-первых, обучение осуществляется на практических занятиях, а не на лекционных, что позволяет сделать процесс интерактивным. Во-вторых, занятия проходят в относительно небольших группах (8 - 18 человек), и преподаватель может диагностировать возникающие учебные проблемы. Такие условия позволяют организовать процесс формирования как лингвистических знаний и умений, так и навыков критического мышления, коммуникации, командной работы и т.д.

Навыки критического мышления требуются как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Человек, умеющий критически мыслить, «умеет наблюдать и быть внимательным к деталям, внимательно изучать информацию, быстро определять самое важное, обосновывать точку зрения на проблему, применять аналитические навыки в различных ситуациях» [3]

Содержание критического мышления в своих работах рассматривали П. Фасионе, Н. Браун, Д. Халперн, Р. Эннис, С. МакГиннес. Американский ученый Р. Эннис связывал способность к критическому мышлению с рефлексивно-оценочной мыслительной деятельностью человека. В концепции Энниса критически мыслящий человек должен обладать следующими умениями: оценивать надежность источников и значимость аргументов, делать умозаключения, развивать и доказывать свою точку зрения, быть восприимчивым к новому, быть хорошо информированным и приходить к обоснованным выводам. Следовательно, сформированное критическое мышление предполагает поиск наиболее эффективного решения, ясное и понятное изъяснение своего мнения, доводов и умозаключений [4; 5].

В методике преподавания иностранных языков обучение критическому мышлению (critical thinking) основывается на «таксономии Блума» (Bloom's taxonomy). Определенным достоинством данной таксономии является то, что Б. Блум попытался представить мышление в структурированном виде, выделив базовые мыслительные операции. Знание, понимание и применение относятся к мыслительным операциям низкого порядка, а анализ, синтез и оценка — это умения высокого мыслительного порядка — уровня критического мышления [6, с. 44].

Российские исследователи вслед за Е.С.Полат полагают, что основная идея образования состоит в нравственном и интеллектуальном развитии личности, в формировании самостоятельного критического, творческого мышления [7, с.83]. Развитие же самого критического мышления предполагает анализ и соответствующие выводы, поиск соответствия и аналогий, установление причинно-следственных связей, обобщение информации, ее оценка и заключение [8, с.120]. Таким образом, этот процесс представляет собой «не просто автоматическое и пассивное восприятие информации, а стопроцентное погружение в ситуацию, позволяя студентам научиться активно слушать и активно мыслить» [9, с.142].

Для развития навыков критического мышления, а также активизации познавательной деятельности и осознанного обучения традиционно используют задания с использованием следующих формулировок [10]:_

Analysis (анализ) Analyze (проанализируйте), sort (распределите), investigate (изучите), compare (сравните), debate (обсудите), etc.

Synthesis (синтез) Combine (объедините), compose (сочините), design (придумайте), invent (создайте), revise (пересмотрите), formulate (сформулируйте), etc.

Evaluation (оценка) Solve (решите), criticize (дайте критическую оценку), appraise (оцените), justify (подтвердите), conclude (сделайте вывод), etc.

Приступая к работе над развитием навыков критического мышления преподавателю необходимо помнить, что атмосфера в аудитории должна быть позитивная. Многие практики отмечают, что критическим фактором в эффективном обучении и мотивации студентов является именно дружественный климат, позволяющий преподавателю отзываться на нужды обучающихся, а студентам работать во взаимодействии для решения образовательных задач.

В своей практической деятельности мы используем различные типы заданий для развития навыков критического мышления на всех этапах работы на занятиях.

Небольшая беседа (small talk) в начале каждого урока позволяет обсудить текущие новости в стране, мире, городе, погоду и т.д., и, таким образом, вовлечь обучающихся в процесс говорения на иностранном языке. К тому же, чтобы активизировать деятельность студентов им предлагается обсудить в парах предложенную тему и сказать, что общего в их историях или, чем они отличаются. Обязательным является факт персонализации задания. Например, при работе с лексикой по теме «Географическое положение страны изучаемого языка» на этапе введения в тему (lead-in stage) студенты после образца (model) преподавателя должны в парах рассказать, какую страну они хотят посетить и почему. При работе над темой «My place of living1» обучающимся необходимо назвать три места/заведения, которые находятся рядом с их местом жительства, сравнить с партнером свои ответы и сказать, что у них общего. На этом этапе работа длится всего 2-3 минуты. При этом у студентов развиваются навыки говорения и слушания друг друга, а также критического мышления, так как им необходимо сопоставить свои предпочтения/ ответы и рассказать об этом всей группе.

При обучении студентов чтению мы используем различные виды заданий для формирования навыков критического мышления. Так при работе с текстом про некоммерческую организацию Mensa на предтекстовом этапе обучающимся был предъявлен логотип организации и задан вопрос о том, знают ли они, какой организации он принадлежит (рис.1). Ребята выражали свое мнение, сравнивали ответы и приходили к выводам. Однако, правильный ответ содержался в тексте для чтения.

Рис. 1 Логотип Mensa

На следующем этапе работы обучающиеся читали следующий текст [11]:

What is Mensa?

Mensa is a non-profit-making organization with over 100,000 members in more than 100 countries. The only qualification you need in order to be accepted as a member is to have an IQ in the top two percent of the population.

How did Mensa start?

The society was founded in 1964 by Roland Berill, an Australian lawyer, and Lancelot Ware, a graduate of Oxford University. It was originally known as the High IQ Society, but later changed its name to Mensa.

What are the principles behind Mensa?

The organization has always operated on the principle that intelligence 'should be used for the benefit of humanity'. Members are drawn from all professions, from truck drivers to university professors.

What are the benefits of being a member?

Members meet other people like themselves. Regular social events are organized so that members enjoy the company of their intellectual equals. It is not known how many marriages have been made at Mensa meetings!

1 Перевод с английского - Мое жилище

Adapted from New Cutting Edge Upper Intermediate, Student's Book, Sarah Cunningham, Peter Moor, Longman, 2005, p. 163

После ознакомления с информацией об организации обучающиеся находили или не находили подтверждения своим догадкам. Далее им было предложено обсудить в парах, хотели бы они стать членами сообщества Mensa, и почему (Would you like to become a member of Mensa? If yes, why? If no, why?) Таким образом, ребята изучили информацию, провели оценку и сделали выводы о своей готовности стать членом организации.

При работе над темой «My place of living» обучающиеся выполняют следующее задание: «Вы планируете снять квартиру. Изучите три объявления и выберите наиболее подходящий для вас троих вариант». Во время этой работы каждый студент знакомится с объявлением и заполняет таблицу (Flat questionnaire) с 12 показателями (стоимость, расположение, наличие мебели и т.д.). Далее необходимо задать вопросы своим партнерам по содержанию их объявлений и внести информацию в свою таблицу. На заключительном этапе обучающиеся обсуждают, какая квартира им подходит, и объясняют всей учебной группе причины своего выбора [12]. Описанный вид работы позволяет студентам не только отработать языковой материал (There is/are, How much/many, лексика по теме), но и развить навыки аргументации и убеждения при выборе оптимального варианта жилища [13].

Использование вышеописанных заданий позволяет стимулировать познавательную активность обучающихся. Разнообразие форм и заданий при обучении иностранному языку помогают развивать навыки критического и творческого мышления, необходимые для последующей профессиональной деятельности.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, утвержден 2б.07.2017 №702

2. Попова, Е. А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. Образование и педагогические науки. 2013. № 8 (бб8). С. 1б7—180.

3. Интеллектуальный клуб 4Brain. Режим доступа: https://4brain.ru/critical/

4. Ennis Robert H. A taxonomy of critical thinking dispositions and abilities // Teaching thinking skills: Theory and practice / J. Baron & R. Sternberg (eds.). New York : W. H. Freeman, 1987. P. 9-2б.

5.Куламихина, И.В., Есмурзаева Ж.Б. Особенности развития и оценивания критического мышления бакалавров сельскохозяйственного вуза в процессе обучения иностранному языку// Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2018. №1 (25). С.227-240.

6.Bloom B., Englehart M., Furst E., Hill W., Krahtwohl D. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1 : Cognitive Domain. 2nd ed. New York : Addison-Wesley Longman Ltd., 195б. 207 p.

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. -3-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 3б8 с.

8. Валеева, Л. Формирование критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку// Высшее образование в России. №11, 2008. - С. 120-122

9. Бернацкая М. В., Муратова О. А. Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 4 (апрель). - С. 141-145. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14107.htm.

10.Brilliant Bloom's Taxonomy Posters For Teachers https://www.teachthought.com/critical-thinking/14-brilliant-blooms-taxonomy-posters-for-teachers/

11. New Cutting Edge Upper Intermediate, Student's Book, Sarah Cunningham, Peter Moor, Longman, 2005, p.163

12. Face2Face Elementary, Teacher's Book, Chris Redston and Rachel Clark, Cambridge University Press, 2006, p.151-152

13. Есмурзаева Ж. Б., Новикова Е. В. Потенциал лингвистических дисциплин в аграрном вузе в развитии soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V6. - С. 15-21. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196053.htm

Zhanbota Esmurzaeva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk zhb. [email protected]

Maxim Marus

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

[email protected]

Critical Thinking Skills Development in English Classes at University

Annotation: The Foreign Language as a discipline is an optimal tool for forming and developing of universal skills. The article presents theoretical approaches and practical tasks to the critical thinking skills development in English classes within the university students. The authors conclude that a series of tasks presented in the article can help in developing critical thinking skills through the discipline "Foreign Language" in bachelors' training.

Keywords: critical thinking, the foreign language, higher education, Federal Standard

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.