Научная статья на тему 'Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе'

Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / INTERACTIVE RECOURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Марус Максим Леонидович

В статье представлен опыт создания и использования в образовательном процессе электронных учебных изданий и интерактивных упражнений при обучении иностранному языку в вузе. Актуальность их использования на всех этапах высшего образования обусловлена растущими требованиями к выпускнику вуза. Авторы приходят к выводу, что активное применение информационно-коммуникационных технологий позволяет развить познавательную активность обучающихся и сформировать информационно-коммуникативную компетенцию будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна, Марус Максим Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Recourses in the Foreign Language Training at University

The experience of information and communication technologies use while a foreign language training in higher education institution is presented in the article. The relevance of their application at all stages of higher education is caused by the necessity of information and communicative competence formation for future specialists and their professional activity. The authors come to the conclusion that information and communication technologies use influence upon students’ cognitive activity and develop information and communicative competence

Текст научной работы на тему «Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе»

Есмурзаева Ж.Б., Марус М.Л. Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№1 (12) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/1/00521.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147 : 81' 243 : 004.9

Есмурзаева Жанбота Бауржановна

Кандидат филологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск zhb. [email protected]

Марус Максим Леонидович

Кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Интерактивные учебные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе

Аннотация: В статье представлен опыт создания и использования в образовательном процессе электронных учебных изданий и интерактивных упражнений при обучении иностранному языку в вузе. Актуальность их использования на всех этапах высшего образования обусловлена растущими требованиями к выпускнику вуза. Авторы приходят к выводу, что активное применение информационно-коммуникационных технологий позволяет развить познавательную активность обучающихся и сформировать информационно-коммуникативную компетенцию будущих специалистов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция, иностранный язык, высшее образование, интерактивные ресурсы.

Использование новых технологичных подходов к организации деятельности обучающихся с опорой на современные информационные и коммуникационные технологии для решения задач профессиональной подготовки является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. В связи с этим актуальным становится развитие и совершенствование информационно-коммуникационной компетенции обучающихся. В арсенале преподавателей сегодня широкий диапазон программных средств обучения, образовательных ресурсов в сети Интернет, различных онлайн-конструкторов и т.д., которые позволяют развить познавательную активность студентов и сформировать необходимые навыки в области информационно-коммуникационных технологий.

При таком подходе традиционному для вуза учебнику / учебному пособию, как самому широко используемому, наиболее упорядоченному источнику научных знаний и эффективному средству передачи человеческого опыта и его освоения [1], отводится особая роль. Он становится не просто текстом, а интерактивным ресурсом, позволяющим охватить все больший объем информации различного содержания.

С точки зрения И.Л. Бим, основная функция учебника представлять модель учебного процесса. Учебник в учебном процессе, с одной стороны, моделирует, преобразует его, а с другой стороны, - адаптируется к нему. Поэтому учебник не должен представлять

собой замкнутую, застывшую схему; он должен содержать в себе подвижную программу действий участников образовательного процесса, учитывающую возможное наличие разных уровней обученности и другие конкретные условия обучения [2]. Полагаем, что новое поколение электронных учебных изданий соответствует основной функции учебника.

В России активная разработка электронных учебных ресурсов началась в 90-х годах XX века. Сегодня электронные учебные издания являются наиболее часто используемыми в учебном процессе средствами. Использование любых видов электронных учебных изданий характеризуется особыми требованиями, так как форма предъявления информации в нем коренным образом отличается от ее представления в традиционных печатных изданиях. При создании необходимо учитывать психолого-педагогические, эргономические и программно-технические характеристики [3].

Так, в Омском ГАУ работа по иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий ведется в компьютерном классе с программным обеспечением JoyClass v.8.1 [4]. Преподавателями разработаны и активно внедряются электронные учебные издания «So many countries...» и «Let's Read in English» для всех направлений подготовки бакалавров и специалистов. Они созданы при помощи пакета программ для конструирования и просмотра электронных книг и учебников SunRuv Book Office. По природе основной информации это текстовые издания, построенные по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов. Гиперссылки позволяют воспользоваться справочной информацией, как внутри пособия, так и ресурсами сети Интернет. Модуль LISTENING включает как встроенные, так и внешние (переход по ссылке на ресурс Интернет) аудио- и видеофайлы по изучаемой тематике и разработанные автором задания к нему. Безусловным достоинством является аутентичность источников.

В разделе GRAMMAR представлен теоретический материал и задания для работы над грамматикой английского языка. Для разъяснения предлагается как традиционный текстовый материал, так и гиперссылки на сайты с пояснениями. Проверить сформированные навыки обучающийся может самостоятельно. Структура раздела позволяет по гиперссылке перейти на сайты с тестовыми заданиями, по выполнению которых будут даны результаты, например, LearnEnglishFeelGood.com и englishgrammarsecrets.com.

Кроме того, в работе мы используем онлайн-сервис LearningApps.org.[5] Данный ресурс является приложением Web 2.0, разработанным коллективом швейцарских и немецких авторов (Педагогического института города Берн, Университета города Майнц и Университета прикладных наук Циттау/Гёрлиц). Основная цель проекта - поддержка процесса обучения и изучения посредством интерактивных учебных модулей (Apps). Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. По мнению создателей ресурса, они имеют свою ценнность, а именно - интерактивность.

Конструктор имеет определенный набор упражнений и заданий (20). Для использования необходимо выбрать подходящий, например, как на рисунке 1, и наполнить своим содержанием.

+■ +

Найти пару

1 2

*

Классификация

гхт й —

Хронологическая линейка

г з

Простой порядок

Ввод текста

Сортировка картинок

Викторина с выбором правильного ответа

Заполнить пропуски

Рисунок 1. Виды конструируемых заданий

Безусловным достоинством ресурса является его многоязычность. Несмотря на то, что сервис создан немецкими и швейцарскими авторами, преподаватели из 21 страны мира могут на родном языке использовать все инструменты ресурса: голосование, чат, календарь, блокнот, доска объявлений. Также за период существования онлайн-конструктора сформирован каталог готовых решений для различных учебных направлений (дисциплин) и ступеней обучения (Рис.2).

■■ Все упражнения У Новое упражнение

Ц Поиск

Категория

■ Английский язык

■ Астрономия

■ Биология

■ Все категории

■ География

■ Другие языки

Пример

■ Инженерное дело

■ Информатика

■ Искусство

■ Испанский язык

■ История

■ Итальянский язык

■ Латинский язык

■ Математика

■ Методические инструменты

■ Музыка

■ Немецкий язык

- ОБЖ

■ Политика

■ Производственный ТРУД

■ Профессиональное образование

■ Психология

ЕЕ Мои классы

I & Мои приложения

■ Человек и окружатющая среда

■ Экономика

Для начинающих — Профессиональное образование и повышение ква Ступени: • ^ ; •

■ Религия ■ Философия

■ Русский как ■ Французский язык иностранный . Химия

■ Русский язык

■ Спорт

■ Физика

Времена года. Автор №Ы]а 011

Расставь события сказки по порядку.

м Я'У у/т и | чб

Что или что делает? Найди города и Рисуем закат на Горихвостка - Птица Агрегатные

страны море. 2015 года состояния вещества.

Рисунок 2. Каталог заданий

Для работы с бакалаврами 1 курса создан модуль по теме «География» в формате «Сетка приложений» (Рис.3). Данный раздел соответствует рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Учебный материал включает лексику по теме, грамматические правила (степени сравнения прилагательных, пассивный залог).

Для активизации лексических единиц (Vocabulary 1, 2, 3) разработаны следующие упражнения:

-задание на сопоставление (matching pair) - сопоставление картинки со словом; -задание на составление заданных лексическим минимумом словосочетаний из 2 слов; -игра «Парочки» (pairing game) - сопоставление слова на английском языке с русским эквивалентом;

-заполнение филворда (word grid) - поиск слова в буквенной сетке. Закрепление грамматического материала предусматривает выполнение заданий по типу классификации, одиночного выбора, ввода слова или словоформы:

-выбор сравнительной или превосходной форм прилагательных (игра «Скачки»); -распределение (group assignment) предложений по группам времен и в соответствии с формой залога (Present Simple Active/ Passive, Past Simple Active/ Passive);

-распределение (group assignment) глаголов прошедшего простого времени (Past Simple Tense) по группам на основании формы написания;

-ввод текста (freetext input), а именно сравнительной или превосходной форм прилагательных.

Следующий блок заданий включает упражнения на знание страноведческих реалий. Все модули носят игровой характер. Так, пазл (group puzzle) предлагает сопоставить название государства и его столицы. Для выполнения заданий в игре «Виселица» (hangman) необходимо отгадать название страны по фактической информации и правильно его написать. Упражнение The USA Quiz (в формате multiple choice quiz) предусматривает вопрос о США с одиночным выбором из 4 вариантов. Интересным представляется также модуль в формате игры «Кто хочет стать миллионером» (The Millionaire Game).

^ÍJ-'-t-^ji^j V Vu

» m

Jan Ma y in (Norway)

l/Cf

-

Vocabulary 1

— & ä

Й

+

Vocabulary 2

■■■BM

□ □□ □ □□

Vocabulary 3

rwf

1 2

Üb -

- ft

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— «fr

Npvaya Zcmtya Kara Sea

V

m

1 2

-

a

•fe

Three foims of the veib

Active and Passive Voice

Ireland ).0|ártírteS™| C"PTS"

Degrees of Comparison (Superlative)

. East

I¡ft ' &

= =• ®

Degrees of Comparison (Comparative)

■Scti of

Шtt ' Okhotsk.

Geographica! Names ™ Countries and Cities

M J"

Guilarial<l>№Kli

El. Salvador__imNicaragua- J¡

Costa firca-'

M. M.lï HIK1 .«UVlS

j Antigua «(id Barbuda

!!■««,> ^art!!¡d™s C'l CB<" Grenada —Trinidad A Tobago

Suriname Fmdl Co

am

£ Guyana

31 '

(Ecuaû,) Ecuador.',' —+-

ibouti

^Bengal Maldives

Bangladesh ^'Тэгч ¡>«r Thilßrtd

V

Find the Word

Taiwan i

Л au

/

Guess tha Country

Who Wants to be a Millionaire?

helles tfiiyotlt

Trinilade (Braiit)

il ЯН....

(U.K. :

. l ocntKn

Philippine Northe; aiUmd ^J $t hUtnds

: Vietnam % Guam

Brunei Federated

Palau of Micro

Papua New

_ . Guinea S< tastTtmoh Г

Corel Sea

Indonesia Singapore J Java

Cocas ' Christmas Islands blends

У*

rifDIA W OCEAN

Austral ia

Рисунок 3. Сетка приложений по теме «География»

Использование вышеописанных форм и средств обучения нацелено на достижение максимальной эффективности формирования умений и навыков будущего специалиста, как в области иностранных языков, так и в сфере новых информационных технологий. Возможность использования мультимедийных компонентов и ссылок на Интернет внутри электронного учебного издания, а также интерактивные учебные онлайн ресурсы являются подспорьем для преподавателя иностранного языка. Обучающиеся получают опыт работы с актуальной информацией и технологиями, поддержанными аудиовизуальным рядом. Такой подход, безусловно, развивает их познавательную активность, что соответствует целям образования. При этом перед современным преподавателем ставится задача не только освоения информационных технологий, но и тщательного отбора языковых Интернет-источников с учетом их аутентичности и адаптации к целям обучения.

Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. С. 12-13.

1. Мазунова Л.К., Хасанова Р.Ф. Принципы создания современного учебника по иностранному языку. Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3. С.831. (2)

2. Титова, С.В. Филатова, А.В. Технологии ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Изд-во «Икар», 2014. - 100 с.

3. Марус М.Л., Пестова Е.В., Саитова Н.А. Особенности использования ПО для лингафонного кабинета JoyClass v.8.1 на занятиях по иностранному языку в вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL: http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/498-00243. - ISSN 24134066 [29.03.2018]

4. LearningApps.org - URL: https://learningapps.org/createApp.php [29.03.2018] Zhanbota Esmurzaeva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Maxim Marus

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Interactive Recourses in the Foreign Language Training at University

Abstract: The experience of information and communication technologies use while a foreign language training in higher education institution is presented in the article. The relevance of their application at all stages of higher education is caused by the necessity of information and communicative competence formation for future specialists and their professional activity. The authors come to the conclusion that information and communication technologies use influence upon students' cognitive activity and develop information and communicative competence

Keywords: information and communication competence, foreign language, higher education, interactive recourses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.