Научная статья на тему 'Электронный образовательный ресурс как средство повышения познавательной активности обучающихся'

Электронный образовательный ресурс как средство повышения познавательной активности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / COGNITIVE ACTIVITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Татьяна Юрьевна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна

Статья посвящена вопросу создания электронных образовательных ресурсов для использования в электронной информационно-образовательной среде вуза. В работе описан опыт создания электронного учебного пособия по английскому языку. Авторы делают вывод, что интегрированный подход к обучению с использованием информационных технологий формирует навыки познавательной деятельности обучающихся наряду с формированием у них профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Татьяна Юрьевна, Есмурзаева Жанбота Бауржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic educational resources as a means of enhancing the cognitive activity of students

The article is devoted to the question of electronic educational resources creation for their use in the electronic information and education environment of higher education institution. The experience of the e-textbook in English creation is described. The authors come to the conclusion that the integrated approach to training with the use of information technologies forms cognitive activity skills as well as the professional competences.

Текст научной работы на тему «Электронный образовательный ресурс как средство повышения познавательной активности обучающихся»

УДК 378.147:004

Т. Ю. СТЕПАНОВА Ж. Б. ЕСМУРЗАЕВА

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ_

Статья посвящена вопросу создания электронных образовательных ресурсов для использования в электронной информационно-образовательной среде вуза. В работе описан опыт создания электронного учебного пособия по английскому языку. Авторы делают вывод, что интегрированный подход к обучению с использованием информационных технологий формирует навыки познавательной деятельности обучающихся наряду с формированием у них профессиональных компетенций. Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, познавательная активность, электронные образовательные ресурсы, информатизация высшего обра-

Одно из актуальных направлений реформирования современной системы высшего образования — это решение задач профессиональной подготовки, связанное с нелинейной организацией образовательного процесса и созданием новых технологичных подходов к организации деятельности обучающихся с опорой на современные информационные и коммуникационные технологии. Указанное направление регламентируется рядом нормативных документов, в частности, Федеральными законами и постановлениями, а также Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Так, в соответствии со Статьей 16 Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» при реализации образовательных программ должны быть созданы условия для их реализации, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1]. Реализация вышеуказанного закона и требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3 +) обусловливают актуальность создания и функционирования электронной информационно-образовательной среды вуза, а также подготовки и использования нового поколения электронных образовательных ресурсов.

Электронная информационно-образовательная среда вуза — это система, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен [2, с. 4]. При этом предполагается обязательное наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения. Использование возможностей электронной информационно-образовательной среды вуза является доступным, структурированным источником информации. К тому же технические возможности позволяют осуществлять как синхрон-

ную, так и асинхронную коммуникацию. Важным этапом в работе видится подготовка обучающихся к деятельности в среде, а также их уровень познавательной активности. Способность к самостоятельной познавательной деятельности наряду со сформированными у обучающихся профессиональными компетенциями возможно рассматривать как персональные ресурсы, необходимые на протяжении всей жизни.

Традиционно выделяют несколько подходов к пониманию познавательной активности. Одни авторы рассматривают активность как деятельность (Е. В. Ко-ротаева, М. И. Лисина, М. А. Данилов, Г. В. Пугач). Как свойство личности и личностное образование познавательную активность рассматривают К. А. Абуль-ханова-Славская, И. А. Редковец, Г. И. Щукина, З. А. Абасов. Познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат, считают Т. И. Ша-мова, Р. С. Черкасов, М. Н. Скаткин [3, с. 90].

В проведенном Т. Ю. Степановой исследовании [4, с. 91] предложено использование модели управления познавательной деятельностью студентов, обучающихся по двухуровневой системе подготовки. Необходимо учитывать, что переход на уровневую систему высшего образования как одно из следствий повлечет увеличение объема самостоятельной деятельности студентов [5, с. 120]. В этих условиях закономерным видится переход на интегрированную форму обучения. Важным моментом также будет являться организация и контроль познавательной деятельности студентов. Как следствие, возникает необходимость во внедрении модели управления познавательной деятельностью студентов в электронную информационно-образовательную среду. Модель формирования познавательной активности обучающихся, в условиях электронной информационно-образовательной среды, содержит следующие компоненты:

— организационно-управленческий;

зования.

— процессуально-деятельностныи, состоит из создания педагогического сценария, технологического, технического и ресурсного обеспечения;

— оценочно-результативный [6, с. 5].

Педагогическими условиями управления познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза, способствующими повышению уровней показателей эффективности познавательной деятельности, по мнению Е. Л. Федотовой, будут являться:

— педагогический сценарий организации и регулирования познавательной деятельности обучающихся;

— техническое обеспечение образовательного процесса;

— технологическое обеспечение образовательного процесса;

— ресурсное обеспечение образовательного процесса [7, с. 156].

Отметим, что познавательная активность может иметь как внешние, так и внутренние проявления. В соответствии с наличием определенного набора внешних признаков познавательной активности можно выделить три ее уровня: высокий, средний и низкий. Увеличение количества студентов, имеющих высокий и средний уровень познавательной активности, может служить подтверждением эффективности организации их познавательной деятельности. При этом целенаправленная система действий профессорско-преподавательского состава (отбор и систематизация материала, разработка адекватных ресурсов, формирование тестовых баз данных и т.д.) является главной задачей при организации управления этого вида активности.

Интегративный подход к обучению с применением информационных технологий как способ повышения познавательной активности обусловливает обеспечение обучающихся неограниченным доступом к электронным образовательным ресурсам, под которыми понимают образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные [1]. Электронное учебное издание, как элемент электронной информационной образовательной среды, выступает многофункциональным средством для деятельности обучающихся по получению и обработке информации, самостоятельной работе, контролю по усвоению и обобщению.

В соответствии с ГОСТ электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую правку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения [8]. Принципы классификации электронных средств обучения также регламентированы в ГОСТ [8]. Традиционно выделяют следующие группы изданий, дифференцированных признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

— обучающие (учебные пособия, учебники, тексты лекций, конспекты лекций и т.д.);

— программно-методические (учебные программы, учебные планы);

— контролирующие (базы данных, фонды оценочных средств);

— учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

— вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения и т.д.) [9].

Форма предъявления информации в электронном учебном издании существенно отличается от ее представления в традиционных печатных изданиях, поэтому при создании необходимо учитывать психолого-педагогические, эргономические и программно-технические характеристики.

Под психолого-педагогическими требованиями принято понимать «совокупность дидактических, методических и психологических норм и условий, обеспечивающих оптимальный порядок структурирования учебной информации и ее предъявление с помощью компьютера, рациональную организацию управления познавательно-практической деятельностью обучающихся» [10, с. 40].

Эргономические критерии включают в себя требования к организации учебного материала и дизайну. По мнению С. Г. Григорьева и В. В. Гринш-куна, «основным эргономическим требованием является обеспечение гуманного отношения к обучаемому, ... возможности использования им необходимых подсказок и методических указаний, свободной последовательности и темпа работы. позволит избежать отрицательного воздействия на его психику, создаст благожелательную атмосферу на занятиях» [11].

Требования к программно-техническим характеристикам связаны с корректной работой программы при различной конфигурации компьютеров. Необходимо использовать такие режимы и настройки аппаратных средств, чтобы при работе с различными операционными системами электронное средство была доступно для обучающегося.

Средством для создания электронного образовательного ресурса может стать пакет программ для конструирования и просмотра электронных книг и учебников SunRuv Book Office. Примером электронного учебного пособия является зарегистрированное в ФГУП НТЦ «Информрегистр» в 2014 г. (регистрационный номер 0321401671) ресурс «So many countries.» (автор Ж. Б. Есмурзаева) [12]. Данное пособие прошло апробацию в учебном процессе по дисциплине «Иностранный язык» в 2014/15 учебном году. Технические характеристики позволили осуществлять работу в лингафонном кабинете ОмГАУ с программным обеспечением JoyClass 8.1.

В соответствии с назначением «So many countries.» является учебным пособием и предназначено для студентов, обучающихся по нефилологическим направлениям подготовки бакалавров. Рассчитано на лиц, овладевших базовой грамматикой и лексикой английского языка, и предполагает наличие у студентов языковых навыков, определяемых современной методикой как уровень Intermediate.

Пособие состоит из пяти глав, каждая из которых включает в себя следующие разделы:

1) тексты для изучения: Text 1, Text 2;

2) список лексических единиц, рекомендуемых для усвоения (Vocabulary);

3) серия упражнений, способствующих пониманию текста и задания, направленных на активизацию словаря и грамматики;

4) дополнительные тексты и упражнения по развитию навыков устной речи.

Для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы студентов в каждой главе предложены следующие виды заданий:

1) QUIZ (викторина). Раздел предполагает самостоятельный поиск информации, не содержащейся в изученном материале;

2) PROJECT (проект) является разделом для самостоятельной работы студентов, предполага-

ющим подготовку проекта по предложенным заданиям;

3) LISTENING ставит целью работу над навыками аудирования.

По природе основной информации «So many countries...» — текстовое издание, построенное по гипертекстовой технологии с использованием мультимедийных компонентов. В пособии имеется ряд встроенных аудио- и видеофрагментов продолжительностью 46 минут. Модуль LISTENING включает видеофайл по изучаемой тематике и разработанные автором задания к нему. Все источники аутентичны и заимствованы из открытых интернет-ресурсов (YouTube).

Раздел Vocabulary организован таким образом, чтобы у студента была возможность работать как автономно, так и используя справочные онлайн-ис-точники. Каждая изучаемая лексическая единица оформлена в виде гиперссылки на словарь ABBY-Lingvo. При работе с данным ресурсом обучающийся видит не только значения слов в разных тематических направлениях, транскрипцию и сочетаемость, но и имеет возможность прослушать правильное произношение.

Работа над грамматикой английского языка представлена в виде теоретического материала и заданий к нему в разделе GRAMMAR. Проверить сформированные навыки обучающийся может самостоятельно. Структура раздела позволяет по гиперссылке перейти на сайты с тестовыми заданиями, по выполнению которых будут даны результаты, например, learn-EnglishFeelGood.com и englishgrammarsecrets.com.

Использование вышеописанного многообразия форм и средств обучения внутри одного электронного образовательного ресурса нацелено на достижение максимальной эффективности формирования компетенций и познавательной активности как в области иностранных языков, так и в сфере новых информационных технологий. Полагаем, что без применения всего спектра возможностей, который нам предлагают информационно-образовательные технологии сегодня, невозможно качественно осуществлять подготовку квалифицированных специалистов. Интегрированный подход обеспечивает не только личностное, социальное, культурное развитие человека, но и готовность к дальнейшему развитию. Целью современного образования является не только подготовка будущего специалиста к применению полученных знаний и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности, но и формирование способности к познавательной деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет повысить познавательную активность обучающихся.

Библиографический список

[Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (дата обращения: 10.09.2015).

2. Лапчик, М. П. Тернистый путь электронных технологий в образовании / М. П. Лапчик // Информатика в образовании. - 2014. - № 8. - C. 3-11.

3. Лудова, О. М. Курс «История информатики» как средство развития познавательной активности студентов педвуза / О. М. Лудова // Альманах современной науки и образования. -2008. - № 12. - С. 90-93.

4. Степанова, Т. Ю. Формирование информационно-образовательной среды вуза на основе облачных технологий / Т. Ю. Степанова, Л. В. Ламонина // Инновационная экономика и общество. - 2014. - № 2 (4). - С. 90-96.

5. Дендев, Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : моногр. / Б. Дендев ; под ред. Ба-дарча Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

6. Казначеева, С. H. Развитие познавательной активности студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Казначеева. - Н. Новгород : Изд-во НТГАСУ, 2007. - 22 с.

7. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании : учеб. пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. -М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 336 с.

8. ГОСТ Р 7.0.83-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200104766 (дата обращения : 10.09.2015).

9. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки / В. М. Вымятнин [и др.] [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ido.tsu.ru/ss/?Unit = 223 (дата обращения: 10.09.2015).

10. Титова, С. В. Технологии ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков / С. В. Титова, А. В. Филатова. - М. : Икар, 2014. - 100 с.

11. Григорьев, С. Г. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - Режим доступа : http://www.ido.rudn.ru/open/ikt/2.htm (дата обращения: 10.09.2015).

12. Есмурзаева, Ж. Б. So many countries : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Ж. Б. Есмурзаева. - Омск, 2014. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

СТЕПАНОВА Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), декан факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Адрес для переписки: [email protected] ЕСМУРЗАЕВА Жанбота Бауржановна, кандидат филологических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой иностранных языков и прикладной лингвистики.

Адрес для переписки: [email protected]

1. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон [от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015)]

Статья поступила в редакцию 16.09.2015 г. © Т. Ю. Степанова, Ж. Б. Есмурзаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.