Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку'

Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИИ / FOREIGN LANGUAGE / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / LIFELONG LEARNING / EUROPEAN DIGITAL COMPETENCE FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна

В статье рассматривается понятие «информационно-коммуникационная компетенция» и его составляющие в соответствии с Европейскими рамками квалификации. Представлен опыт использования информационных онлайн-ресурсов при обучении иностранному языку в вузе. На основе опроса обучающихся по направлениям подготовки магистров приведены результаты самооценки их степени сформированности информационно-коммуникационной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есмурзаева Жанбота Бауржановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

ART 186025 УДК 378.147:004.9

Есмурзаева Жанбота Бауржановна,

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск yesmurzaeva@mail.ru

Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку

Аннотация. В статье рассматривается понятие «<информационно-коммуникационная компетенция» и его составляющие в соответствии с Европейскими рамками квалификации. Представлен опыт использования информационных онлайн-ре-сурсов при обучении иностранному языку в вузе. На основе опроса обучающихся по направлениям подготовки магистров приведены результаты самооценки их степени сформированности информационно-коммуникационной компетенции. Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетенция, обучение на протяжении жизни, Европейские рамки квалификации, иностранный язык. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Модернизация российского образования обусловлена динамично меняющейся картиной мира в результате развития технологий и расширения пространственно-информационного континуума. Образование сегодня направлено не столько на получение новых знаний, сколько на овладение компетенциями, необходимыми в жизни каждого индивидуума. Обучение на протяжении всей жизни (Lifelong Learning) - это непрекращающееся получение новых знаний, умений и навыков посредством как тренингов, учебных курсов, программ дополнительного образования и т. д., так и извлечения опыта из самой жизни. Само понятие появилось в результате работы Европейской комиссии по вопросам образования и обучения. Было выделено восемь ключевых компетенций, необходимых для личного профессионального роста и саморазвития: 1) способность общения на родном языке; 2) способность общения на иностранном языке; 3) компетенции в области математики, науки и технологий; 4) информационно-коммуникационная компетенция; 5) способность к обучению; 6) компетенции социального взаимодействия и гражданской дееспособности; 7) компетенции предпринимательства; 8) способность к культурному самоопределению и самовыражению [1].

В данной статье речь пойдет об информационно-коммуникационной компетенции, ее составляющих, развитии и совершенствовании в процессе изучения иностранного языка в вузе.

В работах отечественных исследователей информационно-коммуникационная компетенция понимается как «интегративная характеристика личностных качеств индивидуума, способного... сквозь призму своей профессиональной деятельности на основе возможностей современных технических средств. в едином мировом сообществе корректно выстраивать деловое общение в соответствии с используемым языком и творчески воспроизводить и моделировать новые объекты и процессы глобального информационного пространства» [2].

В соответствии с Европейскими рамками квалификации информационно-коммуникационная компетенция (digital competence) - это уверенное, осознанное и творческое использование информационных технологий для учебы, работы, свободного времяпровождения и социальной активности [3].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

В структуре компетенции выделяют следующие компоненты: информационная грамотность (information and data literacy); коммуникация и взаимодействие (communication and collaboration); создание цифрового контента (digital content creation); информационная безопасность (safety); решение проблемы (problem solving). Каждый компонент направлен на получение определенных знаний, умений и навыков (табл. 1).

Таблица 1

Номер Наименование компонента Содержание

1 ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Поиск и отбор данных, информации и цифрового контента; - оценка и анализ данных, информации и цифрового контента; - управление и использование данных, информации и цифрового контента

2 КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - Взаимодействие и сотрудничество посредством цифровых технологий; - передача информации посредством цифровых технологий; - вовлечение в социальную активность посредством цифровых технологий; - сетевой этикет; - управление цифровой идентичностью

3 СОЗДАНИЕ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА - Развитие цифрового контента; - внедрение и перезапуск цифрового контента; - знание авторского права и лицензирования; - программирование

4 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - Защита цифровых устройств; - защита персональных данных и частной жизни; - защита здоровья и социального благополучия; - защита окружающей среды

5 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - Решение технических проблем с цифровыми устройствами; - принятие решения об использовании того или иного инструмента для определенной цели; - самооценка уровня владения компетенцией

При таком подходе знание (knowledge) рассматривается как понимание роли, самой природы и возможностей информационно-коммуникационных технологий во всех сферах применения, например в обучении или на рынке труда. Умения (skills) включают в себя способность систематического поиска, сбора, обработки и использования информации. Сформированность умений при этом оценивается с точки зрения использования цифровых инструментов для производства, презентации и понимания полученной сложной информации и способности работать с поисковыми интернет-сервисами. Позиция (attitudes) определяется как критическое и рефлексивное отношение к имеющейся информации и ответственное использование интерактивных медиа-ресурсов. Необходимым компонентом компетенции является вовлеченность в интерактивные и сетевые сообщества для культурного, социального и/или профессионального взаимодействия [4].

При разработке информационно-коммуникационной компетенции были определены области применения и оценки ее сформированности. Одним из инструментов стала шкала для самооценки (a self-assessment grid), которая может быть использована

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

для оценки собственного уровня владения компетенцией и определения путей саморазвития в данном направлении. В качестве инструмента для применения в профессиональной и иных сферах жизни разработаны рамки квалификации (a framework) [5].

Разработчики выделяют три уровня владения/сформированности информационно-коммуникационной компетенции: базовый (basic user/ A - Foundation), средний (independent user/ B - Intermediate), продвинутый (proficient user/ C - Advanced) [6, 7]. Например, рассмотрим компонент «информационная грамотность» (Information and data literacy) из шкалы для самооценки (табл. 2).

Таблица 2

Базовый Средний Продвинутый

A - Foundation B - Intermediate C - Advanced

- Могу использовать онлайн поисковые сервисы. - Знаю, как сохранять файлы (например, тексты, картинки, музыку, видео и веб-страницы). - Знаю, как найти сохраненную информацию в сети. - Понимаю, что не вся онлайн-информация является надежным источником информации - Могу использовать Интернет для поиска информации. - Могу выбрать необходимую мне информацию. - Могу сравнить различные источники информации. - Знаю, как сохранять и помечать файлы и веб-страницы. У меня имеется собственная стратегия хранения информации. - Могу извлекать и использовать информацию из сохраненного контента - Могу использовать различные стратегии для поиска информации в Интернете. - Могу анализировать полученную информацию с точки зрения ее валидности и достоверности. - Могу применять различные методы и инструменты для организации и хранения файлов, информации. - Могу фильтровать и контролировать информацию, которую получаю. - Могу применять ряд стратегий для восстановления содержания контента, который я или кто-то другой сохранил. - Знаю, на какие онлайн-ресурсы подписываться

Отметим, что компонент «информационная грамотность» имеет особую значимость в процессе подготовки специалистов в высшей школе. Обучающиеся используют весь спектр интернет-ресурсов для подготовки к практическим, семинарским занятиям, коллоквиумам, проектным заданиям и т. д. От того, как студент умеет работать с информацией, зависит качество его работы и отметка.

В процессе обучения иностранному языку в Омском ГАУ разработаны и внедряются технологии, используются различные методы для формирования, развития и совершенствования информационно-коммуникационной компетенции [8]. При этом в зависимости от целей обучения на всех уровнях подготовки они различны. Подготовка магистров и аспирантов обусловливает их активную научно-поисковую работу, в том числе с использованием иноязычных онлайн-ресурсов, поэтому при освоении дисциплины «Иностранный язык» им приходится развивать и совершенствовать не только языковую, но и информационно-коммуникационную компетенции.

Так, в период зимней экзаменационной сессии 2017/2018 учебного года магистранты по направлениям подготовки «Продукты питания животного происхождения», «Продукты питания из растительного сырья», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Экология и природопользования» должны были представить полнокомплектное электронное учебное портфолио на английском языке. Структура в соответствии с требованиями рабочей программы состоит из резюме (CV), перевода статей из аутентичных источников, презентации предприятия.

На всех этапах работы над портфолио обучающиеся развивали и совершенствовали навыки владения информационно-коммуникационной компетенцией. Например, для презентации на английском языке по теме «Ведущее предприятие отрасли в регионе» студенты традиционно используют программу Power Point. Отметим, что при

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

всем многообразии конструктора у этой программы 100% обучающихся выбирают ограниченный набор возможностей.

Перевод статей из аутентичных источников требовал от обучающихся навыков работы с онлайн-словарями, поисковыми интернет-сервисами, сайтами иностранных вузов и научных журналов. На подготовительном этапе, используя электронный словарь «Мультитран» [9], обучающиеся составили перечень ключевых слов по теме магистерской диссертации. Далее был проведен отбор материала в поисковой системе Google, на сайте ScienceDirect компании Elsiever [10]. Статьи для научного перевода представляют собой актуальные аутентичные исследования ученых со всего мира, находящиеся в открытом доступе (Open Access), по теме исследования магистранта. Примечательно, что обучающиеся с более высоким уровнем языковой подготовки смогли провести отбор материала качественнее и в короткие сроки.

Для составления резюме (CV) был использован онлайн-редактор сайта Европейского центра развития дополнительного образования (CEDEFOP) [11]. На занятиях обучающиеся ознакомились с информацией на английском языке о целях и задачах ресурса, возможностях онлайн-редактора. Далее, используя персональные данные, они заполнили резюме и распечатали его в формате pdf.

На заключительном этапе работы с портфолио обучающиеся должны были разместить результаты в электронной информационной образовательной среде Омского ГАУ (ИОС ОмГАУ_Moodle). Им необходимо было воспользоваться корпоративной почтой на платформе Google, разместить на персональном диске папку с выполненными работами и оформить соответствующие ссылки в ИОС.

По итогам изучения дисциплины обучающиеся также провели оценку степени сформированности своей информационно-коммуникационной компетенции, используя шкалу самооценки (a self-assessment grid). Было проанализировано 45 работ, которые показали, насколько обучающиеся владеют знаниями, умениями и навыками работы с информационными онлайн-ресурсами и средствами коммуникации (табл. 3).

Таблица 3

Компонент компетенции Базовый/кол-во Средний/кол-во Продвинутый/кол-во

ответов ответов ответов

Информационная грамотность 15 9 21

Коммуникация и взаимодействие 24 9 12

Создание цифрового контента 21 15 9

Информационная безопасность 24 12 9

Решение проблемы 27 6 12

Умения в области информационной грамотности являются наиболее развитыми у 46% респондентов. Они могут использовать различные стратегии для поиска информации в Интернете, анализировать полученную информацию с точки зрения ее ва-лидности и достоверности, а также применять различные методы и инструменты для организации и хранения файлов, информации. 20% оценивают свой уровень владения информационной грамотностью как средний. 34% обучающихся могут использовать онлайн поисковые сервисы, знают, как сохранять файлы и как найти сохраненную информацию в сети на базовом уровне.

Коммуникация и взаимодействие как компонент компетенции сформирован на продвинутом уровне всего у 26% респондентов. Способность взаимодействовать и сотрудничать посредством цифровых технологий и быть вовлеченным в социальную активность посредством цифровых технологий на базовом уровне отметили 54% обучающихся.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

Навык создания цифрового контента в различных форматах и на разных платформах сформирован у 20% опрошенных на продвинутом уровне. 47% могут создать несложный цифровой продукт: текст, таблицу, картинку и т. д.

54% обучающихся знают, как защитить свои мобильные средства коммуникации и интернет-профили посредством антивирусного программного обеспечения и паролей на элементарном уровне. 26% респондентов отметили, что умеют обновить и перезапустить программы защиты от вирусов, переустановить пароли (средний уровень). Только 20% опрошенных имеют собственную стратегию по безопасности использования интернет-ресурсов, систематически меняют пароли и обновляют «анти-вирусники», осознают, что их персональные данные могут быть использованы третьими лицами. Такой подход к информационной безопасности, безусловно, указывает на сформированные на продвинутом уровне навыки.

Что касается компонента «решение проблемы», то основные компетенции связаны с решением технических проблем, определением технологических вызовов, творческим использованием информационных технологий. По результатам опроса у 60% обучающихся эти навыки сформированы на базовом уровне, то есть они обычно обращаются за технической поддержкой к специалисту при возникновении сложностей с устройством или программным обеспечением, а также используют ограниченный набор инструментов при создании цифрового контента. 26% респондентов оценили свой уровень владения компетенцией на продвинутом уровне: знают, как работают устройства (компьютер, смартфон, планшет), самостоятельно устраняют технические проблемы, могут критически оценить различные инструменты и платформы для создания цифрового контента.

Опыт использования вышеописанных форм и методов работы с информационными ресурсами на занятиях по иностранному языку с обучающимися по направлениям подготовки магистратуры показал, что достижение максимальной степени владения информационно-коммуникационной компетенцией будущего специалиста возможно только при систематической работе над всеми компонентами компетенции. Без информационной грамотности и знаний законов информационной безопасности, коммуникации и взаимодействия затруднительно сегодня создавать адекватный цифровой контент и решать технологические проблемы. Способность к рефлексии и самооценке - это, безусловно, путь к саморазвитию. Уверенное, осознанное и творческое использование информационных технологий для учебы, работы, свободного времяпровождения и социальной активности является ключевой компетенцией индивидуума XXI века.

Ссылки на источники

1. Recommendations on Key Competences for Lifelong Learning. - URL: http://ec.europa.eu/education/ini-tiatives/key-competences-framework-review-2017_en.

2. Клименко Е. И. Информационно-коммуникативная компетенция - ключевое понятие современного образования // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 816-818.

3. The European Digital Competence Framework for Citizens. - URL: http://ec.europa.eu/so-cial/main.jsp?catId=738&langId=en&pubId=7898&type=2&furtherPubs=yes.

4. Ibid.

5. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. - URL: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC83167.pdf.

6. Клименко Е. И. Указ. соч.

7. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe.

8. Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в процессе изучения иностранного языка в вузе // Актуальные вопросы лингвистического образования: сб. материалов II заоч. Регион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВО Омский ГАУ, 2017. - 1 электрон. опт. диск. (CD-R). - С. 109-112.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Есмурзаева Ж. Б. Развитие информационно-коммуникационной компетенции магистрантов в процессе обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. -иН1: http://e-koncept.ru/2018/186025.htm.

9. Электронный словарь «Мультитран». - URL: https://www.multitran.ru.

10. ScienceDirect. - URL: https://www.sciencedirect.com.

11. Connect with Europass. - URL: http://europass.cedefop.europa.eu.

Zhanbota Esmurzaeva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Omsk State Agricultural University, Omsk yesmurzaeva@mail.ru

Information and communication competence development in the foreign language training of graduate students

Abstract. The article deals with the concept of "information and communication competence" and its components in accordance with the European Digital Competence Framework. The experience of using information online resources in teaching a foreign language in a university is presented. Based on the survey of graduate students, the author presents the results of their information and communication competence formation level self-assessment.

Key words: information and communication competence, lifelong learning, European Digital Competence Framework, foreign language.

References

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

Recommendations on Key Competences for Lifelong Learning. Available at: http://ec.europa.eu/educa-tion/initiatives/key-competences-framework-review-2017_en (in English).

Klimenko, E. I. (2015). "Informacionno-kommunikativnaja kompetencija - kljuchevoe ponjatie sovremen-nogo obrazovanija", Molodoj uchenyj, № 22, pp. 816-818 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The European Digital Competence Framework for Citizens. Available at: http://ec.europa.eu/so-

cial/main.jsp?catId=738&langId=en&pubId=7898&type=2&furtherPubs=yes (in English).

Ibid.

DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Available at: http://ftp.jrc.es/EURdoc/JRC83167.pdf (in English). Klimenko, E. I. (2015). Op. cit.

DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. Esmurzaeva, Zh. B. (2017). "Razvitie informacionno-kommunikativnoj kompetencii obuchajushhihsja v processe izuchenija inostrannogo jazyka v vuze", Aktual'nye voprosy lingvisticheskogo obrazovanija: sb. materialov II zaoch. Region. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Izd-vo FGBOU VO Omskij GAU, Omsk, 1 jelektron. opt. disk. (CD-R), pp.109-112 (in Russian). Jelektronnyj slovar' «Mul'titran». Available at: https://www.multitran.ru (in Russian). ScienceDirect. Available at: https://www.sciencedirect.com (in English). Connect with Europass. Available at: http://europass.cedefop.europa.eu (in English).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 13.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.02.18

Принята к публикации Accepted for publication 21.02.18 Опубликована Published 31.03.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Есмурзаева Ж. Б., 2018

9772304120180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.