УДК 372.881.111.1+37.015.3
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПОМОЩЬЮ СОКРАТОВСКИХ ВОПРОСОВ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Гончарова Дарья Игоревна
магистрант,
Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия E-mail: di_goncharova@student. mpgu. edu
Научный руководитель: Бессмертная Жанна Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка и цифровых образовательных технологий, Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
THE TECHNIQUES OF FOSTERING CRITICAL THINKING BASED ON AUTHENTIC MATERIALS WITH HELP OF SOCRATIC QUESTIONS IN HIGH SCHOOL IN ENGLISH CLASSES
Goncharova Daria Igorevna
master's student, Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia E-mail: di_goncharova@student. mpgu. edu
Scientific supervisor: Immortal Zhanna Dmitrievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of English and Digital Educational Technologies,
Moscow Pedagogical State University,
Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. В современном мире с огромным постоянно меняющимся потоком информации сложно существовать с простым односторонним способом мышления. Таким образом, умение выстраивать аргументы, подвергать сомнению идеи и преодолевать заблуждения делает учащихся лучше не только в английском языке, но и формирует критическое мышление, которое является неотъемлемым навыком 21 века. Целью данной статьи является представление методов формирования навыков критического мышления учащихся с использованием Сократовских вопросов на основе аутентичных материалов. Использование аутентичных материалов знакомит учащихся со словами и фразами реального мира, которые они могут не найти в традиционных учебниках. Новые и современные выражения помогают студентам подготовиться к реальным жизненным ситуациям и познакомиться с культурой и обычаями изучаемого языка ближе. Таким образом эмпирические исследования и опросы были использованы для достижения цели в экспериментальной части работы. В статье представлены результаты экспериментального исследования. Это исследование показывает положительный эффект использования дискуссий, основанных на аутентичных материалах с использованием Сократовских вопросов. Работа с Сократовскими вопросами способствовала увеличению мотивации, развитию любопытства и формированию критического мышления у учащихся. Сократовские вопросы помогают учителям создавать открытые вопросы, которые побуждают учащихся к вдумчивым рассуждениям. Именно это позволяет ученикам оценивать идеи и строить свои логические умозаключения. Результаты
исследования представляют собой значительный прогресс в формировании новых навыков критического мышления у старшеклассников.
Abstract. In today's world with an ever-changing flow of information, it is difficult to exist with a simple way of thinking. Therefore, the skills to construct arguments, question concepts, and navigate through logical fallacies enhances students' proficiency not only in the English language, but also in developing critical thinking, which is an essential skill of the 21st century. This article is aimed to present methods for cultivating students' critical thinking abilities using Socratic questions based on the discussions of authentic materials. Using authentic materials introduces students to real-world words and phrases that they may not find in traditional textbooks. New and modern expressions help students prepare for real-life situations and become more familiar with the culture and common languages being studied. Consequently, empirical studies and surveys were used to achieve the aim in the experimental part of the work. This study shows a beneficial effect using Socratic questions based on the discussions of authentic materials. Dealing with Socratic questions promoted motivation, curiosity and reflection. All of the mentioned above skills lead to the development of critical thinking. Socratic questions help teachers to create disciplined and thoughtful questions that enable students to examine logically and estimate ideas. The results of the study represent significant progress in acquiring new critical thinking skills in high school students.
Ключевые слова, аутентичные материалы, эмпирические методы, критическое мышление, Сократовские вопросы, успешный процесс образования, современные технологии.
Keywords: authentic materials, empirical methods, critical thinking, Socratic questions, successful process of education, modern technologies.
ВВЕДЕНИЕ
В нашем быстро развивающемся мире способность мыслить критически необходима как для личного, так и для профессионального успеха. Владение этим навыком можно отточить путем изучения иностранного языка. Крайне важно, поощрять развитие критического мышления у учеников, чтобы улучшить их перспективы в карьере. Следовательно, в рамках обучения иностранному языку учащихся следует побуждать проявлять любознательность, эффективно решать проблемы, задавать вопросы, тщательно изучать поступающую информацию, оценивать наблюдения, делать выводы и развивать свои способности творческого мышления [3, 1991]. Сегодня, в эпоху цифровых технологий, учащимся необходимо быстро реагировать, отбирать необходимую информацию, анализировать ее и адаптироваться к новой реальности. Следовательно, для того чтобы изучение было максимально эффективным, мы рассмотрим Сократовские вопросы, которые во время уроков могут быть основным инструментом развития критического мышления учащихся. Кроме того, соответствующая интеграция Сократовских вопросов может послужить учителям мощным средством разжечь любопытство учащихся и активно вовлечь их в учебу. Правильно заданные вопросы служат основным инструментом, с помощью которого учителя получают представление о знаниях своих учеников и определяют области, которые нуждаются в улучшении, а также предоставляют необходимую поддержку для достижения желаемых целей обучения. Аутентичные материалы занимают важное место в образовании благодаря их способности моделировать реальные ситуации во время обучения, тем самым, улучшая учебный процесс. В качестве достоверного материала можно использовать статьи из журналов, видеоролики с YouTube или реальные посты из социальных сетей. Они не только обогащают уроки, представляя разнообразное содержание, но также знакомят с новой лексикой, культурным разнообразием и различными мнениями других людей. Более того, несмотря на существующие исследования по этому вопросу, в них часто отсутствуют конкретные шаги по развитию критического мышления на
уроках ESL (английский как второй язык). Чтобы устранить этот пробел, были проведены эмпирические исследования с целью тщательного изучения имеющихся данных и предложения конкретных рекомендаций для передовых исследований в этой области.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Теоретическая основа критического мышления охватывает множество подходов, основанных на философии, психологии и образовании. Однако эта статья, посвященная педагогике, в первую очередь опирается на образовательный подход в формировании критического мышления. Д. Халперн считает критическое мышление когнитивным процессом, связанным с решением проблем, формулировкой выводов и принятием решений [4, с. 449 -455]. В соответствии с этим Д.Р. Мейер подчеркивает образовательную цель воспитания учащихся в раскрытии их внутреннего потенциала [6]. Центральное место в образовательной миссии занимает подготовка учащихся, которые обладают способностью к аналитическому и критическому мышлению, использовать свои знания для повышения качества жизни и внести значимый вклад как в культуру, так и в общество [6].
Сократовские вопросы лежат в основе критического мышления и служат мощным инструментом для изучения и оценки предположений, лежащих в основе наших собственных и чужих идей и действий. Этот подход направлен на развитие навыков критического мышления и участие в аналитических дискуссиях, которые способствуют самостоятельному обучению и мышлению. Этот метод подходит для исследования идей, выявления основных предположений и анализа сложных концепций. Обычно Сократовские вопросы углубляются в фундаментальные концепции, принципы, теории, вопросы или проблемы.
Ключевую роль Сократовских вопросов в развитии критического мышления занимают преподаватели, которые могут использовать следующие вопросы в качестве руководства. Вопросы взяты из «Шести типов Сократовских вопросов» Р. Пола [9, 2004].
Сократовский метод опроса можно разделить на три основные формы, каждая из которых имеет три ключевых типа подготовки: спонтанный, исследовательский и конкретный.
Спонтанные или незапланированные вопросы
Спонтанные Сократовские вопросы рождаются из искреннего любопытства. Они оказываются особенно ценными, когда учащиеся увлечены какой-либо темой, находятся на пороге понимания новой концепции, или когда дискуссии становятся запутанными или спорными. Эти Сократовские вопросы дают конкретные подсказки, которые могут зажечь интерес учащихся, помогая учителям рассматривать важные темы для обсуждения. Такие спонтанные дискуссии служат моделями критического слушания и проверки высказанных убеждений. Когда какое-либо из этих убеждений кажется сомнительным, вводящим в заблуждение или ошибочным, Сократовские вопросы предлагают учащимся способы самокоррекции, уменьшая зависимость от внешней коррекции со стороны учителей.
Исследовательские вопросы
Сократовские исследовательские вопросы позволяют учителям оценить существующие знания и мысли учащихся, используя эти знания для углубленного понимания различных концепций. Они помогают раскрыть точку зрения учащихся, оценить их мыслительные и коммуникативные навыки, определить их ценности и выявить области, вызывающие обеспокоенность или потенциальную предвзятость.
Конкретные вопросы
Для более детального изучения проблемы или концепции учащимся предлагается участвовать в целенаправленных и обширных дискуссиях. Дискуссии способствуют формулированию мыслей и точек зрения, категоризации, анализу и оценке информации, а также синтезу взаимосвязанных элементов и идей. Данный стиль беседы дает учащимся возможность исследовать различные точки зрения и прийти к обоснованным выводам. Обсуждения побуждают учащихся участвовать во всесторонних,
структурированных диалогах, которые способствуют открытию, развитию и обмену идеями и знаниями.
Для более эффективного результата критическое мышление формируется посредством диалога между учениками, а также между учениками и учителями; однако диалоги должны основываться на аутентичном материале и заданиях, поскольку подростковый возраст выходит за рамки конкретных мыслительных операций и может мыслить абстрактно [9].
Аутентичные материалы играют важную роль в этом исследовании. Рассматривая множество значений, связанных с аутентичностью, одно определение было выбрано в соответствии с контекстом данного исследования. Аутентичность относится к языку, созданному реальным говорящим или писателем для реальной аудитории и передающее реальное сообщение [7, 1977]. Большинство учителей согласятся, что ученики проявляют большую мотивацию при выполнении учебных заданий, если они связаны с их интересами. Научную работу С. Хиди, которая исследовала интерес студентов при обучении, часто связывают с работой над мотивацией. Когда студенты проявляют внутренний интерес к изучаемой теме, они становятся более активными и общительными, что способствует формированию их критического мышления. Аутентичный материал для уроков должен быть выбран в соответствии с уровнем английского языка и личными интересами студентов, чтобы получить более эффективный результат от обучения. Использование визуального контента в классе может предоставить учащимся более содержательный и убедительный контекст и привлечь их внимание к представленной теме. С. Брукфилд предполагает, что личные эмоции являются ключевым понятием критического мышления [1, 1987]. Л. Элдер также показывает, что критическое мышление является важным компонентом эмоционального интеллекта [2, с. 34-35]. Эмоции отвечают за интерпретацию разнообразных ситуаций, анализ событий, восприятия эмоций других людей и подготовку к действию [8, с. 239-263]. По данным различных исследований в сфере образования, положительные эмоции в значительной степени связаны с
академическими успехами и благополучием через внутреннюю (индивидуальную) мотивацию [10, c. 137-151].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В современном мире ученики уже взаимодействуют с технологиями с самого раннего возраста. Их жизни настолько переплетены с технологическими изобретениями, что представить мир без них невозможно. Очевидно, что технологии существенно влияют на процесс обучения. Следовательно, в качестве ресурса аутентичного материала был выбран видеоматериал.
Учителя должны разработать продуманную стратегию, чтобы использовать все инструменты с максимальной пользой для учеников. Видео имеет такие преимущества, как изображение языка тела, предоставление контекста и культурного фона. Видео, которые используются на уроках, не должны превышать лимит продолжительности в четыре-пять минут, так как через некоторое время учащиеся теряют концентрацию внимания. Учитель может разделить видео на небольшие части и остановить его, чтобы задать заранее подготовленные вопросы, что помогает учащимся лучше сконцентрироваться на повествовании.
Перед просмотром необходим подготовительный этап, включающий объяснение и проработку фраз, словосочетаний или обсуждение новой темы, далее учащиеся получают четко сформулированное задание, на каких аспектах необходимо сосредоточить внимание. Задания до, во время и после просмотра видео разрабатываются с учетом уровня владения английским языком, возрастной группы и интересов учащихся.
В исследовании принимали участие ученики (кол-во учеников - 21 чел.) 6 класса из дистанционной школы «Онлайн школа № 1». Контрольная группа состояла из 9 учащихся, а в экспериментальной было - 12. Занятия с группами проходили онлайн через программу для видеоконференций Zoom (Зум). Длительность одного урока в онлайн школе 45 минут. Данные в исследовании собраны путем наблюдения за учащимися во время работы на уроке.
Изучая лексику по теме «Страны и национальности» было выбрано видео «Африка | Мир назначения» (Africa | Destination World)», опубликованное на YouTube-канале Nat Geo Kids (Нат Гео Дети), которое вызвало интерес возрастной группы учащихся 12-13 лет. Согласно Европейской шкале уровней владения английским языком (CEFR) учащиеся исследования имели уровень А2. На этом уровне, считается, что учащиеся понимают и используют в речи выражения, связанные с основными сферами жизни (например, базовая информация о себе и семье, разговор о покупках, учебе и работе).
Задания перед просмотром видео включали новые слова по изучаемой лексике, описание картинок и обсуждение вопросов.
Задания во время просмотра состояли из вопросов. Перед просмотром видео ученикам был задан ряд вопросов на понимание содержания видео. Сначала они просмотрели видео целиком, трое учеников подняли руку, для ответа на вопросы. При воспроизведении видео повторно, более половины класса подняли руки, показывая свой интерес к видео. Такой же уровень вовлеченности наблюдался и в контрольной группе.
На этапе после просмотра видео задания для экспериментальной и контрольной группы были разными. Для экспериментальной - задания разрабатывались с помощью Сократовских вопросов с открытым ответом. Цель вопросов - сформировать связь с предыдущими знаниями и осмысленным образом преобразовать полученные данные в новые знания. Были представлены следующие типы вопросов:
• уточняющие вопросы,
• вопросы-предположения,
• вопросы о последствиях,
• вопросы на развитие рефлексии.
Учащиеся с энтузиазмом приняли участие в обсуждениях, делясь мнениями друг с другом. Они не только высказали свое мнение и периодически выражали несогласие, подкрепляя обоснованиями с примерами. Обсуждение учеников было перенаправлено и структурировано, если им нужна была
помощь, тем самым, побуждая их высказывать доводы, сравнивая ответы и обосновывая свое мнение. В тех случаях, когда учащиеся колебались с ответом, им задавались легкие вопросы для уверенности в своих ответах. В конце урока учащимся предлагается набор из 3-х вопросов для обсуждения в группах по 4-5 учащихся с дальнейшем представлением своих идеи всему классу. Что способствовало развитию навыка работы в команде и умения вести дискуссии самостоятельно, независимо от учителя. Процесс дискуссий был под наблюдением учителя.
Контрольной группе было дано задание характерное для урока английского языка в школе. После просмотра видео группе нужно было отметить предложения «правда», «ложь» или «неизвестно». Энтузиазма не наблюдалось в поведении учеников при выполнении такого рода задания, и не вдохновило их на дальнейшее обсуждение темы видео.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Сократовские вопросы заметно повысили интерес учащихся и активно вовлекали их в дискуссии. Аутентичное видео облегчило взаимодействие между учащимися и способствовало развитию аутентичного словарного запаса, поскольку учащиеся стремились четко сформулировать свое мнение с помощью слов и выражений представленных в видео. Часть урока после просмотра видео была особенно динамичной и увлекательной.
Учителям важно проявлять осторожность при выборе аутентичного материала. Такие материалы предполагают, что пользователи платформы свободно публикуют контент без строгого контроля. Следовательно, учителям следует учитывать такие факторы, как возраст учащихся, тема урока, уровень владения английским языком, актуальность контента, а также интересы учащихся.
Важно вдумчиво разрабатывать Сократовские вопросы. Использование открытых вопросов предназначено для того, чтобы помочь учащимся вести вдумчивый, осознанный и содержательный диалог, независимо от того, участвуют ли в нем два или более участника.
В сфере образования этот подход выделяется ключевым ресурсом для обучения и оценки навыков критического мышления, но исследование имеет свои ограничения. Примечательно, уровень владения английским языком в группе различается и делает процесс обучения менее эффективным для учащихся всех уровней. Таким образом, будущие исследования в этой области могут быть сосредоточены на практическом применении этой стратегии обучения, адаптируя материал и задания к различным уровням владения языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение стоит отметить, что использование Сократовских вопросов обогащает опыт обучения в средней школе и развивает навыки критического мышления у учащихся. Аутентичные материалы, такие как реальные видеоролики, статьи и брошюры, в частности, предлагают учащимся естественный и увлекательный способ погрузиться в иностранные языки, повышая мотивацию и способствуя развитию творческих способностей. Просто смотреть видео или читать статьи недостаточно, поэтому учителя должны активно поощрять учеников к участию в групповых дискуссиях после прочтения или просмотра материала, способствуя тем самым более глубокому пониманию содержания и межкультурных особенностей. Следовательно, аутентичные материалы и последующие дискуссии способствуют размышлению, контент-анализу и формированию навыка обосновывать логически свое мнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brookfield S.D. (1987). Developing critical thinkers: Challenging adults to explore alternative ways of thinking and acting. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
2. Elder L., & Paul R. (1996). Critical thinking: A stage theory of critical thinking: Part I. Journal of Developmental Education, 20(1), 34-35.
3. Ennis R. (1991). Critical thinking: A streamlined conception. Teaching Philosophy, 14, 15-24. Retrieved from: http://dx.doi.org/10.5840/teachphil19911412.
4. Halpern D.F. (1998). Teaching critical thinking for transfer across domains. American Psychologist, 53, 449-455.
5. Hidi S. (2000). An interest researcher's perspective: The effects of extrinsic and intrinsic factors on motivation. In C. Sansone & J.M. Harackiewicz (Eds.), Intrinsic and extrinsic motivation: The search for optimal motivation and performance (pp. 309-339). Academic Press. Retrieved from: https://doi.org/10.1016/B978-012619070-0/50033-7.
6. Meyer John R. (1976). Reflections on Values Education. Wilfrid Laurier University Press, 114.
7. Morrow K. (1977). Authentic texts and ESP. In S. Holden (Ed.), English for Specific Purposes (pp. 13-17). Modern English Publications.
8. Nakamura J., & Csikszentmihalyi, M. (2014). Flow and the Foundations of Positive Psychology. In The Concept of Flow (pp. 239-263). Springer; Dordrecht, The Netherlands.
9. Paul Richard; Binker A.J. (1990). Critical Thinking: What Every Person Needs To Survive in a Rapidly Changing World (p. 360). Foundation for Critical Thinking.
10. Schonert-Reichl K.A., & Lawlor M.S. (2010). The effects of a mindfulness-based education program on pre- and early adolescents' well-being and social and emotional competence. Mindfulness, 1, 137-151. Retrieved from: https://doi.org/10.1007/s12671-010-0011-8.