Научная статья на тему 'Уникальность творчества Р. И. Рождественского вт. Пол. 1960-х - перв. Пол. 1980-х гг. : по следам монографии "я - сын веры в завтра. . . "'

Уникальность творчества Р. И. Рождественского вт. Пол. 1960-х - перв. Пол. 1980-х гг. : по следам монографии "я - сын веры в завтра. . . " Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
625
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LITERARY PROCESS / "SPACE" POEMS / LYRICAL PROSE / GENRE / POETICS / ARTISTIC IMAGE / AUTOBIOGRAPHICAL FEATURES / INNOVATION / TRADITIONS / BALLAD / POETIC TALE / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / "КОСМИЧЕСКАЯ" ПОЭМА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЖАНР / ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ / НОВАТОРСТВО / ТРАДИЦИИ / БАЛЛАДА / ПОЭТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сипкина Н.Я.

Научное исследование посвящено актуальной проблеме современной литературной науки: изучению истории русской литературы второй половины ХХ века, которое сопряжено с решением целого ряда важных историко-культурных задач. Одна из них малая степень сформулированных объективных научных данных о творчестве представителя «Бронзового века» русской поэзии второй половины ХХ века Р. И. Рождественского. В статье проводится литературоведческий анализ малоисследованных произведений Р И. Рождественского (стихотворения второй половины 1960-х первой половины 1980-х гг., поэмы «Посвящение», «Двести десять шагов», публицистический очерк «И не кончается земля», баллады и поэтические сказки в сопоставительном аспекте с балладами и поэтическими сказками В.С. Высоцкого), отражённых в монографии «Я сын веры в завтра.» (I, II части) автора статьи. Методологическую основу научной оценки составили труды учёных-филологов В.А. Зайцева, А.Н. Веселовского и др., что позволило определить основные свойства лирики и прозы РИ. Рождественского, внёсшего существенный вклад в развитие русской литературы второй половины ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сипкина Н.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIQUENESS OF CREATIVE WORK OF R.I. ROZHDESTVENSKY OF THE SECOND HALF OF 1960S - FIRST HALF OF 1980S: THE MONOGRAPH “I AM THE SON OF THE FAITH IN TOMORROW...”

The research is devoted to a relevent problem of modern literature: study of the history of Russian literature of the second half of the twentieth century, which is associated with the solution of a number of important historical and cultural problems. One of them is a small degree of formulated objective scientific data on the work of the representative of “The Bronze Age” of the Russian poetry of the second half of the 20 century, R.I. Rozhdestvensky. Scientists conducted literary analysis of little-researched works of R.I. Rozhdestvensky (poems of the second half of the 1960s the first half of the 1980s, poems “Fifteen minutes before the start”, “Dedication”, “Two hundred and ten steps”, journalistic essay “And the earth does not end”, ballads and poetic tales in a comparative aspect with ballads and poetic tales of V.S. Vysotsky), reflected in a monograph “I am the son of the faith in tomorrow...” (I, II Part). The methodological basis of the scientific evaluation is works of philologists V.A. Zaitsev, A.A. Potebnia, etc., which allow determining the basic properties of the lyrics of R.I. Rozhdestvensky, who made a significant contribution to the development of Russian literature of the second half of the 20 century.

Текст научной работы на тему «Уникальность творчества Р. И. Рождественского вт. Пол. 1960-х - перв. Пол. 1980-х гг. : по следам монографии "я - сын веры в завтра. . . "»

2. Cincius V.I. Ocherkgrammatiki 'evenskogo (lamutskogo) yazyka. Leningrad, 1947.

3. Novikova K.A. Ocherki dialektov 'evenskogo yazyka. Moskva: Izd-vo AN SSSR, 1960; Ch. 1.

4. Valgina N.S. Sovremennyjrusskijyazyk. N.S. Valgina, D.'E. Rozental', M.I. Fomina. Moskva: Logos, 1964.

5. Robbek V.A., Robbek M.E. 'Eveny. 'Evensko-russkijslovar'. Novosibirsk: Nauka, 2005.

Статья поступила в редакцию 27.08.18

УДК 82-1 - "196/198 " Рождественский

Sipkina N.Ya., Cand. of Sciences (Philology), Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: sipkina.nina@yandex.ru

THE UNIQUENESS OF CRETIVE WORK OF R.I. ROZHDESTVENSKY OF THE SECOND HALF OF 1960S - FIRST HALF OF 1980S: THE MONOGRAPH "I AM THE SON OF THE FAITH IN TOMORROW...". The research is devoted to a relevent problem of modern literature: study of the history of Russian literature of the second half of the twentieth century, which is associated with the solution of a number of important historical and cultural problems. One of them is a small degree of formulated objective scientific data on the work of the representative of "The Bronze Age" of the Russian poetry of the second half of the 20 century, R.I. Rozhdestvensky. Scientists conducted literary analysis of little-researched works of R.I. Rozhdestvensky (poems of the second half of the 1960s - the first half of the 1980s, poems "Fifteen minutes before the start", "Dedication", "Two hundred and ten steps", journalistic essay "And the earth does not end", ballads and poetic tales in a comparative aspect with ballads and poetic tales of V.S. Vysotsky), reflected in a monograph "I am the son of the faith in tomorrow..." (I, II Part). The methodological basis of the scientific evaluation is works of philologists V.A. Zaitsev, A.A. Potebnia, etc., which allow determining the basic properties of the lyrics of R.I. Rozhdestvensky, who made a significant contribution to the development of Russian literature of the second half of the 20 century.

Key words: literary process, "space" poems, lyrical prose, genre, poetics, artistic image, autobiographical features, innovation, traditions, ballad, poetic tale.

Н.Я. Сипкина, канд. филол. наук, сотрудник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,

г. Абакан, E-mail: sipkina.nina@yandex.ru

УНИКАЛЬНОСТЬ ТОРЧЕСТВА Р. И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО

ВТ. ПОЛ. 1960-Х - ПЕРВ. ПОЛ. 1980-Х ГГ.:

ПО СЛЕДАМ МОНОГРАФИИ «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА...»

Научное исследование посвящено актуальной проблеме современной литературной науки: изучению истории русской литературы второй половины ХХ века, которое сопряжено с решением целого ряда важных историко-культурных задач. Одна из них - малая степень сформулированных объективных научных данных о творчестве представителя «Бронзового века» русской поэзии второй половины ХХ века Р. И. Рождественского. В статье проводится литературоведческий анализ малоисследованных произведений Р. И. Рождественского (стихотворения второй половины 1960-х - первой половины 1980-х гг., поэмы «Посвящение», «Двести десять шагов», публицистический очерк «И не кончается земля», баллады и поэтические сказки в сопоставительном аспекте с балладами и поэтическими сказками В.С. Высоцкого), отражённых в монографии «Я - сын веры в завтра...» (I, II части) автора статьи. Методологическую основу научной оценки составили труды учёных-филологов В.А. Зайцева, А.Н. Веселовского и др., что позволило определить основные свойства лирики и прозы Р.И. Рождественского, внёсшего существенный вклад в развитие русской литературы второй половины ХХ века.

Ключевые слова: литературный процесс, «космическая» поэма, лирическая проза, жанр, поэтика, художественный образ, автобиографические черты, новаторство, традиции, баллада, поэтическая сказка.

Цель научного исследования - рассмотреть творчество РИ. Рождественского вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг., определить его роль в литературном процессе второй половины ХХ века и выявить, что классик русской литературы внёс неоценимый вклад в развитие отечественной поэзии и возглавил своими «душевными порывами» «Бронзовый век» русской поэзии.

Актуальность исследования обусловлена неиссякаемым богатством поэтического наследия Р.И. Рождественского. Более двадцати лет прошло со времени физической смерти кумира молодёжи, певца «оттепели», не сдавшего свои позиции во времена «застойной» эпохи, а вместе с героями стихотворений противостоявшего партийным «личинам», душившим свободу людей нашей страны. Поэзия, лирическая проза Р. И. Рождественского современна и актуальны и во втором десятилетии XXI века. Стихи, постепенно перешедшие в песни, звучат, как и при жизни поэта, с концертных подмостков, телевизионных экранов, на радиоволнах.

В работе использованы методы, предполагающие изучение творчества поэта в его социально-историческом развитии: аналитический, культурно-исторический, контекстологический, сравнительно-сопоставительный и др. Ракурс избранных методов продиктован общей исследовательской задачей и позволит выявить тенденции и особенности творчества Р. И. Рождественского вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.

Современное литературоведение утверждает, что литературный процесс вт. пол. ХХ века нарушил порядок направлений и течений русской литературы. Например, постмодернизм, - это не очередное литературное направление, пришедшее на смену экзистенциализму или соцреализму, а «особый тип творческо-

го эстетического сознания, продукт которого - художественный текст - обладает рядом специфических черт. Причём эти черты выявляются не только в литературе, но и в других видах искусства, в философии, т. е. в культуре в целом» [1].

Творчество РИ. Рождественского вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. внесло ощутимый вклад в литературный процесс исследуемого периода: в лирических произведениях прослеживаются нравственно-эстетические искания творческой эволюции поэта-«шестидесятника» - отражение иллюзий и разочарований «застойного» периода. «Его стихи похожи на самогипноз: любовь и дружба, совесть и честь были для него поплавками, позволявшими удержаться, выжить, а его стихи были такими же поплавками для многочисленных читателей» [2, с. 549 - 551]. Красной нитью проходит данное утверждение в монографии [3,4], имеющее символическое название: «Я - / сын веры в Завтра - / такое, какое хочу я! /И в людей, /как дорога, широких! / Откровенных, /стоящих...» [5, с. 127].

Структура научной работы (введение, глава I. «Творческие искания Р. И. Рождественского в сфере тенденций литературного развития вт. пол.1960-х - перв. пол. 1980-х гг.», глава II. «Творческая парадигма Р.И. Рождественского в литературном процессе вт. пол.1960-х - перв. пол. 1980-х гг.», глава III. «Поэтический дискурс художественного «космоса» Р.И. Рождественского в системе мирового литературного процесса вт. пол.1960-х - перв. пол. 1980-х гг.», глава IV. « Жанровое развитие баллады и поэтической сказки вт. пол.1960-х - перв. пол. 1980-х гг.: поэтика стиля Р. И. Рождественского и В. С. Высоцкого», заключение) позволила достичь цели, решить поставленные задачи исследования.

Старт «звёздного» поколения 1960-х гг. - «звёздных мальчиков», как их назвали иронично критики-недоброжелатели, невольно предрекая «звёздный» путь Р Рождественскому и его друзьям-товарищам.

А.Н. Веселовский утверждал: «Всякое искусство и поэзия в высшей степени отражают жизнь. Всякое произведение искусства носит в себе печать своего времени, своего общества. Общество рождает поэта, а не поэт общество. Исторические условия дают содержание художественной деятельности: уединённое развитие немыслимо, по крайней мере, художественное» [6, с. 388].

Сама жизнь «подсказывала» Р. Рождественскому поэтизировать те или иные события, которые внесли в душу поэта творческое волнение и отразились в поэзии или лирической прозе. Каждое стихотворение, рассматриваемое нами, является феноменом поэтического творчества Р. Рождественского. Доказательством служит богатство образной системы поэтических произведений, художественных и стилевых находок. В стихах отразились тенденции развития современной поэзии, их особенности: активное противостояние «застойным» явлениям; раскрытие подлинной исторической правды; «гротескность» современного мира - между гранями «отжившего» соцреализма и наступавшего «чего-то нового», что творилось самим художником и становилось реальностью. Лирические произведения отличаются автобиографическими чертами, сочетая в себе реалистичность с элементами романтизма, мифологизма и др. В то же время в поэзии Р. Рождественского совместились черты традиции народно-поэтического творчества, реализма, модернизма «серебряной» поэзии начала ХХ века: сюрреализма, футуризма, поэзии ОБЭРИУ-тов (стихотворения из сборников «Сын Веры» (1966), «Посвящение» (1970), «Радар сердца» (1971): «Играют гаммы», «Стихи о сложности», «Одна из причин шторма», «Чардаш» и др.).

Например, стихотворение «Джоконда» («Как много эта женщина...») имеет «гротескный» характер. Не признаваемый «про-партийной» критикой поэт-«шестидесятник» Р. Рождественский, вопреки всему, продолжал публиковать свои стихи в 1970-е гг., неся в них обозначенную тенденцию «гротескности». Подтверждение высказанной версии мы находим в строчках стихотворения «Джоконда». Возможно, цензоры обманулись начальной фразой поэтического произведения, повторяющейся в середине стихотворения и в финале, на первый взгляд, посчитав его одним из цикла любовной лирики: «Как много эта женщина знает про меня». Но между этими фразами звучат «криминальные» откровения поэта, которые далеки от «коммунистической утопии» (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н.), выявляют совсем другую реальность, или даже «сюрреализм» мыслей, идентичных с «мрачными» образами природных пейзажей стихотворения: «Я чувствую: /скрижещуще /закрылась западня!.. /... Река черна, как морс. / Садится иней / призрачный / на мой бесстыдный / мозг. / Где за полночь / радения / щемящи, / как вокзал. / Где вдруг хлестнут /видения, /как бритвой/по глазам!..» [5, с. 448].

Трагически погибшему «звёздному мальчику», своему сверстнику, первому космонавту (Ю.А. Гагарин погиб 27 марта 1968 года) Р. Рождественский посвятил цикл стихотворений («Смеркается. Пахнет песком перегретым...»; «Воспоминание о полете Юрия Гагарина» («Крупом поводя...»); «Слушая радио» («Земля с пустынной жаждой городов...»); «Мини» («Мы на шарике, на шаре...»); «Просьба» («И если кто-нибудь повелевает сном...»)), который был опубликован в журнале «Смена» (1969. - № 1.-С. 14-15).

Мотивы «гагаринского» цикла легли в основу поэмы «Посвящение» (1969) (§1.3 «Поэма «Посвящение»: основные методы художественного изображения) [3, с. 84 -108], которая, подвела определённый итог творческих изысканий поэта 1960-х гг. Поэма впервые была опубликована в журнале «Москва» (1969. -№ 5. - С. 75-87), а позже в сборнике стихотворений «Посвящение» (1970). Поэмой «Посвящение» Р. Рождественским решается философская загадка бытия (как целостного мира) и небытия (как «ничто»), бытия и мышления, бытия и времени. Р. Рождественским во временные отрезки человеческого существования: рождение, чреда жизненных событий, смерть, добавляется бессмертие (для совершающих подвиги, ещё при жизни решивших пожертвовать своей жизнью для спасения близкого, родного, чтобы продолжалась Жизнь на нашей планете). Главы поэмы («Поехали...», «Мы вырастаем», «А он...», «Траектория», «Грязный шепоток», «О невесомости», «Чужой билет», «Одиночество», «Мёртвые смотрят в небо», «Что нас держит», «Жизнь и смерть», «Вечный огонь», «О незамени-

мых») отражают определённые коллизии из жизни современного поэту общества.

Поэт-«исследователь» устремляется в «космическое» пространство собственной души и создаёт новый вариант лири-ко-публицистической поэмы. Ещё во вт. пол. 1960-х гг. Р Рождественский в текст поэмы вплетает новаторский элемент - «поток мыслей» лирического героя о современном образе жизни людей второй половины ХХ века. Художественный приём изображения является своего рода литературным «кубизмом» (то есть, выделенные «реальные объекты» изображаются множеством пересекающихся обликов, создающих своеобразную смешанную «картину» существования современного общества [7]). Эмфатическая пауза в конце стихотворной строки оставляет читателю самому додумать, что ещё можно отметить в деятельности людей стремительного ХХ века: «Над телеграммами, тюрьмами, / над / бардом, / вымучивающим строку. / Над вековыми костяшками нард /В парке /обветренного Баку. /Над похоронной процессией, / над / сборочным цехом / искусственных солнц, / барсом, / шагнувшим на розовый наст, / криком: / «Уйди!..», / сигналами: / «sos!..». / Над запоздалыми клятвами, / над / диктором, / превозносящим «Кент», / скрипом песка, / всхлипом сонат, / боеголовками дальних ракет, / над преферансом, / над арфами, /над...» [5, с. 975].

Впервые в литературной науке изучается лирическая проза (§ 2.3 «Жанровое своеобразие книги «И не кончается земля» (1971): новаторские черты лирической прозы») [3, с. 163-286] по-эта-«шестидесятника» Р. Рождественского. «Особенность прозы Р. Рождественского в том, что она написана по законам поэзии» [8, с. 191]. Книга «И не кончается земля» [9] - своеобразный «публицистический» «итог» зарубежных поездок Р. Рождественского. Писатель указывал причины обращения к различным жанрам словесного творчества: «В сопредельные жанры «вторгался» потому, что интересно. К тому, что делал (статьи, песни, «Документальный экран»), всегда относился очень серьёзно. Во всяком случае, «никаким отдыхом от поэзии» эта часть работы для меня не была» [8, с. 189].

Содержание прозаической книги «И не кончается земля» состоит из восьми глав: «Париж без музеев», «Карта «Люфтганзы», «Тихая Лаплата», «Между прошлым и будущим», «На ниточке экватора», «Западнее Атлантики», «Факел на площади Лагоса», «Выбор».

«И не кончается земля» имеет новаторские черты: в очерк смело вводятся жанры, характерные для индивидуального почерка поэта. Каждая глава публицистической книги отличается способами художественного изображения: «Париж без музеев» - рассказ-монолог-репортаж. «Карта «Люфтганзы» - рассказ-разоблачение-памфлет. «Тихая Ла-Плата» - художественная публицистика. Особый интерес вызывает исследование главы «Западнее Атлантики» [3, с. 204 - 263]. В неё вместился «букет» жанровых новообразований писателя: хроника-боевик убийства (Кенеди) на глазах миллионов; филологическое изыскание молодежного общественно-литературного движения битничества и хиппи; газетная статья: «моралистическая зарисовка»; «трактат про американскую улыбку»; «этнографические исследования»; «автобиографические вставки»; исторические заметки.

В главе «Западнее Атлантики» проводится взаимосвязь литературно-молодёжных движений сер. 1950-х - 1960-х гг. в США и СССР: «битники» и не увидевшие «социализм с человеческим лицом» «поэты-эстрадники» - «шестидесятники». В стихотворении Р. Рождественского «Хиппи» явившимся творческим итогом посещения США (опубликовано в сборнике стихов «Посвящение» (1970), отражаются актуальные проблемы американского общества. Стихотворение носит аллегорический характер: автор от лица «представителя движения хиппи» выразил свою «солидарность» «отверженным и униженным»: «Мы - / хиппи. / Не путайте с «хеппи», / не путайте / с нищими. / Денег / не суйте... / Не спят/полицейские кепи/в заботах/о нашем рассудке» [5, с. 434].

Битник А. Гинзберг в своей поэме «Вопль» даёт саркастический взгляд на современное американское общество, живущее в «каменных» джунглях по велению мифического существа «Молоха»: «Какой же сфинкс из цемента и алюминия разворотил им черепа и сожрал их мозги и воображение? / Молох! Одиночество! Мерзость! Уродство! Урны для мусора и нена-ходимые доллары! / Молох! Молох! Кошмар Молоха! Молох без-любый! Ментальный Молох! Молох, что тяжко судит людей! / Молох непостижимая темница! Молох череп и кости бездуш-

ная тюрьма и Конгресс печалей! Молох, чьи здания - приговор! Молох грандиозный монолит войны! Молох одичавшие правительства! /Молох, чей разум / чистая машинерия!» [10]. Свободолюбивые нравы хиппи, наследников «битников», высказывает Рождественский-«хиппи»: «Ничьи мы. / Как пыль на дороге. / Как шорох прибоя, / картавы. / Нас греют / девчонки-дотроги, / покорные, / будто гитары. / Потейте! / Бумагу марайте. / За тёплое горло / берите знакомо. / Плевать нам / на ваши / морали! / Продажные / ваши / законы! / Плевать нам / на то, что встречаете /бранно!/На то, что шагаете /мимо. /И если вы - / мир, / то тогда мы - / приправа / для этого пресного / мира!..» [5, с. 434 - 435].

В исследуемый период произведения Р. Рождественского стали приобретать мировую значимость. Тому пример, поэма «Двести десять шагов» (1979) Р. Рождественского (§3.2 «Проблемы исследования поэмы «Двести десять шагов»: современное осмысление») [4, с. 15 - 41]. В поэме отразилась специфичность художественного восприятия мира Р. И. Рождественского: войны, памяти о ней, мирного существования людей планеты Земля, актуальные проблемы современной писателю действительности, которые не утратили своей значимости и во втором десятилетии XXI века.

Поэма «Двести десять шагов» явилась продолжением традиций лиро-эпоса в русской и мировой литературе и вместила в себя многие жанровые особенности поэмы середины ХХ века: центральная идея произведения решается на контрастном материале, связывающемся между собой при помощи глав «Шаги» (субъективизм - патриотизм, «революционная романтика» -исторические события «старины далёкой», «война и мир», «жизнь и смерть»). В поэме осваивается форма монолога, диалога, беседы, разговора, спора, где она имеет функцию временного и смыслового скрепления исторических и современных событий.

В главах «Имена», «Историческое отступление о крыльях», «Нелирическое отступление о дорогах», «Утреннее отступление о Москве» и др. автору удалось раскрыть волнующие его темы философско-этического плана, в которых раскрываются идейно-эстетические принципы поэта, поэтому содержание лиро-эпического сюжета поэмы можно определить как философско-ассоци-ативное.

Так, смысл философского рассуждения о жизни и смерти помогает понять использование художественного приёма - рефрена («эти пули летят», «а они летят», «а пули летят», «а пуля летит!», «А пуля смеётся, летя»), обрамляющего рассуждения лирического героя о суетно-бесцельной жизни в заключительной главе «Пуля» [4, с. 37-39].

В данной главе образ пули сравнивается с роком судьбы: «И нельзя отсидеться в броне, /уехать, забраться...». Нельзя предугадать движение пули-«судьбы»: «Ударит (пуля) / в какой стороне / и с какой стороны?..», «И вновь / суматошные дни / суетою полны», «Вот что-то не сделал: «Успею...» / «Доделаю после...», «...весёлая пуля, /проклятая пуля...». Но всё-таки заключительные афористичные четырёхстишья: «Ну что же, / на то мы и люди, / чтоб всё понимать. / На то мы и люди, / чтоб верить / в бессмертные сны... » и «Пока эти пули летят, / мы должны / успеть / вырастить хлеб, / землю спасти, / песню сложить» [5, с. 1038 - 1041] - вносят оптимистические штрихи в «мрачное» философское рассуждение о неизбежности смертельного исхода. Поэтому современное осмысление поэмы «Двести десять шагов» позволило включить её в ряд значимых произведений второй половины ХХ века, сыгравших важную роль в развитии жанра лиро-эпоса отечественной литературы.

Исследуемый период отличается уникальным явлением -появлением «магнитафониздата» (всенародная популярность В.С. Высоцкого), в котором мы видим продолжение традиции «эстрадной» поэзии: бесцензурность, атмосфера непосредственного контакта с автором в «каждом доме». В то же время писательское творчество, «охраняемое» цензурой, стало развивать иносказательные жанры, отличающиеся иронией, «эзоповым языком», аллегорией, символизмом др., в которых высмеивались перекосы «сильных» мира сего.

При рассмотрении художественно-стилевых исканий отечественной поэзии вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. выявляются определённые тенденции в индивидуальном миропонимании творчества ведущих отечественных поэтов. Наряду с «реалистическим» течением выделяется «романтическое», добавившее в отечественную поэзию лирико-патетическую интонацию, экспрессивность, соединение романтической патетики и бытового

разговора, лирико-романтическое звучание и др. Последнее становится ведущим способом художественного изображения в балладно-сказочном творчестве Р.И. Рождественского и В.С. Высоцкого (глава IV. « Жанровое развитие баллады и поэтической сказки вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.: поэтика стиля Р.И. Рождественского и В.С. Высоцкого») [4, с. 41 - 114].

Баллады и поэтические сказки Р. Рождественского и В. Высоцкого отличаются жанрово-тематическим разнообразием. Среди них мы выделили - героические: баллады-трагедии («Баллада о знамени», «Баллада о бессмертии», «Байкальская баллада» Р. Рождественского; «Горное эхо» В. Высоцкого); военные, отражающие события Великой Отечественной войны («Баллада о зенитчицах», «Баллада о молчании», «Баллада о красках» Р. Рождественского; «Аисты», «Он не вернулся из боя», «Высота», «Хоть им никому не иметь орденов» В. Высоцкого); «телефонные» («Баллада о телефонных звонках» Р. Рождественского, «07» В. Высоцкого); легендарные («Баллада о том, как инки начали поклоняться Солнцу» Р. Рождественского); любовные («Баллада о двух лебедях», «Баллада о любви» В. Высоцкого); вольные («Баллада о вольных стрелках», «Баллада о борьбе» В. Высоцкого); абстрактно-философские («Фантастическая баллада», «Летопись», «Кактус», «Клубок дала волшебница» Р. Рождественского; «Баллада о времени» В. Высоцкого и др.); баллады-пародии («Баллада о таланте, боге и чёрте» Р. Рождественского, «Две судьбы» В. Высоцкого); сказки-пародии: («Сказка о Добром Джинне» Р. Рождественского, «Про Джинна», «Песня-сказка про нечисть», «Песня о Вещем Олеге», «Песнь о вещей Кассандре», «Лукоморье», «Чудо-юдо» В. Высоцкого); нравственно-философские сказки («Сказка о медных трубах», «Сказка о кузнеце, укравшем лошадь» Р. Рождественского); дискоспектакль (цикл стихотворений по мотивам сказки «Алиса в стране чудес» В. Высоцкого); музыкальная сказка (цикл песен-стихотворений из фильма-сказки «Иван да Марья» В. Высоцкого); антивоенно-экологические: («Сказка с несказочным концом», «Монолог царя зверей» Р. Рождественского).

Стилевые художественные приёмы в изображении баллад и сказок обосновываются рядами поэтических мыслей, «возбуждённых» множеством действий и слов. В структуре художественных приёмов, использованными Р. Рождественским и В. Высоцким в балладно-сказочном творчестве, нами выделены некоторые стилистические особенности.

Чертами народно-поэтического стиля осуществляется преемственность восприятия духовного богатства народно-поэтических произведений (художественная типичность образов, параллелизм мысли, инверсионная иносказательность, многозначность в представлении того или иного образа и др.). Нами рассматривается наследие народнопоэтических способов художественного изображения, которые наиболее часто встречаются в поэтических текстах баллад и сказок Р. Рождественского и В. Высоцкого (психологический параллелизм; цветовой параллелизм, эпитеты, аллегория, метафора, эмфатическая пауза; сатирический приём: «ирония», «смешное», пародия и комизм и др.).

В балладах и сказках выявлены признаки мифологического поэтического стиля: творчески переработанные мотивы древнес-лавянской мифологии (Макошь, Кривая, Нелёгкая др.), древнегреческой мифологии (бог войны Арес, Афродита, Кассандра и др.), библейской (Всемирный потоп, Пресвятая Богородица, Бог, Чёрт и др.) в «Балладе о таланте, боге и чёрте» Р. Рождественского, «Две судьбы»; «Песне-сказке про нечисть» В. Высоцкого); мифические представления о Судьбе как властительнице всего сущего на Земле и др. («Байкальская баллада» Р. Рождественского, «Высота» В. Высоцкого); мифотворчество: художественное отображение образного представления событий, раскрывающихся в поэтических произведениях, что характерно и для балладного и сказочного творчества Р. Рождественского и В. Высоцкого: миф о знамени, о бессмертии, горном эхе, мифы об идеальном государстве, добре и др.

Черты романтического поэтического стиля характерны в использовании типологии сюжетов, синкретизма в описании чувств и ощущений лирических героев, лирико-романтическое звучание («Баллада о вольных стрелках» В. Высоцкого). Например, для «Баллады о вольных стрелках» свойственны стилевые особенности, отразившие «страшный и смешной гротескный мир» «добрых» разбойников, с которым они навсегда «соединены невыносимой любовью» [11] к своему отчиму краю; мотивы и сюжеты, отличающиеся своей «экстремальностью»: трагическая ситуация в описании событий «Байкальской баллады» Р. Рождественского, романтизм вольного житья «В балладе о вольных

стрелках», романтично-любовные «повести» в «Балладе о двух лебедях», «Балладе о любви» В. Высоцкого и др.

Характерные особенности реалистического поэтического стиля: реальное отображение событий в сказочных и фантастических ситуациях: «Фантастическая баллада», «Баллада о телефонных звонках» Р. Рождественского, «Про Джинна» В. Высоцкого.

Модернистский поэтический стиль выразился в образной суггестивности: в «трагической» интонации, соединённой с бытовым разговором («Байкальская баллада», «Чудо-юдо»); поэтической образности, отличающейся «художественной типичностью», т. е. в процессе образного обобщения распознаются характерные черты современной реальности, что является, в итоге, средством познания природы, человека и общества («Сказка с несказочным концом», «Монолог царя зверей» Р. Рождественского, «Песня о Вещем Олеге» В. Высоцкого).

Выявлены новаторские стилевые образования: сарказм, сюрреализм (иллюзии, парадоксальные сочетания форм иронии, эротики), эпитеты-глаголы, гротескные диссонансы, актуальная проблематика, поэтическая правда, парадоксы и др. В поэтически-стилевую отечественную «копилку» Р. Рождествен-

ский и В. Высоцкий внесли: совмещение временных дистанций, антиномические споры, аллегорически-пародийное изображение современной для поэтов действительности, автоприметы и др.

Тем самым, в балладно-сказочное творчество Р. Рождественского и В. Высоцкого привнесло значимый вклад в развитие жанра баллады и сказки в отечественную литературу вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг.

Таким образом, в «Бронзовый век» русской поэзии, наряду с другими выдающимися поэтами, Р. И. Рождественский внёс новаторские элементы стихотворного изложения, которые позволили продолжить дальнейшее развитие отечественного поэтического процесса: «зачатки» концептуализма - центонность, реминисци-рование, пародирование; «порочно»-эротические эпизоды стихотворений, эффект открытого финала, финальная кульминация произведения, совмещение временных измерений (будущее как настоящее), совмещение реализма с модернизмом, пародии и парадокса, смелое изменение устоявшихся понятий, автобиографическая аллегория, «уловка» от цензуры, индивидуальный способ использования поэтических иносказаний (художественный фигуры) и др., расширившие возможности стихотворного слога поэзии второй половины ХХ века.

Библиографический список

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Русская литература ХХ века. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

2. Жуховицкий, Леонид. Каждый день хоть кто-нибудь произносит его имя. Роберт Рождественский: удостоверение личности. Москва: Эстепонт, 2002.

3. Сипкина Н.Я. «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА...»: творчество Р.И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов. Часть I. Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017.

4. Сипкина Н.Я. «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА.»: творчество Р.И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов. Часть II. Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017.

5. Рождественский Р.И. Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе. Москва: Эксмо, 2014.

6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. А.Н. Веселовский: ред., вст. ст., примеч. В.М. Жирмунского. Изд. 3. Москва: Издательство ЛКИ, 2008.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под общей редакцией В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. Москва: Советская энциклопедия, 1987.

8. Мальгин А.В. Роберт Рождественский: Очерк творчества. Москва: Художественная литература, 1990.

9. Рождественский Р.И не кончается земля. Путевые публицистические очерки. [крат. предисл. ред.] Худож. Ю. Васильев. Москва: Известия, 1971.

10. Гинзберг А. Поэма «Вопль». Иностранная литература. 1961.

11. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века. Москва: Издательский центр «Академия», 2008. References

1. Lejderman N.L., Lipoveckij M.N. Russkaya literatura HH veka. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

2. Zhuhovickij, Leonid. Kazhdyj den' hot' kto-nibud'proiznosit ego imya. Robert Rozhdestvenskij: udostoverenie lichnosti. Moskva: 'Estepont, 2002.

3. Sipkina N.Ya. «Ya - SYN VERY V ZAVTRA...»: tvorchestvo R.I. Rozhdestvenskogo vtorojpoloviny 1960-h - pervojpoloviny 1980-h godov. Chast' I. Abakan: Izdatel'stvo OOO «Sobytie», 2017.

4. Sipkina N.Ya. «Ya - SYN VERY V ZAVTRA.»: tvorchestvo R.I. Rozhdestvenskogo vtoroj poloviny 1960-h - pervoj poloviny 1980-h godov. Chast' II. Abakan: Izdatel'stvo OOO «Sobytie», 2017.

5. Rozhdestvenskij R.I. Sobranie stihotvorenij, pesen ipo'em v odnom tome. Moskva: 'Eksmo, 2014.

6. Veselovskij A.N. Istoricheskaya po'etika. A.N. Veselovskij: red., vst. st., primech. V.M. Zhirmunskogo. Izd. 3. Moskva: Izdatel'stvo LKI, 2008.

7. Literaturnyj 'enciklopedicheskij slovar'. Pod obschej redakciej V.M. Kozhevnikova, P.A. Nikolaeva. Redkol.: L.G. Andreev, N.I. Balashov, A.G. Bocharov i dr. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1987.

8. Mal'gin A.V. Robert Rozhdestvenskij: Ocherk tvorchestva. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1990.

9. Rozhdestvenskij R.I ne konchaetsya zemlya. Putevye publicisticheskie ocherki. [krat. predisl. red.] Hudozh. Yu. Vasil'ev. Moskva: Izvestiya, 1971.

10. Ginzberg A. Po'ema «Vopl'». Inostrannaya literatura. 1961.

11. Zajcev V.A. Istoriya russkoj literatury vtoroj poloviny ХХ veka. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

Рецензия на монографию: Н.Я. Сипкина «Я - СЫН ВЕРЫ В ЗАВТРА...»: творчество Р. И. Рождественского второй половины 1960-х - первой половины 1980-х годов, часть I, II. - Абакан: Издательство ООО «Событие», 2017. - I ч. - 286 с., II ч. - 274 с.

Монография посвящена одной из актуальных проблем современного литературного процесса - изучению художественных произведений второй половины хХ века. Творчество Р.И. Рождественского является ключевым в поэтических течениях обозначенного периода. Монография Сипкиной Н.Я. осуществляет попытку осмысления лирики и прозы Р.И. Рождественского вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. В основу работы положены результаты исследований кандидатской диссертации, многочисленных статей, двух книг автора монографии о творчестве поэта. В научном исследовании даётся литературоведческая оценка стихотворениям, известным поэмам («Пятнадцать минут до старта», «Посвящение», «Двести десять шагов»), балладному творчеству, поэтическим сказкам и лирической прозе в сопоставительном аспекте с творчеством Е.А. Евтушенко, В.С. Высоцкого и др.

Монография актуальна для студентов филологических направлений, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов,

учащихся общеобразовательных школ и учителей, любителей русской поэзии. Материалы монографии могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «История русской литературы», «Актуальные проблемы изучения русской поэзии» и др., а также для дальнейших исследований при изучении истории русской литературы второй половины ХХ века.

Цель монографии - рассмотреть творчество Р.И. Рождественского вт. пол. 1960 х - перв. пол. 1980-х гг., определить его значение в литературном процессе второй половине ХХ века.

Актуальность и новизна исследования обусловлена решаемыми задачами научного исследования: впервые в отечественном литературоведении подводится итог творческим исканиям Р.И. Рождественского в сфере тенденций литературного развития второй половины 1960-х - первой половины 1980-х гг. Автором монографии прослеживается эволюция творческой парадигмы Р.И. Рождественского в лирике и прозе вт. пол. 1960-х гг. - перв. пол 1980-х гг. В научной работе определен поэтический дискурс художественного «космоса» Р.И. Рождественского в системе мирового литературного процесса вт. пол. 1960-х - перв. пол. 1980-х гг. Выявлено жанровое развитие баллады и поэтической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.