Научная статья на тему 'Творчество Р. И. Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века начала XXI века'

Творчество Р. И. Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века начала XXI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3163
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОЦЕНКА / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА / ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ИТОГИ / ARTISTIC HERITAGE / EVALUATION / LITERARY / ARTISTIC SPECIFICITY OF THE METHOD / THE STUDY OF CREATIVE POTENTIAL / COMMON CULTURAL OUTCOMES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прищепа В. П., Сипкина Н. Я.

В статье «Творчество Р.И. Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века начала XXI века» обозначены этапы литературоведческого и критического осмысления художественного наследия поэта-шестидесятника Р.И. Рождественского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF R. I. ROZHDESTVENSKIY IN THE EVALUATION OF LITERATURY CRITICS OF THE XX CENTYRY THE BEGINNING OF THE XXI CENTYRY

In the article named: Creativity of R.I. Rozhdestvenskiy in the evaluation of literary critics of the second half of the twentieth XX century the beginning of the XXI century marked the stages of literary and critical understanding of the creative heritage of the poet of the sixties R.I. Rozhdestvenskiy.

Текст научной работы на тему «Творчество Р. И. Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века начала XXI века»

7. Kushneruk, S.P. Dokumentirovanie socialjno-proizvodstvennihkh otnosheniyj (tekst informacionnogo byulletenya: sozdanie i ispoljzovanie) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2004. - Vihp. 3. - Ser. 2: Yazihkoznanie.

8. Yankovaya, V.F. Dokumentih i sistemih dokumentacii // Sekretarj-referent. - 2006. - № 1.

9. Kosova, M.V Sistemnostj kak svoyjstvo dokumentnogo teksta // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 1(15).

- Ser. 2: Yazihkoznanie.

10. Berdnikov, I.P. PR-kommunikacii: Prakticheskoe posobie / I.P Berdnikov, A.F. Strizhova. - M., 2010.

11. Kosova, M.V. Informativnostj dokumentnogo teksta: kriterii merih / M.V. Kosova, O.I. Kuljko // Regionaljnihe aspektih mezhkuljturnogo

vzaimodeyjstviya v sovremennom informacionnom prostranstve [Eh/r]. - R/d: http://new.volsu.ru/forum/forum58/topic306/

12. Rihzhenko, E.S. Yazihkovihe osobennosti press-relizov v internete // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. -№ 1(17). - Ser. 2: Yazihkoznanie.

13. Svyazi s obthestvennostjyu. Sostavlenie dokumentov. Teoriya i praktika: ucheb. posob. dlya studentov vuzov / V.V. Danilina, M.V. Lukanina, L.V. Minaeva [i dr.]; pod red. L.V. Minaevoyj. - M., 2012.

14. Mamontov, A.A. Prakticheskiyj PR. Kak statj khoroshim PR-menedzherom. Versiya 3.0. - SPb., 2011.

15. Krivonosov, A.D. PR-tekst v sisteme publichnihkh kommunikaciyj - SPb., 2002.

Статья поступила в редакцию 18.12.13

УДК 82.09

Prishepa V.P., Sipkina N.Y. CREATIVITY OF R. I. ROZHDESTVENSKIY IN THE EVALUATION OF LITERATURY CRITICS OF THE XX CENTYRY - THE BEGINNING OF THE XXI CENTYRY. In the article named: Creativity of R.I. Rozhdestvenskiy in the evaluation of literary critics of the second half of the twentieth XX century - the beginning of the XXI century marked the stages of literary and critical understanding of the creative heritage of the poet of the sixties R.I. Rozhdestvenskiy.

Key words : artistic heritage, evaluation, literary, artistic specificity of the method, the study of creative potential, common cultural outcomes.

В.П. Прищепа, д-р филол. наук, проф. Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского гос. университета ХГУ им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан; Н.Я. Сипкина, канд. филол. наук, сотрудник Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСТВО Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО В ОЦЕНКЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА - НАЧАЛА XXI ВЕКА

В статье «Творчество РИ. Рождественского в оценке отечественного литературоведения второй половины ХХ века - начала XXI века» обозначены этапы литературоведческого и критического осмысления художественного наследия поэта-шестидесятника РИ. Рождественского.

Ключевые слова: творческое наследие, оценка, литературоведение, специфика художественного метода, исследование творческого потенциала, общекультурные итоги.

Одной из главных задач современной отечественной литературной науки в области изучения творческого наследия Р.И. Рождественского является определение специфики основного художественного метода Рождественского, исследование всего его творческого потенциала в связи с общекультурными итогами ХХ века.

Для решения поставленной задачи необходимо представить общую картину литературоведческого изучения поэтического, лиро-повествовательного, публицистического творчества Р.И. Рождественского. Можно условно выделить несколько этапов литературно-критического осмысления произведений Р.И. Рождественского.

Первый этап - 1950-1960-е гг. Первый этап характеризуется «знакомством» критики с лирическим героем первых опубликованных стихотворений и поэм Р. Рождественского, стремлением определить основные качества его творчества. В литературно-критических статьях предпринимается попытка охарактеризовать творческие начинания поэта, связать их с усвоением опыта В.В. Маяковского, найти истоки поэтического творчества Р Рождественского. Этот период в изучении стихотворного творчества можно назвать и этапом признания поэта. В 19501960 гг. Р. Рождественским было опубликовано множество стихотворений в журналах и газетах (ж. «На рубеже», «Октябрь», «Юность», «Дружба народов», «Знамя», «Литературная Москва» и др.; г. «Литературная газета» «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», и др.). Читатели познакомились с поэмами («Моя любовь»(1955), «15 минут до старта» (1959), «Спутник» (1959), «Реквием» (1961), «Письмо в ХХХ век» (1964), «Поэма о разных точках зрения» (1965), «До твоего прихода» (1967), «Посвящение» (1969)), которые также вызвали множество откликов, замечаний, полемик. Публикуются первые сборники стихов («Флаги весны» (1955), «Испытание» (1956), «Дрей-

фующий проспект» (1959), «Необитаемые острова» (1962). «Ровеснику» (1962), «Сын Веры» (1966), «Избранная лирика»(1966)), которые выходят огромными тиражами и привлекают внимание критиков и литературоведов (Б. Слуцкий, В. Воронов, Л. Аннинский и др.).

Приход в литературу Р. Рождественского, Е. Евтушенко,

А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной позволил взглянуть на эту «группу» как на единое поколение, увидеть общность их первоначальных идейно-художественных задач, выявить сильные и слабые стороны их позиции.

В наиболее значимых исследованиях творчества Р. Рождественского отмечаются характерные черты его поэзии.

Б. Слуцкий в «Заметках о поэзии Р. Рождественского» выделяет просветительское значение поэтического творчества Р. Рождественского и его сотоварищей. Анализируя стихотворения Р. Рождественского, поэт-критик отмечает главный, по его мнению, пафос ранней поэзии Р. - героико-патриотический. По утверждению Б. Слуцкого в стихах Р. Рождественского, прослеживаются традиции, связанные с поэзией Серебряного века: «...наработанный, ясный, демократический, звонкий стих Маяковского 1924-1929 гг., как нельзя более подходил для решения задач, поставленных Рождественским, для ежедневного общения с массовым молодежным слушателем. Однако, Маяковский этот стих выработал, Рождественский его унаследовал. Усилием воли таланта, не разрешая себе вынести в печать свое опытничество, свои эксперименты, не прерывая связи с читателями, поэт упрямо расширяет культурную почву, из которой растут его стихи» [1, с. 104].

Другой критик, литературовед Вл. Воронов в статье «Мы ещё будем» определил доминанту поэзии: Р.Р. 19501 960-х гг.: «она в гражданском беспокойстве за людские души» [2, с. 56-69].

Появляются критические работы, в которых сопоставляется творчество Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского. Например, критик и литературовед Лев Аннинский в начале 1960-х в «Заметках о молодой поэзии» [3, с. 198-208] указал на «условность» их «революции в поэзии», подчеркнув ученическое изучение традиций В. Хлебникова, В. Маяковского, М. Цветаевой. Автором статьи был выявлен общий романтический строй лирического мировидения и его издержки в творчестве поэтов-шестидесятников. Взыскательный взгляд критика увидел и «тяжёлый творческий кризис» как следствие потери лирического героя, и изменение характера романтического героя, и появление в их творчестве «незаметных героев», рядового человека.

В целом этот период в изучении творчества Р. Рождественского можно охарактеризовать этапом признания поэта, истолкования его литературной учёбы, ошибок и заблуждений на пути к зрелости.

Второй этап - 1970-е гг. Второй этап критического осмысления творчества Р Рождественского совпадает с «застойным» периодом «брежневского» правления. В то же время, данный отрезок времени можно определить и как период плодотворной творческой деятельности поэта, тесно связанной с общественной. В это десятилетие Р Рождественским было опубликовано 13 сборников стихов («Всерьёз» (1970), «Горячий Север» (1971), «Радар сердца»(1971), «Возвращение» (1972), «Линия» (1973), «За двадцать лет» (1973), «Перед праздником» (1974), «Огромное небо» (1975), «Баллада о красках» (1976), «Не просто спорт» (1976), «Голос города» (1977), «Всё начинается с любви» (1977), «Избранные произведения» (1979)), поэма «210 шагов» (1979), две публицистические книги («И не кончается земля» (1971), «Разговор пойдёт о песне» (1979)); сборники песен на стихи Р Рождественского (1974, 1975 гг.). Поэт традиционно публикует свои стихи в журналах и газетах. Там же активно печатается со своими статьями по вопросам литературы и искусства, рецензиями на сборники стихов поэтов-современников. В данный период Р. Рожденственский занимается переводческой деятельностью, является ведущим передачи «Документальный экран» на ЦТ, ведёт активную общественную работу: неоднократно выбирается в состав правления СП РСФСР, СССР, участвует в совещаниях и семинарах молодых писателей, Днях советской литературы в республиках СССР, зарубежных странах, проводит творческие вечера. В 1972 г. ему была присуждена премия им. Ленинского комсомола, а в 1979 году за книгу стихов «Голос города» и поэму «210 шагов» Р Рождественский удостоен Государственной премии СССР

Соответственно вырастает и количество критических статей о творчестве поэта. В 1970-е годы поэзию Р. Рождественского анализируют ведущие писатели, критики, литературоведы страны (М. Луконин, К. Симонов, А. Дементьев, М. Тарасов,

В. Коротич, Е. Евтушенко, С. Наровчатов, Л. Аннинский, А. Бочаров, А. Михайлов, С. Чупринин, Е, Сидоров и др.). Критические мнения неоднозначны.

По словам писателя, публициста, драматурга Л. Жуховицко-го в поэтических произведениях Р. Рожденственского 1970-х гг. прослеживаются нравственно-эстетические искания творческой эволюции поэта-шестидесятника - отражение иллюзий и разочарований «застойного» периода: «Его стихи похожи на самогипноз: любовь и дружба, совесть и честь были для него поплавками, позволявшими удержаться, выжить, а его стихи были такими же поплавками для многочисленных читателей» [4, с. 540-551].

Поэт Расул Гамзатов, характеризуя стихотворения и поэмы Р. Р., определил общественную значимость лирического героя -современника поэта: «.он был поэтом в защиту рядовых людей. У него герои были рядовые» [5, с. 552-557]. Поэт Константин Ваншенкин «устанавливает планку» творчества Р Р., считая, что как поэт Рожденственский «не дотягивал до уровня ж. «Новый мир», а остался поэтом ж. «Юности», поэтому не все его творчество принимали» [6, с. 53-55].

Поэт В. Соколов отмечает идентичность стихов и их автора: «Может показаться, что это просто. Нет, это не просто. Это нелегко было в той атмосфере, которая всячески сопротивлялась этому прекрасному свойству поэта - естественности голоса и самобытности жеста. Рождественский не жаловался на давление - он побеждал его. И читатели благодарно принимали его стихи, они видели в их авторе свободного человека. или жаждущего быть свободным. то есть видели в нём своего» [7, с. 73-74].

Писатель В. Аксёнов определил роль поэтов-шестидесят-ников, которые продолжили свою творческую деятельность и в 1970-е гг. Он считал, что Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина - «главная обойма» поэтической России в 1970-х гг. И в то же время, по его мнению, поэты-кумиры 1960-х гг. были вовлечены в процесс постепенного «поглощения властью»: «Конечно, Р. Рождественский не принадлежал никогда к правому лагерю, но, тем не менее, он стал, в конце концов, удобной фигурой для них» [8, с. 98-103].

Писатель, драматург, киносценарист Юлиу Эдлис не воспринял «ложную святость» поэмы «210 шагов»: «Я антисоветский мальчик, рожденный за границей, я не успел быть пионером, у меня свои отношения с советской властью. Для меня всей этой святости нет. Я не понимал, как мог Роберт - честный человек, искренний человек, написать такое» [9, с. 108-114].

По утверждению Е. Евтушенко, поэзия Р. Рождественского обозначенного периода перенасыщена риторичностью: «Я всю жизнь боролся и до сих пор борюсь с риторикой. Это было болезнью нашего поколения, какой-то отравой газетной ...» [10, с. 108-114].

Таким образом, в критических статьях о творчестве Р. Рождественского 1970-х гг. выявляется идейно-художественное своеобразие лирических произведений Рождественского. Достаточно тщательно анализируются наиболее заметные поэмные произведения предыдущих десятилетий (например, «Реквием»), так как именно в них автор «подводит» художественные итоги своей творческой эволюции. Предпринимается попытка определить жанровую специфику рождественского лиро-эпоса, осмысливается специфика его стиля.

Третий этап - 1980-е гг. Третий период исследования творчества РИ. Рождественского, также как и второй, отличается своей творческой насыщенностью. За этот отрезок времени поэт продолжает публиковать свои стихи в значимых журналах и газетах тогдашнего СССР, поэтические сборники (всего было издано 13 книг - «Семидесятые» (1980), «Семь поэм» (1982), «Стихотворения и поэмы» (1981), «Мои года» (1982), «Голос города» (1982), «Выбор» (1982), «Ежедневное чудо - не чудо» (1983), «Это время» (1983), «Стихи. Баллады. Песни.» (1984), «Московская панорама» (1986), «Друзьям» (1986), «За того парня» (1986), «Стихотворения» (1988)), сборники песен на стихи Р Рождественского (1982, 1987), публицистические книги («Землю спасти» (1983),«Память, память» (1984), «Капля» (1986)). Он занимается переводческой деятельностью, печатается в журналах и газетах со статьями на темы литературы и искусства, пишет рецензии на поэтические и прозаические книги писателей Советского Союза и зарубежных стран. В 1980 г. подготовил к изданию первую книгу В. Высоцкого «Нерв», со своей вступительной статьёй. Продолжает заниматься активной общественной деятельностью: участвует в правлении СП РСФСР, СССР, комиссиях по проведению 100-летнего юбилея со дня рождения А.А. Блока, по проекту новой редакции Устава СП СССР (1987), является председателем комиссий по литературным наследиям В. Высоцкого, М. Цветаевой, О. Мандельштама.

Поэт-переводчик Лев Озеров, вспоминая о совместной с Р. Р. работе комиссии по литературному наследию М. Цветаевой, выделяет уникальные черты в личности и творчестве Р. Р. - принципиальность и целеустремлённость: «Особенно с Р. Рождественским нас сблизила Комиссия по литературному наследию Марины Цветаевой, которую он возглавлял, а я был одним из ее членов. Время было страшное. Шла, хотя и медленная, с оглядками и оговорками, реабилитация Марины Цветаевой. В России вывод из-под запрета крупного художника - дело затяжное и муторное. Нужны десятилетия. Наши с Робертом Ивановичем цели, задачи, планы были просты и ясны: добиться издания однотомника, потом двухтомника, потом массового издания. Мы совместно разрабатывали стратегию и тактику борьбы (неточное, но привычное слово) за цветаевское наследие» [11, с. 540-548].

В рамках работы СП СССР во главе делегаций Р. Рождественский выезжает в республики СССР, зарубежные страны с целью проведения Дней советской литературы. Участвует в съездах писателей республик, СССР, семинарах. Проводит творческие вечера поэзии. Выступает на секретариате СП СССР по вопросу об отмене лишения А. Солженицына российского гражданства, восстановление его в членстве СП СССР (1989) и т.д.

Наиболее важным итогом данного периода является системное критическое осмысление поэзии Р. Рождественского, появление литературоведческих исследований о его творчестве, которое вписывается в круг проблем осмысления русской поэзии второй половины ХХ века («Чем жива литература?» (1986)

А. Бочарова, «Публицистика в поэзии» (1988) А. Мальгина, «Эволюция русской рифмы» (1984) «Очерки истории русского стиха» (1984) М. Гаспарова, «Поэзия. Поэтика. Поэт» (1984) Ю. Мине-ралова, «Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и ха-рактеристики»(1983) С. Чупринина и др.). Изучение творчества Р. И. Рождественского становится частью научного осмысления истории русской литературы второй половины ХХ века - анализ его произведений включается в учебные пособия для студентов и школьников («История русской, советской литературы, 40-е -70-е годы / Под ред. А. Метченко и др.» (1980), В. Зайцев «Современные русские поэты (40-е - нач. 80-х гг.)» (1983), «Современная советская поэзия» (1988) и др.). Информация о поэте помещается в Краткой литературной энциклопедии (1971). В библиографическом указателе Л. Кременцова «Русская советская поэзия» (1984) приводится краткая биографическая справка о Р. Рождественском.

Критики и литературоведы рассматривают творчество поэта 1980-х гг. в различных аспектах, подчас высказывая противоположные точки зрения о поэзии Р.И. Рождественского.

Литературовед, литературный критик Л. Аннинский выделяет романтизм поэзии Р Рождественского 1980-х гг. Для критика важны новаторские черты и лидерство Р. Рождественского в поэзии середины ХХ века: «Он и жанровые рубежи берет первым: и в поэме он продуктивнее, увереннее всех поэтов своего поколения, и песней лучше всех умеет охватить массу. Он словно вехи ставит на краях лирики, как ставит вехи на краях земли и неба; жесткими прямыми углами своих ритмов, ораторской «маяковской» лесенкой, а более всего - открытой и искренней верой в безграничность сил человека» [12, с. 5-30].

Поэт, однокурсник по Литературному институту Марат Тарасов отмечает философичность стихов Р Р: «.в описании сиюминутного и резко меняющегося была пластика, в приближении к мировым святыням - Тадж-Махалу или Валааму - не туристский ажиотаж, а ощущение вечности» [13, с. 520-521].

1980-е годы - пик песенной поэзии Р. Рождественского. Его песни - популярны, становятся победителями на различных фестивалях, поются народом (например, песня «Сладка ягода»). Композитор Марк Фрадкин так характеризует этот вид творчества поэта: «Всегда бывает прекрасно, если поэт умеет строфой, строчкой, а иногда одним, единственно нужным словом выразить точную поэтическую мысль, которая становится понятна любому человеку. Такие стихи часто ищут свое продолжение в музыке. Ищут и находят. Такие стихи у Роберта Рождественского» [14, с. 3-5].

Е. Евтушенко с Р. Рождественским были близкими друзьями. Друг-сотоварищ первым из критиков выделил трагические оттенки лирики Р. Р.: «У него огромное было несоответствие его грустных глаз с его маршевыми, бодрыми песнями и стихами. Несоответствие с его глазами, обликом и совершенно особым, специфическим, я бы не сказал «черным», но достаточно мрачноватым юморком. Он был где-то внутри невеселый человек. У него какая-то боль жила нерассказанная. И он ее из себя не выпускал в стихах слишком долго. А потом она начала выходить наружу, эта боль. И тогда получились прекрасные стихи. Он слишком боялся обнаружить эту боль» [10, с. 108-114].

Критик и литературовед Е. Сидоров в статье «Служба поэтического слова» «подытоживает» поэтическую деятельность РИ. Рождественского 1980-х гг.: «Характерное свойство поэзии Рождественского - постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то легко можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, ее движение, возмужание, духовные обретения и потери» [15, с. 5-14].

Четвёртый этап - 1990 - второе десятилетие 2000-х гг. Период дальнейшего критического осмысления творчества РИ. Рождественского. 19 августа 1994 прервался жизненный путь поэта, но его поэзия продолжает своё существование. Если при жизни поэта в начале 1990-е гг. вышли всего три книги («Алёш-

кины мысли» (1991), «Бессонница» (1991), «Пересечение» (1992)), то после смерти, благодаря, прежде всего, стараниям и усилиям его жены А.Б. Киреевой и дочери К.Р Рождественской, увидели свет 15 поэтических сборников Р. Рождественского («Последние стихи Р Рождественского» (1994), «Самые стихи» (1995), «Стихотворения» (1997), «Фотография поэта» (1998), «Стихотворения. Поэмы. Эссе» (2000), «Удостоверение личности» (2002, 2007), «Помогите мне стихи» (2000, 2002), «Мгновения, мгновения, мгновения» (2006, 2010, 2012). «Стихотворения» (2006, 2010), «Придёт и к вам любовь» (2006, 2007), «Эхо любви: стихи и песни» (2006, 2007). «Стихи о любви» (2008, 2009), «Твоя и моя земля» (2011), «Алёшкины мысли. Стихи для детей» (2011), «Мы совпали с тобой» (2012)). Несмотря на тяжёлую болезнь, перенесённые сложные операции. Р. Рождественский (в начале 1990-х гг.) продолжает заниматься общественной деятельностью, связанной с секретариатом СП СССР: во главе делегации писателей (А. Киреевой, Л. Аннинского, Н. Ивановой, В. Некляева, Р Гамзатова, М. Салганика) совершает поездку в Индию по приглашению М. Рамакришны для участия в семинаре на тему «Философия бескорыстного служения» (1990), выступает на дискуссии «Круглого стола» Международного общественного совета «Иностранной литературы» «Художник и власть» (1990), участвует в составлении письма президенту СССР М. С. Горбачеву о необходимости осуждения антисемитизма в стране (1990), выступает на «Круглом столе» по проекту музея О. Мандельштама (1993). Пишет рецензии («Решающий голос» - на книгу М. Чаклаша «Конь в янтаре», «Голубой метеорит» - на книгу Р Сефа «Голубой метеорит» (1992), на публикацию стихов А. Карвовского), статьи («Вот оно - святое наше воинство: 9 мая Б. Окуджаве исполнилось 70 лет» [16, с. 5-14], «Уходят могикане» [17, с. 15] о народном артисте СССР РЯ. Плятте), проводит итоговые беседы-интервью («Нам всем крупно повезло» [18, с. 25], «Поэма началась в груди, грудь разорвать грозя.» [19, с. 13-23], «Считаю, что я - дитя войны» [20, с. 5], «Жизнь наша зебрастая...» [21, с. 3]).

Во временном отрезке 1990-х - начала 2000-х гг. в литературной критике традиционно присутствует полярность мнений и суждений о завершающем этапе творчества Р. Рожденственс-кого. Если до 1994 г. Р Рождественского по инерции считают поэтом, который стоит «на службе поэтического слова» (А. Мальгин). Яркий пример тому первый в стране объёмный публицистический очерк А. Мальгина «Роберт Рождественский» (1990). Автор «помещает» поэта в рамки соцреализма. Р. Р. выглядит успешным, жизнерадостным поэтом-певцом. Было выгодно замечать оптимистические нотки стихов, ярко их высвечивать, затушёвывая трагические оттенки, которые то там, то здесь прорывались между стихотворных строф (например, «Поэма о разных точках зрения», «Ожидание», книга стихов о любви «Всё начинается с любви» и др.). Например, в стихотворении «Старая записная книжка» (1985) боль звучит в каждой строке, в каждом слове. Поэт оплакивает своих ушедших друзей: «Рана моя / открывшаяся. / Память моя / святая. / Други мои - товарищи. /Вечные судьи / мои». Нежная любовь ощущается в стихотворении «Цирк» (1967). Поэт предлагает читателям почаще приходить в цирк, возвращаться в своё детство, когда искренность и душевные порывы были основой детского существования: «Цирк не любить - / всё равно, что детей не любить».

По мнению А. Мальгина «лиро-публицистичность» - главная черта поэзии Р Рождественского: «... если прислушаться к мнению тех, кто стихи его не любит, выяснится, что раздражает их, как правило, то, что является наиболее сильной стороной его творчества, - принципиальная установка на публицистичность, на актуальный отклик по самым разным проблемам -политическим, социальным, нравственным. Считая любое появление публицистичности проявлением «конъюнктурщины», эти люди не замечают того, что лирика и публицистика в его стихах срослись, друг без друга немыслимы, что социальная наполненность его стиха неизменно подкрепляется глубоко личным, даже интимным переживанием. Это и отличает стихи Рождественского от скороспелых творений тех, кто любой ценой пытается угнаться за злобой дня. И притягивает к нему внимание широких читательских кругов» [22, с. 4].

В справочнике В. Агеносова и К. Анкудинова «Современные русские поэты» Р Рождественский выступает в роли «публициста, оратора». Отмечая положительные моменты поэтического творчества («композиционная выстроенность», «мастерство рифмовки», «нерегламентированные поэтические размеры»),

авторы справочника всё-таки «навешивают ярлык» на поэта: «Склонность к риторике, пафосу, приводила его (особенно в позднем творчестве) к подмене искреннего чувства псевдопоэтикой» [23, с. 81-82].

После смерти критическое осмысление поэтического наследия Р Рождественского перешло на новый уровень - РР признается ведущим русским поэтом второй половины ХХ века, его начинают считать «мыслителем дум», «совестью» поколения «шестидесятников», «уникумом», обладающим огромной духовной силой. Р. Р. из поэта-оптимиста, как по волшебству, превращается в поэта-трагика, тонко чувствующего все перипетии своего жизненного пути.

Известные литературные критики, писатели, поэты (Л. Аннинский, Ю. Карякин, Л. Лазарев, Л. Озеров, Г. Бакланов, Р. Гамзатов, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский,

А. Дементьев, В. Коротич и др.), характеризуя «последние» стихи Р. Р., возводят их в ранг, достигших вершинного мастерства.

Так, писатель Гоигорий Бакланов один из первых разбивает стереотипное мышление о Р. Р., как о поэте, подверженном «конъектуре»: «В эти последние годы, когда непостижимо и далеко не в лучшую сторону менялись люди, Роберт Рождественский утверждался в главном, что изначально было в нем. А это - мужество и порядочность. И все меньше голос трибуна, и все проникновенней голос поэта в его последних стихах» [24, с. 519].

Литературовед, писатель, публицист Юрий Карякин считает Р. Рождественского и его финальные стихи - «народной совестью»: «Для меня эти стихи, в сущности, его посмертная поэма, поэма-завещание, поэма-покаяние, поэма-искупление. Мало таких, кто нашел в себе силы сказать: «Из того, что довелось мне сделать, / выдохнуть случайно довелось, / может, наберется строчек десять... /Хорошо бы, / если б набралось» [25, с. 524-526].

Ю. Карякин выделяет атеистические убеждения Р Р, но в то же время считает, что его стихи - это его «поэтическая» религия и вера - нравственное устремление к совершенству, к идеалу существования на земле: «Я не буду сейчас говорить об атеизме таких людей, как Б. Окуджава, В. Высоцкий, Р. Рождественский. Но ведь сами их стихи и были их молитвой: «Помогите мне, стихи! / В этот день и в этот час / я - / не верующий в Бога - / помощи прошу у вас. / Помогите мне, / стихи, / в это самое мгновенье / выдержать, / не впасть в неверье. / Помогите мне, /стихи». Последние стихи - и помогли, и спасли, и не пустили «в клокочущую тьму» [25, с. 524 - 526].

Кандидат филологических наук, литературовед, литературный критик Лазарь Лазарев заметил в позднем творчестве Р Р ценнейшую черту - «не проходящее удивление перед творчеством»: «Удивительное дело, читая новые стихи, Р Рождественский волновался как начинающий. Это волнение было рождено высоким чувством ответственности перед Поэзией. Подтверждение этому я нашел в его записных книжках последних лет жизни, которые были напечатаны в «Вопросах литературы» (1995, № 2). Эти записи отличаются проницательностью мыслей, точностью наблюдений, бесстрашной откровенностью и самоанализом» [26, с. 535-538].

Статья «Зона, незабвенная шестая часть земли» литературоведа и критика Л. Аннинского в какой-то мере подытоживает

Библиографический список

поэтическую деятельность поэта-классика, где лирика и поэмы Р. И. Рождественского признаются значимой частью поэтического творчества русской поэзии второй половины ХХ века.

По мнению Л. Аннинского, Р. Р. выступает хранителем и продолжателем традиции поэзии Серебряного века (А. Блока,

В. Маяковского О. Мандельштама, М. Цветаевой).

Критик прослеживает жизненный путь поэта и определяет пафос, главный мотив «поздней» поэзии Р. Рождественского -прощание с «земным путём» и предчувствие чего-то неизведанного на краю физической гибели: «Стихи - о смерти, о подступающей смерти, об ожидании смерти. Можно сказать, попытка итога, последний рывок души: найти в случившемся - смысл. Но более всего, и глубже всего, и глуше - сама борьба души с подступающим небытием: попытка не согнуться. Чисто «рождественская» оборона юмором: «Тихо летят паутинные нити. / Солнце горит на оконном стекле. / Что-то я делал не так? / Извините: /жил я впервые /на этой Земле».

.Была страна, охватывающая шестую часть земного шара. Потом сказали, что это была сплошь - зона. Чтобы это почувствовать надо потерять. Всё потерять. И вернуться в стихе в эту зону, незабвенную шестую часть земли» [27, с. 355 - 358].

Важным итогом данного периода (1990-е - второе десятилетие XXI в.) является возникновение научного рождествен-сковедения, которое начинает изучать творчество Р Рождественского системно и многосторонне. Выходит 21-й том био-библиографического указателя «Русские писатели. Поэты» (составители: И.В. Алексахина, Н.Г. Захаренко, И.В. Халулаева и др.) (1997 г.), в котором большой раздел посвящен Р.И. Рождественскому. Изданы «Словарь рифм Р. Рождественского»

A. Бабакина (2001г.), книга «Удостоверение личности» (2002, 2007 гг.), вместившая в себя стихи Р. Рождественского, воспоминания, статьи о творчестве поэта его современников - писателей и литературоведов. В Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова Защищена диссертация «Раннее поэтическое творчество РИ. Рождественского в контексте литературного процесса 1950-х - начало 1960-х гг.» (2010 г.) Н.Я. Сипкиной. В 2011 и 2012 гг. вышли две монографии

B.П. Прищепы, Н.Я. Сипкиной «Орфей великой эпохи». Авторы исследуют раннее творчество поэта. Начиная с 2007 года, на малой родине Р. Р., в с. Косиха Алтайского края проводятся Рождественские чтения на базе районной мемориальной библиотеки им. Р. Рождественского. Масштабы чтений расширились до российского уровня. В Косихинском районе учреждена муниципальная литературная премия им. Роберта Рождественского, первыми лауреатами стали авторы первой научной монографии о творчестве Р. Рождественского «Орфей великой эпохи». В книгу впервые включены Летопись жизни и творчества РИ. Рождественского и Родословная поэта по линии матери и отца.

Таким образом, творчество РИ. Рождественского - важная часть историко-литературного развития, совпадающая и, в какой-то мере, определяющая общий ход развития русской поэзии 1950-х - 1990-х гг. Можно, с уверенностью констатировать следующий факт - творческая жизнь Р И. Рождественского продолжается и после физической смерти поэта (август 1994 г.) -уже в наше время - во втором десятилетии XXI века.

1. Слуцкий, Б. Заметки о поэзии Р Рождественского. - М., Российский государственный архив литературы и искусства. Ф 3101.Слуцкий, Оп.л., ед. хр.104, машинопись с подписью автора. 1968 г.

2. Воронов, Вл. Мы ещё будем // Вопросы литературы. - 1965. - № 3.

3. Аннинский, Л. Заметки о молодой поэзии // Знамя. - 1961. - № 9.

4. Жуховицкий, Л. Каждый день хоть кто-нибудь произносит его // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

5. Гамзатов, Р Поэт // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

6. Ваншенкин, К. Поэзия не умирает // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

7. Соколов, В. О Роберте Рождественском // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

8. Аксёнов, В. Два не очень трезвых бога // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

9. Эдлис, Ю. Это было счастливое время // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

10. Евтушенко, Е. «Мы цапаемся жёстко, мы яростно молчим» // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

11. Озеров, Л. Последние стихи // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

12. Аннинский, Л. Не докричавшийся до ХХХ века. Приход и уход Роберта Рождественского // РИ. Рождественский. Стихотворения. -М., 2006.

13. Тарасов, М. «А заката не ждать» // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

14. Фрадкин, М. О Р Рождественском // Песни на стихи Р Рождественского. - М., 1987.

15. Сидоров, Е. Служба поэтического слова // РИ. Рождественский. Стихотворения. - М., 1988.

16. Рождественский, Р Вот оно - святое наше воинство: 9 мая Б. Окуджаве исполнилось 70 лет // Независимая газета. - 1994. - Май.

17. Рождественский, Р Уходят могикане // Ростислав Янович Плятт: воспоминания друзей и коллег. - М., 1994.

18. Медведев, Р Цена прозрения. Спец. кор. «Огонька» берёт интервью. - М., 1990.

19. Мальгин, А. Беседа о поэме. - М., 1990.

20. Шестков, Е. «Считаю, что я - дитя войны». Беседа с Р Рождественским // Неделя. -1993. - № 18 (май).

21. Семёнов, В. «Жизнь наша зебрастая» // Красная звезда. - 1993.- 25 июня.

22. Мальгин, А. Роберт Рождественский. Очерк творчества. - М., 1990.

23. Агеносов, В. Современные русские поэты / В. Агеносов, К. Анкудинов. - М., 1997.

24. Бакланов, Г. Воспоминания о Р Рождественском // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

25. Карякин, Ю. Две посмертные поэмы // Роберт Рождественский: удостоверение личности. -М., 2002.

26. Лазарев, Л. Удивление перед творчеством // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Аннинский, Л. «Зона, незабвенная шестая часть земли // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

Bibliography

1. Sluckiyj, B. Zametki o poehzii R. Rozhdestvenskogo. - M., Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj arkhiv literaturih i iskusstva. F 3101 .Sluckiyj, Op.l.,

ed. khr.104, mashinopisj s podpisjyu avtora. 1968 g.

2. Voronov, Vl. Mih ethyo budem // Voprosih literaturih. - 1965. - № 3.

3. Anninskiyj, L. Zametki o molodoyj poehzii // Znamya. - 1961. - № 9.

4. Zhukhovickiyj, L. Kazhdihyj denj khotj kto-nibudj proiznosit ego // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

5. Gamzatov, R. Poeht // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

6. Vanshenkin, K. Poehziya ne umiraet // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

7. Sokolov, V. O Roberte Rozhdestvenskom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

8. Aksyonov, V. Dva ne ochenj trezvihkh boga // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

9. Ehdlis, Yu. Ehto bihlo schastlivoe vremya // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

10. Evtushenko, E. «Mih capaemsya zhyostko, mih yarostno molchim» // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

11. Ozerov, L. Poslednie stikhi // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

12. Anninskiyj, L. Ne dokrichavshiyjsya do KhKhKh veka. Prikhod i ukhod Roberta Rozhdestvenskogo // R.I. Rozhdestvenskiyj. Stikhotvoreniya. -

M., 2006.

13. Tarasov, M. «A zakata ne zhdatj» // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

14. Fradkin, M. O R. Rozhdestvenskom // Pesni na stikhi R. Rozhdestvenskogo. - M., 1987.

15. Sidorov, E. Sluzhba poehticheskogo slova // R.I. Rozhdestvenskiyj. Stikhotvoreniya. - M., 1988.

16. Rozhdestvenskiyj, R. Vot ono - svyatoe nashe voinstvo: 9 maya B. Okudzhave ispolnilosj 70 let // Nezavisimaya gazeta. - 1994. - Mayj.

17. Rozhdestvenskiyj, R. Ukhodyat mogikane // Rostislav Yanovich Plyatt: vospominaniya druzeyj i kolleg. - M., 1994.

18. Medvedev, R. Cena prozreniya. Spec. kor. «Ogonjka» beryot intervjyu. - M., 1990.

19. Maljgin, A. Beseda o poehme. - M., 1990.

20. Shestkov, E. «Schitayu, chto ya - ditya voyjnih». Beseda s R. Rozhdestvenskim // Nedelya. -1993. - № 18 (mayj).

21. Semyonov, V. «Zhiznj nasha zebrastaya» // Krasnaya zvezda. - 1993.- 25 iyunya.

22. Maljgin, A. Robert Rozhdestvenskiyj. Ocherk tvorchestva. - M., 1990.

23. Agenosov, V. Sovremennihe russkie poehtih / V. Agenosov, K. Ankudinov. - M., 1997.

24. Baklanov, G. Vospominaniya o R. Rozhdestvenskom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

25. Karyakin, Yu. Dve posmertnihe poehmih // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. -M., 2002.

26. Lazarev, L. Udivlenie pered tvorchestvom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

27. Anninskiyj, L. «Zona, nezabvennaya shestaya chastj zemli // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 18.12.13

УДК 398:89

Tekleva L.A. SUBLIMATION - A SPECIAL WAY TIPIZACII LIFE PHENOMENAS IN CANTO OF THE PERIOD OF THE GREAT DOMESTIC WAR. Sublimation is considered In article as the form of the reflection to realities in canto of the period of the Great Domestic war. One aspect to sublimations is connected with tipizacii image, conventionality, width of the generalization. The Other aspect to sublimations is connected with origin, so named, song-alteration new variant on the base known public song and popular author's song brought and military time.

Key words: sublimation, generalization, variability , tipizacii, song.

Л.А. Теклева, аспирант каф. литературы Института журналистики и филологии Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

СУБЛИМАЦИЯ - ОСОБЫЙ СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПЕСНЯХ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается сублимация как форма отражения реальности в песнях периода Великой Отечественной войны. Один аспект сублимации связан с типизацией образов, условностью, широтой обобщения. Другой аспект сублимации связан с возникновением, так называемых, песен-переделок - новых вариантов на базе известных народных песен и популярных авторских песен довоенной и военной поры.

Ключевые слова: сублимация, обобщение, вариативность, типизация, песня.

Известный учёный-фольклорист В.П. Аникин назвал принципы художественного отражения реальности в фольклоре искусством художественных сублимаций. Ученый писал: «...фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь широкого обобщения, что правдоподобие становится для него обременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность» [1, с. 196]. Другими словами, фольклорный творец, воссоздавая реальную жизнь, преображает ее в духе своего идеала.

Сублимирующие формы отражения реальности особенно ярко проявляются в песнях периода Великой Отечественной

войны, полнее, чем любой другой жанр фольклора, запечатлевших героические события военной поры. В песнях, характерной особенностью которых является типизация образов, условность, широта обобщения, даётся собирательный образ героя, защитника родной земли. Это делает песню близкой и понятной всему народу: и тому, кто сражается с врагом, и тому, кто ждет родных и близких с фронта.

Песни военных лет не только несут в себе информацию, связанную с тем или иным событием на фронте, но и свидетельствуют об эмоционально-психологическом восприятии действительности её создателями. Они передают мысли людей, объединившихся в стремлении победить врага. Обращаясь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.