Унифицированные
коммуникации
для малого бизнеса
ТЕХНОЛОГИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УПРОСТИТЬ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СВЯЗИ, СДЕЛАТЬ ЕЕ ГИБКОЙ И СПОСОБНОЙ К БЫСТРОЙ НАСТРОЙКЕ НА МЕНЯЮЩИЕСЯ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ.
Чарли Джанкарло,
главный директор Обсо по разработкам
Пол Фултон,
старший директор Обсо по вопросам мобильных унифицированных коммуникаций
Компании, как и люди, лихорадочно пытаются приспособиться к быстрым переменам в мире телекоммуникаций, который становится поистине необъятным. Средств связи стало слишком много: сотовые телефоны, КПК, электронная почта, системы мгновенных сообщений, офисные телефоны, виртуальные переговорные комнаты, текстовые сообщения и цифровое видео. Многие из этих средств связи, однако, существуют в изоляции друг от друга. В результате для каждого из них нужно приобретать и устанавливать собственные устройства доступа и сетевые системы. При этом кто-то в компании должен все эти устройства обслуживать и координировать их работу. В каждое устройство нужно ввести стандартную информацию (например, корпоративный телефонный справочник). Все это делается вручную, так что человек превращается во "вспомогательный механизм" для обслуживания множества систем.
Между тем компании хотят, чтобы их сотрудники могли работать в любом месте и в любое время. Для этого нужно обеспечить взаимодействие корпоративной системы связи с различными беспроводными устройствами.
В экономику входит новое поколение, "дети нового тысячелетия", которые родились и выросли с Интернетом. Они не мыслят жизни без доступа к "всемирной паутине" и целого ряда мультимедийных коммуникационных функций. Электронная почта для них "стара, как мир", все их помыслы прикованы к видео. Эти люди
предъявляют высокие требования к корпоративным коммуникациям и идут на работу туда, где эти требования выполняются. "Дети нового тысячелетия" любят групповую работу в виртуальной среде и хотят использовать для этого самые современные средства, независимо от мнения работодателя.
Интернет вступает во второй этап своего развития — Web 2.0. Корпоративные коммуникации тоже начинают "новую жизнь". Первый этап развития корпоративных сетей был связан с переносом голосовой связи в сети IP. Этот процесс идет высокими темпами, и полный переход офисной телефонии на технологию IP-лишь вопрос времени. Так, например, более 70 % крупнейших компаний мира, входящих в список Fortune 500, пользуются продуктами Cisco для унифицированных коммуникаций, а объем рынка для этих продуктов ежегодно увеличивается на 40 %.
Компании, внедрившие технологию IP, начинают понимать, что перед ними открылась дверь в необъятный мир мультимедийных функций. Протокол IP успешно интегрирует голос, видео и данные в рамках единой сети, создавая новые возможности для корпоративной связи. Крупнейшие технологические компании, такие как IBM и Microsoft, поняли, что IP и мультимедиа — будущее деловых коммуникаций, и вступили в партнерские отношения с Cisco, чтобы разработать новые технологии и средства для совершенствования групповой работы в удаленном режиме.
В отличие от индивидуальных пользователей, компаниям нужна тесная интеграция критически важных программных средств и информационных ресурсов (корпоративных справочников, баз данных, систем электронной почты и т.д.). Компании не хотят терять контроль над своими коммуникационными системами. Насыщение компании потребительскими продуктами и услугами приносит определенную пользу, но одновременно создает проблемы для тех, кто не умеет интегрировать продукты потребительского класса с корпоративными сетями. Технология унифицированных коммуникаций как раз и предназначена для того, чтобы упростить управление системой связи, сделать ее гибкой и способной к быстрой настройке на меняющиеся требования нового поколения сотрудников.
Кроме того, современным предприятиям нужна мобильная связь, и поэтому Cisco сотрудничает с крупнейшими производителями смартфонов, такими как Nokia и DoCoMo. Недавно Cisco приобрела компанию Orative Corp., которая специализируется на разработке программного обеспечения для поддержки унифицированных коммуникаций на смартфонах любой модели.
В процессе разработки систем унифицированных коммуникаций Cisco следует четырем принципам. Во-первых, эти системы должны быть "виртуальными", чтобы человек мог пользоваться ими в любом месте в любое время на любом устройстве. Во-вторых, они должны быть безопасными, чтобы исключить потерю важной деловой информации и выполнить все нормативные и законодательные требования. В-третьих, они должны быть максимально простыми, что позволяет сократить расходы и добиться широкого распространения новых систем среди конечных пользователей. Наконец, они должны быть открытыми, чтобы обеспечить максимальную совместимость с самыми разными устройствами и технологиями.
А теперь — несколько слов о видеотехнологиях. Сегодня они подходят к важному водоразделу. Доставка видеоуслуг по ^сетям стала достаточно зрелой и качественной. Даже люди, не обладающие специальными знаниями, могут легко и просто смотреть видеоклипы через Интернет. Качество видеосигналов, передаваемых по обычным широкополосным каналам, уже вполне приемлемо. Как и многие другие новаторские функции Интернета, видео вначале распространяет-
ся среди индивидуальных пользователей, а затем, накопив "критическую массу", проникает в сферу деловых коммуникаций Современное состояние сетей и сетевых устройств допускает передачу видео даже по мобильным сетям.
Появление качественных и простых видеоуслуг может оказать огромное влияние на корпоративные коммуникации. По мнению специалистов, во время общения человек получает 60 % информации через визуальные рецепторы. Современные видеосистемы способны создавать иллюзию личного присутствия для людей, находящихся на расстоянии тысяч километров друг от друга (например, Сбсо Те!еРге$епсе — "теелприсутст-вие"). Такие системы могут стать началом нового большого этапа развития деловых коммуникаций. Разумеется, для этого нужно решить целый ряд вопросов, связанных с совместимостью и координацией устройств, но в любом случае видео обязательно станет неотъемлемой частью корпоративны коммуникационных систем.
Современные коммуникации включают множество компонентов, однако все они соединяются друг с другом через единую стандартную среду — 1Рсеть. Каждая компания должна знать: все описанные выше мультимедийные функции невозможны без 1Р-сетей. Мощная и надежная сеть — важный компонент корпоративной связи. Это базовая платформа, на которой можно строить систему унифицированных коммуникаций. После развертывания современной интеллектуальной сети компания может ус-
танавливать в ней новые средства групповой работы с любой удобной скоростью, диктуемой бюджетными и прочими ограничениями. Для этого Обсо разрабатывает хорошо продуманные компоненты унифицированных коммуникаций и системы разного класса, нацеленные на заказчиков разного типа. 1Р-сетям принадлежит будущее в компаниях любого размера, но каждая компания уникальна и имеет разные коммуникационные и деловые потребности. Поэтому каждой компании необходимо четко определить приоритеты и строить систему унифицированных коммуникаций, исходя из конкретных потребностей бизнеса.
Самый важный аспект унифицированных коммуникаций и 1Р-сетей состоит в том, что компании получили в свое распоряжение широкий набор вариантов организации связи между сотрудниками, партнерами и заказчиками. Интеллектуальная 1Р-сеть позволяет выбирать из этого набора то, что лучше всего подходит в данный момент для данной ситуации. Каким бы трудным ни казалось внедрение новых технологий, появление в отрасли сотрудников нового поколения делает это внедрение необходимым.
Кроме того, унифицированные коммуникации предоставляют заказчику средства групповой работы, повышающие производительность и эффективность. Унифицированные коммуникации хорошо окупаются: чем лучше компания организует сотрудничество между своими сотрудниками, заказчиками и партнерами, тем выше ее конкурентоспособность.
Мобильность и унифицированные коммуникации
Унифицированные коммуникации включают три важных аспекта: эффективность, то есть наиболее оптимальное использование ресурсов для ускорения деловых процессов, групповую работу в реальном времени, позволяющую повысить производительность труда, и открытость — поддержка открытых стандартов, тесное сотрудничество с партнерами и заказчиками и возможность интеграции любых технологий, существующих в отрасли.
Для компании важно не терять связи с сотрудником, который на минутку отошел от своего рабочего стола. Любой сотрудник, который едет на деловую встречу или уходит на обед, может в определенном смысле считаться "мобильным", поэтому мобильная связь может оказаться полезной любому работнику в любой организации. Посмотрим на это с точки зрения устройств и технологий. Сегодня подавляющее большинство людей не расстается с мобильным телефоном.
Компании British Telecom и Ovum провели исследование, которое показало, что в течение рабочего дня от 22 до 44 % мобильных телефонных звонков человек делает, находясь рядом с рабочим столом, на котором установлен фиксированный телефон. По данным IDC, 28 % сотрудников использует мобильный телефон в качестве основного средства деловой связи. Совершенно очевидно, что сотрудники давно стали мобильными, и многие из них активно пользуются сотовыми телефонами, не подключенными к корпоративной системе связи. Мобильные телефоны до сих пор ориентированы на личные потребности индивидуального пользователя. В них устанавливают игры и привлекательные рингтоны. Более того, некоторые телефоны уже принимают телевизионные программы. С точки зрения предприятия, функциональность телефонов по-прежнему сводится к голосовой связи. Решения Cisco сочетают удобство мобильного телефона и богатую функциональность унифицированных коммуникаций, IP-телефонии и корпоративных приложений.
Мобильные абоненты бывают разными. Одни пользуются мобильной связью время от времени, другим она нужна круглые сутки. Поэтому пользователей условно можно разделить на два типа или класса: "эконом-класс" и "первый-класс". Абоненты "эконом-класса" получают базовые, но достаточно мощные функции. Технология унифицированных коммуникаций предоставляет каждому из них единый телефонный номер, который дает сразу несколько важных преимуществ. Сегодня мы часто отсут-
ствуем на рабочем месте из-за командировок или деловых встреч. Если в это время нам звонит коллега или заказчик, его вызов передается в систему голосовой почты. Если вы имеете единый номер, сеть Cisco переадресует вызов на мобильный телефон, и вы не пропустите важную информацию. Кроме того, эта технология позволяет настраивать обработку входящих вызовов. Абонент может указать, какие вызовы передавать на мобильный телефон, а какие отправлять, как и прежде, в систему голосовой почты. Таким образом, вы сами решаете, с кем говорить сейчас, а какие вызовы отложить на потом.
Еще одна базовая функция — передача вызовов с настольного на мобильный телефон. Если вы приняли вызов, сидя за рабочим столом, но вам нужно срочно уходить, не вешайте трубку. Нажмите одну кнопку и перебросьте вызов с настольного телефона на мобильный без обрыва связи. Сегодня эта функция по умолчанию устанавливается на всех системах Cisco Unified Communications Manager 6.0, и отныне передача вызова доступна на всех новых устройствах.
А теперь перейдем к пользователям "первого класса". Видимо, это те самые 28 %, которые, по данным IDC, пользуются мобильным телефоном как основным. Одна из главных проблем состоит в том, что мобильные абоненты вынуждены пользоваться двумя разнородными системами голосовой почты: фиксированной и мобильной. Это очень неудобно, так как для прослушивания сообщений нужно подключаться сначала к одной системе, а потом к другой. Компания Cisco создала унифицированную голосовую почту, которая поме-
щает все голосовые сообщения в единый почтовый ящик и позволяет прослушивать их через мобильный телефон.
Технология Orative помогла реализовать функцию создания списка вызовов (call log). Люди, активно работающие с телефоном, часто просматривают эти списки, чтобы ответить на принятые или пропущенные вызовы. К сожалению, до сих пор списки вызовов на настольных и мобильных телефонах существовали отдельно друг от друга. Унифицированные списки позволяют просматривать на экране мобильного и настольного телефона информацию о пропущенных вызовах. Перезвонить можно через любой телефон, как настольный, так и мобильный.
Еще одно интересное решение Orative — это загрузка на мобильный телефон "легкого клиента" с поддержкой IP-соединений. Зачем нужен "легкий клиент"? Во время опросов пользователей мы выяснили, что никто из них не хочет ждать. Все функции должны работать мгновенно. Как только мы нажимаем кнопку, телефон должен реагировать. Между тем сегодня на телефонах устанавливаются мощные браузеры, требующие все больше времени для "размышлений".
Распространение функций корпоративной связи на мобильные телефоны — прекрасная возможность, возникая в результате интеграции технологий Cisco и Orative. Сегодня мы можем пользоваться каналом пакетной передачи данных в системах сотовой связи для доставки корпоративных функций унифицированных коммуникаций. Компания Orative интегрировала эту технологию в решения Cisco.
Cisco Smart Business Communications Systems 2 Продуктовая линейка
Unified Communications & Network Foundation IP-телефоны Коммутаторы LAN Беспроводные сети Надоммыо сотрудник
UC 500 1 Phones CE500-8PC АР500 WLC 500 C871W
*# I I
lip ^■
8 и 16 голосовых пользователя Q Коммутатор для расширения портов UC500 до 16 <Ф
Настольная модель Cisco Mobility Express Solution
Дополнительно беспроводные сети Поддерживают ся все IP-телефоны Cisco. До 250 пользователей Автономные и управляемые VPN, Wired & Wireless Access, IP Phone ext.
Cis< о Smart Assist Featur es
Cisco Monitor Manager / Cisco Monitor Director)
Новые системы унифицированных коммуникаций Cisco
Еще несколько лет назад идея мобильности была привлекательной лишь для узкого круга современных "странствующих рыцарей", то есть для тех, кто постоянно мотается по командировкам и вынужден получать доступ к корпоративным ресурсам в удаленном режиме. Сегодня мобильные и беспроводные технологии нужны буквально всем. Чтобы удовлетворить растущий спрос на новые коммуникационные услуги, специалисты Cisco разработали ряд новых приложений и сервисов, сочетающих удобство, гибкость и доступность мобильной связи с безопасностью и функциями групповой работы Cisco Unified Communications 6.0. Новая версия резко повышает производительность мобильных работников и обеспечивает экономичную доставку услуг Unified Communications малым и средним предприятиям. Кроме того, версия 6.0 расширяет возможности групповой работы и интеграции приложений внешних компаний, она интегрирует проводные и мобильные устройства в рамках единого хорошо защищенного корпоративного решения. При этом пользователи получают доступ к услугам в любой точке на территории предприятия. Данное решение предоставляет предприятию любого размера услуги быстрой и безопасной связи в любом месте и в любое время через любое устройство.
Система Cisco Unified Communications 6.0 построена на основе открытых отраслевых стандартов, что позволяет заказчикам сочетать разные технологии, необходимые бизнесу, в рамках единого решения. Система легко взаимодействует с су-
ществующими настольными средствами по принципу plug-and-play, что значительно облегчает установку, сокращает стоимость обучения и сводит к минимуму капитальные и текущие расходы.
Новые решения для мобильных унифицированных коммуникаций
Cisco Unified Communicator — новое программное средство, предоставляющее простой и удобный доступ к корпоративным унифицированным коммуникациям через мобильные телефоны с интуитивным графическим интерфейсом. Это приложение поддерживает унифицированную го-
лосовую почту и списки вызовов и передает уведомления о сеансах конференц-связи на мобильные телефоны и смартфоны.
Cisco Unified Mobility — серверное приложение, позволяющее консолидировать несколько телефонных номеров сотрудника в единый номер корпоративного IP-телефона, что делает сотрудника доступным в любом месте (функция "единого рабочего номера").
Cisco Unified Mobile IP Phone 7921G — новый беспроводной IP-телефон для передачи голоса по каналам сети WLAN на предприятии. Он передает и принимает трафик по двум диапазонам 802ю11а /b/g и поддерживает функции push-to-talk и громкой связи.
Новые средства для групповой работы
Instant Messaging (функции мгновенных сообщений), встроенные в программное средство Cisco Unified Personal Communicator, позволяют сотрудникам связываться друг с другом в режиме реального времени, быстро получать ответы на свои вопросы и сокращать задержки в работе. Функции сообщений New Unity, такие как Message Monitor (мониторинг сообщений) и Secure Messaging (безопасные сообщения), ускоряют связь и повышают эффективность бизнеса. Flash-конференции в системе MeetingPlace 6.0 расширяют возможности конечного пользователя и предоставляют ему боле широкий выбор приложений.
Новые решения для малого и среднего бизнеса
Cisco Unified Communication Manager Business Edition — набор приложений, раз-
работанный для организаций, насчитывающих до 500 сотрудников. Это решение отличается простотой управления и поддерживает голос, видео, функции мобильности и передачу сообщений на едином сервере, что упрощает управление сетевыми системами и сокращает расходы на закупку аппаратных средств и их эксплуатацию.
Cisco CallConnections Mobility — дополнительное серверное приложение, интегрируется с Cisco Unified Communications Manager Express и служит для мониторинга входящих деловых вызовов и их маршрутизации по правилам, указанным конечными пользователями.
Новые типы коммуникаций для малого бизнеса
Простая в использовании система Smart Business Communications System отличается полнотой функциональности и высоким уровнем безопасности. Она предоставляет доступ к информации в любом месте и в любое время и предлагает эффективные методы связи с заказчиками и сотрудниками, позволяющие повысить качество услуг и гибкость бизнеса. Система включает в себя новые аппаратные продукты, интегрированные приложения для унифицированных коммуникаций и средства системного управления, дополняющие друг друга и представляющие собой удобные "строительные блоки", из которых малый бизнес может строить свои коммуникационные решения.
В состав Smart Business Communications System входят следующие новые продукты:
Cisco Unified Communications 500 Series. Эта платформа включает в свой состав си-
стемы Cisco Unified Communications Manager Express и Cisco Unity Express. Она поддерживает все модели унифицированных IP-телефонов Cisco Unified IP Phone, программные телефоны Cisco Communicator обеспечивает доступ в Интернет, защищенный межсетевым экраном, поддерживает виртуальные частные сети (VPN) и широкополосный беспроводной доступ (WLAN). Все это позволяет добиться высокой надежности и безопасности коммуникаций.
В результате использования коммутатора Cisco Catalyst Express 520 пользователь получает хорошо защищенную локальную сеть, оптимизированную для безопасного доступа к информации и приложениям для групповой работы.
Решение Cisco Mobility Express Solution включает три точки доступа Cisco 521 Wireless Express Access Point и котроллеры Cisco 526 Wireless Express Mobility Controller. Эти важные дополнительные элементы системы позволяют создать беспроводную сеть, которая динамически оптимизирует зону покрытия и помогает предоставлять доступ к коммуникационным услугам в любом месте и в любое время.
Cisco Configuration Assistant — один из инструментов для управления, который базируется на встроенной технологии Cisco Smart Assist, для поддержки функциональности plug-and-play, которая сокращает время настройки и оптимизации сетевых параметров. Простой и удобный графический интерфейс пользователя поддерживает большой набор функций для настройки телефонной связи, систем обмена сообщениями и маршрутизации вызовов, беспроводных сетей (WLAN), межсетевых экранов и сервисов безопасности. В результате партнеры и заказчики получают возможность быстро установить и настроить сеть небольшой компании.
Cisco Monitor Director — инструмент для централизованного управления в упреждающем режиме, позволяющий партнерам Cisco предлагать своим заказчикам круглосуточный сервис по сетевому управлению.
Новое решение Cisco Smart Business Communications System хорошо интегрировано с существующими настольными приложениями (календарями, электронной почтой, системами CRM и ERP). Это способствует повышению качества услуг и гибкости бизнеса, что особенно важно для малого и среднего бизнеса.