Научная статья на тему 'Проводной и беспроводный ШПД. Конкуренция или взаимодополнение?'

Проводной и беспроводный ШПД. Конкуренция или взаимодополнение? Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
119
55
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Солонин Виталий , Чистяков Виктор

Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты обновленных исследований российского рынка проводного и беспроводного широкополосного доступа. Статья подготовлена по итогам собственных исследований российского рынка проводных и беспроводных технологий и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях.

Текст научной работы на тему «Проводной и беспроводный ШПД. Конкуренция или взаимодополнение?»

Проводной и беспроводный ШПД Конкуренция или взаимодополнение?

Компания J'son & Partners Consulting представляет результаты обновленных исследований российского рынка проводного и беспроводного широкополосного доступа. Статья подготовлена по итогам собственных исследований российского рынка проводных и беспроводных технологий и по результатам докладов участников на профильных мероприятиях.

Солонин Виталий,

ведущий консультант VSolonin@json.ru

Виктор Чистяков,

директор по продажам VChistyakov@json.ru

Рынок беспроводного ШПД: Wi-Fi, WiMAX и 3G

Крупнейшими игроками на российском рынке Wi-Fi являются компании "ВымпелКом" и "Комстар-ОТС". Городская сеть "Билайн WiFi" в Москве насчитывает порядка 15 тыс. точек Wi-Fi, из которых более 10 тыс. жилых домов и офисов, 19 кинотеатров, 900 кафе и ресторанов, 30 торговых центров, а также аэропорты. Число зарегистрированных российских пользователей Wi-Fi-сети "Комстар-Fon" достигло 2 тыс., а общее число "хот-спотов" Fon в Москве достигло 5 тыс. В регионах сети Wi-Fi развиваются слабо, число точек доступа невелико. В целом технология Wi-Fi является, скорее, дополняющей другие технологии ШПД (как проводные, так и беспроводные) и используется преимущественно в домашних и корпоративных сетях для покрытия ограниченных территорий.

На российском рынке мобильного WiMAX доминирует компания "Скартел" (торговая марка Yota), которая обслуживает более 255 тыс. активных коммерческих клиентов в городах присутствия (Москва, Санкт-Петербург и Уфа) и ежедневно увеличивает абонентскую базу в среднем на 2,3 тыс. человек. Yota — это один из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Американский провайдер Clearwire обслуживает порядка 173 тыс. абонентов, малазийская компания PacketOne — более 130 тыс. абонентов, а японская UQ Communications планирует к концу 2009 г. подключить к мобильным сетям WiMAX 300 тыс. абонентов.

В настоящее время практически все регионы России охвачены сетями 3G в стандарте UMTS, однако в некоторых из них сети еще не запущены в коммерческую эксплуатацию. В большинстве регионов сигнал с базовых станций доступен лишь в центральных районах крупных городов; по мере развития сетей будут охвачены все новые и новые территории. В Москве сети 3G/UMTS работают только в режиме indoor (внутри помещений); запуск таких сетей в режиме outdoor (вне помещений) ожидается в конце 2009 — начале 2010 г. Сети 3G в стандарте CDMA1 x EV-DO развивает "Скай Линк" (32 региона) и ряд региональных операторов ("Байкалвестком", ЕТК и др.).

Рынок фиксированного WiMAX находится в "подвешенном состоянии", развиваются только крупнейшие проекты (например, "Энфорта", 68 городов присутствия). Часть игроков планирует использовать мобильную версию WiMAX.

Рынок проводного ШПД

На конец I полугодия 2009 г. около 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн.) имели проводной широкополосный доступ в Интернет (ШПД), рост рынка составил 111%. Большая часть домашних подключений (60%) географически находится за пределами двух столиц и их областей. В 2008 г. средние затраты домашних пользователей ШПД составили 320 руб./мес. (в I полугодии 2009 г. — 300 руб./мес.) Дальнейшее снижение тарифов провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU (на 3-7% в год) — до 250 руб./мес. к 2013 г.

Общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2008 г. составил 33,4 млрд. руб. Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений (в размере 15-30%) будет основным фактором роста рынка — ожидается, что к 2013 г. его общий объем превысит 90 млрд. руб.

Конкуренция или взаимодополнение?

В настоящее время только технологию WiMAX можно рассматривать как полноценно конкурирующую с проводными технологиями ШПД. Эта тенденция будет наиболее ярко выражена в тех регионах, где низкий уровень проникновения ШПД обусловлен сильной монополизацией рынка и высокими тарифами. До прихода операторов мобильного WiMAX в таких регионах эту нишу в частном сегменте будут занимать сотовые операторы, которые предоставляют услуги мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE, а также операторы фиксированного беспроводного доступа WiMAX/preWiMAX.

В регионах, где цены на проводной ШПД сравнительно высоки и при этом построены сети 3G, МТС и "Мегафон" начинают конкурировать с фиксированными Интернет-провайдерами. "Вымпелком" рассматривает мобильный Интернет как дополнение к фиксированному, но в регионах, где конкуренция обострена, компания выводит на рынок тарифы, конкурирующие с проводными операторами.

При выводе услуги мобильного WiMAX на рынок возможны два основных варианта бизнес-моделей — прямая конкуренция с фиксированными операторами и конвергентные ("дополняющие") предложения. Первая схема используется, как правило, молодыми компаниями, которые не обременены унаследованными технологиями проводного доступа. Вторая модель приемлема для операторов, которые развивают конкурирующие технологии (как проводные, так и беспроводные) в рамках группы компаний или холдинга. Наиболее яркие представители первой и второй моделей — это Yota и "Комстар-ОТС", соответственно.

По мнению J'son & Partners Consulting, возможны оба варианта развития ШПД — миграция части абонентов из фиксированных сетей в мобильные с полным отказом от стационарного доступа в сеть и расширение услуг провод-

ного доступа в мобильное/квазимобильное пространство (сочетание стационарного и мобильного/кочевого доступа).

Прогнозы и перспективы

Какой из трендов будет доминировать (миграция или взаимодополнение), будет во многом определяться действиями ведущих игроков на конкретном локальном рынке. Если "новые" операторы мобильного WiMAX усилят свою активность и начнут агрессивно продвигать свои услуги на рынке, активно расширять географию своего присутствия, внедрять новые интересные сервисы, то не исключен заметный переток абонентов в мобильные сети и некоторое перераспределение доходов. Однако, если холдинговым структурам (МТС, "ВымпелКому" и в будущем, возможно, "Связьинвесту"), удастся вывести на рынок интересные конвергентные предложения (РМС) для пользователей фиксированного доступа и снизить тарифы на проводной ШПД, не исключено, что большая часть пользователей останется в фиксированных сетях и будет по мере необходимости пользоваться мобильным доступом. Собственно, такая модель доминирует и сейчас: абоненты мобильного Интернета — это, в основном, одновременно и пользователи фиксированного доступа в Сеть.

Рынок мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE составил в 2008 г.

20.4 млрд. руб., по итогам 2009 г. J'son & Partners Consulting прогнозирует его рост на 43,6% до 29,3 млрд. руб. При этом темпы роста доходов в сегменте фиксированного проводного ШПД в домашнем сегменте будут немного ниже. По нашим оценкам, они вырастут до

47.5 млрд. руб. — на 42% по сравнению с показателем 2008 г. (33,4 млрд. руб.). Доля мо-

бильного WiMAX по итогам 2009 г. на рынке мобильного интернет-доступа составит приблизительно 3-5%.

По прогнозам J'son & Partners Consulting к концу 2010 г. до 5% пользователей фиксированного ШПД мигрирует в мобильные сети (3G и мобильный WiMAX), отказавшись от стационарного доступа, однако большая часть абонентов (более 50%) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом.

"ГРАНДиозный" проект Cisco в городе на Неве

Компания Cisco совместно со своим авторизированным партнером ЗАО "Ниеншанц" завершила проект по оснащению системой унифицированных коммуникаций Cisco® служебных помещений "Гранд Отеля Европа", одного из старейших и известнейших отелей в России. В северной столице РФ это первый пример внедрения современной коммуникационной IP-системы Cisco в гостиничном бизнесе. В отеле построена хорошо защищенная мультисервис-ная инфраструктура, которая позволяет повышать качество предоставляемых сервисов, сокращая затраты на эксплуатацию и управление сетью.

Реализовали проект специалисты ЗАО "Ниеншанц". Они развернули в "Гранд Отеле Европа" систему корпоративной IP-телефонии (как проводную, так и беспроводную) на базе решения Cisco Unified Communication Express, систему голосовой почты Cisco Unity Express и систему видеовызовов Cisco Unified Video Advantage. Модернизирована локальная вычислительная сеть и структурированная кабельная сеть, а в качестве системы управления оборудованием корпоративной сети передачи данных было установлено программное обеспечение CiscoWorks LAN Management Solution. Централизованный контроль и наблюдение за функционированием беспроводной сети осуществляет Cisco Wireless Control System с беспроводным контроллером Cisco 4400 Series WLAN Controller.

Система унифицированных коммуникаций Cisco была установлена с целью широкого покрытия отеля беспроводной сетью и внедрения современной корпоративной IP-телефонии, способной увеличить число и повысить качество предоставляемых услуг. В отеле усовершенствована существующая Wi-Fi-

инфраструктура для расширения функций голосовой связи сотрудников, что в конечном итоге повысит оперативность реакции персонала гостиницы на запросы гостей.

Внедрение мощной IP-телефонии, позволяющей интегрировать голос, видео и данные, возможно только при наличии современной сетевой инфраструктуры предприятия. Поэтому специалисты ЗАО "Ниеншанц" решили расширить существующую СКС отеля, модернизировать старые участки сети и заменить все оборудование ЛВС на коммутаторы Cisco. Применение решения CiscoWorks LAN Management Solution и Cisco Wireless Control System с беспроводным контроллером Cisco 4400 Series WLAN Controller позволило упростить процедуры развертывания, администрирования, мониторинга сети, а также сократить расходы на управление.

В "Гранд Отеле Европа" построена современная коммуникационная среда, основанная на концепции Cisco Unified Communications и Cisco Unified Wireless. Персонал отеля, оснащенный Wi-Fi-телефонами, теперь доступен в любой точке здания. При использовании двухдиапазонных GSM/Wi-Fi-теле-фонов можно значительно экономить на исходящих звонках, так как применяется уже существующая телефонная инфраструктура отеля.

Решения Cisco предоставили "Гранд Отелю Европа" возможность объединить все способы внутренних коммуникаций в единой платформе, сделать бизнес-процессы более удобными для пользователей и более прозрачными для менеджмента. В дальнейшем возможен перевод на систему унифицированных коммуникаций Cisco и номерного фонда отеля.