Научная статья на тему 'Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности'

Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / THINKING PROCESSES / COGNITIVE PRACTICAL ACTIVITY / COGNITION / MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаручик Г. Н.

В статье раскрывается сущность познавательной практической деятельности и ее педагогический потенциал для умственного развития детей младшего дошкольного возраста. Автором представлены результаты педагогического эксперимента, в ходе которого выявлялся педагогический потенциал познавательной практической деятельности как средства умственного развития детей данной возрастной категории. Обозначены проблемы констатирующего этапа эксперимента, ставшие затем объектом формирующего этапа экспериментального исследования. Проведение последнего было реализовано с помощью разработанной автором методики умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. В статье приведены теоретические положения, на основе которых разрабатывалась методика умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. Описаны педагогические условия организации познавательной практической деятельности с воспитанниками вторых младших групп с целью умственного развития детей; представлено содержание работы с дошкольниками, разделенное на тематические блоки. Автор демонстрирует задания разных типов, которые использовались им для организации познавательной практической деятельности детей: обследовательские, креативные и оргдеятельностные. Обследовательские задания предусматривают изучение объектов по определенному алгоритму, они позволяют младшим дошкольникам в ходе взаимодействия с разными предметами постигать их новые свойства и качества. Креативные задания нацелены на предоставление возможности ребенку проявить творчество. Оргдеятельностные помогают младшим дошкольникам осваивать функции контроля собственной деятельности и деятельности других детей. Представленные задания характеризуют разные уровни сложности, в том числе реконструктивный, когда деятельность детей протекает в частично измененной, но знакомой дошкольникам ситуации; и логический уровень, который требует соответствующей интеллектуальной переработки усваиваемых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаручик Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF COGNITIVE AND PRACTICAL ACTIVITIES

The article reveals the essence of cognitive practical activity and its pedagogical potential in the mental development of children of early preschool age. The author presents the results of the pedagogical experiment, which revealed the pedagogical potential of cognitive practical activity as a means of mental development of children of preschool age. The problems are identified at the ascertaining stage of the experiment, the method of mental development of children of early preschool age in the process of cognitive practice is implemented at the transforming stage of the experiment and is seen as a solution to these problems. The article highlights the theoretical aspects on the basis of which a method of mental development of children of early preschool age in the process of cognitive practice is schemed out. Pedagogical conditions of the organization of cognitive practical activity with pupils of the second younger groups for the purpose of their mental development are described. The article presents the content of work with educatees, divided into thematic blocks. The author describes the tasks of different types, which were used in the organization of cognitive practical activity: survey, creative and organizational. Survey tasks included the study of the object according to a certain algorithm. They allowed younger preschoolers, interacting with objects, to learn their new properties and qualities. Creative tasks were aimed at enabling a child to show creativity. Organizational tasks allowed younger preschoolers to learn the basics of controlling their own activities and the activities of other children. The tasks of different levels of difficulty are revealed. Reconstructive level of difficulty involved activities in a partly changed situation familiar to children. The logical level of complexity required logical processing of the acquired knowledge.

Текст научной работы на тему «Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.2.025.7

Г. Н. Казаручик (Брест, Беларусь)

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается сущность познавательной практической деятельности и ее педагогический потенциал для умственного развития детей младшего дошкольного возраста. Автором представлены результаты педагогического эксперимента, в ходе которого выявлялся педагогический потенциал познавательной практической деятельности как средства умственного развития детей данной возрастной категории. Обозначены проблемы констатирующего этапа эксперимента, ставшие затем объектом формирующего этапа экспериментального исследования. Проведение последнего было реализовано с помощью разработанной автором методики умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. В статье приведены теоретические положения, на основе которых разрабатывалась методика умственного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности. Описаны педагогические условия организации познавательной практической деятельности с воспитанниками вторых младших групп с целью умственного развития детей; представлено содержание работы с дошкольниками, разделенное на тематические блоки. Автор демонстрирует задания разных типов, которые использовались им для организации познавательной практической деятельности детей: обследовательские, креативные и оргдеятельностные. Обследовательские задания предусматривают изучение объектов по определенному алгоритму, они позволяют младшим дошкольникам в ходе взаимодействия с разными предметами постигать их новые свойства и качества. Креативные задания нацелены на предоставление возможности ребенку проявить творчество. Оргдеятельностные помогают младшим дошкольникам осваивать функции контроля собственной деятельности и деятельности других детей. Представленные задания характеризуют разные уровни сложности, в том числе реконструктивный, когда деятельность детей протекает в частично измененной, но знакомой дошкольникам ситуации; и логический уровень, который требует соответствующей интеллектуальной переработки усваиваемых знаний.

Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, мыслительные процессы, познавательная практическая деятельность, познание, умственное развитие.

Человек постоянно стремиться к познанию окружающей действительности. Потребность в постижении сущности объектов и открытии закономерности связей между ними была присуща еще первобытным людям. И для современного социума данная потребность остается актуальной, потому что познание наполняет жизнь человека смыслом и создает перспективы его развития.

Однако без достижения должного уровня умственного развития невозможно полноценно реализовать потребность социума в познании. Теория умственного воспитания занимает позицию «гносеологического оптимизма», связывая некоторые ограничения лишь с возрастными и индивидуальными особенностями человека. Познавая, ребенок умственно развивается и, умственно развиваясь, познает действительность в различных вариациях и аспектах. Это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Способ познания определяет качество усваиваемых знаний и их интерпретацию, в свою очередь, характер знаний определяет выбор альтернативных способов познания.

Умственное развитие предполагает наличие определенных знаний, которые характеризуются качеством и количеством, а также соответствующим уровнем развития мыслительных процессов, позволяющих информацию воспринимать, преобразовывать, систематизировать, хранить, воспроизводить, прогнозировать. Умственное развитие лежит в основе физического, эстетического, нравственного, трудового развития, так как знания и мыслительные процессы создают фундаментальные предпосылки, стимулы и условия для различных сторон развития.

И. Г. Песталоции [6] и Ф. Фребель [5] уделяли большое внимание умственному развитию в ходе создания своих педагогических систем. На необходимости серьезного рассмотрения проблемы умственного развития детей младшего дошкольного возраста настаивали Л. А. Венгер [2] и А. П. Усова [8]. И в настоящее время проблема поиска эффективных средств, которые бы способствовали умственному развитию детей данной возрастной категории, не теряет свою актуальность.

В нашем исследовании в качестве такого средства используется познавательная практическая деятельность. В научной литературе нет пока единого определения данному понятию. А. В. Корзун

условно приравнивает познавательную практическую деятельность к исследовательской деятельности, базирующейся на чувственном восприятии [4]. А. Н. Поддьяков, анализируя исследовательское поведение, определяет его как взаимодействие с окружающим миром на пути к познанию истины [7]. И. И. Бычкова описывает поисково-практическую деятельность [1], под которой подразумевает деятельность, направленную на решение проблемной ситуации. Для всех вышеописанных видов деятельности характерна познавательная активность. Н. Б. Шилко характеризует ее как некие действия, мыслительные и практические, направленные на познание чего-то неизвестного, недоказанного в целом для общества либо для конкретной личности [10].

Несомненная актуальность и важность обозначенной проблемы для теории и практики, ее недостаточная разработанность определили цель нашего исследования: раскрыть сущность и выявить педагогический потенциал познавательной практической деятельности как средства умственного развития детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были проведены теоретическое и экспериментальное исследования. В ходе теоретического исследования на основе анализа литературы было определено понятие «познавательная практическая деятельность», которое, с нашей точки зрения, следует толковать как взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на познание ребенком окружающей действительности и самого себя в ходе мыслительных и практических операций.

Педагогический потенциал познавательной практической деятельности, используемой как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста, определялся в ходе специально разработанного и проведенного педагогического эксперимента. В нем приняли участие 83 ребенка младшего дошкольного возраста ГУО «Ясли-сад № 50 г. Бреста» и ГУО «Дошкольный центр развития ребенка № 61 г. Бреста». Дети условно были разделены на 2 группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель констатирующего этапа заключалась в определении уровня умственного развития детей младшего дошкольного возраста на начало проведения эксперимента. Кроме того, на этом этапе нами определялись и анализировались уровень развития способов познания и уровень развития всех мыслительных процессов.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что только 2 % воспитанников КГ продемонстрировали высокий уровень умственного развития. В ЭГ такие дошкольники не были выявлены. Средний уровень (38 % детей) показали ЭГ и КГ (37 %). Низкий уровень был выявлен у 62 % воспитанников в ЭГ и 61 % - в КГ.

На основе анализа полученных результатов констатирующего этапа эксперимента нами был разработан и проведен формирующий этап. Его цель заключалась в том, чтобы посредством специальной организации познавательной практической деятельности повысить уровень умственного развития младших дошкольников. Данный этап исследовательской работы был направлен на реализацию следующих задач:

1) развитие у детей мыслительных процессов и способов познания;

2) расширение и углубление знаний младших дошкольников об окружающем мире и самом себе;

3) формирование умения самостоятельно и целесообразно реализовывать деятельность;

4) воспитание познавательного интереса к предметной, природной и социальной действительности.

При организации познавательной практической деятельности дошкольников мы придерживались следующих положений:

- младшим дошкольникам присуща потребность познания, которая проявляется в любознательности и активной позиции по отношению к окружающей действительности;

- познавательная практическая деятельность в увлекательной форме развивает все мыслительные процессы, а также разнообразные способы познания;

- познавательная практическая деятельность является эмоционально-окрашенной, что эффективно сказывается на процессе познания и стимулирует развитие любознательности;

- познавательная практическая деятельность помогает ребенку избавиться от неуверенности, что, в свою очередь, активизирует саму познавательную деятельность.

В процессе организации познавательной практической деятельности соблюдался ряд условий. Мы косвенно управляли деятельностью ребенка, исключая прямое воздействие, и предоставляли возможность для полноценной самоорганизации и саморазвития. В подходе к организации познава-

тельной практической деятельности ребенка мы ориентировались на зону его ближайшего развития, стимулируя активность испытуемого. Младшим дошкольникам предлагались задания разных типов, уровней сложности и предусматривалось их вариативное использование. На этапе преобразующего эксперимента реализовывались индивидуальный и дифференцированный подходы. Взаимодействие с ребенком был эмоционально насыщенным, что позволяло младшим дошкольникам не только удовлетворять гедонистическую функцию от проделанной работы, но и реализовывать творческий потенциал личности. Была создана среда, включающая в себя разнообразные схемы, модели для организации познавательной практической деятельности.

Разработанная методика предполагает взаимодействие педагога с ребенком индивидуально либо в микрогруппах вне занятий, обеспечивает решение основных задач учебной программы дошкольного образования [9]. Содержание программы имеет ряд дополнительных сведений, доступных для освоения детьми младшего дошкольного возраста. Данная методика включает задачи в соответствии с темой месяца, которые рекомендовано решать на занятиях (см. таблицу).

Таблица

Тематическое планирование организации познавательно-практической деятельности младших

дошкольников

Тема месяца Программное содержание темы

«Рукотворный мир» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Познакомить с разнообразием предметов рукотворного мира, их свойствами, функциональным назначением и правилами безопасного их использования.

«Материалы предметов рукотворного мира» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Познакомить с различными материалами (металл, пластмасса, бумага, резина, ткань, стекло т.д.), их свойствами и зависимости их использования от предполагаемого назначения предмета.

«Солнце» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Солнце - звезда, его размер, особенности передвижения, его роль для живых организмов.

«Воздух» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Свойства воздуха (нет цвета, переносит запахи, нет формы, теплый - холодный т.д.), его передвижение, способность находится внутри различных предметов, роль в процессе горения, а также его значимость для нормального роста и развития живых организмов.

«Вода» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Свойства воды (прозрачная, может окрашиваться, не имеет запаха, может быть растворителем для некоторых веществ и.д.), агрегатные состояния при различных условиях среды (пар, вода, снег), роль вода для живых организмов.

«Песок, камни» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Состав песка, его свойства до и после взаимодействия с водой, разнообразие камней (названия камней, их различия во внешнем виде и в свойствах). Сравнение свойств песка и камней при взаимодействии с водой.

«Человек» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Особенности внешнего вида людей, части тела (назначение, особенности ухода за ними), способы сохранения и укрепления здоровья.

«Комнатные растения» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Видовое разнообразие растений, их строение, свойства как живых организмов, потребность в определенных условиях среды (почва, полив, свет), их роль.

«Мир растений» Развитие мыслительных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, а также различных способов познания. Особенности деревьев и кустарников, их видовое разнообразие, многообразие цветов, условия роста и развития, лекарственные растения.

Разработанная методика включает задания разных типов: обследовательские, креативные и оргдеятельностные. Обследовательские задания предусматривают исследование объекта по определенному алгоритму, что позволяет младшим дошкольникам узнавать новые свойства и качества этих объектов. К примеру, в процессе изучения снега дети знакомятся с внешними особенностями снега, с его способностью окрашиваться, переходить в жидкое состояние и т. п. Используются и креативные задания. Так, в ходе ознакомления с различными видами бумаги детям предлагается создать рисунок по желанию. Оргдеятельностные задания позволяют младшим дошкольникам осваивать способы контроля собственной деятельности и деятельности других детей. Допуская ошибки, влияющие на результат познавательно-практической деятельности, дети анализируют свои действия, учатся прогнозировать их ход. Использование разнообразных типов заданий позволяет развивать все психические процессы и способы познания.

Примененная на этапе формирующего эксперимента методика содержала задания разных уровней сложности. Реконструктивный уровень сложности предполагал деятельность детей в частично измененной ситуации. Например, после ознакомления со свойствами снега, младшим дошкольникам предлагалось определить самостоятельно и проверить, в каких условиях снег быстрее тает.

Работа по различным разделам тематического планирования проводилась в комплексе и активно способствовала накоплению младшими дошкольниками разнообразных знаний об окружающей действительности, развитию мыслительных процессов, способов познания, а следовательно, и умственному развитию детей младшего дошкольного возраста в целом.

Результаты контрольного этапа диагностики показали, что уровень умственного развития детей экспериментальной группы стал намного выше, не только по сравнению с началом проведения эксперимента, но и по сравнению с младшими дошкольниками контрольной группы. Анализ результатов обнаруживает статистически значимые различия по критерию %2 в уровне умственного развития между детьми экспериментальной и контрольных групп по всем выделенным параметрам (способы познания, ощущения, восприятие, мышление, воображение, память, внимание).

Высокий уровень умственного развития продемонстрировали 24 % дошкольников ЭГ и 2 % КГ (на констатирующем этапе было, напомним, 0 % и 2 %), средний уровень - 50 % ЭГ и 47 % КГ (на констатирующем этапе - 38 % и 37 %), низкий уровень - 26 % ЭГ и 51 % КГ (на констатирующем этапе было соответственно 62 % и 61 %).

Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что уровень умственного развития детей экспериментальной группы вырос не только по сравнению с констатирующим этапом (различия статистически значимы, %2 = 16,758 а = 0,01), но и по сравнению с контрольной группой (различия статистически значимы, %2 = 10,834 а = 0,01). Младшие дошкольники экспериментальной группы усвоили основные сенсорные эталоны, используют их в различных видах деятельности. У них развивается мышление, осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Дети воспринимают и воспроизводят больший объем информации. Практически у всех дошкольников сформировалось произвольное внимание. Воображение отличается различными формами представления объектов. Способы познания разнообразны, направлены на раскрытие свойств и качеств объектов.

Не все дошкольники КГ достаточно хорошо освоили сенсорные эталоны. Уровень развития их мышления не всегда позволял воспитанникам КГ правильно и последовательно выполнять мыслительные операции, устанавливать причинно-следственные связи. Внимание необходимо было время от времени стимулировать. Детям сложно было запоминать большой объем информации и воспроизводить ее в определенных ситуациях. Практически все младшие дошкольники КГ испытывали трудности, передавая образ предмета в движении. Использованные детьми этой группы способы познания были довольно ограничены и направлены на открытие лишь некоторых свойств и качеств объектов.

Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно утверждать, что познавательно-практическая деятельность способствует умственному развитию младших дошкольников. Данная деятельность содействует развитию ощущений и восприятий дошкольника, способствует усвоению основных сенсорных эталонов. В процессе познавательной практической деятельности расширяется объем памяти, формируется произвольное внимание, развиваются способы познания, позволяющие

качественно улучшить процесс познания окружающей действительности детьми младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычкова И. И. Поиково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста // Первое сентября. 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/410546/ (дата обращения: 04.07.2011).

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 1969. 365 с.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие. 4-е изд, стер. М. : Издат. центр «Академия», 2002. 416 с.

4. Корзун А. В. К вопросу об организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте // Методические разработки. 2004. URL: http://www.trizminsk.org/e/260027.htm (дата обращения: 06.07.2011).

5. Педагогическая деятельность и теория Ф. Фребеля // Общественное дошкольное воспитание детей трудящихся в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в. 2007. URL: http://www.gala-d.ru/parts/1086-part5.html (дата обращения: 16.07.2011).

6. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей // Песталоцци И. Г. Избр. труды: в 2 т. Т. 1: Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1981. С. 61-212.

7. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт // Документа [сайт]. 2011.URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-45631.html (дата обращения 04.07.2011).

8. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1981. 176 с.

9. Учебная программа дошкольного образования / М-во образ. Респ. Бел., Нац. ин-т образ.; редкол.: Г. И. Бондаренко [и др.]. Минск : НИО, 2012. 415 с.

10. Шилко Н. Б. Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/100927/ (дата обращения: 06.07.2011).

G. N. Kazaruchyk (Brest, the Republic of Belarus)

MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF COGNITIVE AND PRACTICAL ACTIVITIES

Abstract. The article reveals the essence of cognitive practical activity and its pedagogical potential in the mental development of children of early preschool age. The author presents the results of the pedagogical experiment, which revealed the pedagogical potential of cognitive practical activity as a means of mental development of children of preschool age. The problems are identified at the ascertaining stage of the experiment, the method of mental development of children of early preschool age in the process of cognitive practice is implemented at the transforming stage of the experiment and is seen as a solution to these problems. The article highlights the theoretical aspects on the basis of which a method of mental development of children of early preschool age in the process of cognitive practice is schemed out. Pedagogical conditions of the organization of cognitive practical activity with pupils of the second younger groups for the purpose of their mental development are described. The article presents the content of work with educatees, divided into thematic blocks. The author describes the tasks of different types, which were used in the organization of cognitive practical activity: survey, creative and organizational. Survey tasks included the study of the object according to a certain algorithm. They allowed younger preschoolers, interacting with objects, to learn their new properties and qualities. Creative tasks were aimed at enabling a child to show creativity. Organizational tasks allowed younger preschoolers to learn the basics of controlling their own activities and the activities of other children. The tasks of different levels of difficulty are revealed. Reconstructive level of difficulty involved activities in a partly changed situation familiar to children. The logical level of complexity required logical processing of the acquired knowledge.

Keywords: children of preschool age, thinking processes, cognitive practical activity, cognition, mental development.

REFERENCES

1. Bychkova I. I. Poikovo-poznavatel'naya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya ekologicheskogo mirovozz-reniya u detei doshkol'nogo vozrasta // Pervoe sentyabrya. 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/410546/ (data obrashcheniya: 04.07.2011).

2. Venger L. A. Vospriyatie i obuchenie, Moscow, Prosveshchenie, 1969, 365 p.

3. Kozlova S. A. Doshkol'naya pedagogika : uchebnoe posobie. 4-e izd, ster., Moscow, Izdat. tsentr «Akade-miya», 2002, 416 p.

4. Korzun A. V. K voprosu ob organizatsii issledovatel'skoi deyatel'nosti v doshkol'nom vozraste, Metodicheskie razrabotki. 2004. URL: http://www.trizminsk.org/e/260027.htm (data obrashcheniya: 06.07.2011).

5. Pedagogicheskaya deyatel'nost' i teoriya F. Frebelya, Obshchestvennoe doshkol'noe vospitanie detei trudyash-chikhsya v Zapadnoi Evrope v kontse XVIII - nachale XIX v. 2007. URL: http://www.gala-d.ru/parts/1086-part5.html (data obrashcheniya: 16.07.2011).

6. Pestalotstsi I. G. Kak Gertruda uchit svoikh detei // Pestalotstsi I. G. Izbr. trudy: v 2 t. T. 1: Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moscow, Pedagogika, 1981, pp. 61-212.

7. Podd'yakov A. N. Issledovatel'skoe povedenie: strategii poznaniya, pomoshch', protivodeistvie, konflikt // Dokumenta [sait]. 2011.URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-45631.html (data obrashcheniya 04.07.2011).

8. Usova A. P. Obuchenie v detskom sadu / pod red. A. V. Zaporozhtsa. 3-e izd., ispr., Moscow, Prosveshchenie, 1981, 176 p.

9. Uchebnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya / M-vo obraz. Resp. Bel., Nats. in-t obraz.; redkol.: G. I. Bondarenko [i dr.], Minsk, NIO, 2012, 415 p.

10. Shilko N. B. Kak razvivat' poznavatel'nuyu aktivnost' detei doshkol'nogo vozrasta, Festival' pedagogicheskikh idei «Otkrytyi urok». 2011. URL: http://festival.1september.ru/articles/100927/ (data obrashcheniya: 06.07.2011).

Казаручик Г. Н. Умственное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной практической деятельности// Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. -11

Kazaruchyk G. N. Mental Development of Children of Younger Preschool Age in the Process of Cognitive and Practical Activities, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 2, pp. -11.

Сведения об авторе

Казаручик Галина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», Брест, Республика Беларусь; kazaruchyk@tut.by.

Author:

Galina N. Kazaruchyk, Associate Professor, PhD in Pedagogics Sciences, Head of the Department of special pedagogical disciplines, Brest State A.S. Pushkin University, Brest, the Republic of Belarus,kazaruchyk@tut.by.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.