Температура кожи груди в данном температурном диапазоне удерживается на уровне 33,3— 33,6°, температура кожи стопы — на уровне 30,8—31,6°. Разница температуры кожи груди и стопы находится при этом в пределах 2—2,5°,что соответствует оптимуму. В том же диапазоне температуры наблюдается максимальный ■ размах индивидуальных показателей температуры кожи.
При охлаждении или перегревании организма амплитуда между крайними вариантами значительно сужается. Судя по данным наших исследований, вариабельность индивидуальных показателей температуры кожи и стопы резко уменьшается при температуре воздуха выше 17° и ниже 15 .
" Как указывалось выше, одновременно с измерением температуры кожи у детей во время их дневного сна мы определяли (в тех же точках) плотность теплового потока, представляющую теплоотдачу путем радиации и конвекции (в больших калориях с 1 м2 в час).
Установлено, что в диапазоне температуры от 15 до 17° средневзвешенная плотность теплового потока изменяется незначительно (от 37,5 до 39 клал)мг!час). Если в помещении более 17° тепла, то плотность теплового потока снижается за счет увеличения теплоотдачи путем испарения.
Интенсивность потоотделения служит наиболее характерным показателем теплового состояния при относительно высокой температуре воздуха. По степени ее можно судить о напряжении терморегуляции.
По нашим данным, при температуре воздуха до 17° в спальне-веранде во время дневного сна детей влажность кожи у них находится в пределах 0—0,5 усл. ед. электропроводности, что соответствует тепловому комфорту. Если же степень инертности воздуха превышает 17°, интенсивность потоотделения значительно увеличивается, доходя на лбу до 1,2 усл. ед., а на груди до 1,6 усл. ед.
Отдача тепла излучением в этих условиях резко уменьшается. Градиент температуры кожи проксимальных и дистальных отделов туловища снижается до 0,9—1,1°.
При температуре воздуха в спальне-веранде ниже 15° наблюдается некоторое снижение температуры кожи конечностей, резкое возрастание потери тепла излучением с открытой поверхности тела и падение вариабельности индивидуальных показателей. Температура кожи груди в данном случае не снижается, тепловой поток с поверхности туловища также не изменяется. Все это говорит об умеренном напряжении терморегуляции.
Анализ актограмм показывает, что при температуре воздуха в спальне-веранде от 15 до 17° выявляется наиболее высокий процент (91,4) спокойных пятиминуток. При температуре воздуха 18—19° процент спокойных пятиминуток уменьшается до 70—75.
Следовательно, зона теплового комфорта для детей дошкольного возраста во время дневного сна в спальне-веранде характеризуется температурой воздуха (15—17°). При температуре воздуха выше 17° для сохранения теплового комфорта детей необходимо выключать батареи или увеличивать количество открытых окон.
Температуру воздуха от 12 до 15° можно считать допустимой для организации сна детей при утеплении их одежды.
Поступила иууш 1970 г.
УДК в 12.825.8-06:612.7661:371(-22)
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКИХ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЖИМА ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
X. А. Бекмансуров Казанский педагогический институт ,
Задачей работы было изучение влияния ежедневной (разной продолжительности) ходьбы в школу на умственную работоспособность сельских учащихся, а также влияния дозированных физических упражнений (физкультпаузы) на их работоспособность на фоне различного режима двигательной активности школьников. Исследование проведено во втором
12 /4 /£ !3 /2 Н К /3 /2 /4 /С 13 Температура боздуха (3 градусах)
Температура кожи отдельных участков тела у детей во время дневного сна при различной температуре воздуха в спальне-веранде.
/ — температура кожи ребенка, спящего у внутренней стены; 2 — температура кожи ребенка, спящего у наружной стены; 3 — плотность теплового потока ребенка, спящего у внутренней стены; 4 — плотность теплового потока ребенка, спящего у наружной стены; а — лоб, б — грудь, в — стопа.
полугодин 1968/69 учебного года с участием 337 практически здоровых детей (160 мальчиков и 177 девочек).
Исследования проводились в начальной и в 2 средних школах Юкаменского района Удмуртской АССР; учащиеся живут в среднем в 5—6 км от школ, но многие старшеклассники — в 10—12 км. Учащиеся 3, 5, 7 и 9-х классов были разделены на местных, т. е. живущих в населенном пункте, где расположена школа, и на живущих в других деревнях, в 2—8 км от нее. Из учащихся, живущих на расстоянии 5—8 км от школы, укомплектовали 1-ю опытную группу. Дети этой группы, начиная с учащихся 5-го класса, ежедневно проходят 10—16 км. Из учащихся соседних деревень, преодолевающих ежедневно от 4 до 8 км, укомплектовали 2-ю опытную группу. Большинство из них ходят в школу с 1-го класса. Местных школьников, начиная с учащихся 5-го класса, мы разбили на тех, кто занимается спортом (спортивная группа), и тех, кто занимается физическими упражнениями только на уроках физической культуры (контрольная группа).
Таким образом, были представлены 4 группы с различным двигательным режимом. Умственную работоспособность детей определяли по выполнению ими корректурных заданий с помощью таблиц В. Я. Анфимова, 2-минутной продолжительности в начале первого, третьего (в 3-х классах — в начале второго) и в конце последнего уроков. Исследование проводили в те дни, когда в расписании учебного дня не было уроков физкультуры и ручного труда. Выполнено свыше 4000 измерений.
В течение учебного дня, а также во время ходьбы в школу велось наблюдение за поведением и работоспособностью учащихся, заполнялись опросные листы. Регистрировались внимательность учеников, их интерес к ежедневной ходьбе, объективные признаки утомления (отвлечения, вялость, рассеянность и пр.), субъетивные жалобы.
Исследования показали, что с возрастом у детей постепенно увеличивается количество просмотренных букв, тогда как число пропусков и ошибок уменьшается, причем особенно резко от младшего школьного возраста к среднему. Как правило, у девочек объем работы несколько выше, чем у мальчиков, особенно в 9-х классах.
Однако уровень работоспособности зависит не только от возраста и пола школьников, но и от их двигательного режима. Так, у учащихся, занимающихся спортом, скорость и качество выполнения задания выше, чем у учащихся, не занимающихся спортом, во всех возрастно-половых группах, кроме девочек 7-го класса, но разница недостоверна.
У неместных учащихся 5-х классов 1-й опытной группы умственная работоспособность (первый год ходьбы) в начале и в конце учебного дня несколько ниже, чем у контрольной и 2-й опытной группы, но разница недостоверна. В 7-х классах (третий год ходьбы) у мальчиков нет разницы между 1-й опытной и контрольной группой, а у девочек 1-й опытной группы умственная работоспособность выше, чем у местных учащихся, не занимающихся спортом, причем в начале учебного дня разница достоверна (Р < 0,01). У юношей (9-й класс) 1-й опытной группы по сравнению с контрольной достоверно больше не только количество просмотренных букв в начале и в конце учебного дня, но и достоверно меньше пропусков и ошибок в начале учебного дня. У девушек той же группы умственная работоспособность такжеувыше, чем в контрольной, хотя разница и не очень велика.
Наиболее высокий уровень работоспособности отмечен у школьников 2-й опытной группы. Так, у учащихся 5-х и особенно 7-х классов, как у мальчиков, так и у девочек, при одинаковом уровне ошибок количество просмотренных букв достоверно выше, чем в контрольной группе в начале и в конце учебного дня. Но во 2-й опытной группе, как ив 1-й, уровень работоспособности зависит от возраста детей и от того, какой у них сстаж» ходьбы; в 3-м классе, например, у мальчиков и девочек разницы между опытной и контрольной группой нет.
Влияние ежедневной продолжительной ходьбы на умственную работоспособность в зависимости от возраста детей и от того, сколько лет они ходят в школу, хорошо прослеживается на примере работоспособности в течение учебного дня.Так, в 5-х классах у учащихся 1-й опытной группы количество просмотренных букв увеличивается к началу третьего урока у мальчиков на 18,6% и у девочек на 20% (соответственно число ошибок снижается на 50 и 21%) по сравнению с началом учебного дня и резко снижается после всех уроков. Этого не наблюдается в старших классах и в том же классе у других групп. Напротив, в старших классах у учащихся 1-й и 2-й опытных групп (т. е. у неместных школьников) наивысший уровень работоспособности регистрируется в начале учебного дня. В последнем случае ходьба до уроков, очевидно, играет роль своеобразной гимнастики. Если у пяти- и семиклассников умственная работоспособность значительно повышается после 2,5 — 3-километровой ходьбы, то этого не обнаруживается после преодоления ими 6—7 км. Напротив, у пятиклассников после такой ходьбы в половине случаев снижается работоспособность. Учащиеся 5-х и 7-х классов 1-й опытной группы, опрошенные во время ходьбы в школу и после прихода в нее, сообщили, что они устают физически. Чем моложе дети, тем быстрее и легче они утомляются, особенно при однообразной мышечной деятельности.
Проведение физкультпаузы в середине 2 последних уроков и перемен на воздухе вызывало, как правило, повышение умственной работоспособности. Однако не у всех возрастных и опытных групп оно одинаково. У школьников 1-й опытной группы в 5-х классах под влиянием активного отдыха при незначительном увеличении количества просмотренных букв качество работы не улучшается. Здесь, по-видимому, сказывается различие в двигательной активности во время перемен; более активными во время перемен на воздухе оказываются местные школьники, особенно те, которые занимаются спортом, и менее активными — неместные учащиеся, особенно из более отдаленных деревень и на первом
году ходьбы. Многие из них предпочитают сидеть в классе. Это можно объяснить тем, что дети после высокой мышечной активности, сопровождающейся большим расходованием энергии, рефлекторно ограничивают свой двигательный режим. Все эти данные лишний раз говорят о том, что радиус обслуживания сельских восьмилетних школ не должен превышать 3—4 км; ходьба в школу на расстоянии 2—4.км повышает работоспособность учащихся с 11 лет и старше.
Поступила 4/ХП 1970 г.
УДК 576.851.513.083.3 +614.777-078
ПОЛУЖИДКИЙ АГАР, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ НА ЭКСТРАКТЕ ИЗ ПОРОШКА МИЦЕЛИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ИЗ ВОДЫ АНАЭРОБНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ
Канд. мед. наук Г. П. Кирсанов
Мордовский университет, Саранск
В Мордовской АССР, на Саранском заводе медицинских препаратов в процессе глубинной ферментации гриба (Р. Chrysogeпum № 194) в течение года получают отходы мицелия. На предприятии освоили аэрогенную сушку порошка из мицелия. Хранить его можно в сухом прохладном месте длительное время. Данные химического исследования биомассы (в %) следующие: общего азота по Кьельдалю 4,5—4,8, чистого белка по Барнштейну 24—30,2, аминного азота по Серенсену 0,04—0,1, аммиачного азота 0,2—0,4, моносахаров по Бертрану 6,5—6,7, полисахаридов 7,65—7,80, сырой клетчатки по Геннебергу и Штома-ну 11,2—11,85, сырого жира 6,65—6,78, лигниноподобных веществ 21,2—22 и золы 16—16,3.
Анализ порошка мицелия в разведении 1 : 10 спектрохимическим методом на спектрографе ИСП-28 показал, что в нем содержится полноценный набор макро- и микроэлементов, которые в указанных ниже концентрациях (в миллиграмм-процентах) стимулируют обмен веществ в микробных клетках: магния 0,001—0,01, кремния 0,001—0,01, кальция 0,040—0,06, фосфора 0,050—0,07, меди 0,001—0,01, алюминия 0,001—0,01, висмута до 0,001, железа 0,001—0,01, никеля — 0,01—0,1, цинка 0,001—0,01, серы до 0,018, кобальта до 0,013.
В порошке из мицелия найдены и количественно определены следующие витамины (в микрограммах на 1 кг сухого вещества): холин (3700), тиамин (6), рибофлавин (37), пан-тогеновая кислота (64), никотиновая кислота (140), фолиевая кислота (7), биотип (5), пиро-доксин (13) и В12 (0,02). Проведенные нами ранее сравнительные исследования экстрактов, изготовленных из порошка мицелия и говядины, показали, что первый быстрее ассимилируется различными микробами и грибами. Экстракт готовили следующим образом: 40 г порошка заливали 1 л дистиллированной воды, кипятили 10—15 мин., отстаивали до полного оседания взвешенных частиц мицелия в течение 5—10 мин. при комнатной температуре и фильтровали через полотно. Приготовленная таким образом концентрированная жидкость коричневого цвета служила основой для полужидкого агара. Эту основу заливали в цилиндр объемом 1 л, добавляли 1,3% агара, 1% глюкозы, 100 мг кормового синтетического метио-нина и 50 мг парааминобензойной кислоты. Среду подогревали при 80° до полного растворения ингредиентов. Устанавливали 10% раствором едкого натрия рН 7,6—7,8. После подщелачивания среду фильтровали через 3 слоя марли. Затем агар разливали во флаконы ем к стью 100 мл по 30 мл. Стерилизовали агар при 1,2 атм 20 мин.
Изучая размножение различных видов анаэробных микроорганизмов на полужидком агаре, мы в эксперименте производили культивирование Вас. Ш81о1Шси$, Вас. вро^епеэ. Вас. регГппкепв, Вас. одешаНегк, Вас. уеЬпоп БерИсш, Вас. СЬауе1, Вас. 1е1аш, Вас. Ьо-(уНпиз, Вас!. Ьесгор1югит. Из суточных культур готовили взвесь анаэробных микробов, которыми заражали среду так, чтобы в 1 мл полужидкого агара содержалось 10—100 бактериальных клеток по оптическому стандарту. Посеянный материал инкубировали при 37° 48 часов.
В глубине агара наступало равномерное помутнение и образование пузырьков газа с выделением своеобразного запаха. При микроскопии мазков приготовленных из колонии микробов в поле зрения оказывалось большое количество испытуемых анаэробных микроорганизмов. Проверка взвеси микробов по оптическому стандарту показала содержание в 1 мл 16 млрд. бактериальных клеток.
Таким образом, предлагаемый нами полужидкий агар содержит необходимые компоненты для роста и размножения анаэробных микроорганизмов. Мы сравнивали также вы-севаемость анаэробных микроорганизмов на агаре, изготовленном на экстракте из порошка мицелия, и на агаре Китт — Тарошхи. Исследовано 564 пробы воды: из них на опытном агаре высеяно 166 штаммов, а на контрольном— 113.
Таким образом, предлагаемая нами среда полностью обеспечивает физиологические потребности роста и размножения анаэробных микроорганизмов, выделенных из воды.