УДК 355.23
УМЕНИЕ УБЕЖДАТЬ: ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРГУМЕНТАЦИИ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Зоя Георгиевна Пузикова, кандидат филологических наук, доцент, Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА), Пермь, Олег Петрович Пузиков, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры,
Пермский военный институт войск национальной гвардии (ПВИВНГ), Пермь
Аннотация
В статье рассматривается значение навыков аргументации в военно-профессиональной деятельности офицерского состава. Раскрыты приемы и способы применения аргументов с различными категориями военнослужащих. Выделены основные компоненты убеждения, актуальные для использования на занятиях.
Ключевые слова: аргументация, подготовка офицеров, приемы аргументации.
ROLE AND IMPORTANCE OF ARGUMENTATION SKILLS IN THE PROCESS OF
TRAINING OFFICERS
Zoya Georgievna Puzikova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Perm State Pharmaceutical Academy; Oleg Petrovich Puzikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Head of the Department, Perm Military Institute of National Guard Forces
Annotation
The article discusses the value of argumentation skills in the military professional activity of officers. It revealed the techniques and methods of applying the arguments with different categories of servicemen. The main components of convictions that are relevant for use in the classroom are highlighted.
Keywords: argumentation, officer training, argumentation techniques.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью деятельности командира (руководителя структурного подразделения) является постоянная необходимость и потребность в принятии решений, от которых зависит эффективность работы коллектива, положение каждого из подчиненных. Так, умение правильно аргументировать принимаемые решения - компетентность, от которой зависит как карьера офицера, так и эффективность работы управляемого им воинского коллектива. Соответственно, возникает вопрос в детальном изучении культуры аргументации, культуры дискуссии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сущность теории аргументации в настоящее время глубоко изучена различными науками: психологией, философией, риторикой, логикой, теорией социальной коммуникации, лингвистикой. Тем интереснее её рассмотрение в контексте воинской деятельности, поскольку выделяется обобщенная мультинаучная сущность аргументации и доказательства как процесса, проходящего в ходе принятия решения. Каждый субъект любого вида деятельности вовлечен в аргументационную деятельность в определенном объеме. Касаясь рассмотрения теории аргументации в условиях военно-профессиональной деятельности необходимо выделить ряд особенностей:
1) Главенство принципа единоначалия, определенного нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность войск [2].
2) Достаточность оснований при аргументировании является повышение выучки личного состава.
Аргументация - приведение определенных доводов, целью которых является изменение убеждений руководителей, коллег, подчиненных и принятие в полной мере позиции
аргументирующего. Соответственно, рассматривая способы аргументации необходимо отмечать основные различия при приведении аргументов определенной категории военнослужащих.
Кармаев А.Ю. в своем исследовании [1] предлагает использовать для повышения эффективности аргументации и убеждения следующие приемы: апелляция к личности военнослужащего, порядковый эффект и дискуссионность. Рассмотрим каждый из этих приемов для каждой из выделенных ранее категорий военнослужащих (таблица 1).
Таблица 1 - Использование приемов для повышения эффективности аргументации
Руководитель (Начальник) Коллега Подчиненный
апеллирование к личности военнослужащего повышение эффективности, рационализация воинского коллектива ссылка на утверждение авторитетного военнослужащего, карьерный рост, улучшение условий службы
порядковый эффект очередность подачи аргументов
1) отдельные военнослужащие воинского коллектива; 2) руководитель воинского коллектива; 3) воинский коллектив в целом; 1) интересы личности; 2) воинский коллектив в целом; 1) воинский коллектив в целом; 2) интересы личности военнослужащего;
дискуссионность использование минимального набора аргументов, отрицательных по отношению к автору подача ключевых аргументов только после перехода к полноценной полемической дискуссии не рассматривается
Апелляция к личности военнослужащего. Убеждением является воздействие на отношения, суждения военнослужащего. При использовании данного приема на любую из выделенных категорий военнослужащих необходимо обратить вектор убеждающего воздействия на интересы личности: ценности, чувства, опыт. Особенностью использования приема «порядковый эффект» является нарастающая градация очередности изложения аргументов в зависимости от степени важности. Последовательность приведения аргументов приведена в таблице 1 для каждой из выше рассмотренных категорий военнослужащих. При использовании данного приема необходимо использовать сильные аргументы в завершении беседы, создавая убеждающее воздействие, результатом которого является частичное или полное изменение позиций личности. Прием дискуссионности выражается в подаче как положительных, так и отрицательных по отношению к автору аргументов в ходе обсуждения определенной проблемы. В результате чего образуется полноценная двусторонняя дискуссия, полемика, которая требует детального сравнения и анализа двух противоположных убеждений [3]. Данный прием может быть использован при аргументации и убеждении только с первыми двумя категориями военнослужащих, выделенных ранее.
Определив необходимость получения навыков аргументации курсантами военных вузов в ходе обучения, выделим способы их получения в ходе обучения.
При проведении занятий необходимо раскрывать основные компоненты убеждения:
1) постановка задачи и создание условий для восприятия обучающимися решаемой задачи как собственной;
2) организация мыслительной деятельности курсантов таким образом, чтобы в процессе поиска решений задач обучающиеся практически использовали приведенные выше приемы, способы и вырабатывали тем самым аргументативный тип речи.
Таким образом, получение навыков аргументации имеет важное значение в системе подготовки офицерских кадров, поскольку от уровня развития данного навыка зависит как карьера офицера по завершении обучения в военном вузе, так и эффективность вверенного ему коллектива. Соответственно, в рамках подготовки офицерских кадров следует уделять большее внимание процедуре аргументации. Это способствует усвоению содержания учебного материала, повышает интерес и склонность к умственной деятельности, а также обеспечивает процесс интеллектуализации речи, обогащая её разнообразными способами и средствами выражения логических процедур, постепенно придавая ей аргументативный тип.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кармаев, А.Ю. Реализация метода убеждения в воспитании военнослужащих частей войск национальной гвардии Российской Федерации: теоретические аспекты / А.Ю. Кармаев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - № 8. - С. 73-75.
2. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10.11 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018). - М. : Эксмо, 2018. - 704 с.
3. Федак, Е.И. Воспитывающий потенциал солдатского фольклора как компонента военной субкультуры / Е.И. Федак, С.Ю. Овсянников // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 9 (66). -С. 10-12.
REFERENCES
1. Karmaev, A.Yu. (2017), "Implementation of the method of persuasion in the education of servicemen of units of the National Guard troops of the Russian Federation: theoretical aspects", Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, No. 8, pp. 73-75.
2. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian legislation, Moscow.
3. Fedak, E.I. and Ovsyannikov, S.Yu. (2016), "Educating potential of soldiers' folklore as a component of the military subculture", Global Scientific Potential, No. 9 (66), pp. 10-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2018
УДК 796.422.093.354
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ СТИПЛЬ-ЧЕЗА
Станислав Владимирович Пунич, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет; Ольга Ивановна Раз-умова, старший преподаватель, Ульяновский государственный аграрный университет
им. П. А. Столыпина
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза. В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза, респонденты отметили: обеспечение оптимального уровня физической готовности; подбор и применение специальных упражнений для технически правильного преодоления препятствий бегунами; одновременное развитие общей и скоростной выносливости с формированием навыков преодоления препятствий у спортсменов. Менее важными условиями являются: обеспечение специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия тренеров на бегунов стипль-чеза; применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза, которые позитивно влияют на формирование навыков преодоления препятствий, а также учет механизмов энергообеспечения двигательной деятельности при преодолении препятствий и передвижения по дистанции обычным бегом.
Ключевые слова: педагогические условия; тренировка бегунов стипль-чеза; синхронизация беговой и прыжковой подготовки.
PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR SYNCHRONIZATION OF RUNNING AND HOPPING TRAINING OF RUNNERS IN STEEPLECHASE
Stanislav Vladimirovich Punich, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences,