Научная статья на тему 'Технология синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза'

Технология синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТРЕНИРОВКА БЕГУНОВ СТИПЛЬ-ЧЕЗА / СИНХРОНИЗАЦИЯ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунич Станислав Владимирович

В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза. Последовательность обучения бегунов стипль-чеза предусматривает первоначальное ознакомление с техникой преодоления препятствий и бега в целом, затем раздельное разучивание отдельных технических элементов преодоления препятствий и бега, а в дальнейшем интегративное овладение техникой преодоления дистанции в целом на основе синхронизации навыков преодоления препятствий и бега. Наиболее эффективным с позиций обучения технике бегунов стипль-чеза на втором этапе считается параллельно-последовательный метод. Его отличает пролонгированный период освоения преодоления препятствий и бега на основе синхронизации прыжковой и беговой подготовки. На заключительном этапе подготовки бегунов стипль-чеза широко применяется комплексный метод тренировки, включающий в себя бег и преодоление препятствий в максимальном темпе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пунич Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of synchronization of running and jumping preparation when training of runners in steeplechase

The article presents the results of researches on justification of the technology for synchronization of running and hopping preparation when training of runners in steeplechase. The sequence of training of runners in steeplechase provides the original acquaintance with the technique of overcoming hindrances and run in general, then separate learning of separate technical elements of overcoming hindrances and run, and further integrative mastering the technique for overcoming the distance in general on the basis of synchronization of skills of overcoming hindrances and run. The most effective from point of view of training to technique of runners in steeplechase at the second stage is the parallel-serial method. It is distinguished by the prolonged mastering period of overcoming hindrances and running on the basis of synchronization of jumping and running preparation. At the final stage of training of runners in steeplechase, the complex method of training, including run and overcoming of hindrances at the maximum speed is widely applied.

Текст научной работы на тему «Технология синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза»

через социальные сети и общественные городские и муниципальные организации.

В итоге, принятие закона нижним, потом верхним парламентом, и в заключении подписанного президентом, завершит те преобразования, необходимые нам для улучшения качества людских ресурсов нашей страны и общего, долгосрочного оздоровления нации.

Контактная информация: prigoda123@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

УДК 796.422.093.354

ТЕХНОЛОГИЯ СИНХРОНИЗАЦИИ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ СТИПЛЬ-ЧЕЗА

Станислав Владимирович Пунич, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию технологии синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза. Последовательность обучения бегунов стипль-чеза предусматривает первоначальное ознакомление с техникой преодоления препятствий и бега в целом, затем - раздельное разучивание отдельных технических элементов преодоления препятствий и бега, а в дальнейшем - интегративное овладение техникой преодоления дистанции в целом на основе синхронизации навыков преодоления препятствий и бега. Наиболее эффективным с позиций обучения технике бегунов стипль-чеза на втором этапе считается параллельно-последовательный метод. Его отличает пролонгированный период освоения преодоления препятствий и бега на основе синхронизации прыжковой и беговой подготовки. На заключительном этапе подготовки бегунов стипль-чеза широко применяется комплексный метод тренировки, включающий в себя бег и преодоление препятствий в максимальном темпе.

Ключевые слова: технология; тренировка бегунов стипль-чеза; синхронизация беговой и прыжковой подготовки.

TECHNOLOGY OF SYNCHRONIZATION OF RUNNING AND JUMPING

PREPARATION WHEN TRAINING OF RUNNERS IN STEEPLECHASE

Stanislav Vladimirovich Punich, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the technology for synchronization of running and hopping preparation when training of runners in steeplechase. The sequence of training of runners in steeplechase provides the original acquaintance with the technique of overcoming hindrances and run in general, then - separate learning of separate technical elements of overcoming hindrances and run, and further - integrative mastering the technique for overcoming the distance in general on the basis of synchronization of skills of overcoming hindrances and run. The most effective from point of view of training to technique of runners in steeplechase at the second stage is the parallel-serial method. It is distinguished by the prolonged mastering period of overcoming hindrances and running on the basis of synchronization of jumping and running preparation. At the final stage of training of runners in steeplechase, the complex method of training, including run and overcoming of hindrances at the maximum speed is widely applied.

Keywords: technology, training of runners of steeplechase, synchronization of running and hopping preparation.

Структура спортивных движений реализуется в высокий результат деятельности как многомерная модель. [1, 3]. В стипль-чезе она включает в себя совокупность разнонаправленных по своей специфике навыков бега по дистанции и преодоления препятствий, а также ямы с водой. Она характеризует не отдельные проявления каждого из составляющих стипль-чез навыков, а раскрывает общую основу функционирования компонентов

модели бега по дистанции. Только синхронизированное и технически правильное исполнение техники бега по дистанции и преодоления препятствий может содействовать достижению высокого результата на соревнованиях. [2, 3].

Структурные составляющие синхронизации этих навыков находятся в постоянном развитии. Они зависят от уровня подготовленности бегунов и от технически правильного выполнения этих навыков. С ростом спортивного мастерства у представителей стипль-чеза появляется гармония в преодоления препятствий и в беге по дистанции. При этом возникают новые системные свойства динамического объединения этих двух двигательных навыков, которые проявляются в технически правильном преодолении дистанции бегунами стипль-чеза. Синхронизация обособленных двигательных навыков стипль-чеза в единую модель функционирования может протекать по координации движений бега и преодоления препятствий. [2].

В спорте, термин «координация» используется для обозначения согласования отдельных движений в процессе становления и формирования двигательного навыка как целостного двигательного стереотипа, направленного на решение конкретной задачи. [2].

Развитие координации в стипль-чезе предполагает согласование отдельных движений одного и того же моторного образования - двигательного навыка преодоления препятствий и бега, который сам по себе характеризуется функциональной целостностью. Все двигательные действия в стипль-чезе, которые подвергаются координации внутри формируемого двигательного стереотипа, являются равнозначными. Все они выполняют единую задачу - наиболее эффективно способствовать достижению высокого спортивного результата бегунами стипль-чеза. Координация движений в целостный динамический стереотип у бегунов стипль-чеза осуществляется поэтапно. При этом данные навыки преодоления препятствий и бега являются относительно несложно структурированными элементами формируемых координаций при беге по дистанции.

В силу диалектического единства процессов взаимодействия независимые навыки преодоления препятствий и бега будут оказывать влияние на достижение конечного спортивного результата.

Таким образом, объединение разнородных навыков в единую двигательную систему представляет собой довольно сложную педагогическую задачу для тренеров бегунов стипль-чеза. С целью ее решения нами была разработана поэтапная технология синхронизации этих навыков для бегунов стипль-чеза. (рисунок 1).

В ходе синхронизации навыков бега по дистанции и преодоления препятствий в стипль-чезе целесообразно соблюдение последовательных этапов обучения. Исследуя вопросы синхронизации двигательных навыков в стипль-чезе, необходимо дифференцировать общие основы двигательных актов прыжковой и беговой подготовки. В связи с этим поэлементное освоение двигательных действий прыжковой и беговой подготовки в стипль-чезе обуславливает использование поэлементно упражнений, включающих в себя отдельные функциональные двигательные единицы разнородных навыков преодоления препятствий и бега, связанные между собой единой двигательной задачей.

Физиологическая обоснованность применения данных упражнений заключается в том, что при овладении новыми навыками диапазон осознания спортсменом собственных движений не очень большой. Применение данных упражнений позволит сузить иррадиацию нервных процессов за счет активного удержания в поле сознания бегунов стипль-чеза собственных двигательных действий.

Следует также учитывать согласование используемых упражнений прыжковой и беговой подготовки по нагрузке.

На первом этапе начального овладения навыками преодоления препятствий и бега вследствие обширной иррадиации нервных процессов в движениях участвуют мышцы и звенья тела малозначимые или вовсе ненужные для решения основной двигательной задачи в стипль-чезе. Это приводит к возрастанию общей величины суммарной физической

нагрузки на организм спортсменов. Нагрузка, получаемая бегунами стипль-чеза в результате применения разнонаправленных упражнений, должна согласовываться с целью эко-номизации не только двигательных, но и вегетативных функций. В этом случае энергетические затраты на обеспечение работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма станут оптимальными.

Этапы синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов

1 этан - оценка общей физической и технической готовности бегунов стипль-чеза. Выявление недостатков в технике преодоления препятствий (ямы с водой) и бега по дистанции

2 этап - постановка индивидуального стиля бега и преодоления препятствий.

Обучение правильной технике преодоления препятствий, ямы с водой и бега по дистанции на основе синхронизации движений

3 этап - совершенствование навыков правильного технического исполнения преодоления

препятствий и бега. Обеспечение готовности к соревнованиям на основе развитых навыков синхронизации

Необходимые снособност и к соревновательной деятельности в стипль-чезе

i ; i i; i i i i

С пособ> юсти выдерж и вать высокие физические нагрузки во время развития выносливости и необходимых навыков преодоления препятствий и длительного бега

Способности к синхронизации навыков бега и преодоления препятствий, ямы с водой, проявлять волю при освоении новых прыжковых и беговых упражнений

Способности проявлять высокий уровень работоспособности во время соревнований в различных условиях соревновательной борьбы и тактики бега по дистанции

Методические приемы формирования необходимых навыков и физических качеств для эффективной соревновательной деятельности в стипль-чезе

i' 1 г ' г

ГТреиму ществен ное не пол ьзо-ванне равномерного, повторного и переменного методов тренировки, исходя из конкретных задач тренировочного занятия бегунов стипль-чеза

1 Неимущественное использование метода необычных двигательных задании, применение физических упражнении на синхронизацию навыков преодоления препятствий и бега

Совершенствование навыков синхронизации преодоления препятствий и бега в ходе тренировки на основе высокого уровня функционального состояния организма бегунов

Результат тренировки - высокая степень развития необходимых физических качеств и навыков у бегунов стипль-чеза для эффективной соревновательной деятельности

i i

I

Высокий уровень развития выносливости, быстроты, гибкости, а также обшей физической подготовленности бегу нов стипль-чеза к соревновательной деятельности

I

X

I

Высокий уровень развития синхронизации навыков преодоления препятствий и бега по дистанции, целеустремлен н ости, а также кардиореспира-торных функций организма

I

X

Высоким уроне мь фи'ш чес кон и тех ми чес кон готовности бегунов к соревнованиям, наличие хорошего функционального состояния организма и навыков Синхронизации движений

Рисунок 1 - Педагогическая технология синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза

Последовательность обучения бегунов стипль-чеза предусматривает первоначальное ознакомление с техникой преодоления препятствий и бега в целом, затем - раздельное разучивание отдельных технических элементов преодоления препятствий и бега, а в дальнейшем - интегративное овладение техникой преодоления дистанции в целом на основе синхронизации навыков преодоления препятствий и бега.

Наиболее эффективным с позиций обучения технике бегунов стипль-чеза на втором этапе считается параллельно-последовательный метод. Его отличает пролонгированный период освоения преодоления препятствий и бега на основе синхронизации прыжковой и беговой подготовки.

На заключительном этапе подготовки бегунов стипль-чеза широко применяется комплексный метод тренировки, включающий в себя бег и преодоление препятствий в максимальном темпе.

Разработанная технология синхронизации прыжковой и беговой подготовки бегунов стипль-чеза прошла экспериментальную проверку. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной этой педагогической технологии.

Анализ развития общей и скоростной выносливости у бегунов стипль-чеза показал, что у испытуемых экспериментальной группы эти показатели были достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы. Скорость и техника преодоления препятствий у испытуемых экспериментальной группы также была достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии синхронизации прыжковой и беговой подготовки бегунов стипль-чеза, явились результаты выступления испытуемых экспериментальной группы на соревнованиях. Испытуемые экспериментальной группы показали в среднем результаты на 3,2 секунды лучше, чем испытуемые контрольной группы.

ВЫВОД. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии синхронизации прыжковой и беговой подготовки бегунов стипль-чеза. Это позволяет внедрить данную технологию в практику подготовки бегунов стипль-чеза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.

2. Переверзева, А.В. Факторы, определяющие необходимость синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза / И.В. Переверзева, А.В. Чернышова, С.В. Пунич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 244-247.

3. Bolotin, A.E. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler / A.E. Bolotin, V.V Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - Vol. 16 (3). - No. 143. - P. 910-913.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Selyukin D.B. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 32-34.

2. Pereverzeva I.V., Chernyshova A.V. and Punich S.V. (2018), "The factors defining need of synchronization of running and hopping preparation in case of a training of runners of steeplechase", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 244-247.

3. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 16 (3), No.143, pp. 910-913.

Контактная информация: puni_22@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.