Научная статья на тему 'Педагогические условия, необходимые для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза'

Педагогические условия, необходимые для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТРЕНИРОВКА БЕГУНОВ СТИПЛЬ-ЧЕЗА / СИНХРОНИЗАЦИЯ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунич Станислав Владимирович, Переверзева Ирина Владимировна, Чернышева Анна Валерьевна, Разумова Ольга Ивановна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза. В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза, респонденты отметили: обеспечение оптимального уровня физической готовности; подбор и применение специальных упражнений для технически правильного преодоления препятствий бегунами; одновременное развитие общей и скоростной выносливости с формированием навыков преодоления препятствий у спортсменов. Менее важными условиями являются: обеспечение специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия тренеров на бегунов стипль-чеза; применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза, которые позитивно влияют на формирование навыков преодоления препятствий, а также учет механизмов энергообеспечения двигательной деятельности при преодолении препятствий и передвижения по дистанции обычным бегом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пунич Станислав Владимирович, Переверзева Ирина Владимировна, Чернышева Анна Валерьевна, Разумова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions necessary for synchronization of running and hopping training of runners in steeplechase

In the article, the results of researches of authors on identification of the pedagogical conditions necessary for synchronization of running and hopping training of runners in steeplechase are presented. As the main pedagogical conditions necessary for synchronization of running and hopping training of runners in steeplechase, the respondents noted: the ensuring the optimum level of physical readiness; the selection and application of special exercises for technically correct overcoming of obstacles by runners; the simultaneous development of the general and high-speed endurance with forming of skills of overcoming obstacles at athletes. Less important conditions are: the ensuring specialized, function-oriented pedagogical impact of trainers on runners in steeplechase; the application of exercises on development of aerobic opportunities for runners in steeplechase, that positively influence on forming the skills of overcoming the obstacles and also accounting of mechanisms of power supply of motor activity, when overcoming obstacles and movements along the distance with normal run.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, необходимые для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза»

ЛИТЕРАТУРА

1. Кармаев, А.Ю. Реализация метода убеждения в воспитании военнослужащих частей войск национальной гвардии Российской Федерации: теоретические аспекты / А.Ю. Кармаев // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - № 8. - С. 73-75.

2. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 10.11 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018). - М. : Эксмо, 2018. - 704 с.

3. Федак, Е.И. Воспитывающий потенциал солдатского фольклора как компонента военной субкультуры / Е.И. Федак, С.Ю. Овсянников // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 9 (66). -С. 10-12.

REFERENCES

1. Karmaev, A.Yu. (2017), "Implementation of the method of persuasion in the education of servicemen of units of the National Guard troops of the Russian Federation: theoretical aspects", Actual problems of humanitarian and socio-economic sciences, No. 8, pp. 73-75.

2. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Russian legislation, Moscow.

3. Fedak, E.I. and Ovsyannikov, S.Yu. (2016), "Educating potential of soldiers' folklore as a component of the military subculture", Global Scientific Potential, No. 9 (66), pp. 10-12.

Контактная информация: olegpuzikoff@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.11.2018

УДК 796.422.093.354

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ БЕГОВОЙ И ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ СТИПЛЬ-ЧЕЗА

Станислав Владимирович Пунич, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет; Ольга Ивановна Раз-умова, старший преподаватель, Ульяновский государственный аграрный университет

им. П.А. Столыпина

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза. В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза, респонденты отметили: обеспечение оптимального уровня физической готовности; подбор и применение специальных упражнений для технически правильного преодоления препятствий бегунами; одновременное развитие общей и скоростной выносливости с формированием навыков преодоления препятствий у спортсменов. Менее важными условиями являются: обеспечение специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия тренеров на бегунов стипль-чеза; применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза, которые позитивно влияют на формирование навыков преодоления препятствий, а также учет механизмов энергообеспечения двигательной деятельности при преодолении препятствий и передвижения по дистанции обычным бегом.

Ключевые слова: педагогические условия; тренировка бегунов стипль-чеза; синхронизация беговой и прыжковой подготовки.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR SYNCHRONIZATION OF RUNNING AND HOPPING TRAINING OF RUNNERS IN STEEPLECHASE

Stanislav Vladimirovich Punich, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer, Anna Valeryevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Technical university; Olga Ivanovna Razumova, the senior teacher, P.A. Stolypin Ulyanovsk State Agricultural University

Annotation

In the article, the results of researches of authors on identification of the pedagogical conditions necessary for synchronization of running and hopping training of runners in steeplechase are presented. As the main pedagogical conditions necessary for synchronization of running and hopping training of runners in steeplechase, the respondents noted: the ensuring the optimum level of physical readiness; the selection and application of special exercises for technically correct overcoming of obstacles by runners; the simultaneous development of the general and high-speed endurance with forming of skills of overcoming obstacles at athletes. Less important conditions are: the ensuring specialized, function-oriented pedagogical impact of trainers on runners in steeplechase; the application of exercises on development of aerobic opportunities for runners in steeplechase, that positively influence on forming the skills of overcoming the obstacles and also accounting of mechanisms of power supply of motor activity, when overcoming obstacles and movements along the distance with normal run.

Keyword: pedagogical conditions, training of runners of steeplechase, synchronization of running and hopping preparation.

В настоящее время имеющиеся данные свидетельствуют о наличии двух разновидностей методики тренировки, для бегунов стипль-чеза. Эти виды методики тренировки бегунов стипль-чеза предполагают последовательное или комплексное освоение техники преодоления дистанции [3]. Первый вид методики тренировки бегунов стипль-чеза предусматривает овладение сначала техникой преодоления препятствий, ямы с водой, а затем техникой бега между препятствиями. На завершающем этапе происходит овладение навыком бега по дистанции в целом. При этом начальная подготовка бегунов стипль-чеза осуществляется по системе подбора подготовительных упражнений, предусматривающих постепенное увеличение нагрузки, с учетом уровня подготовленности спортсменов [3].

Вместе с тем, некоторые авторы отмечает, что последовательное включение разных видов движений в тренировку бегунов стипль-чеза имеет свою отрицательную сторону. Это связано с отрицательным влиянием отдельных упражнений на технику преодоления дистанции в целом [2]. Поэтому многие исследователи отмечают большую значимость второго направления методики тренировки бегунов стипль-чеза, в которой предусматривается одновременное изучение всех технических элементов одновременно [2]. Предварительными исследованиями установлено, что одновременное изучение всех элементов стипль-чеза предполагает синхронизацию беговой и прыжковой подготовки спортсменов. Необходимость синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза требует поиска новых подходов к обоснованию методики. Это выражается в обосновании педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза. С целью решения этой задачи был проведен опрос тренеров по стипль-чезу и специалистов по легкой атлетике. Всего в опросе принимало участие 83 респондента. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.

Было установлено, что в качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза, респонденты отметили: обеспечение оптимального уровня физической готовности; подбор и применение специальных упражнений для технически правильного преодоления препятствий бегунами; одновременное развитие общей и скоростной выносливости с формированием навыков преодоления препятствий у спортсменов. Менее важными условиями являются: обеспечение специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия тренеров на бегунов стипль-чеза; применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза, которые позитивно влияют на формирование навыков преодоления препятствий, а также учет механизмов энергообеспечения двигательной деятельности при преодолении препятствий и передвижения по дистанции

обычным бегом.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза (п=83)_

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Обеспечение оптимального уровня физической готовности у бегунов стипль-чеза 27,2

2 Подбор и применение специальных упражнений для технически правильного преодоления препятствий бегунами 22,8

3 Одновременное развитие общей и скоростной выносливости с формированием навыков преодоления препятствий у бегунов стипль-чеза 17,3

4 Обеспечение специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия тренеров на бегунов стипль-чеза 12,7

5 Применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза, которые позитивно влияют на формирование навыков преодоления препятствий 11,4

6 Учет механизмов энергообеспечения двигательной деятельности при преодолении препятствий и передвижения по дистанции обычным бегом 8,6

Установлено, что для успешного выступления на соревнованиях современный спортсмен, специализирующий в беге на 3000 метров с препятствиями, должен иметь идеальную технику преодоления препятствий и бега по дистанции на основе высокого уровня физической готовности. Это требует оптимального уровня развития выносливости и скоростной выносливости, с одной стороны, а с другой - технической готовности бегунов стипль-чеза к соревнованиям. Отмечается, что основой высоких результатов в стипль-чезе, является синхронизация беговой и прыжковой подготовки спортсменов в ходе тренировочного процесса при подготовке к соревнованиям [2, 3]. Следует отметить, что в системе подготовки бегунов стипль-чеза необходимо обратить особое внимание на синхронизацию беговой и прыжковой подготовки спортсменов [2, 3]. К тому же, синхронизация беговой и прыжковой подготовки спортсменов создает благоприятные предпосылки для овладения рациональной техникой бега по дистанции в целом.

Исследования ряда авторов свидетельствуют, что подготовка бегунов в стипль-чезе должна строиться на основе синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов [2, 3]. По всей вероятности, наличие определённого противоречия во мнениях специалистов по данному вопросу объясняется тем, что механизмы энергообеспечения двигательной деятельности в беге с препятствиями имеют как общие черты с обычным бегом, так и специфические отличия. Поэтому подготовка бегунов в стипль-чезе должна строиться на основе синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

Исследования в области физического воспитания вообще и изучения техники бега с препятствиями свидетельствуют о высокой степени взаимосвязи беговой и прыжковой подготовки спортсменов [1-3]. Одним из условий, определяющих взаимосвязь между этими видами подготовки, является сходство проявления физических качеств, при преодолении препятствий и беге по дистанции. Эти качества обусловливают достижение высоких результатов в стипль-чезе в целом [2, 3]. В связи с этим, подготовка в преодолении препятствий может определённым образом влиять на освоение техники бега между препятствиями и по дистанции в целом. Это требует синхронизации беговой и прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза. Необходимо отметить, что технические показатели у бегунов стипль-чеза стабилизируются только на основе синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

Следует помнить, что, для успешного освоения техники бега с препятствиями необходим оптимальный уровень развития общей и скоростной выносливости бегунов стипль-чеза. В исследованиях ряда авторов отмечается эффективность тренировочного процесса, предусматривающего комплексное развитие этих физических качеств и элементов техники преодоления препятствий [2, 3].

Одновременное развитие общей и скоростной выносливости, а также формирование навыков преодоления препятствий у бегунов стипль-чеза должно происходить в определенном соотношении, которое обусловливается особенностями и степенью физической подготовленности спортсменов. Нарушение оптимального соотношения применяемых нагрузок, направленных на развитие физических качеств, приводит к отрицательному эффекту при синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов. Установлено, что применение упражнений на развитие аэробных возможностей у бегунов стипль-чеза приводит не только к улучшению скоростной выносливости, но и способствует более эффективному формированию навыков преодоления препятствий. Помимо этого, применение подобных упражнений позитивно влияет на синхронизацию беговой и прыжковой подготовки спортсменов [2, 3].

Естественно, что при этом меняется структура взаимосвязи основных физических качеств у бегунов стипль-чеза и навыков преодоления препятствий. С одной стороны, с повышением квалификации бегунов стипль-чеза увеличивается степень взаимосвязи основных физических качеств и техники преодоления препятствий. С другой стороны, те из качеств, которые играли ведущую роль на начальном этапе синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов, становились менее значимыми в ходе дальнейшего тренировочного процесса.

Взаимодействия между основными показателями беговой и прыжковой подготовки спортсменов могут быть как положительными, так и отрицательными. Следует обратить внимание на наличие «опосредованного переноса» между основными показателями беговой и прыжковой подготовки спортсменов. В ходе такого переноса результаты тренировки в одном упражнении беговой подготовки не вызывают сопутствующего улучшения показателей прыжковой подготовки. Вместе с тем, они создают потенциальные предпосылки для улучшения отдельных показателей прыжковой подготовки у бегунов стипль-чеза.

Закономерности переноса качества общей и скоростной выносливости в стипль-чезе заключаются в том, что с ростом тренированности спортсменов величина переноса на технику преодоления препятствий увеличивается.

Разный характер структуры движений, а также механизма энергообеспечения при преодолении препятствий и во время бега по стадиону накладывает особые отличительные черты на подготовку спортсменов к соревнованиям. Все это требует синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

Таким образом, исследование механизмов становления и совершенствования синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов происходит на стыке многих отраслей науки: педагогики, психологии, физиологии, биомеханики. Процессы формирования навыков преодоления препятствий изучаются во взаимодействии с уровнем развития общей и скоростной выносливости у бегунов стипль-чеза. [2,3]. Результаты научных исследований свидетельствуют о влиянии вышеперечисленных факторов на эффективность методики тренировки бегунов стипль-чеза. Тем не менее, несмотря на длительный период совершенствования методики тренировки бегунов стипль-чеза, многие вопросы в этой области остаются открытыми. Формирование эффективной системы тренировки бегунов стипль-чеза основывается на рассмотрении частных функций беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

Функциональная специфичность беговой и прыжковой подготовки спортсменов требует специализированного, функционально-ориентированного педагогического воздействия в ходе тренировки бегунов стипль-чеза.

Наличие твердой поверхности в виде беговой дорожки на стадионе, обеспечивающей поступательное отталкивание и создание силы реакции опоры, воздействует на мышцы бегунов стипль-чеза разнопланово, из-за наличия разных движений при преодолении дистанции. Это требует синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов. Главным методологическим принципом, положенным в основу синхронизации беговой и

прыжковой подготовки бегунов стипль-чеза, является утверждение об относительном консерватизме бега и преодоления препятствий.

После начального освоения специфического опорного движения при преодолении препятствий следует провести его совершенствование с различной ритмической структурой и темпом бега, в зависимости от подготовленности спортсмена. Доказано, что функция передвижения спортсменов по дистанции стипль-чеза также должна формироваться на основе синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

ВЫВОД. Функциональное предназначение навыков преодоления препятствий и бега по дистанции в стипль-чезе достигается за счет синхронизации беговой и прыжковой подготовки спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.

2. Переверзева, А.В. Факторы, определяющие необходимость синхронизации беговой и прыжковой подготовки при тренировке бегунов стипль-чеза / И.В. Переверзева, А.В. Чернышова, С.В. Пунич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 244-247.

3. Bolotin, A.E. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler / A.E. Bolotin, V.V Bakayev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - Vol. 16 (3). - No. 143. - P. 910-913.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Selyukin D.B. (2015), "Structure and contents of the pedagogical concept of physical training of students on the basis of values of a healthy lifestyle", Theory and practice ofphysical culture, No.7, pp. 32-34.

2. Pereverzeva I.V., Chernyshova A.V. and Punich S.V. (2018), "The factors defining need of synchronization of running and hopping preparation in case of a training of runners of steeplechase", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 244-247.

3. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 16 (3), No.143, pp. 910-913.

Контактная информация: puni_22@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2018

УДК 796.412

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мирьяна Секованич (Россия), аспирант, Московский городской педагогический университет, институт естествознания и спортивных технологий; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Российский государственный социальный университет, г. Москва; Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, Московский городской педагогический университет, институт естествознания и спортивных технологий

Аннотация

Проблемный характер и актуальность заявленной темы основывается на социальной востребованности использования музыки в художественной гимнастике, рассматриваемой в качестве альтернативного, основного и дополнительного механизма социализации личности детей дошкольного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.