Научная статья на тему 'Умение плавать для студентов-геологов как допуск к учебно-полевой практике'

Умение плавать для студентов-геологов как допуск к учебно-полевой практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кладкин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Умение плавать для студентов-геологов как допуск к учебно-полевой практике»

РАЗДЕЛ XI

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 373

Н. Н. Кладкин

УМЕНИЕ ПЛАВАТЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ГЕОЛОГОВ КАК ДОПУСК К УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКЕ

Геологическая отрасль и ее техническая оснащенность значительно изменили профиль деятельности специалистов, предъявив повышенные требования к их физической подготовке. Для успешного выполнения профессиональных функций, геолог в современных условиях должен обладать не только суммой профессиональных теоретических знаний, умений и навыков, но и иметь комплекс других важных качеств, которые должны быть не менее развиты за период обучения в университете. Современный этап развития образования связан не только с его демократизацией и гуманизацией, но и с хорошими физическими кондициями личности,

Геологическое образование специалистов в системе высшего профессионального образования на базе Якутского государственного университета им. М. К. Амосова существует 50 лет, и за этот период в стенах одного из крупных на северо-востоке высших учебных заведений подготовлены многие известные на всю страну геологи.

В системе многоуровневого технического образования подготовка будущих геологов, их физическая, морально-волевая подготовка, профилактические меры и их составляющие остаются слабо исследованными. Недостаточно методических разработок по организации обучения плаванию сту-дентов-геологов. Хотя последнее обстоятельство является одним из жизненно важных и крайне необходимых профессионально-прикладных навыков, в процессе подготовки будущего геолога. В процессе плавания воспитываются личностные, социально значимые качества: самостоятельность, смелость, дисциплинированность, решительность, настойчивость в преодолении всевозможных трудностей. Обучение плаванию студентов-геологов позволяет решить не только задачу повышения уровня физического, психического развития, но также выступит как оздоровительная и профилактическая мера в устранении несчастных случаев на воде во время прохождения учебно-полевой практики. Далее постараемся раскрыть подробнее суть данного подхода.

Ранее проведенные исследования позволили утверждать, что средства и методы физического воспитания широко используются для формирования значимых профессионально-прикладных качеств у специалистов самого разного профиля. Средства физической подготовки оказывают положитель-

ное воздействие на развитие двигательных и морально-волевых качеств будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, 1991; Ю. И. Евсеев, 1981.

Проблема подготовки будущих специалистов-геологов обусловлена, прежде всего, уровнем их физического здоровья, морально-волевыми качествами и потребностями в реализации их профессионального потенциала. 11ла-вание как один из прикладных видов и средств физического воспитания студентов-геологов в Якутском госуниверситете, впервые появилось в 1987 г. Регулярные занятия по плаванию проводятся с момента ввода в эксплуатацию плавательного бассейна с 1998 г.

Плавание в университете стало преобладающей формой и средством физического воспитания в целях безопасности, закаливания, профилактики и оздоровления студентов-геологов.

В условиях Крайнего Севера студенты в основном занимаются в закрытых помещениях. Занятия плаванием является созданием приближенных природных условий, что имеет- немаловажное значение для воспитания профессиональной ориентации студентов. Обучение плаванию осуществляется также в целях обеспечения безопасности при работе студентов в полевых условиях.

В университете установлено проведение учебных занятий по плаванию для студентов геологических специальностей 1-х и 2-х курсов. По инициативе автора статьи, в учебный процесс на геологических специальностях внедрен обязательный зачет по плаванию на дистанцию 100 метров, причем, без учета времени и любым способом, который является допуском к прохождению учебно-полевой практики.

Студенты-геологи 2-го курса проходят учебно-полевую практику в горно-таежной местности Южного Верхоянья, где на геологических маршрутах ежедневно, не один раз, а иногда почти весь маршрут преодолевают вброд водные преграды. Вода в реках часто бывает полноводной. Иногда студенты при переправах спотыкаются о подводные камни и падают. Сразу встать на ноги не всегда удае тся, так как большинство горных рек, находящихся на территории учебного полигона с быстрым течением. В таких экстремальных ситуациях студент-геолог, умеющий плавать не паникует, а спокойно и благополучно переходит вброд любую из горных рек.

Плавание имеет оздоровительное, лечебное и прикладное значение. Для студентов геологов оно является обязательным видом прикладного физического воспитания. Однако весьма актуальным является спортивная составляющая этого вида физического воспитания, и плавание пользуется популярностью у студентов-геологов. Подтверждением этому служит регулярное участие студентов-геологов на всех соревнованиях по плаванию, где они занимают призовые места и массово выполняют спортивные разряды по этому виду спорта.

Методическое обучение плаванию кафедра физического воспитания осу-

ществляет следующим образом. В начале каждого учебного года на первых занятиях с первокурсниками путем опроса в учебных группах горно-геологического института выявляются студенты, не умеющие плавать, или неуверенно чувствующие себя в воде. Затем для них организуются группы по начальному обучению плаванию. Эти группы начального обучения занимаются по расписанию один раз в неделю. На этих занятиях основной упор делается на освоение двух основных способов плавания: кролем на груди и кролем на спине.

Умение плавать - это жизненно важный, необходимый и обязательный прикладной навык для студентов всех геологических специальностей, выезжающих на учебно-полевые, производственные и экспедиционные практики.

Для повышения плавательной подготовленности студентов-геологов нами из числа студентов выделяются две равные по количеству группы, которые обучаются плаванию с первого по третий курсы включительно. При этом, первая группа - экспериментальная, занимается по специальной программе по освоению техники плавания тремя способами. Студенты, быстро освоившие эти виды плавания, дополнительно занимаются освоением техники плавания способом «баттерфляй». Вторая группа - контрольная, занималась по обще-принятой программе физического воспитания по плаванию. Они также осваивают три способа плавания. Таким образом, плавательная подготовленность студентов-геологов фиксировалась на каждом курсе по два раза в начале и в конце учебного года (таблица). Как видно из ниже приведенной таблицы, плавательная подготовленность этих групп улучшается с каждым годом от курса к курсу. Это доказывает, что по мере освоения правильной техники плавания и по мере увеличения объемов плавательного навыка у студентов-геологов показатели на дистанции 100 м значительно улучшаются.

Показатели плавательной подготовленности студентов-геологов Якутского госуниверситета (на дистанции 100м, вольный стиль, сек.) им. М. К. Аммосова

№ п/ п Г руппа испытуемых Кол-во испы- туемых 1 курс 2 курс 3 курс Прирост

Начало курса (осень) Конец курса (весна) Начало курса (осень) Конец курса (весна) Начало курса (осень) Конец курса (весна) 1 %

1 Контрольная группа 75 129,3 120,4 117,9 112,8 108,3 92,3 37 123,3

2 Эксперимен- тальная группа 75 130,4 126,6 118,5 114,6 112,6 109,6 20,8 69,3

У экспериментальной группы прирост показателей плавательной подготовленности вырос и составил по сравнению с первым курсом больше на 37сек. В то же время у студентов контрольной группы этот прирост составил всего - 20,8 сек. Здесь надо заметить, что мы в перспективном плане улучшение показателей плавательной подготовленности взяли - 30 сек., за 100 %, на три курса обучения.

Обычно не умеют плавать на первом курсе студенты из северных улусов. Причиной этому является то, что в этих северных улусах (севернее за Полярным кругом) даже летом бывает холодно. Кроме плавания студенты на занятиях осваивают практические навыки по спасению тонущего, его транспортировке, освобождению от захватов тонущего, которые крайне пригодятся в жизни будущего геолога.

Студенты-геологи, обучающиеся по индивидуальному учебному плану по совершенствованию техники плавания во время плановых занятий, являются потенциальными участниками и членами сборной команды горногеологического института по плаванию.

Подводя итог, отметим, что плавание это лишь одна из форм физического воспитания и прикладной физической подготовки студентов геологов. Однако из-за значимости этого вида в обеспечении техники безопасности, плавание - весьма важный и обязательно рекомендуемый вид для егудентов-геологов перед выездом на полевую практику

Библиографический список

1. Викулов, А. Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. - 368 с.

2. Кабачков, В. А., Полиевский, С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.

3. Евсеев, Ю. И. определение содержания профилированного физического воспитания студентов полевых и экспедиционных профессий // Теория и практика физ.культуры. - 1981. - № 8. с. 41-42.

УДК 37.015

Е. В. Литвина

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В нач. XXI в. Россия столкнулась с целым рядом проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход ее развития. Не проходит и дня, чтобы средства массовой информации не приносили сообщения о катастрофе, несчастном случае, аварии, пожаре или криминальном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.