ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Фетисов А.М. Парамонов А.В.
1.13. ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Фетисов Александр Михайлович, канд. пед. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина. Подразделение: кафедра специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности. E-mail: [email protected]
Парамонов Андрей Валерьевич, канд. пед. наук. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина. Подразделение: кафедра специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрен один из прикладных навыков необходимых для будущих специалистов в области права и обеспечения национальной безопасности - это прикладное плавание. Особенность данной статьи в том, что во многих вузах России при формировании профессионально-прикладных навыков у будущих специалистов в области права и обеспечения национальной безопасности, не уделяется должного внимая разделу плавание, и его прикладному значению. Конечно данный вопрос дискуссионный, но любому оппоненту будет достаточно обратиться к приказу МВД России от 1 июля 2017 года, № 450 "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации", где плавание выделено в отдельный вид физической подготовки и как один из основных профессионально-прикладных навыков.
Ключевые слова: будущие специалисты, область права и национальной безопасности, физическая подготовка, Всероссийский физкуль-турно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), прикладное плавание, ныряние, спасение и транспортировка тонущих, преодоление водных преград.
APPLIED SWIMMING AS A MEANS OF QUALITY IMPROVEMENT PHYSICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF LAW AND NATIONAL SECURITY
Fetisov Alexander Mikhailovach, PhD in Pedagogics, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Tambov state University named after G. R. Derzhavin. Department: special training and national security chair. E-mail: [email protected]
Paramonov Andrey Valerievich, PhD in Pedagogics. Position: Head of chair. Place of employment: Tambov state University named after G. R. Derzhavin. Department: special training and national security chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article considers one of the applied skills necessary for future specialists in the field of law and national security - is applied swimming. The peculiarity of this article is that in many Russian universities in the for-
mation of professional and applied skills of future specialists in the field of law and national security, not given due attention to the section swimming, and its applied value. Of course, this issue is debatable, but any opponent will be enough to apply to the order of the Ministry of internal Affairs of Russia dated July 1, 2017, № 450 "on approval of the Instruction on the organization of physical training in the internal Affairs bodies of the Russian Federation", where swimming is highlighted as a separate type of physical training and as one of the main professional and applied skills.
Keywords: future specialists, field of law and national security, physical training, all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (TRP), applied swimming, diving, rescue and transportation of sinking, overcoming water obstacles.
Физическая подготовка одно из приоритетных направлений в подготовке будущих специалистов в области права и обеспечения национальной безопасности.
Она тесно связана со многими учебными дисциплинами правовой, огневой, тактической, специальной подготовкой, а так же с безопасностью жизнедеятельности. Данные междисциплинарные связи способствуют формированию целостной психофизической готовности выпускников к будущей профессии, а также к эффективным действиям в экстремальных ситуациях и чрезвычайных обстоятельствах.
Физическая подготовка будущих специалистов в области права и обеспечения национальной безопасности, берет свои корни из Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Многие нормативы просто взяты из ГТО, некоторые переработаны или дополнены.
«Готов к труду и обороне СССР» - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях, в СССР существовала с 1931 по 1991г., и охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет.
ГТО - являлся основой в системе патриотического воспитания молодежи, при всесторонней поддержке государства.
Проект комплекса ГТО был разработан по поручению Всесоюзного совета Физической культуры при ВЦИК СССР, и утвержден в марте 1931 г. Цель данного комплекса заключалась в повышение уровня физического развития советской молодежи и всего населения СССР.
Важным этапом в истории ГТО явилось введение в 1937 г. Всесоюзной спортивной классификации. Спортивные разряды и звания присваивались при условии выполнения спортсменами норм и требований физкультурного комплекса ГТО по 10 видам спорта: легкая атлетика, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастика, теннис, фехтование, конькобежный и стрелковый спорт, а так же плавание.
Изменения в комплексе ГТО произошли в 1946, 1955, 1959,1966 гг. Наиболее серьезные изменения были внесены в комплекс 1 марта 1972 г. Нормы ГТО стали обязательными для всех учащихся и студентов. Комплекс включал в себя 5 ступеней.
После развала Советского Союза в 1991 г. программа была забыта, что существенно отразилось на физической подготовки молодежи. Но история развития и возникновения ГТО не закончилось.
По указу президента с 1 сентября 2014 г. в нашей стране введен Всероссийский физкультурно-
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для решения проблемы продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Новая программа комплекса ГТО содержит 11 ступеней для всех возрастов от 6 лет до пожилого возраста. По итогам сдачи нормативов присваивают знаки, чем выше сданный норматив, тем выше полученный знак, от бронзового до золотого.
В перечне испытаний современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» присутствует плавание.
В приказе МВД России от 1 июля 2017 года., № 450 подписанным Министром Внутренних дел, генералом полиции Российской Федерации В. Колокольцевым, "Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации", среди основных видов физической подготовки таких как: боевые приемы борьбы; прикладная гимнастика и атлетическая подготовка; легкая атлетика и ускоренное передвижение; преодоление препятствий; лыжная подготовка; отдельным разделом, присутствует плавание.
В содержание занятий включаются: плавание 100 метров, а при необходимости можно проводить обучение сотрудников наиболее важным в служебно-прикладном отношении способам плавания, простейшим прыжкам в воду, нырянию, оказанию помощи утопающему и приемам борьбы в воде.
Прикладное плавание это не просто веяние времени и современного периода истории. С момента появления первых плавательных школ в России, оно входило в программу обучения.
Первая русская спортивная школа плавания называлась «Летняя Шуваловская школа плавания Шувалов-ско - Парголовского округа Российского общества спасания на водах» и ее программа обучения строилась в большей степени на основе прикладного плавания. Вот те 12 упражнений, которые включал выпускной экзамен:
1. Проплыть 3000 метров. Для этого переплывали озеро несколько раз, а сразу после на время преодолевали дистанцию 50 метров.
2. Проплыть на спине 1500 метров.
3. Проплыть 1500 метров способом брасс, причем в одежде и обуви.
4. Проплыть 450 метров на спине только с помощью движений одними руками.
5. Проплыть 450 метров с помощью движений одними ногами.
6. Проплыть дистанцию на спине 30 метров, выполняя движения ногами брассом, с камнем весом 2 килограмма. Одной рукой спортсмен выполнял гребковые движения, а в другой держал камень так, чтобы не намочить его.
7. Ныряние и скольжение под водой 30 метров.
8. Ныряние на глубину 4 - 5 метров. Задача упражнения достать камень со дна, и так 5 раз подряд, причем отдых всего 2 - 3 секунды.
9. Раздевание в воде - снятие одежды и обуви.
10. Комбинированное плавание 75 метров. Участник экзамена должен был прыгнуть со старта, не теряя из вида место «утопления» проплыть 50 метров, спасти «утопающего» и транспортировать его 25 метров. Задание выполнялось на время.
11. Оказание первой помощи «утопающему».
12. Прыжки в воду с 7-метровой вышки: 3 прыжка с места.
Эту школу организовал доктор В.Н. Песков, долгие годы он был ее руководителем и вдохновителем. Школа функционировала с 1908 по 1917 г.
Программа обучения в этой школе была рассчитана на 5 классов, на протяжении которых можно было изучать все спортивные способы плавания: вначале брасс, затем различные виды прикладного плавания, прыжки в воду.
За последние сто лет в прикладном плавании мало что изменилось. В настоящее время проходит много соревнований по прикладному плаванию, о чем свидетельствуют многочисленные заметки и видео сюжеты в средствах массовой информации.
Плавание является по истине народным видом спорта наравне с городками, лаптой, кулачными боями, легкой атлетикой и лыжным спортом, потому что оно тесно связано с бытом, трудовым воспитанием, и военной подготовкой.
Умение плавать - жизненно необходимый навык для любого человека. Умеющий плавать человек гарантирует себе безопасность, оказавшись в водной среде. Он способен помочь своим близким попавшим в экстремальную ситуацию, так как уверенно чувствует себя в воде, не поддается панике и адекватно оценивает ситуацию. Плавательные умения и навыки необходимы тем, чей труд напрямую или косвенно связан с водной средой работникам флота, военнослужащим, пограничникам, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, а также, сотрудникам органов внутренних дел и спасателям.
Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников спасательных и силовых структур и людей, чья рабочая профессиональная деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности.
Прикладное плавание - это способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и спасательные мероприятия. Прикладное плавание применяется: для оказания помощи терпящим бедствие на воде, преодоления водных преград, выполнение заплывов на длинные расстояния, доста-вание со дна предметов и их буксировки на берег. Основой для всех спортивных способов плавания являются простейшие движения руками и ногами в воде, они же лежат в основе прикладного плавания, с небольшими изменениями для адаптации к условиям решения специфических задач прикладного плавания.
Прикладное плавание включает:
- плавание спортивными, самобытными и комбинированными способами плавания;
- ныряние и передвижение под водой (на продолжительность пребывания под водой, на максимальную глубину, на дальность, за предметами, на скорость);
- прикладные прыжки в воду;
- спасение тонущих и помощь уставшим пловцам (приемы борьбы в воде и освобождение от захватов, способы транспортировки, оказание первой помощи, оказание помощи, провалившимся под лед);
- плавание в экстремальных условиях;
- преодоление водных преград.
В прикладном плавании существует несколько способов передвижения. Их выбор зависит от массы факторов: от времени года; от причины, по которой терпящий бедствия оказался в воде; от его состояния; от количества людей находящихся в ситуации, когда их жизни угрожает опасность; продолжительности нахож-
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Фетисов А.М. Парамонов А.В.
дения в воде; времени суток; температуры воды; наличия травм и многих других. Выбирая способ передвижения в воде, пловец должен обеспечить собственную безопасность и возможность решения ряда задач: погружение под воду и извлечение из-под воды пострадавшего; освобождение от захватов; транспортировка пострадавшего в безопасное место; буксировка предметов; преодоления водных преград в разных погодных условиях.
Одним из самых распространенных способов в прикладном плавании является брасс.
При плавании брассом на груди руки и ноги работают больше в горизонтальной плоскости, создавая достаточную площадь лежания. Руки работают одновременно и синхронно между собой впрочем, как и ноги, начинают цикл движения руки, затем подключаются ноги и окончательно формирует цикл движений наплыв. В цикле движений в брассе, в прикладном его варианте, вдох и выдох в воду не обязателен, что способствует хорошей видимости и улучшает обзор. При плавании брассом достаточно легко менять направление и скорость плавания, удобно подплывать к тонущему человеку. Есть возможность оказывать психологическое воздействие, успокаивая потерпевшего, если тот находится в сознании или оказывать содействие ослабевшим пловцам. Так же можно буксировать грузы и относительно тяжелые предметы, толкая их перед собой. Техника плавания брассом широко используется для плавания под водой.
Брасс на спине - дает возможность экономить силы при длительном нахождении в воде и перемещаться с минимальными энергетическими затратами. При этом можно работать только руками, давая отдых ногам и наоборот. Свободные руки можно использовать для принятия лекарств, пищи, воды, или транспортировки предметов.
Кроль на груди - самый быстрый способ плавания. В прикладном плавании используется для преодоления значительных расстояний или ныряния. Так же часто используется для подплывания к утопающему, но без опускания лица в воду, для зрительного контроля над ситуацией и местом утопления.
Дельфин - этот способ в большей степени используется для ныряния. Техника движения ногами и туловищем позволяют пловцу достаточно быстро перемещаться под водой, особенно если пловец в ластах.
Кроль на спине - в прикладном плавании используется в меньшей степени. В основном используются варианты облегченного способа плавания без работы рук или без их выноса из воды, в работу включены только ноги. Дыхание становится так же облегченным, именно поэтому кроль на спине или его отдельные элементы используют для восстановления сил.
В прикладном плавании широко используют не спортивные или облегченные способы плавания.
По мнению многих специалистов в области прикладного плавания наиболее эффективным является способ плавания на боку. Используется для плавания в одежде, транспортировки утопающих и различных грузов.
Биомеханика данного способа позволяет осуществлять зрительный контроль над ситуацией, возникшей на воде, не затрудняет дыхание, дает возможность, выполнять плавательные движения экономично используя вариант без выноса рук и наплыв.
Кроме перечисленных способов плавания часто используют кроль на груди без выноса рук и различные
комбинированные (составные) способы плавания. Эти способы состоят из различных элементов спортивных способов плавания и применяются для решения определенных задач.
Неотъемлемой частью прикладного плавания является ныряние. Ныряние - один из основных элементов прикладного плавания, во время которого пловец длительное время находится под водой без воздуха. Ныряние широко применяется при спасении утопающих и оказании помощи терпящим бедствие на воде, для скрытного преодоления водного пространства.
Существуют профессиональные ныряльщики способные задерживать дыхание до трех минут и более. Используя систематические тренировки можно значительно увеличить время нахождения под водой. На сегодняшний день существует большое разнообразие таких приемов и техник, одно из них гипервентиляция легких. Используется непосредственно перед нырянием, основывается на чередовании учащенного и углубленного дыхания, а так же для более быстрого восстановления после выполнения ныряния.
В прикладном плавании используют насколько вариантов ныряний в воду. Рассматривая технику ныряния с поверхности воды можно отметить несколько фаз. Забор воздуха, плотная группировка, вращательное движение (кувырок), выпрямление рук, включение в работу ног. Для ныряния из опорного положения обычно используют технику «спада» ногами или головой вниз, или технику «стартового прыжка», так как для этого используют край бассейна, берег или борт лодки.
При нырянии и плавании в глубину используют комбинированные (составные) способы плавания и различные их сочетания. Также используют элементы техники плавания дельфином и способом на боку.
Направление движения и глубину ныряния определяют положение частей тела и угол погружения, а так же сила и частота гребковых движений руками и ногами.
Работа спасателя на воде сложная как в физическом, так и психологическом аспектах. Для работы в экстремальных условиях необходимы определенные качества: холоднокровие, оперативность, решительность. Эти качества бывают как врожденные, так и приобретенные многолетними тренировками.
В большинстве случаев при утоплении человек поддается панике, что значительно осложняет работу спасателя. В состоянии аффекта утопающий может не только нанести травму, но и утопить спасателя. Поэтому спасателю важно уметь освобождаться от захватов и уметь применять навыки борьбы. Существует насколько правил, которых необходимо придерживаться если спасателю пришлось освобождаться от захватов:
- освобождаясь от захвата, двигаться в направлении дна, стараясь выталкивать утопающего на поверхность воды. Утопающий, как правило, ослабляет захват, и на глубину за спасателем не двигается, инстинктивно стремясь к поверхности воды;
- выполнив освобождение от захватов, необходимо развернуть утопающего спиной к себе, и приступить к транспортировке в направлении берега;
- подплывая к утопающему необходимо оказать психологическую помощь, пытаясь его успокоить. Затем определить его состояние и степень утопления. Убедившись, что нет угрозы жизни спасателя, взвесив свои силы, применив спасательные специальные
средства необходимо выбрать оптимальный способ транспортировки;
- при любом варианте транспортировки важно контролировать лицо утопающего. На протяжении всего процесса транспортировки оно должно быть над поверхностью воды, чтобы вода не попадала ему в нос и в рот.
Существуют несколько вариантов транспортировки:
- транспортировка терпящего бедствие на воде, но находящегося в сознании с использованием захвата за руку;
- транспортировка уставшего пловца, когда спасатель плывет брассом на груди, а уставший пловец держится руками сверху за плечи спасателя. Или вариант транспортировки, когда спасатель, находясь на спине и выполняя работу в брассе одними ногами, удерживает утопающего двумя руками за подбородок, нижнюю челюсть, а большим пальцем за ушную раковину;
- существуют несколько вариантов транспортировк уставшего пловца двумя спасателями;
- транспортировка «агрессивного» утопающего выполняется с использованием захвата локтей утопающего со стороны спины. Такой захват в значительной мере ограничивает движения и позволяет спасателю выполнять транспортировку способом на боку. Реже используют захват за волосы и транспортировка способом на боку, на спине, кролем без выноса рук;
- транспортировка утопающего способом на боку с использованием захватов под мышку и за шею;
После того как утопающего успешно транспортировали необходимо приступить оказанию первой помощи.
Преодоление водных преград отдельный раздел прикладного плавания. Водные преграды можно преодолевать вброд и вплавь. Существует несколько различных способов преодоления водных преград вброд: по одному со страховкой и без нее; с использованием подручных средств и без них; в парах, в тройках, группой по пять, семь и более человек одновременно; используя технику «наконечник стрелы» или «кольцо».
Переправляться вплавь можно с использованием дополнительных подручных плавучих средств и без них. Как правило, для этого используют спортивные способы плавания, в одежде лучше плыть на боку или брассом.
Прикладное плавание имеет большое значение в жизни любого человека современного общества от ребенка до пенсионера. Свое значимое место занимает прикладное плавание и в общем объеме физической культуры при подготовке будущих специалистов в области права и обеспечения национальной безопасности. Для высококачественного выполнения своих профессиональных и служебных обязанностей современный сотрудник внутренних органов должен не только владеть теорией, не только владеть боевыми приемами борьбы, прикладной гимнастики; всем спектром легкоатлетических упражнений, приемами преодоления препятствий, лыжной подготовкой, но и на высоком уровне освоить технику и приемы прикладного плавания.
Список литературы:
1.Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание. - М.: -Астрель, 2002. -160 с.
2.Буянов В.М. Первая медицинская помощь. - М.: Медицина, 1994. -192 с.
3.Давыдов В.Ю. Плавание в оздоровительном лагере: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГИФК. - 1995. - 96 с.
4.Демидов Ф.А., Зайченко А.З. Спасательные средства на воде. - М.: Стройиздат, 1970.
5.Инструкция по оказанию помощи пострадавшим на воде. - М., 1979. - 21 с.
6.Кацук Л.М., Фетисов А.М., Грицков П.М. Обучение прикладному плаванию/учебно-методические рекомендации для студентов института физической культуры.- Тамбов 2008.- 28с.
7.Каретный СТ. Подготовка матросов-спасателей. -М.: Советская Россия, 1978.
8.Козлов А.В. Прикладное плавание. - СПб., 1998. -47 с.
9.Кудь И., Пронин Н. Безопасность детей на воде / Пособие для преподавателей. - Волгоград, 1995. - 26 с.
10.Лопухин В.Л. Предотвращение несчастных случаев на воде: Методическая разработка. - М., 1991. - 52 с.
11.Панаев В.Т, Соколов ВТ. Подготовка дружинников по безопасности на воде и спасателеи-осводовцев / Методические указания. - М.: ЦРИБ «Дельфин», 1984. - 45 с.
12.Парфенов В.А. Прикладное плавание: Учебное пособие для студентов ФЗО ИФК. - Киев, 1970. - 21 с.
13.Плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 400 с.
14.Сазонова И.В. Прикладное плавание: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2003. - 38 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,8%.