Научная статья на тему 'Особенности воспитания культуры безопасности подростков'

Особенности воспитания культуры безопасности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1353
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания культуры безопасности подростков»

У экспериментальной группы прирост показателей плавательной подготовленности вырос и составил по сравнению с первым курсом больше на 37сек. В то же время у студентов контрольной группы этот прирост составил всего - 20,8 сек. Здесь надо заметить, что мы в перспективном плане улучшение показателей плавательной подготовленности взяли - 30 сек., за 100 %, на три курса обучения.

Обычно не умеют плавать на первом курсе студенты из северных улусов. Причиной этому является то, что в этих северных улусах (севернее за Полярным кругом) даже летом бывает холодно. Кроме плавания студенты на занятиях осваивают практические навыки по спасению тонущего, его транспортировке, освобождению от захватов тонущего, которые крайне пригодятся в жизни будущего геолога.

Студенты-геологи, обучающиеся по индивидуальному учебному плану по совершенствованию техники плавания во время плановых занятий, являются потенциальными участниками и членами сборной команды горногеологического института по плаванию.

Подводя итог, отметим, что плавание это лишь одна из форм физического воспитания и прикладной физической подготовки студентов геологов. Однако из-за значимости этого вида в обеспечении техники безопасности, плавание - весьма важный и обязательно рекомендуемый вид для егудентов-геологов перед выездом на полевую практику

Библиографический список

1. Викулов, А. Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003. - 368 с.

2. Кабачков, В. А., Полиевский, С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. - М.: Высшая школа, 1991. - 222 с.

3. Евсеев, Ю. И. определение содержания профилированного физического воспитания студентов полевых и экспедиционных профессий // Теория и практика физ.культуры. - 1981. - № 8. с. 41-42.

УДК 37.015

Е. В. Литвина

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В нач. XXI в. Россия столкнулась с целым рядом проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход ее развития. Не проходит и дня, чтобы средства массовой информации не приносили сообщения о катастрофе, несчастном случае, аварии, пожаре или криминальном

происшествии. По мнению многих специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности [15, с. 187; 7, с. 23; 11, с. 36]. С малых лет человек учится понимать, что такое опасность, как она может повлиять на его жизнь. И при возникновении какой-либо опасности в первую очередь каждому человеку приходится рассчитывать на свои силы и знания. Родители, будучи носителями духовной и материальной жизни общества, осознанно или на примере своей собственной жизни закладывают основные предпосылки к безопасной жизнедеятельности подрастающих поколений. В тоже время не менее важное место в этом процессе принадлежит образованию. Учитывая же реальную ситуацию в обществе и значительную утрату в связи с этим возможностей семьи в воспитательном процессе, роль образования в вопросе воспитания культуры безопасности возрастает.

Для выявления особенностей воспитания культуры безопасности подростков определим понятия “воспитание”, “культура”, “безопасность”.

Воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом [9, с. 376]. Культура является сложным, многогранным, многофункциональным, постоянно развивающимся явлением. В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение культуры: «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [13, с. 292]. Что касается понятия “безопасность”, то в толковом словаре В. И. Даля оно определяется как отсутствие опасности [2]. М. Б. Сулла определяет безопасность как возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска. При этом под степенью риска понимается вероятность наступления негативного события с учетом степени, масштаба или возможного ущерба для субъекта [11].

Понятия “культура” и “безопасность” были объединены в Международном агентстве по атомной энергии в 1986 г. при анализе причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В энциклопедическом словаре по безопасности деятельности под редакцией профессора О. Н. Русака под культурой безопасности понимается совокупность правил, норм и действий индивида, группы и общества в целом по созданию, поддержанию и корректировке безопасных условий и результатов деятельности [1, с. 219]. Таким образом, культуру безопасности можно охарактеризовать как выражение развитости системы социально значимых личностных качеств, а также наличие знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности. Воспитание культуры безопасности включает в качестве составных частей сле-

дующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности, формирование предметных умений и навыков, психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование решительности, готовности к разумному риску и т. д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности и т. д.) [8, с. 42].

Что касается воспитания культуры безопасности подростков, то для выявления особенностей этого процесса важно учитывать психолого-физио-логические особенности данной возрастной группы. Существует несколько определений рубежей подросткового возраста. Мы же придерживаемся классификации В. А. Крутецкого [5, с. 5] и полагаем, что подростковый возраст можно охарактеризовать как период жизни человека от 11-12 до 15 лет, в целом совпадающий с обучением в средней школе (5-9 классы). При этом границы подросткового возраста достаточно неопределённы, так как одни дети вступают в подростковый возраст раньше, а другие позже. Также подростковый возраст неоднороден по своему психологическому содержанию, поэтому его подразделяют на два периода - младший подростковый возраст (11-12 лет) и старший (13-15 лет). Грань между этими периодами называется кризисом тринадцати лет - это фаза крушения прежних интересов, общей раздражимости, протеста, крушения авторитетов. В целом, это период ломки и отмирания старых интересов и вызревания биологической основы, на которой развиваются новые интересы. А период с 13 до 15 лет считается наиболее сложным в подростковом возрасте. Это период бурного роста и развития организма, что приводит к повышению возбудимости, резкой смене настроений. Эти особенности проявляются в поведении подростков, так, например, количество немотивированных отрицательных поступков подростков отмечается в 42 раза больше, чем у младших школьников [6].

Таким образом, исследуемый нами подростковый возраст относится к критическому периоду развития человека. Остропротекающий перелом психического развития обуславливает его сложность и противоречивость. Данное обстоятельство связано с противоречиями в развитии организма, с противоречиями в интеллектуальном и в социальном развитии. У подростка отмечается много негативных проявлений, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребёнок, но ещё и не взрослый человек. Данная возрастная группа отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Эмоции подростка обладают большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Гиперэмоциональность подросткового возраста определяется особым значением чувственной сферы вследствие богатства эмоциональной жизни и воображения.

Подростки любят неизвестное, новое, которое лучше поддаётся их фантазии, чем данные опыта. Также известна любовь подростков к авантюрам, путешествиям и т. д. Сложность данного возраста проявляется и в том, что подросток ещё не способен глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у него уже ярко выражено.

Характерной особенностью данного возраста является и то, что подростки дают не всегда соответствующую ситуации (адекватную) реакцию на обращение взрослых и сверстников, на явления внешнего мира. В этот период временно нарушаются нормальные соотношения между силой раздражителя и величиной ответа: сильные и слабые раздражители могут вызывать одинаковую реакцию. А усиленные перепады настроения подростков связаны с тем, что активность одних отделов центральной нервной системы в это время значительно повышена, активность других - снижена. Возникает несоответствие, которое сказывается на поведении [4, с. 22]. Также в этот период развития обостряется чувствительность подростка к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, пренебрежением к суждениям взрослых. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимости, а отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров. Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерны внутренняя противоречивость психики, неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям. Это период стремления к героическим делам, опасности и риску. Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, неуравновешенностью; и отрицательные эмоциональные порывы не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Для поведения подростка свойственно, что он сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступить наоборот [12, с. 187].

Мысли о том, что он уникален, неповторим, что его никто не может понять, являются причиной для появления у подростка двух особенностей эмоциональной сферы: повышенной тревожности и обострённого чувства одиночества. Повышенная тревожность у подростков в большой степени связана с общением со сверстниками, также она проявляется в общении с родителями и другими взрослыми людьми, от которых подростки зависят. В подростковом возрасте особенно остро переживается чувство одиночества. Этому способствует то, что отрочество представляет собой возраст двух противоположных устремлений. С одной стороны, это стремление слиться с группой, обществом, миром, почувствовать себя их частицей; с другой стороны - боязнь потерять себя, своё «Я», свою только начинающую проявляться индивидуальность [14, с. 19]. Тяжело переживаемое одиночество приводит подростка к поиску групп, принадлежность к которым способствует удовлетворению его потребности в самоуважении. А в случае,

если складываются неблагополучные отношения с одноклассниками, подросток обращается к поиску друзей за пределами школы. И при этом существует большая доля вероятности, что он может быть вовлечён в группу, где практикуется употребление алкоголя, табака и наркотиков.

Характерным отличием подростков от детей младшего школьного возраста является то, что у учащихся начальной школы в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного взрослого человека (родителей, учителей и т. д.), в связи с чем они, как правило, ведут себя так, как им рекомендуют взрослые. А в подростковом возрасте в качестве идеала начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных черт [3, с. 48]. К тому же у подростка уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов. Он смотрит на них критически, замечая противоречие между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых. Всё это указывает на то, что одних только рекомендаций взрослых или их собственных примеров поведения для обеспечения безопасности жизнедеятельности подростков недостаточно, в отношении учащихся подросткового возраста необходимо профессионально организованное воспитание культуры безопасности.

В связи с тем, что подросток - это личность, которая претендует на равные со взрослыми права, он зачастую переоценивает свои возможности. Также подростковому возрасту свойственны преувеличенные представления о резервах собственного здоровья, своих физических возможностях. Именно поэтому подростки часто не задумываются об опасных последствиях поведения, наносящего ущерб здоровью. В связи с чем в настоящее время за счёт подростковой возрастной группы наиболее быстрыми темпами распространяются наркомания, СПИД, инфекции, передающиеся половым путём, и т.д.

“Трудный характер” - распространённое явление в подростковом возрасте. И эти трудности ещё более усугубляются в том случае, если взросление подростка происходит в условиях нестабильности в культурно-ценностной сфере развития общества. Характер и содержание кризиса подросткового возраста обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. И если они смягчаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами взрослые могут не заметить никакого кризиса.

Итак, подростничество - это самый сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям и к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Этот период возрастного развития отличается и массой положительных факторов. Например, возрастает самостоятельность человека, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения со сверстниками и взрослы-

ми, существенно расширяется сфера его деятельности, качественно изменяется характер деятельности, в которой намечается направленность на новые формы отношений. Стремление найти своё место в обществе приобретает ведущее значение, способствуя стремлению подростка понять, что представляет собой он сам, пробуждая ответственное, критическое отношение к себе. Подростковый возраст связан с глубокими изменениями в мотиваци-онно-потребностной сфере личности, когда остро раскрывается стремление человека к оценке своих растущих возможностей. Также подросток сензи-тивен формированию его «Я» для общества, в этом периоде онтогенеза обнаруживаются особо благоприятные условия для проявления и закрепления его общественной сущности [12, с. 212].

Подростковый возраст отличается мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Формируются принципы, которыми подросток руководствуется в своём поведении. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте находится на высоком уровне. Некоторые авторы полагают, что именно в этот период интеллектуальные возможности человека достигают своего максимума. Например, Я. А. Пономарёв считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Однако это не означает, что подросток обладает высокой интеллектуальной производительностью, так как такая продуктивность невозможна без солидного багажа знаний и жизненного опыта [10, с. 31]. В подростковом возрасте уровень когнитивного развития позволяет человеку сформировать свои собственные представления о действительности. Но система этих представлений подростка находится ещё в процессе своего становления, является относительно неустойчивой.

Исходя из вышеизложенного анализа психолого-физиологических особенностей подросткового возраста следует, что в данный период онтогенеза происходит переход от детства к взрослости, идёт анатомно-физиологи-ческая перестройка организма, а также это тот возраст, в котором развитие познавательных процессов достигает такого уровня, что подростки оказываются практически готовыми к выполнению всех, видов умственной работы взрослого человека. Особенности воспитания культуры безопасности в подростковом возрасте объясняются тем, что данный. период жизни человека является переломным. А так как в связи с тем, что многочисленные вышеуказанные трудности подросткового возраста усугубляются ещё и социальными условиями жизни, которые приводят к отклонениям в поведении, повышенной тревожности, то подросток нуждается в помощи воспитателей, которые разбираются в сущности происходящих социальных процессов и в психологии современного подростка.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что современное общество предоставляет человеку большие возможности,

но вместе с тем, и таит многочисленные опасности, в связи с чем всё большую актуальность приобретает проблема воспитания культуры безопасности, В силу того, что в подростковом возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, но в тоже время подросток ещё не имеет сформированных, устоявшихся принципов жизни, а также его поведение характеризуется возбудимостью, тревожностью, стремлением к взрослости и к необоснованному риску, существуют предпосылки к воспитанию культуры безопасности именно в подростковом возрасте.

Библиографический список

1. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. О.Н, Русака. — СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003. ~ 504 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. /

В.И. Даль,-М. : Русский язык, 1978-Т. 1. - А-3. - 1978. -699 с.

3. Дебесс, М. Подросток [Текст] / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб. : Питер,

2004. - 127 с.

4. Колесов, Д, В. Современный подросток. Взросление и пол [Текст] : учеб, пособие / Д. В. Колесов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 200 с.

5. Крутецкин, В, А. Психология подростка [Текст] / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. - М. : Издательство “Просвещение”, 1965. - 315 с.

6. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И, Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с,

7. Латчук, В. Н. ОБЖ [Текст]: методическое пособие / В. Н. Латчук,

В. В. Марков, А.Г. Маслов. — М. : Изд. дом «Дрофа», 2000. - 96 с.

8. Мошкин, В, Н, Воспитание культуры безопасности школьников [Текст] : монография / В.Н. Мошкин. - Барнаул: Издательство БГГТУ, 2002, - 318 с.

9. ПЕДАГОГИКА [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под. ред, П.И, Пидкасистого. - М, : Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.

10. Психология подростка [Текст]: учебник / под ред, А.А. Реана. - СПб.: “прайм - ЕВРО - ЗНАК”, 2003. - 480 с.

11. Сулла, М. Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной деятельности [Текст]

: автореф, дис. ... д-ра пед. наук / М, Б. Сулла. - М., 1998. - 44 с.

12. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды [Текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002, - 432 с.

13. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция: Л. Ф, Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Сов, Энциклопедия, 1983. - 840 с.

14. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у

подростков в школе [Текст]; практ. пособие / Т. А. Шилова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. — 96 с.

15. Шойгу, С. К. Катастрофы и государство [Текст] / С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьев, В. А, Владимиров. - М.: Энергоатомиздат. 1997, - 396 с.

УДК 37.028:01

О. А. Плаксипа

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные, прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества образовательному учреждению.

Здоровье и здоровый образ жизни всегда выступали социально значимыми элементами, наиболее остро определяющшш состояние общества. Существующее сегодня положение, когда большинство молодых людей отмечают высокую ценность здоровья и вместе с тем не предпринимают активных действий по его достижению, в значительной мере связано с отсутствием компетентности в этой области.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и здорового образа жизни выходят за границы здравоохранения. Оздоровление жизни нашего общества предполагает осознание огромной роли образования в утверждении самоценности человеческой личности, приоритета общечеловеческих ценностей. М. Я. Виленский рассматривает аксиологический компонент как «совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры, овладевая которыми студент субъективирует их, делая лично-стно значимыми. Субъективное восприятие и присвоение ценностей студентом определяется богатством его личности, развитым общекультуряым мышлением и сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и способностей» [1, с. 22].

Утверждение здорового образа жизни молодых людей вообще и студенчества, в частности, сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений развития системы российского образования. Значимость фор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.