Научная статья на тему 'УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРАВМЫ / НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

В статье представлены результаты анализа по умению обучающихся различных направлений подготовки оказывать первую помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Установлено, что у обучающихся вуза, не изучавших дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», практически не сформированы навыки оказания первой помощи пострадавшим. Большинство из них осознают важность изучения данного курса, мотивируя это тем, что умение оказывать первую помощь снизит смертность людей при несчастных случаях и неотложных состояниях. Бакалавры профильных подготовок («Безопасность жизнедеятельности») обладают достаточным уровнем теоретических знаний и сформированных практических навыков по оказанию первой помощи, которые могут уверенно применять в экстренных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Эвелина Энверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO PROVIDE FIRST AID - AN IMPORTANT COMPONENT OF THE CULTURE OF SAFE LIFE ACTIVITIES OF STUDENTS

The article describes the results of the analysis of skills students of training to provide first aid in case of accidents and emergency conditions. It was found that the students of the university, who didn't study "Fundamentals of medical knowledge and healthy lifestyle" didn't formation the skills of providing first aid to the victim. Most of them realize the importance of studying this course, citing the fact that the ability to provide first aid will reduce the mortality of people in accidents and emergencies. Bachelors of specialized training ("Life Safety") have a sufficient level of theoretical knowledge and formed practical skills in first aid, which they can confidently apply in emergency situations.

Текст научной работы на тему «УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

7. Рассказова О.И. Формирование профессиональной компетентности будущих воспитателей детских дошкольных учреждений: научный дискурс проблемы / О.И. Рассказова, П.И. Рассказова // Формирование кадрового потенциала СПО -инновационные процессы на производстве и в профессиональном образовании. - 2016. - С. 109-114.

8. Соломенникова О.А. Структурно-функциональная модель развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации / О.А. Соломенникова, Ю.А. Гладкова, С.С. Прищепа // Вестник РМАТ. - 2017. - №4. - С. 44-54.

9. Соседенко Т.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения: теоретико-методологический аспект / Т.А. Соседенко, Р.Н. Досаева, Е.А. Подосинникова // Гуманитарные исследования. - 2014. - №3. - С. 152-156.

Педагогика

УДК 378.17

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности Ибрагимова Эвелина Энверовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ - ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены результаты анализа по умению обучающихся различных направлений подготовки оказывать первую помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях. Установлено, что у обучающихся вуза, не изучавших дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», практически не сформированы навыки оказания первой помощи пострадавшим. Большинство из них осознают важность изучения данного курса, мотивируя это тем, что умение оказывать первую помощь снизит смертность людей при несчастных случаях и неотложных состояниях. Бакалавры профильных подготовок («Безопасность жизнедеятельности») обладают достаточным уровнем теоретических знаний и сформированных практических навыков по оказанию первой помощи, которые могут уверенно применять в экстренных ситуациях.

Ключевые слова: первая помощь, практические навыки, обучающиеся, безопасность жизнедеятельности, травмы, неотложные состояния.

Annotation. The article describes the results of the analysis of skills students of training to provide first aid in case of accidents and emergency conditions. It was found that the students of the university, who didn't study "Fundamentals of medical knowledge and healthy lifestyle" didn't formation the skills of providing first aid to the victim. Most of them realize the importance of studying this course, citing the fact that the ability to provide first aid will reduce the mortality of people in accidents and emergencies. Bachelors of specialized training ("Life Safety") have a sufficient level of theoretical knowledge and formed practical skills in first aid, which they can confidently apply in emergency situations.

Keywords: first aid, practical skills, students, life safety, trauma, emergency conditions.

Введение. Безопасность жизнедеятельности с каждым годом приобретает все большую актуальность, обусловленную возрастающим количеством рисков различной природы для здоровья и жизни людей, сопровождающихся повышенной травматизацией. Травматизм - это серьезная социально-экономическая и медико-биологическая проблема социума и государства в целом, так как приводит в большинстве случаев к нарушению качества жизни, инвалидности [1] и даже летальному исходу [2]. Ежегодно, из-за травматизма гибнет более одного миллиона людей и такое же количество получает увечья с последующей инвалидизацией [2]. Уэлиев С.Д. с соавторами отмечает [3], что травматизм - это комплексное понятие, включающее в себе как традиционное медицинское понимание данного феномена, так и нарушение нравственно-этического статуса индивида, сопровождающееся расстройствами психического и соматического здоровья [3].

Несмотря на природу рисков (техногенные, природные, экологические, нозологические и т.д.), степень и частоту их воздействия на людей, итог всегда одинаков - нарушение функционирования организма в целом или его отдельных органов и систем. В данном контексте большое значение имеет формирование у человека культуры безопасности [4] и ее важной составляющей - медико-биологической культуры. В свою очередь, важным структурным компонентом медико-биологической культуры безопасной жизнедеятельности являются теоретические знания и практические навыки оказания первой помощи, которыми должен обладать практически каждый человек, в силу чего важно обеспечить формирование данных навыков. Наиболее благоприятным периодом для этого является время обучения подростков и студенческой молодежи в образовательных организациях. Как правило, знания в этой области обучающиеся получают в период обучения в общеобразовательной школе при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также в вузах в рамках курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Бакалавры направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности» приобретают необходимые теоретические знания и практические навыки по оказанию первой помощи в курсе профессионального цикла обучения -«Оказание экстренной реабилитационной помощи в зоне ЧС».

Первая помощь - это комплекс простейших, срочных и целесообразных мер, направленных на спасение жизни человека и проводимых на месте происшествия до прибытия квалифицированной медицинской помощи или доставки пострадавшего в лечебное учреждение [5]. Основной целью оказания мероприятий первой помощи является недопущение ухудшения состояния пострадавшего человека [6]. В большинстве случаев первую помощь оказывают люди, находящиеся рядом с пострадавшим или случайные очевидцы происшествия. Первая помощь оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с Федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (ФЗ от 21.11.2011 № 323-ф3, ст. 31, п. 1) [7]. В этой связи знания и умения по оказанию первой помощи на месте происшествия являются важнейшей частью культуры безопасности, так как смертность от травм, отравлений и несчастных случаев занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний [8]. Очевиден факт необходимости обучения правилам оказания первой помощи при несчастных случаях, внезапных заболеваниях, неотложных состояниях не только лиц указанных в законе: сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб (ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ст. 31, п. 1) [3], но и населения. Сформированность у людей практических навыков оказания первой помощи не только способствует спасению жизни пострадавшего, но также является в дальнейшем

залогом успешного лечения. Необходимо знать, что оказание помощи эффективно в течение первого - «золотого часа», следовательно, умение каждого человека оказать первую помощь пострадавшему до прибытия служб спасения может сыграть решающую роль для спасения жизни. Физиологически организм человека устроен так, что максимальные компенсаторные функции при внезапных и серьезных повреждениях эффективно поддерживают стабильное состояние примерно в течение одного часа, по истечении которого происходит снижение прочности, в результате организм перераспределяет ресурсы для обеспечения остатками жизненных сил самую главную свою часть - головной мозг [9, 10]. В этой связи именно в течение первого часа после происшествия оказание медицинской помощи наиболее эффективно, так как способствует значительно снизить развитие опасных осложнений, поэтому наличие сформированных навыков у оказывающего первую помощь человека на месте происшествия будут способствовать спасению жизни [10]. Следовательно, жизнь пострадавшего человека до прибытия врачей практически полностью будет зависеть от уровня сформированности навыков и умений по оказанию первой помощи у очевидцев происшествия.

Статистика свидетельствует, что из десяти умерших до прибытия врачей девятерых можно было спасти при условии оказания ему незамедлительной первой помощи. В этой связи цель статьи заключается в обосновании необходимости обучения студенческой молодежи навыкам оказания первой помощи как важной составляющей культуры безопасности человека.

Изложение основного материала статьи. С целью определения уровня теоретических знаний о первой помощи и способах ее оказания при экстренных ситуациях и несчастных случаях было проведено анонимное анкетирование обучающихся разных факультетов Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова (психологии и педагогического образования, инженерно-технологического, экономики и информатики, искусств). В этой связи опрошенные были разделены на две группы: 1 группа - обучающиеся, изучавшие дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (п=49), 2 группа - обучающиеся, не изучавшие указанную дисциплину (п=52). Обоснованность выбора указанной дисциплины связана с тем, что при ее изучении обучающиеся вуза приобретают не только элементарные медицинские знания, но также формируют навыки по оказанию первой помощи.

В опросе приняли участие обучающиеся (п=101) обоего пола в возрасте 18-20 лет. В анкете были отражены вопросы теоретической части и практической, заключающейся в умении проводить мероприятия первой помощи.

Полученные результаты позволили прийти к заключению, что у респондентов отмечался разный уровень как теоретических знаний в области медико-биологической культуры, так и практических навыков и умений, необходимых для оказания первой помощи. В частности, на вопрос «Необходимо ли изучать правила оказания первой помощи в вузе?» 78% опрошенных респондентов первой группы дали положительный ответ, у 16% данный вопрос вызвал затруднения и 6% сошлись во мнении, что им это абсолютно не нужно. Близкие ответы на данный вопрос были даны обучающимися второй группы - 71,2% дали положительный ответ, соответственно 28,8% затруднились ответить. Таким образом, обучающиеся второй группы осознавали важность и необходимость приобретения в стенах вуза знаний и практических умений по оказанию первой помощи. Данный вывод подтвердили ответы, полученные в обеих группах опрошенных на вопрос: «Снизит ли количество смертей умение оказывать первую помощь?». 74% опрошенных респондентов первой группы убеждены, что умение оказывать первую помощь снизит смертность при несчастных случаях и неотложных состояниях, 16% затруднились ответить на поставленный вопрос и 10% ответили, что умение оказывать первую помощь не повлияет на снижение показателя смертности при внезапных травмах и несчастных случаях. Большая часть обучающихся второй группы (77% опрошенных) высказали предположение, что смертность снизится при правильно оказанной первой помощи, 13,4%, наоборот, отметили, что смертность травмированных людей не снизится и 9,6% не смогли определиться с ответом.

Следующий вопрос был задан для выяснения наличия навыков оказания первой помощи, при этом было отмечено снижение количества положительных ответов. Так по мнению обучающихся первой группы, навыками по оказанию первой помощи обладают 45%, в свою очередь 41% опрошенных респондентов отметили, что данный навык у них не сформирован, а 14% считают, что им «это не нужно». Интересные данные, близкие к показателям первой группы, были получены во второй группе опрошенных студентов, в частности, 42% отметили, что обладают навыками оказания первой помощи, 44,5% такого навыка не имеют и 13,5% респондентов убеждены, что умение оказывать первую помощь им не пригодится.

Для конкретизации сформированности умений и навыков оказания первой помощи в экстренных ситуациях и способности их использования на практике, респондентам был задан вопрос: «В экстренной ситуации не растеряетесь ли Вы при оказании первой помощи пострадавшему?». 37% опрошенных первой группы убеждены, что смогут оказать все необходимые мероприятия первой помощи, 28% признались, что растеряются и у 35% данный вопрос вызвал затруднения. Во второй группе количество убежденных в сформированности своих практических навыков было гораздо ниже. Только 25% респондентов считают, что смогут оказать первую помощь, остальные либо растеряются (61,5%), либо не знают как себя поведут в критической ситуации (13,5%). Возможно у респондентов второй группы имели место определенные теоретические знания по правилам и мероприятиям оказания первой помощи, полученные в общеобразовательной школе или при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе, однако их недостаточно для формирования практических умений и навыков оказания первой помощи пострадавшим при травматизации и неотложных состояниях.

Известно, что в большинстве случаев при оказании первой помощи при неотложных состояниях и тяжелых травмах пострадавшему необходимо проводить сердечно-легочную реанимацию, в этой связи молодым людям был задан вопрос по знанию алгоритма и умению его проведения. Обучающиеся первой группы разделились по ответам: 57% дали положительный ответ, 37% - отрицательный и 6% не знали ничего о предназначении данного мероприятия. 6% респондентов второй группы честно признались, что не знают что такое «сердечно-легочная реанимация», 11% ответили, что умеют ее проводить, а у 83% опрошенных навык ее проведения отсутствует.

В связи с этим обучающимся второй группы был задан вопрос: «Хотели бы Вы научиться оказывать первую помощь?». 52% опрошенных дали положительный ответ, 15% - отрицательный и 33% не видят в этом необходимости. Вместе с тем, в обеих группах опрошенные студенты (более 90%) считают, что навыки оказания первой помощи нужны обычным людям, поэтому им был задан вопрос: «Нужно ли создавать волонтерские группы для популяризации знаний и умений по оказанию первой помощи?». В данном вопросе снова мнения респондентов обеих групп оказались практически одинаковыми - 80% и 87% опрошенных отметили важность такой работы для просвещения населения. Таким образом, молодые люди осознают важность формирования умений и навыков по оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях, травмах на производстве и образовательных учреждениях, а также неотложных состояниях, однако многие из них не позиционируют себя как личность, умеющую и способную оказать первую помощь человеку, который в ней нуждается. В данном контексте основной задачей преподавателей медико-биологических дисциплин является грамотно проводимая методическая работа с молодежью с целью формирования культуры безопасности и умения оказывать первую помощь как ее важного компонента. Данная цель может быть достигнута включением в учебные планы подготовки бакалавров различных направлений дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». С целью формирования практических навыков необходимо при проведении практических занятий максимально приближать обучающихся к реальной обстановке для чего

нужна соответствующая материально-техническая база (использование тренажеров, манекенов, фантомов, имитаторов травм и ранений) и применение современных инновационных методов обучения, среди которых можно отметить активные и интерактивные методы [11, 121, а также высокоэффективные AR и VR технологии (augmented reality - дополненная реальность, virtual reality - виртуальная реальность).

Дополненная реальность - это своеобразное пространство между реальностью и виртуальностью, позволяющее проецировать любую цифровую информацию (изображение, видео, текст, графики и т.д.) поверх экрана любых устройств. В свою очередь технология виртуальной реальности позволяет полностью погрузить обучающегося в виртуальный мир, обеспечивая максимальную погружение в экстремальную ситуацию, обеспечивающую полную реалистичность происходящего, необходимую для формирования практических навыков по оказанию первой помощи и психологической устойчивости оказывающего первую помощь. Создатели приложений VR уделяют особое внимание хаптической компоненте процесса (hapticos - осязательный, тактильный) [131, так как ее подключение в процесс обучения дополнительно к зрительной и слуховой сенсорным системам способствует более глубокому восприятию и запоминанию происходящего, что очень важно в обучении правилам оказания первой помощи, при которой в большинстве случаев необходимо соблюдение алгоритма действий.

Параллельно с анализом уровня сформированности медико-биологической культуры у обучающихся обеих групп, был проведен аналогичный опрос у бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности», для которых дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» является одной из важнейших дисциплин профессионального цикла. Опрошенные студенты считают необходимым преподавание данной дисциплины на всех без исключения направлениях подготовки, кроме этого они отмечают важность и необходимость проведения просветительской работы со всеми категориями гражадан для популяризации знаний в области правил оказания первой помощи. У всех бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» сформирован и четко отработан (до автоматизма) алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации и навык работы с дефибриллятором.

Интересные данные были получены при анализе ответов опрошенных респондентов на вопрос: «Как Вы поведете себя в экстренной ситуации, при которой необходимо незамедлительно оказать первую помощь?» (рис. 1).

а) б)

■ {п7(еге окии>]н:иь ГШ;

■ бтдате ждать щшезля скорой помощи; | растеряетесь.

Рисунок 1. Распределение вариантов ответов опрошенных обучающихся на вопрос: «Как Вы поведете себя в экстренной ситуации, при которой необходимо незамедлительно оказать первую помощь?»: а) бакалавры профиля «Безопасность жизнедеятельности»; б) бакалавры, изучавшие дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»; в) бакалавры, не изучавшие дисциплину «Основы медицинских знаний и здорового

образа жизни»

95% студентов профильной подготовки ответили, что начнут оказывать первую помощь, 5% - будут ждать приезда скорой помощи. Респонденты первой группы в большинстве начнут оказывать помощь (53%), остальные будут ждать

приезда скорой помощи (18%) или растеряются (29%). Только 25% опрошенных второй группы попытаются оказать помощь или будут ждать прибытия квалифицированной медицинской помощи (30%), остальные - растеряются.

Полученные данные свидетельствуют, что изучение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» способствует формированию теоретических знаний и практических навыков по оказанию первой помощи. К аналогичным выводам пришли исследователи, анализирующие влияние данной дисциплины на формирование у студентов педагогических вузов медицинской культуры [141. Важную роль в освоении данного курса имеют практические занятия, на которых у обучающихся формируются навыки оказания первой помощи, а значит и уверенность в себе, что подтверждается результатами опроса бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, обучающиеся профильных направлений подготовки совместно с преподавателями могут создавать волонтерские группы для популяризации теоретических знаний и практических навыков по оказанию первой помощи в форме бесед, презентаций, интерактивных занятий и мастер классов.

Выводы. У опрошенных обучающихся был выявлен разный уровень теоретических знаний в области медико-биологической культуры и практических навыков и умений, необходимых для оказания первой помощи.

Важную роль в формировании практических навыков по оказанию первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях имеет изучение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», что подтверждается результатами опроса респондентов, изучавших ее в вузе. Для формирования практических навыков необходимо при проведении практических занятий максимально приближать обучающихся к реальной обстановке путем использования тренажеров, манекенов, фантомов, имитаторов ранений и использования современных инновационных педагогических технологий обучения.

Бакалавры профильных подготовок («Безопасность жизнедеятельности») обладают достаточным уровнем теоретических знаний и сформированных практических навыков по оказанию первой помощи, которые могут уверенно применять в экстренных ситуациях.

Литература:

1. Король В.В. Методические основы профилактики школьного травматизма / В.В. Король, В.А. Пашкова, С.А. Копылов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. -2018. - № 3 (80). - С. 279-282.

2. Уэлиев С.Д. Эпидемиология и профилактика детского травматизма / С.Д. Уэлиев, Е.С. Утеулиев, М.К. Сапарбеков // Вестник Казахского Национального медицинского университета. - 2018. - № 3. - С. 363-365.

3. Абдуразаков У.А. Проблемы травматолого-ортопедической службы в Республике Казахстан / У.А. Абдуразаков // Хирургия Казахстана. - 1995. - № 5 (6). - С. 10-15.

4. Фалеев М.И. Культура безопасности: необходимость и пути формирования / М.И. Фалеев // Гражданская защита. -2010. - № 8. - С. 13-15.

5. Популярная медицинская энциклопедия / В. Покровский. - 1991. - 688 с.

6. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический проект. 2004. - 560 с.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292676&fld=134&dst=100343,0&md=0.7454580999064473 #07977779352184613.

8. Савчук М.И. Безопасность жизнедеятельности (Электронное учебное пособие). - Режим доступа: http ://eos.ibi.spb.ru/umk/ 1_17/index.html.

9. Петровский Б.В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени / Б.В Петровский // Военно-медицинский журнал. - 1990. - № 7. - С. 13-14.

10. Правовые аспекты оказания первой помощи. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.su/5_19302_pravovie-aspekti-okazaniya-pervoy-pomoshchi.html.

11. Ефимова В.М. Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в подготовке будущих специалистов /

B.М. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П. Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54 (2). -

C. 115-122.

12. Ибрагимова Э.Э. Использование интерактивных методов в процессе подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» / Э.Э. Ибрагимова // Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. - 2019. - Вып. 5 (12). - С. 25-29.

13. Robles-De-La-Torre G. The Importance of the Sense of Touch in Virtual and Real Environmentes / G. Robles-De-La-Torre // IEEE Multimedia: Special issue jn Haptic User Interfaces for Multimedia Systems. - 2006. - № 13 (3). - Р. 24-30.

14. Щелчкова Н.Н. Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры / Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5. - С. 102-112.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассмотрено значение певческой деятельности в музыкальном и нравственном развитии детей дошкольного возраста. Проведен анализ исследований о значении пения в развитии и воспитании детей. Выявлены условия развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: пение, певческий голос, певческие навыки, фольклор.

Annotation. The article examines the importance of singing in the musical and moral development of preschool children. The analysis of studies on the importance of singing in the development and upbringing of children has been carried out. The conditions for the development of the singing voice of preschool children have been identified. Keywords: singing, singing voice, singing skills, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.