Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

По данным Всемирной организации здравоохранения около 60% погибших людей в результате несчастных случаев могли быть спасены, если бы им своевременно оказали первую помощь. Современная статистика в России показывает, что если бы своевременно и правильно оказывали первую помощь, то, как минимум 15% смертельных исходов от несчастных случаев удалось бы избежать. Все эти данные свидетельствуют о низкой эффективности оказания первой помощи очевидцами на месте происшествия в нашей стране. Формирование практических умений по оказанию первой помощи - это задача школьного образования. В работе представлены методические основы формирования практических умений в области оказания первой помощи у обучающихся при использовании мультимедийных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PRACTICAL SKILLS IN THE FIELD OF FIRST AID FOR TRAINEES USING MULTIMEDIA TRAINING TOOLS IN LIFE SAFETY FUNDAMENTALS

According to the World Health Organization, about 60% of people who died as a result of accidents could have been saved if they had received first aid in a timely manner. Modern statistics in Russia show that if first aid had been provided in a timely and correct manner, at least 15% of deaths would have been avoided. All these data indicate the low effectiveness of first aid provided by eyewitnesses at the scene of the incident in our country. The formation of practical skills in first aid is the task of school education. The paper presents the methodological foundations of the formation of practical skills in the field of first aid for students using multimedia teaching tools.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

На контрольном этапе опытно-практической работы нами была осуществлена итоговая диагностика уровня сформированности грамматических навыков у студентов первого курса группы ИП-19-1 с последующей интерпретацией результатов.

Повторная диагностика преследовала следующую цель - определение динамики уровня сформированности грамматических навыков у студентов после опытно-практической работы. Для итогового тестирования была задействована образовательная система MoODLE, инструмент «Тест».

В ходе проведенного тестирования нами были получены результаты: у 51% студентов был выявлен высокий уровень сформированности грамматических навыков; у 37% студентов наблюдался средний уровень сформированности грамматических навыков; низкий уровень сформированности грамматических навыков был отмечен у 12% студентов.

Наряду с этим, сопоставление результатов, полученных в процессе осуществления подготовительного и итогового этапа нашей опытно-практической деятельности позволяет утверждать, что многие студенты проявили достаточно высокий уровень сформированности грамматических навыков, показатели которого повысились после целенаправленного внедрения системы грамматических упражнений.

Мы полагаем, что использование разработанной системы упражнений в образовательной системе MOODLE в учебном процессе имеет большие перспективы. Предлагаемый способ работы по формированию грамматических навыков может послужить основой дальнейших разработок методик работы с грамматикой английского языка.

Выводы. В заключении отметим, что целенаправленное использование инструментов образовательной системы MOODLE способствует продуктивному процессу формирования грамматических навыков английского языка, позволяя производить тщательный подбор и систематизацию необходимого теоретического грамматического материала, производить его презентацию в новой, интересной форме, отслеживая степень его усвоения. Использование инструментов образовательной системы MOODLE способствует эффективному формированию грамматических навыков в разных условиях обучения: как в контактной работе, так и в самостоятельной работе студентов.

Литература:

1. Дубских А.И. Возможности электронной образовательной платформы MOODLE для обучения иностранным языкам / А.И. Дубских, О.В. Кисель, А.В. Бутова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - №12-1. - С. 167-171.

2. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка / М.В. Захарова // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 06. - С. 106-116.

3. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 3.

4. Королева Е.В., Олейник М.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучение иностранным языкам // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференция. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2018. -С. 65-67.

5. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм"// Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГАРФ. - 2018. - № 2 (44). - С. 162-168

6. Маринина Ю.А., Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. - Конспект лекций в сетях и системах. - Том 129. -Спрингер, 2020. - С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9

7. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А., Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №4. - С. 14.

8. Минеева О.А. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку / О.А. Минеева, М.В. Даричева. // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 3 (13). - С. 81-86.

9. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М.: Русский язык. - 2007. - 214 с.

10. Худолей Н.В. Методика использования инструментария LMS MOODLE для развития навыков коммуникации на иностранном языке у студентов неязыкового ВУЗА / Н.В. Худолей. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2019. - № 10. - С. 385-390.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. По данным Всемирной организации здравоохранения около 60% погибших людей в результате несчастных случаев могли быть спасены, если бы им своевременно оказали первую помощь. Современная статистика в России показывает, что если бы своевременно и правильно оказывали первую помощь, то, как минимум 15% смертельных исходов от несчастных случаев удалось бы избежать. Все эти данные свидетельствуют о низкой эффективности оказания первой помощи очевидцами на месте происшествия в нашей стране. Формирование практических умений по оказанию первой помощи - это задача школьного образования. В работе представлены методические основы формирования практических умений в области оказания первой помощи у обучающихся при использовании мультимедийных средств обучения.

Ключевые слова: практические умения, оказание первой помощи, обучающиеся, школьное образование, мультимедийные средства обучения.

Annotation. According to the World Health Organization, about 60% of people who died as a result of accidents could have been saved if they had received first aid in a timely manner. Modern statistics in Russia show that if first aid had been provided in a timely and correct manner, at least 15% of deaths would have been avoided. All these data indicate the low effectiveness of first aid provided by eyewitnesses at the scene of the incident in our country. The formation of practical skills in first aid is the task of school

education. The paper presents the methodological foundations of the formation of practical skills in the field of first aid for students using multimedia teaching tools.

Keywords: practical skills, first aid, students, school education, multimedia teaching tools.

Введение. Сохранением своего здоровья и личной безопасности, человечество занималось с давних времён до наших дней. Люди всегда существовали в окружении многих опасностей. Раньше были простые опасности, но с развитием цивилизации добавились новые, более сложные, такие как техногенные, социальные и многие другие. Актуальность данного вопроса в том, что практически каждый день происходят различные аварии, катастрофы, стихийные бедствия, криминальные происшествия, вследствие чего возрастает количество пострадавших людей, которым необходимо оказывать своевременную помощь. Поэтому необходимо, чтобы каждый умел оказывать первую помощь, как самому себе, так и окружающим. Иногда от правильности этих действий зависит жизнь и здоровье человека.

С этой целью в школьную программу был введён раздел: «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи». Поэтому перед учителями ОБЖ ставится задача выработать у школьников навыки оказания первой помощи, научить правильным действиям в различных неблагоприятных ситуациях и многое другое. Именно школа является важным звеном в формировании человека безопасного типа, то есть личности, которая будет являться безопасной для окружающих людей, среды обитания и для самого себя. Для того чтобы привить у обучающихся знания и умения по оказанию первой помощи необходимо усовершенствовать процесс обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся. Активизация обучения может происходить только в том случае, если учитель подберет соответствующие средства, методы и технологии обучения и только на основе этого ученик научится самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых, которые рассматривают программу обучения по ОБЖ как один из важных компонентов формирования у школьников умений по оказанию первой помощи, в частности таких как: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников [5,6], Н.Ф. Мельникова [4] и др. Вопросам использования активных и интерактивных средств обучения посвящены труды М.А. Курьянова, В.С. Половцева [3]. Особенности формирования основ первой помощи у школьников на уроках ОБЖ описаны в работах Попенко В.В. [7] и Гараевой М. В. [1].

Использование термина «мультимедиа» в системах современных информационных технологий означает соединение в компьютерной среде всего многообразия инструментальных средств, которые позволяют представлять разные информационные модели реального мира, создавая системный эффект наиболее полного его восприятия человеком (рис. 1).

У современной школы имеется множество различных проблем, которые наводят на мысль о том, как же сделать процесс обучения более эффективным. Как научить ребенка проявлять интерес к знаниям. Процесс модернизации школы требует развития компетентности обучающихся, которая включает в себя способность самостоятельно приобретать знания из различных источников. Развитие компетентности студентов поддерживается современными педагогическими технологиями, в том числе и компьютерными технологиями.

ТЕХНОЛОГИЯ МУЛЬТИМЕДИА

1 г 1

Технические средства Компьютерные презентации

Ввод - вывод звука

Звуковая карта

Акустические устройства

Микрофон

Звуковые колонки

Наушники

Ввод - вывод видео

Носители

Монитор

I

Лазерные диски

Телеэкран

Карта ввода -

вывода изображения

Видеокамера

CD - КОМ CD-К CD-RW DVD

Blue - ray Флэш -карта

Содержание и структура презентации

Текст + звук + видео + анимация (внутренние ги перс вязи)

Типы презентаций

Интерактивные, Со сценарием, Непрерывные.

Программные средства создания презентаций

I

Средства демонстрации презентации

MS Pover Point

т

Монитор,

Акустическая система

I

Мультимедийный проектор

Рисунок 1. Виды мультимедийных средств в обучении [2]

Работа с компьютерными технологиями также меняет роль преподавателя, основной задачей которого является поддержка развития личности учеников. Применение новых информационных технологий и компьютерных навыков в качестве средства получения знаний повышает уровень и сложность выполняемых задач, обеспечивает визуальное представление результатов выполняемых действий и позволяет создавать интересные исследовательские работы и проекты. Систематическое использование мультимедийных инструментов может повысить мотивацию к обучению у учеников; улучшить навыки командной работы и коллективного познания; развивать подход к более глубокому обучению и помочь

развить более глубокое понимание предмета. В то же время использование мультимедиа повышает эффективность и качество обучения за счет одновременного использования нескольких сенсорных каналов в процессе обучения [4, с. 9].

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник, или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Но и эти пособия далеки от идеала и не всегда имеется возможность их применения на уроке. Поэтому, в основном, педагоги используют на уроках компьютер в сочетании с проектором для демонстрации учебных презентаций и видеофильмов. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить эффективность образовательного процесса можно использовать компьютерное тестирование, а также применять технические средства обучения для сопровождения выступлений школьников, в том числе и для презентации результатов индивидуальной и групповой работы.

Таким образом, использование технических средств обучения и мультимедийных технологий на уроках ОБЖ - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

Формирование у учеников умений оказания первой помощи пострадавшим в учебных программах курса ОБЖ определяется как обязательное требование к предметным результатам в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего и среднего общего образования [4].

Вопросы оказания первой помощи пострадавшим людям включены в содержание раздела учебной программы курса ОБЖ «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». Данный раздел необходимо преподносить учащимся с использованием активных методов обучения. Для того, чтобы процесс усвоения знаний учащимися стал выше, необходимо минимизировать теоретическую часть и выбрать практическое получение знаний, потому что именно на таких занятиях формируются и совершенствуются умения оказывать первую помощь.

Учителю ОБЖ для того, чтобы процесс обучения был эффективным и интересным необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Каждому возрастному периоду учеников будут характерны психологические и физические особенности. Подросток в возрасте 12-15 лет плохо усваивает теоретические знания. Он стремится к самостоятельной умственной деятельности, именно в ней проявляет большую активность. Когда подросток сталкивается с какой-либо трудностью, у него возникает чувство неуверенности и в этом случае он не доведет начатое до конца, а если у него положительный настрой, то он становится настойчивым и целеустремленным. Для создания положительного настроя для всех учащихся, учителю нужно сформировать коллектив, чтобы общение со сверстниками для любого из учеников носило позитивный характер и проявляло лучшие человеческие качества, такие как доброта, взаимопомощь, поддержка. Но для того, чтобы оказывать первую помощь одних знаний недостаточно.

Таким образом, при изучении темы «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» в 8 классе будет актуальным использовать практический метод обучения, так как формировать и развивать практические умения учащихся - это самое важное условие подготовки учеников к жизни, путь, который поможет связать теорию с практикой в процессе обучения. Если школьники будут применять практические умения, то это будет стимулировать их учебную деятельность, вызовет уверенность в собственных силах.

Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская СОШ» Кормиловского района Омской области В эксперименте участвовали обучающиеся 8 класса, в количестве 35 человек.

Для проведения педагогического эксперимента была выбрана рабочая программа для 8 класса под общей редакцией А.Т. Смирнова, учебник А.Т. Смирнов, О.Б. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класса» и глава «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», на её изучение отводится 4 часа и представлена 4 темами:

1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.

2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие).

3. Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие).

4. Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие).

В ходе экспериментальной работы были использованы авторские методики выявления уровня сформированности практических умений по оказанию первой помощи А.В. Воробьева и Е.В. Голоушкиной.

Методика А.В. Воробьева состоит из практических заданий, а методика Е.В. Голоушкиной основывалась на решении ситуационных задач распределенных по четырём темам. Все задания по методике А.В. Воробьева выполнялись обучающимися на специальных учебных тренажёрах. За каждое правильно выполненное практическое умение по оказанию первой помощи и верно решенной ситуационной задачи ученик получал определённые баллы.

В результате проведения исследования были получены следующие результаты (рисунок 2). Анализируя результаты диагностики, можно увидеть, что большая часть учеников имеет низкий уровень практических умений по оказанию первой помощи (73-80%). Другая часть обучающихся (13-19%) имеет знания и умения, но не в полном объеме, они не могут быстро сориентироваться в способах оказания первой помощи, это свидетельствует о том, что у обучающихся сформированы практические умения по оказанию первой помощи на среднем уровне. Всего лишь 6,6% обучающихся справились со всеми заданиями, тем самым показав высокий уровень практических умений.

Высокгш Средним Нпжгш

Уровень практических .умении

Рисунок 2. Уровень сформированности практических умений у обучающихся на констатирующем этапе (по методике А.В. Воробьева и по методике Е.В. Голоушкиной)

Таким образом, в исследуемой группе обучающихся преобладает низкий уровень сформированности практических умений по оказанию первой помощи. Исходя из этого, были разработаны и реализованы занятия с применением мультимедийных средств обучения для учащихся 8 класса МБОУ «Михайловская СОШ» по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» на уроках ОБЖ, с целью повышения уровня практических умений по оказанию первой помощи (таблица 1). При проведении занятий нами использовались, в основном, групповые методы работы. Это позволило рационально использовать отведенное на урок время, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся к теме урока. Занятия были построены таким образом, чтобы обучающиеся сначала увидели на слайдах презентации или на видеофрагментах правильное выполнение действий по оказанию первой помощи, а затем, ориентируясь на них, приступали к самостоятельным действиям. Мультимедийные средства обучения сопровождали весь процесс обучения от начала до конца.

Таблица 1

Комплекс практических занятий с применением мультимедийных средств обучения для обучающихся 8 класса по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

№ Тема Вид задания Формируемые умения

1 Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Работа в парах, отработка на практике умения наложения повязок при различных видах травм. Формирование умения накладывать основные виды повязок.

2 Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ. Индивидуальная работа, отработка способов оказания первой помощи при отравлении АХОВ. Формирование умений оказания помощи при отравлении АХОВ.

3 Первая медицинская помощь при травмах. Работа в группах, отработка способов оказания первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Формирование умений оказания помощи при травмах.

4 Первая медицинская помощь при утоплении, остановке сердца, коме. Работа в группах, отработка на тренажёрах сердечно - легочной реанимации, первой помощи при коме, а также решение ситуационных задач. Формирование умений оказания помощи при утоплении, остановке сердца, коме.

Таким образом, включение практических занятий с применением мультимедийных средств обучения при изучении раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» является продуктивным средством повышения передачи знаний и умений обучающимся, а также способствует развитию практических умений, познавательного интереса и мотивации к обучению у школьников.

После проведения практико-ориентированных занятий с использованием мультимедийных средств обучения нами были проведены исследования для выявления уровня практических умений повторно. Показатели уровня сформированности умений по методике Воробьёва А.В. на этапах эксперимента представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика уровня сформированности практических умений обучающихся на этапах эксперимента

(по методике А.В. Воробьева)

Если сравнивать полученные данные с результатами констатирующего этапа, то можно увидеть положительную динамику сформированности практических умений у учеников 8 класса. На 53,8% увеличилось число обучающихся, показавших высокий уровень сформированности практических умений, на 13,2% увеличилось количество испытуемых со средним уровнем, а количество обучающихся, у которых не сформированы практические умения по оказанию первой помощи снизилось на 67%.

Далее была повторно использована авторская методика Е.В. Голоушкина для выявления уровня сформированности умений по оказанию первой помощи. Динамика ее результатов отражена на рисунке 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100% ^ 90% « 80% Ё 70%

В

£ 60% Г 50%

к".

0 40% | 30% | 20%

1 10%

о

И 0%

| Формирующий этап ■ Констатирующий этап

77,0%

60,4%

33,0%

19.8°;

13.2% 3

6,6%

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень практических умений

Рисунок 4. Динамика уровня сформированности практических умений обучающихся на этапах эксперимента

(по методике Е.В. Голоушкиной)

Если сравнить результаты, полученные на этапах эксперимента, то можно наблюдать динамику повышения уровня сформированности практических умений у обучающихся. Так, количество обучающихся, показавших высокий уровень сформированности практических умений увеличилось на 47,2%, количество обучающихся со средним уровнем сформированности практических умений увеличилось на 13,2%, а количество обучающихся, у которых не сформированы практические умения по оказанию первой помощи снизилось на 70,4%.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют о необходимости и важности использования мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи», так как мультимедиа технологии являются продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний и умений ученикам. Проведённая работа показала, что от правильного выбора средств обучения зависит очень многое на уроке, а именно: уровень познавательной активности учеников во время образовательного процесса, их

мотивация, возможность передачи информации и контроля знаний, процесс формирования знаний, умений и навыков обучающихся и др.

Выводы:

1. В результате изучения современной методической литературы было выявлено, что уроки с использованием мультимедийных средств обучения выступают одними из наиболее эффективных образовательных средств в современный период образования.

2. Главными особенностями использования мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются: активизация познавательной деятельности обучающихся, повышение качества знаний, мотивации обучения и познавательного интереса, расширение возможностей передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения, повышение эффективности обучения за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия.

3. В результате изучения особенностей формирования умений в области оказания первой помощи у подростков было выявлено, что обучающиеся 12-15 лет плохо усваивают теоретические знания, они стремятся к самостоятельной деятельности в этом возрасте, поэтому при изучении темы «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» в 8 классе будет актуальным использовать практический метод обучения.

4. В ходе исследования были разработаны и реализованы 4 практико-ориентированных занятия с применением мультимедийных средств обучения для обучающихся 8 класса по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» на уроках ОБЖ.

5. Диагностика обучающихся показала, что при систематическом проведении занятий с использованием мультимедийных средств обучения количество обучающихся с низким уровнем сформированности практических умений по оказанию первой помощи снизилось в среднем на 66%, со средним уровнем - увеличилось на 7%, с высоким уровнем - на 59%, что позволило говорить об эффективности эксперимента.

Литература:

1. Гараева М.В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М.В. Гараева. - |Гекст| // Молодой ученый. - 2014. - № 4 (63). - С. 932-934. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9822/ (дата обращения: 14.06.2021)

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Под ред. Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2016. - 320 с.

3. Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. - 80 с.

4. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие. - УГПУ

- Екатеринбург, 2011. - 140 с.

5. Смирнов А.Т. Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: АСТ, 2016. - 63 с.

6. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для ООУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Изд-во: «Просвещение», 2012. - 224 с.

7. Попенко, В.В. Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ / В.В. Попенко // Наука и образование сегодня.

- 2018. - № 6 (29). - С. 119-122.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен опыт реализации концепции педагогической фасилитации. При проведении теоретического анализа автор подтверждает, что восприятие человеком реальности «здесь и сейчас» и представление о его субъективном опыте значимо. Одной из характеристик фасилитации является создание комфортных условий для обучения за счет использования механизма фасилитации в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: фасилитация, продвижение, преподавание, продвижение концепций, самореализация, последовательность, доверие.

Annotation. The article presents the experience of implementing the concept of pedagogical facilitation During the theoretical analysis. The author confirms that a person's perception of reality "here and now"and the idea of his subjective experience is significant, One of the characteristics of the facilitation of learning is the creation of convenient conditions for learning through the use of the mechanism of facilitation of learning in distance education.

Keywords: facilitation, promotion, teaching, promotion of concepts, self-realization, consistency, trust.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена серьезными изменениями, связанными с формированием новой социальной структуры информационного общества. Новое направление науки и техники в виде методов и средств, сначала кибернетики, затем информатики, существенно изменили образ мира. Теперь не объем промышленного производства и темпы его роста определяют мощь и рейтинг страны в международном сообществе, а ее информационный потенциал. Ценности, характерные для индустриальных обществ, заменяются другими ценностями, которые определяются информационными ресурсами государства и стратегиями интеграции в социальную жизнь. Это придает информации совершенно иное значение как определенной категории в экономическом развитии [9]. Информация и знания занимают первое место в системе социальных ценностей и их приобретение становится главной задачей общества.

В настоящее время, когда образование становится приоритетом социального развития, наиболее ценные методы реализуются в рамках образовательных методов, которые могут повысить уровень усвоения знаний и ускорить процесс приобретения необходимых компетенций. По мнению авторов, метод, который наилучшим образом отвечает всем предписанным требованиям - это метод продвижения.

Основным элементом образования в области личностного развития является формирование и развитие личности. При этом речь идет не столько о формировании определенных качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.