мотивация, возможность передачи информации и контроля знаний, процесс формирования знаний, умений и навыков обучающихся и др.
Выводы:
1. В результате изучения современной методической литературы было выявлено, что уроки с использованием мультимедийных средств обучения выступают одними из наиболее эффективных образовательных средств в современный период образования.
2. Главными особенностями использования мультимедийных средств обучения на уроках ОБЖ являются: активизация познавательной деятельности обучающихся, повышение качества знаний, мотивации обучения и познавательного интереса, расширение возможностей передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения, повышение эффективности обучения за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия.
3. В результате изучения особенностей формирования умений в области оказания первой помощи у подростков было выявлено, что обучающиеся 12-15 лет плохо усваивают теоретические знания, они стремятся к самостоятельной деятельности в этом возрасте, поэтому при изучении темы «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» в 8 классе будет актуальным использовать практический метод обучения.
4. В ходе исследования были разработаны и реализованы 4 практико-ориентированных занятия с применением мультимедийных средств обучения для обучающихся 8 класса по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» на уроках ОБЖ.
5. Диагностика обучающихся показала, что при систематическом проведении занятий с использованием мультимедийных средств обучения количество обучающихся с низким уровнем сформированности практических умений по оказанию первой помощи снизилось в среднем на 66%, со средним уровнем - увеличилось на 7%, с высоким уровнем - на 59%, что позволило говорить об эффективности эксперимента.
Литература:
1. Гараева М.В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим / М.В. Гараева. - |Гекст| // Молодой ученый. - 2014. - № 4 (63). - С. 932-934. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9822/ (дата обращения: 14.06.2021)
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Под ред. Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2016. - 320 с.
3. Курьянов М.А. Активные методы обучения: метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2017. - 80 с.
4. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие. - УГПУ
- Екатеринбург, 2011. - 140 с.
5. Смирнов А.Т. Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - 4-е изд. - М.: АСТ, 2016. - 63 с.
6. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для ООУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Изд-во: «Просвещение», 2012. - 224 с.
7. Попенко, В.В. Основы медицинских знаний в школьном курсе ОБЖ / В.В. Попенко // Наука и образование сегодня.
- 2018. - № 6 (29). - С. 119-122.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен опыт реализации концепции педагогической фасилитации. При проведении теоретического анализа автор подтверждает, что восприятие человеком реальности «здесь и сейчас» и представление о его субъективном опыте значимо. Одной из характеристик фасилитации является создание комфортных условий для обучения за счет использования механизма фасилитации в условиях дистанционного образования.
Ключевые слова: фасилитация, продвижение, преподавание, продвижение концепций, самореализация, последовательность, доверие.
Annotation. The article presents the experience of implementing the concept of pedagogical facilitation During the theoretical analysis. The author confirms that a person's perception of reality "here and now"and the idea of his subjective experience is significant, One of the characteristics of the facilitation of learning is the creation of convenient conditions for learning through the use of the mechanism of facilitation of learning in distance education.
Keywords: facilitation, promotion, teaching, promotion of concepts, self-realization, consistency, trust.
Введение. Актуальность данного исследования обусловлена серьезными изменениями, связанными с формированием новой социальной структуры информационного общества. Новое направление науки и техники в виде методов и средств, сначала кибернетики, затем информатики, существенно изменили образ мира. Теперь не объем промышленного производства и темпы его роста определяют мощь и рейтинг страны в международном сообществе, а ее информационный потенциал. Ценности, характерные для индустриальных обществ, заменяются другими ценностями, которые определяются информационными ресурсами государства и стратегиями интеграции в социальную жизнь. Это придает информации совершенно иное значение как определенной категории в экономическом развитии [9]. Информация и знания занимают первое место в системе социальных ценностей и их приобретение становится главной задачей общества.
В настоящее время, когда образование становится приоритетом социального развития, наиболее ценные методы реализуются в рамках образовательных методов, которые могут повысить уровень усвоения знаний и ускорить процесс приобретения необходимых компетенций. По мнению авторов, метод, который наилучшим образом отвечает всем предписанным требованиям - это метод продвижения.
Основным элементом образования в области личностного развития является формирование и развитие личности. При этом речь идет не столько о формировании определенных качеств, познавательных процессов, знаний, умений, навыков,
сколько о саморазвитии и самореализации личности. В межличностном взаимодействии субъектов образования, преподавателей и студентов создаются условия для развития учебной и профессиональной мотивации, придается характер учебного сотрудничества и на этой основе достигаются цели и задачи образования [2].
Изложение основного материала статьи. Дистанционное обучение имеет долгую историю. Например, первые учреждения дистанционного обучения появились в середине XIX века. Однако эффективность традиционной формы заочного обучения невысока. Следующим этапом в развитии дистанционного обучения является использование средств массовой информации (радио и телевидение). Именно эти технологии стали основой для организации образовательного процесса университета в Великобритании. Этап развития дистанционного обучения связан с появлением компьютерных средств обучения и телекоммуникационных сетей. Главной особенностью этого этапа является использование интерактивных учебных программ и наличие оперативной обратной связи между студентами и преподавателями. С тех пор дистанционное обучение стало важным направлением инновационной деятельности университетов - от университетских кафедр до университетских консорциумов, имеющих различные формы организации [4].
Говоря о дистанционном обучении как инновационной деятельности университета в области образовательных технологий, необходимо дать определение термину. Основными понятиями этой отрасли инновационной педагогики являются «дистанционное образование» и «дистанционное обучение».
Сложившаяся ситуация фактически требует изучения условий оптимального профессионального развития личности и разработки технологий, оказывающих положительное влияние на этот процесс. Обучение личностному развитию, помимо традиционных форм и методов, которые зарекомендовали себя, также предполагает использование методов развития: интерактивные лекции, моделирование профессиональных ситуаций, деловые игры, игровые упражнения, тренинги. В реализации этих технологий важная роль отводится педагогу. В процессе внедрения педагогам необходимо занять новую должность педагога-фасилитатора.
Термин «дистанционное образование» впервые был использован в списке заочных курсов в Университете Висконсина в 1892 году [3] и отражает конкретный случай заочного образования (заочное/домашнее обучение), то есть обучение по месту жительства, отличному от учебного заведения. Следует отметить, что до середины 1970-х годов этот термин определял форму заочной формы обучения. «Дистанционное обучение» используется в сочетании с термином «дистанционное образование» в зарубежной литературе и образовательной практике, отражая фактический процесс обучения. В русском языке понятия «образование» и «обучение» имеют разные значения. Понятие «образование» включает в себя как результат обучения и воспитания человека, что проявляется в формировании системы знаний, умений и навыков, как и формирование личностных качеств [5]. В данном случае термин «дистанционное образование» относится к образованию, полученному с использованием телетехнологий (в форме дистанционного обучения).
Фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) используется в психологии для обозначения процесса и феномена оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы вследствие воображаемого или реального присутствия другого человека или группы людей. Фасилитация может быть случайной, неосознаваемой или осознаваемой и целенаправленной, если осуществляется фасилитатором.
В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания К. Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. К. Роджерс стремился преодолеть обезличенность воспитания в учебной среде, обращаясь к интересам обучаемого, к возможностям стимулировать и развивать именно личностный подход [11].
В то же время мы подчеркиваем, что преимущество создания благоприятных условий обучения предотвращает потенциальное отчуждение обучающихся в образовательном процессе, поскольку гуманистическое взаимодействие, интерактивные методы обучения помогают каждому человеку приобрести ценный психосоциальный статус, место среди сверстников, в семье, в школе и в обществе в целом [2, 3, 4]. Затем происходит личностный рост, потребность в самосовершенствовании; формируется Я-концепция, в которой различаются Я-идеальное и Я-реальное. Концепция технологии образования по продвижению обучения основана на свободе: свободе обучения, свободе выбора, свободе как неотъемлемом состоянии человеческой природы [5].
Чтобы положения концепции педагогической фасилитации, не всеми профессионалами принимаемые, получили свое развитие, необходима смена психологических и педагогических позиций педагогов. Среди них, прежде всего, ценностно-смысловые ориентации для создания атмосферы доверия, сочувствующего понимания, заботы, искренности, достижения толерантности. Анализируя концепцию фасилитирующей психологии и педагогики и адекватные ей образовательные технологии, мы сделали вывод, что образовательный процесс, ориентированный на фасилитирующую деятельность и общение, может быть определен как самоорганизующаяся система и как доминанта, необходимая для развития инновационной культуры личности в любом возрасте.
Итак, речь идет о реализации андрагогической модели и реализации андрагогических способностей. Как и в модели обучения, она не должна ограничиваться тем фактом, что педагог «знает свой предмет и ясно представляет его». Развивая эти идеи, С.Г. Вершловский писал: «... Нужны репетиторы, модераторы и содержание их деятельности заключается не столько в передаче знаний, сколько в ознакомлении взрослых с способами и средствами, позволяющими им использовать свои резервы для решения профессиональных и других важных задач. Особое внимание уделяется умению консультировать, что создает атмосферу доверия» [1].
Подтверждая эту мысль, стоит отметить, что фасилитация профессионального обучения (андрагогическая) предполагает поддержку различных образовательных структур в любом возрасте, вплоть до повышения квалификации специалистов, непрерывного обучения [10]. В целом, в условиях непрерывного обучения, основанного на феноменологической теории реализации личности, может быть использована концепция педагогической фасилитации, в которой педагог рассматривает студентов как носителей инновационной культуры. Основная идея концепции определяется внешними и внутренними факторами, определяющими развитие личности носителя инновационной культуры. Реализация личности студента как носителя инновационной культуры - это своего рода гуманистически ориентированная педагогическая деятельность, основанная на личностно ориентированных отношениях педагога и студента, направленная на достижение более успешного овладения образовательными инновациями.
Педагогическая фасилитация как процесс - это усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счёт их стиля общения и особенностей личности педагога и обучающегося.
Концепция педагогической фасилитации - методологические, теоретические и практические основы гуманистически ориентированного образовательного процесса, построенного на принципах доверия, эмпатии, безусловного принятия, реализация которых в образовании актуализирует личность студентов как носителей инновационной культуры в ситуации поддержки и сотрудничества. Основная идея этого подхода состоит в том, что человек может найти в себе огромный ресурс
самопознания, изменяя свои концепции и поведение. Доступ к этим ресурсам возможен при трех условиях, способствующих созданию определенной психологической атмосферы удобства:
- последовательное самовыражение в общении, аутентичность, искренность;
-позитивное отношение и принятие других;
- эмпатия.
В контексте дистанционного обучения все более популярными становятся интерактивные лекции, дискуссионные площадки, деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций. Для простоты и удобства восприятия информации некоторые преподаватели перешли от обычного формата текстовых файлов к визуализации в презентациях. Обычная форма лекций в настоящее время в основном проводится на платформе, которую студенты часто используют для общения.
Просмотр видеоматериалов с помощью проектора заменяется презентациями на экране или ссылками на видео и вебинары, доступные в Интернете. В контексте дистанционного образования педагог использует онлайн-доски, трекеры задач и различные другие облачные программы. Этот формат предполагает возможность разделения на мини-группы. Каждый студент видит вклад другого в общую работу, может комментировать и даже голосовать за понравившийся вариант. Использование онлайн-досок и других подобных ресурсов распределяет нагрузку и ответственность между всеми членами группы, активизируя их интерес к процессу обучения. В условиях поддержания активной рабочей атмосферы и стимулирующих моментов соперничества между группами или паттернов совместного творчества преподаватель-модератор активизирует физическое и эмоциональное участие студента [5]. Ценность использования перечисленных методик в контексте дистанционного образования заключается в формировании у студента самостоятельности и ответственности за себя, свои действия и получаемую информацию. Практическая ценность приобретенных знаний, навыков и информации в дальнейшем отражается на всем процессе обучения. Студенты развивают способность быстро фильтровать объем знаний, чувствовать себя более комфортно и уверенно в обширных областях доступной цифровой среды, а также приобретают способность самостоятельно формировать образовательные запросы или эффективно искать недостающую информацию [9].
Выводы. Таким образом, учитывая вышеизложенное, отметим, что условия дистанционного обучения не только открывают новые возможности для преподавателей и студентов, с новым видением совершенствования реализации традиционных форм обучения, но и организует апробацию различных форм индивидуального обучения, способствует педагогическому взаимодействию со студентами, помогают создать психологическую атмосферу, положительно влияющую на интерес к индивидуальной деятельности, внимание и образовательный процесс, а также формирует ответственность за самостоятельную работу и работу всей группы в целом. В заключение подчеркнем, что образовательная организация, интегрируя дистанционное обучение в сферу своей профессиональной деятельности, на практике предоставляет обществу больше форм образования и развития, тем самым действуя на национальном уровне.
Литература:
1. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2018. - № 8. - С. 3-8.
2. Дудина М.Н., Загоруля Т.Б. Андрагогика и педагогика: проблемы преемственности и взаимосвязи. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2018. - 244 с.
3. Жижина И.В., Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации // Образование и наука. -2017. - №2(2).
4. Загоруля Т.Б. Педагогическое проектирование модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании. - Изд-во УГГУ, Екатеринбург. - 2015. - 205 с.
5. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. -Екатеринбург, 2016.
6. Иванова Е.Н. Фасилитация. - СПб, СПбГУ, 2018. - 152 с.
7. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2017. - 190 с.
8. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 2017
9. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии, 2016. - №6.
10. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
11. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. - 2018. - №11.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна
Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат экономических наук Тихонов Юрий Алексеевич Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна
Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация. Рассмотрены проблемы воспитания у обучающихся навыков обеспечения собственной информационной безопасности в условиях противостояния современным цивилизационным вызовам. В результате теоретического анализа выделены понятия цивилизационного вызова современности, информационной безопасности обучающегося; определены виды, культурно-мировоззренческие и социально-экономические предпосылки цивилизационных вызовов современности.
Ключевые слова: информационная безопасность обучающегося, цивилизационные вызовы современности, рискогенные факторы, глобализация, виртурализация, воспитание личности.
Annotation. The problems of educating students in the skills of ensuring their own information security in the conditions of countering modern civilizational challenges are considered. As a result of the theoretical analysis, the concepts of the civilizational