Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИЕ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС / ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна

В статье рассмотрено значение певческой деятельности в музыкальном и нравственном развитии детей дошкольного возраста. Проведен анализ исследований о значении пения в развитии и воспитании детей. Выявлены условия развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SINGING IN THE MUSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN: HISTORICAL AND THEORETICAL ANALYSIS

The article examines the importance of singing in the musical and moral development of preschool children. The analysis of studies on the importance of singing in the development and upbringing of children has been carried out. The conditions for the development of the singing voice of preschool children have been identified.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

приезда скорой помощи (18%) или растеряются (29%). Только 25% опрошенных второй группы попытаются оказать помощь или будут ждать прибытия квалифицированной медицинской помощи (30%), остальные - растеряются.

Полученные данные свидетельствуют, что изучение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» способствует формированию теоретических знаний и практических навыков по оказанию первой помощи. К аналогичным выводам пришли исследователи, анализирующие влияние данной дисциплины на формирование у студентов педагогических вузов медицинской культуры [141. Важную роль в освоении данного курса имеют практические занятия, на которых у обучающихся формируются навыки оказания первой помощи, а значит и уверенность в себе, что подтверждается результатами опроса бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности». Таким образом, обучающиеся профильных направлений подготовки совместно с преподавателями могут создавать волонтерские группы для популяризации теоретических знаний и практических навыков по оказанию первой помощи в форме бесед, презентаций, интерактивных занятий и мастер классов.

Выводы. У опрошенных обучающихся был выявлен разный уровень теоретических знаний в области медико-биологической культуры и практических навыков и умений, необходимых для оказания первой помощи.

Важную роль в формировании практических навыков по оказанию первой помощи при несчастных случаях и неотложных состояниях имеет изучение дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», что подтверждается результатами опроса респондентов, изучавших ее в вузе. Для формирования практических навыков необходимо при проведении практических занятий максимально приближать обучающихся к реальной обстановке путем использования тренажеров, манекенов, фантомов, имитаторов ранений и использования современных инновационных педагогических технологий обучения.

Бакалавры профильных подготовок («Безопасность жизнедеятельности») обладают достаточным уровнем теоретических знаний и сформированных практических навыков по оказанию первой помощи, которые могут уверенно применять в экстренных ситуациях.

Литература:

1. Король В.В. Методические основы профилактики школьного травматизма / В.В. Король, В.А. Пашкова, С.А. Копылов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. -2018. - № 3 (80). - С. 279-282.

2. Уэлиев С.Д. Эпидемиология и профилактика детского травматизма / С.Д. Уэлиев, Е.С. Утеулиев, М.К. Сапарбеков // Вестник Казахского Национального медицинского университета. - 2018. - № 3. - С. 363-365.

3. Абдуразаков У.А. Проблемы травматолого-ортопедической службы в Республике Казахстан / У.А. Абдуразаков // Хирургия Казахстана. - 1995. - № 5 (6). - С. 10-15.

4. Фалеев М.И. Культура безопасности: необходимость и пути формирования / М.И. Фалеев // Гражданская защита. -2010. - № 8. - С. 13-15.

5. Популярная медицинская энциклопедия / В. Покровский. - 1991. - 688 с.

6. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний / Г.П. Артюнина, С.А. Игнатькова. - М.: Академический проект. 2004. - 560 с.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292676&fld=134&dst=100343,0&md=0.7454580999064473 #07977779352184613.

8. Савчук М.И. Безопасность жизнедеятельности (Электронное учебное пособие). - Режим доступа: http ://eos.ibi.spb.ru/umk/ 1_17/index.html.

9. Петровский Б.В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени / Б.В Петровский // Военно-медицинский журнал. - 1990. - № 7. - С. 13-14.

10. Правовые аспекты оказания первой помощи. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.su/5_19302_pravovie-aspekti-okazaniya-pervoy-pomoshchi.html.

11. Ефимова В.М. Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в подготовке будущих специалистов /

B.М. Ефимова, Н.Н. Скоромная, Л.П. Яцкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54 (2). -

C. 115-122.

12. Ибрагимова Э.Э. Использование интерактивных методов в процессе подготовки бакалавров профиля «Безопасность жизнедеятельности» / Э.Э. Ибрагимова // Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. - 2019. - Вып. 5 (12). - С. 25-29.

13. Robles-De-La-Torre G. The Importance of the Sense of Touch in Virtual and Real Environmentes / G. Robles-De-La-Torre // IEEE Multimedia: Special issue jn Haptic User Interfaces for Multimedia Systems. - 2006. - № 13 (3). - Р. 24-30.

14. Щелчкова Н.Н. Влияние курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на формирование у студентов медицинской культуры / Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5. - С. 102-112.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИСТОРИКО-

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассмотрено значение певческой деятельности в музыкальном и нравственном развитии детей дошкольного возраста. Проведен анализ исследований о значении пения в развитии и воспитании детей. Выявлены условия развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: пение, певческий голос, певческие навыки, фольклор.

Annotation. The article examines the importance of singing in the musical and moral development of preschool children. The analysis of studies on the importance of singing in the development and upbringing of children has been carried out. The conditions for the development of the singing voice of preschool children have been identified. Keywords: singing, singing voice, singing skills, folklore.

Введение. В современном мире становится глобальной проблемой угроза духовного оскудения детей и подростков, у большинства современных детей теряются нравственные ориентиры. А музыка, пение помогают сохранить духовность, решают задачи нравственно-эстетического воспитания, ребенок, который с детства дружит с музыкой, тянется к прекрасному, с малого возраста учится оценивать красоту, гармонию.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.С. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у старших дошкольников формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни (пробуждение чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира).

По решению Министерства культуры и министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2013 году принял концепцию проекта «Музыка для всех», которая осуществляется в Республике Саха (Якутия) с 2013 по 2022 годы. Одним из основных направлений проекта является обеспечение доступности музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия) путем интеграции общего и музыкального образования в разных формах, в том числе путем создания раннего обучения основам игры на музыкальных инструментах в ДОО и школе.

Принятие концепции дало толчок новому развитию музыкального воспитания и образования в образовательных учреждениях. В настоящее время в школах и садах республики внедряются различные авторские методики музыкального воспитания. Большое внимание уделяется обучению игре на музыкальных инструментах и обучению пению, как самому массовому и доступному виду музыкальной деятельности. Действительно, пение открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к музыкальной деятельности и является средством усвоения музыкального языка родной национальной культуры.

Изложение основного материала статьи. Проблему развития методологических основ музыкального воспитания, возможностей развития певческих способностей в нашей стране изучали известные музыковеды-педагоги О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Н.П. Гродзенская, М.А. Румер, Н.А. Ветлугина, Е.И. Максимова, В.Н. Шацкая и др.

В настоящее время отечественная музыкальная система имеет богатый опыт и разнообразные исследования, изучающую природу детского голоса и методику обучения детей пению. Данную проблему глубоко изучали Т.И. Глушакова, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, М.А. Медведева, Г.П. Стулова, Н.Н. Добровольская и др.

Кроме разработки методики музыкального воспитания, одним из важных вопросов всегда являлось использование в музыкальном воспитании и обучении детей музыкального фольклора, народного творчества. С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.Л. Маслов в своих трудах еще в дореволюционное время обозначали данную проблему как основную, одну из важнейших вопросов музыкального воспитания. Известные во всем мире концепции Карла Орфа и Золтана Кодая также опираются на национальный музыкальный фольклор.

При всем этом, несмотря на многочисленные исследования ведущих ученых в области музыкального воспитания дошкольников, богатство якутского фольклора, до сих отсутствуют исследования, которые направлены на изучение возможностей якутского песенного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста, нет методик обучения пению якутских песен в стиле «дэгэрэн» и «дьиэрэтии», обучение детей песенному фольклору (тойук и олонхо) в основном происходит интуитивно и опираясь на собственный опыт педагога.

Значение пения, его влияние на развитие музыкального вкуса, воспитание нравственных качеств ребенка, развитие музыкальных способностей - развитие ладового чувства, ритмического, тембрового, звуковысотного слуха отмечали многие исследователи музыкальной педагогики и психологии (Е.И. Алмазов, В.М. Бехтерев, Н.Л. Гродзенская, Б.Л. Яворский и др.).

Доктор Е.И. Алмазов отмечал, что пение оказывает могущественное эмоциональное воздействие на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом - этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать [1]. Учеными доказано влияние пения на развитие артикуляционного аппарата. Развитие речи через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонирования, дикцией. О.П. Радынова - педагог, ученый-исследователь в области музыкальной культуры детей дошкольного возраста отмечает, что воздействие пения на физическое развитие детей очевидно, «...оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания» [9, С. 68].

Одним из важных вопросов в обучении пению детей является вопрос о гигиене и охране певческого голоса детей. Так как голосовой аппарат детей отличается от взрослых, работа по развитию певческих навыков должна быть очень аккуратной, грамотной, поскольку голосовые связки детей очень тонкие, хрупкие, короткие.

Особое значение в обучении пению детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет вопрос об охране детского голоса. Работа с детским голосом должна быть очень осторожной и грамотной, так как педагог имеет дело с неокрепшим, растущим организмом, очень нежным и хрупким голосовым аппаратом.

Доктор И.И. Левидов и Е.М. Малинина предложили основные принципы обучения детей пению: нельзя допускать, чтобы дети пели форсированно, как при обучении, так и при исполнении на праздниках, концертах и конкурсах. Также необходимо работать над правильной артикуляцией, правильным дыханием, с учетом индивидуального тембра, Нужно воспитать у детей звонкость, серебристость звучания.

Для развития музыкального слуха уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные говорящие и поющие голоса, а не грубые окрики. Наиболее благоприятные условия для музыкального и вокального развития имеются в детских садах. В детском саду систематически проводятся музыкальные занятия, и практически на каждом музыкальном занятии дети с удовольствием поют, что является очень важным для развития голоса, происходит тренаж голосового аппарата. Дети поют, главным образом, как отмечает Г.П. Стулова, за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и невелик по силе [10].

Д.Е. Огороднов, отмечая огромную роль вокального воспитания на умственное развитие детей, писал о необходимости создания системы всеобщего певческого воспитания детей в школе, «которая позволила бы музыкально воспитать всех детей, включая слабых, которая помогла бы всем детям развить свой голос, научиться петь по нотам, стать музыкально грамотными» [7, С. 5-8].

Как уже указывали выше, одним из эффективных средств развития музыкальной культуры и певческих навыков детей является музыкальный фольклор. Б.В. Асафьев считал, что в ритмах народных напевов «люди ощущают свои жесты, позы и движения во время знакомой им всем работы и игры». «Возможно даже, что пульсация крови, протяженность вдоха и выдоха и сходный ритм дыхания оказывают воздействие на длительность фраз и периодов, на расстановку цезур, характер орнаментов и на диапазон напевов» - пишет ученый [2, С. 100].

Г.М. Науменко пишет о народных песнях: «Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных песен, но и нередко способствуют возникновению

индивидуальных вариантов фольклорных образцов... Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. » [5, С. 6].

Отмечая несомненную роль музыкального фольклора Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина, П.С. Сорокин, Н.Н. Гилярова, Г.М. Науменко, Е.В. Никольская, В.Н. Медведева и др. музыканты-фольклористы подчеркивают, что процесс сохранения национальных корней не должен приводить к самоизоляции. Обращение к фольклору разных народов особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения (например, как наша Республика Саха (Якутия).

Большой знаток народной словесности С.А. Новгородов отмечал: «Поэтическая жилка свойственна каждому якутскому мальчику и якутской девочке: поедет ли первый верхом на быке за дровами, пойдет ли вторая за водою с коромыслом на плечах - оба запоют свои импровизированные тут же песенки, в которых то воспеваются красота и аромат весенней растительности, вызванной к жизни действием лучей «ласкового белого солнца», то изливается горе или радость молодой, но восприимчивой к переживаниям души. Вопрос сводится лишь к технической стороне песенок, зависящих от дара и возраста поющего или поющей. Наиболее даровитые из них получают всеобщее признание певцов» [6, С. 70]. Народная память хранит имена известных певцов-импровизаторов: М.Н. Ионовой, И.Е. Кулаковского-Оонньуулаах Уйбаан, П.А. Охлопкова-Наара Суох, С.А. Зверева-Кыыл Уола и многих других.

Значительное место в традиционном репертуаре якутских народных песен занимают тойуки. Имеются мифы-тойуки о мироздании и временах года, песни-тойуки о родных местах. Это большие описательные тойуки, в которых дается развернутая картина сотворения земли, поются они в стиле «дьиэрэтии» [12].

«Дэгэрэн» - по-русски означает подвижно, ритмично, порывисто. Это один из распространенных в наше время типов якутской народной песни с наиболее европеизированным мелодическим рисунком. Они не требуют от исполнителя специфической горловой вибрации. Своеобразие и колорит якутской песни передаются при помощи обычных европейских мелизмов. Якутский композитор, музыковед М.Н. Жирков выделяет разновидности «дэгэрэн», например, «таналай ырыата» (небные песни), хонсуо ырыата (песня с помощью резонаторов носовых полостей).

Песни типа «дьиэрэтии» по-русски - протяжно, плавно. Имеют еще название «дьиэ-буо», которое дано народными певцами как краткое вступление почти ко всем песням, в переводе означающим «ну вот». Значение их, очевидно, такое -певец перед тем как петь, как бы призывает внимание слушателей: «Ну вот, начинаю, слушайте». Мелодия песен типа «дьиэрэтии» большей частью связана с былинно-сказочными напевами [4].

Как отмечает в своей монографии профессор Ю.Е. Платонов, что «благодаря характерности и уникальности мелодии и музыкально-вокальных оборотов с применением кылысаха (мелизма), песни олонхо до сегодняшнего дня служат эталоном национального звуковедения. Кылысах - достояние народа саха, присущее только ему, это мелодическое украшение одной ноты сольного пения, близкое к форшлагу, получившее общее название мелизма, пришедшее благодаря носителям» [8].

Известный якутский философ, профессор Ксенофонт Уткин-Нуьулгэн пишет об особом отношении якутов к пению. Он считает, что якутский народ относится к песне также, как к жизни. Человек - Жизнь - Песня - это триединство. Они призваны оберегать Мудрость - Красоту - Духовность. И пока этот треугольник целостен, един, всегда будет существовать надежда вера в лучшее, в будущее [11, С. 10-12].

В настоящее время в республике педагоги-музыковеды отмечают такие актуальные проблемы в песенном искусстве, как проблемы создания современных песен, качества исполнения песен, разработки методики обучения пению якутских детей с учетом своеобразного лада - пентатоники (Г.Г. Алексеева, Р.И. Винокурова, Ю.Е. Платонов и др.).

Для решения этих проблем Ю.Е. Платонов предлагает внедрить Концепцию профессиональной школы пения, основной целью которой будет являться возрождение и развитие певческой культуры народа саха на профессиональной основе, основополагающей идеей концепции ПНШП является возрождение национальных традиций певческой кульутры народа саха. Основной акцент автор делает на развитии этнического пения: формирования певческого звука с сохранением и развитием национального колорита, формирования певческого кылысаха, обучение технике владения особенностью национального пения и т.д.

Исследователь М.Т. Гоголева характеризует приобщение детей к ценностям фольклора как сложный процесс с характерными особенностями, в котором «опора на жанровые признаки, учет психологии развития ребенка, восприятия им эстетической природы жанров могут быть ключевыми составляющими в разработке методики изучения устного народного творчества на уроках литературы. Сегодня очень важно, чтобы богатство народного фольклора наиболее полно, эффективно и адекватно своим возможностям использовалось в образовательном процессе» [3].

Выводы. Таким образом, особое значение в развитии певческого голоса детей имеет правильно отобранный репертуар, который необходим для обеспечения процесса обучения пению. Помимо развития специальных певческих навыков, он должен соответствовать различным качественным критериям: быть художественно значимым, доступным и интересным детям, стимулировать развитие эмоционального восприятия и творческого мышления. Также на сегодняшний день особо актуальными проблемами являются вопросы приобщения детей дошкольного возраста якутскому фольклору, разработки методики обучения якутским песням дошкольников с учетом специфики якутского песенного творчества.

Литература:

1. Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса / Е.И. Алмазов. - М., 1963.

2. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л., 1973. - С. 100.

3. Гоголева, М.Т. Якутский фольклор: образовательный потенциал / М.Т. Гоголева [Электронный ресурс]: Монография. - Электрон. текст. дан. (2 МЬ). - Краснодар, 2014.

4. Жирков, М.Н. Якутская народная музыка / М.Н. Жирков; [Предисл. Г. Алексеевой]. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 118 с.

5. Науменко, Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество / Запись, нотация, составление и примечания Г.М. Науменко. Вступ. статья Г.М. Науменко, Г.Т. Якуниной. - М.: Советский композитор, 1988. - 192 с.

6. Новгородов, С.Л. Первые шаги якутской письменности / С.Л. Новгородов. - М.: Изд. «Наука». - М., 1977. - С. 70.

7. Огороднов, Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Д.Е. Огороднов. - Л.: Музыка, 1972. - 152 с.

8. Платонов, Ю.Е. Певческое искусство народа - лицо нации: Монография / Ю.Е. Платонов. - Якутск: Изд-во якутского ун-та, 2006. - 92 с.

9. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2000. - 158 с.

10. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.

11. Уткин, К.Д. Философские воззрения о якутской песне Саха ырыата кэм-кэмрдии тэтиминэн / К.Д. Уткин; Сост. А.К. Калиниский, В.И. Калининиская. - Якутск: Кемуел, 2012. - 256 с.

12. Якутские народные песни: Сборник фольклорных произведений / Пер. с якутского А. Плитченко. Худож. Е. Заболоцкая. - Якутск: Кн. изд-во, 1988. - 288 с.

Педагогика

УДК 371.3

преподаватель кафедры английской филологии и переводоведения Кадырова Карина Камильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества дистанционного обучения в университетах. Особое внимание автор уделяет форме технологии дистанционного обучения. Изучается роль и место курсовых проектов в обучении. Данная статья основана на современных требованиях к совершенствованию современных технологий в среде электронного образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, технология, чат-класс, конференц-связь, присутствие.

Annotation. This article discusses the advantages of distance learning at universities. The author pays special attention to the form of distance learning technology. The role and place of course projects in training is being studied. This article is based on modern requirements for the improvement of modern technologies in the e-education environment.

Keywords: distance learning, technology, chat class, conference communication, presence.

Введение. Технологическая революция 1960-х годов привела к росту общественного интереса к укреплению образования. Традиционные формы образования, существовавшие в то время, не могли удовлетворить быстро растущий спрос на профессиональную подготовку на производстве. Начало 1970-х годов можно рассматривать как период становления дистанционного образования в мире, активного процесса создания высших учебных заведений и внедрения программ дистанционного образования в университетах. Университеты дистанционного образования должны использовать традиционные и инновационные методы обучения, методы и формы, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, для проведения масштабной подготовки и переподготовки специалистов в различных областях. С конца 1960-х до начала 21 века в мире было создано более 700 таких университетов [6].

Современная модель образования, разработанная в Федеральном целевом плане «Создание открытой системы образования в России» (2000 г.), основана на мировоззрении. Ее отличительными особенностями являются: целостность, междисциплинарность, открытость познавательных процессов и интеграция различной информации в целях обучения. Поэтому принцип междисциплинарной интеграции следует использовать в качестве основного механизма оптимизации процесса профессиональной подготовки современных специалистов.

Изложение основного материала статьи. Технология дистанционного обучения основана на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей, в то время как подключение устраняет проблему расстояния и обеспечивает более быструю связь между преподавателями и студентами. С одной стороны, компьютерные обучающие и контрольные программы помогают обучающимся быстрее и глубже осваивать учебные материалы, а с другой стороны, они позволяют педагогам управлять и контролировать уровень усвоения учебных материалов [6]. К примеру, в Великобритании большое значение придается формированию имиджа страны как мирового центра инновационных проектов в сфере образования. Сегодня британская система образования занимает лидирующие позиции среди стран ЕС по созданию образовательных порталов. В Великобритании насчитывается более 1300 колледжей и университетов, которые предлагают дистанционное образование. Более 1 миллиона иностранных студентов обучаются заочно в Великобритании, не покидая своей страны.

В 1960-х годах некоторые американские колледжи начали использовать телевидение для профессиональной подготовки корпоративных сотрудников, что привело к появлению дистанционного обучения в Соединенных Штатах. Эти проекты были успешными, и на этой основе в 1984 году был создан Национальный технический университет (НТУ), а к 1991 году в его состав вошли более 40 инженерных колледжей.

В Европе, в связи с созданием ряда университетов открытого дистанционного образования, финансируемых правительством, дистанционное образование интенсивно развивалось в начале 1970-х годов, и курсы проводились с использованием телевидения и радио. В последнее время все большее распространение получают компьютерные технологии. Современные технологические средства позволяют выбрать наилучшую модель обучения, что, безусловно, способствует продвижению дистанционного обучения в мире.

Организация дистанционного обучения во Франции осуществляется Национальным центром дистанционного обучения - NCDO (NCED). Это Национальный центр дистанционного обучения (CNEC), созданный правительством в 1939 году для детей, которые не могли посещать обычные школы из-за болезни или инвалидности, а также в связи с началом Второй мировой войны.

С 2003 года Россия является участником Болонского процесса, целью которого является объединение и координация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого европейского пространства высшего образования [5]. В рамках Болонского процесса отдельного внимания заслуживают «дистанционное обучение и электронные курсы». Именно этот параметр очень важен для учета и анализа факторов, связанных со сложной инфраструктурой крупных российских территорий и отдаленных районов. Для жителей получение качественного высшего образования является серьезной проблемой.

6 мая 2005 года Министерство образования и науки Российской Федерации подписало Приказ № 137 «Об использовании технологий дистанционного обучения», который гарантирует право студентов на получение образовательных программ непосредственно по месту жительства.

С началом глобального кризиса в 2020 году всем учебным заведениям было приказано обеспечить реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и технологий дистанционного обучения. Нынешняя ситуация показала, насколько актуальна эта форма взаимодействия университетов и студентов [9].

Опыт использования различных методов дистанционного обучения включает в себя учебно-методический комплекс, предназначенный для того, чтобы студенты могли самостоятельно изучать основные понятия предмета. Курс представлен с различным содержанием: презентации, заметки, формы для длительного чтения, видео, аудиозаписи, электронные библиотеки и т.д. Все файлы просты в использовании в мобильном приложении и позволяют студентам самостоятельно изучать материалы в любое время и выходить в Интернет из любого удобного места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.