Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фроленков Василий Николаевич

В статье рассматривается модель связи между физической культурой и здоровьем, которая относится к целостной, оздоровительной концепции здоровья, учитывает психологические, эмоциональные и когнитивные показатели по отношению к физической активности. Здоровье отражает уровень жизни и санитарное благополучие, непосредственно влияет на продолжительность жизни и производительность труда, обороноспособность, экономику и благосостояние, нравственный климат и активность людей. Технический прогресс, содействовав улучшению здоровья, за счет развития науки и медицины, улучшения экономических условий жизни, вместе с тем изменил образ жизни человека, создал новые проблемы для его здоровья и жизнедеятельности. Это проявилось в первую очередь резким ростом заболеваемости сердечно - сосудистыми, нервно - психическими, обменными, злокачественными, аллергическими и иммунодефицитными заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фроленков Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROMOTION IS A FACTOR OF PERSONAL PHYSICAL SECURITY

The article considers a model of the relationship between physical culture and health, which refers to a holistic, wellness concept of health, takes into account psychological, emotional and cognitive indicators in relation to physical activity. Health reflects the standard of living and sanitary well - being, directly affects life expectancy and labor productivity, defense capability, economy and well - being, moral climate and activity of people. Technological progress has contributed to improving health, through the development of science and medicine, improving economic living conditions, at the same time changed the way of life of a person, created new problems for his health and vital activity. This was manifested primarily by a sharp increase in the incidence of cardiovascular, neuropsychiatric, metabolic, malignant, allergic and immunodeficiency diseases.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ - ФАКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ HEALTH PROMOTION IS A FACTOR OF PERSONAL PHYSICAL SECURITY

Фроленков Василий Николаевич

преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Frolenkov Vasily Nikolaevich

lecturer

department fire training and activities of internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается модель связи между физической культурой и здоровьем, которая относится к целостной, оздоровительной концепции здоровья, учитывает психологические, эмоциональные и когнитивные показатели по от -ношению к физической активности. Здоровье отражает уровень жизни и санитарное благополучие, непосредственно влияет на продолжительность жизни и производительность труда, обороноспособность, экономику и благосостояние, нравственный климат и активность людей. Технический прогресс, содействовав улучшению здоровья, за счет развития науки и медицины, улучшения экономических условий жизни, вместе с тем изменил образ жизни человека, создал новые проблемы для его здоровья и жизнедеятельности. Это проявилось в первую очередь резким ростом заболеваемости сердечно-сосудистыми, нервно-психическими, обменными, злокачественными, аллерги-ческими и иммунодефицитными заболеваниями.

Abstract. The article considers a model of the relationship between physical culture and health, which refers to a holistic, wellness concept of health, takes into account psychological, emotional and cognitive indicators in relation to physical activity. Health reflects the standard of living and sanitary well-being, directly affects life expectancy and labor productivity, defense capability, economy and well-being, moral climate and activity of people. Technological progress has contributed to improving health, through the development of science and medicine, improving economic living conditions, at the same time changed the way of life of a person, created new problems for his health and vital activity. This was manifested primarily by a sharp increase in the incidence of cardiovascular, neuropsychiatric, metabolic, malignant, allergic and immunodeficiency diseases.

Ключевые слова: физическая активность; здоровье курсантов.

Keywords: physical activity; cadets' health.

Огневая подготовка является составной частью подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД) наряду с физической подготовкой, что немаловажно для работы в Министерстве внутренних дел (МВД). Поэтому в числе основных задач вузов МВД является физическое воспитание, которое способствует повышению тру-

довой активности человека, экономической эффективности производства. В настоя -щее время со стороны государства отмечается повышенное внимание к совер-шенствованию физического воспитания будущих сотрудников ОВД. Вузы как учреждения профессионального образования в системе МВД выступают организаторами целенаправленной работы не только по сохранению и укреплению здоровья обу -чающихся, развитию их функциональных возможностей, совершенствованию физи -ческой подготовленности, но и обеспечению психофизической готовности к трудо -вой деятельности курсантов и слушателей.

Концепция здоровья это главная «ценность жизни», занимающая высший уро -вень в иерархии потребностей человека [1, с. 119]. Параметры здоровья являются консолидирующими показателями психофизиологической адаптации личности, а также обеспечивает конкурентоспособность на трудовой бирже. Это отражено в формировании компетенций здоровьесбережения будущего специалиста как го -товности конструировать собственную траекторию успешности. Динамичность современного общества во всех сферах определяется чрезмерным психофизиологи -ческим напряжением резервных возможностей юношеского возрастного периода.

Ларгеттность процесса, в рамках влияния на молодежь, обеспечивает феде-ральный государственный образовательный стандарт высшего образования по различным направлениям подготовки как бакалавров, так и магистров. Субъектив -ная оценка состояния здоровья, определение особенностей образа жизни, фак-торов риска и предпочтений в использовании средств укрепления здоровья является одним из методов реализации государственной программы, направленной на «обеспечение национальных интересов; реализацию стратегических национальных приоритетов в сфере формирования здорового образа жизни; профилактики неинфекционных заболеваний у населения Российской Федерации».

Субъективные установки и ориентации здоровьесбережения обучающихся, не занимающихся спортом в реальных условиях жизнедеятельности характеризуются консервативным представлением о параметрах психофизиологических функций. Первостепенной задачей в данном случае является формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области целевого применения здоровьесбере-гающих технологий, которые актуально отражены в образовательных стандартах нового поколения для всех уровней образования [2, с. 332].

Здоровье курсантов является очень важным фактором, влияющим на образова -тельный процесс и в перспективе на экономическое развитие страны. В соответст -вии с положениями Посланий Президента страны Федеральному Собранию Российской Федерации (РФ), Стратегии национальной безопасности России, Указа Прези -дента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» приоритетом в сфере образования определены, в частности, его инновационное развитие и фи -нансовое обеспечение в нестабильных геополитических условиях развития страны. К числу основных результатов реализации перечисленных документов в части здоровья курсантов можно отнести:

- доступность эффективного образования, путем учета особенностей инклюзив-ного образования;

- разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий в образователь -ную деятельность, формирование навыков здорового образа жизни обучающихся.

Не вызывает сомнений, что успеваемость студента в учебе напрямую зависит от его физического состояния для всех курсантов вузов МВД. Процесс адаптации сту -дентов к обучению в вузах МВД оказывает влияние на показатели физического, психического и социального состояния обучающихся с учетом особенностей образования.

Детерминированное взаимосвязь здоровья обучающихся и качества обучения оказалась особенно актуальной в современной эпидемиологической ситуации и ростом числа заболевших среди обучающихся, что объективно аргументирует необходимость вакцинации. Также следует отметить, что здоровье курсантов во время пандемии ухудшилось не только из-за распространения самого вируса, но и из-за перехода на дистанционное обучение. Дело в том, что значительно увели -чилась нагрузка на курсантов, что в свою очередь повлекло за собой сильное переутомление курсантов, нарушение режима сна и так далее. Также следует отметить тот факт, что с переходом на удаленный формат обучения курсантам приходилось проводить очень много времени за компьютерами, ноутбуками или другими устройствами, без возможности активных занятий по физической культуре и спорту. Современные проблемы развития институциональной среды непрерывного образо -вания в условиях развития цифрового образовательного пространства также иссле -дуются современными авторами.

В вузах МВД должно уделяться особое внимание физической культуре и спорту. Руководство вузов всегда активно участвует в разработке различных мер под -держки здоровья своих курсантов. Ежегодно проводятся плановые диспансериза -ции, также в вузах проводят различные санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия. В специальной литературе, посвященной исследованию проблем здорового образа жизни курсантов выявлены главные факторы, влияющие на состояние здоровья курсантов. Данная проблема, разумеется, трансформирова -лась в методах решения в условиях пандемии [3, с. 54].

К основным направлениям повышения здоровья обучающихся курсантов в условиях коронавирусной инфекции можно отнести:

- вакцинация студентов;

- обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисцип -лины) «физическая культура» высшего образования;

- увеличение сети спортивных клубов и обеспечение их участия в физкультурных и спортивных мероприятиях;

- развитие кадрового потенциала субъектов системы спорта;

- ресурсное обеспечение системы спорта;

- усиление взаимодействия между участниками образовательного процесса в осуществлении лечебно-профилактического сопровождения курсантов в целях по -вышения эффективности и качества образования в режимах онлайн и офлайн.

Реализации данных направлений, по нашему мнению, должно способствовать развитие риск-ориентированного подхода в управлении финансами вузов и госу-дарственно-частное партнерство. В целом представляется, что развитие новой эко-

системы в сфере высшего образования должно быть направлено на комплексный подход к формированию профессиональной траектории студента, а в будущем -молодого специалиста - в целях формирования его карьерной траектории с момента обучения с учетом создания условий повышения качества здоровья.

Связи между физической культурой и здоровьем были постоянными и разнообразными. В одни времена здоровье было основным аргументом, оправдываю -щим его наличие; в другие - преподаватели, как правило, дистанцировались от него, заявляя о своей образовательной деятельности в области обучения моторике. В настоящее время встает вопрос о том, являются ли здоровье и физическое благо -получие частью процесса обучения физической культуры [4, с. 61].

Для получения организмом пользы от физической активности рекомендуется учитывать частоту, интенсивность, продолжительность и вид физической нагрузки. Физическая активность определяется как любое движение тела, производимое скелетными мышцами, которое приводит к расходованию энергии. Однако связь меж -ду физической активностью и здоровьем также касается психологических и эмоциональных аспектов здоровья. В России вклад физического и спортивного образо-вания в здоровье учащихся подвергается сомнению, поскольку, чаще всего, он огра -ничивается только физической подготовкой.

В международной литературе выделяются две концепции, касающиеся связей между физической культурой и здоровьем. Биомедицинская (патогенная) модель фокусируется только на физическом здоровье. Она ориентирована на частоту и ин -тенсивность физической активности как показателя здоровья, независимо от харак -тера физической нагрузки. Модель, которая относится к целостной, оздоровитель -ной концепции здоровья, ценит учет психологических, эмоциональных и когнитив -ных показателей по отношению к физической активности. Недавние исследования российских преподавателей физической культуры показывают, что им трудно учитывать в своем обучении цель здоровья, которую пропагандируют программы для занятий физической культурой. Это наблюдение заставляет нас усомниться в качест -венной подготовке преподавателей физической культуры. Первоначальная подготовка преподавателей физической культуры в университете состоит из двух отдельных частей.

В ежегодных докладах ученые регулярно выражают сожаление в связи с неаде -кватностью или даже устареванием научных знаний, которые даются курсантам. Кажется, что условия подготовки к конкурсным экзаменам заставили будущих сотрудникам ОВД пренебрегать нынешними знаниями, которыми они располагают по диплому, с тем чтобы вернуться к знаниям, которые зачастую устарели или являются частичными. Остальная часть их подготовки сосредоточена на конкретных формах преподавания на занятии и, в соответствии, с дисциплинарными программами. Это уже не позволяет установить связь между поведением учащихся в отно -шении физической активности и теоретическими основами (психологическими, социологическими и так далее), которые позволяют анализировать такие явления, как:

- наличие или отсутствие интереса у студентов к физической активности;

- мотивация к занятиям физической активностью;

- потенциальные причины различного поведения девочек и мальчиков; специфика подросткового возраста в отношении физической активности.

В этих условиях здоровье иногда откладывается на второй план, но имеющийся опыт оправдывает такой выбор преподавания физической культуры, содержания или методов обучения. Вклад физической культуры в здравоохранение часто огра -ничивается вкладом физической нагрузки в сердечно-сосудистую систему, как среди учащихся, так и среди преподавателей физической культуры. Прежде всего, различные компоненты здоровья, такие как: физические, психологические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные, духовные, как правило, ограничиваются тремя: физические, психические, социальные и плохо функционируют. Что касается психологической литературы о связи физической активности и здоровья, то несколько тем являются стратегическими для понимания ориентации физической актив -ности. Эти темы будут иметь все основания для систематического преподавания в ходе начальной подготовки преподавателей физической культуры. Определены причины для занятий физической активностью: уменьшить стресс, поддержать вес в норме, быть энергичным, быть в хорошей форме, чувствовать себя хорошо, получить пользу для здоровья, профилактика заболеваний, проводить время с семьей, наслаждаться, улучшить свою сердечную систему, весело провести время, конкурировать с другими.

Эти причины не ограничиваются только физической подготовкой, они касаются всех аспектов здоровья. Более того, индивидуумом движет не одна, а несколько причин, которые применяются одновременно с различной интенсивностью. Стремление к здоровью и благополучию через физическую активность стало, по мнению некоторых социологов, культурным законом, проистекающим из ответственности и рациональности человека. Закон здоровья сочетается с социальным давлением в сторону худобы и внешнего вида. Исследования среди молодых людей указывают на существующие противоречия: тело, которое кажется «здоровым», может быть результатом «дурных причин», таких как искажение образа жизни или чувство ви -ны; оно также может порождать действия, которые неблагоприятны для здоровья (неправильное питание, чрезмерные физические нагрузки и так далее).

Забота о своем теле по функциональным причинам является «хорошей» причиной, если она не становится навязчивой. Программы физической культуры предусматривают список физических активностей, без учета того, что их выбор варьируется в зависимости от возраста. Наиболее востребованные курсантами виды деятель -ности (например, командные виды спорта) все меньше и меньше практикуются после того, как курсанты покидают систему образования. Вопросы, которые взрослые ассоциируют со своим досугом и физической активностью, все больше и больше принимают во внимание борьбу со стрессом и необходимость переориентиро -ваться на себя. Однако соответствующая физическая активность в физической культуре практически не рассматривается. Кроме того, давление дисциплинарных программ приводит к тому, что условия доступа к физическим нагрузкам игнори -руются. На самом деле физическая активность, преподаваемая на занятиях физической культурой, практикуются в рамках, которые иногда ограничены для взрослых,

получающих заработную плату, которые вынуждены работать в течение длитель-ного времени и нуждаются в транспортных средствах.

Кроме того, доступ к определенным структурам физической активности требует финансовых вложений. Другие виды деятельности, хотя и бесплатные, являются помехой: например, регулярная пробежка после рабочего дня иногда подразуме -вает пробежку в ночное время или в не совсем безопасном месте (общественный сад, лес и так далее., где нет освещения).

Размышления о том, как получить доступ к практике, и предложения о спосо -бах поддержания своего здоровья позволили бы более разумно подойти к выбору физических активностей для студентов или знаний, необходимых для самостоятельной практики. В дополнение к влиянию рабочих программ по преподаванию, мож -но отметить значительное влияние «мужских» концепций отношения к физической активности среди тренеров, таких как, акцент только на физическую форму. Это приводит к слабому учету специфики различных аудиторий и их отношения к во -просам физических нагрузок. Имеется обширная литература, в которой подробно описываются гендерные особенности способов участия в физических активностях. В результате социального давления и идеологий в обществе люди усваивают ген-дерные нормы, ожидания от организма, его возможности и ресурсы, которые должны быть оценены: мужчины склонны ассоциировать здоровье с физической формой, подчеркивая функциональные способности; женщины ассоциируют здоровье с худобой, управляя формой тела и сочетая физические нагрузки с питанием. [6, с. 86].

Однако тренеры и преподаватели сталкиваются со «спортом» через физическую активность на начальном этапе своей подготовки; многие из них продолжают заниматься самостоятельно, чтобы быть вовлеченными в спортивное движение [7, с. 137]. По этим причинам, физическая культура рассматривается с мужской точки зрения, оценивая конфронтацию, приверженность, принятие риска, победу и эф -фективность. Именно концепция связи с физической активностью подразумевает определенный тип здоровья и отношения к телу: усилия, а не равновесие, расходы, а не благополучие, конфронтация, а не умение слушать. Все эти данные способст -вуют тому, что преподаватели физической культуры, как мужчины, так и женщины, легче понимают связь между мальчиками и физической активностью (турбулентная, интенсивно занимающаяся). А взаимосвязь между девочками и физическими тренировками - более сдержанная, менее активная, и соответственно, восприни -мается не в полной мере. [8, с. 139]. Физическая культура и методы обучения с выбором и регулированием учебных ситуаций в большей степени соответствуют ожиданиям мальчиков. Это способствует сохранению, а затем и подтверждению постепенного отстранения от физической активности доли девочек.

Таким образом, можно констатировать, что кратко упомянутые здесь темы могли бы способствовать более глубокому анализу того, что курсанты ищут через физи -ческие нагрузки и связи между физической активностью и здоровьем, которые они ценят. Что еще более важно, они могут помочь преподавателям моделировать свое преподавание, с тем, чтобы оно способствовало здоровью курсантов не только с точки зрения физической подготовки, но и путем предоставления им средств для

понимания типов связей между здоровьем и физической активностью и их разно -образия, как с точки зрения отдельных лиц, так и с точки зрения различных этапов жизни, социального происхождения, возраста и пола, при том условии, что эти темы будут рассмотрены в ходе обучения курсантов.

Литература

1. Звягина Е. В., Харина И. Ф. Реализация мониторинга здоровья студентов на основе «дорожной карты» // В сборнике: Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. IX Международная научно-практическая конференция. (Челябинск, 30 апреля 2020 г.). Челябинск : Уральский государственный университет физической культуры, 2020. С. 119-123.

2. Звягина Е. В. Особенности образа жизни студентов вуза физической культуры, не занимающихся спортом // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.п.н., профессора В. Н. Зуева. (Тюмень, 17-18 октября 2019 г.). Тюмень : Вектор Бук, 2021. С. 332-335.

3. Мыльцева З. И. Здоровье обучающихся как условие повышения качества высшего образования // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 21 окт. 2021 г.) /редкол.: И. Л. Федотенко [и др.]. Чебоксары : Среда, 2021. C. 53-55.

4. Савчук Н. А., Тихонович М. И. Роль физической культуры и спорта в жизни человека и профессиональной подготовке сотрудника органов внутренних дел // Наука-

2020. 2021. № 5 (50). С. 60-65.

5. Иноземцев С. В. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола (Орел, 24 июня 2021 г.). Орел, Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2021. С. 85-88.

6. Алтунин А. Ю. Современные системы физической подготовки спортсмена стрелка // Наука-2020. 2021. № 3 (48). С. 136-139.

7. Хрыков И. С. Роль и место спорта в жизни и здоровье человека // Наука-2020.

2021. № 7 (52). С. 138-141.

References

1. Zvyagina E. V., Kharina I. F. [Implementation of student health monitoring based on the «roadmap»]. Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposobnost'. IX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. (Chelyabinsk, 30 aprelya 2020 g.) [The quality management system at the university: health, education, competitiveness. IX International Scientific and Practical Conference (Chelyabinsk, April 30, 2020). Chelyabinsk, Ural State University of Physical Education Publ., 2020, pp. 119-123. (In Russia).

2. Zvyagina E. V. [Features of the lifestyle of students of the University of physical culture who do not engage in sports]. Strategiya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya

sredstvami fizicheskoy kul'tury i sporta: tselevye orientiry, tekhnologii i innovatsii. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati d.p.n., professora V. N. Zueva. (Tyumen1, 17-18 oktyabrya 2019 g.) [Strategy for the formation of a healthy lifestyle of the population by means of physical culture and sports: targets, technologies and innovations. Materials of the International Scientific and Practical conference dedicated to the memory of Doctor of Medical Sciences, Professor V.N. Zuev (Tyumen, October 17-18, 2019). Tyumen, Vector Beech Publ., 2021, pp. 332-335. (In Russia).

3. Myl'tseva Z. I. [Health of students as a condition for improving the quality of higher education]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola (Orel, 24 iyunya 2021 g.) [Psychologically safe educational environment: design problems and development prospects. Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference (Tula, October 21, 2021). Cheboksary, Wednesday Publ., 2021. pp. 53-55. (In Russia).

4. Savchuk N. A., Tikhonovich M. I. Rol' fizicheskoy kul'tury i sporta v zhizni cheloveka i professional'noy podgotovke sotrudnika organov vnutrennikh del [The role of physical culture and sports in human life and professional training of an employee of internal affairs bodies]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 5 (50), pp. 60-65.

5. Inozemtsev S. V. Inozemtsev S. V. [Physical education in the system of professional training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola (Orel, 24 iyunya 2021 g.) [Improving the physical training of law enforcement officers. Collection of articles of the All-Russian Round Table (Orel, June 24, 2021)]. Orel, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanov Publ., 2021, pp. 85-88. (In Russia).

6. Altunin A. Yu. Sovremennye sistemy fizicheskoy podgotovki sportsmena strelka [Modern systems of physical training of an athlete shooter]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 3 (48), pp. 136-139.

7. Khrykov I. S. Rol' i mesto sporta v zhizni i zdorov'e cheloveka [The role and place of sport in human life and health]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 7 (52), pp. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.